В это сложно поверить, но приходится. Осторожно, много спойлеров!
«Меня зовут Фредова. У меня было другое имя, но теперь оно под запретом. Теперь многое под запретом». Таким монологом начинается первый сезон сериала «Рассказ служанки», заново открывшего зрителю написанный в далёком 1985 году одноимённый роман Маргарет Этвуд. Сегодня стартовал третий сезон.
Действие сериала происходит в тоталитарном теократическом обществе. Сначала мир по неизвестным причинам накрывает волна массового бесплодия. А после внезапного военного переворота к власти приходит радикальная религиозная группировка «Сыны Иакова» и устанавливает свои порядки в бывших Соединённых Штатах, ныне называемых Галаадом в честь исторической области Древнего Израиля.
При новом режиме женщины фактически становятся рабынями: им запрещено читать и писать, ходить на работу, свободно вести сексуальную жизнь. Особо выделяется каста служанок — женщин, способных зачать и выносить ребёнка. У них даже нет права на собственное имя. Единственная их функция — рожать детей для высокопоставленной элиты. Для этого их раз в месяц подвергают ритуальному изнасилованию.
Среди этого ада предстоит выжить главной героине в исполнении Элизабет Мосс. Когда-то её звали Джун, но при новом режиме девушке дали другое, унизительное имя — Фредова (то есть «собственность Фреда»).
Может показаться, что созданный в сериале мир — чистая выдумка, а зрителю в конце очередного сезона остаётся только с облегчением выдохнуть и порадоваться, что ничего подобного не случалось и не произойдёт. Но не тут-то было: после выхода романа Маргарет Этвуд приносила на каждое своё интервью вырезки из газет, чтобы доказать, как близки к реальности события книги.
Внимание: дальше много спойлеров! Если вы не готовы к ним, прочитайте нашу колонку про феминизм.
1. Нормализация насилия
В Галааде физическое насилие над женщинами не считается чем-то неприемлемым. К примеру, тёткам (женщинам высокого ранга, ответственным за обучение служанок) позволено бить своих подопечных или использовать электрошокер, чтобы поддерживать дисциплину. Жёны командоров тоже могут жестоко относиться к своим служанкам. Серена Уотерфорд не раз била Джун, даже когда та была беременна. Ударить проштрафившуюся девушку могут и хранители — стражи правопорядка Галаада.
Насилие в семье в Галааде воспринимается как норма даже на уровне законодательства. Родители имеют полное право наказать ребёнка, муж — жену. Когда командор Уотерфорд обнаруживает, что в его отсутствие Серена занималась важными делами без разрешения, он жестоко карает супругу прямо на глазах потрясённой Джун.
За реальными примерами не нужно далеко ходить. В феврале 2017 года в Российской Федерации приняли закон о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Проще говоря, домашнее насилие теперь не считается преступлением. Но только в том случае, если было совершено впервые и не причинило серьёзного вреда здоровью.
Новый закон вызвал в российском обществе бурную дискуссию. Одни говорили, что декриминализация приведёт к ещё большей безнаказанности и приумножит количество жертв бытового насилия. Другие утверждали, что нельзя вмешиваться в семейные дела. Например, ещё до принятия спорной поправки в РПЦ заявляли, что «любовное использование физических наказаний» в отношении детей — право родителей, «установленное самим богом».
2. Тотальный контроль за репродуктивными правами
Дети стоят на первом месте в списке приоритетов Галаада. Поэтому способные родить женщины находятся под пристальным вниманием государства. Эти несчастные девушки лишены одного из базовых общечеловеческих прав — свободно распоряжаться своим телом. Они занимаются только тем, что пытаются выносить и родить ребёнка.
Причём быть матерью в полном смысле этого слова нельзя: дитя после появления на свет отнимают, а служанку отправляют в следующую семью.
За пределами «Рассказа служанки» женщины всё ещё ведут борьбу за свои репродуктивные права. Не секрет, что многие религии до сих пор осуждают контрацепцию. И даже среди самых прогрессивных стран есть такие, где прерывание беременности нелегально частично или полностью. Например, в Польше всё ещё действуют одни из самых строгих законов об абортах в Европе. А в Ирландии разрешили прерывать беременность только в 2018 году.
Как отмечала сама Маргарет Этвуд, сюжет романа — аллюзия на политику повышения рождаемости в Румынии, которую с 1966 года проводил президент Николае Чаушеску. Причём дело не ограничилось только запретом на аборты. Строгое табу наложили даже на контрацепцию. Эмбрионы были объявлены собственностью общества, а женщин принудительно заставляли проходить тест на беременность. Все, кто не мог или не хотел зачать ребёнка, должны были платить «налог на воздержание».
Может показаться, что такая дикость осталась в прошлом. Но не так давно несколько американских штатов, включая Алабаму и Миссури, приняли закон о практически полном запрете абортов. На прерывание беременности не смогут рассчитывать даже жертвы изнасилования и инцеста. Разрешение будут выдавать только в случае угрозы для здоровья женщины или жизни ребёнка.
Реакция общественности не заставила себя ждать. Одетые в белые чепцы и красные мантии жительницы штата Алабама вышли на улицы. Надев униформу галаадовских служанок, они пытались донести до законодателей простую мысль: женщина может сама распоряжаться своим телом. И государство уж точно не должно делать этот выбор за неё.
Хотя в России прерывание беременности разрешено, в целом ситуация пока далека от идеальной. Несмотря на то что аборты официально входят в ОМС, многие общественные организации пользуются лазейкой в законе, согласно которой лечащий врач может отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, если это не угрожает жизни пациента. Так в нашей стране появились целые регионы, где женщины не могут свободно сделать аборт. И это на 100% законно.
3. Публичные казни несогласных
В дивном новом мире Галаада любого человека могут пытать или казнить. Причиной становится что угодно: государственная измена, попытка побега, политические убеждения или «неправильная» сексуальная ориентация. «Преступников» казнят публично, чаще всего через повешение или забивание камнями.
Примером подобной жестокой политики может служить военно-полицейский режим Фердинанда Маркоса на Филиппинах. Диктатор одним махом распустил парламент, отменил действие конституции, взял под контроль СМИ. Всех несогласных казнили, а немногих оставшихся в живых инакомыслящих пытали, насиловали и избивали.
4. Военный переворот
В сериале командоры-традиционалисты захватили власть в стране с помощью военного переворота. Причём намерения у них были самые лучшие: они верили, что спасают погрязшую в грехах Америку. «Сыны Иакова», среди которых и один из ключевых персонажей истории командор Уотерфорд, организуют серию терактов, убивают президента и свергают конгресс.
Всё это очень напоминает Исламскую революцию в Иране в конце 70-х годов. После неё в стране многое изменилось, а ношение хиджаба для женщин стало обязательным. Были те, кто пытался сопротивляться, но ничего изменить уже было нельзя.
5. Насильственная передача детей в другие семьи
Система, лежащая в основе Галаада, — отнять ребёнка у женщины и отдать на воспитание в чужую семью — кажется дикой и отвратительной. Но реальные исторические факты порой пугают похуже вымысла.
В 1976 году власть в Аргентине захватила военная группировка. За время режима тысячи малолетних детей похитили из семей. Многие из украденных погибли. Часть малышей пытали. Другие были воспитаны вдали от своих родителей.
Известно, что похищались даже беременные женщины. После родов матерей убивали ужасным образом: сажали в самолёт, снимали всю одежду, делали смертельный укол и выбрасывали за борт живыми. А их детей усыновляли высокопоставленные военные.
6. Чудовищные лагеря для политзаключённых
Худшая участь, которая может ждать в Галааде, — статус «неженщины» и путёвка в один конец до заражённых радиацией колоний. В ссылку отправляются женщины с неверными политическими убеждениями (феминистки) или просто неспособные работать в силу возраста. Обычно заключённые умирают в течение нескольких лет от радиации, болезней и невыносимо тяжёлого труда.
Во втором сезоне сериала бывшие служанки Эмили и Джанин сумели избежать бессрочного заключения в колониях. После теракта, устроенного членами сопротивления, погибло много служанок, и Галаад решил, что в создавшихся условиях нельзя разбрасываться фертильными женщинами. Поэтому с героинь сняли статус «неженщин» и вернули в семьи командоров.
Ярким историческим примером похожей репрессивной системы можно назвать ГУЛАГ. Труд заключённых в СССР рассматривался как экономический ресурс. Причём значительная часть осуждённых попала в лагерь по сфабрикованным абсурдным обвинениям. Иногда достаточно было просто иметь неправильное происхождение.
7. Клитородектомия
Одна из центральных героинь сериала Эмили, получившая при новом режиме имя Гленова, — очень образованная женщина. В прошлом она была профессором цитологии в университете. Свободолюбивая героиня с самого начала не собиралась подчиняться режиму и тайно числилась в составе сопротивления. Но её раскрыли и наказали ужасным образом — удалили клитор. Но сохранили репродуктивную функцию.
Калечащие операции на женских половых органах — вовсе не редкость и до сих пор практикуются во многих странах Африки и Азии, на Среднем Востоке и Северном Кавказе (преимущественно в Дагестане).
Цель этой варварской процедуры — сделать девочку «чище» с точки зрения морали и религии. Ведь покалеченная женщина не сможет получить сексуальное удовольствие, следовательно, будет верной своему мужу.
Конечно, в действительности показаний для этой операции нет и быть не может. Удаление клитора никого ещё не сделало чище или лучше. Напротив, клитородектомия приводит к серьёзным проблемам со здоровьем. Не говоря уже о том, что это попросту пытка — болезненная, жестокая, совершенно бессмысленная и унижающая человеческое достоинство.
А какие аналогии увидели вы? Расскажите в комментариях.
Читайте также 📽😱👿
- 23 ужасно страшных фильма про маньяков
- 19 главных сериалов июня: возвращение «Чёрного зеркала», «Большой маленькой лжи» и «Рассказа служанки»
- 35 лучших триллеров, от которых невозможно оторваться
- Почему сериал «Чернобыль» от HBO страшнее любого хоррора
- Социальный хоррор XXI века: о чём рассказывают фильмы и почему их нужно смотреть
О сериале
В Республике Гилеад — полуфашистский режим. На каждом шагу — военные патрули. Люди в офицерской форме — самые желанные гости в респектабельных домах и самые желанные клиенты во всех государственных и прочих заведениях. Жены людей в офицерской форме — самые чопорные дамы в обществе. У них у всех сплошные достоинства и только одна досадная помеха: они не рожают детей.
А потому для вынашивания потомства насильно сгоняются со всей Республики женщины подходящего возраста, способные к деторождению, и под постоянным надзором живут в специальном охраняемом помещении, пока проходят курс подготовки. После чего их выбирают жены людей в офицерской форме в качестве подстилки для своих мужей…
Интересные факты
- Сериал основан на одноименном романе Маргарет Этвуд.
- Шоу впервые вышло в 2017 году и получило в общей сложности пятнадцать телевизионных премий «Эмми» и два «Золотых глобуса».
- Сериал официально закончится на шестом сезоне. Об этом сообщил создатель шоу Брюс Миллер на кинофестивале в Торонто.
- В настоящее время идет работа над сиквелом под названием «Заветы». Действие продолжения развернется спустя семнадцать лет после событий первоисточника. Этвуд опубликовала одноименный роман в 2019 году.
5×10
Safe
09.11.2022
5×9
Allegiance
02.11.2022
5×8
Motherland
26.10.2022
5×7
No Man’s Land
19.10.2022
5×6
Together
12.10.2022
5×5
Fairytale
05.10.2022
5×4
Dear Offred
28.09.2022
5×3
Maypole
21.09.2022
5×2
Ballet
14.09.2022
5×1
Morning
14.09.2022
4×10
The Wilderness
16.06.2021
4×9
Progress
09.06.2021
4×8
Testimony
02.06.2021
4×7
Home
26.05.2021
4×6
Vows
19.05.2021
4×5
Chicago
12.05.2021
4×4
Milk
05.05.2021
4×3
The Crossing
28.04.2021
4×2
Nightshade
28.04.2021
4×1
Pigs
28.04.2021
— 1 —
Сериал Hulu — десятая адаптация романа канадской писательницы Маргарет Этвуд, опубликованного в 1985 году. Первый спектакль показали на сцене частного исследовательского университета Тафтса в 1989-м. В 2000 году Пол Рудерс представил в Копенгагене оперу, а в 2002 году Брендон Бернс поставил свой спектакль в лондонском Королевском театре Хеймаркет. Адаптацией произведения для балета занималась Лиа Йорк, премьера состоялась в 2013 году. Роман Этвуд подошел и для моно-спектакля, который придумал и представил в США Джозеф Столленверк в 2015 году.
В 1990 году немецкий кинорежиссер Фолькер Шлендорф экранизировал «Служанку» с Наташей Ричардсон, Фэй Данауэй и Робертом Дювалем. Кроме того, по книге сделаны аудиокнига, музыкальный альбом и два радиоспектакля. Первый — режиссера Джона Драйдена для BBC Radio 4 — слушателям представили в 2000 году. Вторым занималось канадское радио CBC в 2002 году под руководством сценариста и драматурга Майкла О’Брайена.
— 2 —
У романа есть продолжение и оно выйдет осенью 2019 года. Маргарет Этвуд не планировала развивать историю: действие первой книги завершается более чем идеально. Однако в 2018 году стало известно, что Этвуд активно работает над сиквелом, который будет называться The Testaments («Свидетельства»). Читатель вернется в Гилеад спустя 15 лет после событий первой части, а повествование будет вестись от лица трех женщин.
Маргарет Этвуд
© Emma McIntyre/Getty Images for Hammer Museum
Несмотря на то, что действие романа «Рассказ служанки» разворачивается в недалеком будущем в Новой Англии, Этвуд неоднократно приходилось уточнять, что ее произведение не имеет отношения к научной фантастике. Напротив, при создании романа автор старалась привнести в сюжет события, которые происходили в различных обществах в разные времена.
— 3 —
Автор романа получила камео в сериале. В потоке ужасающих сюжетных событий и на фоне яркого актерского выхода Энн Дауд сложно было заметить еще одну строгую надзирательницу над служанками, с седыми волосами и острым взглядом. Это и была Маргарет Этвуд. В пилотном эпизоде ей пришлось наказать непокорную Фредову (Джун) пощечиной. Писательница сама хотела сыграть «тетку», а вот пощечина была идеей создателя сериала — Брюса Миллера.
— 4 —
Движение #MeToo подтолкнуло развитие сюжета, который порвал с книжным первоисточником после финала 1-го сезона. Удел женщин, оказавшихся в плену республики Гилеад, — страдания. Брюс Миллер проводит своих героинь через настоящие пытки — физические и, что страшнее, психологические.
Брюс Миллер
© Christopher Polk/Getty Images for The Critics’ Choice Awards
По словам сценариста, судьба главного персонажа Джун Осборн не получилась бы убедительной, если бы не современные женщины, объединившиеся в движение #MeToo. Вдохновение здесь работает в обе стороны: реальные события вдохновляют и подпитывают Джун в мире сериала. В то же время образ его главной героини давно стал примером мужества для всех поклонниц «Служанки».
— 5 —
«Рассказ служанки» никогда не транслировался на телеканалах. Это целиком продукт стримингового сервиса Hulu, и посмотреть сериал поклонники могут только онлайн. Однако это не помешало организаторам премии «Эмми» отметить достоинства шоу. «Служанка» стала первым стриминговым сериалом, получившим в 2017 году премии в четырех категориях, в том числе как лучшее драматическое произведение. Это уникальный случай, учитывая, что Netflix годами боролся за награды для своих сериалов, а Hulu с его антиутопическим кошмаром моментально удалось получить исключительные привилегии.
— 6 —
Один из центральных персонажей — начальник службы охраны командора Ник — в книге фигурировал без фамилии. Авторы сериала решили это исправить и назвали его Блейн. Внимательный зритель, заметив эту фамилию, вспомнит о Рике Блейне — протагонисте ленты «Касабланка». Герой Хамфри Богарта помогал «пленникам» Касабланки покинуть город, то же самое пытается провернуть и герой Макса Мингеллы в Гилеаде.
— 7 —
Белоснежные «крылышки» — отличительный элемент гардероба служанок наряду с красными плащами и платьями в пол — крайне неудобный головной убор. Актрисы признавались, что он радикально ограничивает угол зрения и практически ослепляет: если хочешь что-то увидеть, смотреть приходится только прямо перед собой.
Художник по костюмам Эн Крэбтри рассказала, что «крылышки» помогают отразить «психологическое, физическое и эмоциональное заключение служанок» Гилеада. Элизабет Мосс, исполняющая роль Джун, провела много времени вместе с партнерами по площадке, разучивая ритм шагов служанок, чтобы в кадре спокойно передвигаться группами и не сталкиваться друг с другом.
— 8 —
Актриса Аманда Бругел, исполняющая роль марфы Риты в доме командора Фреда Уотерфорда, в юности была поклонницей романа Маргарет Этвуд. Бругел прочла книгу в старших классах и испытала нечто вроде шока, оправившись от которого написала итоговую научную работу на основе «Рассказа служанки». Труд о героине романа Рите обеспечил Бругел стипендию на получение высшего образования.
— 9 —
Продюсерам пришлось пренебречь одной из важных деталей романа из-за дайверсити-тренда — требований расового и этнического разнообразия в кино. В книге среди жестокостей правительства Гилеада было изгнание всех представителей «не белой» расы, поэтому население республики было однородным. Однако Брюс Миллер так и не смог представить, как показать подобное положение дел, учитывая современные общественные тенденции.
«Будет ли разница между телешоу о расизме и «расистским сериалом», если в обоих случаях роли не достанутся «цветным» актерам?» — так спрашивал себя продюсер. В итоге зверства сериального Гилеада обошли стороной национальный вопрос и сосредоточились на религиозных и политических аспектах.
— 10 —
Поклонники воспринимают сюжетные повороты в сериале и героев слишком лично. Отчасти это происходит потому, что зрителю не составляет труда отыскать общее между вымыслом — Гилеадом — и реальностью, Америкой эпохи Трампа. Выход нового сезона снова резонирует с общественно-политическими событиями в США. Сопротивление в сериале развернется на фоне борьбы американок за право на аборты и историй о том, как разлучают детей и родителей на границе с Мексикой.
Рассказывая о 3-м сезоне, исполнительница главной роли Элизабет Мосс попыталась объяснить поступок своей героини в конце 2-го. Решения Джун раздражают многих поклонников. Весь год, пока велись съемки нового сезона, фанаты «Служанки» пытались простить Джун ее демарш с побегом в Канаду — у нее был шанс завершить свои испытания, но она сознательно его упустила, и теперь будет готовить революцию в Гилеаде. «Она должна быть не только сильнее и умнее своих противников, но и жестче, — объясняла Мосс, призывая поклонников разделить с Джун долгое и мучительное путешествие. — Она немного сходит с ума, но в этом безумии способна делать то, что другие не могут. Она способна совершать поступки ради общего блага».