Рассказ соколова микитова улетают журавли текст

Рассказы об осенних превращениях леса, когда на моховых болотах рассыпана по кочкам румя­ная клюква, на лесных полянах краснеют гроздья рябины, воздух чист и прозрачен, а многие птицы готовятся к перелету…

  • Улетают журавли
  • У лесного озера
  • Беляк
  • Ёж
  • Белки
  • Медведи
  • Рысь
  • Осенний вечер

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые под­осиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румя­ная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправ­ляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие жу­равли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.к оглавлению ↑

Улетают журавли

В золотые осенние дни собира­лись к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собрав­шись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шум­ные города высоко в небе летели жу­равли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чут­кие журавли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Чуть брезжит над рекой, над лес­ными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли подни­маются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, жу­равли! До радостной встречи вес­ною!

к оглавлению ↑

У лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озе­ром солнце.

На яркий, осыпанный росинка­ми-алмазами расписной ковёр по­хожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросши­ми вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; пе­репорхнёт, сядет долбить дерево дятел.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.

В таёжных глухих лесах каж­дую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глуха­ри колючей и жёсткой сосновой хвоей.

Ходит по гальке глухарь, выби­рает крепкие камешки. Не шелох­нётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осен­нее солнце.

к оглавлению ↑

Беляк

Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слу­шает.

Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хит­рая лисица, или схватит голод­ный волк, или спрыгнет с дере­ва и загрызёт быстрая рысь…

Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется бе­ляку, это идут злые волки. Прыг­нет из-под ног лягушонок — то­же страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрач­ные дни. Где ни ляжет, ни спря­чется, его видно издалека: кру­гом всё жёлтое, золотое, а пор­точки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит роб­кий беляк.

Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.

Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный суг­роб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни бы­страя рысь.

к оглавлению ↑

Ёж

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, че­рез лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Осенью у ежей мало до­бычи. Попрятались в зем­лю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

В ясные осенние дни го­товит себе хлопотливый тру­женик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лес­ной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бе­гать по лесу, ловить червей и жуков.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный суг­роб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его ло­гова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зи­му проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

к оглавлению ↑

Белки

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут про­ворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спу­скаются на землю собирать грибы.

В развилине елового сучка белки развесили су­шить красноголовый под­осиновик, тонконогие ма­ленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отбор­ные, вкусные орехи.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Поздней осенью пере­менят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах белки вос­питывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых моро­зов и холодных ветров.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шу­страя белка.

к оглавлению ↑

Медведи

Вечером вышла медве­дица с медвежонком на лес­ную полянку, увидела му­равьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-му­равьед, добывал муравьи­ные яйца. Услыхал он мед­ведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала раз­гребать лапой кучу. Раско­пала её и высунула длин­ный красный язык.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Облепят муравьи медве­жий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит му­равьёв. Смотрит на медве­дицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.

Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зи­му, накопить побольше жи­ру, нужно устраивать тёп­лую берлогу.

Поздней осенью забе­рутся медведи в свои бер­логи, будут спать до весны, до весеннего тёплого сол­нышка.

к оглавлению ↑

Рысь

Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зу­бах краснобрового тетере­ва-косача.

Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно ска­чет под ними чуткая рысь.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Слышит рысь, как пада­ют с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шу­стрые синички, как пере­порхнул, уселся на сухом дереве дятел.

Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.

И лето и зиму скитают­ся по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку- беляка, то схватят белку или подкрадутся к задре­мавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть ос­торожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет заби­раться на высокие густые деревья.

к оглавлению ↑

Осенний вечер

Быстро наступает вечер в глу­хом лесу.

Тёмные тени лежат под де­ревьями. Недвижно высятся ста­рые сосны, чернеют густые разла­пые ели.

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечер­нее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел —• желна. Он звонко долбит сухое де­рево.

Далеко слышен в вечернем ти­хом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и чер­вяков.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова зай­чишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчиш­ке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.

(Илл. Никольского Г.)

image_pdfimage_print

ГДБОУ Детский сад №15 Приморского района

 г. Санкт-Петербург

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому  развитию детей подготовительной группы

Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли»

по И.Соколова-Микитова

Составила: Вебер Т.Н

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы 
Тип: интегрированное
Возраст детей:6-7лет
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность
Формы организации: группа
Цель: развитие связной речи у детей через обучение пересказыванию
Задачи:

связная речь: формировать навык  пересказа  отрывка литературного произведения, последовательно и точно, используя слова и речевые обороты из текста;  закреплять умение отвечать на вопросы развернутым предложением.

словарь и грамматика: расширять и активизировать словарный запас; упражнять в образовании притяжательных прилагательных от имен существительных; совершенствовать навыки составления и использования сложноподчиненных предложений;  упражнять в  усвоение категории  творительного падежа единственного числа

звуковая культура речи:  произносить гласные звуки  с разной силой голоса;  уточнить и закрепить правильное произношение звуков [Л] , [Л’], формировать  умение дифференцировать его в словах; закреплять умение определять место звуков «А», «О», «У», «И» в словах, подбирать схемы слов к названиям предметов

Словарь:

существительные: птица, грач, ласточка, утка, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, ласточка, стая, клин, косяк, вереница, отлет, перелет, оперение, перо, гнездо, корм, насекомые

глаголы: петь, кричать, щебетать, летать, улетать, голодать, курлыкать, кормит, плывет

прилагательные: перелетные, водоплавающие, быстрые, певчая, голодная, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная

наречия: громко, весело, холодно, голодно, быстро

 Предварительная работа: рассматривание картин с изображением птиц перелетных и зимующих, чтение сказки «Лягушка-путешественница» Гаршин,

 «Осень на пороге» Мамин-Сибиряк. Наблюдение за птицами во время прогулки

Оборудование и материалы: флэш-карта: фонограмма «Осенний дождь», крик «Журавлей». Иллюстрации с изображением отлета перелетных птиц, с изображением журавлей. Силуэты птиц: журавли, утки, кукушка.Отрывок рассказа «Улетают журавли» И. Соколова—Микитова. Круги Луллия и технологические карты «Птицы»

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Звучит фонограмма «Осенний дождь»

Воспитатель загадывает детям загадку:

-Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает-

Это всё когда бывает?

             -Ответ детей (осенью)  

Воспитатель:

— Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

 — Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?  (Часто идет дождь, солнце-светит, но не греет, температура воздуха понижается, листва меняет цвет и опадает-листопад; светлое время суток становится короче, а темное-длиннее; изменяется жизнь людей, животных, птиц)

Воспитатель:

— Что меняется в жизни птиц с приходом осени?  (Птицы собираются в стаи, много кушают, готовятся к отлету)                        

 — Как называются птицы, которые улетают в теплые края?   (Перелетные)          

  — Назовите их. ( Ласточка, грач, кукушка, скворец, журавль и т.д)                  

— Почему птицы покидают родные места и улетают на юг? Остаются же с нами круглогодично вороны, голуби, галки, воробьи.  (Потому- что становится холодно, насекомые пропадают. Птицам нечем питаться)                                    

 — Как  выживают оставшиеся с нами птицы? ( Они перелетают ближе к дому человека, и могут питаться семенами и плодами растений, питаются др.пищей )

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель:

— Ребята, отгадайте загадку:
         Длинноногий, длинношеий,
         Длинноклювый, телом серый,
         А затылок голый, красный,
         Бродит по болотам грязным,

          Ловит в них лягушек,
         Бестолковых попрыгушек.  Кто это?     
(Журавль)   

 (показ иллюстрации: журавль)
— Что вы знаете об этой птице?
( Одна из крупнейших прелетных птиц, с длинными ногами и длинной шеей. Питается рыбой, лягушками, в осенний период-растительными кормами.  Журавли , сооружают гнезда у самой воды)

 (иллюстрация «Отлёт журавлей»)

 — Посмотрите на картинки. Что вы видите?       (Журавли летят)

-Как называется стая журавлей                             (Журавлиный клин)               

—  Кто из вас видел, как летят в небе журавли?    (ответы детей)                          

— Ребята, когда мы гуляли, мы наблюдали с вами за птицами, летящими высоко в небе. Помните?   ( ответы детей)

Словесная игра

-Я хочу предложить вам поиграть в игру «Как улетают птицы

Гуси, утки, лебеди— вереницей,

Ласточки, грачи, скворцы— стаей,

Кукушки— по-одиночке.

Предложить детям выложить силуэты птиц на доске (вереница, стая, клин, по одиночке)

— Дети,  если мы журавлиный клин направим вверх и поставим перемычку, то на какую  букву он будет похож? ( На букву «А»)

— Ребята, а чем отличается буква от звука?  (Буквы мы видим и пишем, а звук слышим)

— Дети, звук «А» какой?  (Гласный, гласные звуки при произношении поются)

А согласные? ( При произношении согласных звуков, мы испытываем преграду)

-Какие гласные звуки вы еще знаете? («А», «О»,  «У», «И»)

Упражнение на ослабление голоса (громко-средне-тихо-шепотом- беззвучная артикуляция: А-А-А-ааааа)

Упражнение на внимание

— Ребята, а если мы уберем перемычку, то на какую букву будет похож журавлиный клин? ( На букву «Л»)

— Как мы будем обозначить согласный звук «Л» (Согласный звук мы обозначаем синим цветом, если он твердый и зеленым, если-мягкий)

— Мы сейчас с вами поиграем в игру « Подними руку» когда услышишь звук «Л».

А.    Воспитатель произносит сначала сочетание звуков: СКЛПФ, НРЛМ, АОЛЫЭ,                      РПЛЭИ, АНОЛД; а потом слоги: АЛ, ОП, УМ, УЛ, АМ, НУ, ЛА, ДА

Б.     Подними руку, когда услышишь слово со звуком «Л»:  ЛАСТОЧКА, ПЕРО, УТКА- СЕЛЕЗЕНЬ, ГРАЧ, СОЛОВЕЙ, КУКУШКА, ЛЕБЕДЬ, ЖУРАВЛЬ, ОЗЕРО, ЛЕС, КРЫЛО

Речевая динамическая пауза.

Воспитатель:

-А теперь немного отдохнем, повторяйте за мной слова и движения.

        Спит журавлик под кустом,       (показываем дом)
       Там его уютный дом. 

        Мы смеялись и шумели,             (прыгают на двух ногах)
       Разбудить его хотели. 

        Но журавлик стоя спал,             (стоят на одной ноге)
      Видно сильно он устал. 

— Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал

И. Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

 Садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).

Чтение рассказа: «Улетают журавли»

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.

Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. 

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.  Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. (включить фонограмму крика «Журавлей») Один за другим журавли поднимаются с болота.   Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.                             

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

— Как называется рассказ?

— В какие  дни собирались к отлету журавли?

— Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?

— Как летят журавли?

— Какой путь предстоит журавлям?

— Куда потянулись косяки птиц?

— Над чем пролетали журавли?

— Где останавливались на отдых?

— Какой был лес?

— Когда журавли продолжили свой путь?

— Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?

— Откуда мы слышим прощальные голоса журавлей?

— Что кричали дети журавлям?

— Когда можно ждать журавлей обратно?

Игра в кругу ( с предметом) — «Почему?»

-А сейчас мы поиграем в игру «Почему?». Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, кто поймает рыбу/лягушку  (троят сложноподчиненные предложения, используют союз потому что)

— Почему осенние дни золотые? ( Потому-что осенью листва меняет цвет от желтого до красного)

— Почему болото для журавлей родное?(Потому-что, болото место обитания птиц)

— Почему косяки птиц стройные? (Потому-что, чтицы летят ровными линиями)

— Почему небо высокое и ясное? (Потому-что, погода хорошая)

— Почему крики прощальные? ( Потому-что птицы улетают и вернутся только весной)

— Почему встреча весной будет радостной? ( Потому-что птицы вернуться в родные края)

Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

(Слушают текст, рассматривают иллюстрации)

Пальчиковая гимнастика «Журавлики – журавли»

-Давайте встанем в круг и превратимся в журавлей.

        Журавлики – журавли        (пальцы в замок-разжать, сжать)

        Оторвались от земли,  

        Крылья к небу вскинули,    (взмахи кистями «крылья»)

        Милый край покинули.
      Закурлыкали в дали            ( сложить  «клювики»)

       Журавлики – журавли.

Пересказ произведения детьми.

Воспитатель:

— Ребята, а теперь давайте вместе перескажем рассказ.

Я начну рассказывать, а вы  мне поможете. Если кому-то сложно, смотрим на иллюстрации к рассказу

— А кто хочет пересказать весь рассказ?

-Молодцы ребята, прекрасный рассказ у нас получился!

Дид.игра с использованием «Кругов Луллия»

-А сейчас хочу предложить вам поиграть в игру- «Чьё гнездо?»

-Ребята, на игровом поле расположены  птицы и их гнезда.

-Я попрошу вас рассмотреть картинки и назвать перелетных птиц.

-Затем нам нужно найти  гнездо птицы и ответить на вопрос – «Чьё гнездо?»

Например:

Лебединое гнездо

-Журавлиное гнездо и т.д

— А теперь усложним задачу:  « Найди схему слова»

Повторим:

— какие гласные звуки вы знаете?

-Как их обозначают на схеме?

-Подберите предмет и схему слова

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель :

 -О каком времени года мы сегодня говорили?

— Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

— Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

— С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

-Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? А где испытали затруднения и над чем еще нужно поработь еще?  (ответы детей)

А теперь вопросы на засыпку!

-Чего больше — клювов или птиц?  (равное кол-во)

-Чего больше – крыльев или ног у птицы?  (равное кол-во)

-Бывает так или нет?- Как на белом,  на снегу

                                      Мерзнут ласточки в пургу

                                   — Домик скворца называется –дуплом..

— Какое слово не подходит: Журавль, журавлиный, журнал, журавушка

                                               Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка

-Исправьте ошибку:

                     Черная стриж- черный стриж

                      Белый лебеди-…..(белые лебедь)

                       Серое журавль-…..(серый журавль)

                       Быстрый ласточка- ….(быстрая ласточка)

                       Журавли кудахчут вдали-… (журавли курлычут..)

Осень в лесу



Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.


Улетают журавли

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.
Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.
Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!


Лось

Много лосей живёт в наших лесах. Иногда старые и молодые лоси близко подходят к людным селениям и шумным городам, бродят по городским паркам, на глазах людей переплывают реки, перебегают наезженные большие дороги. Люди заботливо берегут и охраняют редкостных красивых зверей, а умные лоси людей почти не страшатся.
Вот вышел из леса на край болота старый сохатый — лось. Стал посреди мелкого пожелтевшего березняка. Поднял голову с тяжёлыми ветвистыми рогами и заревел громко.
Ранним утром далеко слышен грозный рёв могучего лесного богатыря. Примолкли, слушают его звери и птицы. А где-то далеко, за болотом, отозвался, заревел другой старый лось.
Так каждую осень в наших глухих лесах ревут по утрам старые лоси, вызывают на бой своих соперников — лесных богатырей.


Глухарь на гальке

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озером солнце.
На яркий, осыпанный росинками-алмазами расписной ковёр похожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросшими вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.
Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; перепорхнёт, сядет долбить дерево дятел.
Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошнйк-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.
В таёжных глухих лесах каждую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жёсткой сосновой хвоей.
Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осеннее солнце.


Беляк

По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка.
Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает.
Страшно робкому зайчишке-беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь…
Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется беляку, это идут злые волки.
Прыгнет из-под ног лягушонок — тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова — у беляка душа в пятки.
Почти весь год в страхе живёт зайчишка- беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк.
Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.
Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.
Зароется он в снежный сугроб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.


Ёж

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.
Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.
Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.
Никто не найдёт его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.


Белки

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.
В развилине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи.
Поздней осенью переменят белки свои красные платьица на серые зимние шубки.
В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах, белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шустрая белка.


Медведи

Вечером вышла медведица с медвежонком на лесную полянку, увидела муравьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.
А в муравьиной куче сидел зелёный дятел- муравьед, добывал муравьиные яйца. Услыхал он медведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.
Подошла медведица к муравьиной куче, стала разгребать лапой кучу. Раскопала её и высунула длинный красный язык.
Облепят муравьи медвежий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит муравьёв. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.
Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зиму, накопить побольше жиру, нужно устраивать тёплую берлогу.
Поздней осенью заберутся медведи в свои берлоги, будут спать до весны, до весеннего тёплого солнышка.
В берлогах зимой родятся у медведиц маленькие медвежата. Сосут молочко, сладко чавкают. Тепло им в берлоге, греет и кормит их заботливая мать.


Рысь

Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах краснобрового тетерева-косача.
Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно скачет под ними чуткая рысь.
Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шустрые синички, как перепорхнул, уселся на сухом дереве дятел.
Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.
И лето и зиму скитаются по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку-беляка, то схватят белку или подкрадутся к задремавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь.
Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет забираться на высокие густые деревья.


Вечер в лесу

Быстро наступает вечер в глухом лесу.
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели.
Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.
Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел — желна. Он звонко долбит сухое дерево.
Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.
Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.
Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.
Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.


Волки

Далеко, за непроходимым журавлиным болотом, устроили своё логово, живут в лесу волки.
Ещё весной родились у волков их маленькие волчата-щенята.
Всё лето и осень кормят прожорливый выводок старые волки. Где поймают зайчишку, где из колхозного стада унесут овечку, где задавят жирного гуся. Много вреда делают жадные волки.
Каждое утро и вечер волки таскают в своё логово добычу.
Приближаясь к логову с добычей, они каждый раз громко воют. На разные голоса отвечают им малые и большие волчата. Старые волки собирают и кормят волчат.
Весело живут в лесу подрастающие волчата. Между кустами можжевельника по мягким моховым кочкам гоняются они друг за дружкой, грызут кости, играют в прятки.
Поздней осенью, когда выпадет снег и подрастут волчата, всей семьёй выйдут из лесного логова волки. Будут бродить вокруг деревень по глухим дорогам. Осенью и зимою далеко слышен по ночам вой волков, промышляющих добычу.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказ с фразеологизмами 4 класс как курица лапой
  • Рассказ с разносклоняемыми существительными
  • Рассказ с описанием или с рассуждением 3 класс литературное чтение придумай свой
  • Рассказ с описанием или рассуждением 3 класс литература придумай свой рассказ
  • Рассказ с описанием и рассуждением для 3 класса

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии