Рассказ со старославянскими словами

Енинский апостол. Фрагмент. Публикуется по изданию: Мирчев К., Кодов Х. Енински апостол. Старобългарски паметник от XI в. –  София, 1965. С. 133.

Македонский кириллический листок. Публикуется по зданию: Ильинский Г.А. Македонский листок. Отрывок неизвестного памятника кирилловской письменности  XI-XII века. – СПб., 1906. С. 7-8.

Отрывок из Евангелия от Иоанна (глава 15) по Остромирову евангелию 1056-57 года. Публикуется по изданию: Остромирово евангелие 1056-57 года. С приложением греческого текста евангелия и с грамматическими объяснениями, изданное А. Востоковым. СПб., 1843.

Притча о блудном сыне. Публикуется по изданию: Остромирово евангелие 1056-57 года. С приложением греческого текста евангелия и с грамматическими объяснениями, изданное А. Востоковым. СПб., 1843.

Притча о сеятеле. Публикуется по изданию: Остромирово евангелие 1056-57 года. С приложением греческого текста евангелия и с грамматическими объяснениями, изданное А. Востоковым. СПб., 1843.

Притча о богаче и Лазаре. Публикуется по изданию: Остромирово евангелие 1056-57 года. С приложением греческого текста евангелия и с грамматическими объяснениями, изданное А. Востоковым. СПб., 1843.

Притча о мытаре и фарисее. Публикуется по изданию: Остромирово евангелие 1056-57 года. С приложением греческого текста евангелия и с грамматическими объяснениями, изданное А. Востоковым. СПб., 1843.

Отрывки из Саввиной книги. Публикуется по изданию: Щепкин В.Н. Саввина книга. – СПб., 1903.

 Отрывки из Синайского требника. Публикуется по изданию. Frček J. Euchologium Sinaiticum. Texte slave avec sources grecques et traduction française // Patrologia Orientalis. T. 24, fasc. 5. – Paris, 1933; T. 25, fasc. 3. – Paris, 1943. (Воспроизведение текста в глаголической транскрибции).

Хиландарские листки. Воспроизведение текста листа I. Публикуется по изданию: Минчева А. Старобългарски кирилски откъслеци. – София, 1978. С. 25 – 28.

 Супрасльская рукопись. Житие святого Иринея. Публикуется по изданию: Срезневский И. И. Древние славянские памятники юсового письма с описанием их и с замечаниями об особенностях их правописания и языка. – СПб., 1868. С. 225 – 227.

 О письменех черноризца Храбра. Публикуется по изданию: Калайдович К.Ф. Иоанн, екзарх Болгарский: Исследование, объясняющее историю словенского языка и литературы IX и XI столетий. – М.,1824. С.189-192.

 Повесть временных лет о расселении славян. Публикуется по изданию: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 1: XI–XII века. (Подготовка текста, перевод и комментарий О. В. Творогова).

 Повесть временных лет о создании славянской азбуки. Публикуется по изданию: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 1: XI–XII века. (Подготовка текста, перевод и комментарий О. В. Творогова).

Житие Константина (Кирилла) Философа (Пространное). Публикуется по изданию: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 2: XI–XII века. (Подготовка текста и перевод Л. В. Мошковой и А. А. Турилова, комментарии Б. Н. Флори).

Жития святого Мефодия. Публикуеттся по изданию: Успенский сборник. XII – XIII вв. / Издание подготовили О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, В. М. Ляпон / Под редакцией С. И. Коткова. – М.: Наука, 1971. С. 198 – 208.

» width=»20″ height=»20″>

Региональная научно-исследовательская  конференция

школьников «Открытие»

СЕКЦИЯ ЛИНГВИСТИКА

Старославянизмы в сказках А.С. Пушкина

Исследовательская работа

   

Выполнена ученицей

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №7» города Губкина Белгородской области

Келямовой Кариной

Научный руководитель 

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

Молодых Татьяна Алексеевна

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..………………………… 3

  1. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА………………………………………………..………………………………………5
  1.  Причины и условия заимствования русским языком старославянских элементов………….5
  2. Типы старославянизмов и их признаки……………………..………………………………………..7

1.3. Старославянизмы в произведениях художественной литературы……………………………………..10

      2. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА………….……………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………………18

ВВЕДЕНИЕ

         А.С. Пушкин является родоначальником, создателем, основоположником русского литературного языка. В своей знаменитой речи И.С. Тургенев указывал, что А.С. Пушкину  «одному пришлось исполнить две работы: установить язык и создать литературу».  «Нет сомнения, говорил Тургенев, что он создал наш поэтический, наш литературный язык….» [Тургенев 1930 : 229].

Продолжая диалог с И. Тургеневым  Гоголь Н.В. в статье «Несколько слов о Пушкине» писал так: «В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более всего показал его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» [Гоголь : 1952 ].

Поэт, бесспорно, не был единоличным создателем русского национального языка, так как язык формируется и создается народом. Но именно А.С. Пушкин дал наиболее совершенные образцы литературного языка первой половины ХIХ века, в его произведениях впервые наиболее полно отразились нормы русского языка, которые характерны и для пушкинского времени, и остаются живыми, действующими для нашего времени.

 В языке произведений писателя отразились нормы литературного языка в двух типах: разговорном и книжном. Во все периоды творческой деятельности Пушкина в его произведениях широко употребляется книжные языковые средства, в частности, старославянизмы.  И Ломоносов, и Жуковский, и Пушкин ценили старославянское языковое наследие в нашем языке: старославянизмы, вытесненные из повседневной речи русскими синонимами, воспринимались как особые поэтические слова, возвышенные и прекрасные. Многие из них стали неотъемлемой частью поэтического словаря русской классической литературы.

 Старославянизмы в сочетаниях Пушкина выполняют различные функции: создание исторического колорита, воссоздание библейского, античного колорита, пародирование, создание комического эффекта, употребление в целях характерологии. Старославянизмы оказывали и оказывают большое влияние на образную систему языка. Вопросам влияния славянизмов на русский язык посвящали свои исследования видные русские филологи, лингвисты Г.О. Винокур, Д.Н. Шмелев и другие. Среди исследователей языка Пушкина следует отметить М.Н. Бахтина, Б.М. Эйхенбаума, В.М. Жирмунского, Б.В. Томашевского.

 Исходя из вышеизложенного, тема нашего исследования заключается в следующем: выявить, каким образом влияет на русский литературный язык использование старославянизмов русскими писателями и поэтами, А.С. Пушкиным в частности, в своих произведениях.

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объектом исследования:  язык сказок А.С. Пушкина.

Предмет: использование поэтом старославянизмов.

 Гипотеза исследования: старославянизмы играют значительную роль в создание выразительности образов, поэтичности языка, выполняют при этом различные стилистические функции.

 В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования и для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи.

Задачи исследования:

  • проанализировать современное состояние проблемы в научно – теоретической литературе;
  • исследовать причины и условия заимствования русским языком старославянских элементов;
  • определить типы старославянизмов и их признаки;
  • проанализировать признаки старославянизмов, использованных А.С. Пушкиным в сказках, и их роль в создании образов.

   Методы и база исследования: теоретической основой исследования являются работы Д.Н. Шмелева, Г.О. Винокура, Д.Э. Розенталя, П.Б. Голуб, А.Н. Гвоздева и других.

Методология исследования:

  • изучение и теоретический анализ лингвистической и литературоведческой литературы;
  • лингвистический анализ поэтического текста сказок;
  • описательный метод, требующий накопления необходимой и достаточной информации для анализа.

 Практическая значимость исследования: заключается в использовании теоретического материала для изучения вопросов текстодериватологии, применении на лекциях, внеклассных часах, мероприятиях по лингвистике.

  1. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Среди слов, заимствованных русским языком из других, особенно значителен пласт старославянизмов – слов, которые вошли в древнерусский язык из родственного старославянского (или церковно-славянского) языка. Старославянский язык был языком богослужения и церковных книг; он стал первым литературным языком славян.

Старославянский язык оказал заметное влияние на русский язык на ранних стадиях его формирования, главным образом в области отвлеченной лексики [Касаткина 2001: 195]. Как писал Л.А. Булаховский: « и сейчас нам трудно составить фразу, в которой бы не попались слова, так или иначе не проникшего в наш язык из старого книжного источника или не созданного по старинным образцам. Мы даже не чувствуем уже, что время, сладкий,  жажда, враг, нужда, плен – это чужие слова, и  только научный анализ может нас в этом убедить» [Шмелев 1977: 252]. Судьба старославянского и русского языков настолько переплелись, их взаимное влияние было настолько глубоким, что оно обнаруживается и в образной системе русского литературного языка, и в его лексическом составе, и в грамматической структуре, и в фонетическом облике слов. «Старославянизмы, – как отмечал  Д.Н. Шмелев, – это наиболее весомый пласт лексических элементов, которые вошли в русский национальный язык извне» [Шмелев 1977: 253].

Для того чтобы осознать преемственность старославянизмов в русском литературном языке, чтобы определить их влияние на образную систему языка, их изобразительно – выразительную специфику необходимо обратиться в сферу языка поэтического, чему и посвящено наше исследование.

1.1. Причины и условия заимствования русским языком  старославянских элементов

        «Старославянизмами являются слова, усвоенные русским языком из близкородственного старославянского языка, который длительное время являлся общим письменным языком для всего славянства» [Попов 1978: 87].

 Старославянский язык – это старейший  письменный славянский язык, язык церковных книг, появившийся на Руси после принятия ею христианства в 988 году  при киевском князе Владимире. Современные исследователи отмечают, что это был язык «священный», то есть нормализованный, функционально отличный от народно-разговорного языка. Как и всякий литературный язык, он был в известной степени искусственным и в эпоху средневековья ареально-интернациональный, то есть представлял своего рода «славянскую латынь», противопоставлявшуюся собственно латыни – латинскому языку, на котором шло богослужение во многих европейских странах, в том числе  и в отдельных славянских (например,  в Моравии).

 С появлением старославянских книг древние русичи не только научились читать по-старославянски, но и сами стали создавать на своем языке различные сочинения. В старославянский язык очень быстро начали проникать элементы живой древнерусской речи (так называемые русизмы в языке памятников, переписанных в киевском государстве). Подвергаясь влиянию исконно русского языка, нередкими были случаи смешения старославянского и русского языков. Это свидетельствовало о том, что старославянизмы не были чуждыми заимствованиями, и многие из них прочно укрепились в русском языке как родственные.

 Влияние старославянского языка было очень плодотворным, оно обогатило русский язык, сделало его более выразительным, гибким. В частности, в русской лексике стали употребляться старославянизмы, обозначавшие отвлеченные понятия, для которых еще не было своих названий.

Старославянский язык стал для русского народа проводником античной культуры. Через посредство старославянского в русский литературный язык вошли без перевода слова греческие (фонарь, корабль, тетрадь, академия, монастырь, икона, монах, евангелие и многие другие, преимущественно религиозной семантики); латинские (алтарь, цесарь – царь; названия месяцев генварь – январь, февраль, март и т.д.); а также некоторые германские (церковь, поп) и древнееврейские (эдем – рай, имена Мария, Иоанн, Даниил и пр.).

В современном русском языке  существует много старославянизмов, которые уже настолько обрусели, что не воспринимаются нисколько как слова, заимствованные из «чужого» языка: плен, мрак, разум, между и т.д. В то же время есть старославянизмы, которые не входят в активный запас современной русской лексической системы и воспринимаются как слова устаревшие: вежды – «веки», десница – «правая рука», семо – «сюда», овамо – «туда». Существительные град, злато, древо, брег окончательно вышли из употребления только во второй половине XIX века; однако корневые основы этих слов сохранились в составе производных от них слов (безбрежный, обезглавить) и в составе сложных слов: Ленинград, Волгоград и т.п.

В русский язык через старославянский проникли средства художественной изобразительности: метафоры, эпитеты, сравнения, антитезы, аллитерации, плеонизмы и многие другие, хорошо разработанные в греческой стилистике. Это дало толчок к выработке и складыванию таких средств на русском языковом материале с учетом особенностей русского словообразования, благодаря чему русский литературный язык был избавлен от медленных усовершенствований времени, в короткий срок стал мощным и действенным орудием национальной культуры.

Г.О. Винокур в своей работе «О славянизмах в современном русском литературном языке» отмечал, что «только при одном условии сохраняются в современном употреблении славянизмы как лексические, так и морфологические, именно – в поговорках, цитатных выражениях, фразеологических сращениях. Так, мы и сейчас говорим устами младенца глаголет истина,  беречь что – нибудь как зеницу ока, глас вопиющего в пустыне, денно и нощно, несмотря на то, что слов глаголет, зеница, око, глас, нощно в отдельном употреблении у нас давно не существует. Точно так же мы говорим: «работать в поте лица своего», «сыны родины», «темна вода во облацех», хотя вне подобных закрепленных выражений можно сказать только в поту, сыновья, в облаках и прочее. В данных случаях речь идет о явлениях, как бы вынутых из  общей системы современного языка и  существующих в языковом употреблении только на правах извлечений (хотя бы и ставших привычными) из иной языковой системы, принадлежащей иной обстановке речи.  «В современном русском литературном языке славянизмы не составляют уже живой и действенной стилистической категории» [Винокур 1959:442].

Прежде всего, старославянизмы используются в художественной литературе и публицистике в целях придания стилистической окраски излагаемому.

1.2. Типы старославянизмов их  признаки

 В составе старославянизмов, пополнивших русскую лексику, можно выделить несколько групп:

  1. слова, восходящие к общеславянскому языку, имеющие восточнославянские варианты иного звучания или аффиксального оформления: злато, нощь, рыбарь, ладья;
  2. старославянизмы, у которых нет созвучных  русских слов: перст, уста, ланиты, перси (ср. русские: палец, губы, щеки, грудь);
  3. семантические старославянизмы, то есть общеславянские слова, получившие в старославянском языке новое значение, связанное с христианством: бог, грех, жертва, блуд.

Старославянские заимствования имеют характерные  фонетические, словообразовательные  и семантические приметы.

Выделяются следующие фонетические особенности старославянизмов.

  1. Старославянскими по происхождению являются слова, которые содержат в корне неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле; между согласными на месте полногласных в русских оро, оло, ере, еле, ело, например: врата – ворота, краткий – короткий, млеко – молоко, брань – оборона, чреда – череда, шлем – шелом, младость – молодость, брада – борода, влачить – волочить, среда – середина, власы – волосы, млечный – молочный, прах – порох, краткий – короткий, страна – сторона, здравый – здоровый.
  2. Старославянским словам свойственны начальные сочетания ра, ла перед согласными. В русских словах им соответствуют сочетания ро, ло : растения – росток, равный – ровный, ладья – лодка, расти – рост. 
  3. Сочетанию жд на месте русского ж, восходящее к единому общеславянскому созвучию [dj]: невежда – невежа, одежда – одежа, между – меж, чуждый – чужой, хождение – хожу, вождь – вожак, надежный – надёжный, нужда – нудить, рождать – рожать. 
  4. Начальному е в старославянских словах соответствует о в русских: единый – один, есень – осень, озеро – езеро, есетр – осетр, езеро – озеро.
  5. Начальное ю на месте русского у: юг (древнерусское уг), юный (древнерусское уный), юродивый (урод).
  6. Начальное, а на месте русского я: азъ — я, агнец – ягненок.
  7. Согласный щ в старославянизмах (чередующийся обычно с т ) при русском ч: освещение – осветить, возвращение – возвратить – ср. русское: светить – свеча, воротить – ворочу.
  8. Звук е под ударением перед твердым согласным  в старославянских словах при русском е (о): крест – крёстный , перст – напёрсток, небо – нёбо.

Для старославянизмов характерны и словообразовательные особенности. Старославянские слова содержат в своей структуре особые характерные для них суффиксы и приставки, например:

а) суффиксы – ств (ие) (шествие, нашествие, бедствие);  — ани (е) (терзание); — ени (е) ( моление); — тай ( ходатай, глашатай ); — тв (а) (битва, молитва, жатва );  — есн – (чудесный, древесный, телесный); — ын (я) (святыня, гордыня);  — знь — (боязнь, казнь, жизнь, болезнь);  — ствие (е) (царствие); — ств (о) (бедство, Рождество).

Для старославянских слов характерно наличие суффиксов превосходной степени : ейш -, -айш — (светлейший, высочайший ),  причастных суффиксов : ащ — (-ящ -) ,  -ущ — ( -ющ -) при русских ач — (-яч -), -уч — (юч -) : горящий – горячий, лежащий – лежачий, колющий – колючий.  

б)  приставки : пре -, чрез – при русских пере-, через – (преградить – переградить, чрезмерный — черезмерный); из -, ис — при русском вы — (излить – вылить, испить – выпить ); низ -, нис — (низложить, низвергнуть, ниспровергнуть); воз -, вос — (воздать, возложить, воспеть).

в) сложные основы с типичными для старославянизмов элементами:   богобоязненный, благонравие, злоумышление, суеверие, чревоугодие, жертвоприношение и др.

В одном слове может быть несколько внешних примет, позволяющих отнести его к старославянизмам : возвращение (приставка воз- , сочетание ра, согласный щ ), превращать (приставка пре -, сочетание ра, согласный щ), награждать (сочетание ра и жд ).

Однако наличие того или иного старославянского элемента в современном русском слове не всегда говорит о том, что последнее заимствовано из старославянского языка. Так в слове предоктябрьский, предолимпийский имеется старославянская по происхождению приставка пред —, однако эти прилагательные созданы в современном русском языке, и они не являются старославянизмами. Не относятся к старославянизмам и такие слова, как, например трава, брат (они исконно русские), бравый, план, (заимствованы из других языков), хотя в их корнях и есть сочетания ла и ра.

Семантическими признаками старославянизмов являются:

1) принадлежность слова к религиозному культу, предметам церковного обихода: апостол,

архимандрит, евангелие, кадить, креститель, престол, пророк, ряса, светильник, святой  и др.;

 2) слова отвлеченной лексики: беззаконие, благодеяние, воскресить, грех, довлеть, исход, лицемерить, преткновение, прославить, сотворить, упование и др.

В современном русском языке старославянизмы выполняют различные семантические, стилевые и стилистические функции. Судьба старославянских слов в русском языке сложилась по-разному. В одних случаях они стали общеупотребительными и вытеснили исконно русские однокорневые слова: враг – ворог, вред – веред, время – веремя, нужда – нужа, плен – полон, сладкий – солодкий. Такие слова являются словами нейтрального стиля. В других же случаях старославянизмы употребляются наряду с русскими словами и также относятся к нейтральному стилю: глава и голова, гражданин и горожанин, влачить и волочить, невежда и невежа, нрав и норов, вращать и ворочать и т. п. В таких парах старославянские по происхождению слова чаще всего обозначают абстрактные понятия, а также нередко отличаются лексически, имеют разную сочетаемость. В некоторых случаях исконно однокоренные старославянские и русские слова ровно сохраняются потому, что они полностью разошлись по значению. Ср., например: страна и сторона, горящий и горячий и т. п.

По наблюдениям Г.О.Винокура, в таких парах слов «возможна разных типов и степеней  семантическая дифференциация». Ср., например, краткий и короткий. Оба они обозначают «непродолжительный по времени»: на короткий срок и на краткий срок, короткий разговор и краткий разговор. Кроме того, короткий обозначает «недлинный»: короткая полка, короткие волосы. В этом значении слово краткий приложимо лишь к слову путь (а не дорога!). Только прилагательное короткий употребляется в значениях «отрывистый » (короткий удар грома), «близкий» (в коротких отношениях ). В свою очередь лишь краткий, обладает значением «сжато изложенный» (краткий курс истории) [Винокур 1959: 326]. Ср. также: выбрать и избрать делегата, но только выбрать книгу, платье и т.п.; вылить воду, но излить досаду; перерывать веревку, но прервать заседание; рожать ребенка, но рождать истину; огородить участок земли, но оградить себя от нападок и т.п.

Многие старославянизмы в современном русском языке выступают в качестве культовых названий и широко распространены в церковной практике: благодать, владыка, власяница, врата (царские), жезл, жертва, посвящение, (отчий) прах, престол, Рождество, священник, храм, благодетель, благодать и др.

К книжному стилю речи принадлежат такие старославянские слова: возбранять, созидать, содрагаться, воспламенять, главенство, отвратить, претерпеть, праздный, чрево, чуждый и т.д.

В специальных текстах (археологических, исторических, медицинских и т.д.) встречаются старославянизмы, которые употреблены как термины: вождь (истор.), Вселенная (астроном.), ладья (шахматн.), млекопитающее (зоолог.), раб (истор.), средостение (медицин.), страж (истор.) и под. Остаются в сфере книжного стиля и обладают стилистической функцией высокого, поэтического, торжественного такие старославянские слова: власы, влачить, длань, древо, златоструйный, златолюбие, ланиты, очи, прекосердие,  уста и др.

Многие старославянизмы настолько прочно вошли в русский литературный язык, что утратили специфическую книжную окраску и свободно употребляются в любом стиле речи (время, сладкий, общий, храбрый, плен и др.). Кроме того, огромное количество слов было образовано, вероятно, древнерусскими книжниками и позднее русскими писателями по старославянским и греческим образцам: хвалословие. предшествовать,  златоуст, рукоплескание, любомудрие, целомудренный, прекраснодушный, времяпрепровождение и т.д.

1.3. Старославянизмы в произведениях художественной литературы

В произведениях художественной литературы широко используются старославянские слова, которые не входят в активный словарный запас русской лексики. Старославянизмы, как устаревшие стилистически окрашенные слова употребляются мастерами слова в различных художественных целях для передачи торжественности, приподнятости и, наоборот, для пародийного снижения стиля, создания комического эффекта, выражения иронического отношения, а также для создания исторического колорита.

Для воссоздания древнего восточного колорита использовал старославянизмы А.И. Куприн  в повести  «Суламифь». Например: « Три раза в год возвращались в гавани его корабли: «Фарсис», ходивший по Средиземному морю, и «Хирам», ходившия по Черному морю….» [], «Теплота твоей одежды благоухает лучше, чем мирра, лучше, чем нард….» [].

Примеры старославянизмов также легко найти в поэзии А. Блока  («Каким раденьям ты причастна, // Какою верой  крещена…» [1:  209]; («И вспомнил я тебя пред аналоем…») [1: 254]; («Чтоб мои воспаленные взоры…) [1: 216], С. Есенина («Если крикнет рать святая…») [3: 115];  («Воспою я тебя и гостя…»)[3: 154]. 

И.С. Шмелев в романе «Лето Господне» использовал так называемые религиозные старославянизмы с оттенком книжности, возвышенности: благо, величание, причастие, ифиномы, Вознесение, власяница, агнец и др., чтобы создать образ Священной Руси.

Для придания  торжественного, возвышенного тона произведению или его части старославянизмы использовал Г.А. Державин в своих стихотворениях, например, «Властителям и судиям»: «Приди, суди, карай лукавых // И будь един царем земли….» [2: 316]; в стихотворении «Памятник»: «О муза! Возгордись заслугой справедливой, // И презрит кто тебя, сама тех презирай…» [2: 371],  с целью создания комического эффекта и выражения иронического отношения их применял М.Е. Салтыков-Щедрин («Просветит господь разум Иванушки пониманием и направит стоны его по стезе господина исправника»), Д.И. Фонвизин («Вот злонравия достойные плоды…») и др.

В современной юмористической и сатирической поэзии старославянизмы используют как средство создания иронической окраски речи. Например, Евтушенко «Зима – солидный град районный, // А никакое не село…», Н. Мизин («Червяк, насаженный  умело на крючок, // Восторженно изрек: // Как благосклонно провидение ко мне, // Я  независим, наконец,  вполне….»).

В последние периоды развития русской поэзии, в связи с процессом демократизации поэтической речи, «высокая» лексика славянизмов применялась гораздо реже. И все же она вновь и вновь оказывалась необходимой, когда тот или иной поэт, по ходу развития своей творческой мысли, обращался к особо величественным темам. Их употреблял,  например, А. Блок в прологе к поэме «Возмездие» («Но не за вами суд последний, // Не вам замкнуть мои уста!») или  В. Маяковский в поэме «Облако в штанах» («Где глаз людей обрывается куцый, // главой голодных орд, // в терновом венце революций // грядет шестнадцатый год») и т.п.

В произведениях на исторические темы старославянизмы создают временной колорит, являются средством речевой характеристики образов. В такой функции они встречаются в романе А.П. Чапыгина «Разин Степан»: « По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея  Руси и великия и малыя…», и А.С. Пушкин в поэме «Борис Годунов  использовал старославянизмы для создания образа героя: владыка, властитель, хладный, брагой, вождь, здравый, преображение, житие, одр, присный, чадо,  и А.Н. Толстой  в романе «Петр Первый»:  власы, чрево, врата, глас, вертоград, глаголет, благолепие и др.

Таким образом, в произведениях художественной литературы заимствования-старославянизмы выступают в различных функциях в зависимости от времени написания, рода литературы, темы произведения, жанра, стратегии автора.

2. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ В СКАЗКАХ  А.С. ПУШКИНА

Исходя из признаков, характерных для старославянских слов, рассмотренных в первой части данной работы, считаем возможным  классифицировать старославянизмы, используемые А.С. Пушкиным в произведениях, по трем группам:

1)фонетические;

2)словообразовательные;

3)семантические.

В тексте сказок нами выделены следующие фонетические старославянизмы на основе признаков, охарактеризованных выше (см. 1.2)

Неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оло, оро, ере встречаются во всех  сказках А.С. Пушкина,  например:

«Сказка о попе и его работнике Балде»: «Здравствуй, Балда – мужичок…»,   «Задам тебе, враженок задачу…», «Чтоб впредь не было никому горя…»,  «Отдал оброк, платы требовать стал…».

«Сказка о рыбаке и рыбке» : «Старика старуха забранила….», «Забранила меня моя старуха….», «Ещё пуще старуха бранится….»; «Здравствуй, барыня сударыня дворянка», «Здравствуй, грозная царица!…»; «Вкруг ее стоит грозная стража, …..»,  «Хочет быть владычицей морскою…»,  «А пред нею разбитое корыто…», «Впредь тебе, невежа, наука….».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Здравствуй, зеркальце! скажи…!;  своенравна:  «Своенравна и ревнива…», «Нраву кроткого такого…»,  «Вкруг нее страна пустая…»,  «И для милого хранима…», «Пес на яблоко стремглав…»,  «Черт ли сладит с бабой гневной?…».

«Сказка о золотом петушке»: «Чтоб концы своих владений….»,  «Охранять от нападений…», «Возглашает воевода…»,  «Бродят кони  их средь луга…».

 «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»: «Здравствуй, красная девица….», «Здравствуй, князь ты мой прерасный…», «И желанная страна…»,  «Мать с младенцем спасена….», «Город новый златоглавый…», «С златоглавыми церквями…»,  «Видит,  весь сияя в злате…», «Чистым серебром и златом….», «И останутся на бреге…», «И очутятся на бреге…», «И оставило на бреге…»,  «Князь пред нею стал божиться…».

Иногда в одной сказке встречаются несколько старославянизмов с неполногласными сочетаниями. Например: « Княжей шапкой, и главою// Возглашает над собой; // И среди своей столицы», «Град на острове стоит// С златоглавыми церквями» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»), «Страшный вред ему творя. // Чтоб концы своих владений // Охранять от нападений, // Должен был он содержать// Многочисленную рать» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

 Сочетание ра, ла в начале слова мы встретили  в сказках: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Для меня вы все равны, …»; «Сказка о золотом петушке»:  «Отдохнуть от ратных дел…»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»: «Кучки равные кладет…», «Все равны, как на подбор…».

 В словах грёзы: «Отрясая грёзы ночи»,  нарёкся: «И нарёкся: князь Гвидон», которые употребляются в сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», отмечаем такой фонетический признак, как звук ё под ударением перед твердыми согласными.

Начальное ю на месте русского у встретилось единожды, только  в сказке «Сказка о золотом петушке»: «Ждут бывало,  с юга, глядь…».

Начальному е, в старославянском слове единый  соответствует о в русском: один, встречается в сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»: «Он лежал пустой равниной;// Рос на нем дубок единый».

Согласный щ на месте русского ч восходящий к одному и тому же общеславянскому созвучию [tj], отмечается в сказках:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»: «Ждать царева возвращенья»; «В синем море звезды блещут»; «Воду вкруг мутит и хлещет…»; смущает: «Вот что, князь, тебя смущает?»; освещает: «Ночью землю освещает»; погощу, навещу: «Чудный остров навещу, //У Гвидона погощу».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Восхищенья не снесла»; «Братья в ту пору домой //Возвращалися домой»; «Не печалься же, прощай…».

«Сказка о золотом петушке»: «Говорит он в восхищенье», «Оттащите старика!»,  «Я, конечно, обещал».

Другим  распространенным фонетическим признаком старославянизмов, часто встречающимся в сказках А.С. Пушкина, является сочетание жд на месте русского ж:

«Сказка о попе и его работнике Балде»: «Между тем там приготовят мешок».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»: «Между тем, как он далеко»; «Не печалься же, ступай,//В гости братцев поджидай». 

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «День и ночь так долго жданный»; «Между тем росла, росла»; «До зари в лесу блуждая»; «Ждали три дня, но она // Не восстала ото сна».

«Сказка о золотом петушке»: «Ждут, бывало…»; «Страшным шумом пробужден».

«Сказка о рыбаке и рыбке» : «Не дождался, к старухе воротился». 

Наряду с сочетанием жд Пушкин употребляет и русский вариант ж. Так, наиболее часто в сказках поэта встречается предлог между. В «Сказке о мертвой царевне…» читаем: «между тем царевна злая//Про царевну вспоминая…». И тут же: «В терему меж тем она…».

Словообразовательные старославянизмы также имеют место в сказках А.С. Пушкина.  Отметим их наличие и характерные признаки, по которым они были определены нами во вторую группу вышеуказанной классификации. Наличие в словах приставок воз, из, низ, чрез, пре, пред и другие  встречаются в сказках:

«Сказка о рыбаке и рыбке»: «Как взмолится золотая рыбка».

«Сказка о попе и его работнике Балде»:  «Чего ты взыскался», «Тем ты и лоб от расплаты избавишь».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «На него она взглянула, // Тяжелешенько вздохнула»; «Восхищенья не снесла»; «Братья в ту пору домой // Возвращалися толпой»; «Им она не прекословит».

«Сказка о золотом петушке»: «Возглашает воевода»; «Говорит он в восхищенье»; «И взвился…»; «Царь, хоть был встревожен сильно».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»: «Здравствуй, витязь мой прекрасный»; «Возглашают над собою».

 Достаточно часто встречаем в сказках Пушкина слова со старославянскими суффиксами  -ств(е), -ени(е),-знь, -ость,   -тв(а), -ч(ий),- ущ, -ющ, -ащ, -ящ.

«Сказка о золотом петушке»: « Негде, в тридевятом царстве, // В тридесятом государстве»; «Но под старость захотел»; «Чтоб концы своих владений // Охранять от нападений»; «Что и жизнь в такой тревоге»; «Обратившись на восток»; «Было ль, не было ль сраженья».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»: «Мой могучий избавитель»; «Целый день проведши так».

«Сказка о рыбаке и рыбке»: «В корыте много ль корысти?».

«Сказка о попе и его работнике Балде»: «Служителя не слишком дорогого?»; «Вот, море кругом обежавши, Высунув язык, морду поднявши»; «А Балда приговаривал с укоризной: // Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»; «Беса старого взяла тут унылость. // Скажи, за что такая немилость;  «Попадья говорит: Знаю средство, // Как удалить от нас такое бедство».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Отходящую ко сну»;  «Благодарствую, — сказала»; «И для милого хранима — // Не досталось никому»; «В пояс низко поклонилась; // Закрасневшись…»; «И взмолилась: «Жизнь моя! // В чем, скажи, виновна я?».

Характерной особенностью сказок Пушкина является употребление сложных основ с типичными для старославянизмов элементами: —благо-, -бого-, — зло- ,-  суе-, -чрево-, -еже-.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Благодарствую, — сказала», «Благодарствуй за обед…»;  «Бог тебя благослови…»; «С ним одним она была // Добродушна, весела».

«Сказка о золотом петушке»: «Царь скопца благодарит…».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»: «Твоего благословенья: //Ты детей благослови…»; «Мы отныне ежедневно…».

Наряду с фонетическими и словообразовательными признаками старославянизмов наблюдаем в сказках Пушкина и семантические старославянизмы, получившие значение, связанное с христианством: «Бог с тобою золотая рыбка», «Не печалься, ступай себе с богом» («Сказка о рыбаке и рыбке»), «Помолюсь усердно богу» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»), «Не боится, знать греха» (Сказка о золотом петушке»).

Встречаются также слова, не имеющие созвучий в русском языке, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «И прищелкивать перстами», «Сказка о рыбаке и рыбке»: «Она бьёт их, за чупрун таскает»,  «Парчовая на маковке кичка», «Сказка о золотом петушке»: «Инда плакал царь Дадон, // Инда забывал и сон»  и  вышедшие из употребления формы различных частей речи.

Таким образом, анализируя язык сказок А.С. Пушкина, можно отметить, что наряду с русскими вариантами слов автор использует старославянские с целью создания определенного художественного образа, неповторимого колорита эпохи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особую роль в истории русского языка играл на протяжении столетий старославянский язык, который в течение длительного времени был одним из источников формирования литературного языка. Благодаря близости к древнерусскому языку старославянский язык был в основном понятен не только образованным слоям общества. Но и более широким массам носителей древнерусского, а затем и русского языка. Многие же из особенностей, которые отличали старославянский язык от собственно русского, стали восприниматься как жанрово-стилистические отличия в общей системе русского литературного языка. В то же время старославянизмы представлены не только в русской классической литературе, но также и в литературе ХХ века, а многие именно старославянские по происхождению слова закрепились в литературном языке, вытеснив (или семантически ограничив) восточнославянские соответствия.

Старославянские слова имеют ряд характерных признаков: фонетических (неполногласие в соответствии с русским полногласием, начальные ю, е в соответствии с русскими у, о, например, юг и уг, единый и один, сочетание жд и другие фонетические особенности), словообразовательных (приставка пре-, суффиксы –ущ(ющ)-, -ащ(ящ)- и др.), семантических. При этом многие заимствованные элементы не воспринимаются как нечто чуждое русскому литературному языку.

В сказках А.С. Пушкина представлено большое количество старославянских заимствований. Здесь встречаются и фонетические ( щёлка, здравствуй, вражёнок, впредь, платы, , между,  младенцем, град, , главой,  единый, пожди, трепещет,  равны, бреге, крещёный, восхищенья, своенравна, блуждая,  славы, аль, сладит,  краса, хранима, страна,  юг,  побоище, пред,  ан  и др.),  и словообразовательные (взыскался, служителя, проворье, бедство, немилость, обежавши, укоризной, возглашают, вопрошает, усмехнувшись, пораздумай,  благословенья, взмолилась, разыгралось, корысть, добродушная, перемолвила, прекословит, благодарствую, восстала, хранима,  прекословит,  владений, опасность, вонзивши,  царстве,  старость, нападений, жизнь, приветствует и др.), и семантические старославянизмы (Бог, благословение, благодарствую, грех ). Многие эти слова укоренились в русском языке и не воспринимаются как иноязычные. Они создают основной тон повествования,  называя предметы, явления, признаки (например, слова старче, стража, враженок, корысть  т.п.).

Однако большая часть слов, заимствованных из старославянского языка, в сказках                                 А.С. Пушкина сохраняют стилевую и стилистическую специфику, что и создает эмоционально-экспрессивный фон повествования. Осознавая смысловую разницу между словом старославянским и русским, поэт использует книжное, а иногда и устаревшее слово для  того, чтобы создать определенный художественный образ, вызвать нужную ассоциацию у читателя.

Таким образом, старославянизмы играют очень значительную роль в создании выразительности образов, поэтичности языка, выполняя при этом различные стилистические функции. При использовании старославянских слов А.С. Пушкин опирается на то обстоятельство, что они как бы играют своими скрытыми, вторичными значениями, оттенками смысла – то более общими, то более конкретными. Они подчеркиваются или приглушаются, окрашивают собой соседние слова и строки, давая простор воображению читателя и в то же время ставя ему границы. Совокупность старославянских слов – это целая сеть связанных между собою поэтических значений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАБОТ

  1. Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку – М., 1959. — 443с.
  2. Войлова К.Л. Старославянский язык / К.Л. Войлова – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.
  3. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А.Н. Гвоздев – М.: Изд-во «Просвещение», 1965. – 407с.
  4. Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч., т. YIII. – М., 1952 – 528 с.
  5. Попов Е. Г. Современный русский язык / Е.Г. Попов – М.: Просвещение, 1978. —  349с.
  6. Пушкин. Итоги и проблемы изучения / Пушкин  – М. – Л.: Изд. «Наука», 1996. — с.570
  7.  Розенталь Д. Э., Голуб П. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык // Д.Э. Розенталь, П.Б. Голуб, М.А. Теленкова – М.: Международные отношения, 1995.
  8.  Розенталь Д. Э., Голуб П. Б. Секреты стилистики // Д.Э. Розенталь, П.Б. Голуб – М.: Изд-во «Просвещение», 1996. —  279с.
  9. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И .Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; Под ред. П. А. Леканта. – 3 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
  10. Тургенев И.С. Собрание сочинений, т. 12. М. – Л., 1930 – 1934, с. 229 –230
  11. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. / Д.Н. Шмелев — М., 1977

    СПИСОК СЛОВАРЕЙ

  1. Ожегов,  С. И., Шведова,  Н. Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, С.И. Шведова – М.: Просвещение, 1999.
  2. Старославянский словарь. / Под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки, Э. Благовой. – М.: Русский язык, 1999.
  3. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь./ под ред. чл.– кор. АНСССР С. Г. Бархударова. – М.: Просвещение, 1975.

 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы /А.А. Блок  – М.: Дрофа: Вече, 2002 – 201, 216, 254.
  2. Державин Г. Р. Сочинения [Текст] / Г.Р.Державин. — СПб.: Гуманитарное агенство «Академический проект», 2002. – 316, 371.
  3. Есенин С.А. Поэмы / С.А. Есенин. – М.: Дрофа: Вече, 2002 – 115, 154.
  4. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 5т. – Т. 2.: Поэмы. Сказки. Драматические произведения/ А.С. Пушкин – С-Пб., 1993. – 441с.

При всем совершенстве и развитости русского языка, обыденная и ежедневная речь русского человека будет выглядеть блеклой и скучной без старинных русских слов. Слова из русского прошлого добавляют в речь русского человека краски эмоций и выразительность смысла, осуществляя одновременно, незримую духовную связь русского человека со своими историческими корнями.

Привычка использовать эти слова позволит вам сохранить свою русскую душу, обеспечит преемственность поколений и позволит нам, русским, остаться уникальным народом.

Авось как-нибудь, либо, возможно, может быть
Ажно так что
Аксамит бархат
Алтын три копейки
Аспид злой человек, ядовитая змея
Ась? употребляется при переспрашивании, как вопросительный отклик на обращение или просьбу ответить, подтвердить что-нибудь. Соответствует по значению вопросу: что?
Бает говорит, рассказывает
Балакать говорить
Балдахин украшенный навес на столбиках
Батог палка, которой бьют
Беремя ноша, охапка, сколько можно обхватить руками
Божий промысел претворение в жизнь по воле всемирного Провидения или единого Отца небесного
Бояре богатые и знатные люди, приближённые царя
Бранное поле поле битвы
Брань битва, сражение
Броня одежда из металла, защищающая воина от ударов
Булат сталь особой выделкиОружие из этой стали тоже называли булатом
Былина русская народная эпическая (исполненная величия и героизма) песня – сказание о богатырях
В дозор ходить караулить, сторожить
Ватажиться знаться, общаться, дружить, вести знакомство
Ведаться знаться
Верея столб, на который навешивались ворота
Вертеп недоброе, грязное место, пещера, подземелье
Вершок старая мера длины, равна 4.4 сантиметра
Вестимо конечно, само собой разумеется
Ветошь тряпки, обрывки тканей для мытья чего-либо
Витязь благородный и храбрый воин, богатырь
Вприкуску пить чай пить чай кусочком сахара зажатым между передними зубами и протягивая через него жидкость или, если большой — мокая его в чаи и откусывая, запивая выпечку, варенье и проч
Выворотень корневище большого дерева, вывернутого из земли
Выдюжить выдержать, вытерпеть, перенести
Галушка клецка, сваренная в воде или в борще
Глас голос
Гой еси восклицание «Ой же вы!»
Горазд умеет
Гораздый умеет, умелый
Горка этажерка в форме пирамиды для дорогой посуды
Горница комната
Гумно место, где молотят, а также — сарай для хранения снопов
Давеча недавно, незадолго до момента разговора
Девушка сенная служанка
Дереза колючий кустарник, чепыжник
Дивить удивлять, удивить
Дивлюсь смотрю и удивляюсь
Добро личное имущество, вещи
Дремучий «дремучий лес» — тёмный, густой, непроходимый; неграмотный человек
Душегрейка тёплая короткая кофта или стёганка без рукавов, со сборками сзади
Дюжый большой и очень сильный, крупного телосложения, крепкий и мощный, здоровый и могучий
Егоза непоседа, слишком подвижный, суетливый человек
Елань травянистая поляна в лесу
Ендова широкий сосуд с носиком
Жалейка дудочка из ивовой коры
Жбан кувшин с крышкой
Живот жизнь
Завсегда всегда, постоянно
Заговеться начать говеть, поститься
Загодя заранее
Закрома место, в котором что-то хранят; например, муку, зерно
Закуток, закута укромное место, уголок в каком-нибудь помещении
Занедужить заболеть
Запеть Лазаря льстиво упрашивать
Застава заграждение из брёвен, пункт контроля на въезде
Злыдень маленькое фантастическое существо
Изба дом из круглых бревен
Изобилие много чего-либо
Именитый богатый, знатный
Империал золотая монета
Инда даже, так что
Инок в церкви«пострижен в иноки, потом посвящён в диаконы…»
Кадка ёмкость цилиндрической формы (бочонок), собранная из деревянных клёпок (дощечек), стянутых металлическими обручами
Казна деньги, достояние, имущество
Калиновый яркий, жаркий
Карга старая, некрасивая и злая женщина, ворона
Касатик ласковое обращение к кому-то
Кичка, кика старинный женский головной убор, украшающий облик и придающий стать
Клеть чулан, отдельная комната, холодное помещение
Клюка палка с загнутым верхним концом
Кныш хлеб, испеченный из пшеничной муки, который едят горячим
Кожух верхняя одежда из кожи, защита чего-либо
Кокора коряга, пень
Колготиться суетиться, шуметь; фраза «Не колготись!» — не суетись попусту
Колымага карета, в которой ездили знатные люди, сейчас — убогое средство передвижения
Коляда святочное величанье в честь хозяев дома; за коляду отдаривались подарком
Колядка рождественская песня, исполнявшаяся в сочельник и на первый день святок сельской молодежью
Короб лукошко, корзинка, ящик для личных вещей
Косая сажень древнерусская мера длины, расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см
Кочет петух
Красная цена в базарный день максимальная, которую можно дать за товар или по сделке
Крендель в кулинарии — хлебобулочные кондитерские изделия в виде восьмёрки; человек с лукавым характером
Криница колодец, родник
Кститься креститься, осенять себя крестом
Кудель пучок льна или шерсти
Кузов плетеная корзинка
Кулёк небольшой мешочек или свёрток
Кумекать понимать, соображать, рассудить о чём-нибудь
Кут угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур
Кутья крутая сладкая ячменная, пшеничная или рисовая каша с изюмом
Лады! выражение согласия, одобрения; синоним «Хорошо!»
Латка заплатка на одежде, чаще — небрежно сделанная
Легок на помине кто-то пришел сразу, как только о нем вспомнили
Лыко кора молодой липы, ивы, вяза, из неё плетут лапти, лукошки, корзинки
Лытать уклоняться от дела, отлынивать
Лытка часть ноги ниже колена
Маковка макушка на голове человека
Матица средняя потолочная балка
Меч булатный меч из особенно прочной стали
Мир крестьянская община
Молвить сказать, произнести
Мурава трава
Муравчатый поросший травой (муравой)
Набольший старший
Нагайка ременная плеть
Надёжа-воин опытный, надёжный, сильный, умелый боец
Надо покумекать подумать, смекнуть, обмозговать это дело, обсудить что-то с кем-либо
Надысь недавно, на днях
Наклад проценты
Накося-выкуси! категорический отказ с издевкой
Нарекать давать имя, называть
Нарёкся назвался
Нашептать произнести магическую формулу или старинный народный заговор
Не галди! не шуми!
Небылица правдоподобный или лживый рассказ, известие
Недоимка не уплаченный в срок налог или оброк
Недуг болезнь
Неисповедимый невыразимый словами, непостижимый
Не накладно недорого, выгодно
Несолоно хлебавши обмануться в своих ожиданиях, сделать что-то без ожидаемого результат
Нетути об отсутствии чего-либо в наличии; синоним «Нет ничего!»
Николи никогда
Ну, пакеда! неформально прощание
Обилие много чего-либо
Оборка завязка у лаптя
Оброк дань
Огниво камень или кусок стали для высекания огня из кремня
Оголтелый потерявший всякое чувство меры, бездумный
Одёжка справная то есть неплохая, ладно сидящая на человеке
Однова один раз, однажды
Оклематься прийти в сознание, выздороветь
Око, очи глаз, глаза
Окромя кроме
Окстись! опомнись!
Опамятоваться одуматься
Опричь кроме
Орарь, оратарь пахарь
Орать пахать
Остатний последний
Осьмушка одна восьмая (осьмая) часть чего-либо
Отлынивать уклоняться от дел
Палица дубина с окованным набалдашником
Панталык / понтолыга «толк», способность соображать, «порядок в голове»
Парит! душно, жарко
Парча шелковая ткань, затканная золотом или серебром
Паче ‘более’, ‘тем паче что..= тем более что…’
Пелена то, что закрывает со всех сторон (ткань, туман и т.д.)
Пенять укорять, упрекать
Перст палец
Пестовать нянчиться, растить и воспитывать ребёнка, холить и лелеять
Повой прием новорожденного
Подклеть нижний холодный этаж дома
Подсобить / пособить оказать помощь, содействие «Подсоби-ка старику»
Покамест пока что ещё, до сих пор, до поры, до времени (ещё какое-то время)
Полати дощатый помост для спанья, устроенный под потолком между печью и противоположной стеной
Полба особый сорт пшеницы
Половый (цвет) светло-желтый
Полуденные южные
Помело метла, обмотанная на конце тряпкой, слудит для подметания в печке
Порскнуть быстро выскочить и убежать
Посад село, в котором жили торговцы и ремесленники
Почать начать
Престол трон, особое кресло на возвышении, на котором сидел царь в торжественных случаях
Присно старое, высокого стиля слово, означающее — всегда
Прогалина незаросшая деревьями поляна или лужайка в лесу
Проталина небольшое, освободишееся от сенга, место
Прыскучий быстрый
Пуща заповедный, непроходимый лес
Пядь старинная мера, расстояние между большим и указательным пальцами руки
Радеть способствовать, помогать чему-либо или кому-либо
Распоясаться ходить без пояса, потерять всякий стыд
Ратные военные
Рать войско
Рачительный бережно использующий что-либо, усердный, старательный
Реки (глагол) говори
Роба рабочая одежда из грубой ткани
Росстань перекресток двух дорог
Рубище рваная, изношенная одежда
Рушник вышитое полотенце
Рядить договориться, условиться
Рядиться уговариваться
С кондачка не подготовившись
С почином с началом
С прибабахом со странностями, с придурковатостью
Саврасый светло-гнедой скакун, с желтизной при черном хвосте и гриве
Сажень древнерусская мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой
Сбить с панталыку привести в замешательство, в состояние растерянности, отвлечь от правильной мысли, смутить, толкать на что-либо дурное, запутать и «сбить с толку»
Светлица светлая, чистая комната
Сдюжить выдержать, вытерпеть, перенести
Седмица неделя
Скатертью дорога пожелание счастливого пути, обычно с издекой
Скит место уединенного проживания монахов христиан
Слобода поселок около города, пригород
Совесть не зазрит совесть не беспокоит
Соловые лошади желтовато-белой масти
Сорок сороков неопределённо большое множество чего либо
Сорочин, сарачин сарацин, арабский наездник
Спозаранку рано утром, «по холодку»
Спытать узнать
Старица старое (или высохшее) русло реки
Столбовая дворянка дворянка старинного и знатного рода
Студенец колодец со студеной водой
Супостат противник, недруг, враг
Сусальный покрытый тонкой плёнкой золота, серебра, меди или оловаПозолочен
Сусек ларь, в котором хранится мука или зерно
Терем высокий, с башенками наверху, дом
Толокно толчёная (немолотая) овсяная мука
Убраться нарядиться
Удел владение, княжество, судьба
Устьице наружное отверстие в русской печи
Хмара туча
Хоромы большой дом богатого человека
Целковый разговорное название металлического рубля
Цеп примитивное орудие для обмолота зерна, состоящее из двух связанных палок: длинной рукоятки и более короткой рабочей части, ударяющей по злакам
Чадо сын или дочь до 12 лет
чалый конь пёстрый, с белыми вкраплениями на серой (и другой, основной) шерсти или другого цвета грива и хвост
Чепыжник заросли колючего кустарника
Чаять ожидать, надеяться
Чеботарь сапожник, башмачник
Чёботы высокая закрытая обувь, мужская и женская, сапоги или башмаки с острыми, загнутыми кверху носками
Чело лоб человека, сводчатое отверстие в русской печи, входное отверстие берлоги
Челядь прислуга в доме
Чеплажка небольшая посуда для жидкости (чашка / плошка, бутыль)
Червлёный красный цвет
Черевички женские башмаки на каблучках и с острым носом
Чета пара, два предмета или лица
Четами парами, попарно
Четвертушка четвёртая часть чего-нибудь
Чикать ударять
Чугунка устаревшее название железной дороги
Шалопай лентяй, лодырь, бездельник, негодяй, балбес, оболтус-недоросль, обормот, охламон
Шандал подсвечник
Шасть (от слова шастать) стремительное, неожиданное движение
Шелом шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча
Шибко очень, слишком
Штоф стеклянная бутылка на 1,23 л (1/10 ведра)
Щедроты душевныя великодушие, человек с большим сердцем, проявляющий благородную широту души
Щелок раствор древесной золы
Юшка уха или жидкая похлёбка
Ярило древнее имя Солнца
Ясен пень в значении: «Естественно! Ну конечно!»
Яства еда, пища, кушанье
Яхонт название драгоценных камней, чаще рубина (корунд тёмно-красного цвета), реже сапфира (синий)
Яхонтовый драгоценный, чаще по отношению к человеку

На чтение 8 мин Просмотров 10.6к. Опубликовано 11.09.2022

Язык можно сравнить с живым организмом, он постоянно изменяется, растет, становится более объемным, появляются новые слова и словосочетания. До сих пор в лексике современного разговорного русского языка присутствуют старые слова, которые зачастую уже не употребляются в литературной форме. Старославянские слова и их значение необходимо и полезно знать, чтобы лучше понимать собственную культуру, иметь возможность читать произведения авторов прошлых столетий.

Ежедневная речь без их употребления будет выглядеть скучно, безлико. В связи с возрождением интереса к истории, древнерусской культуре, появляется необходимость понимать старинные слова и их значение. Прочтение древнего текста становится проще, интереснее, когда человек понимает старорусское слово.

В русском языке присутствуют слова, которые были в употреблении соседних народов. Значительную его часть составляет славянское слово. В IX веке старославянский язык стал литературным, на нем писались тексты церковных книг, прочие литературные труды, сборники законов. Он распространился на обширной территории. На Руси в полную силу он вошел в X веке, когда христианство проникало в самые отдаленные уголки государства. На нем говорила большая часть населения.

Виды устаревших слов

Со временем язык менялся, впитывал в себя слова других народов, происходило реформирование и упрощение речи. Древнее слово постепенно теряло свою силу, уходило из обихода. Устаревшее слово — слово, которое перестало применяться в речи человека, так как предметы или понятия больше не используются в жизни, либо у них появились современные синонимы. Такие слова делятся на две группы:

  • архаизмы;
  • историзмы.

Часто бывает трудно отличить один вид от другого. Архаизмами называют слова, которые не употребляются, так как их заменили современные синонимы. Исторические слова связаны с вещами, которые исчезли в ходе развития общества. Примерами архаизмов являются такие слова, как десница — правая рука. Пример историзма — корчма — постоялый двор.

Ажно — вводная частица, означающая между тем, вот, аж, даже.

Аркан — веревка, используемая для ловли животных. На конце была затягивающаяся петля. Заарканить — поймать, накинуть веревку на животное.

Байка — рассказ, в котором много выдумано рассказчиком. Сказка, небылица.

Баять — рассказывать, говорить.

Беремя — изначально имело значение ноши, которую можно охватить руками, охапка.

Бирич — человек, который на площади объявлял о введении новых законов, указах царя, воевод и других правителей. Еще назывался глашатаем.

Ватажиться — водить дружбу, быть хорошо знакомым с человеком.

Вершок — мера длины, равная, 4,4 см. Изначально равнялась длине фаланги указательного пальца.

В корень запрячь — если лошадь запрягалась в оглобли.

В споре дело — дело идет хорошо, как положено, по плану, без препятствий.

Голик — веник из веток березы, на которых нет листьев.

Гораздый — человек, который знает свое дело и хорошо с ним справляется.

Гость — так называли крупного купца, который входил гильдию и ездил за товаром за границу.

Гумно — специальное ровное место, где обмолачивали и хранили зерно.

Дородный — говорили о человеке или животном, имеющем плотное телосложение, крупные формы. Также имел значение красивый, видный.

Доселева — наречие в значении до сих пор.

Жерновцы — маленькая мельница для помола зерна на муку.

Живот — означает хороший достаток, который обеспечивает благополучную жизнь.

Жить, живать — использовалось слово в значении носить чистую, одежду, которая часто меняется.

Замураветь — когда поляна зарастает травой-муравой.

Заповедовать — распоряжаться, приказывать, давать наказ, повелевать.

Засельщина — житель отдаленной глухой деревни.

Исповедь — чистосердечное признание священнику в своих грехах. Таинство, когда священнослужитель выслушивает признание верующего.

Калиновые мосты — дорога по болотистой местности, которую мостили хворостом их калины.

Квашня — специальная деревянная кадка, где заводили тесто.

Кичига — ручное орудие, которым обмолачивали лен, злаки.

Кудель — пучок льна или шерсти, который готовили для пряжи.

Ладонь — ровное место, очищенное от травы, где молотили зерновые.

Лубяной — от слова «луб»  —  плотная часть липы, находящаяся под корой. Из него изготавливали вещи, которые должны были долго время сохранять свою прочность — крыша, короба.

Лытарь — лодырничать, уклоняться от дел, проводить время в лени.

Мед стоялый — хмельной напиток, изготовленный из старого, выдержанного меда с добавлением воды, приправлялся пряностями.

Мережка — узорчатый кусок ткани, сквозная прошивка. Также слово использовалось в значении паутины.

Названый — так называли неродных, приемных родственников. Например, названый отец, брат.

Накинуть службу — поручить какое-либо дело, отдать приказ.

Обкатиться — обливаться водой из большой емкости, в которую входит много жидкости.

Околица — в прежние времена поселения обносились изгородью, которая заодно была границей.

Омет — большой стог сена, соломы.

Опара — жидкое тесто, которое заводили в квашне, оно приправлялось дрожжами или использовалась закваска.

Орать — пахать землю. Оратаем называли пахаря

Полон — имеет несколько значений. Самое известное — плен. Также называли самих пленных. Полон означал и осаду поселения, крепости, окружение вражеских войск.

Поляница — так могли называть удальца, который мог похвастаться большой силой, богатырей и богатырш.

Поскотина — место, пастбище, где пасли скот.

Посул — обещание выполнить поручение. Также могло означать взятку, подарок, который требовал исполнения данного обещания.

Принять закон — жениться, дать клятву перед людьми, пообещать заботиться о другом человеке.

Прихожане — люди, которые ходят в один церковный приход, в один храм.

Просвира — специальный хлеб, имеющий своеобразную форму и рецептуру приготовления, раздается прихожанам в церкви, имеет священное значение.

Рожено дитятко — родной ребенок.

Рушник — полотенце, которое шили из холста, сотканного дома, часто бывало расшито узорами.

Рядить — разбираться в каком-либо происшествии, принимать судебное решение по делу.

Сажень — мера длины в старые времена, равнялась размаху рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

Скоморох — артист, который веселил и развлекал людей на улицах, шутил, пел, танцевал, показывал сценки. Скоморошить означало жить этим промыслом.

Срочное время – время, которое отводится на выполнение задание или какого-либо дела. Имеет определенные сроки.

Столбовые дворяне — знатные люди, имена которых занесены в специальный документ — свиток столбец. Они обладали длинной родовой историей.

Сусек — специальный ящик или ларь в амбаре, предназначенный для хранения зерна или муки.

Теребень — человек, который регулярно захаживает в питейное заведение, является постоянным посетителем.

Тьма — в значении огромное количество, что не возможно точно сосчитать.

Ужна — вечерний прием пищи, ужин.

Урочный — определенный срок, оговоренный, о котором условились заранее.

Хитра — женщина, применяющая колдовство.

Хоромы — большой дом, в котором, обычно, жили знатные и богатые люди. Чаще всего строился из камня.

Целовальник — должностное лицо, человек, который собирал разнообразные подати.

Чадо — маленький ребенок.

Челнок — слово имело разнообразное значение. В ткачестве так называлась колодочка, при помощи которой протягивали нить в ткацком станке. Также могла называться небольшая лодочка, которую использовали для переправы через небольшие реки.

Червленый — могло означать цвет темно-красный или же так называли корабль, изготовленный из дуба или вяза.

Шалыга — посох, у которого верхний конец загнут.

Шесток — площадка перед топкой печи в доме. На него могли выставлять всевозможные продукты для сушки.

Шкодить — наносить вред, вследствие озорства.

Щап — человек, который любит наряжаться.

Яруга — крутой овраг.

Яхонт — драгоценный камень рубин.

Заключение

Язык постоянно изменяется. С одной стороны, появляются новые слова и выражения, заимствуются у других народов. С другой стороны, часть слов устаревает, теряет свою актуальность и забывается. Они могут использоваться в научных трудах, художественной литературе. Часть древнеславянских слов продолжает существовать в рамках разговорной речи. Привычка использовать эти слова в повседневной жизни помогает народу поддерживать свою связь с историческими корнями.

В одних регионах наличие устаревших слов прослеживается более очевидно, чем в других. У каждого человека есть малая родина, место, где он родился, вырос. Связь с ним помогает поддерживать использование старых форм слов, которая распространена в бытовом языке этой местности.

Слова устаревают и выходят из употребления по разным причинам. Архаизмы заменили современными словами, хотя предметы и понятия остались в употреблении. Историзмы ушли из языка, так как вещи и явления, которые они обозначали, перестали использоваться в ходе развития человеческого общества. Старые формы употребляются и сегодня, но довольно часто в переносном смысле.

Современный человек удивляется, когда узнает истинное значение этого слова, осознавая, что использовал его не совсем верно. Устаревшие слова все еще используются в произведениях литературы, особенно автором прошлых веков. Для лучшего понимания смысла рекомендуется иметь определенный словарный запас таких слов.

  • Рассказ со смыслом остаться у разбитого корыта придумать
  • Рассказ со словом кот 1 класс азбука
  • Рассказ со словами столбик столбище столбовой
  • Рассказ со словами на букву с
  • Рассказ сноха настенька все части