Рита в типичном одеянии марф.
Марфы — класс женщин в Галааде. Они занимаются хозяйством в домах высокопоставленных лиц.
Вероятнее всего, название класса ведёт происхождение из библейского сюжета о сёстрах Марфе и Марии, принимавших в своём доме Иисуса Христа. Во время проповеди Христа Мария предпочла сидеть у его ног и слушать, а Марфа – заботиться об угощении гостей.
Одеяние[]
В книгах марфы одеваются в зеленое, поверх которого носят фартук. Когда Марфы выходят на улицу, они надевают шаль. В сериале платья марф серо-зеленого цвета. Голову они покрывают платком.
Социальная роль[]
Марфа и служанка.
Марфы выполняют всю работу по дому, готовят, убирают, подают еду, ходят за покупками. Иногда марфам немного помогают служанки. Большинство из них — бесплодные незамужние женщины, чье положение в обществе очень низкое. Так как в Галааде существует дискриминация против национальных меньшинств, вполне возможно, что среди марф много латино-американок и негритянок.
Марфы любят сплетничать и друг с другом, они обычно очень приветливы. К служанкам они относятся очень предвзято. Если в доме рождается ребенок, марфы помогают ухаживать за ними и берут на себя роль няни. Большинство марф мечтают об этом.
Фредова предполагала, что когда марфы становятся слишком старыми и немощными, их отправляют в Колонии, где они и умирают.
Тайная сеть[]
Джун помогает марфам в их тайной деятельности.
Марфы создали целую тайную сеть и ведут незаконную деятельность, цель которой — оказать сопротивление режиму, установившемуся в Галааде. Они способны переправить человека за пределы страны или, наоборот, в другие районы, если считают, что там этот человек может быть полезен сопротивлению. В основном марфы — обычные женщины, сплотившиеся перед лицом общего врага, хотя некоторые из них обладают полезными для незаконной деятельности навыками. Например, учительница химии может помочь с изготовлением бомб. Вероятно, одеяние марф играет им на руку, так как в своих грязно-зеленых бледных платьях они практически незаметны, и никто не обращает на них внимания.
Известные марфы[]
- Рита
- Кора
- Бет
- Доктор Ходжсон
- Ын Чжун Парк
- Дорис
- Элисон
- Сиенна
Через месяц выйдет продолжение сериала «Рассказ служанки». Предыдущие сезоны мрачной антиутопии выиграли шесть премий «Эмми» и заслужили весьма лестные отзывы: на Metacritic рейтинг сериала держится на отметке в 89 пунктов, и это фантастический результат. Чтобы освежить в памяти события из жизни Фредовой, семьи командора Уотерфорда и всего Галаада мы составили алфавит сериала. И обошлись без спойлеров!
«Рассказ служанки» — роман-антиутопия Маргарет Этвуд, опубликованный в 1985 году. Этвуд рисует мрачную картину будущего,
в котором фактически все женщины становятся рабынями — вне зависимости от того, насколько высокое положение в жестоком обществе будущего они занимают. Отвечая на вопросы читателей, писательница пояснила, что не изобретала садистские методы насилия: в книге Этвуд описывает только те, что уже существовали и когда-либо использовались против женщин.
Основой жизни нового американского общества становится Библия — правда, в очень вольной трактовке: герои и героини сериала, цитируя Писание, выдёргивают фразы из контекста или вовсе переиначивают их смысл. Например, в сериале звучит фраза «Блаженны кроткие», отсылающая к Евенгелию от Матфея 5:5, но продолжение фразы («ибо они наследуют Землю») опускается. А фраза «Блаженны молчаливые», с помощью которой тётки заставляют служанок молчать, в Библии отсутствует.
Действие сериала разворачивается сразу после гражданской войны, в результате которой к власти приходит радикальная группировка «Сыны Иакова». Террористы верят, что Америка погрязла в грехах и коррупции, от которых её нужно спасти. С помощью терактов фундаменталисты убивают президента, свергают конгресс и отменяют конституцию. Экстремисты проворачивают операцию так быстро, что адекватное сопротивление просто не успевает возникнуть: об этом в сериале рассказывает главная героиня. В ходе гражданской войны Правительство США терпит поражение и теряет почти всю подвластную территорию. Как следствие, с государственного флага исчезают почти все звёзды, кроме двух, обозначающих Аляску и Гавайи.
На остальной территории США возникает теологическая диктаторская республика Галаад (или Гилеад, оба варианта верны). Звучное название тоже найдено на страницах Библии, где Галаадом называли историческую область Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан. Новообразованное государство фактически живёт по принципу «запрещено всё, что не приказано», имеет строгую иерархическую систему, а правит им специальный Совет, сформированный из лидеров «Сынов Иакова». А ещё Галаад — это страна с узаконенным патриархатом, ведь только у мужчин есть доступ к образованию, оплачиваемой работе и другим социальным благам. Что касается отношений с другими странами, то диктаторская республика на обломках США — нежеланный гость на международной арене: в сериале неоднократно описываются санкции других западных стран.
Дети ценятся в Галааде превыше всего. Преступления против них считаются самыми серьёзными (хотя наказывают за всё примерно одинаково — членовредительством или смертью). Беременность становится святой обязанностью каждой женщины: например, когда беременеет служанка, она получает массу привилегий, самую вкусную еду (с ней у страны всё еще проблемы) и лучшую медицинскую помощь, которую только могут предложить врачи Галаада. После родов к ребёнку и жене командора, которая становится официальной матерью, приставляется охранник. Если ребёнок заболевает, его везут в больницу на специальном автомобиле с очень громкими сиренами, перед которым на колени падают все служанки.
Жёны — самая привилегированная женская каста в Галааде. Супруги высокопоставленных командоров не ведут хозяйство, но могут рисовать, вязать или сажать цветы. Смысл жизни жён заключается в воспитании детей, но только единицы из них могут иметь своих собственных. По законам Галаада они носят одежду в сине-зелёных оттенках — и, судя по сериалу, в нарядах допускается небольшое разнообразие (правда, брюки или комбинезоны всё равно запрещены).
В Галааде существует масса запретов, касающихся обоих полов. Есть универсальные: например, в тоталитарной республике строго запрещены однополые отношения. Тех, кто решится «нарушить» запрет, ждёт смертная казнь через повешение. Использовать корректные термины в отношении геев и лесбиянок тоже нельзя, поэтому власть вводит странный эвфемизм — «гендерные изменники». В Галааде запрещены сексуальные отношения до брака, но законным может считаться только первый брак. Но больше всего запретов, конечно, касается женщин. Им запрещено носить одежду другого цвета — кроме того, что предписывается «кастой». Запрещено работать, запрещено спорить с мужем. Почти всем запрещено читать: если женщину поймают за книгой или газетой в первый раз, ей отрежут палец, а если второй — руку по локоть. Вообще любые наказания в Галааде связаны с членовредительством: в сериале можно встретить эпизоды, в которых жертвам режима выдирают глаза или отрезают клитор (не переживайте, сам процесс остаётся за кадром).
В Библии Иезавель — это жена царя Ахава, имя которой стало нарицательным для всех «порочных» женщин. Иезавелем в сериале называют бордель, в котором женщин удерживают силой — и заставляют заниматься секс-работой вместо ссылки в радиоактивные колонии или банального убийства. Конечно, содержание подобных мест противоречит строгим религиозным законам Галаада, но его существование оправано высокой целью. В одном из эпизодов сериала командор Уотерфорд говорит, что Иезавель «помогает договариваться с иностранными партнёрами» — что тоже говорит о политике двойных стандартов в террористическом государстве.
Командоры — мужская верхушка Галаада, отвечающая за все вопросы в жизни террористического режима, от международных отношений до обороны. По правилам экстремистского государства только командоры могут иметь служанок, вынашивающих для них детей: считается, что эти мужчины — носители лучших генов, которые и нужно передавать новому поколению.
Марфами в сериале домохозяек командоров. Вероятнее всего, происхождение термина отсылает к легенде о сёстрах Марфе и Марии, принимавших в своём доме Иисуса Христа. Сериальные марфы готовят и убирают, а если в доме появляется ребёнок, то марфы становятся ещё и нянями. Узнать их среди других женщин Галаада можно по светло-серому цвету одежды: в доме они постоянно носят платок и фартук, к которым на улице добавляется шаль.
Стать неженщиной — худшая женская участь, которую в Галааде только можно представить, ведь их отправляют чистить заражённые радиацией колонии за разные прегрешения. Неженщинами можно стать не только за преступления (однополые отношения, убийства, попытка побега), не только за политические убеждения (феминистки, политические диссидентки — неженщины в Галааде), но и за бесплодность. Также туда отправляют всех марф, неспособных работать по дому из-за возраста, и служанок, которые так и не смогли забеременеть.
Очи — это секретная полиция Галаада, которая следит за соблюдением законов тоталитарной республики. Главная цель любого представителя Очей — это неверные, которых в Галааде обычно без суда и следствия сразу отправляют на стену. Чаще всего эти мужчины носят чёрные костюмы и солнцезащитные очки, водят чёрные внедорожники. А ещё они могут жить в домах командоров, докладывая об обстановке своим непосредственным руководителям.
Язык — ещё один способ угнетения, который переизобрели галаадские фанатики. У мужчин и женщин режима есть особые формы приветствия: фраза «Святой день» (Blessed day) используется взамен «Добрый день», а «Пред Его очами» (Under His eye) — стандартное прощание. Правда, есть и необычные обращения, смысл которых строится вокруг «главного женского предназначения» — рожать детей. Фразой «Благословен плод» (Blessed be the fruit) выражают открытость собеседнику, готовность разделять ценности Галаада, а фраза «Да разверзнет Господь» (May the Lord open) — ожидаемый ответ. Одобрение чего бы то ни было выражают фразой «Хвала» (Praised be).
Служанки — самая почитаемая и одновременно самая угнетаемая категория женщин в Галааде по одной и той же причине: они могут зачать детей. Служанки освобождены практически от всех домашних обязанностей, за исключением походов в магазины. Но и те носят терапевтический характер: служители и служительницы Галаада верят, что «утробам на ножках» для поддержания здоровья нужны ежедневные прогулки. Служанки носят ярко-красные платья и мантии, добавляя на улице к ним «крылышки» — своеобразный головной убор, который не позволяет служанкам смотреть по сторонам.
Красный цвет в одежде отсылает к «главному предназначению» служанок: они должны рожать детей командорам и их бесплодным жёнам. Всем «премудростям» этого дела их обучают в Красном центре, который ещё называют «центром Леи и Рахиль». Лея и Рахиль — это сёстры и жёны патриарха Иакова, в истории которых террористы нашли прецедент и основу для сексуального рабства служанок. «И сказала Рахиль: вот служанка моя Валла, войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от неё» — написано в Главе 30 Бытия Ветхого завета.
Служанки не имеют права на собственное имя: в Галааде их называют по имени командора, которому они принадлежат. В английском языке новые имена получаются с помощью добавления предлога of: Ofglenn, Ofwarren, Offred. В российском переводе используют имя собственное в позабытом притяжательном падеже: Гленова, Уорренова, Фредова и так далее.
Тётками в Галааде называют взрослых, часто фанатичных женщин-надсмотрщиц служанок. Именно они отвечают за обучение в Красных центрах, зачастую — с помощью насилия: тёткам позволено бить или использовать электрошокер, чтобы поддерживать дисциплину. Затем, когда их подопечных распределяет по домам командоров, тётки следят за служанками, читают проповеди, собирают их на «искупления» (ритуальные убийства, которые совершают служанки над преступниками) и помогают беременным. Тётка — это довольно высокое положение женщины в Галааде: по разным данным, им даже разрешено писать и читать. В сериале тётки носят тёмно-коричневую одежду.
Командор Уотерфорд, или Фрэд Уотерфорд — центральный мужской персонаж «Рассказа служанки». Уотерфорд занимает высокое положение в Галааде, поэтому его влияние распространяется буквально на все сферы жизни. В сериале командора играет Джозеф Файнс, номинированный за эту роль на «Эмми» в 2018 году.
Фредова — служанка, живущая в доме Уотерфордов. До того как попасть туда, она носила имя Джун и работала редактором на полставки в местной газете — но всё изменилось после того, как к власти пришли религиозные фанатики, запретившие женщинам работать за деньги. Она, её муж Люк и дочь Ханна попытались сбежать из Галаада в Канаду, но на полпути их поймали террористы. Джун стала служанкой из-за того, что была «блудницей» и «увела» мужа от первой жены (Галаад, как вы помните, признаёт только первый брак). Её роль исполнила Элизабет Мосс, чья актёрская игра заслужила самые тёплые отзывы кинокритиков.
Хранителями в Галааде называют невысокий класс мужчин, ответственных за порядок. В основном это солдаты, только начинающие свою карьеру, однако у них уже есть преимущества перед обычными жителями тоталитарной республики.
Каждый месяц служанки проходят через ритуальное изнасилование, для которого экстремисты изобрели изящный эвфемизм — «церемония». Служанок насилуют командор и его жена, последние держат её за руки в изголовье кровати. Церемонии предшествует коллективная молитва, в которой участвуют все жильцы дома. Другие сексуальные контакты между командором и служанкой запрещены — но на практике этот запрет, как и многие другие, не соблюдается.
С 80-х годов мир накрыла «чума бесплодия»: по неизвестным причинам, женщины стали беременеть гораздо реже — а те, кому всё-таки удалось забеременеть, не всегда могут выносить здоровых детей. Подразумевается, что массовое бесплодие вызвано загрязнением природы и изменением климата: именно эти проблемы и стремится решить радикальное правительство Галаада.
Эконолюди — рядовое население Галаада, а эконожёны — представительницы самого низкого (после неженщин) класс в Галааде — совмещают в себе роли жён, служанок и марф. В сериале они носят одежду в разных оттенках серого и живут в постоянном страхе оказаться в служанках, считая красную мантию и белые «крылышки» наказанием за «грехи». Читать, писать или работать за деньги им запрещено.
Яснорада Уотерфорд (в английской версии Serene Joy) — супруга командора Уотерфорда. До того как появился Галаад, Яснорада была активисткой и писательницей. В своей книге «Место женщины» миссис Уотерфорд точно описала прообраз тоталитарного государства, в котором женская фертильность становится национальным достоянием, а беременность всех способных на то женщин, — моральным императивом. Её роль сыграла Ивонн Страховски, получив по номинации на «Эмми» в 2018 году и «Золотом глобусе» в 2019.
Через месяц выйдет продолжение сериала «Рассказ служанки». Предыдущие сезоны мрачной антиутопии выиграли шесть премий «Эмми» и заслужили весьма лестные отзывы: на Metacritic рейтинг сериала держится на отметке в 89 пунктов, и это фантастический результат.
Чтобы освежить в памяти события из жизни Фредовой, семьи командора Уотерфорда и всего Галаада мы составили алфавит сериала. И обошлись без спойлеров!
Антиутопия
«Рассказ служанки» — роман-антиутопия Маргарет Этвуд, опубликованный в 1985 году. Этвуд рисует мрачную картину будущего, в котором фактически все женщины становятся рабынями — вне зависимости от того, насколько высокое положение в жестоком обществе будущего они занимают. Отвечая на вопросы читателей, писательница пояснила, что не изобретала садистские методы насилия: в книге Этвуд описывает только те, что уже существовали и когда-либо использовались против женщин.
Библия
Основой жизни нового американского общества становится Библия — правда, в очень вольной трактовке: герои и героини сериала, цитируя Писание, выдёргивают фразы из контекста или вовсе переиначивают их смысл. Например, в сериале звучит фраза «Блаженны кроткие», отсылающая к Евенгелию от Матфея 5:5, но продолжение фразы («ибо они наследуют Землю») опускается. А фраза «Блаженны молчаливые», с помощью которой тётки заставляют служанок молчать, в Библии отсутствует.
Война
Действие сериала разворачивается сразу после гражданской войны, в результате которой к власти приходит радикальная группировка «Сыны Иакова». Террористы верят, что Америка погрязла в грехах и коррупции, от которых её нужно спасти. С помощью терактов фундаменталисты убивают президента, свергают конгресс и отменяют конституцию. Экстремисты проворачивают операцию так быстро, что адекватное сопротивление просто не успевает возникнуть: об этом в сериале рассказывает главная героиня. В ходе гражданской войны Правительство США терпит поражение и теряет почти всю подвластную территорию. Как следствие, с государственного флага исчезают почти все звёзды, кроме двух, обозначающих Аляску и Гавайи.
Галаад
На остальной территории США возникает теологическая диктаторская республика Галаад (или Гилеад, оба варианта верны). Звучное название тоже найдено на страницах Библии, где Галаадом называли историческую область Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан. Новообразованное государство фактически живёт по принципу «запрещено всё, что не приказано», имеет строгую иерархическую систему, а правит им специальный Совет, сформированный из лидеров «Сынов Иакова». А ещё Галаад — это страна с узаконенным патриархатом, ведь только у мужчин есть доступ к образованию, оплачиваемой работе и другим социальным благам. Что касается отношений с другими странами, то диктаторская республика на обломках США — нежеланный гость на международной арене: в сериале неоднократно описываются санкции других западных стран.
Дети
Дети ценятся в Галааде превыше всего. Преступления против них считаются самыми серьёзными (хотя наказывают за всё примерно одинаково — членовредительством или смертью). Беременность становится святой обязанностью каждой женщины: например, когда беременеет служанка, она получает массу привилегий, самую вкусную еду (с ней у страны всё еще проблемы) и лучшую медицинскую помощь, которую только могут предложить врачи Галаада. После родов к ребёнку и жене командора, которая становится официальной матерью, приставляется охранник. Если ребёнок заболевает, его везут в больницу на специальном автомобиле с очень громкими сиренами, перед которым на колени падают все служанки.
Жёны
Жёны — самая привилегированная женская каста в Галааде. Супруги высокопоставленных командоров не ведут хозяйство, но могут рисовать, вязать или сажать цветы. Смысл жизни жён заключается в воспитании детей, но только единицы из них могут иметь своих собственных. По законам Галаада они носят одежду в сине-зелёных оттенках — и, судя по сериалу, в нарядах допускается небольшое разнообразие (правда, брюки или комбинезоны всё равно запрещены).
Запреты
В Галааде существует масса запретов, касающихся обоих полов. Есть универсальные: например, в тоталитарной республике строго запрещены однополые отношения. Тех, кто решится «нарушить» запрет, ждёт смертная казнь через повешение. Использовать корректные термины в отношении геев и лесбиянок тоже нельзя, поэтому власть вводит странный эвфемизм — «гендерные изменники». В Галааде запрещены сексуальные отношения до брака, но законным может считаться только первый брак. Но больше всего запретов, конечно, касается женщин. Им запрещено носить одежду другого цвета — кроме того, что предписывается «кастой». Запрещено работать, запрещено спорить с мужем. Почти всем запрещено читать: если женщину поймают за книгой или газетой в первый раз, ей отрежут палец, а если второй — руку по локоть. Вообще любые наказания в Галааде связаны с членовредительством: в сериале можно встретить эпизоды, в которых жертвам режима выдирают глаза или отрезают клитор (не переживайте, сам процесс остаётся за кадром).
Иезавель
В Библии Иезавель — это жена царя Ахава, имя которой нарицательным для всех «порочных» женщин. Иезавелем в сериале называют бордель, в котором женщин удерживают силой — и заставляют заниматься секс-работой вместо ссылки в радиоактивные колонии или банального убийства. Конечно, содержание подобных мест противоречит строгим религиозным законам Галаада, но его существование оправдано высокой целью. В одном из эпизодов сериала командор Уотерфорд говорит, что Иезавель «помогает договариваться с иностранными партнёрами» — что тоже говорит о политике двойных стандартов в террористическом государстве.
Командоры
Командоры — мужская верхушка Галаада, отвечающая за все вопросы в жизни террористического режима, от международных отношений до обороны. По правилам экстремистского государства только командоры могут иметь служанок, вынашивающих для них детей: считается, что эти мужчины — носители лучших генов, которые и нужно передавать новому поколению.
Марфы
Марфами в сериале домохозяек командоров. Вероятнее всего, происхождение термина отсылает к легенде о сёстрах Марфе и Марии, принимавших в своём доме Иисуса Христа. Сериальные марфы готовят и убирают, а если в доме появляется ребёнок, то марфы становятся ещё и нянями. Узнать их среди других женщин Галаада можно по светло-серому цвету одежды: в доме они постоянно носят платок и фартук, к которым на улице добавляется шаль.
Неженщины
Стать неженщиной — худшая женская участь, которую в Галааде только можно представить, ведь их отправляют чистить заражённые радиацией колонии за разные прегрешения. Неженщинами можно стать не только за преступления (однополые отношения, убийства, попытка побега), не только за политические убеждения (феминистки, политические диссидентки — неженщины в Галааде), но и за бесплодность. Также туда отправляют всех марф, неспособных работать по дому из-за возраста, и служанок, которые так и не смогли забеременеть.
Очи
Очи — это секретная полиция Галаада, которая следит за соблюдением законов тоталитарной республики. Главная цель любого представителя Очей — это неверные, которых в Галааде обычно без суда и следствия сразу отправляют на стену. Чаще всего эти мужчины носят чёрные костюмы и солнцезащитные очки, водят чёрные внедорожники. А ещё они могут жить в домах командоров, докладывая об обстановке своим непосредственным руководителям.
Приветствия
Язык — ещё один способ угнетения, который переизобрели галаадские фанатики. У мужчин и женщин режима есть особые формы приветствия: фраза «Святой день» (Blessed day) используется взамен «Добрый день», а «Пред Его очами» (Under His eye) — стандартное прощание. Правда, есть и необычные обращения, смысл которых строится вокруг «главного женского предназначения» — рожать детей. Фразой «Благословен плод» (Blessed be the fruit) выражают открытость собеседнику, готовность разделять ценности Галаада, а фраза «Да разверзнет Господь» (May the Lord open) — ожидаемый ответ. Одобрение чего бы то ни было выражают фразой «Хвала» (Praised be).
Служанки
Служанки — самая почитаемая и одновременно самая угнетаемая категория женщин в Галааде по одной и той же причине: они могут зачать детей. Служанки освобождены практически от всех домашних обязанностей, за исключением походов в магазины. Но и те носят терапевтический характер: служители и служительницы Галаада верят, что «утробам на ножках» для поддержания здоровья нужны ежедневные прогулки. Служанки носят ярко-красные платья и мантии, добавляя на улице к ним «крылышки» — своеобразный головной убор, который не позволяет служанкам смотреть по сторонам.
Красный цвет в одежде отсылает к «главному предназначению» служанок: они должны рожать детей командорам и их бесплодным жёнам. Всем «премудростям» этого дела их обучают в Красном центре, который ещё называют «центром Леи и Рахиль». Лея и Рахиль — это сёстры и жёны патриарха Иакова, в истории которых террористы нашли прецедент и основу для сексуального рабства служанок. «И сказала Рахиль: вот служанка моя Валла, войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от неё» — написано в Главе 30 Бытия Ветхого завета.
Служанки не имеют права на собственное имя: в Галааде их называют по имени командора, которому они принадлежат. В английском языке новые имена получаются с помощью добавления предлога of: Ofglenn, Ofwarren, Offred. В российском переводе используют имя собственное в позабытом притяжательном падеже: Гленова, Уорренова, Фредова и так далее.
Тётки
Тётками в Галааде называют взрослых, часто фанатичных женщин-надсмотрщиц служанок. Именно они отвечают за обучение в Красных центрах, зачастую — с помощью насилия: тёткам позволено бить или использовать электрошокер, чтобы поддерживать дисциплину. Затем, когда их подопечных распределяет по домам командоров, тётки следят за служанками, читают проповеди, собирают их на «искупления» (ритуальные убийства, которые совершают служанки над преступниками) и помогают беременным. Тётка — это довольно высокое положение женщины в Галааде: по разным данным, им даже разрешено писать и читать. В сериале тётки носят тёмно-коричневую одежду.
Уотерфорд
Командор Уотерфорд, или Фрэд Уотерфорд — центральный мужской персонаж «Рассказа служанки». Уотерфорд занимает высокое положение в Галааде, поэтому его влияние распространяется буквально на все сферы жизни. В сериале командора играет Джозеф Файнс, номинированный за эту роль на «Эмми» в 2018 году.
Фредова
Фредова — служанка, живущая в доме Уотерфордов. До того как попасть туда, она носила имя Джун и работала редактором на полставки в местной газете — но всё изменилось после того, как к власти пришли религиозные фанатики, запретившие женщинам работать за деньги. Она, её муж Люк и дочь Ханна попытались сбежать из Галаада в Канаду, но на полпути их поймали террористы. Джун стала служанкой из-за того, что была «блудницей» и «увела» мужа от первой жены (Галаад, как вы помните, признаёт только первый брак). Её роль исполнила Элизабет Мосс, чья актёрская игра заслужила самые тёплые отзывы кинокритиков.
Хранители
Хранителями в Галааде называют невысокий класс мужчин, ответственных за порядок. В основном это солдаты, только начинающие свою карьеру, однако у них уже есть преимущества перед обычными жителями тоталитарной республики.
Церемония
Каждый месяц служанки проходят через ритуальное изнасилование, для которого экстремисты изобрели изящный эвфемизм — «церемония». Служанок насилуют командор и его жена, последние держат её за руки в изголовье кровати. Церемонии предшествует коллективная молитва, в которой участвуют все жильцы дома. Другие сексуальные контакты между командором и служанкой запрещены — но на практике этот запрет, как и многие другие, не соблюдается.
Чума бесплодия
С 80-х годов мир накрыла «чума бесплодия»: по неизвестным причинам, женщины стали беременеть гораздо реже — а те, кому всё-таки удалось забеременеть, не всегда могут выносить здоровых детей. Подразумевается, что массовое бесплодие вызвано загрязнением природы и изменением климата: именно эти проблемы и стремится решить радикальное правительство Галаада.
Эконолюди
Эконолюди — рядовое население Галаада, а эконожёны — представительницы самого низкого (после неженщин) класс в Галааде — совмещают в себе роли жён, служанок и марф. В сериале они носят одежду в разных оттенках серого и живут в постоянном страхе оказаться в служанках, считая красную мантию и белые «крылышки» наказанием за «грехи». Читать, писать или работать за деньги им запрещено.
Яснорада
Яснорада Уотерфорд (в английской версии Serene Joy) — супруга командора Уотерфорда. До того как появился Галаад, Яснорада была активисткой и писательницей. В своей книге «Место женщины» миссис Уотерфорд точно описала прообраз тоталитарного государства, в котором женская фертильность становится национальным достоянием, а беременность всех способных на то женщин, — моральным императивом. Её роль сыграла Ивонн Страховски, получив по номинации на «Эмми» в 2018 году и «Золотом глобусе» в 2019.
Источник: buro247.ru
Персонажи
- Будем искать среди персонажей фандома
Адам
Adam
0
0
0
Сын Омара и Хизер, ребенок из бедного сословия. После казни его отца был отдан в другую семью.
Альма
Alma
0
0
0
Принадлежит к касте Служанок. Она тренировалась в Красном Центре вместе с Джун (Фредовой), Мойрой и Джанин (Уореновой). Альма — положительная героиня, она добрая, немного болтливая, часто делится свежими сплетнями и новостями с Джун (Фредовой). Она также становится контактом Джун с группой Сопротивления.
Бет
Beth
0
0
0
Принадлежит к касте Марф. Она работает в «Иезавель» — борделе, в котором живут и работают проститутками бывшие юристы, ученые и иные женщины, неугодные нынешнему политическому строю. Бет в хороших отношениях с Ником.
Гленова №2 (Лили Фуллер)
Ofglen №2 (Lillie Fuller)
0
0
0
Получила данное имя после того, как арестовали Эмили (Гленова №1) по обвинению в гендерном преступлении из-за связи с женщиной. Эмили отозвали со службы и на ее место прислали новую служанку. В прошлом Гленова №2 была проституткой и наркоманкой. Новый режим дал ей стабильность и надежность. Она довольна своим положением.
Подробнее »
Джанин (Уорренова)
Janine (Ofwarren)
1
0
0
Принадлежит к касте служанок. Их с Фредовой в одно время привезли в Красный Центр на переобучение. Джанин пыталась сопротивляться, и за это Тетки лишили ее глаза. После окончания обучения ее направили командору Уорену Патнем.
Подробнее »
Джозеф Лоуренс
Joseph Lawrence
0
0
0
Командор республики Галаад. Лоуренс отличается высоким интеллектом, независимыми взглядами. Он построил экономическую модель республики Галаад. Лоуренс также ответственен за создание Колоний.
Джун Осборн (Фредова №2)
June Osborne (Offred №2)
2
0
0
Главная героиня. У Джун есть дочь и муж Люк. Брак с Люком не был признан властями Республики Галаад законным, потому что у Люка это был второй брак, и потому при новом режиме Джун выполняет роль служанки. Тетка Лидия называет её прелюбодейкой.
Подробнее »
Зоуи
Zoe
0
0
0
Эпизодический персонаж. До образования Галаада служила в армии, после — перемещалась по стране в поисках похищенных женщин, нуждающихся в помощи. Нашла Эрин в одном из обучающих Красных центров. Спасла Люку жизнь. Убита в перестрелке с военными Галаада при попытке перевести Люка и Эрин в безопасное место.
Иден Спенсер (Блэйн)
Eden Spencer (Blaine)
0
0
0
Женщина, ставшая женой Ника. Выросла на ферме, слабо представляет себе супружеские обязанности. Даже об «акте возлежания» её рассказывала миссис Уоттерфорд.
Кастилио
Castillo
0
0
0
Посол Мексики в новообразованную Республику Галаад. Первоначально предстает умной и неравнодушной женщиной, искренне интересующейся судьбами служанок. Позже оказывается, что ее визит в Респулику Галаад носит больше деловой характер: посол приехала, чтобы обсудить вопрос покупки служанок.
Командор Гатри
Commander Guthrie
0
0
0
Второстепенный персонаж в сериале. Он военный авторитет и ранний член Сынов Иакова. После государственного переворота командор Гатри обсуждает будущее Галаада и перспективы рождаемости в стране. Командор Прайс изначально заявляет, что они должны относиться к «этим девушкам» (то есть к оставшимся в стране плодородным женщинам) «с уважением, по-божественному», но командоры Гатри и Уотерфорд отвергают данное предложение. В конечном итоге они решают, что все оставшиеся плодородные женщины должны быть собраны и оплодотворены мужчинами с высшим статусом во время Церемонии.
Командорша
Commander wife
0
0
0
Эпизодический персонаж, жена командора, которая за измену была сослана в рабочие лагеря на радиоактивные поля. Очень верующая, была влюблена в своего любовника. Эмили дала ей просроченные таблетки, отравив её за то, что она каждый месяц держала служанку, пока её муж насиловал её.
Кора
Cora
0
0
0
Второстепенный персонаж в фильме «История служанки». Она — Марфа, служащая командору Фреду Уотерфорду и Серене Джой Уотерфорд.
Люк Бэнкоул
Luke Bankole
0
0
0
Муж Фредовой. Участник Сопротивления. Пытался дать отпор военным и защитить свою жену и дочь, однако был подстрелен. Люк встретил группу людей, пытающихся пересечь границу с Канадой, и был вынужден к ним присоединиться. В настоящий момент живет в Канаде, пытается отыскать Джун и Ханну.
Мойра
Moira
1
0
0
Лучшая подруга Фредовой с подросткового возраста. Она стала легендой среди служанок из-за того, что смогла сбежать из Красного Центра. Мойра — член Сопротивления.
Подробнее »
Мэтьева (Натали)
Natalie
0
0
0
Мэтьеву назначили партнером по покупкам Джун Осборн (Джозефова). Она демонстрирует лояльность новому режиму и публично озвучивает свою поддержку установленным в республике Галаад правилам и обычаям.
Наоми Патнэм
Naomi Putnam
0
0
0
Жена командора Патнэма. Высокомерна, жестока. Также как и большинство женщин Республики Галаад она не может иметь детей, поэтому к их дому прикреплена Уоренова — служанка, вынашивающая для нее ребенка. Миссис Патнем относится к Уореновой и остальным служанкам с неприязнью.
Постоянно жалуется на трудности с ребенком, чем бесконечно раздражает Серену (Яснораду).
Ник Блэйн
Nick Blaine
3
0
0
Служит семье командора Уотерфорда. До образования Республики Галаад у него были проблемы с трудоустройством, однако в трудный период жизни его поддержал будущий командор Прайс и дал работу. Ник — Око, он предан командору Прайсу и выполняет поставленные перед ним задачи, однако не является религиозным и в идеи Республики не верит. Он симпатизирует Фредовой, относится к ней с вниманием и терпением.
Подробнее »
Николь Осборн (Блэйн)
Nichole
0
0
0
Дочь Ника Блейна и Джун Осборн. Приемная дочь Серены Джой Уотерфорд и Фреда Утерфорда.
Одетта Джонсон
Odetta Johnson
0
0
0
Девушка Мойры, пропавшая без вести. Гинеколог, курировшая суррогатную беременность Мойры. Спустя некоторое время Мойра нашла информацию о её смерти.
Оливер
Oliver
1
0
0
Биологический сын Эмили и приемный сын Сильвии. Вместе с Сильвией ему удается покинуть Америку, превращающуюся в Галаад.
Омар
Omar
0
0
0
Мусульманин из бедного района, муж Хизер, помогал Джун с побегом. Был схвачен во время похода в церковь.
Пол
Pol
0
0
0
Муж профессора Дэна. Называл его коолаборционистом.
Профессор Дэн
Professor Dan
0
0
0
Глава кафедры, на которой преподавала Эмили. Гей. Был повешен гомоненавистниками.
Рита
Rita
1
0
0
Принадлежит к касте Марф. Она служит семье Уотерфорд и искренне верит в ценности Республики Галаад.
Сильвия
Silvia
0
0
0
Жена Эмили. Они пытались вместе сбежать из Галаада, но им это не удалось. Сильвия с Оливером смогли уехать в Канаду.
Тетка Лидия
Aunt Lydia
0
0
0
Принадлежит к касте Теток — классу женщин, которым поручено внушить служанкам верования нового общества и заставить их принять их судьбы. Тетя Лидия работает в Красном Центре, школе перевоспитания, где Фредова и другие женщины проходят обучение, прежде чем стать служанками.
Флорес
Flores
0
0
0
Помощник посла Мексики. Связан с Сопротивлением.
Фред Уотерфорд
Fred Waterford
0
0
0
Командор, представитель власти Республики Галаад. Он в числе прочих командоров непосредственно стоял за осуществлением государственного переворота в США и установлением нового режима.
Подробнее »
Фредова №1
Offred’s №1
0
0
0
Предшественница Фредовой. Имела интимные отношения с командором Уотерфордом, выходящие за рамки взаимоотношений служанки и ее командора. Проводила много времени с ним наедине. Не смогла приспособиться к новой жизни и покончила с собой, оставив послание девушке, которую приведут на ее место: «Не дай этим ублюдкам тебя доконать!».
Ханна Бэнкоул
Hannah Bankole
0
0
0
Дочь Джун и Люка. Родилась незадолго до образования Республики Галаад. До начала репрессий ее воспитывала Джун (Фредова), однако в дальнейшем военные забрали у нее Ханну и отдали ее на воспитание другой семье.
Хизер
Heather
0
0
0
Жена Омара из бедного сословия, родила ребенка, после смерти мужа была осуждена на искупление и стала служанкой.
Холли Осборн (Мэддокс)
Holly Osborn (Maddox)
0
0
0
Мать Джун Осборн (Фредовой №2). Врач.
Активная феминистка. Боролась за права женщин, не верила в идею замужества и родила Фредову вне брака. Властями Галаада признана неженщиной и была отправлена на каторжные работы в зараженные земли.
Чарльзова
Ofcharles
0
0
0
Книжный персонаж. В сериале не показана. О ней очень мало известно, за исключением того факта, что она служанка, назначенная командору по имени Чарльз. Она не известна Фредовой. Чарльзова была арестована и приговорена к смертной казни режимом за неизвестные преступления.
Эмили (Гленова №1)
Emily (Ofglen №1)
3
0
0
Один из центральных персонажей в Рассказе служанки. Она принадлежит к касте Служанок, назначена командору Глену.
Подробнее »
Эмили Бэнкоул
Emily Bankole
0
0
0
Первая жена Люка, просила Джун отступить и дать шанс спасти их с Люком брак. Отступилась от Люка, когда у Джун родилась дочь.
Эндрю Прайс
Andrew Pryce
0
0
0
Командор. Является второстепенным персонажем. Он — командующий военного подразделения «Око». До образования Республики Галаад был членом религиозной организации «Сыны Иакова». В данный момент является непосредственным руководителем Ника и возглавляет совет командоров, называемый «Совет».
Эрин
Erin
0
0
0
Бывшая служанка, спасенная мятежниками и в настоящее время живущая в Маленькой Америке с Люком.
«Рассказ служанки» – популярный сериал современности, собравший множество престижных наград, включая «Эмми» и «Золотой глобус», и вызвавший огромный интерес общества к остросоциальным и политическим проблемам, которые затрагивает сюжет. Феминизм снова всколыхнул мир, а минималистичное красное облачение служанок стало символом борьбы за права женщин не только на экране, но и в реальном мире. Символизм в одежде героинь сериала вообще играет огромную роль и ниточкой протягивается через весь сюжет.
В центре сюжета антиутопии теологическое государство Галаад, возникшее на руинах Соединенных Штатов. В мрачном будущем общество бывших американцев разделено на касты в зависимости от выполняемых функций и социального положения, и, конечно же, одежда служит маркером каждой группы населения, четко показывая кто есть кто. Все костюмы отличаются минимализмом и пугающей гротескностью, подчеркивающей гнетущую атмосферу Галаада.
«В этих костюмах есть толика сюрреализма. Вы не можете определить, реально ли то, что на экране, или это кошмарный сон», – Эн Крэбтри.
Жены
Жены командоров – самая привилегированная женская группа населения, элита Галаада. Они не работают (и не вправе работать), считаются хранительницами очага, а в свободное время рисуют, вяжут или ухаживают за садом.
Все жены неизменно носят одежду бирюзового, изумрудного или синего цвета, фасоны, как и оттенки, могут варьироваться, но всегда остаются консервативными, закрытыми и обязательно женственными. Это символизирует моральную чистоту и основное предназначение этих женщин – быть верными спутницами своих мужей-командоров.
«Костюмы жен командоров – единственное место, где я могла бы действительно разгуляться. Хотя героини не могли одеваться вызывающе, я должна была как-то подчеркнуть классовое неравенство, их превосходство над другими», – Эн Крэбтри.
Серена Джой – жена командора Уотерфорда и одна из главных героинь «Рассказа служанки». Это сильная, жесткая и волевая женщина, верящая в новый режим и готовая пожертвовать личными интересами ради идеи. Создавая ее образы, художники по костюмам вдохновлялись такими иконами стиля прошлых лет как Грейс Келли и Жаклин Кеннеди. По мере того, как меняется мировоззрение и настроение Серены, эволюционируют и ее наряды.
«После того, как она потеряла все, она принимает решение бороться за то, что хочет, и поэтому я решила изменить формы ее нарядов. Из депрессивных, струящихся тканей в своего рода доспехи», – Натали Бронфман.
Служанки
Главная героиня сериала Джун (роль исполнила Элизабет Мосс) относится к касте так называемых служанок.
Служанки – особая группа женщин, смысл существования которых сводится лишь к тому, чтобы рожать детей для семей командоров. Фактически это подневольные девушки, лишенные свободы выбора, любых прав и привязанные к своим господам, для которых они должны производить потомство. Все служанки носят особую униформу: ярко-красные длинные платья, такие же красные тяжелые накидки, белые чепцы и капоры. В первую очередь этот образ отсылает нас к пуританам XVII века, которые колонизировали Америку. Образ служанок служит олицетворением смирения и отказа от всего греховного во имя высших целей.
Создавая фасон платья, Эн Крэбтри вдохновлялась рясой монахов в миланском Дуомо.
«Меня поразило, как подол рясы колыхался подобно колоколу, когда священник быстро шел по собору. Я сделала пять вариантов платья и сняла на видео, как Элизабет Мосс в них ходит, чтобы убедиться, что платья колышутся как надо. Служанки постоянно носят лишь эти наряды, поэтому платья, особенно в массовых сценах, не должны были выглядеть статично и скучно».
Красный цвет, в который облачены служанки несет в себе несколько посылов. С одной стороны, он символизирует основное и единственное предназначение этих женщин – зарождение новой жизни, с другой – отсылает нас к первородному греху, похоти, страсти, т. е. к их «греховному» прошлому, за которое они якобы наказаны. Наконец, красный цвет наиболее практичен, с точки зрения подневольности служанок, делает их заметными, а значит уязвимыми.
Но есть и другая сторона красного цвета – это цвет протеста, революции и борьбы. Служанки, идущие по улицам в одинаковых красных робах, символизируют собой борьбу с угнетением и бесправием.
Головной убор служанок тоже выбран не случайно. Закрытый белый капор или «крылышки» закрывает не только лица служанок, но и внешний мир от них самих, препятствуя общению и возможности контактировать. Это еще один символ тотального контроля над женщинами в Галааде.
В третьем сезоне появляется новая деталь в облике служанок – нечто вроде намордника, запрещающего им говорить.
«Я хотела заткнуть рот служанкам. При этом я закрыла только треть лица, чтобы позволить играть носу и глазам. На спине я разместила гигантские крючки, которые страхуют вуаль, на случай, если она упадет – что не должно произойти. Дихотомия этой легкой ткани и тяжелых сдерживающих крючков довольно жуткая», – Натали Бронфман.
Марфы
Серые, незаметные, сливающиеся с угрюмыми бетонными стенами и тротуарами, марфы – еще одна группа населения. Это прислуга в домах командоров, занимающаяся приготовлением еды, уборкой, стиркой, иногда еще и воспитанием детей. В отличие от служанок, марфы не могут иметь детей, и их функция сводится исключительно к обслуживанию господ. Этим обусловлен их внешний вид: вся одежда марф имеет чисто утилитарную функцию, поэтому сделана из грубых, немарких тканей.
Тетки
Тетки – взрослые или пожилые женщины-надсмотрщицы, занимающиеся воспитанием и обучением служанок. Это уважаемая каста в Галааде, поэтому при создании их униформы ставилась цель подчеркнуть их авторитет. Источником вдохновения послужила форма американских военных времен Второй мировой войны.
Сериал «Рассказ служанки» производит неизгладимое впечатление, отчасти благодаря потрясающе подобранной цветовой гамме и образам, прекрасно передающих напряженную атмосферу Галаада. И хотя мир будущего, который мы видим, пугает, шокирует и ужасает, сериал однозначно заслуживает внимания каждого.
Сериал, снятый по одноименному роману Маргарет Этвуд, уже успел стать одним из самых популярных в мире. Даже те, кто его не смотрел, кажется, могут точно пересказать сюжетную линию о том, как в вымышленном государстве Галаад возникают проблемы с деторождением. Единственный выход — обращение к сурроготным матерям, которыми становятся девушки из низших сословий. Главная героиня — Джун Осбор в исполнении Элизабет Мосс пытается восстановить справедливость и вернуть себе и другим служанкам обычную жизнь.
На счету «Рассказа служанки», — две номинации и пять побед премии «Эмми». В прокат вышло четыре сезона, сейчас идет пятый.
BeautyHack.ru вместе с психологом, практикующим коучем и автором книг Анной Барановой разгадывает тайные сигналы цветовой палитры сериала: почему для служанок был выбран красный оттенок одежды, а для жен командоров — синий и бирюзовый. Что обозначают эти тона и как они влияют на психику зрителя.
«Цветовое решение — это отличный режиссерский инструмент, который только усилил задумку автора. Этот способ отлично показывает на проблемы, существующие в этом обществе. Цвет, безусловно, на нас влияет. Каждый запускает определенные ассоциации, отвечающие на наше настроение и реакции», — считает Анна Баранова.
Служанки — красный цвет
«Красный — это символ радости и полноты жизни, но при этом вражды, мести и войны, — рассказывает Анна Баранова. — Не удивительно, что именно этот цвет и был выбран для служанок, которые, с одной стороны, продлевали род, а, с другой — были недовольны своим положением, пытались вырваться из устоявшийся системы и заявить о своих правах».
Также, облачая служанок в красный, автор романа и потом режиссер выделяли их среди довольно сдержанных тонов одежды других персонажей, то есть заявили о них, как о главных героинях сюжета.
Художница по костюмам сериала Эни Крэтби в интервью Vanity Fair сообщила, что при создании образов служанок, она вдохновлялась релизиозными течениями по всему миру с 1900-х годов по наше время. Среди всех оттенков красного она отдала предпочтение алому, потому что он ассоциируется с кровью и подходит почти к любому тону кожи.
Жены командоров — бирюзовый
«Жены носят все оттенки синего и бирюзового. И этот цвет ассоциируется с верностью, честностью, постоянством, целомудрием (по сюжету они не тронуты «грехом» рождения детей), — продолжает наш эксперт. — Чем выше сословие этих героинь, тем темнее тон одежды они предпочитают. То есть все их положительные качества усиливаются, но в то же время появляется больше скорби, синий уходит в черный».
В интервью Vulture художница по костюмам сериала говорит, что только в платьях для жен могла себе позволить проявлять фантазию: использовать разные тона и придумывать оригинальные детали — разнообразные складки и ленты в области декольте. «Нужно было соблюдать только одно правило — делать дизайн наряда макcимально строгим и невызывающим», — отмечает Эни Крэтби.
Марфы (домработницы) — светло-зеленый
По словам Анны Барановой, зеленый цвет символизирует спокойствие и гармонию. Люди, которые его носят вызывают доверие и надежность. Однако светлый (почти серый оттенок) в одежде говорит о том, что человек хочет остаться неприметным, почти невидимым для других. И все эти качества мы и видим в марфах. Их цель — служить и выполнять обязанности по дому, они стараются не занимать чью-либо позицию, остерегаются споров и конфликтов.
При этом Эни Крэтби отмечает, что за идею образа для этих героинь она выбирала стиль домохозяек 60-х годов.
Наставницы — темно-коричневый
«Коричневый — это цвет стабильности, устойчивости, порядка во всем, — рассуждает психолог. — И чем он темнее, тем больше ассоциируется со строгостью. Наставниц сложно представить даже в не менее консервативном, но все же более спокойном темно-синем. Оттенок их одежды был выбран идеален».
Художница по костюмам, кстати, придумывая наряд для наставниц, черпала вдохновение из военной униформы Первой мировой войны.
Офицеры — черный
«Офицеры носят черный. Это цвет тишины, тайны, защищенности. Еще один интересный символ этого оттенка — бесконечность. И его можно раcшифровать в качестве факта о том, что эти герои продолжают себя в детях. Но, в отличии от служанок, имеет власть», — считает эксперт.
А Эни Крэтби призналась, что старалась выбирать для черных костюмов офицеров только самые лучшие ткани, чтобы придать цвету еще больше солидности.
Основаная масса людей — серый
«Серый символизирует спокойствие и, самое главное, — непричастность и компромисс, — объясняет Анна Баранова. — И это очень подходят обществу, которое показано в сериале. Оно олицетворяет собой стабильность даже в критических и сложных условиях жизни, но при этом многие персонажи не готовы выступать против сложившейся системы».
Для художницы по костюмам было важно собрать в образах людей несколько оттенков серого, чтобы показать все возможные грани их чувств и эмоций — от светлой до почти черной.
— 1 —
Сериал Hulu — десятая адаптация романа канадской писательницы Маргарет Этвуд, опубликованного в 1985 году. Первый спектакль показали на сцене частного исследовательского университета Тафтса в 1989-м. В 2000 году Пол Рудерс представил в Копенгагене оперу, а в 2002 году Брендон Бернс поставил свой спектакль в лондонском Королевском театре Хеймаркет. Адаптацией произведения для балета занималась Лиа Йорк, премьера состоялась в 2013 году. Роман Этвуд подошел и для моно-спектакля, который придумал и представил в США Джозеф Столленверк в 2015 году.
В 1990 году немецкий кинорежиссер Фолькер Шлендорф экранизировал «Служанку» с Наташей Ричардсон, Фэй Данауэй и Робертом Дювалем. Кроме того, по книге сделаны аудиокнига, музыкальный альбом и два радиоспектакля. Первый — режиссера Джона Драйдена для BBC Radio 4 — слушателям представили в 2000 году. Вторым занималось канадское радио CBC в 2002 году под руководством сценариста и драматурга Майкла О’Брайена.
— 2 —
У романа есть продолжение и оно выйдет осенью 2019 года. Маргарет Этвуд не планировала развивать историю: действие первой книги завершается более чем идеально. Однако в 2018 году стало известно, что Этвуд активно работает над сиквелом, который будет называться The Testaments («Свидетельства»). Читатель вернется в Гилеад спустя 15 лет после событий первой части, а повествование будет вестись от лица трех женщин.
Маргарет Этвуд
© Emma McIntyre/Getty Images for Hammer Museum
Несмотря на то, что действие романа «Рассказ служанки» разворачивается в недалеком будущем в Новой Англии, Этвуд неоднократно приходилось уточнять, что ее произведение не имеет отношения к научной фантастике. Напротив, при создании романа автор старалась привнести в сюжет события, которые происходили в различных обществах в разные времена.
— 3 —
Автор романа получила камео в сериале. В потоке ужасающих сюжетных событий и на фоне яркого актерского выхода Энн Дауд сложно было заметить еще одну строгую надзирательницу над служанками, с седыми волосами и острым взглядом. Это и была Маргарет Этвуд. В пилотном эпизоде ей пришлось наказать непокорную Фредову (Джун) пощечиной. Писательница сама хотела сыграть «тетку», а вот пощечина была идеей создателя сериала — Брюса Миллера.
— 4 —
Движение #MeToo подтолкнуло развитие сюжета, который порвал с книжным первоисточником после финала 1-го сезона. Удел женщин, оказавшихся в плену республики Гилеад, — страдания. Брюс Миллер проводит своих героинь через настоящие пытки — физические и, что страшнее, психологические.
Брюс Миллер
© Christopher Polk/Getty Images for The Critics’ Choice Awards
По словам сценариста, судьба главного персонажа Джун Осборн не получилась бы убедительной, если бы не современные женщины, объединившиеся в движение #MeToo. Вдохновение здесь работает в обе стороны: реальные события вдохновляют и подпитывают Джун в мире сериала. В то же время образ его главной героини давно стал примером мужества для всех поклонниц «Служанки».
— 5 —
«Рассказ служанки» никогда не транслировался на телеканалах. Это целиком продукт стримингового сервиса Hulu, и посмотреть сериал поклонники могут только онлайн. Однако это не помешало организаторам премии «Эмми» отметить достоинства шоу. «Служанка» стала первым стриминговым сериалом, получившим в 2017 году премии в четырех категориях, в том числе как лучшее драматическое произведение. Это уникальный случай, учитывая, что Netflix годами боролся за награды для своих сериалов, а Hulu с его антиутопическим кошмаром моментально удалось получить исключительные привилегии.
— 6 —
Один из центральных персонажей — начальник службы охраны командора Ник — в книге фигурировал без фамилии. Авторы сериала решили это исправить и назвали его Блейн. Внимательный зритель, заметив эту фамилию, вспомнит о Рике Блейне — протагонисте ленты «Касабланка». Герой Хамфри Богарта помогал «пленникам» Касабланки покинуть город, то же самое пытается провернуть и герой Макса Мингеллы в Гилеаде.
— 7 —
Белоснежные «крылышки» — отличительный элемент гардероба служанок наряду с красными плащами и платьями в пол — крайне неудобный головной убор. Актрисы признавались, что он радикально ограничивает угол зрения и практически ослепляет: если хочешь что-то увидеть, смотреть приходится только прямо перед собой.
Художник по костюмам Эн Крэбтри рассказала, что «крылышки» помогают отразить «психологическое, физическое и эмоциональное заключение служанок» Гилеада. Элизабет Мосс, исполняющая роль Джун, провела много времени вместе с партнерами по площадке, разучивая ритм шагов служанок, чтобы в кадре спокойно передвигаться группами и не сталкиваться друг с другом.
— 8 —
Актриса Аманда Бругел, исполняющая роль марфы Риты в доме командора Фреда Уотерфорда, в юности была поклонницей романа Маргарет Этвуд. Бругел прочла книгу в старших классах и испытала нечто вроде шока, оправившись от которого написала итоговую научную работу на основе «Рассказа служанки». Труд о героине романа Рите обеспечил Бругел стипендию на получение высшего образования.
— 9 —
Продюсерам пришлось пренебречь одной из важных деталей романа из-за дайверсити-тренда — требований расового и этнического разнообразия в кино. В книге среди жестокостей правительства Гилеада было изгнание всех представителей «не белой» расы, поэтому население республики было однородным. Однако Брюс Миллер так и не смог представить, как показать подобное положение дел, учитывая современные общественные тенденции.
«Будет ли разница между телешоу о расизме и «расистским сериалом», если в обоих случаях роли не достанутся «цветным» актерам?» — так спрашивал себя продюсер. В итоге зверства сериального Гилеада обошли стороной национальный вопрос и сосредоточились на религиозных и политических аспектах.
— 10 —
Поклонники воспринимают сюжетные повороты в сериале и героев слишком лично. Отчасти это происходит потому, что зрителю не составляет труда отыскать общее между вымыслом — Гилеадом — и реальностью, Америкой эпохи Трампа. Выход нового сезона снова резонирует с общественно-политическими событиями в США. Сопротивление в сериале развернется на фоне борьбы американок за право на аборты и историй о том, как разлучают детей и родителей на границе с Мексикой.
Рассказывая о 3-м сезоне, исполнительница главной роли Элизабет Мосс попыталась объяснить поступок своей героини в конце 2-го. Решения Джун раздражают многих поклонников. Весь год, пока велись съемки нового сезона, фанаты «Служанки» пытались простить Джун ее демарш с побегом в Канаду — у нее был шанс завершить свои испытания, но она сознательно его упустила, и теперь будет готовить революцию в Гилеаде. «Она должна быть не только сильнее и умнее своих противников, но и жестче, — объясняла Мосс, призывая поклонников разделить с Джун долгое и мучительное путешествие. — Она немного сходит с ума, но в этом безумии способна делать то, что другие не могут. Она способна совершать поступки ради общего блага».