О сюжете
«Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale) начинался как мрачная религиозная антиутопия, в центре которой стояла тема выживания главной героини – Джун (Элизабет Мосс). Последующие сезоны откровенно топтались на месте. Второй закончился неудачной попыткой Джун сбежать за границу, в Канаду. На третий она также осталась в Гилеаде, присоединилась к партизанскому движению и искала способы вернуть свою дочь. События развивались медленно, вместо этого много хронометража уделялось насилию и страданиям служанок.
Внимание в четвёртом сезоне сместилось с выживания Джун на более общую тему: войну Гилеада с внешними и внутренними врагами. Сбежав из-под стражи, Джун вместе с подругой Джанин (Мадлен Брюэр) идёт к границе с Канадой через глухие леса и опустошённые города. Бывшие Служанки получают помощь от посторонних людей, видят людоедские законы выживших в Бостоне, попадают под варварскую атаку армии Гилеада. В четвёртом сезоне впервые подтверждается, что Служанки и их «Мэйдэй» никогда не боролись против режима в одиночку. Сопротивление действовало в государстве годами, где-то за кадром. Это контекст, которого сериалу очень не хватало в предыдущих сезонах – он делает мир сериала более полноценным и реалистичным.
- Рецензия на 2 сезон «Люпена»: cериал про ограбления, которому простительно отсутствие глубины
Но даже когда Джун наконец удаётся сбежать за границу к середине сезона, война продолжается – в зале суда, на переговорах, на уютной кухне её нового дома. В Канаде идёт суд над главными мучителями Джун, потрясающими антагонистами командором Фредом Уотерфордом (Джозеф Файнс) и его жена Сереной (Ивонн Страховски). За границей оказывается немало поклонников Фреда и Серены, которые верят в методы Гилеада. На суде Джун приходится перечислить все их преступления – а значит, заново пережить свои травмы. Да так, чтобы убедить в этом и судью, и расколовшееся на две части общество.
Сильные стороны: невозможные решения, которые вынуждены принимать герои
Прошлые сезоны «Рассказа служанки» слишком часто и долго фиксировались на страданиях Джун. Теперь они стали не более чем фоном для других поворотных моментов сериала. Очень показательна сцена, в которой Джун пытается пересечь канадскую границу на корабле гуманитарной миссии. Миротворцы из Канады не могут позволить себе скрыть преступницу из Гилеада – это подорвёт сотрудничество двух стран. Но ни у кого не хватает сил и выдержки отправить Джун обратно, на верную смерть. Короткая перепалка миротворцев (одна из которых – лучшая подруга Джун) ставит жизнь одного человека против благополучия многих. Позже в сериале этот вопрос возникает снова, но уже перед самой Джун, когда ей предлагают вернуть дочь в обмен на десять других детей. То, как разные персонажи поступают в похожих ситуациях – едва ли не самая сильная часть «Рассказа».
- «Я могу уничтожить тебя»: как драма об изнасиловании стала одним из главных сериалов года
Наряду с этим Джун, её близкие и союзники медленно понимают, что всегда были разменной монетой в чужих политических играх. Политики одновременно и оставляют Джун у себя, сохраняя ей жизнь, и идут на уступки военному преступнику Уотерфорду (в обмен на стратегическую информацию). На самом деле канадские власти не хотят ссориться с Гилеадом, а внешний мир не готов вмешиваться в дела чужого государства, даже если оно построено на страдании сотен тысяч людей. Американские журналисты сравнивают события с состоянием пост-трамповских США, но четвёртый сезон «Рассказа» несложно спроецировать и на другие страны.
«Рассказ служанки» в четвёртом сезоне показывает не только войну, но и её последствия. Джун не может начать мирную жизнь и оставить травмы позади. Её мучают посттравматический синдром, неспособность говорить честно, привычка решать все проблемы насилием и давлением на окружающих. Она одинаково срывается как на Джанин, так и на бывших врагов, Серену и Фреда. И авторы сериала наконец-то наказывают Джун за её неспособность держать себя в руках: её муж Люк (О. Т. Фагбенли) не знает, как наладить с ней общение, подруги резко ставят на место, отворачиваются от неё или просто напоминают, что она страдала не в одиночестве. Впереди остался последний, пятый сезон, и в нём Джун рискует потерять всё самое дорогое, что у неё есть в Канаде.
Слабые стороны: спорный финал и недостатки сценария
Джун и другие Служанки часто отвечают насилием на насилие. Несмотря на ненависть к Гилеаду, они принимают библейский принцип «око за око». На нём построена вся последняя серия сезона – «Пустыня» (The Wilderness). Но когда Служанкам выпадает шанс жестоко отомстить абьюзеру, это не вызывает восторга, не вселяет надежду. Обычно «Рассказ служанки» объективно показывает каждую сторону конфликта, где высказываются и протагонисты, и злодеи. Однако в конечном итоге Джун нарушает закон, и авторы сериала, фактически, остаются на её стороне.
Этот спорный сюжетный поворот поддерживает мысль, что по-другому добиться справедливости невозможно. «Рассказ» уходит от идей гуманизма, которые, вроде как, пытается продвигать; по сюжету антагонистам никогда не выпадает шанс исправиться и быть прощёнными. Сцена расправы с обидчиком символична: Служанки окружают жертву так же, как их когда-то заставили окружить и забить насмерть другую Служанку. Но за ней скрывается неприятная и грустная идея о том, что Гилеад навсегда сделал их склонными к насилию. Цивилизованного способа отомстить бывшие Служанки уже не видят.
- Какие штампы из американского кино и сериалов оказались в «Пищеблоке» и почему они не работают
«Рассказ служанки» был настолько затянут в предыдущих сезонах, что сейчас сюжет движется даже слишком быстро. Местами авторы заторопились к развязке, стали нарушать логику (например, легко переводить персонажей через границу) и пропускать большие периоды времени. А некоторые сильные моменты хочется поменять местами с любой скучной, филлерной или откровенно лишней сценой второго и третьего сезона. Например, предысторию Джанин, – самой тихой, покорной и набожной Служанки во всем сериале, – которая снята великолепно и много добавляет к пониманию персонажей.
Вердикт
В начале третьего сезона «Канобу» предполагал, что зрители наконец увидят в сериале настоящую революцию. Четвёртый сезон объясняет, почему она так и не случилась. «Рассказ» отличается от антиутопий в духе «Мы» (с грустной концовкой) и «451 градуса по Фаренгейту» (с более оптимистичным финалом). Это всё же не летопись революции, а личная история женщины на фоне религиозной фанатичности, политических интриг и войны разных идеологий.
Джун проходит тяжёлый, полный лишений путь, её травмированность и ответная жестокость в новых эпизодах наконец достигают высшей точки. Но авторы сильно затянули её рассказ, разбавили его ненужными сценами страдания и бесконечными повторениями. При этом «Рассказ служанки» нельзя начать смотреть с любого момента, как тот же «Почему женщины убивают». Это цельная история с великолепным началом и скучнейшей серединой. Уговорить зрителей вернуться к просмотру сложно – даже несмотря на то, что четвёртый сезон наконец сломал неверную траекторию сериала. Поэтому «Рассказ» выходит сильным, но неэффективным предупреждением о том, к чему приводит фанатизм.
15 сентября, почти через год после окончания четвертого сезона, «Рассказ служанки» вернется с пятым. С тех пор в мире случилось достаточно событий, чтобы темные пророчества шоу стали реальнее. Вспоминаем, что было в предыдущих сериях.
Сериал сняли по мотивам одноименной дистопии Маргарет Этвуд — одного из самых знаменитых фантастических произведений, написанных женщинами. Она же одна из самых успешных — продолжение «Рассказа служанки», роман «Заветы», получил Букеровскую премию в 2019 году. За 5 лет эфира «Рассказ служанки» Hulu получил 75 номинаций на «Эмми» и в пятнадцати из них выиграл. А красные платья служанок стали новым феминистским символом: активистки используют их по всему миру каждый раз, когда права женщин (опять!) пытаются ограничить. «Каждый, кто видит женщин в красном, знает, что они имеют в виду — хоть в Ирландии, хоть в Аргентине, хоть в Аризоне», — говорила Этвуд в интервью The Guardian.
Драма буксовала во втором и третьем сезонах, но шоураннеры учли критику: последний сезон уходит от изображения натуралистичного насилия в сторону психологического триллера, сюжет которого двигают дилеммы. У пятого сезона есть шанс закрепить успех четвертого: судя по трейлеру, нас ждет напряженное, эмоционально заряженное противостояние двух главных героинь Гилеада — бывшей служанки Джун и ее бывшей госпожи Яснорады. В преддверии первых серий вспоминаем, что происходило в тоталитарной республике в первых четырех сезонах сериала.
В догилеадские времена Джун Осборн была редакторкой в одной из бостонских газет, счастливой матерью и любящей женой. Захватив власть, христианские фундаменталисты сделали Джун служанкой: формально потому, что та вышла замуж за прежде женатого мужчину; реально потому, что могла выносить ребенка. Вокруг Джун, которую в первых сезонах гораздо чаще называют Фредовой (Of Fred, то есть «принадлежащая Фреду»), и строится все повествование: основная интрига — когда и как именно она разрушит Гилеад. Одна или нет, внутри страны или за ее пределами, жестко или не очень — пока неизвестно.
Дом командора Фреда Уотерфорда стал первым «назначением» Джун (формально нет, но о предыдущем командоре служанки мы практически ничего не знаем; в сериале его не показывают). Уотерфорд — холодный, скользкий тип, способный на самые чудовищные пытки и насилие. А еще он важная фигура в режиме Гилеада, правда, из сериала неясно, чем именно он занимается в Совете. Но точно известно, что именно Фред был одним из тех, кто командовал вооруженным восстанием в США, в результате которого власть и захватили радикалы-христиане. В пятом сезоне его не будет: Джун убила его в финале четвертого.
Яснорада Уотерфорд сформировала ультраконсервативную идеологию Гилеада, описав свои идеи в книге под названием «A Woman’s Place» («Место женщины»), которые получили название domestic feminism («домашний феминизм»): безоговорочное подчинение мужчине, фертильность как национальный ресурс, рождение ребенка как моральный императив. В сериале Яснорада — одна из самых интересных антагонисток; спустя четыре сезона все еще не вполне ясно, что именно ею движет: природная злоба, искреннее заблуждение или нестерпимое желание иметь собственного ребенка (или все перечисленное одновременно).
Одна из главных злодеек — сериальных теток, которые совмещают в себе роли надзирательниц и политруков для новоприбывших служанок. В третьем сезоне становится известно, что жизнь Лидии Клементс в США не была счастливой: она работала учительницей начальных классов и занималась семейным правом, но своих детей у нее так и не появилось. Весь свой потенциал Лидия раскрывает, только став теткой в Гилеаде: именно она отвечает за самые жестокие и изощренные пытки — от регулярных избиений электрошокером до вырезания глаз и закидываний камнями.
Служанка, с которой мы знакомимся в самом начале сериале и за жизнью которой следим до сих пор. До Гилеада Джанин уже воспитывала одного ребенка, но в какой-то момент забеременела вторым и сделала аборт, за что христианские сектанты и обратили ее в служанку. В первой же серии первого сезона Джанин лишается глаза как раз по настоянию тетки Лидии, которая так решила перевоспитать упрямицу. Но жизнь в тоталитарной республике не озлобила служанку. Совсем наоборот, Джанин — пример эмпатии и человечности даже там, где это напрямую запрещено законом.
Охранник Уотерфорда, который довольно быстро сделал карьеру в военизированном Гилеаде: в конце четвертого сезона Блейн — один из самых влиятельных командоров. Ник не боится играть в двойную игру, втайне помогая гилеадскому сопротивлению «Мэйдэй». Движет им любовь к Джун и их общему ребенку Николь, но что будет с ним в пятом сезоне, даже предположить трудно: в трейлере о Нике не сказано ни слова.
Ретроспектива переворота
Повествование в первом сезоне нелинейное: зритель одновременно следит и за историей Джун и других служанок в Гилеаде, и за событиями, которые предшествовали появлению тоталитарного государства. Коротко ее пересказывает тетка Лидия в первой серии. Из-за экологического коллапса только одна женщина из ста может выносить и родить здорового ребенка. В США в это время приходит к власти христианская экстремистская группировка, которая называет себя «Сыны Иакова». Их представление о христианстве зиждется на ветхозаветной Библии, к которой добавили тоталитарный образ жизни — так то, что осталось от США, начинает жить по принципу «запрещено все, что не приказано».
Повествование намекает, что американцы (и, что даже точнее, американки) сами допустили усиление сектантов, когда протестам против закручивания гаек предпочитали жить «вне политики». Гилеад не щадит никого: профессорка цитологии Эмили, редакторка Джун, юристки, экономистки и многие другие становятся служанками, вопреки своей воле и вне зависимости от участия в сопротивлении тоталитарному режиму. История становления Гилеада в первом сезоне показана от лица разных людей, но в первую очередь, конечно, мы следим за ней глазами Джун.
Красный центр
После того как женщину обрекают быть служанкой, ее доставляют в Красный центр (официально Центр Рахиль и Лии) — распределительный лагерь, где все они проходят идеологическую обработку. Кому-то, как подруге Джун, Мойре, удается оттуда сбежать: женщины вместе напали на одну из теток, отобрали ее наряд и, переодев в него Мойру, попытались уехать в Бостон; Мойре удалось, Джун ловят в последний момент и избивают ступни плетьми — так, что те оставляют красные кровавые пятна. Кому-то везет еще меньше. Джанин, которая дерзила тетке Лидии на первом же сеансе промывки мозгов, вырезают глаз. Их жизнь не становится лучше, когда из Красного центра женщин отправляют к их «хозяевам» — командорам, где те превращаются натурально в матки на ножках. Служанке Эмили отрезали клитор, когда узнали, что у нее завязался роман с марфой (помощницей по хозяйству), саму марфу повесили.
Знакомство с Уотерфордами
Огромная часть первого сезона снята в доме командора Уотерфорда и его жены Яснорады. Джун сталкивается с чудовищным отношением и регулярными ритуальными изнасилованиями — так называемыми церемониями, в результате которых служанки должны забеременеть. У Джун не получилось с первого раза, тогда Яснорада ее избила (и имела на это полное право: служанки в Гилеаде — такая же собственность, как мебель или посуда). При этом командор и его жена, как и другие власть имущие, в международных отношениях выставляют Гилеад страной всеобщего счастья, раем на земле и обителью духа. Впрочем, мало кто обманывается, даже у расположенной мексиканской делегации не остается никаких вопросов к порядкам Гилеада, после того как Джун правдиво и искренне о них рассказывает.
Беременность Джун
Яснорада подозревает, что ее муж Фред Уотерфорд может быть бесплоден. Ни она, ни другая служанка не смогли от него забеременеть. Тогда она решает пойти на преступление даже по меркам Гилеада: миссис Уотерфорд приказывает Джун переспать с их охранником Ником, чтобы она забеременела от него, выносила ребенка и отдала его на воспитание Уотерфордам. Вместе с тем у Джун и Ника завязывается настоящий роман; однажды она ночью пробирается к нему в дом, чтобы заняться нормальным, а не протокольным сексом. Джун в итоге беременеет, и именно Ника потом и представляют как отца ребенка.
Первая попытка побега
Во время осмотра в больнице Джун предпринимает первую попытку побега. Она находит в ботинке ключ и через секретный ход покидает больницу, спрятавшись в фургоне с мясом. Джун оказывается в бывшем здании редакции Boston Globe, где проводит месяцы в ожидании удачного момента для побега из Гилеада. Служанка встречает на своем пути мусульманина Омара, который прячет ее в своей квартире — как выяснится позже, ценой собственной жизни. От него Джун бежит к взлетно-посадочной полосе, где ее ждал самолет, но безуспешно: самолет сбили, пилота расстреляли, Джун вернули Уотерфордам.
Вторая попытка побега
К концу второго сезона Джун уже на большом сроке беременности. У нее начинаются ложные схватки, которые Уотерфорды принимают за роды. Разозлившись, что служанка не разродилась, Фред при помощи Яснорады снова насилует ее, а позже, видимо, почувствовав какое-то подобие стыда, устраивает встречу Джун с ее первой дочерью Ханной, которую теперь зовут Агнес. Фредовой удается спрятаться, потом она пытается уехать на машине, но опять без результата. У нее действительно начинаются роды, и Джун рожает вторую девочку, которую называет Холли.
Вывоз Николь из Гилеада
Дочь Джун достается Яснораде, и жена командора начинает переживать за будущее ребенка: Уотерфорд решает выступить перед советом и попросить разрешения учить девочек грамоте, закончив свое выступление чтением Библии. Женщинам в Гилеаде запрещено читать, и этот запрет — один из самых суровых. За чтение отрубают палец; Яснорада лишилась мизинца. В какой-то момент репрессивная машина Гилеада снова дает сбой, и Джун снова получает шанс сбежать , на этот раз не одна, а с Холли, которую Уотерфорды назвали Николь. Джун встречает свою первую напарницу Эмили, которую вернули из радиоактивных колоний и сделали Джозефовой, приписав командору Джозефу Лоуренсу. Несмотря на его огромное влияние в Гилеаде, Джозефа сложно назвать благочестивым командором: он не совершает церемоний, и он же помогает Эмили сбежать из Гилеада. Джун отдает ей ребенка, но сама не уезжает: она должна забрать Ханну.
Смерть Мэттьевой
В начале третьего сезона Джун получает новое назначение (служанку определяют Джозефу Лоуренсу) и новую напарницу, набожную Мэттьеву. Она полная противоположность Джозефовой: Мэттьева истово молится и буквально жаждет как можно скорее стать матерью, чтобы «исполнить предназначение», пока Джун готовит подпольное сопротивление. В то же время Яснорада рассказывает бывшей служанке, где сейчас находится ее старшая дочь, и Джун разрабатывает план «похищения» ребенка. Об этом узнает беременная Мэттьева и сдает напарницу тетке Лидии, после чего Ханна-Агнес и ее приемная семья уезжают в неизвестном направлении. Но психика Мэттьевой тоже сдает, и служанка нападает на Джанин, которую в третьем сезоне зовут Говардовой. Мэттьева выхватывает пистолет у хранителя, за что получает пулю в плечо: служанка с кровопотерей попадает в больницу. Там врачи спасают ребенка, о жизни Мэттьевой речь уже не идет.
Предательство Яснорады
Уотерфорд, которая фактически отпустила Джун с Николь из дома, начинает сожалеть о своем поступке и решает вернуть ее из Канады в Гилеад. Чтобы встретиться с «дочерью», Яснорада летит в Канаду, где получает предложение стать беженкой и не возвращаться на родину. Яснорада отказывается и летит обратно, чтобы потом вновь оказаться в Канаде, на этот раз с мужем Фредом. Яснорада сдает его как преступника канадским властям, взамен получив от них свободу и возможность видеться с Николь. Правда, ее свобода оказывается недолгой: Фред выдвигает встречные обвинения, из-за которых Яснораду тоже арестовывают.
Спасение 86 детей
Джун готовит новый план — вывезти из Гилеада как можно больше детей. Она пробирается в бордель под названием «Иезавель» и подговаривает помочь бармена Билли, который контрабандистом летает в Канаду. Служанка также подговаривает других марф и служанок помочь ей, и в назначенное время все они собираются в доме у командора Лоуренса. Джун и другие служанки ведут детей через лес к самолету, по пути столкнувшись с отрядом военных. Операция по спасению детей заканчивается успешно, и самолет, до отказа набитый мальчиками и девочками, улетает в Канаду. Фантастически, даже нереалистично сложная акция Джун заканчивается для нее огнестрельным ранением в плечо. В Канаде же самолет встречают спасатели, медики, журналисты и родители отобранных детей.
Побег на ферму
Скрываясь от последствий своей дерзкой операции, Джун, Джанин и другие служанки приходят на ферму, где живут командор Кис и его молодая жена Эстер. Кис слишком стар, чтобы принимать хоть какие-то решения. Эстер же зажигается сопротивлением Джун и мечтает помочь той свергнуть режим Гилеада. Пока Джун восстанавливается от ранения, зрители узнают жуткую историю жены командора: ее насиловали чуть ли не все половозрелые мужчины в радиусе многих километров, поскольку ее муж не мог уже стать отцом. Джун узнает, что неподалеку от их фермы есть еще один бордель, и проворачивает там дело: вместе с подельницами они отравили командоров на вечеринке, которую те закатили перед уходом на фронт. Но в то же время оканчивается их спокойная жизнь на ферме. Вернувшись из борделя, Джун обнаруживает, что служанок выследили, все они вместе с Эстер пропали.
Побег из Красного центра
Джун снова оказывается в Красном центре, который с первого сезона сильно изменился: теперь это не только воспитательно-распределительный центр, но и профессионально оборудованная пыточная. Тетка Лидия и ее прислужники именно пытками пытаются выяснить, куда ушли служанки; Джун стоически переносит их, но ломается, когда ей намекают, что, если та не расколется, они навредят ее дочери Ханне. Служанок ловят, чтобы потом назначить в новое место в Гилеаде — колонию беременных женщин, которые все свободное время заняты работой. По какому-то странному стечению обстоятельств их везут туда в компании только вооруженного водителя и тетки Лидии с электрошокером. Женщинам везет — их машина встает на железнодорожном переезде, они пользуются моментом и сбегают. Правда, из пяти служанок выживают только две — Джун и Джанин успевают перебежать железнодорожные пути, в то время как их напарниц на полном ходу сбивает поезд.
Побег в Чикаго
Джун и Джанин бегут в Чикаго, спрятавшись в вагоне с молоком. По пути их поезд атакуют члены сепаратистского отряда. Формально бывшие служанки оказываются на свободе, но свободной их жизнь не назвать: они зависимы от милости руководителя отряда, от скромных запасов еды и воды. Джун решает двигаться дальше, Джанин сомневается, но в итоге тоже покидает временное пристанище. Добравшись до Чикаго, они попадают под бомбежку города силами Гилеада, Джун от взрывов теряет сознание.
Побег в Канаду
Джун среди завалов находит ее давняя подруга Мойра, которая приехала на оккупированную территорию с гуманитарной миссией из Канады. Она обманом проводит ее на корабль, которым командует ее возлюбленная, прямо запретившая забирать беглую служанку из Гилеада. Чтобы пройти паспортный контроль, Джун притворяется участницей кампании, и пограничники Гилеада, конечно же, не узнают в ней самую разыскиваемую женщину тоталитарной страны.
В Канаде Джун встречается с мужем Люком, дочерью Николь, марфой Ритой, с которой она жила у Уотерфордов, Эмили и другими подругами из прошлой жизни. Сбежавшая служанка становится одной из ключевых свидетельниц в деле против командора Уотерфорда. Позже она понимает, что ее показания используют в непонятной для нее политической игре, а Уотерфорд может получить свободу, когда расскажет больше о том, как устроен Гилеад. Джун встречается с Лоуренсом и договаривается об обмене командора на 23 осужденных по разным «преступлениям» женщин в Гилеаде. Но Уотерфорду не суждено оказаться на родине: на границе во время обмена пленными Джун убивает его.
Что мы знаем о пятом сезоне?
Первая серия пятого сезона выйдет 15 сентября. В России смотрите ее на more.tv и на Кинопоиске в Плюсе c more.tv. Этим летом Верховный суд США отменил решение по делу «Роу против Уэйда», которое гарантировало американкам в любом штате безусловное право на аборт. Красные робы и белые «крылышки» (так в сериале называют характерный головной убор служанок) были и остаются ярким символом активистской борьбы за равный доступ к абортам, но большой вопрос, проявится ли сверхактуальный американский контекст и усиление репродуктивного давления в сериале (скорее всего, нет — просто потому, что к маю, когда Politico опубликовал черновик решения Верховного суда, продакшен сериала был завершен).
Что будет с героями «Рассказа служанки»?
Трейлер намекает, что основной конфликт завяжется между Джун и Яснорадой, которой каким-то чудом удалось забеременеть от Фреда незадолго до его смерти. Яснорада вернется в Гилеад, но пока неизвестно, в каком качестве; похороны Фреда Уотерфорда кажутся грандиозным мероприятием, что намекает на то, что Яснорада сохранит свое высокое положение в Гилеаде.
Очевидно, Джун будет и дальше пытаться вернуть свою дочь Ханну, однако ее амбиции в конце четвертого сезона простираются куда дальше: нет никаких сомнений, что она захочет уничтожить Гилеад как явление. Интригой остаются ее отношения с Люком и Ником, к каждому из которых Джун неравнодушна; каждый из них — полноправный отец одной из двух ее дочерей, и пока совсем непонятно, каким именно образом авторы намерены раскручивать этот любовный треугольник.
Что мы знаем про шестой сезон?
Накануне выхода пятого сезона стало известно, что «Рассказ служанки» продлили до шестого, который станет финальным. Правда, не факт, что это конец истории. На волне успеха первого сезона сериала генеральный директор Hulu Рэнди Фрир говорил, что материала хватит и на десять сезонов.
Авторка «Рассказа служанки» Маргарэт Этвуд успела написать продолжение романа, назвав его «Заветы» («The Testaments»). Если авторы сериала захотят взять его за основу, то нас ждет еще не один сезон: Этвуд описывает события, которые сложно назвать ближайшим будущим.
Смотрите «Рассказ служанки» на more.tv и на Кинопоиске в Плюсе с more.tv
Автор: Антон Данилов
Иллюстратор: Александр Черепанов
Четвертый сезон «Рассказа служанки», прославленного критиками пятнадцатикратного лауреата премии «Эмми», оказался одним из главных хитов полугодия: премьерные эпизоды шоу побили рекорд по просмотрам всех оригинальных сериалов и фильмов стримингового сервиса Hulu. Поклонники антиутопии по мотивам одноименного романа Маргарет Этвуд ждали новую часть довольно долго; выход ее, как и многих других телепроектов, был отложен из-за пандемии коронавируса. Впрочем, может быть, именно продолжительный хиатус стал причиной столь успешного возвращения — за такое время немудрено и позабыть, чем себя «Рассказ служанки» зарекомендовал годы назад, и удивиться его откровениям вновь. «Лента.ру» рассказывает, что не так с четвертым сезоном шоу о борьбе угнетенных женщин с захватившими Соединенные Штаты христианами-фундаменталистами.
Джун Осборн (Элизабет Мосс) впору уже официально приписать статус неубиваемой мученицы — героиня, получившая в финале третьего сезона автоматную пулю в спину в попытке вывести из Галаада десятки детей, не только быстро оправляется от ранения, но сразу же рвется продолжать борьбу с тоталитарно-патриархальным режимом республики. Да и судьба, кажется, сама подбрасывает возможности отомстить угнетателям: то в руки попадается галаадец-насильник (его Джун хладнокровно поручит зарезать малолетней жертве изнасилований Эстер, укрывающей на своей ферме беглянок), то в подпольный бордель неподалеку заявится целая делегация из высоких чинов республики (пьяные офицеры — идеальная мишень). Партизанская деятельность Джун, правда, продлится недолго: героиню вскоре ловят и подвергают жутким пыткам, пытаясь выведать местонахождение сообщниц по сопротивлению.
Как бы ни ругали «Рассказ служанки» за повторение эпизодов сюжета (вполне, впрочем, заслуженно: уже не раз Джун бежала от угнетателей, попадала в их руки и переживала унижения, чтобы потом чудесным образом спастись), новая часть его все же разительно отличается от предыдущих насыщенной динамикой и масштабом событий. Если размеренный третий сезон с почти садистским наслаждением разжевывал подробности жизни женщин в антиутопичном Галааде, то ныне Джун из мрачного триллера словно переносится в приключенческий боевик: партизанщина, плен и освобождение героини разворачиваются всего за пару эпизодов, и вот она уже на фронте, где ведется настоящая война. Перестал скрывать свое истинное лицо Галаад: чиновники республики из светлых кабинетов в стиле ар-деко переместились в большие темные залы в убранстве футуристичного Третьего рейха. Персонаж Мосс хоть и оказывается в ситуациях, идентичных событиям прошлых серий, тоже радикально меняется: кажется, жажда мести и слепая ненависть от пережитых унижений и истязаний теперь руководят Джун куда больше, нежели принятое в третьем сезоне решение спасти из Галаада всех детей.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Такое сгущение красок — прием хоть и эффектный, но довольно дешевый. Наиболее ярко это проявляется в посвященном пыточному лагерю третьем эпизоде, ставшем режиссерским дебютом Мосс. В нем, к примеру, лейтенант-садист в компании четырех молчаливых мужчин в масках пытает Джун водой, накинув на нее полотенце с крестом, пока в соседней камере заключенных заставляют слушать жесткое техно; после измученную героиню ждет пафосная сцена на крыше тюрьмы, дружелюбная беседа с командором Джозефом Лоуренсом (Брэдли Уитфорд) за роскошно накрытым столом и даже встреча с дочерью, заключенной в стеклянный куб. Подобные пошлости можно, конечно, списать на неумелую режиссуру Мосс, но правда в том, что «Рассказ служанки» попыток визуально шокировать зрителя никогда не гнушался.
А в четвертой части, по-видимому, просто решил дожать их до агрессивного максимума
Поэтому неудивительно, что глотком свежего воздуха ощущается разворачивающаяся в светской Канаде сюжетная линия с приятельницей главной героини Мойрой (Самира Уайли), которая разбирается с последствиями массового исхода беженцев из Галаада (оказывается, переправить под угрозой расстрела кучу детей из тоталитарного государства — задача полегче, чем ассимиляция несовершеннолетних в чужой стране). Даже затянувшаяся околосудебная драма командора Фреда Уотерфорда (Джозеф Файнс) и его супруги Серены (Ивонн Страховски), арестованных канадскими властями, на фоне похождений Джун выглядит куда занятнее; возможно, потому, что трибунал над ведущими антагонистами первых сезонов хоть немного напоминает долгожданную развязку сериала. Которой, однако, в ближайшем времени не предвидится — проект уже продлили на пятый сезон, и даже шоураннер Брюс Миллер назвать его финальным пока не осмеливается.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
«Рассказ служанки» стал хитовым шоу и завоевал массу наград не только и не столько из-за ярких экшен-сцен или даже качественно выстроенной, пугающей теократической антиутопии, сколько благодаря тому, что затрагивает актуальную, особенно для Соединенных Штатов, повестку (а в некоторых случаях даже невероятным образом предугадывает ее). Шоу удается держать связь с реальностью и в новой части — этому, к примеру, служит флешбэк одноглазой служанки Джанин (Мадлен Брюэр), которая проходит огонь и воду, чтобы сделать аборт еще в догалаадовские времена, и непростая работа Мойры со спасенными от фундаменталистов детьми-беженцами. Но подобных моментов в сезоне за уже вышедшие эпизоды становится все меньше, а вот эффектные сцены пыток, расстрелов и бомбежек, наоборот, доминируют.
Четвертая часть антиутопии, как и предыдущие, пытается шокировать откровенными сценами фетишизированного насилия и заставляет переживать за вечно спасающуюся от опасности (либо самоотверженно бросающуюся ей навстречу) Джун. И это, учитывая рекордные просмотры, безусловно, работает, но за таким решением скрывается вывод не слишком утешительный: что у «Рассказа служанки» больше не осталось интересных историй — по крайней мере тех, что может рассказать главная героиня, которая уже и ярмо служанки с себя неоднократно сбрасывала.
Sign up to our free IndyArts newsletter for all the latest entertainment news and reviews
Sign up to our free IndyArts newsletter
The Handmaid’s Tale’s fourth season has come to a dramatic conclusion – and fans are both stunned and satisfied.
The hit dystopian drama, starring Elisabeth Moss and Joseph Fiennes, aired the 10th and final episode of its latest season in the US last night (15 June).
UK viewers will have to wait until next week to tune into the season, which will begin airing weekly from 20 June on Channel 4.
Spoilers for season four of Handmaid’s Tale below!
Fans rejoiced to see Fred Waterford, the sadistic commander played by Fiennes, finally meet his demise.
“Me after watching the season four finale of The Handmaid’s Tale,” wrote one user, accompanied by a GIF of Natalie Dormer smugly eating an apple on a hammock.
Similarly, another user added: “Me, last 10 minutes of Handmaid’s Tale season 4 finale,” together with a GIF of Joaquin Phoenix from the 2002 horror film Signs, which sees him backing away from a screen looking terrified.
“The Handmaid’s Tale season finale was so good that I was cheering and screaming and then 10 minutes later broke down sobbing… thank you lizzie moss,” said someone else.
A fourth person wrote: “*That* scene from the handmaid’s tale s4 finale has to be one of the most satisfying scenes I’ve ever seen on television.”
“Me, after watching the season finale of The Handmaid’s Tale,” commented one person, together with a GIF of Jessica Walter as Lucille Bluth in Arrested Development saying: “Good for her.”
Access unlimited streaming of movies and TV shows with Amazon Prime Video Sign up now for a 30-day free trial
Sign up
“A standing ovation for Season 4 of The Handmaid’s Tale… I don’t even know where you can go from here. That season finale was powerful,” added another user.
Audiences last see Fred’s lifeless body strung up on a wall, with his severed finger being put in an envelope addressed to his wife Serena (Yvonne Strahovski).
In the wake of the episode’s US broadcast, Fiennes opened up about his character’s death, and explained how filming the scene “was genuinely quite terrifying”.
UK viewers will be able to watch the first episode of The Handmaid’s Tale season four on Channel 4 on 20 June at 9.00pm.
Earlier this year, it was announced that the Emmy Award-winning series had been officially renewed for a fifth season.
Sign up to our free IndyArts newsletter for all the latest entertainment news and reviews
Sign up to our free IndyArts newsletter
The Handmaid’s Tale’s fourth season has come to a dramatic conclusion – and fans are both stunned and satisfied.
The hit dystopian drama, starring Elisabeth Moss and Joseph Fiennes, aired the 10th and final episode of its latest season in the US last night (15 June).
UK viewers will have to wait until next week to tune into the season, which will begin airing weekly from 20 June on Channel 4.
Spoilers for season four of Handmaid’s Tale below!
Fans rejoiced to see Fred Waterford, the sadistic commander played by Fiennes, finally meet his demise.
“Me after watching the season four finale of The Handmaid’s Tale,” wrote one user, accompanied by a GIF of Natalie Dormer smugly eating an apple on a hammock.
Similarly, another user added: “Me, last 10 minutes of Handmaid’s Tale season 4 finale,” together with a GIF of Joaquin Phoenix from the 2002 horror film Signs, which sees him backing away from a screen looking terrified.
“The Handmaid’s Tale season finale was so good that I was cheering and screaming and then 10 minutes later broke down sobbing… thank you lizzie moss,” said someone else.
A fourth person wrote: “*That* scene from the handmaid’s tale s4 finale has to be one of the most satisfying scenes I’ve ever seen on television.”
“Me, after watching the season finale of The Handmaid’s Tale,” commented one person, together with a GIF of Jessica Walter as Lucille Bluth in Arrested Development saying: “Good for her.”
Access unlimited streaming of movies and TV shows with Amazon Prime Video Sign up now for a 30-day free trial
Sign up
“A standing ovation for Season 4 of The Handmaid’s Tale… I don’t even know where you can go from here. That season finale was powerful,” added another user.
Audiences last see Fred’s lifeless body strung up on a wall, with his severed finger being put in an envelope addressed to his wife Serena (Yvonne Strahovski).
In the wake of the episode’s US broadcast, Fiennes opened up about his character’s death, and explained how filming the scene “was genuinely quite terrifying”.
UK viewers will be able to watch the first episode of The Handmaid’s Tale season four on Channel 4 on 20 June at 9.00pm.
Earlier this year, it was announced that the Emmy Award-winning series had been officially renewed for a fifth season.
- + Оставить отзыв
Роман Галкин
https://vk.com/topic-122913008_40984017?offset=3800
Полина, полностью согласен с вышесказанным . Сижу , смотрю сериал с друзьями и как дурак пытаюсь оправдать те или иные действия героев. Хотя сам в голове думаю: «ой херня какая-то…».
Если сравнивать с первым и вторым сезоном вместе — тут нет погружения в атмосферу. Какого-то чувства «революции».
Из трёх серий только в конце третьей, когда под трек Radiohead The bends служанки бежали из фургона — реально за сердце схватило. Тот случай когда «ситуация, игра актеров и музыкальное сопровождение» дало классный результат. За Альму и Брианну было жалко. Но на таком конечно весь сериал не вытянешь.
П.с. Как я понимаю — Джанин не выживет… чето ее в трейлере мало видно было. Тоже жалко. Да и вообще всех их жалко.
Хоть это и сериал, и выдумка… но во всем этом есть истина — мы сами кузнецы своей жизни и своего счастья. И только из-за нас (нашего бездействия) можно дойти до такого.
dart93
https://myshows.me/view/episode/17577736/
Все вот думают, что щас Джун посадят или она в бегах будет, ну камон. С ней в Галааде ничего не сделали, я не удивлюсь, если в следующем сезоне она начнет по ТВ организовывать партизанские отряды или типа того.
Но вот только правда мамой-революционеркой ей уже не быть, и Ханна походу реально будет сама из Галаада выбираться. Вообще не представляю, как Джун исцелится от этого всего. Кажется, она станет Хайзенбергом нашего времени.
obelov
https://kanobu.ru/articles/retsenziya-na-4-sezon-rasskaza-sluzhanki-kak-serial-vernulsya-k-vyisokomu-urovnyu-s-kotorogo-nachina-376468/
Всё по-существу написано в рецензии. Реально первый и второй сезоны были больше эмоциональные. В середине третьего наметились изменения. И четвёртый сезон взял планку по скорости. В 4 сезоне мне не понравилось и то, о чём написала Мари. Как пропустили момент с переходом границы. Для меня это было разрывом шаблона. Чётко нарисованная «реальность» сирика внезапно стала менее правдоподобной. Как будто в фильме от Marvel Дэдпул посмотрел в камеру и сказал нечто, что должно рассмешить собравшихся в кинозале зрителей.
Карина Пермякова
https://vk.com/topic-122913008_40984017?offset=3800
Серена в своём репертуаре — пытается манипулировать Ритой, но рита красава — не поддалась, ещё и инфу про ребёнка слила феде)) Кстати, на снимке узи ребёнок такой большой уже, надель 12, не меньше. Не верится, что на таком сроке Серена не знала, что беременна
Лиличка Sylvanka
https://vk.com/topic-122913008_40984017?offset=3800
Посмотрела 3 серии. Вот как то не очень. Первые 2 сезона смотрела- не оторваться было. 3й и так и сяк. А этот сезон пока никак.
Соображения, что Ник будет играть в этом сезоне большую роль, его будет искушать властью. Уже несколько раз эту тему поднимали.
Серена, имхо, беременна не от Федьки. К ней канадец ласты клеил. Не от него ли…
Но, кроме этих двух пунктов, никакой интриги в первых сериях нет. Какая то непонятная движуха, слоумоушен… Вывозит серии, пока, только оператор, имхо. Если следующие 3 серии будут такими же- смотреть дальше не буду. Очень жаль, несколько лет слежу за рс. А тут разочарование на разочаровании. Что «Заветы» совершенно не впечатлили, хотя ждала их очень трепетно, по подписке заказала сразу же, как объявили продажу. Что начало сезона — отстой.
СтасХрамцов
https://myshows.me/view/episode/17577736/
Я понимаю, что Гилеад без проблем отдал 22 женщины за Фреда, чтобы его привселюдно повесить в назидание другим потенциальным изменникам. Но не будет ли у Ника проблем из-за того, что он фактически отобрал Фреда у Гилеада? Или они с Лоуренсом организовали передачу пленниц без ведома остальных членов совета?
Представить не могу, что нас ждет в следующем сезоне. Я думал, Джун вернется в Гилеад и будет вести там партизанскую борьбу. Но она теперь стала супер-медийной особой и скрыться на виду в Гилеаде ей просто не выйдет. Да и что это за партизанство, когда главный развед-орган страны, «The Eye» находится под контролем Коммандора, который не может тебе отказать. Ник с помощью Лоуренса, наверное, мог бы и переворот устроить. Не знаю, правда, у кого в подчинении военные.
Олег Журавлев
https://lifehacker.ru/rasskaz-sluzhanki-4-sezon/
сериальчик и с первого сезона-так себе. чистая конъюктура с политическим подтекстом. очередные феминистские перепевы… давайте ещё что-нибудь выдумаем жалобное) а в пятом сезоне надо ввести образ «святого флойда» до кучи-будет совсем зашквар)
Татьяна Крихтова
https://vk.com/topic-122913008_40984017?post=58774
На сколько там сезонов продлили? На 9? Короче еще 5 сезонов Джун будет вредить Гилеаду, но не будет уезжать в Канаду, ее будут ловить, но по сути никак не наказывать, показывать Ханну, потом она будет убегать, по пути изображая страсть с Ником. Сколько раз Джун уже убегала? Я насчитала 6 раз. И сколько людей погибло из-за ее тупости и упрямства? Уж гораздо больше, чем пострадало от Тетки Лидии. В общем, хочу больше про Тетку Лилию, про предысторию Гилеада, Джанин, про адаптацию детей в Канаде, можно про миссис Кисс, про то, как биологиня общается со своей женой (вообще эта линия оборвалась), про устройство Мэйдэя, про альтернативные правительства США, хотя бы про Ханну и как ей вообще это все, там подросток почти уже, может иметь свое мнение, про то, как живет теперь жена командора, которого убила Джун, про маму Джун, зачем они вообще вводили этого персонажа, если потом про него тупо забыли?. Но будут опять крупные планы и замедленные съемки.
ViktoryMartini
https://myshows.me/view/episode/17577736/
Финал Фрэда ужасен и одновременно прекрасен! Я в восторге от того, как Джун с ним расквиталась. Хорошо, что она не смерилась и не дала ему просто уйти безнаказанным и жить.
Жду расплаты для Серены, так как на мой взгляд она ещё большее зло, чем Фрэд.
Елена Кондрашова
https://vk.com/topic-122913008_40984017?post=58774
Приветствую всех ….а я рассуждаю вот над чем : нам показывают 2ю жену подростка , мы знаем что как только девушка уже созревала для зачатия выдавалась замуж естественно желалось что бы она зачала , выносила и родила . Так кого родит не окрепший и несформированный подросток у которой еще свой процесс роста продолжается , чаще всего неокрепшее дитя , а зачем в Галааде больные дети , уровень медицины высок всех выходим только рожайте , еще нет совсем инвалидов в сериале , куда они их всех дели, а если кто то там рожал ребенка с ДЦП , синдромом Дайна и т.д …ладно сезон этот о борьбе , вопросов у нас много к сценаристам , но в то же время понимаешь что это все равно сказочная -сказка .
Мария Егорова
https://lifehacker.ru/rasskaz-sluzhanki-4-sezon/
Мда, автор явно невнимательно смотрела сериал: в первой серии 4 сезона довольно очевидно, что главная героиня долго и тяжело восстанавливается после ранения, а на пути в Чикаго никто не барахтается в воде, молоко из вагона-цистерны выливают сразу, как только героини в нее попадают. Очень странно делать выводы о неправдоподобности, приводя аргументы, искажающие сюжет.
На мой взгляд также очевидно, что главная героиня, как и Галаад (главный антагонист сериала ведь именно режим, надеюсь, хотя бы это понятно) претерпевают изменения от сезона к сезону: Джун из покорной жертвы становится решительной и ожесточенной, а режим рушится и становится хаосом, об этом прямым текстом говорится в последнем сезоне: нарушают правила надзиратели (даже тетка Лидия) и заключенные (связная Мей Дей говорит о регулярных диверсиях), и это все как раз подчеркивается визуальными решениями. Но опять же, если смотреть внимательно, прежде чем писать обзор.
miscellaneous
https://myshows.me/view/episode/17577736/
А мне вот интересно, почему Рита работает с психологом, а Джун нет, хотя ей явно нужен даже не психолог, а психотерапевт. Или это всё на добровольной основе? По-хорошему, любому беженцу из Галаада нужна психологическая помощь.