Случились вместе два Астро́нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Анализ стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру» Ломоносова
Многие знают М.В. Ломоносова как великого русского ученого, труды которого известны во всем мире. Но кроме научно-исследовательской деятельности, Михаил Васильевич тяготел к изобразительному искусству, писательству и поэзии. Удивительная многогранность личности, талант и простое происхождение позволили Ломоносову донести всю суть вселенского закона до каждого, кто прочел его произведение «Случились вместе два астронома в пиру».
Стихотворение опубликовано в 1761 году и повествует о жарком споре между двумя светилами науки – Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником, который разрешается шутливым высказыванием повара. Действующие лица являются лишь символами противоречащих друг другу точек зрения – Земля ли вращается вокруг Солнца, или Солнце крутится вокруг Земли – так как они жили в разные эпохи и встретиться не могли.
Долгие годы великие ученые и церковь отрицали тот факт, что вращение Земли происходит вокруг Солнца, а всех, кто осмеливался не согласиться — ожидали гонения и порицания. Простой народ и вовсе был далек от толкования о науке и планетах. Автор в простых и понятных рифмах поставил точку в долгом споре. И именно фигура повара, простого рабочего, с незамысловатым и шутливым суждением об устройстве Вселенной, помогла каждому человеку понять истину.
Произведение является сатирической притчей и отходит от канонов классицизма – высокий и напыщенный тон собеседников противопоставляется шутливым и просторечивым высказываниям повара. Это еще одна попытка Ломоносова примирить действующую церковь с современными открытиями исследователей – долгие годы шла борьба взглядов на устройство мира. Логическими доводами автор подводит к мысли, что Коперник и его идеи – истина, как бы к этому не относилась официальная наука.
Литературоведами было установлено, что Сирано де Бержерак в своем произведении «Иной свет, или Государства и империи Луны» также упоминает о несуразности вертеть печь вокруг жареного жаворонка, и именно этим аргументом оперирует Ломоносовский персонаж. Как бы то ни было, сатирическое стихотворение полностью исчерпывает многовековой конфликт, с легким юмором преподнося читателю мнение самого автора.
Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру» является знаковым и важным произведением. М.В. Ломоносов в свойственной ему манере смог донести до миллионов людей сложную и важную идею закона Вселенной. Понимание жизни и мысли простого человека и незамысловатый ум великого ученого привели не только к открытиям мирового масштаба, но и помогли донести их до каждого.
- Следующий стих → Елена Трутнева — Утром мы во двор идем
- Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Чума в Саратове
Читать стих поэта Михаил Ломоносов — Случились вместе два Астронома в пиру на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
«Случились вместе два астронома»
Случились вместе два Астро́нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
Знаменитые учёные спорили о том, что вокруг чего вращается: Земля вокруг Солнца, или Солнце вокруг Земли.
Повар сказал, что никто не вращает очаг вокруг жаркого и тем самым встал на сторону Коперника, высмеяв Птолемея.
Автор хотел сказать, что прежде чем что-то утверждать, всегда надо подумать, проанализировать, сравнить свои выводы с существующим положением вещей.
Ломоносов также хотел сказать, что иногда народная, бытовая сметка оказывается более точной, чем оторванные от жизни выводы учёных.
В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении?
Филология — наука о языке.
Астрономия — наука о космосе и космических телах.
Содружество, объединение наук и быта в одном стихотворении позволило Ломоносову просто и с юмором объяснить простым людям вращение Земли вокруг Солнца.
Это содружество проявилось в стихотворении — объекте филологии, предмете спора — объекте астрономии, и в решении спора с помощью бытового опыта повара.
Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
Из этих кратких энциклопедических ссылок мы узнали:
Птолемей был древнегреческим учёным. Он жил в конце первого, начале 2 века нашей эры. Он разработал математическую модель движения планет и Солнца вокруг Земли. Эта модель получила название Геоцентрической.
Коперник был польским учёным. Он жил в конце пятнадцатого, начале шестнадцатого века. Он разработал модель модель вращения Земли и других планет вокруг Солнца. Эта модель получила название Гелиоцентрической.
План урока:
Краткий обзор биографии, научных достижений и творчества М.В. Ломоносова
Предыстория стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…»
Шуточное стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»
Значение творчества М.В. Ломоносова
Краткий обзор биографии, научных достижений и творчества М.В. Ломоносова
8 ноября 1711 г. на севере Архангельской губернии в поморской[1] деревне Мишанинской недалеко от селения Холмогоры родился Михаил Ломоносов. Отец его был выходцем из крестьян, мать из семьи священника. В детстве мальчика грамоте по церковным книгам обучала мать. После ее кончины Михаил, который оказался очень способным, с 9 лет учился у деревенского дьякона[2]. Он заучил наизусть «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого, которые после назвал «вратами учености».
С ранней юности Ломоносов приобщился к чтению, прочитал в библиотеке при церкви большое количество рукописных древнерусских книг. Вместе с отцом, у которого были небольшие суда,Михаил с 10 лет в Белом море занимался рыбной ловлей. Благодаря отцу закалил характер, обучился ремеслу рыбака,моряка, плотника.
В 1731 г. 19-летний Михаил, испытывая непреодолимую тягу к учению,сбежал из дома, более трех недель добирался зимой в Москву с торговыми подводами с мороженой рыбой. Утаив свое низкое происхождение, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Восьмилетние ученики дразнили великовозрастного одноклассника, но он выделялся усердием в учебе, что уже через полгода был зачислен в следующий класс, к концу учебного года стал учиться уже в третьем. За пять лет юноша прошел 12-летний учебный курс, хотя нуждался и голодал. Учащимся академии выдавали на день три копейки. Михаил на две копейки покупал квас и хлеб, на одну – для записей бумагу.
Молодой Ломоносов
Ломоносов, освоив латинский и греческий языки, проводил все свободное время в библиотеке Заиконоспасского монастыря, перечитал почти все книги. В 1736 г. в числе наилучших двенадцати выпускников был направлен в университет при Петербургской академии наук. После трех способных студентов, в том числе и Михаила Ломоносова, направили на учебу в Германию. В университете Марбурга в течение трех лет он обучался естественным наукам, овладел немецким, итальянским и французским языками. На латинском языке написал первые научные работы и стихотворения. После обучался горнорудному делу, побывал на многих рудниках, собирая коллекцию минералов.
Ломоносов возвратился в Петербург в 1741 г., с рукописями двух диссертаций и стихов в багаже. Получивший европейское образование молодой человек не был востребован для научной деятельности в Академии. Он трудился грузчиком в порту, но занятия наукой не бросал, работал над диссертацией. В отчаянии отправил письмо с просьбой о помощи Елизавете I. Благодаря императрице Михаил Ломоносов был прият в Петербургскую академию на низкооплачиваемую должность помощника преподавателя физики.
В Академии в среде преподавателей существовали разногласия между последователями реформ Петра I, выступавших за основание русской научной школы, и иностранными преподавателями, не допускавших такой возможности. Горячий патриот Ломоносов пропагандировал развитие русской науки. За резкие высказывания и потасовку с одним из профессоров его в 1743 г. почти год содержали под домашним арестом. Время заключения он провел с пользой: писал стихи, работал над диссертацией по химии, перевел с немецкого языка «Экспериментальную физику» Вольфа. В 1745 г. Ломоносов, защитив диссертацию, получил звание профессора.
Студент Ломоносов
Значительное влияние оказал на творчество Ломоносова классицизм. Этот художественный стиль, возникший во Франции в конце XVII в., своими ориентирами сделал образы искусства античности, которые стали основой для выражения основных идей эпохи Просвещения. В своем творчестве Ломоносов обращался к традициям европейской культуры, но опирался на многообразный культурный опыт своей страны. Благодаря деятельности Ломоносова в стране начался новый этап в культурной жизни.
Ломоносов стал основателем университета в Москве, открытого в 1755 г. Это было первое высшее учебное заведение, в котором могли учиться молодые люди всех сословий, и преподавание велось на родном языке. В университете при Петербургской академии лекции читались на латыни или немецком, потому что почти все преподаватели были иностранцами. Научную деятельность Ломоносова высоко оценили за рубежом. В 1760 г. ив 1764 г. ученый стал почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук, было подготовлено его избрание в Парижской академии. Вышедшему из самых низов общества Ломоносову удалось достичь вершин образованности и мировой славы. Главной целью всей жизни ученого было «утверждение наук в Отечестве», в развитии которых он видел залог процветания России. Скончался Михаил Ломоносов 15 апреля 1765 г. от воспаления легких.
Михаил Васильевич Ломоносов был талантливым ученым-энциклопедистом, оставившим след во многих сферах. Он занимался исследованиями в астрономии, химии, сформулировал закон сохранения энергии, положил начало физической химии и ядерной физике. Ломоносов способствовал развитию минералогии и геологии в России. Он усовершенствовал навигационные приборы для мореплавателей, сконструировал прибор ночного видения и свой вариант астрономического телескопа, создал две обсерватории.Значительны достижения Ломоносова в области астрономии, ученый первым открыл наличие атмосферы у Венеры. Ломоносов обустроил химическую лабораторию для своих опытов. Он разработал способ производства смальты[3] и цветного стекла, создавал из смальты мозаичные картины. Ломоносов стал реформатором в образовании, грамматике, стихосложении. Он определил три стиля языка (высокий, средний и низкий), к которым отнес определенные литературные жанры. Значительный вклад внес Ломоносов в развитие русского языка и риторики, он написал учебники: «Российскую грамматику» и «Краткое руководство к красноречию».
На развитие поэтического дарования Ломоносова оказали влияние русские и европейские традиции стихотворчества. В поэзии Ломоносов обращался к различным жанрам, он писал поэмы, оды, басни, притчи. Во многих поэтических произведениях нашли отражение его научные взгляды.Деятельность Ломоносова-ученого неразрывно связана с творчеством Ломоносова-поэта. Идее защиты передовых взглядов об устройстве Вселенной посвящено стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»
Ломоносов
Предыстория стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…»
Теории Клавдия Птолемея и Николая Коперника
Древнегреческий ученый, математик,астролог и астроном Клавдий Птолемей во II в. н.э.сформулировал геоцентрическую теорию мироустройства (от слова «гео» – Земля), в которой утверждалось, что Земля является неподвижным центром Вселенной, а Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг нее. Птолемей написал научный труд по античной астрономии «Альмагест», который почти 13 веков называли «библией астрономии», а теория ученого не подвергалась сомнению.
Польский ученый, богослов, математик и астроном Николай Коперник в XVI в. опроверг теорию Птолемея, предложив противоположную, гелиоцентрическую модель мироздания (от слова «гелиос» – Солнце). По его мнению, Земля и другие планеты движутся по орбитам вокруг неподвижного Солнца. Движение Солнца по небосводу ученый считал обманчивым,Коперник объяснил солнечное перемещение с востока за запад вращением Земли вокруг своей оси за 24 часа. Эту теорию Коперник описал в труде «О вращении небесных сфер». Католическая церковь, опираясь на доводы Святого писания о движении Солнца и стоящей на твердых началах неподвижной Земле, сочла гелиоцентрическую теорию еретической[4] и запретила ее распространение.У Коперника все же были последователи, которые стали пропагандировать его теорию: мыслитель Джордано Бруно и астроном-математик Галилео Галилей. Бруно за проповедование новых взглядов был по приговору инквизиции сожжен на костре в 1600 г. Галилей чудом избежал подобной участи, но ему было запрещено распространять учение Коперника.
Вплоть до XVIII в. учение Птолемея оставалось главенствующим, а у теории Коперника было крайне мало сторонников. Доказать правоту одного из ученых не представлялось возможным, потому их теории порождали множество научных дискуссий.
Коперник
Шуточное стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»
Доказательство научной истины в литературной форме на бытовом примере. Толкование языка стихотворения
В стихотворении, написанном Ломоносовым в 1761 г. в форме притчи, для доказательства научной теории используется литературный прием сравнения небесных тел с бытовыми предметами. В стихотворении Ломоносовым нарушены законы классицизма: в произведении «высокого» стиля допускается использование элементов «низкого» стиля. Изысканная витиеватая речь ученых сменяется просторечием повара. Но именно это смешение стилей позволило автору достичь нужного эффекта.О высоких материях он поведал, как о чем-то обыденном. Такое объяснение доступнее простому человеку.
Описанная в стихотворении встреча двух исторических личностей, Птолемея и Коперника, не могла состояться в реальности, потому что ученые жили в разных эпохах. У Ломоносова комичность ситуации усиливается еще тем, что жаркое столкновение двух противоположных научных идей об устройстве Вселенной происходит на пиру, где среди общего веселья столь сложную научную проблему обсуждать неуместно. Решающим доводом в споре стало мнение повара, который на бытовом примере попробовал доказать правоту Коперника. Причем он это сделал в форме риторического вопроса, который и не предполагал ответа спорящих. Подразумевая под очагом Солнце, повар иронично объяснил, что очаг крутиться вокруг сковородки не может.Интересный наглядный пример подсказал путь к научной истине. В ответе повара-шутника больше логики и здравого смысла, чем в сложных научных доказательствах. Простота мышления помогла найти простой ответ в неразрешимом споре двух знаменитых астрономов.
В тексте есть устаревшие слова и выражения, для понимания смысла стихотворения нужно их толкование:
«случились вместе» – повстречались;
«спорили в жару – жарко спорили;
«круг Солнца ходит – вращается вокруг Солнца;
«звезд теченье» – движение планет
«Как ты о сем сомненье рассуждаешь?» – твое мнение об этой сомнительной, спорной проблеме;
«такова» – такого;
«кругом жаркова» – вокруг жаркого (мясное блюдо или сковорода, на которой оно готовится).
Значение творчества М.В. Ломоносова
Для русской культуры XVIII в. стал переломной эпохой. Век Просвещения был временем формирования «новой» литературы, которая сохранила лучшие качества древнерусской литературы: патриотизм, связь с народным творчеством, интерес к человеческой личности и социальным проблемам. В то же время литература становилась более мирской, светской, демократичной.
Михаил Ломоносов заложил основы новой русской литературы, он внес свою лепту в зарождение русского классицизма. Эстетическим идеалом писателей-классицистов, в том числе и Ломоносова, стал образ творческого человека, исследователя, проникающего в тайны мироздания, гражданина и патриота, готового «для пользы общества радостно трудиться». Просветительские взгляды эпохи нашли отражение в творчестве Ломоносова.
По выражению А.С. Пушкина, Ломоносов был «историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец». Однако сам Ломоносов поэтический трудне считал главной целью своей жизни. Но достигнутые в стихотворном творчестве успехи Ломоносова столь велики, что критик В.Г. Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».
Словарь
Поморская – находящаяся на побережье моря.
Дьякон – священник низшего ранга.
Смальта – пластинки из непрозрачного цветного стекла для создания мозаик.
Еретический – не придерживающийся религиозных взглядов.
Населенный пункт: Саратовская область, Энгельсский р-н, с. Красный Яр
Интегрирование предметов астрономии и литературы с целью расширения знаний о М. В. Ломоносове и знакомства с его поэтическим творчеством
Задачи:развивать представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; oбогащение лексики,: знакомить с жанром стихотворения, обучение выразительному чтению и анализу стихотворного про изведения; : формировать отношения к предметам литературе и астрономии как к одной из основных национально-культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;
Формируемые УУД:
Личностные : умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним. Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.
Метапредметные
Познавательные: умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять. Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные : целеполагание, умение планировать свою работу; умение делать выводы; овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение доказывать свою точку зрения.
Предметные: в познавательной (интеллектуальной) сфере: умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения, умение анализировать художественное произведение; умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа. В ценностно-ориентационной сфере: умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийная установка, экран, магнитная доска, два телескопа.
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Педагогические технологии, методы и приемы
2 слайд
Учитель астрономии
Здравствуйте, ребята.
Необычность сегодняшнего урока заключается в том, что его будет вести не один учитель, а сразу два.
На столах у вас лежат литературно-астрономические дневники, где вы в течение урока будете делать записи
Учитель литературы
«Историк. Лингвист . Механик. Химик. Минералог, Художник. Стихотворец
Ребята, как вы думаете ,это сказано об одном человеке или речь идет о разных личностях?
( ученики предлагают версии)
Мотивация к учебной деятельности
Прием
«Яркое пятно»
Учитель литературы
Обратите внимание на местоимение « Он», это подсказка , которая поможет решить наш спор
( ученики, утверждают, что данная характеристика дана одной личности)
Технология проблемного обучения
3 слайд
Учитель литературы
Как Вы думает, о ком сказал А.С. Пушкин в своем высказывании?
( ученики приходят к выводу, что речь идет о М.В. Ломоносове)
Прием «Древо предсказаний
4 слайд
Учитель литературы
Вновь обратимся к цитате . .«Историк, Лингвист, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец …….»
Каждое слово с большой буквы. Как можно столько успеть? Можно предположить , что Ломоносову было дано прожить одновременно несколько жизней
Сейчас мы послушаем спор, и придем к выводу, кем же на самом деле был Ломоносов, какой науке он отдавал большее предпочтение
Сценка разыгрывается обучающимися
Астроном.
Я утверждаю, Ломоносов был астрономом. Он открыл атмосферу на Венере
Художник.
Хочу поспорить. Ломоносов – художник !Он создал великолепные мозаичные картины: «Полтавская баталия», «Лик Богородицы», ряд портретов
Метеоролог
М. В. Ломоносов, разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, Я заявляю, Ломоносов – метеоролог!
Лингвист.
Ломоносов составил «Российскую грамматику», выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас. Я заявляю, Ломоносов – лингвист!
Металлург
Позвольте, он же металлург! Он автор книги, по которой учились столько поколений металлургов.
Поэт
Разрешите мне! Послушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»! и убедитесь , что Ломоносов – поэт.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Даже научные работы он часто излагал стихами.
Химик.
Однако прошу не забывать, что официально Ломоносов был профессором химии
Общий шум. Все спорят.
Один ученик в одежде судьи делает вывод
Ломоносов не разбрасывался, он просто быстро исчерпывал возможности науки того времени и, понимая это, шел дальше, не желая терять времени.
Технология «Французская мастерская»
5 слайд
Учитель астрономии
На нашей астрономической доске расположены портреты Птолемея и Коперника
Что вы о них знаете
Работая со статьями из энциклопедического словаря, вам нужно узнать, кто были такие Птолемей и Коперник.
В рабочей тетради сделать следующие записи, запишите их в таблицу
- Фамилия , имя астронома
- Дата рождения
- Модель движения планет
Учащиеся работаю в паре с энциклопедической статьей
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.
Работа в парах
6- 7 слайды
Учитель астрономии
Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
Дети делаю выводы на основании составленной таблицы
Птолемей был древнегреческим учёным. Он жил в конце первого, начале 2 века нашей эры,разработал математическую модель движения планет и Солнца вокруг Земли. Эта модель получила название Геоцентрической.
Коперник был польским учёным. Он жил в конце пятнадцатого, начале шестнадцатого века, разработал модель модель вращения Земли и других планет вокруг Солнца. Эта модель получила название Гелиоцентрической.
Исследовательская работа,
Прием инсерт( заметки на полях)
(На доске два телескопа и рядом расположены схемы , показывающие вращение Земли вокруг Солнца и Солнца вокруг Земли )
Учитель астрономии
Какой версии придерживаетесь вы , на стороне какого ученого вы бы оказались
Согласно вашему мнению, определитесь, к какому вы подойдете телескопу
Учащиеся подходят к портретам астрономов,
Используя макеты земли и солнца строят схемы -чертежи согласно версиям Коперника и Птолемея
Деление класса на группы
8 слайд
Учитель литературы
Чтобы разрешить спор не только великих астрономов , но и наш, обратимся к басне Ломоносова
.
Используя интерактивную доску ,мы сначала проведем словарную работу , напротив лексических и грамматических архаизмов, устаревших слов, укажите современный вариант
( если нет интерактивной доски слова написаны на доске в виде карточек , нужно соединить их мелом или магнитами ).
Пример записи
Случились вместе – встретились вместе
Астроном – человек, изучающий небесные тела
В пиру — на обеде
Весьма — очень
Спорили …. в жару — горячо спорили
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит
Слыл — был известным
Как ты о сем сомненье
рассуждаешь? — Что ты думаешь об этом?
Очаг — устройство для разведения и поддержания огня
Жаркое — жареное мясное кушанье
Обучающиеся садятся за парты, делают записи
Коллективная работа с интерактивной доской
9 слайд
Учитель литературы
Как вы думаете, могли бы в реальной жизни встретиться эти астрономы?
Но в басне Ломоносова они все-таки встретились, давайте прочитаем об этом Чтение басни
Нет , в реальной жизни данные астрономы встретиться не смогли, так как их разделяют столетия жизни.
«Погружение» в литературное произведение
Учитель литературы
1)Как Ломоносов в басне показал противоположность взглядов ученых?
Докажите противоположность взглядов, обратившись к тесту
2)К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
1)Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
2)Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару..
Прием « толстые и тонкие вопросы»
Учитель литературы
Давайте перечитаем и внимательно прислушаемся к словам повара. Повар говорит: «Кто видел простака…»
- От какого прилагательного слово «простак»?
- А что значит «простоватый»?
- Очаг – что такое?
- А что в данном случае означает существительное «жаркое»: само кушанье или сковороду с кушаньем?
- Каким же образом повар разрешает спор астрономов?
- Что вы можете сказать о поваре?
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ
- (простой. А есть ещё прилагательное «простоватый», к нему существительное ближе)
- (не очень умный, недалёкий)
- (место, где разводят и поддерживают огонь)
- (сковорода, на которой жаркое)
- (через сравнение: он уподобил Солнце очагу, а Землю сковороде)
- (смекалистый, находчивый и не лишён чувства юмора. Легко и быстро решил жаркий спор учёных)
Работа по осмыслению прочитанного произведения
10 слайд
Учитель астрономии
Вывод
В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»
— Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Рефлексия
11 слайд
Учитель астрономии
Сегодня сами звезды выставят вам оценки за урок
Тем , кто получит пятигранную звезду- за урок оценка «пять»
четырехгранную звезду- за урок оценка «четыре»
трехгранную звезду- за урок оценка «четыре»
а двухгранных звезд в нашей учебной вселенной не бывает
Ребятам раздаются звезды
Выставление оценок
12 слайд
Список литературы
1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 2 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013.
2.Уроки литературы в 5 классе. О.А.Ерёмина.-М:Просвещение, 2008.
3.Универсальные поурочные разработки по литературе :5 класс.-М:ВАКО,2009.
4. Литература, 5 класс, Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина, Методическое пособие, Соловьева Ф.Е., 2013.
Литература
5 класс
Урок № 8
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Рассказ о жизни, творчестве и научной деятельности Михаила Ломоносова;
- Места, связанные с Михаилом Ломоносовым;
- Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»;
- Представление об астрономии во времена Ломоносова.
Тезаурус
Учёный – специалист в какой-либо научной области, внёсший вклад в науку.
Университет – высшее учебное заведение и научное учреждение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями.
Астроном – специалист по астрономии.
Астрономия – наука о небесных телах.
Поморы – это люди, которые живут на побережье Белого моря.
Телескоп – прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путём сбора электромагнитного излучения.
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства.
Николай Коперник – астроном и учёный эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической ситемы мира.
Клавдий Птоломей — астроном, автор геоцентрической системы мира (нарисовал карту, где планеты и звёзды вращаются вокруг Земли).
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. и др. «Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях» – 2-е изд. – Москва: 2013. Ч. 1 – 303 с.; Ч. 2 – 303 стр.
Дополнительная литература:
- Меркин Г. С. «Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях». – Русское слово, 2013 – 432 стр.
- Альбеткова Р. И. «Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс» – 13-е изд., стер. – М.: 2013 – 208 стр.
- Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В. «Литература. 5 класс». («Шаг за горизонт») В 2-х книгах – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 2008. – 224 стр.
- Курдюмова Т. Ф. «Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях» – 13-е изд., стер. – М.: 2011. Часть 1 – 256 с.; Часть 2 – 256 стр.
- Аркин И. И. «Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя». – М. Просвещение, 1996 – 256 стр.
- Демиденко Е. Л. «Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы». – М.: Дрофа, 2007
- Биографии великих химиков. Перевод с нем. под ред. Быкова Г. В. – М.: Мир, 1981 г. — 320 стр.
Открытые электронные ресурсы:
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (Дата обращения 12.06.2019)
- Информационно-познавательный портал «Михаил Васильевич Ломоносов» URL http://www.lomonosov300.ru/ (Дата обращения 12.06.2019)
- Образовательный портал Культура.рф URL https://www.culture.ru/persons/9414/mikhail-lomonosov (Дата обращения 12.06.2019)
- Литературный портал Стихи Классиков URL https://rustih.ru/mixail-lomonosov-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru/ (Дата обращения 12.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году неподалёку от Архангельска.
Отец Ломоносова занимался рыбной тоговлей, и маленький Михайло часто выходил с ним в море на лодке-баркасе. На рыбалке мальчику нравилось наблюдать за волнами, туманами и другими природными явлениями.
С раннего возраста будущий учёный интересовался устройством мира. Первым учителем Ломоносова был местный дьяк, он научил Михаила основам грамматики, алгебры, литературы.
В детстве любимым занятием Ломоносова было чтение. Днями напролет он изучал книги, особенно любил различные учебники. «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого были первыми учебниками Ломоносова. Он грезил о поступлении в академию.
Однажды, воспользовавшись тем, что домашние уснули, юный Ломоносов надел старый тулуп, взял всё самое необходимое и отправился в Москву.
Сначала он шёл пешком в одиночку, а после встретил рыбный обоз и присоединился к нему. Три недели, больше тысячи километров, зимой, добирался он до Москвы.
Скрыв свою принадлежность к низшему сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне. Тут он изучал латынь и греческий язык, историю и математику, естественные науки, литературу, упражнялся в поэзии.
Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в герцогство Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.
В Саксонии он получил обширные знания в области математики, физики, химии, географии, астрономии, анатомии, выучил немецкий, французский, итальянский и английский языки.
Вернувшись в Россию, он стал первым русским, которого избрали профессором химии. Ему покровительствует фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Шувалов.
Благоволит учёному и сама и сама императрица Елизавета. Все свои связи в высших кругах Ломоносов использовал для развития русской науки.
При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет. Ломоносов добивается того, что учиться получают право даже представители низшего сословия – крестьяне.
Ломоносов очень любил поэзию и сам занимался стихосложением. Он писал в разных жанрах. Оды, притчи, поэмы выходили из-под его пера. Часто в его стихах возвышенное соседствовало с обыденным. И это было необычно в те времена, когда стихотворный слог был неизменно высокопарен. Не чужд ему был и юмор. Одно из юмористических стихотворений — «Случились два Астронома в пиру…» — рассмотрим сегодня.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Михаил Васильевич придерживался теории астронома Николая Коперника, который создал гелиоцентрическую картину мира, по которой все планеты движутся вокруг Солнца. До Коперника многие разделяли мнение астронома Птоломея, жившего в сотом году нашей эры. Он считал, что всё движется вокруг Земли.
Ломоносов художественно сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь учёных разделяли столетия. В стихотворении эти образы используются для столкновения разных идей.
Заметьте, что стихотворение начинается в высоком стиле. Используются высокопарные слова. Сейчас это архаизмы, то есть устаревшие слова и выражения. «Случились» означает — встретились, «в пиру» — застолье, «спорили в жару» — спорили горячо… И вдруг в спор вмешивается повар – низкий персонаж на бытовом примере показывает, что прав Коперник. Такой переход нужен был Ломоносову для доходчивой демонстрации своей идее.
Данное стихотворение — это притча о серьёзной научной проблеме.
Еще одно новаторство Ломоносова – допущение в стихосложении использования низкого стиля. Именно контраст высокопарных речей астрономов и обыденной речи повара помогает автору достичь в стихотворении нужный эффект.
Область интересов учёного Ломоносова была обширна и включала не только литературу и астрономию. Он писал картины, сделал множество великих открытий в физике, химии и астрономии.
Он раскрыл секрет получения стёкол всех цветов и возродил производство цветного стекла в России, делал мозаичные картины.
На его стихи опирались будущие таланты русской литературы Александр Пушкин и Василий Жуковский. «Ломоносов был великий человек, между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения», — говорил о нём Пушкин.
Сейчас именем Ломоносова в России назван город в Ленинградской области, также его имя носят станции метро, улицы и учебные заведения.
Теоретический материал для углублённого изучения
Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства. 12-летний курс московской академии он прошел за 5 лет. Участвовал в создании уточненного Атласа России, ввел понятие «экономическая география». Занимаясь физикой, он раскрыл загадки грозы и северного сияния. Вёл активную научную работу в Германии: читал лекции студентам, проводил опыты.
Ломоносов усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.
Работы Ломоносова до сих пор изучаются во всех университетах мира.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделение цветом
Выделите цветом правильный ответ на вопрос, почему Михайло Ломоносов отправился в Москву?
Варианты: был голоден; хотел путешествовать; хотел учиться и постигать науки; мечтал жениться на москвичке.
Нужно вспомнить этапы жизни Михаила Ломоносова и выбрать верный вариант.
Правильный ответ: хотел учиться и постигать науки
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите верный вариант ответа на вопрос: «Чего добивался Ломоносов от властей для крестьянского сословия?»
В этом задании нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов – «элементов из выпадающего списка», вспоминаем, что Ломоносов основал первый в России университет, поэтому вероятнее всего он думал об образовании для крестьян.
Правильный ответ: чтобы крестьянские дети могли ходить в школу.