Рассказ служанки интересные факты

Закончился ужасающий 2-ой сезон «Рассказа служанки», но вы можете передохнуть от сердечного приступа. Перед вами все мельчайшие подробности, которые нужно знать об удостоенном премии Emmy хите от Hulu.

  1. Маргарет Этвуд сыграла эпизодическую роль в первом сезоне.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Маргарет Этвуд сыграла эпизодическую роль в первом сезоне. Автор одноименной книги «Рассказ служанки», на которой, собственно, и основан сериал, сыграла маленькую эпизодическую роль. Она была теткой, которая ударила Оффред в пилоте сериала.

    1. Все ужасные вещи основаны на реальных событиях.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Мрачное будущее, описанное в «Рассказе служанке» тяжело представить в реальном мире. Однако Этвуд сказала, что в процессе написания книги она поставила своей задачей правдоподобно запечатлеть всевозможные жестокие преступления, которые люди исторически совершали по отношению друг к другу. «Я создала для себя правило: я бы не стала включать в рассказ то, что люди еще не совершили в каком-то месте или в какое-то время, или то, для чего еще не существовало технологий, – написала она в 2012 году в своей статье для The Guardian. – Я не хочу, чтобы меня обвиняли во мракобесии, извращенных выдумках или в неправильном представлении человеческого стремления к скверному поведению».

    1. Дизайн комнаты Оффред выполнен так, чтобы сделать акцент на той жизни, которую она потеряла.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Художница-постановщик, Джули Бергхофф рассказала, что комната Оффред отражает жизнь, которой у нее больше нет. «Мы поставили там письменный стол, но она же не может писать!, – объясняет Бергхофф. – Поэтому стол – это просто след, пережиток, некое напоминание: «Ооо, я когда-то была писательницей, редактором. А сейчас я даже не могу сесть и что-либо написать».

    1. Исполнительница главной роли, Элизабет Мосс снимается без макияжа.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Мосс призналась, что не красится во время съемок. Брюс Миллер, исполнительный продюсер и главный сценарист посчитал, что это позволит игре быть более реалистичной. Таким образом заметно даже малейшее содрогание. «Если я бледнела или краснела, мерзла, зритель видел это. И мы снимали мое лицо очень, очень крупным планом».

    1. Телешоу связано с Бейонсе.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Рид Морано, которая сняла первые три эпизода первого сезона «Рассказа служанки», работала над альбомом Бейонсе Lemonade.

    1. У автора книги, Маргарет Этвуд была определенная причина сделать Америку местом действия сюжета.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Несмотря на то, что Этвуд канадка, она перенесла место действия «Рассказа служанки» в Соединенные Штаты Америки. Этвуд уверена, что Канада точно бы «не стала бы поощрять крайнее проявление тоталитарного режима». «В Квебеке сопротивление было бы очень сильным, – сказала она в интервью. – Канада исторически была местом, куда все бежали. Поэтому все стремятся туда и в «Рассказе служанки». Люди бегут туда сейчас, следуя историческому ходу событий».

    1. Но шоу снято в Канаде.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Попробуй догадайся, правда же?

    1. Командор и его жена Серена Джой – похитители произведений искусства.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Если вы обратили внимание, на стенах в доме Командора и Серены Джой висят очень красивые и очень знаменитые картины, которые, следует отметить, не являются копиями или репродукциями. «Мы вообразили, будто они, пользуясь случаем и положением, пробрались в Бостонский музей современного искусства и украли все свои любимые картины, – рассказала художница-постановщик, Джули Бергхофф. – Серена Джой – акварелист и она любит природу, поэтому она выбрала произведения Моне».

    1. Настоящее имя Оффред никогда не упоминается в книге.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Кинокомпания Hulu открыто разоблачает настоящее имя Оффред – Джун. В книге же все совсем по другому, ее настоящее имя остается  загадкой. Впрочем, в книге есть одна сцена, в которой упоминается имя «Джун». Поэтому многие читатели предположили, что это и есть настоящее имя Оффред, а Hulu решили этим воспользоваться. На что писательница Маргарет Этвуд сказала: «У меня не было намерения, чтобы все подумали, что Джун – это настоящее имя Оффред. Но она была бы не против, чтобы использовали именно это имя».

    1. Мойра в книге на самом деле светлокожая.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    В книге все цветные, в соответствии с расистским режимом, действующим на территории Гилеада, вывезены на Средний Запад. Продюсеры шоу посчитали, что такое положение дел не подойдет для телеэкрана. Исполнительный продюсер Брюс Миллер сказал, что у продюсеров телесериала был «долгий разговор с Этвуд» и все ради того, чтобы поменять эту деталь. Он объяснил намерение вернуть темнокожих в Гилеад тем, «то все это легко читать на страницах книги, но видеть каждый раз на экране очень тяжело». Он также добавил: «Скажите честно, в чем разница между созданием ТВ шоу о расистах и созданием расистского ТВ шоу? Не лучше ли полностью сосредоточиться на истории Оффред, чем рассказывать историю темнокожих, которых сослали в Небраску?»
    Актриса Самира Уайли, сыгравшая Мойру, рассказала о реакции фанатов на изменение цвета кожи своей героини: «Есть люди, которые думают, что это замечательная идея и что это круто, и есть те – я не знаю, давайте назовем их просто, «пуристы», которые не рады изменениям в истории».

           11.    В книге ничего не говорится о сексуальной ориентации Эмили (Офглен).

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Другой персонаж, который был изменен в телевизионной версии истории, это Эмили в исполнении Алексис Бледел. Сексуальная ориентация Эмили и ее брак с другой женщиной были добавлены для телешоу, но автор книги Маргарет Этвуд считает, что такие изменения только улучшают историю и делают ее более подходящей для современной аудитории: «Мы не могли сказать такое в 1985. Вас бы просто не поняли. Люди о таком не говорили. Но говорят сейчас».

                 12.    Командор и Серена Джой в сериале намного моложе, чем в книге.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Другое значительное изменение в персонажах, сделанное для ТВ-адаптации, это возраст пары, у которых живет Оффред. В книге Командор и Серена Джой очень старые. В телешоу же они намного моложе. Исполнительный продюсер объяснил, что это решение было принято специально для того, чтобы Серена и Оффред стали «соперницами». Еще одна причина омоложения этой пары кроется в желании показать, как плохо приходится женщинам в Гилеаде.

13.      Самое сложное было создать продуктовый магазин.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Так как чтение запрещено законом в Гилеаде, все этикетки на еде в магазине должны были содержать картинки. Вся забота о создании этих символов выпала на команду продакшн-дизайнеров. «Продуктовый магазин был, наверное, одной из самых тяжелых съемочных площадок, потому что нам пришлось изготавливать каждую этикетку», – объяснила художница-постановщик Джули Бергхофф. – Моя команда графических дизайнеров с трудом создала сотни этикеток, а потом еще и приклеивала их на продукты».

     14. Продуктовый магазин также являлся самым жутким местом съемок для некоторых актеров.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Во одном из интервью исполнительница роли Мойры, Самира Уайли поделилась, что сцены в продуктовом магазине были самыми нервирующими для нее просто по той причине, что они напоминали зрителям, насколько все происходящее в сериале отражает современную жизнь.
«Когда служанки идут в магазин, они попадают не в какое-то старинное место, – сказала она. – Это шопинг центр, который выглядит так же как и те, куда мы ходим сейчас. Я думаю, все эти детали делают происходящее в сериале еще более жутким. Ведь это такой же мир, в котором мы живем сейчас».

15. Одежда служанок красная по нескольким причинам.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

В очерке для New York Times писательница Маргарет Этвуд объяснила символизм красных костюмов служанок: «Служанки носят красное, потому что они истекают кровью при родах, а также потому, что красное носила Мария Магдалина. Также красный легко заметить, когда кто-то собрался бежать».

16. Костюмы жен тоже символичны.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

В том же самом очерке для New York Times Этвуд добавила, что костюмы жен тоже полны символизма: «Жены одеваются в непорочный синий, который уходит истоками к Деве Марии».

17.   Цвета костюмов задали всю палитру телешоу.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Художница-постановщик Джули Бергхофф рассказала, что комната Оффред сделана белой, чтобы напоминать лечебницу, в то время как хоромы Серены Джой декорированы богатым голубым цветом. «Нам представилась возможность работать с цветами кастовой системы. Почти каждая комната была разработана мной специально для определенного персонажа».

18.  Даже имя Оффред символично.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Говоря об многочисленных слоях символизма в книге и в сериале, нельзя не упомянуть, что имя Оффред – очередной из этих слоев. «Это имя состоит из имени мужчины – Фред – и префикса, обозначающего принадлежность к чему-то. Это как «de» на французском или «von» на немецком, или как суффикс «son», который встречается в британских фамилиях, например, Уилльямсон, – объяснила Этвуд. – В этом имени также скрыта другая интерпретация: «offered», что означает религиозное жертвоприношение или самопожертвование».

    19.      Антиутопия «Рассказа служанки» вдохновлена пуританами.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Автор книги Маргарет Этвуд рассказала, что на идею описания тоталитарного правительства ее вдохновили американские пуритане: «Перри Миллер (основоположник изучения пуританской идеологии – ред.) – один из тех, кому посвящается моя книга. Благодаря его трудам я изучила американских пуритан в малейших деталях. Корни тоталитаризма в Америке найдены в теократии 17 века. Роман «Алая Буква», на мой взгляд, ушел не так далеко от «Рассказа служанки» в описании американского пуританства».

20. Книга «Рассказ служанки» обязана своим названием другой известной книге.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Этвуд подтвердила, что первоначальное название книги было «Оффред», то есть просто имя главной героини. «Однако, в процессе написания все новых глав я остановилась на «Рассказе служанки». Отчасти новое название отдает честь Чосеру, который написал «Кентерберийские рассказы». С другой стороны, это отсылка к народным сказаниям и легендам. История, рассказанная главной героиней для потомков или удаленного от нее слушателя, кажется невероятной и фантастичной. Точно так же, как истории рассказанные теми, кто выжил в леденящих кровь событиях», – объяснила она.

21. Книга была адаптирована под успешную оперу…

Опера датского композитора Пола Рудерса стала хитом. Все началось с того, что он связался с Маргарет Этвуд и сказал ей, что если он не сможет написать оперу, основанную на ее книге, то никогда больше не будет писать музыку. «Рассказ служанки» отлично подходил для моей оперы, потому что в нем есть драма, – вспоминает он. – Эта книга наполнена человеческими эмоциями. А опера для меня – это взаимоотношения между людьми. Любовь и ненависть, надежда и предательство – все довольно просто».

Этвуд понравилось то, что вышло из их сотрудничества: «Это очень сильная постановка. Никакой рафинированности. Довольно много насилия, ощущение как будто кто-то хватает тебя сзади за шею. Ну и конечно, для меня было немножко шоком видеть «Рассказ служанки» в опере».

  1.  …а также под не совсем удачный фильм.

В 1990 «Рассказ служанки» был адаптирован под кинофильм. Наташа Ричардсон сыграла Оффред (чье настоящее имя в этой версии было Кейт), Фэй Данауэй – Серену Джой. Фильм получил плохие отзывы и не окупил в прокате потраченные на съемки деньги.

Этвуд консультировала сценаристов фильма, но по ее словам, сценарий изначально не отражал ее видение истории и к ней никто не прислушивался: «Мне позволили сделать всего несколько правок. Например, я могла посоветовать: «Американцы бы не стали говорить «крем для рук». Они бы сказали «лосьон для рук». Вот на таком уровне и был весь мой вклад в этот сценарий!»

23.   Клэр Дейнс рассказывает аудиокнигу.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Чтобы развлечься в вашей следующей поездке.

  1.   Продюсеры специально установили временные рамки.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Продюсеры хотели, чтобы события в сериале происходили в 2017 году, и зрители понимали это. Поэтому, в сериале есть отсылки к таким вещам как Убер-такси и онлайн-шопинг. «Мы хотели, чтобы осознание факта, что такое может произойти в современности, внушало ужас, – поделился Брюс Миллер, исполнительный продюсер и главный сценарист. – Мы усовершенствовали книгу, сделав ее современной во всех смыслах».

  1.  Элизабет Мосс отнеслась к закадровому голосу Оффред очень серьезно.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

История рассказывается от лица Оффред, и то, как ее рассказывают, имеет большое значение. Мосс учила наизусть весь закадровый диалог и прогоняла его у себя в голове, пока снимали соответствующую сцену. Так что у нее, определенно, была возможность стать Оффред!

26.  Кабинет Командора представляет собой все, что было под запретом для женщин.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Книги, искусство, искусство сексуального характера, алкоголь. Он играет в Скрэббл, и я уверена, если бы он курил, то делал бы это в окружении других командоров в своем кабинете, – объяснила художница-постановщик Джули Бергхофф. – Я также обыграла тот факт, что общество Гилеада стремится возвратиться к своим корням – как в свое время пуритане».

27.  В «Рассказе служанки» даже потолки имеют определенное значение.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Было очень забавно работать с потолками для этого проекта, – рассказала Бергхофф. – Обычно, я не придаю особого значения потолкам, но в одной из серий есть целая сцена, где Оффред смотрит на потолок». Потолок в офисе Командора и правда очень интересный. «У меня было ощущение, что это своего рода дартс для него. Он мог, сидя на стуле, бросать дротики в потолок и говорить что-то вроде «О, мы захватили Флориду», – добавила она.

  1.  Выборы 2016 года повлияли на отношение актеров к шоу.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Возвращение к шоу (сразу после выборов) происходило примерно так: «О боже, на нас теперь лежит еще больше ответственности, чтобы сделать это шоу безупречным и показать ту сплоченность, которая должна была быть», – поделилась Самира Уайли, исполнительница роли Мойры.

  1.  Но шоу «Рассказ служанки» – это не ответная реакция на итог выборов 2016 года.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Меня иногда спрашивают, не было ли шоу ответной реакцией на выборы. На что я отвечаю, что мы начали его снимать еще до них», – говорит исполнительница главной роли Элизабет Мосс.

  1. Элизабет Мосс по-настоящему нравилось носить свой костюм.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Было всего два пункта, которые были важны для меня в костюме моей героини. Первое – это удобство, потому что я знала, что ей придется носить его до смерти. Второе, чтобы мне самой хотелось надевать его каждый день. Благодаря Анн Крабтри, нашему дизайнеру по костюмам, я получила все, чего хотела, в избытке».
«Говорить, что ты любила что-то, представляющее собой нечто плохое, странно. Но несмотря на все, я действительно любила это платье. Я серьезно его любила. Оно заставляет тебя двигаться иначе. Оно заставляет тебя стоять иначе. Оно заставляет тебя чувствовать себя совсем по-другому, не так, как ты чувствуешь себя, надев обычные джинсы».


Автор: Harper’s BAZAAR; перевод: Алия Байсарина.
Читайте также: Почему «Рассказ служанки» и «Большая маленькая ложь» получили рекордное количество статуэток Золотой Глобус

В главных ролях

Мадлен Брюэр

Janine/Janine Lindo / Ofwarren / Ofdaniel / Ofhoward/Dewarren / Dedaniel / Janine

Энн Дауд

Aunt Lydia/Aunt Lydia / Miss Clements

Элизабет Мосс

June Osborne / Offred / Ofjoseph

Ивонн Страховски

Джозеф Файнс

Макс Мингелла

Самира Уайли

O.T. Fagbenle

Аманда Бругел

Алексис Бледел

Кратко

Кадры и изображения

Рассказ служанки

Рассказ служанки

Факты

Маргарет Этвуд, автор исходного романа, делает эпизодическую роль в качестве тети в Эпизоде ​​1. Она — та, кто шлепает Оффреда, когда она не хочет присоединяться к кругу позора группы.

Актрисы говорят, что головные уборы, которые они носят, выходя на улицу, похожи на шоры, полностью отрезав их периферийное зрение. Актрисы не могут видеть друг друга, если они не смотрят друг на друга. Они должны действовать в основном исходя из того, что они могут услышать.

Маргарет Этвуд сказала, что почти все, что происходит в романе, произошло где-то в истории: Библия, иранская революция 1978-79 годов, реакция на феминизм 1980-х и т. Д.

Маргарет Этвуд сказала, что она была вдохновлена ​​классическим антиутопическим романом Джорджа Оруэлла «1984».

В апреле 2018 года в интервью с Мэри Элизабет Уильямс из «Салона» Аманда Брюгель (Рита) сказала, что, поскольку самоописанная «одинокая канадка в актерском составе», книга изменила ее жизнь задолго до того, как она получила роль в шоу. Она была назначена романом Маргарет Этвуд в качестве 15-летней ученицы средней школы и впоследствии написала несколько коротких рассказов на ее основе. Позже она написала дипломную работу в университете и получила полную стипендию на этой основе. Брюгель сказала, что главной темой этого эссе о поступлении в университет была Рита, персонаж, которого она сейчас играет в сериале.

В романе Командующий Оффреда и Серена Джой намного старше, чем они изображены в сериале. Они описаны как морщинистые с седыми волосами; Серена Радость опирается на трость для ходьбы.

В оригинальном романе не было черных персонажей, потому что Галаад (репрессивный теократический режим, который захватил правительство США к моменту выхода книги) классифицировал всех чернокожих как «детей Хэма». Это отсылка к убеждению некоторых фундаменталистских христианских конфессий, что чернокожие происходят от сына Ноя Хама и поэтому подвергаются «проклятию», наложенному на Хама Ноем. В романе чернокожие люди насильственно переселяются на верхнем Среднем Западе (Глава 14). Продюсеры этого шоу сделали сознательный выбор отклониться от этого аспекта книги, чтобы была возможность включить в шоу черных персонажей (и актеров), в том числе на роль Самиры Вайли в роли друга Оффреда и поддерживающей его служанки Мойры. В январе 2017 года в интервью «TVLine» исполнительный продюсер Брюс Миллер объяснил, что продюсеры «вели огромную дискуссию с Маргарет Этвуд, и в некотором смысле это вещь« ТВ против книги »», утверждая, что в телешоу было бы сложнее, чем в книге, объяснить постоянное отсутствие черных символов. Он продолжил: «Какая разница между созданием телешоу о расистах и ​​созданием расистского телешоу? Почему мы должны освещать [историю о служанке Оффред, которую играет Элизабет Мосс], а не рассказывать историю цветных людей, которые отправили в Небраску? Он также оправдал это, сообщив, что «евангелическое движение стало намного более интегрированным [с момента публикации книги, и] я принял решение, что рождаемость превысила все». Исходный роман также содержал краткое объяснение отсутствию еврейских персонажей в этой истории: правительство Гилеаде предоставило им возможность либо перейти в христианство, либо эмигрировать в Израиль — хотя те, кто выбрал эмиграцию, действительно были загружены на корабли, которые тогда были сбрасывается в океан.

В оригинальном романе Маргарет Этвуд главная героиня известна только по отчеству Оффреда (или «Фреда», поскольку она «принадлежит» командиру по имени Фред). Ее настоящее имя никогда не раскрывается, хотя многие читатели истолковывают ее имя как июнь, основываясь на различных тонких намеках в тексте. В статье 2017 года для «New York Times Book Review» автор Маргарет Этвуд говорит о толковании: «Это была не моя первоначальная мысль, но она подходит, поэтому читатели могут принять ее, если пожелают». В экранизации романа 1990 года «Сказка о служанке» (1990) создатели фильма выбрали Кейт в качестве своего пред-гилеадского имени и четко заявили об этом.

— 1 —

Сериал Hulu — десятая адаптация романа канадской писательницы Маргарет Этвуд, опубликованного в 1985 году. Первый спектакль показали на сцене частного исследовательского университета Тафтса в 1989-м. В 2000 году Пол Рудерс представил в Копенгагене оперу, а в 2002 году Брендон Бернс поставил свой спектакль в лондонском Королевском театре Хеймаркет. Адаптацией произведения для балета занималась Лиа Йорк, премьера состоялась в 2013 году. Роман Этвуд подошел и для моно-спектакля, который придумал и представил в США Джозеф Столленверк в 2015 году.

Фото: kinopoisk.ru

В 1990 году немецкий кинорежиссер Фолькер Шлендорф экранизировал «Служанку» с Наташей Ричардсон, Фэй Данауэй и Робертом Дювалем. Кроме того, по книге сделаны аудиокнига, музыкальный альбом и два радиоспектакля. Первый — режиссера Джона Драйдена для BBC Radio 4 — слушателям представили в 2000 году. Вторым занималось канадское радио CBC в 2002 году под руководством сценариста и драматурга Майкла О’Брайена.

— 2 —

У романа есть продолжение и оно выйдет осенью 2019 года. Маргарет Этвуд не планировала развивать историю: действие первой книги завершается более чем идеально. Однако в 2018 году стало известно, что Этвуд активно работает над сиквелом, который будет называться The Testaments («Свидетельства»). Читатель вернется в Гилеад спустя 15 лет после событий первой части, а повествование будет вестись от лица трех женщин.

Маргарет Этвуд

Маргарет Этвуд

© Emma McIntyre/Getty Images for Hammer Museum

Несмотря на то, что действие романа «Рассказ служанки» разворачивается в недалеком будущем в Новой Англии, Этвуд неоднократно приходилось уточнять, что ее произведение не имеет отношения к научной фантастике. Напротив, при создании романа автор старалась привнести в сюжет события, которые происходили в различных обществах в разные времена.

— 3 —

Автор романа получила камео в сериале. В потоке ужасающих сюжетных событий и на фоне яркого актерского выхода Энн Дауд сложно было заметить еще одну строгую надзирательницу над служанками, с седыми волосами и острым взглядом. Это и была Маргарет Этвуд. В пилотном эпизоде ей пришлось наказать непокорную Фредову (Джун) пощечиной. Писательница сама хотела сыграть «тетку», а вот пощечина была идеей создателя сериала — Брюса Миллера.

— 4 —

Движение #MeToo подтолкнуло развитие сюжета, который порвал с книжным первоисточником после финала 1-го сезона. Удел женщин, оказавшихся в плену республики Гилеад, — страдания. Брюс Миллер проводит своих героинь через настоящие пытки — физические и, что страшнее, психологические.

Брюс Миллер

Брюс Миллер

© Christopher Polk/Getty Images for The Critics’ Choice Awards

По словам сценариста, судьба главного персонажа Джун Осборн не получилась бы убедительной, если бы не современные женщины, объединившиеся в движение #MeToo. Вдохновение здесь работает в обе стороны: реальные события вдохновляют и подпитывают Джун в мире сериала. В то же время образ его главной героини давно стал примером мужества для всех поклонниц «Служанки».

— 5 —

«Рассказ служанки» никогда не транслировался на телеканалах. Это целиком продукт стримингового сервиса Hulu, и посмотреть сериал поклонники могут только онлайн. Однако это не помешало организаторам премии «Эмми» отметить достоинства шоу. «Служанка» стала первым стриминговым сериалом, получившим в 2017 году премии в четырех категориях, в том числе как лучшее драматическое произведение. Это уникальный случай, учитывая, что Netflix годами боролся за награды для своих сериалов, а Hulu с его антиутопическим кошмаром моментально удалось получить исключительные привилегии.

— 6 —

Один из центральных персонажей — начальник службы охраны командора Ник — в книге фигурировал без фамилии. Авторы сериала решили это исправить и назвали его Блейн. Внимательный зритель, заметив эту фамилию, вспомнит о Рике Блейне — протагонисте ленты «Касабланка». Герой Хамфри Богарта помогал «пленникам» Касабланки покинуть город, то же самое пытается провернуть и герой Макса Мингеллы в Гилеаде.

— 7 —

Белоснежные «крылышки» — отличительный элемент гардероба служанок наряду с красными плащами и платьями в пол — крайне неудобный головной убор. Актрисы признавались, что он радикально ограничивает угол зрения и практически ослепляет: если хочешь что-то увидеть, смотреть приходится только прямо перед собой.

Фото: kinopoisk.ru

Художник по костюмам Эн Крэбтри рассказала, что «крылышки» помогают отразить «психологическое, физическое и эмоциональное заключение служанок» Гилеада. Элизабет Мосс, исполняющая роль Джун, провела много времени вместе с партнерами по площадке, разучивая ритм шагов служанок, чтобы в кадре спокойно передвигаться группами и не сталкиваться друг с другом.

— 8 —

Актриса Аманда Бругел, исполняющая роль марфы Риты в доме командора Фреда Уотерфорда, в юности была поклонницей романа Маргарет Этвуд. Бругел прочла книгу в старших классах и испытала нечто вроде шока, оправившись от которого написала итоговую научную работу на основе «Рассказа служанки». Труд о героине романа Рите обеспечил Бругел стипендию на получение высшего образования.

— 9 —

Продюсерам пришлось пренебречь одной из важных деталей романа из-за дайверсити-тренда — требований расового и этнического разнообразия в кино. В книге среди жестокостей правительства Гилеада было изгнание всех представителей «не белой» расы, поэтому население республики было однородным. Однако Брюс Миллер так и не смог представить, как показать подобное положение дел, учитывая современные общественные тенденции.

Фото: kinopoisk.ru

«Будет ли разница между телешоу о расизме и «расистским сериалом», если в обоих случаях роли не достанутся «цветным» актерам?» — так спрашивал себя продюсер. В итоге зверства сериального Гилеада обошли стороной национальный вопрос и сосредоточились на религиозных и политических аспектах.

— 10 —

Поклонники воспринимают сюжетные повороты в сериале и героев слишком лично. Отчасти это происходит потому, что зрителю не составляет труда отыскать общее между вымыслом — Гилеадом — и реальностью, Америкой эпохи Трампа. Выход нового сезона снова резонирует с общественно-политическими событиями в США. Сопротивление в сериале развернется на фоне борьбы американок за право на аборты и историй о том, как разлучают детей и родителей на границе с Мексикой.

Фото: kinopoisk.ru

Рассказывая о 3-м сезоне, исполнительница главной роли Элизабет Мосс попыталась объяснить поступок своей героини в конце 2-го. Решения Джун раздражают многих поклонников. Весь год, пока велись съемки нового сезона, фанаты «Служанки» пытались простить Джун ее демарш с побегом в Канаду — у нее был шанс завершить свои испытания, но она сознательно его упустила, и теперь будет готовить революцию в Гилеаде. «Она должна быть не только сильнее и умнее своих противников, но и жестче, — объясняла Мосс, призывая поклонников разделить с Джун долгое и мучительное путешествие. — Она немного сходит с ума, но в этом безумии способна делать то, что другие не могут. Она способна совершать поступки ради общего блага». 

Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»

Автор:

20 ноября 2021 08:02

«Рассказ служанки» — антиутопический сериал по роману Маргарет Этвуд 1984 года. Сама писательница утверждала, что все ужасы, описанные в романе, так или иначе основаны на реальных событиях. Именно об этих событиях и пойдет речь в этом посте.

Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»

1. Преследование женщин в Галааде отчасти основано на салемской охоте на ведьм

1. Преследование женщин в Галааде отчасти основано на салемской охоте на ведьм

Маргарет Этвуд не скрывала, что «Рассказ служанки» во многом был вдохновлен процессом над салемскими ведьмами и убийствами невинных женщин в конце 1600-х годов.

В 2017 году Этвуд дала интервью The World, в котором рассказала, что «Рассказ служанки» во многом заимствует историю Мэри Вебстер. До начала охоты на салемских ведьм Вебстер из Хэдли, штат Массачусетс, была самой печально известной «ведьмой».

Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»

После того, как Филип Смит — именитый житель Хэдли, — заболел, жители города решили, что в этом замешана ведьма, и под подозрение попала Мэри Вебстер. Женщину избили и повесили, но в конечном итоге она выжила, и ее история подробно рассказана в книге «Памятные провидения» 1689 года.

Маргарет Этвуд заявила, что «Рассказ служанки» посвящен Мэри Уэбстер, потому что «она является примером женщины, которую незаслуженно обвинили в чем-то, но также она отчасти является символом надежды, потому что им не удалось ее убить. Она пережила это».

2. Раньше роды на публике были королевским протоколом

2. Раньше роды на публике были королевским протоколом

В «Рассказе служанки» служанки вынуждены рожать на глазах у десятков других женщин, включая других служанок и «тёток». Королевские роды в Европе в 1600-х и 1700-х годах следовали аналогичному обычаю. Роженицы королевской семьи часто рожали на публике по нескольким причинам. Свидетели были необходимы, чтобы убедиться, что никто не подменил младенцев после родов, особенно это касалось рождения наследника престола.

Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»

Комнаты, в которых рожали королевские особы, были заполнены фрейлинами, акушерками, слугами, врачами и придворными мужского пола, стоящими в дальней части комнаты. Некоторые источники утверждают, что Мария-Антуанетта чуть не умерла после рождения первого ребенка из-за того, что в комнате находилось слишком много людей.

3. Восстание правых христиан в «Рассказе служанки» вдохновлено историей США

3. Восстание правых христиан в «Рассказе служанки» вдохновлено историей США

Тоталитарным государством Галаад в «Рассказе служанки» правят крайне религиозные правые. Когда Маргарет Этвуд писала свой роман 1985 года, она опиралась как на пуританскую теократию 17-го века в Америке, так и на политический климат в Америке 80-х годов.

Во время президентства Рональда Рейгана Америка по большей части приняла христианский консерватизм, который оказал большое влияние на работу Этвуд над «Рассказом служанки».

Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»

Во время выборов и президентства Рейган присоединился к нескольким религиозно-политическим ассоциациям, включая «Фокус на семье» и «Моральное большинство». Рейган не признавал аборты, и его принадлежность к этим религиозно-политическим группам привела к суровым ограничениям в доступе женщин к абортам.

4. Указ 770

4. Указ 770

Маргарет Этвуд узнала об указе 770, когда собирала материал для «Рассказа служанки». Это был закон, принятый в Румынии, который объявил все формы контрацепции и аборты незаконными.

В 1950-х годах румынские женщины начали выходить на рынок труда и рожать меньше детей. К 1960-м годам доступ к противозачаточным средствам был крайне ограничен, поэтому аборты стали основным методом планирования семьи в Румынии. Однако правящая Коммунистическая партия хотела увидеть резкое увеличение населения Румынии, поэтому власти запретили контроль над рождаемостью и аборты.

В соответствии с румынским коммунистическим режимом и Указом 770 женщин заставляли посещать гинеколога один раз в месяц для проверки на беременность. В это время полицейские стояли на страже в коридоре, чтобы убедиться, что женщины не сопротивляются. Состоятельные женщины продолжали покупать презервативы и противозачаточные средства на черном рынке, но у женщин из низшего класса не было такой возможности. Иногда, когда женщины узнавали о беременности раньше врача, они пытались сделать себе аборт на дому, что приводило к множеству смертей. Политика оставалась неизменной до распада Советского Союза в 1980-х годах.

5. История одежды служанок

5. История одежды служанок

Одежда служанок выбрана не случайно. Как в книге Маргарет Этвуд, так и в сериале, «Жены» носят одежду синего цвета, «тетки» — коричневую, «Марты» — зеленую, а «Служанки» — красное платье и белый чепчик.

По словам Маргарет Этвуд, темно-красный цвет, который носят служанки, был вдохновлен рядом различных исторических событий. Во время Второй мировой войны немецким военнопленным, содержащимся в Канаде, выдали красную одежду, потому что так их было видно на фоне снега. Красный цвет также носила Мария Магдалина, с которой отождествляют образ падшей женщины.

Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»

В новом издании «Рассказа служанки» Этвуд заявила, что закрывающий лицо чепчик вдохновлен упаковкой чистящего средства Old Dutch Cleanser 1940-х годов, которая пугала ее в детстве. Однако чепчик также очень напоминает одежду католических монахинь.

6. Служанки Нью-Джерси

6. Служанки Нью-Джерси

Во время поиска материала для книги Маргарет Этвуд обнаружила относительно неизвестный католический культ в Нью-Джерси, в котором жен называли служанками. Этвуд нашла статью об этом культе в Associated Press, и подчеркнула в ней слово «служанки». Возможно, что она почерпнула вдохновение для названия книги как раз из этого культа.

В 1975 году биржевой маклер из Нью-Йорка Роберт Галлик и рукоположенный католический священник преподобный Джеймс Ферри основали общину «Люди надежды». Жен в этой общине называли «служанками Бога», но в отличие от служанок Этвуд, которых заставляли рожать детей, эти жены скорее напоминали Жён в Галааде. Эти «служанки Бога» должны были подавать хороший пример другим женщинам, а также контролировать друг друга, чтобы все следовали установленным «правилам» — например, подчиняться своим мужьям.

Общество всерьез обеспокоилось общиной, заявив, что «Народ надежды» «подчиняет своих женщин, препятствует социальным контактам с посторонними, устраивает браки и перемещает подростков в «домашние хозяйства» для идеологической обработки». Однако даже сейчас «Люди надежды» продолжают свою деятельность в центральном Джерси.

7. Заключенным в Советском Союзе приходилось работать с радиоактивными материалами

7. Заключенным в Советском Союзе приходилось работать с радиоактивными материалами

В антиутопическом мире «Рассказа служанки» «неженщины» (в основном это лесбиянки, радикальные феминистки и изменщицы) вынуждены убирать радиоактивные отходы в «Колониях». Колонии — это, по сути, свалки ядовитых веществ и места разливов радиации. Эти неженщины и заключенные буквально работают до тех пор, пока не умирают от радиационной болезни.

Согласно статье Associated Press 1986 года, в Советском Союзе когда-то была похожая практика. В 1970-х годах заключенные работали на урановых рудниках, чтобы собрать достаточно материала для создания атомных бомб. Заключенные, работающие в этих шахтах, подверглись очень высокому уровню радиации. В результате у них развилась лучевая болезнь, и их отправляли в специальные лазареты, где на них ставили медицинские эксперименты.

8. «Проект по усыновлению индейцев»

8. «Проект по усыновлению индейцев»

В «Рассказе служанки» у Джун (Фредовой) есть дочь по имени Ханна. Ханну забрали и усыновили один из командиров и его жена, потому что правительство Галаада утверждает, что служанки не могут быть матерями-одиночками.

Тема воровства детей, к сожалению, не чужда США. В 1958 году Американская лига защиты детей запустила «Проект по усыновлению индейцев», который существовал до 1967 года. В рамках этого проекта детей коренных народов забирали из семей и помещали в другие семьи, чтобы их научили «американским ценностям». При этом не сохранялось никакой документации о биологических родителях, детей просто передавали белым семьям на усыновление.

Источник:

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

15 сентября, почти через год после окончания четвертого сезона, «Рассказ служанки» вернется с пятым. С тех пор в мире случилось достаточно событий, чтобы темные пророчества шоу стали реальнее. Вспоминаем, что было в предыдущих сериях.

Сериал сняли по мотивам одноименной дистопии Маргарет Этвуд — одного из самых знаменитых фантастических произведений, написанных женщинами. Она же одна из самых успешных — продолжение «Рассказа служанки», роман «Заветы», получил Букеровскую премию в 2019 году. За 5 лет эфира «Рассказ служанки» Hulu получил 75 номинаций на «Эмми» и в пятнадцати из них выиграл. А красные платья служанок стали новым феминистским символом: активистки используют их по всему миру каждый раз, когда права женщин (опять!) пытаются ограничить. «Каждый, кто видит женщин в красном, знает, что они имеют в виду — хоть в Ирландии, хоть в Аргентине, хоть в Аризоне», — говорила Этвуд в интервью The Guardian.

Драма буксовала во втором и третьем сезонах, но шоураннеры учли критику: последний сезон уходит от изображения натуралистичного насилия в сторону психологического триллера, сюжет которого двигают дилеммы. У пятого сезона есть шанс закрепить успех четвертого: судя по трейлеру, нас ждет напряженное, эмоционально заряженное противостояние двух главных героинь Гилеада — бывшей служанки Джун и ее бывшей госпожи Яснорады. В преддверии первых серий вспоминаем, что происходило в тоталитарной республике в первых четырех сезонах сериала.

В догилеадские времена Джун Осборн была редакторкой в одной из бостонских газет, счастливой матерью и любящей женой. Захватив власть, христианские фундаменталисты сделали Джун служанкой: формально потому, что та вышла замуж за прежде женатого мужчину; реально потому, что могла выносить ребенка. Вокруг Джун, которую в первых сезонах гораздо чаще называют Фредовой (Of Fred, то есть «принадлежащая Фреду»), и строится все повествование: основная интрига — когда и как именно она разрушит Гилеад. Одна или нет, внутри страны или за ее пределами, жестко или не очень — пока неизвестно.

Дом командора Фреда Уотерфорда стал первым «назначением» Джун (формально нет, но о предыдущем командоре служанки мы практически ничего не знаем; в сериале его не показывают). Уотерфорд — холодный, скользкий тип, способный на самые чудовищные пытки и насилие. А еще он важная фигура в режиме Гилеада, правда, из сериала неясно, чем именно он занимается в Совете. Но точно известно, что именно Фред был одним из тех, кто командовал вооруженным восстанием в США, в результате которого власть и захватили радикалы-христиане. В пятом сезоне его не будет: Джун убила его в финале четвертого.

Яснорада Уотерфорд сформировала ультраконсервативную идеологию Гилеада, описав свои идеи в книге под названием «A Woman’s Place» («Место женщины»), которые получили название domestic feminism («домашний феминизм»): безоговорочное подчинение мужчине, фертильность как национальный ресурс, рождение ребенка как моральный императив. В сериале Яснорада — одна из самых интересных антагонисток; спустя четыре сезона все еще не вполне ясно, что именно ею движет: природная злоба, искреннее заблуждение или нестерпимое желание иметь собственного ребенка (или все перечисленное одновременно).

Одна из главных злодеек — сериальных теток, которые совмещают в себе роли надзирательниц и политруков для новоприбывших служанок. В третьем сезоне становится известно, что жизнь Лидии Клементс в США не была счастливой: она работала учительницей начальных классов и занималась семейным правом, но своих детей у нее так и не появилось. Весь свой потенциал Лидия раскрывает, только став теткой в Гилеаде: именно она отвечает за самые жестокие и изощренные пытки — от регулярных избиений электрошокером до вырезания глаз и закидываний камнями.

Служанка, с которой мы знакомимся в самом начале сериале и за жизнью которой следим до сих пор. До Гилеада Джанин уже воспитывала одного ребенка, но в какой-то момент забеременела вторым и сделала аборт, за что христианские сектанты и обратили ее в служанку. В первой же серии первого сезона Джанин лишается глаза как раз по настоянию тетки Лидии, которая так решила перевоспитать упрямицу. Но жизнь в тоталитарной республике не озлобила служанку. Совсем наоборот, Джанин — пример эмпатии и человечности даже там, где это напрямую запрещено законом.

Охранник Уотерфорда, который довольно быстро сделал карьеру в военизированном Гилеаде: в конце четвертого сезона Блейн — один из самых влиятельных командоров. Ник не боится играть в двойную игру, втайне помогая гилеадскому сопротивлению «Мэйдэй». Движет им любовь к Джун и их общему ребенку Николь, но что будет с ним в пятом сезоне, даже предположить трудно: в трейлере о Нике не сказано ни слова.

Ретроспектива переворота

Повествование в первом сезоне нелинейное: зритель одновременно следит и за историей Джун и других служанок в Гилеаде, и за событиями, которые предшествовали появлению тоталитарного государства. Коротко ее пересказывает тетка Лидия в первой серии. Из-за экологического коллапса только одна женщина из ста может выносить и родить здорового ребенка. В США в это время приходит к власти христианская экстремистская группировка, которая называет себя «Сыны Иакова». Их представление о христианстве зиждется на ветхозаветной Библии, к которой добавили тоталитарный образ жизни — так то, что осталось от США, начинает жить по принципу «запрещено все, что не приказано».

Повествование намекает, что американцы (и, что даже точнее, американки) сами допустили усиление сектантов, когда протестам против закручивания гаек предпочитали жить «вне политики». Гилеад не щадит никого: профессорка цитологии Эмили, редакторка Джун, юристки, экономистки и многие другие становятся служанками, вопреки своей воле и вне зависимости от участия в сопротивлении тоталитарному режиму. История становления Гилеада в первом сезоне показана от лица разных людей, но в первую очередь, конечно, мы следим за ней глазами Джун.


Красный центр

После того как женщину обрекают быть служанкой, ее доставляют в Красный центр (официально Центр Рахиль и Лии) — распределительный лагерь, где все они проходят идеологическую обработку. Кому-то, как подруге Джун, Мойре, удается оттуда сбежать: женщины вместе напали на одну из теток, отобрали ее наряд и, переодев в него Мойру, попытались уехать в Бостон; Мойре удалось, Джун ловят в последний момент и избивают ступни плетьми — так, что те оставляют красные кровавые пятна. Кому-то везет еще меньше. Джанин, которая дерзила тетке Лидии на первом же сеансе промывки мозгов, вырезают глаз. Их жизнь не становится лучше, когда из Красного центра женщин отправляют к их «хозяевам» — командорам, где те превращаются натурально в матки на ножках. Служанке Эмили отрезали клитор, когда узнали, что у нее завязался роман с марфой (помощницей по хозяйству), саму марфу повесили.


Знакомство с Уотерфордами

Огромная часть первого сезона снята в доме командора Уотерфорда и его жены Яснорады. Джун сталкивается с чудовищным отношением и регулярными ритуальными изнасилованиями — так называемыми церемониями, в результате которых служанки должны забеременеть. У Джун не получилось с первого раза, тогда Яснорада ее избила (и имела на это полное право: служанки в Гилеаде — такая же собственность, как мебель или посуда). При этом командор и его жена, как и другие власть имущие, в международных отношениях выставляют Гилеад страной всеобщего счастья, раем на земле и обителью духа. Впрочем, мало кто обманывается, даже у расположенной мексиканской делегации не остается никаких вопросов к порядкам Гилеада, после того как Джун правдиво и искренне о них рассказывает.


Беременность Джун

Яснорада подозревает, что ее муж Фред Уотерфорд может быть бесплоден. Ни она, ни другая служанка не смогли от него забеременеть. Тогда она решает пойти на преступление даже по меркам Гилеада: миссис Уотерфорд приказывает Джун переспать с их охранником Ником, чтобы она забеременела от него, выносила ребенка и отдала его на воспитание Уотерфордам. Вместе с тем у Джун и Ника завязывается настоящий роман; однажды она ночью пробирается к нему в дом, чтобы заняться нормальным, а не протокольным сексом. Джун в итоге беременеет, и именно Ника потом и представляют как отца ребенка.

Элизабет Мосс

Первая попытка побега

Во время осмотра в больнице Джун предпринимает первую попытку побега. Она находит в ботинке ключ и через секретный ход покидает больницу, спрятавшись в фургоне с мясом. Джун оказывается в бывшем здании редакции Boston Globe, где проводит месяцы в ожидании удачного момента для побега из Гилеада. Служанка встречает на своем пути мусульманина Омара, который прячет ее в своей квартире — как выяснится позже, ценой собственной жизни. От него Джун бежит к взлетно-посадочной полосе, где ее ждал самолет, но безуспешно: самолет сбили, пилота расстреляли, Джун вернули Уотерфордам.


Вторая попытка побега

К концу второго сезона Джун уже на большом сроке беременности. У нее начинаются ложные схватки, которые Уотерфорды принимают за роды. Разозлившись, что служанка не разродилась, Фред при помощи Яснорады снова насилует ее, а позже, видимо, почувствовав какое-то подобие стыда, устраивает встречу Джун с ее первой дочерью Ханной, которую теперь зовут Агнес. Фредовой удается спрятаться, потом она пытается уехать на машине, но опять без результата. У нее действительно начинаются роды, и Джун рожает вторую девочку, которую называет Холли.


Вывоз Николь из Гилеада

Дочь Джун достается Яснораде, и жена командора начинает переживать за будущее ребенка: Уотерфорд решает выступить перед советом и попросить разрешения учить девочек грамоте, закончив свое выступление чтением Библии. Женщинам в Гилеаде запрещено читать, и этот запрет — один из самых суровых. За чтение отрубают палец; Яснорада лишилась мизинца. В какой-то момент репрессивная машина Гилеада снова дает сбой, и Джун снова получает шанс сбежать , на этот раз не одна, а с Холли, которую Уотерфорды назвали Николь. Джун встречает свою первую напарницу Эмили, которую вернули из радиоактивных колоний и сделали Джозефовой, приписав командору Джозефу Лоуренсу. Несмотря на его огромное влияние в Гилеаде, Джозефа сложно назвать благочестивым командором: он не совершает церемоний, и он же помогает Эмили сбежать из Гилеада. Джун отдает ей ребенка, но сама не уезжает: она должна забрать Ханну.

Элизабет Мосс

Смерть Мэттьевой

В начале третьего сезона Джун получает новое назначение (служанку определяют Джозефу Лоуренсу) и новую напарницу, набожную Мэттьеву. Она полная противоположность Джозефовой: Мэттьева истово молится и буквально жаждет как можно скорее стать матерью, чтобы «исполнить предназначение», пока Джун готовит подпольное сопротивление. В то же время Яснорада рассказывает бывшей служанке, где сейчас находится ее старшая дочь, и Джун разрабатывает план «похищения» ребенка. Об этом узнает беременная Мэттьева и сдает напарницу тетке Лидии, после чего Ханна-Агнес и ее приемная семья уезжают в неизвестном направлении. Но психика Мэттьевой тоже сдает, и служанка нападает на Джанин, которую в третьем сезоне зовут Говардовой. Мэттьева выхватывает пистолет у хранителя, за что получает пулю в плечо: служанка с кровопотерей попадает в больницу. Там врачи спасают ребенка, о жизни Мэттьевой речь уже не идет.


Предательство Яснорады

Уотерфорд, которая фактически отпустила Джун с Николь из дома, начинает сожалеть о своем поступке и решает вернуть ее из Канады в Гилеад. Чтобы встретиться с «дочерью», Яснорада летит в Канаду, где получает предложение стать беженкой и не возвращаться на родину. Яснорада отказывается и летит обратно, чтобы потом вновь оказаться в Канаде, на этот раз с мужем Фредом. Яснорада сдает его как преступника канадским властям, взамен получив от них свободу и возможность видеться с Николь. Правда, ее свобода оказывается недолгой: Фред выдвигает встречные обвинения, из-за которых Яснораду тоже арестовывают.


Спасение 86 детей

Джун готовит новый план — вывезти из Гилеада как можно больше детей. Она пробирается в бордель под названием «Иезавель» и подговаривает помочь бармена Билли, который контрабандистом летает в Канаду. Служанка также подговаривает других марф и служанок помочь ей, и в назначенное время все они собираются в доме у командора Лоуренса. Джун и другие служанки ведут детей через лес к самолету, по пути столкнувшись с отрядом военных. Операция по спасению детей заканчивается успешно, и самолет, до отказа набитый мальчиками и девочками, улетает в Канаду. Фантастически, даже нереалистично сложная акция Джун заканчивается для нее огнестрельным ранением в плечо. В Канаде же самолет встречают спасатели, медики, журналисты и родители отобранных детей.

Элизабет Мосс и Мадлен Брюэр

Побег на ферму

Скрываясь от последствий своей дерзкой операции, Джун, Джанин и другие служанки приходят на ферму, где живут командор Кис и его молодая жена Эстер. Кис слишком стар, чтобы принимать хоть какие-то решения. Эстер же зажигается сопротивлением Джун и мечтает помочь той свергнуть режим Гилеада. Пока Джун восстанавливается от ранения, зрители узнают жуткую историю жены командора: ее насиловали чуть ли не все половозрелые мужчины в радиусе многих километров, поскольку ее муж не мог уже стать отцом. Джун узнает, что неподалеку от их фермы есть еще один бордель, и проворачивает там дело: вместе с подельницами они отравили командоров на вечеринке, которую те закатили перед уходом на фронт. Но в то же время оканчивается их спокойная жизнь на ферме. Вернувшись из борделя, Джун обнаруживает, что служанок выследили, все они вместе с Эстер пропали.


Побег из Красного центра

Джун снова оказывается в Красном центре, который с первого сезона сильно изменился: теперь это не только воспитательно-распределительный центр, но и профессионально оборудованная пыточная. Тетка Лидия и ее прислужники именно пытками пытаются выяснить, куда ушли служанки; Джун стоически переносит их, но ломается, когда ей намекают, что, если та не расколется, они навредят ее дочери Ханне. Служанок ловят, чтобы потом назначить в новое место в Гилеаде — колонию беременных женщин, которые все свободное время заняты работой. По какому-то странному стечению обстоятельств их везут туда в компании только вооруженного водителя и тетки Лидии с электрошокером. Женщинам везет — их машина встает на железнодорожном переезде, они пользуются моментом и сбегают. Правда, из пяти служанок выживают только две — Джун и Джанин успевают перебежать железнодорожные пути, в то время как их напарниц на полном ходу сбивает поезд.


Побег в Чикаго

Джун и Джанин бегут в Чикаго, спрятавшись в вагоне с молоком. По пути их поезд атакуют члены сепаратистского отряда. Формально бывшие служанки оказываются на свободе, но свободной их жизнь не назвать: они зависимы от милости руководителя отряда, от скромных запасов еды и воды. Джун решает двигаться дальше, Джанин сомневается, но в итоге тоже покидает временное пристанище. Добравшись до Чикаго, они попадают под бомбежку города силами Гилеада, Джун от взрывов теряет сознание.


Побег в Канаду

Джун среди завалов находит ее давняя подруга Мойра, которая приехала на оккупированную территорию с гуманитарной миссией из Канады. Она обманом проводит ее на корабль, которым командует ее возлюбленная, прямо запретившая забирать беглую служанку из Гилеада. Чтобы пройти паспортный контроль, Джун притворяется участницей кампании, и пограничники Гилеада, конечно же, не узнают в ней самую разыскиваемую женщину тоталитарной страны.

В Канаде Джун встречается с мужем Люком, дочерью Николь, марфой Ритой, с которой она жила у Уотерфордов, Эмили и другими подругами из прошлой жизни. Сбежавшая служанка становится одной из ключевых свидетельниц в деле против командора Уотерфорда. Позже она понимает, что ее показания используют в непонятной для нее политической игре, а Уотерфорд может получить свободу, когда расскажет больше о том, как устроен Гилеад. Джун встречается с Лоуренсом и договаривается об обмене командора на 23 осужденных по разным «преступлениям» женщин в Гилеаде. Но Уотерфорду не суждено оказаться на родине: на границе во время обмена пленными Джун убивает его.

Ивонн Страховски

Что мы знаем о пятом сезоне?

Первая серия пятого сезона выйдет 15 сентября. В России смотрите ее на more.tv и на Кинопоиске в Плюсе c more.tv. Этим летом Верховный суд США отменил решение по делу «Роу против Уэйда», которое гарантировало американкам в любом штате безусловное право на аборт. Красные робы и белые «крылышки» (так в сериале называют характерный головной убор служанок) были и остаются ярким символом активистской борьбы за равный доступ к абортам, но большой вопрос, проявится ли сверхактуальный американский контекст и усиление репродуктивного давления в сериале (скорее всего, нет — просто потому, что к маю, когда Politico опубликовал черновик решения Верховного суда, продакшен сериала был завершен).

Что будет с героями «Рассказа служанки»?

Трейлер намекает, что основной конфликт завяжется между Джун и Яснорадой, которой каким-то чудом удалось забеременеть от Фреда незадолго до его смерти. Яснорада вернется в Гилеад, но пока неизвестно, в каком качестве; похороны Фреда Уотерфорда кажутся грандиозным мероприятием, что намекает на то, что Яснорада сохранит свое высокое положение в Гилеаде.

Очевидно, Джун будет и дальше пытаться вернуть свою дочь Ханну, однако ее амбиции в конце четвертого сезона простираются куда дальше: нет никаких сомнений, что она захочет уничтожить Гилеад как явление. Интригой остаются ее отношения с Люком и Ником, к каждому из которых Джун неравнодушна; каждый из них — полноправный отец одной из двух ее дочерей, и пока совсем непонятно, каким именно образом авторы намерены раскручивать этот любовный треугольник.

Что мы знаем про шестой сезон?

Накануне выхода пятого сезона стало известно, что «Рассказ служанки» продлили до шестого, который станет финальным. Правда, не факт, что это конец истории. На волне успеха первого сезона сериала генеральный директор Hulu Рэнди Фрир говорил, что материала хватит и на десять сезонов.

Авторка «Рассказа служанки» Маргарэт Этвуд успела написать продолжение романа, назвав его «Заветы» («The Testaments»). Если авторы сериала захотят взять его за основу, то нас ждет еще не один сезон: Этвуд описывает события, которые сложно назвать ближайшим будущим.

Смотрите «Рассказ служанки» на more.tv и на Кинопоиске в Плюсе с more.tv


Автор: Антон Данилов

Иллюстратор: Александр Черепанов

В книге Этвуд власть в США захватила радикальная группировка «Сыновья Иакова», создавшая отдельное государство, живущее по своим суровым законам — Гилеад. Внутри Гилеада царят строгие порядки, а все общество поделено на касты. Одна из основных целей и ценностей Гилеада — улучшение демографической ситуации и воспроизводство собственных граждан (что стало почти невозможным из-за экологического кризиса, обрушившегося на мир). Решать проблему фертильности Гилеад предлагает весьма извращенно, сформировав из молодых девушек и матерей касту служанок, задача которых — зачинать и вынашивать детей правителей Гилеада — Командоров.

Покинуть Гилеад или воспротивиться его порядкам практически невозможно — повсюду за гражданами плодородной утопии следят караульные с автоматами, а любая коммуникация между людьми строго ограничена. Недовольные и несогласные подвергаются пыткам и публичным казням — в назидание остальным. В общем, даже если вы не читали книгу и не смотрели одноименный сериал, вышедший в 2017 году, думаю, общее представление о мрачном мире будущего у вас уже есть.

Когда роман Этвуд был опубликован (в 1985 году), сама писательница определила его жанр как спекулятивную фантастику, как бы намекая на то, что история Фредовой — служанки и главной героини романа — не просто плод ее воображения, а вполне возможный вариант развития мировых событий.

Приоткрывая форточку в мрачное гипотетическое будущее, Этвуд опиралась на примеры прошлого: по ее словам, ее вдохновляли истории об охоте на ведьм в XVII веке, библейские мотивы, обычаи европейских монархий рубежа XVII и XVIII веков (например, публичные роды) и события из истории США.

Интересное по теме

Рожающее Средневековье 2: королевские традиции деторождения, которые (к счастью) не дошли до наших дней

В общем, подавляющая часть зверств и дичи, происходящих в Гилеаде — не плод воспаленного воображения авторки, а обзор отношения к женщинам и процессу деторождения сквозь века и континенты. Все это уже где-то и когда-то было, и теперь, когда мы вроде бы шагнули в новую эру доступной информации, гуманизма и феминизма, должно пропасть бесследно. Ведь так?

Увы, история как всегда свернула не туда, а потому сейчас, в 2022, мир из «Рассказа служанки» выглядит таким правдоподобным, каким он не выглядел никогда, а мрачная антиутопическая реальность приближается к нам семимильными шагами. Почему я так думаю, и как так вышло? Давайте по пунктам.

Последние несколько лет ознаменовались ограничениями абортов в странах, где ранее они были легальны и доступны. Из самых обсуждаемых событий — запрет абортов в Польше и, конечно же, решение Верховного суда США, которое отменило универсальное право женщин на аборт, действовавшее во всех штатах.

Согласно данным глобального Центра поддержки репродуктивных прав, по состоянию на 2022 год аборты строго запрещены в 24 странах мира (эти запреты затрагивают шесть процентов женского населения мира). Еще 22 процента женщин живут в странах (их 41), в которых аборт разрешен только в том случае, если беременность представляет угрозу для жизни женщины.

Интересное по теме

Таблетки, тюрьма и смерть — что происходит с женщинами в странах, где запрещены аборты

В 48 странах для того, чтобы получить право на аборт, потребуется заключение о том, что риски, связанные с вынашиванием, превышают риски от прерывания беременности. Только в 36 процентах всех стран мира женщины могут сделать аборт по запросу — с учетом различных ограничений (чаще всего речь идет о допустимом максимальном сроке прерывания беременности) — и пока Россия попадает именно в эту категорию.

Несмотря на то, что параллельно с закручиванием гаек и усилением запретов, в других странах идет обратный процесс (например, декриминализация абортов в Мексике), пока совершенно не складывается ощущение того, что репродуктивные права женщин находятся под защитой — скорее наоборот. Почему влияние консервативных идей в последние годы стало настолько весомым и заметным — вопрос для отдельного большого разбора, но ясно то, что игнорировать его становится просто невозможно.

Интересное по теме

«Аборт — это убийство»: почему люди верят пролайферам? Разбор с примерами

В ноябре 2022 года в журнале Human Reproduction Update опубликовали результаты обширного метаисследования качества и количества человеческой спермы. Группа ученых проанализирована 223 исследования, проведенных в период с 1973 по 2018 год. Оказалось, что за это время средняя численность сперматозоидов в мужском семени уменьшилась более чем на 50 процентов — причем такая тенденция наблюдается по всему миру.

Что еще тревожнее — точные причины такого снижения пока неизвестны, и чтобы их установить, придется проводить дополнительные исследования. Пока ученые привычно грешат на образ жизни мужчин, ожирение, вредные привычки, низкую физическую активность и несбалансированную диету.

Интересное по теме

Дело не во мне, дело в тебе: 9 вредных привычек, которые влияют на качество спермы

Впрочем, волноваться пока не стоит: по словам репродуктологини из Университета Айовы Эми Спаркс, даже такое значительное снижение численности сперматозоидов не представляет угрозы для человечества.

Несмотря на то, что проблема, безусловно, существует, и игнорировать ее не стоит, пока изменение качества спермы не способно оставить миллионы людей без желанного потомства. Да, процесс зачатия может занять больше времени и потребовать от его участников изменений образа жизни — но паниковать в данный момент точно не надо (тем более, что в том же ноябре 2022 года человечество достигло очередной рекордной отметки в восемь миллиардов человек).

Но давайте немного сузим взгляд, отвлечемся от мировых тенденций и посмотрим внимательнее на Россию, в которой все активнее и активнее продвигаются традиционные ценности, включающие в себя брак между мужчиной и женщиной, а также добровольное признание ребенком авторитета родителей и подчинение ему. И хотя в поддержке семейных ценностей ничего плохого нет, фанатичный упор на значимость семьи и подчинение родителям чреват опасными последствиями.

Интересное по теме

Максимальная пещера: еще немного о «традиционных ценностях»

Основная проблема построения общества из одних только функциональных ячеек приводит к избирательной слепоте. И «Рассказ служанки» это прекрасно иллюстрирует — хотя высшее общество Гилеада состоит сплошь из приличных благонадежных гетеросексуальных семей, за закрытыми дверями их домов творятся ужасные вещи, на которые все привычно закрывают глаза. Начиная от легализованных изнасилований — чем, в общем-то, и является церемония зачатия ребенка Командором и его служанкой, и заканчивая банальными супружескими изменами и весьма традиционным домашним насилием, о котором все знают, но молчат.

Чем уже становится спектр правильного и допустимого, тем больше свободы достается тем, кто за этим следит, отлавливая маргиналов (которыми в тоталитарной системе может оказаться в общем-то кто угодно). И это приводит нас к следующему пункту:

Нельзя сказать, что эта проблема появилась в России в этом году — толерантность к насилию, особенно к семейному, давно была одной из «традиционных» ценностей, которая если не поощрялась, то уж точно оправдывалась в обществе.

В 2021 году мы выпустили целый спецпроект «Хватит бить детей», посвященный насилию над детьми и физическим наказаниям. И тогда, и до сих пор этот проект встречает много сопротивления со стороны аудитории — есть немало людей, которые готовы бороться за свое право отвесить подзатыльник или выдать ремня провинившемуся ребенку.

Отсюда и оглушительная статистика домашнего насилия над женщинами, и не случайно ставшая крылатой фраза «когда убьют — тогда приходите», и общественное стремление оправдывать насильников, а не жертв — она сама виновата, довела, не досмотрела, не ушла вовремя.

Из всего этого (а еще из убеждений типа «меня били, и я нормальным вырос» или «добро должно быть с кулаками») и складывается толерантность к насилию как к валидному и оправданному рычагу решения любых вопросов.

В вымышленном Гилеаде эта толерантность доведена до космических высот — все персонажи живут в мире, в котором практически все решается с позиции силы, а верность государству и выполнение социальных ролей поддерживается страхом общественно оправданной расправы. Слишком очевидные параллели проводить не буду, тут и так все понятно.

Интересное по теме

Они сами напросились: колонка о том, как толерантность к насилию разрушает семьи

Несмотря на то, что в современном обществе люди (особенно мужчины, что уж тут) любят покричать о том, что за права женщин можно уже не бороться, и они уже всего добились, в реальности это, конечно же, не так. Безусловно, российские женщины получили право голосовать и получать образование наравне с мужчинами, но говорить о том, что это полностью перекрывает гендерный разрыв, ни в коем случае нельзя.

Женщин все так же дискриминируют, насилуют, убивают и принуждают к деторождению — даже в демократических, на первый взгляд, странах. И пока наши соотечественницы с ужасом отворачиваются от слова «феминизм», заламывают руки при виде феминитивов и говорят, что в современном мире защита скорее нужна мужчинам, чем им самим, система продолжает пожирать их права, эфемерные привилегии и перспективы.

В Гилеаде феминизм тоже как будто бы никому не нужен. «Хорошие» и «правильные» женщины, ловко встроившиеся в новую систему (преимущественно это жены Командоров и тетки, которые занимаются подготовкой и воспитанием служанок), наглядно демонстрируют, что если играть по правилам и не замахиваться на большее, можно жить в относительной безопасности и достатке. Впрочем, обратную сторону этой системы Этвуд тоже показывает — так, например, за чтение книг или газет женщин наказывают, отрубая сперва палец, а потом и вовсе руку по локоть.

Ты можешь подчиняться, быть «хорошим» и думать, что тем самым ты оберегаешь себя от проблем, но любая твоя ошибка сразу же делает тебя врагом и предателем. Этим современная Россия тревожно напоминает Гилеад — сначала женщин делят на «правильных» (замужних многодетных матерей) и «неправильных» (всех остальных), стравливают их друг с другом, а потом закручивают гайки для обеих категорий — да так, что дышать становится сложно.

И намного проще это делать тогда, когда сами женщины такую систему одобряют и поддерживают — мол, развелось тут этих чайлдфри с короткими волосами, давайте-ка мы их приструним, пока они наших детей не развратили.

Интересное по теме

В чем сила, мать? Рассказываем, что такое эмпауэрмент, и зачем он нужен матерям

В завершение мне хотелось бы сказать что-нибудь оптимистичное вроде: «Но мы, конечно, понимаем, что „Рассказ служанки“ — это все-таки гротеск и вымысел, а в реальной жизни, невзирая на некоторые безрадостные тенденции, такого никогда не будет“. Однако опыт происходящего в последние годы уже не оставляет места для такой оптимистичности и беззаботности.

В одном из эпизодов экранизации «Рассказа служанки» Джун (это настоящее имя Фредовой — той самой служанки), вспоминая о том, как в привычном ей мире воцарился Гилеад, говорит: это было похоже на то, что тебя варят на очень медленном огне. Сперва ты не обращаешь внимания, а когда понимаешь, что вокруг кипяток — становится слишком поздно. Так вот, сейчас надежда остается одна: что мы успеем заметить до того, как станет слишком поздно, потому что огонь под кастрюлькой уже явно зажегся.

  • Рассказ служанки 4 сезон ник и джун
  • Рассказ служанки имена героев
  • Рассказ служанки 4 сезон лост
  • Рассказ служанки закончен или нет
  • Рассказ служанки 4 сезон лорд