Рассказ служанки закончен или нет

15 сентября, почти через год после окончания четвертого сезона, «Рассказ служанки» вернется с пятым. С тех пор в мире случилось достаточно событий, чтобы темные пророчества шоу стали реальнее. Вспоминаем, что было в предыдущих сериях.

Сериал сняли по мотивам одноименной дистопии Маргарет Этвуд — одного из самых знаменитых фантастических произведений, написанных женщинами. Она же одна из самых успешных — продолжение «Рассказа служанки», роман «Заветы», получил Букеровскую премию в 2019 году. За 5 лет эфира «Рассказ служанки» Hulu получил 75 номинаций на «Эмми» и в пятнадцати из них выиграл. А красные платья служанок стали новым феминистским символом: активистки используют их по всему миру каждый раз, когда права женщин (опять!) пытаются ограничить. «Каждый, кто видит женщин в красном, знает, что они имеют в виду — хоть в Ирландии, хоть в Аргентине, хоть в Аризоне», — говорила Этвуд в интервью The Guardian.

Драма буксовала во втором и третьем сезонах, но шоураннеры учли критику: последний сезон уходит от изображения натуралистичного насилия в сторону психологического триллера, сюжет которого двигают дилеммы. У пятого сезона есть шанс закрепить успех четвертого: судя по трейлеру, нас ждет напряженное, эмоционально заряженное противостояние двух главных героинь Гилеада — бывшей служанки Джун и ее бывшей госпожи Яснорады. В преддверии первых серий вспоминаем, что происходило в тоталитарной республике в первых четырех сезонах сериала.

В догилеадские времена Джун Осборн была редакторкой в одной из бостонских газет, счастливой матерью и любящей женой. Захватив власть, христианские фундаменталисты сделали Джун служанкой: формально потому, что та вышла замуж за прежде женатого мужчину; реально потому, что могла выносить ребенка. Вокруг Джун, которую в первых сезонах гораздо чаще называют Фредовой (Of Fred, то есть «принадлежащая Фреду»), и строится все повествование: основная интрига — когда и как именно она разрушит Гилеад. Одна или нет, внутри страны или за ее пределами, жестко или не очень — пока неизвестно.

Дом командора Фреда Уотерфорда стал первым «назначением» Джун (формально нет, но о предыдущем командоре служанки мы практически ничего не знаем; в сериале его не показывают). Уотерфорд — холодный, скользкий тип, способный на самые чудовищные пытки и насилие. А еще он важная фигура в режиме Гилеада, правда, из сериала неясно, чем именно он занимается в Совете. Но точно известно, что именно Фред был одним из тех, кто командовал вооруженным восстанием в США, в результате которого власть и захватили радикалы-христиане. В пятом сезоне его не будет: Джун убила его в финале четвертого.

Яснорада Уотерфорд сформировала ультраконсервативную идеологию Гилеада, описав свои идеи в книге под названием «A Woman’s Place» («Место женщины»), которые получили название domestic feminism («домашний феминизм»): безоговорочное подчинение мужчине, фертильность как национальный ресурс, рождение ребенка как моральный императив. В сериале Яснорада — одна из самых интересных антагонисток; спустя четыре сезона все еще не вполне ясно, что именно ею движет: природная злоба, искреннее заблуждение или нестерпимое желание иметь собственного ребенка (или все перечисленное одновременно).

Одна из главных злодеек — сериальных теток, которые совмещают в себе роли надзирательниц и политруков для новоприбывших служанок. В третьем сезоне становится известно, что жизнь Лидии Клементс в США не была счастливой: она работала учительницей начальных классов и занималась семейным правом, но своих детей у нее так и не появилось. Весь свой потенциал Лидия раскрывает, только став теткой в Гилеаде: именно она отвечает за самые жестокие и изощренные пытки — от регулярных избиений электрошокером до вырезания глаз и закидываний камнями.

Служанка, с которой мы знакомимся в самом начале сериале и за жизнью которой следим до сих пор. До Гилеада Джанин уже воспитывала одного ребенка, но в какой-то момент забеременела вторым и сделала аборт, за что христианские сектанты и обратили ее в служанку. В первой же серии первого сезона Джанин лишается глаза как раз по настоянию тетки Лидии, которая так решила перевоспитать упрямицу. Но жизнь в тоталитарной республике не озлобила служанку. Совсем наоборот, Джанин — пример эмпатии и человечности даже там, где это напрямую запрещено законом.

Охранник Уотерфорда, который довольно быстро сделал карьеру в военизированном Гилеаде: в конце четвертого сезона Блейн — один из самых влиятельных командоров. Ник не боится играть в двойную игру, втайне помогая гилеадскому сопротивлению «Мэйдэй». Движет им любовь к Джун и их общему ребенку Николь, но что будет с ним в пятом сезоне, даже предположить трудно: в трейлере о Нике не сказано ни слова.

Ретроспектива переворота

Повествование в первом сезоне нелинейное: зритель одновременно следит и за историей Джун и других служанок в Гилеаде, и за событиями, которые предшествовали появлению тоталитарного государства. Коротко ее пересказывает тетка Лидия в первой серии. Из-за экологического коллапса только одна женщина из ста может выносить и родить здорового ребенка. В США в это время приходит к власти христианская экстремистская группировка, которая называет себя «Сыны Иакова». Их представление о христианстве зиждется на ветхозаветной Библии, к которой добавили тоталитарный образ жизни — так то, что осталось от США, начинает жить по принципу «запрещено все, что не приказано».

Повествование намекает, что американцы (и, что даже точнее, американки) сами допустили усиление сектантов, когда протестам против закручивания гаек предпочитали жить «вне политики». Гилеад не щадит никого: профессорка цитологии Эмили, редакторка Джун, юристки, экономистки и многие другие становятся служанками, вопреки своей воле и вне зависимости от участия в сопротивлении тоталитарному режиму. История становления Гилеада в первом сезоне показана от лица разных людей, но в первую очередь, конечно, мы следим за ней глазами Джун.


Красный центр

После того как женщину обрекают быть служанкой, ее доставляют в Красный центр (официально Центр Рахиль и Лии) — распределительный лагерь, где все они проходят идеологическую обработку. Кому-то, как подруге Джун, Мойре, удается оттуда сбежать: женщины вместе напали на одну из теток, отобрали ее наряд и, переодев в него Мойру, попытались уехать в Бостон; Мойре удалось, Джун ловят в последний момент и избивают ступни плетьми — так, что те оставляют красные кровавые пятна. Кому-то везет еще меньше. Джанин, которая дерзила тетке Лидии на первом же сеансе промывки мозгов, вырезают глаз. Их жизнь не становится лучше, когда из Красного центра женщин отправляют к их «хозяевам» — командорам, где те превращаются натурально в матки на ножках. Служанке Эмили отрезали клитор, когда узнали, что у нее завязался роман с марфой (помощницей по хозяйству), саму марфу повесили.


Знакомство с Уотерфордами

Огромная часть первого сезона снята в доме командора Уотерфорда и его жены Яснорады. Джун сталкивается с чудовищным отношением и регулярными ритуальными изнасилованиями — так называемыми церемониями, в результате которых служанки должны забеременеть. У Джун не получилось с первого раза, тогда Яснорада ее избила (и имела на это полное право: служанки в Гилеаде — такая же собственность, как мебель или посуда). При этом командор и его жена, как и другие власть имущие, в международных отношениях выставляют Гилеад страной всеобщего счастья, раем на земле и обителью духа. Впрочем, мало кто обманывается, даже у расположенной мексиканской делегации не остается никаких вопросов к порядкам Гилеада, после того как Джун правдиво и искренне о них рассказывает.


Беременность Джун

Яснорада подозревает, что ее муж Фред Уотерфорд может быть бесплоден. Ни она, ни другая служанка не смогли от него забеременеть. Тогда она решает пойти на преступление даже по меркам Гилеада: миссис Уотерфорд приказывает Джун переспать с их охранником Ником, чтобы она забеременела от него, выносила ребенка и отдала его на воспитание Уотерфордам. Вместе с тем у Джун и Ника завязывается настоящий роман; однажды она ночью пробирается к нему в дом, чтобы заняться нормальным, а не протокольным сексом. Джун в итоге беременеет, и именно Ника потом и представляют как отца ребенка.

Элизабет Мосс

Первая попытка побега

Во время осмотра в больнице Джун предпринимает первую попытку побега. Она находит в ботинке ключ и через секретный ход покидает больницу, спрятавшись в фургоне с мясом. Джун оказывается в бывшем здании редакции Boston Globe, где проводит месяцы в ожидании удачного момента для побега из Гилеада. Служанка встречает на своем пути мусульманина Омара, который прячет ее в своей квартире — как выяснится позже, ценой собственной жизни. От него Джун бежит к взлетно-посадочной полосе, где ее ждал самолет, но безуспешно: самолет сбили, пилота расстреляли, Джун вернули Уотерфордам.


Вторая попытка побега

К концу второго сезона Джун уже на большом сроке беременности. У нее начинаются ложные схватки, которые Уотерфорды принимают за роды. Разозлившись, что служанка не разродилась, Фред при помощи Яснорады снова насилует ее, а позже, видимо, почувствовав какое-то подобие стыда, устраивает встречу Джун с ее первой дочерью Ханной, которую теперь зовут Агнес. Фредовой удается спрятаться, потом она пытается уехать на машине, но опять без результата. У нее действительно начинаются роды, и Джун рожает вторую девочку, которую называет Холли.


Вывоз Николь из Гилеада

Дочь Джун достается Яснораде, и жена командора начинает переживать за будущее ребенка: Уотерфорд решает выступить перед советом и попросить разрешения учить девочек грамоте, закончив свое выступление чтением Библии. Женщинам в Гилеаде запрещено читать, и этот запрет — один из самых суровых. За чтение отрубают палец; Яснорада лишилась мизинца. В какой-то момент репрессивная машина Гилеада снова дает сбой, и Джун снова получает шанс сбежать , на этот раз не одна, а с Холли, которую Уотерфорды назвали Николь. Джун встречает свою первую напарницу Эмили, которую вернули из радиоактивных колоний и сделали Джозефовой, приписав командору Джозефу Лоуренсу. Несмотря на его огромное влияние в Гилеаде, Джозефа сложно назвать благочестивым командором: он не совершает церемоний, и он же помогает Эмили сбежать из Гилеада. Джун отдает ей ребенка, но сама не уезжает: она должна забрать Ханну.

Элизабет Мосс

Смерть Мэттьевой

В начале третьего сезона Джун получает новое назначение (служанку определяют Джозефу Лоуренсу) и новую напарницу, набожную Мэттьеву. Она полная противоположность Джозефовой: Мэттьева истово молится и буквально жаждет как можно скорее стать матерью, чтобы «исполнить предназначение», пока Джун готовит подпольное сопротивление. В то же время Яснорада рассказывает бывшей служанке, где сейчас находится ее старшая дочь, и Джун разрабатывает план «похищения» ребенка. Об этом узнает беременная Мэттьева и сдает напарницу тетке Лидии, после чего Ханна-Агнес и ее приемная семья уезжают в неизвестном направлении. Но психика Мэттьевой тоже сдает, и служанка нападает на Джанин, которую в третьем сезоне зовут Говардовой. Мэттьева выхватывает пистолет у хранителя, за что получает пулю в плечо: служанка с кровопотерей попадает в больницу. Там врачи спасают ребенка, о жизни Мэттьевой речь уже не идет.


Предательство Яснорады

Уотерфорд, которая фактически отпустила Джун с Николь из дома, начинает сожалеть о своем поступке и решает вернуть ее из Канады в Гилеад. Чтобы встретиться с «дочерью», Яснорада летит в Канаду, где получает предложение стать беженкой и не возвращаться на родину. Яснорада отказывается и летит обратно, чтобы потом вновь оказаться в Канаде, на этот раз с мужем Фредом. Яснорада сдает его как преступника канадским властям, взамен получив от них свободу и возможность видеться с Николь. Правда, ее свобода оказывается недолгой: Фред выдвигает встречные обвинения, из-за которых Яснораду тоже арестовывают.


Спасение 86 детей

Джун готовит новый план — вывезти из Гилеада как можно больше детей. Она пробирается в бордель под названием «Иезавель» и подговаривает помочь бармена Билли, который контрабандистом летает в Канаду. Служанка также подговаривает других марф и служанок помочь ей, и в назначенное время все они собираются в доме у командора Лоуренса. Джун и другие служанки ведут детей через лес к самолету, по пути столкнувшись с отрядом военных. Операция по спасению детей заканчивается успешно, и самолет, до отказа набитый мальчиками и девочками, улетает в Канаду. Фантастически, даже нереалистично сложная акция Джун заканчивается для нее огнестрельным ранением в плечо. В Канаде же самолет встречают спасатели, медики, журналисты и родители отобранных детей.

Элизабет Мосс и Мадлен Брюэр

Побег на ферму

Скрываясь от последствий своей дерзкой операции, Джун, Джанин и другие служанки приходят на ферму, где живут командор Кис и его молодая жена Эстер. Кис слишком стар, чтобы принимать хоть какие-то решения. Эстер же зажигается сопротивлением Джун и мечтает помочь той свергнуть режим Гилеада. Пока Джун восстанавливается от ранения, зрители узнают жуткую историю жены командора: ее насиловали чуть ли не все половозрелые мужчины в радиусе многих километров, поскольку ее муж не мог уже стать отцом. Джун узнает, что неподалеку от их фермы есть еще один бордель, и проворачивает там дело: вместе с подельницами они отравили командоров на вечеринке, которую те закатили перед уходом на фронт. Но в то же время оканчивается их спокойная жизнь на ферме. Вернувшись из борделя, Джун обнаруживает, что служанок выследили, все они вместе с Эстер пропали.


Побег из Красного центра

Джун снова оказывается в Красном центре, который с первого сезона сильно изменился: теперь это не только воспитательно-распределительный центр, но и профессионально оборудованная пыточная. Тетка Лидия и ее прислужники именно пытками пытаются выяснить, куда ушли служанки; Джун стоически переносит их, но ломается, когда ей намекают, что, если та не расколется, они навредят ее дочери Ханне. Служанок ловят, чтобы потом назначить в новое место в Гилеаде — колонию беременных женщин, которые все свободное время заняты работой. По какому-то странному стечению обстоятельств их везут туда в компании только вооруженного водителя и тетки Лидии с электрошокером. Женщинам везет — их машина встает на железнодорожном переезде, они пользуются моментом и сбегают. Правда, из пяти служанок выживают только две — Джун и Джанин успевают перебежать железнодорожные пути, в то время как их напарниц на полном ходу сбивает поезд.


Побег в Чикаго

Джун и Джанин бегут в Чикаго, спрятавшись в вагоне с молоком. По пути их поезд атакуют члены сепаратистского отряда. Формально бывшие служанки оказываются на свободе, но свободной их жизнь не назвать: они зависимы от милости руководителя отряда, от скромных запасов еды и воды. Джун решает двигаться дальше, Джанин сомневается, но в итоге тоже покидает временное пристанище. Добравшись до Чикаго, они попадают под бомбежку города силами Гилеада, Джун от взрывов теряет сознание.


Побег в Канаду

Джун среди завалов находит ее давняя подруга Мойра, которая приехала на оккупированную территорию с гуманитарной миссией из Канады. Она обманом проводит ее на корабль, которым командует ее возлюбленная, прямо запретившая забирать беглую служанку из Гилеада. Чтобы пройти паспортный контроль, Джун притворяется участницей кампании, и пограничники Гилеада, конечно же, не узнают в ней самую разыскиваемую женщину тоталитарной страны.

В Канаде Джун встречается с мужем Люком, дочерью Николь, марфой Ритой, с которой она жила у Уотерфордов, Эмили и другими подругами из прошлой жизни. Сбежавшая служанка становится одной из ключевых свидетельниц в деле против командора Уотерфорда. Позже она понимает, что ее показания используют в непонятной для нее политической игре, а Уотерфорд может получить свободу, когда расскажет больше о том, как устроен Гилеад. Джун встречается с Лоуренсом и договаривается об обмене командора на 23 осужденных по разным «преступлениям» женщин в Гилеаде. Но Уотерфорду не суждено оказаться на родине: на границе во время обмена пленными Джун убивает его.

Ивонн Страховски

Что мы знаем о пятом сезоне?

Первая серия пятого сезона выйдет 15 сентября. В России смотрите ее на more.tv и на Кинопоиске в Плюсе c more.tv. Этим летом Верховный суд США отменил решение по делу «Роу против Уэйда», которое гарантировало американкам в любом штате безусловное право на аборт. Красные робы и белые «крылышки» (так в сериале называют характерный головной убор служанок) были и остаются ярким символом активистской борьбы за равный доступ к абортам, но большой вопрос, проявится ли сверхактуальный американский контекст и усиление репродуктивного давления в сериале (скорее всего, нет — просто потому, что к маю, когда Politico опубликовал черновик решения Верховного суда, продакшен сериала был завершен).

Что будет с героями «Рассказа служанки»?

Трейлер намекает, что основной конфликт завяжется между Джун и Яснорадой, которой каким-то чудом удалось забеременеть от Фреда незадолго до его смерти. Яснорада вернется в Гилеад, но пока неизвестно, в каком качестве; похороны Фреда Уотерфорда кажутся грандиозным мероприятием, что намекает на то, что Яснорада сохранит свое высокое положение в Гилеаде.

Очевидно, Джун будет и дальше пытаться вернуть свою дочь Ханну, однако ее амбиции в конце четвертого сезона простираются куда дальше: нет никаких сомнений, что она захочет уничтожить Гилеад как явление. Интригой остаются ее отношения с Люком и Ником, к каждому из которых Джун неравнодушна; каждый из них — полноправный отец одной из двух ее дочерей, и пока совсем непонятно, каким именно образом авторы намерены раскручивать этот любовный треугольник.

Что мы знаем про шестой сезон?

Накануне выхода пятого сезона стало известно, что «Рассказ служанки» продлили до шестого, который станет финальным. Правда, не факт, что это конец истории. На волне успеха первого сезона сериала генеральный директор Hulu Рэнди Фрир говорил, что материала хватит и на десять сезонов.

Авторка «Рассказа служанки» Маргарэт Этвуд успела написать продолжение романа, назвав его «Заветы» («The Testaments»). Если авторы сериала захотят взять его за основу, то нас ждет еще не один сезон: Этвуд описывает события, которые сложно назвать ближайшим будущим.

Смотрите «Рассказ служанки» на more.tv и на Кинопоиске в Плюсе с more.tv


Автор: Антон Данилов

Иллюстратор: Александр Черепанов

История о порабощённых женщинах стала ещё жёстче, но сериал от этого ничуть не выиграл.

В 4-м сезоне «Рассказа служанки» антиутопия окончательно превратилась в слэшер. Очень тёмный и некрасивый

На стриминговом сервисе more.tv 29 апреля стартует четвёртый сезон «Рассказа служанки». За основу для сериала создатели взяли одноимённый роман канадской писательницы Маргарет Этвуд. Правда, по книге сняли только первый сезон, а дальше сюжет строился с опорой на фантазию сценаристов.



Для начала напомним фабулу. В недалёком будущем люди сталкиваются с серьёзной проблемой: в мире рождается всё меньше детей. Вдобавок власть в США захватывают религиозные фанатики. Они переименовали страну в республику Галаад и установили там свои порядки, основанные на жестокости и полном пренебрежении к правам человека.

Тех, кто не успел сбежать в Канаду, казнили, а женщинам запретили работать и вести самостоятельную жизнь. Общество поделили на касты, немногих же фертильных девушек под страхом смерти заставили рожать для важных чиновников и их жён. Такие несчастные в галаадском обществе называются служанками.

Кадр из 4-го сезона сериала «Рассказ служанки»

Среди служанок оказывается совершенно обычная женщина Джун Осборн, которая во время переворота вместе с мужем Люком и дочерью Ханной пыталась сбежать, но на полпути попалась на глаза соглядатаям. Люку впоследствии удалось скрыться, а вот Джун поймали, отобрали у неё дочь, нарядили в красную униформу и отдали в семью Фреда Уотерфорда. Однако девушка не смогла привыкнуть к новой роли и постоянно думает, как ей выбраться из плена.

Осторожно, дальнейший текст содержит спойлеры к событиям второго и третьего сезонов.

Во втором сезоне Джун беременеет и несколько раз пытается покинуть Галаад, но терпит неудачу. Зато у неё получается вывезти из страны свою новорождённую девочку. Сама же она остаётся, чтобы спасти и старшего ребёнка.

После этого героиню переводят к новому патрону — командору Лоуренсу. Он помогает ей вытащить из Галаада несколько десятков детей. Операция проходит успешно, но самой Джун опять не удаётся выбраться. На этом заканчивается третий сезон.

Кадр из 4-го сезона сериала «Рассказ служанки»

Первая серия четвёртого сезона сразу начинается в Галааде, где раненую Джун находят беглые служанки. Они выносят женщину из леса и выхаживают её. Оправившись, героиня возглавляет сопротивление. И у неё с подругами даже получается навредить посетителям борделя «Иезавель», куда отправляют неугодных режиму девушек.

Но потом Джун снова ловят и пытают, чтобы та выдала место, где прячутся её союзницы. Тем временем канадским друзьям героини приходится столкнуться с непредвиденными последствиями её решений.

Вместо запоминающихся визуальных решений — череда тёмных сцен

По сравнению с первыми сезонами визуальная подача очень сильно поменялась. Когда сериал только начинался, авторы всячески пытались акцентировать, что перед зрителями антиутопия. Поэтому в кадре было много геометрических фигур, прямых линий, чёткости и симметрии. Радовала и цветовая стилистика: в Галааде жители делятся на касты, и красные робы служанок, как и бирюзовые наряды жён, ярким пятном выделялись на общем серо-чёрном фоне.

Не меньше впечатляли сцены, снятые с высоты птичьего полёта, в которых служанки ходили строем. Эти завораживающие кадры лишний раз подчёркивали, что действия жителей Галаада срежиссированы, словно в каком-то жутком театре.

Кадр из 4-го сезона сериала «Рассказ служанки»

Однако начиная со второго сезона сериал стал постепенно изменяться. Сцен, снятых с высоты, становилось всё меньше. Им на смену пришли крупные планы лиц. Цветовые решения тоже не остались прежними: теперь в кадре было не так много красных роб, зато стало больше пыли, мрака и грязи.

Наконец, в четвёртом сезоне создатели пришли к такому тёмному визуальному ряду, что силуэты героев едва различимы на экране. По сравнению со старыми сериями даже создаётся впечатление, что новые эпизоды специально снимали в каких-то ужасно тусклых помещениях, чтобы позлить зрителей.

Кадр из 4-го сезона сериала «Рассказ служанки»

Хотя, если вдуматься, этому можно найти объяснение: из-за коронавируса четвёртый сезон создавался в очень сложных условиях. На площадке не могло находиться много людей одновременно. Возможно, именно поэтому в сериале так мало воздуха и открытых пространств, а в кадре совсем мало актёров.

«Пыточное порно» и бессмысленная жестокость

Ещё в первом сезоне было полно кровавых и жестоких сцен. Например, одну из героинь (правда, за кадром) лишали глаза, а другую за непослушание наказали калечащей операцией на половых органах. Но всё это было оправданно, ведь до аудитории требовалось донести, что в Галааде с людьми действительно обходятся сурово, без лишних сантиментов.

Только вот авторы, похоже, совсем не знают меры и идут на всё, лишь бы показать страдания главной героини. В конце концов «Рассказ служанки» превратился в сериал ужасов, откровенно смакующий насилие, пытки и увечья.

Кадр из 4-го сезона сериала «Рассказ служанки»

Надежда, что в новом сезоне сценаристы обойдутся без «пыточного порно», испаряется сразу. Потому что первый же эпизод начинается с того, что девушки прижигают открытую рану Джун чем-то вроде прибора для завивки волос.

Большую часть третьей серии вообще отдали жестокому допросу героини. Проблема в том, что когда на экране столько бессмысленного насилия, то страдания и смерти персонажей просто обесцениваются и не вызывают таких эмоций, как прежде. Сопереживать становится всё сложнее.

Кадр из 4-го сезона сериала «Рассказ служанки»

Доходит до смешного: в одном из эпизодов фоновых героев просто сбивает поезд. Всё потому, что по сюжету дальше Джун и её подруга должны путешествовать вдвоём.

Одни и те же сюжетные повороты и неуязвимая Джун

В конце первого сезона хотелось верить, что героиня страдает не зря и её злоключения рано или поздно закончатся. Но с каждой новой серией ситуация становилась лишь острее, а положение героини — всё более беспросветным. Причём развитие сюжета происходило по одной и той же схеме: Джун пыталась вырваться из Галаада, но раз за разом её останавливали. Иногда это случалось даже несколько раз за сезон и при самых невероятных обстоятельствах.

В четвёртом сезоне авторы как будто немного ослабляют хватку, так что персонажам даже время от времени удаётся выходить победителями. Но слишком долгое ожидание сводит радость от того, что у Джун хоть что-то пошло по плану, к нулю. Тем более что сразу за этим героиня снова попадается. И это вызывает лишь досаду: «Да сколько можно уже!»

Кадр из 4-го сезона сериала «Рассказ служанки»

Мир Галаада, очевидно, фантастический, но всё-таки пугающим его делал именно мрачный реализм. Теперь же последний уступил место откровенной неправдоподобности. Вот Джун каким-то чудом выживает после жуткого ранения, вслед за чем её сразу хватают и истязают. Но после пыток она находится в добром здравии и готова бороться. Затем героиня вместе с подругой барахтается внутри огромной автоцистерны с молоком. Но, выбравшись оттуда, чувствует себя совсем неплохо.

В общем, теперь девушка напоминает героев боевиков: в прямом смысле и в воде не тонет, и в огне не горит. Может быть, сценаристы таким образом пытались сказать, что женщины способны на многое. Но это и так понятно. А вот сочувствовать этой неубиваемой героине куда сложнее, чем слабой и уязвимой Джун из первого сезона.


К четвёртому сезону «Рассказа служанки» авторы окончательно махнули рукой на социальную драму и сделали из сериала очень неправдоподобный слэшер. Смотреть его не только неприятно из-за отталкивающих сцен, но и скучно, потому что визуально мир Галаада стал совсем тёмным и невыразительным. Да и жестокость теперь показывают лишь ради самой жестокости — и это самое обидное.

Читайте также 📣📣📣

  • 6 идей из антиутопий, которые стали реальностью
  • 100 действительно крутых фильмов про постапокалипсис
  • 20 фильмов-антиутопий, которые заставят задуматься
  • Вялые подростки, глупый сценарий. Почему «Поколение Вояджер» с Колином Фарреллом — плохая антиутопия и так себе триллер
  • Почему сериал «Хранители» стоит посмотреть даже тем, кто не читал комикс
16 июня на more.tv завершился четвёртый сезон «Рассказа служанки» (The Handmaid’s Tale) – одной из лучших современных антиутопий. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему в десяти новых эпизодах сценаристы смогли снова выйти на высокий уровень первого сезона – и почему во втором и третьем сезонах им это не удалось.

О сюжете

«Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale) начинался как мрачная религиозная антиутопия, в центре которой стояла тема выживания главной героини – Джун (Элизабет Мосс). Последующие сезоны откровенно топтались на месте. Второй закончился неудачной попыткой Джун сбежать за границу, в Канаду. На третий она также осталась в Гилеаде, присоединилась к партизанскому движению и искала способы вернуть свою дочь. События развивались медленно, вместо этого много хронометража уделялось насилию и страданиям служанок.

Внимание в четвёртом сезоне сместилось с выживания Джун на более общую тему: войну Гилеада с внешними и внутренними врагами. Сбежав из-под стражи, Джун вместе с подругой Джанин (Мадлен Брюэр) идёт к границе с Канадой через глухие леса и опустошённые города. Бывшие Служанки получают помощь от посторонних людей, видят людоедские законы выживших в Бостоне, попадают под варварскую атаку армии Гилеада. В четвёртом сезоне впервые подтверждается, что Служанки и их «Мэйдэй» никогда не боролись против режима в одиночку. Сопротивление действовало в государстве годами, где-то за кадром. Это контекст, которого сериалу очень не хватало в предыдущих сезонах – он делает мир сериала более полноценным и реалистичным.

  • Рецензия на 2 сезон «Люпена»: cериал про ограбления, которому простительно отсутствие глубины

Но даже когда Джун наконец удаётся сбежать за границу к середине сезона, война продолжается – в зале суда, на переговорах, на уютной кухне её нового дома. В Канаде идёт суд над главными мучителями Джун, потрясающими антагонистами командором Фредом Уотерфордом (Джозеф Файнс) и его жена Сереной (Ивонн Страховски). За границей оказывается немало поклонников Фреда и Серены, которые верят в методы Гилеада. На суде Джун приходится перечислить все их преступления – а значит, заново пережить свои травмы. Да так, чтобы убедить в этом и судью, и расколовшееся на две части общество.

Сильные стороны: невозможные решения, которые вынуждены принимать герои

Рецензия на 4 сезон «Рассказа служанки». Как сериал вернулся к высокому уровню, с которого начинал - фото 1

Прошлые сезоны «Рассказа служанки» слишком часто и долго фиксировались на страданиях Джун. Теперь они стали не более чем фоном для других поворотных моментов сериала. Очень показательна сцена, в которой Джун пытается пересечь канадскую границу на корабле гуманитарной миссии. Миротворцы из Канады не могут позволить себе скрыть преступницу из Гилеада – это подорвёт сотрудничество двух стран. Но ни у кого не хватает сил и выдержки отправить Джун обратно, на верную смерть. Короткая перепалка миротворцев (одна из которых – лучшая подруга Джун) ставит жизнь одного человека против благополучия многих. Позже в сериале этот вопрос возникает снова, но уже перед самой Джун, когда ей предлагают вернуть дочь в обмен на десять других детей. То, как разные персонажи поступают в похожих ситуациях – едва ли не самая сильная часть «Рассказа».

  • «Я могу уничтожить тебя»: как драма об изнасиловании стала одним из главных сериалов года

Наряду с этим Джун, её близкие и союзники медленно понимают, что всегда были разменной монетой в чужих политических играх. Политики одновременно и оставляют Джун у себя, сохраняя ей жизнь, и идут на уступки военному преступнику Уотерфорду (в обмен на стратегическую информацию). На самом деле канадские власти не хотят ссориться с Гилеадом, а внешний мир не готов вмешиваться в дела чужого государства, даже если оно построено на страдании сотен тысяч людей. Американские журналисты сравнивают события с состоянием пост-трамповских США, но четвёртый сезон «Рассказа» несложно спроецировать и на другие страны.

«Рассказ служанки» в четвёртом сезоне показывает не только войну, но и её последствия. Джун не может начать мирную жизнь и оставить травмы позади. Её мучают посттравматический синдром, неспособность говорить честно, привычка решать все проблемы насилием и давлением на окружающих. Она одинаково срывается как на Джанин, так и на бывших врагов, Серену и Фреда. И авторы сериала наконец-то наказывают Джун за её неспособность держать себя в руках: её муж Люк (О. Т. Фагбенли) не знает, как наладить с ней общение, подруги резко ставят на место, отворачиваются от неё или просто напоминают, что она страдала не в одиночестве. Впереди остался последний, пятый сезон, и в нём Джун рискует потерять всё самое дорогое, что у неё есть в Канаде.

Слабые стороны: спорный финал и недостатки сценария

Рецензия на 4 сезон «Рассказа служанки». Как сериал вернулся к высокому уровню, с которого начинал - фото 2

Джун и другие Служанки часто отвечают насилием на насилие. Несмотря на ненависть к Гилеаду, они принимают библейский принцип «око за око». На нём построена вся последняя серия сезона – «Пустыня» (The Wilderness). Но когда Служанкам выпадает шанс жестоко отомстить абьюзеру, это не вызывает восторга, не вселяет надежду. Обычно «Рассказ служанки» объективно показывает каждую сторону конфликта, где высказываются и протагонисты, и злодеи. Однако в конечном итоге Джун нарушает закон, и авторы сериала, фактически, остаются на её стороне.

Этот спорный сюжетный поворот поддерживает мысль, что по-другому добиться справедливости невозможно. «Рассказ» уходит от идей гуманизма, которые, вроде как, пытается продвигать; по сюжету антагонистам никогда не выпадает шанс исправиться и быть прощёнными. Сцена расправы с обидчиком символична: Служанки окружают жертву так же, как их когда-то заставили окружить и забить насмерть другую Служанку. Но за ней скрывается неприятная и грустная идея о том, что Гилеад навсегда сделал их склонными к насилию. Цивилизованного способа отомстить бывшие Служанки уже не видят.

  • Какие штампы из американского кино и сериалов оказались в «Пищеблоке» и почему они не работают

«Рассказ служанки» был настолько затянут в предыдущих сезонах, что сейчас сюжет движется даже слишком быстро. Местами авторы заторопились к развязке, стали нарушать логику (например, легко переводить персонажей через границу) и пропускать большие периоды времени. А некоторые сильные моменты хочется поменять местами с любой скучной, филлерной или откровенно лишней сценой второго и третьего сезона. Например, предысторию Джанин, – самой тихой, покорной и набожной Служанки во всем сериале, – которая снята великолепно и много добавляет к пониманию персонажей.

Вердикт

Рецензия на 4 сезон «Рассказа служанки». Как сериал вернулся к высокому уровню, с которого начинал - фото 3

В начале третьего сезона «Канобу» предполагал, что зрители наконец увидят в сериале настоящую революцию. Четвёртый сезон объясняет, почему она так и не случилась. «Рассказ» отличается от антиутопий в духе «Мы» (с грустной концовкой) и «451 градуса по Фаренгейту» (с более оптимистичным финалом). Это всё же не летопись революции, а личная история женщины на фоне религиозной фанатичности, политических интриг и войны разных идеологий.

Джун проходит тяжёлый, полный лишений путь, её травмированность и ответная жестокость в новых эпизодах наконец достигают высшей точки. Но авторы сильно затянули её рассказ, разбавили его ненужными сценами страдания и бесконечными повторениями. При этом «Рассказ служанки» нельзя начать смотреть с любого момента, как тот же «Почему женщины убивают». Это цельная история с великолепным началом и скучнейшей серединой. Уговорить зрителей вернуться к просмотру сложно – даже несмотря на то, что четвёртый сезон наконец сломал неверную траекторию сериала. Поэтому «Рассказ» выходит сильным, но неэффективным предупреждением о том, к чему приводит фанатизм.

Закончился ужасающий 2-ой сезон «Рассказа служанки», но вы можете передохнуть от сердечного приступа. Перед вами все мельчайшие подробности, которые нужно знать об удостоенном премии Emmy хите от Hulu.

  1. Маргарет Этвуд сыграла эпизодическую роль в первом сезоне.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Маргарет Этвуд сыграла эпизодическую роль в первом сезоне. Автор одноименной книги «Рассказ служанки», на которой, собственно, и основан сериал, сыграла маленькую эпизодическую роль. Она была теткой, которая ударила Оффред в пилоте сериала.

    1. Все ужасные вещи основаны на реальных событиях.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Мрачное будущее, описанное в «Рассказе служанке» тяжело представить в реальном мире. Однако Этвуд сказала, что в процессе написания книги она поставила своей задачей правдоподобно запечатлеть всевозможные жестокие преступления, которые люди исторически совершали по отношению друг к другу. «Я создала для себя правило: я бы не стала включать в рассказ то, что люди еще не совершили в каком-то месте или в какое-то время, или то, для чего еще не существовало технологий, – написала она в 2012 году в своей статье для The Guardian. – Я не хочу, чтобы меня обвиняли во мракобесии, извращенных выдумках или в неправильном представлении человеческого стремления к скверному поведению».

    1. Дизайн комнаты Оффред выполнен так, чтобы сделать акцент на той жизни, которую она потеряла.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Художница-постановщик, Джули Бергхофф рассказала, что комната Оффред отражает жизнь, которой у нее больше нет. «Мы поставили там письменный стол, но она же не может писать!, – объясняет Бергхофф. – Поэтому стол – это просто след, пережиток, некое напоминание: «Ооо, я когда-то была писательницей, редактором. А сейчас я даже не могу сесть и что-либо написать».

    1. Исполнительница главной роли, Элизабет Мосс снимается без макияжа.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Мосс призналась, что не красится во время съемок. Брюс Миллер, исполнительный продюсер и главный сценарист посчитал, что это позволит игре быть более реалистичной. Таким образом заметно даже малейшее содрогание. «Если я бледнела или краснела, мерзла, зритель видел это. И мы снимали мое лицо очень, очень крупным планом».

    1. Телешоу связано с Бейонсе.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Рид Морано, которая сняла первые три эпизода первого сезона «Рассказа служанки», работала над альбомом Бейонсе Lemonade.

    1. У автора книги, Маргарет Этвуд была определенная причина сделать Америку местом действия сюжета.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Несмотря на то, что Этвуд канадка, она перенесла место действия «Рассказа служанки» в Соединенные Штаты Америки. Этвуд уверена, что Канада точно бы «не стала бы поощрять крайнее проявление тоталитарного режима». «В Квебеке сопротивление было бы очень сильным, – сказала она в интервью. – Канада исторически была местом, куда все бежали. Поэтому все стремятся туда и в «Рассказе служанки». Люди бегут туда сейчас, следуя историческому ходу событий».

    1. Но шоу снято в Канаде.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Попробуй догадайся, правда же?

    1. Командор и его жена Серена Джой – похитители произведений искусства.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Если вы обратили внимание, на стенах в доме Командора и Серены Джой висят очень красивые и очень знаменитые картины, которые, следует отметить, не являются копиями или репродукциями. «Мы вообразили, будто они, пользуясь случаем и положением, пробрались в Бостонский музей современного искусства и украли все свои любимые картины, – рассказала художница-постановщик, Джули Бергхофф. – Серена Джой – акварелист и она любит природу, поэтому она выбрала произведения Моне».

    1. Настоящее имя Оффред никогда не упоминается в книге.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    Кинокомпания Hulu открыто разоблачает настоящее имя Оффред – Джун. В книге же все совсем по другому, ее настоящее имя остается  загадкой. Впрочем, в книге есть одна сцена, в которой упоминается имя «Джун». Поэтому многие читатели предположили, что это и есть настоящее имя Оффред, а Hulu решили этим воспользоваться. На что писательница Маргарет Этвуд сказала: «У меня не было намерения, чтобы все подумали, что Джун – это настоящее имя Оффред. Но она была бы не против, чтобы использовали именно это имя».

    1. Мойра в книге на самом деле светлокожая.

    30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

    В книге все цветные, в соответствии с расистским режимом, действующим на территории Гилеада, вывезены на Средний Запад. Продюсеры шоу посчитали, что такое положение дел не подойдет для телеэкрана. Исполнительный продюсер Брюс Миллер сказал, что у продюсеров телесериала был «долгий разговор с Этвуд» и все ради того, чтобы поменять эту деталь. Он объяснил намерение вернуть темнокожих в Гилеад тем, «то все это легко читать на страницах книги, но видеть каждый раз на экране очень тяжело». Он также добавил: «Скажите честно, в чем разница между созданием ТВ шоу о расистах и созданием расистского ТВ шоу? Не лучше ли полностью сосредоточиться на истории Оффред, чем рассказывать историю темнокожих, которых сослали в Небраску?»
    Актриса Самира Уайли, сыгравшая Мойру, рассказала о реакции фанатов на изменение цвета кожи своей героини: «Есть люди, которые думают, что это замечательная идея и что это круто, и есть те – я не знаю, давайте назовем их просто, «пуристы», которые не рады изменениям в истории».

           11.    В книге ничего не говорится о сексуальной ориентации Эмили (Офглен).

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Другой персонаж, который был изменен в телевизионной версии истории, это Эмили в исполнении Алексис Бледел. Сексуальная ориентация Эмили и ее брак с другой женщиной были добавлены для телешоу, но автор книги Маргарет Этвуд считает, что такие изменения только улучшают историю и делают ее более подходящей для современной аудитории: «Мы не могли сказать такое в 1985. Вас бы просто не поняли. Люди о таком не говорили. Но говорят сейчас».

                 12.    Командор и Серена Джой в сериале намного моложе, чем в книге.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Другое значительное изменение в персонажах, сделанное для ТВ-адаптации, это возраст пары, у которых живет Оффред. В книге Командор и Серена Джой очень старые. В телешоу же они намного моложе. Исполнительный продюсер объяснил, что это решение было принято специально для того, чтобы Серена и Оффред стали «соперницами». Еще одна причина омоложения этой пары кроется в желании показать, как плохо приходится женщинам в Гилеаде.

13.      Самое сложное было создать продуктовый магазин.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Так как чтение запрещено законом в Гилеаде, все этикетки на еде в магазине должны были содержать картинки. Вся забота о создании этих символов выпала на команду продакшн-дизайнеров. «Продуктовый магазин был, наверное, одной из самых тяжелых съемочных площадок, потому что нам пришлось изготавливать каждую этикетку», – объяснила художница-постановщик Джули Бергхофф. – Моя команда графических дизайнеров с трудом создала сотни этикеток, а потом еще и приклеивала их на продукты».

     14. Продуктовый магазин также являлся самым жутким местом съемок для некоторых актеров.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Во одном из интервью исполнительница роли Мойры, Самира Уайли поделилась, что сцены в продуктовом магазине были самыми нервирующими для нее просто по той причине, что они напоминали зрителям, насколько все происходящее в сериале отражает современную жизнь.
«Когда служанки идут в магазин, они попадают не в какое-то старинное место, – сказала она. – Это шопинг центр, который выглядит так же как и те, куда мы ходим сейчас. Я думаю, все эти детали делают происходящее в сериале еще более жутким. Ведь это такой же мир, в котором мы живем сейчас».

15. Одежда служанок красная по нескольким причинам.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

В очерке для New York Times писательница Маргарет Этвуд объяснила символизм красных костюмов служанок: «Служанки носят красное, потому что они истекают кровью при родах, а также потому, что красное носила Мария Магдалина. Также красный легко заметить, когда кто-то собрался бежать».

16. Костюмы жен тоже символичны.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

В том же самом очерке для New York Times Этвуд добавила, что костюмы жен тоже полны символизма: «Жены одеваются в непорочный синий, который уходит истоками к Деве Марии».

17.   Цвета костюмов задали всю палитру телешоу.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Художница-постановщик Джули Бергхофф рассказала, что комната Оффред сделана белой, чтобы напоминать лечебницу, в то время как хоромы Серены Джой декорированы богатым голубым цветом. «Нам представилась возможность работать с цветами кастовой системы. Почти каждая комната была разработана мной специально для определенного персонажа».

18.  Даже имя Оффред символично.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Говоря об многочисленных слоях символизма в книге и в сериале, нельзя не упомянуть, что имя Оффред – очередной из этих слоев. «Это имя состоит из имени мужчины – Фред – и префикса, обозначающего принадлежность к чему-то. Это как «de» на французском или «von» на немецком, или как суффикс «son», который встречается в британских фамилиях, например, Уилльямсон, – объяснила Этвуд. – В этом имени также скрыта другая интерпретация: «offered», что означает религиозное жертвоприношение или самопожертвование».

    19.      Антиутопия «Рассказа служанки» вдохновлена пуританами.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Автор книги Маргарет Этвуд рассказала, что на идею описания тоталитарного правительства ее вдохновили американские пуритане: «Перри Миллер (основоположник изучения пуританской идеологии – ред.) – один из тех, кому посвящается моя книга. Благодаря его трудам я изучила американских пуритан в малейших деталях. Корни тоталитаризма в Америке найдены в теократии 17 века. Роман «Алая Буква», на мой взгляд, ушел не так далеко от «Рассказа служанки» в описании американского пуританства».

20. Книга «Рассказ служанки» обязана своим названием другой известной книге.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Этвуд подтвердила, что первоначальное название книги было «Оффред», то есть просто имя главной героини. «Однако, в процессе написания все новых глав я остановилась на «Рассказе служанки». Отчасти новое название отдает честь Чосеру, который написал «Кентерберийские рассказы». С другой стороны, это отсылка к народным сказаниям и легендам. История, рассказанная главной героиней для потомков или удаленного от нее слушателя, кажется невероятной и фантастичной. Точно так же, как истории рассказанные теми, кто выжил в леденящих кровь событиях», – объяснила она.

21. Книга была адаптирована под успешную оперу…

Опера датского композитора Пола Рудерса стала хитом. Все началось с того, что он связался с Маргарет Этвуд и сказал ей, что если он не сможет написать оперу, основанную на ее книге, то никогда больше не будет писать музыку. «Рассказ служанки» отлично подходил для моей оперы, потому что в нем есть драма, – вспоминает он. – Эта книга наполнена человеческими эмоциями. А опера для меня – это взаимоотношения между людьми. Любовь и ненависть, надежда и предательство – все довольно просто».

Этвуд понравилось то, что вышло из их сотрудничества: «Это очень сильная постановка. Никакой рафинированности. Довольно много насилия, ощущение как будто кто-то хватает тебя сзади за шею. Ну и конечно, для меня было немножко шоком видеть «Рассказ служанки» в опере».

  1.  …а также под не совсем удачный фильм.

В 1990 «Рассказ служанки» был адаптирован под кинофильм. Наташа Ричардсон сыграла Оффред (чье настоящее имя в этой версии было Кейт), Фэй Данауэй – Серену Джой. Фильм получил плохие отзывы и не окупил в прокате потраченные на съемки деньги.

Этвуд консультировала сценаристов фильма, но по ее словам, сценарий изначально не отражал ее видение истории и к ней никто не прислушивался: «Мне позволили сделать всего несколько правок. Например, я могла посоветовать: «Американцы бы не стали говорить «крем для рук». Они бы сказали «лосьон для рук». Вот на таком уровне и был весь мой вклад в этот сценарий!»

23.   Клэр Дейнс рассказывает аудиокнигу.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Чтобы развлечься в вашей следующей поездке.

  1.   Продюсеры специально установили временные рамки.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

Продюсеры хотели, чтобы события в сериале происходили в 2017 году, и зрители понимали это. Поэтому, в сериале есть отсылки к таким вещам как Убер-такси и онлайн-шопинг. «Мы хотели, чтобы осознание факта, что такое может произойти в современности, внушало ужас, – поделился Брюс Миллер, исполнительный продюсер и главный сценарист. – Мы усовершенствовали книгу, сделав ее современной во всех смыслах».

  1.  Элизабет Мосс отнеслась к закадровому голосу Оффред очень серьезно.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

История рассказывается от лица Оффред, и то, как ее рассказывают, имеет большое значение. Мосс учила наизусть весь закадровый диалог и прогоняла его у себя в голове, пока снимали соответствующую сцену. Так что у нее, определенно, была возможность стать Оффред!

26.  Кабинет Командора представляет собой все, что было под запретом для женщин.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Книги, искусство, искусство сексуального характера, алкоголь. Он играет в Скрэббл, и я уверена, если бы он курил, то делал бы это в окружении других командоров в своем кабинете, – объяснила художница-постановщик Джули Бергхофф. – Я также обыграла тот факт, что общество Гилеада стремится возвратиться к своим корням – как в свое время пуритане».

27.  В «Рассказе служанки» даже потолки имеют определенное значение.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Было очень забавно работать с потолками для этого проекта, – рассказала Бергхофф. – Обычно, я не придаю особого значения потолкам, но в одной из серий есть целая сцена, где Оффред смотрит на потолок». Потолок в офисе Командора и правда очень интересный. «У меня было ощущение, что это своего рода дартс для него. Он мог, сидя на стуле, бросать дротики в потолок и говорить что-то вроде «О, мы захватили Флориду», – добавила она.

  1.  Выборы 2016 года повлияли на отношение актеров к шоу.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Возвращение к шоу (сразу после выборов) происходило примерно так: «О боже, на нас теперь лежит еще больше ответственности, чтобы сделать это шоу безупречным и показать ту сплоченность, которая должна была быть», – поделилась Самира Уайли, исполнительница роли Мойры.

  1.  Но шоу «Рассказ служанки» – это не ответная реакция на итог выборов 2016 года.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Меня иногда спрашивают, не было ли шоу ответной реакцией на выборы. На что я отвечаю, что мы начали его снимать еще до них», – говорит исполнительница главной роли Элизабет Мосс.

  1. Элизабет Мосс по-настоящему нравилось носить свой костюм.

30 вещей, которые вы не знали о «Рассказе служанки»

«Было всего два пункта, которые были важны для меня в костюме моей героини. Первое – это удобство, потому что я знала, что ей придется носить его до смерти. Второе, чтобы мне самой хотелось надевать его каждый день. Благодаря Анн Крабтри, нашему дизайнеру по костюмам, я получила все, чего хотела, в избытке».
«Говорить, что ты любила что-то, представляющее собой нечто плохое, странно. Но несмотря на все, я действительно любила это платье. Я серьезно его любила. Оно заставляет тебя двигаться иначе. Оно заставляет тебя стоять иначе. Оно заставляет тебя чувствовать себя совсем по-другому, не так, как ты чувствуешь себя, надев обычные джинсы».


Автор: Harper’s BAZAAR; перевод: Алия Байсарина.
Читайте также: Почему «Рассказ служанки» и «Большая маленькая ложь» получили рекордное количество статуэток Золотой Глобус

  • Рассказ служанки 4 сезон лорд
  • Рассказ служанки жена ника
  • Рассказ служанки 4 сезон краткое содержание
  • Рассказ служанки жена командора
  • Рассказ служанки 4 сезон конец объяснение