Рассказ солнце с белыми лучами

Солнце с белыми лучами

Старый солдат Ральф рассказывал сказки. У него были любимые сказки, которые он рассказывал по нескольку раз. Но они не надоедали слушателям.

Его сказки отличались тем, что обычно в сказках речь шла о минувших временах, старый же солдат обращался к будущему. Он был скорее фантаст, чем сказочник.

— История эта произойдет лет через сто, а может быть, через двести. Дети, вроде вас с Дугом, прибегут однажды домой в страшном возбуждении и, перебивая друг друга, станут рассказывать матери:

— Мама, мы нашли странный цветок!

— Он растет за домом, около клена с красными листьями.

— Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой.

— Вовсе нет! Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

Они все еще не могли отдышаться, а замолчать тоже не могли, им хотелось поскорей все высказать маме.

— Он пахнет корицей.

— Вовсе нет! Он пахнет солнцем.

— Солнцем? — Мама подняла брови, и глаза ее заблестели. — Я не знаю, как пахнет солнце. Разве можно понюхать солнце?

— Если наклониться пониже, можно. И на носу остается желтая пыльца. Смотри!

Два маленьких носа поднялись к маме — кончики были желтыми.

— Не знаю, о каком цветке вы говорите, — сказала мама и поочередно вытерла желтую пыльцу с ребячьих носов. — Может быть, вы придумали этот цветок? Хотя от придуманных цветов носы не желтеют. Пойдемте!

И все трое зашагали к клену с красными листьями.

Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами был похож тоже. Все зависело от того, чьи глаза на него смотрели.

— Значит, не ты посадила этот цветок? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. — Кто же посадил его? Отец?

Мама пожала плечами.

— Я слышала, что раньше… очень давно цветы появлялись сами и неожиданно. Никто не удивлялся, просто радовались.

— Неужели цветы могут появляться сами?!

— Только в сказках цветы появляются сами!

Четыре глаза с недоумением смотрели на маму.

— Может быть, этот цветок появился по ошибке? — сказала мама.

— По ошибке ничего хорошего не получается, — сказали дети. — Наверное, отец решил сделать нам подарок, всем троим.

И они стали ждать отца. И все это время они разглядывали цветок, поливали, заслоняли от яркого солнца. Постепенно все три носа стали желтыми.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение, измерил рост стебля, диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал:

— Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Весь остаток дня дети провели около цветка. Приходили соседи, разглядывали незнакомое растение, строили различные предположения о его появлении. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок инопланетянин — семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным. Одним он напоминал колесико с желтой сердцевинкой, другим — маленькое солнце с белыми лучами. И все уходили с желтыми носами.

А цветок одиноко стоял в траве и покачивался от ветра на тонком стебельке.

И тогда дети вспомнили о бабушке.

Обычно о бабушке они редко вспоминали, а тут вспомнили и привели ее в сад. Бабушке было сто лет, а может быть, двести, дети умели считать только до ста. Бабушка жила не только с ними, но и еще в каком-то далеком, малопонятном времени, о котором люди знали только по книгам. Отец называл бабушку «живая история».

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и тут дети заметили, что в глазах у бабушки накапливаются слезы.

— Что с тобой, бабушка?

— Может быть, от этого цветка у тебя аллергия?

— Тогда мы сорвем его и выбросим.

— Нет, нет, — запротестовала бабушка. — Никакой аллергии. Все в порядке.

— Почему же у тебя на глазах слезы?

— Цветы всегда напоминают людям детство, — сказала бабушка и легкой сухой рукой смахнула слезу.

— Разве когда вспоминают детство, плачут? — спросили дети. — У тебя было тяжелое детство?

— Нет, — ответила бабушка. — У меня было хорошее детство. Я просто встретила старого знакомого, как встречают на улице или на вокзале.

— Как же зовут… старого знакомого?

— Ромашка, — тихо произнесла бабушка.

— Ро-маш-ка, — по складам повторили дети. — Правильно? Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?

— Она из моего детства.

Слезы снова навернулись на глаза бабушки; у детей и стариков чуть что — слезы.

— Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, берега рек. Словно летом неожиданно выпал теплый снег.

Бабушка вспоминала, а детям казалось, что она рассказывает им забавную сказку, в которую сама верит.

— Белое колесико с желтой сердцевинкой было живым, оно встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. И от этого жизнь становилась прекрасней. А потом ромашек становилось все меньше. Их стали безжалостно срывать, каждый, кто проходил мимо, срывал.

— Зачем?! — четыре непонимающих глаза смотрели на старую женщину, а она молчала, не знала, что ответить.

Она опустилась в траву и низко наклонилась к ромашке. Ее губы шевелились, она что-то шептала своей старой знакомой. Может быть, рассказывала о своей жизни.

Неожиданно она оглянулась на детей, и глаза ее стали сухими:

— Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Она стала для вас чужой, как инопланетянин. Теперь ромашка уже не вернется.

— Вернется, — сказали дети. — Одна ромашка уже вернулась. Мы будем охранять ее, а когда придет осень, соберем семена. И весной вернутся остальные ромашки, и людям будет казаться, что выпал снег… Бабушка, когда ты была молодой, люди не знали, что ромашка — маленькое солнце с белыми лучами. Но теперь они будут знать.

Дети помогли бабушке подняться с травы. Нос у нее был желтый от пыльцы цветка, а глаза светились. И всем троим показалось, что высоко в небе над кленом с красными листьями сияет солнце с белыми лучами и оно пахнет ромашкой.

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Солнце с белыми лучами — Юрий Яковлевич Яковлев, Юрий Яковлевич Яковлев . Жанр: Детская проза. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале kniga-online.org.

Юрий Яковлев

Солнце с белыми лучами

Рассказ-фантазия

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

— Мама, мы нашли странный цветок!

— Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

— Мы не знаем его названия. Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой.

— Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

Они всё ещё не могли отдышаться, а замолчать тоже не могли. Им хотелось поскорее всё высказать маме.

— Он пахнет корицей.

— Вовсе нет! Он пахнет солнцем.

— Солнцем? — мама подняла брови, и глаза её заблестели. — Разве можно понюхать солнце?

— Если наклониться пониже, можно. И на носу остаётся жёлтая пыльца. Смотри!

Два маленьких носа поднялись к маме. Кончики носов были жёлтыми.

— Не знаю, о каком цветке вы говорите, — сказала мама и вытерла жёлтую пыльцу с ребячьих носов. — Может быть, вы придумали этот цветок? Хотя от придуманных цветов носы не бывают жёлтыми. Пойдёмте!

И они зашагали к клёну с красными листьями.

Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами был похож тоже. Всё зависело от того, чьи глаза на него смотрели.

— Значит, не ты посадила этот цветок, — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. — Кто же посадил его? Папа?

Мама пожала плечами.

— Я слышала, что раньше… очень давно цветы появлялись сами и неожиданно. Никто этому не удивлялся, люди просто радовались.

— Неужели цветы могут появляться сами?!

— Только в сказках цветы появляются сами!

Четверо глаз с недоумением смотрели на маму.

— Наверное, папа решил сделать нам подарок, всем троим сразу, — сказала мама.

И они стали ждать отца. И всё это время они разглядывали цветок, полили его, заслонили от яркого солнца. Постепенно все три носа стали жёлтыми.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение, измерил рост стебля и диаметр колёсика. Всё тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал:

— Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растёт много экзотических растений.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали.

Но никого цветок не оставил равнодушным. Одним он напоминал колёсико с жёлтой сердцевинкой, другим — маленькое солнце с белыми лучами. И все уходили с жёлтыми носами. А цветок одиноко стоял в траве и покачивался от ветра на тонком стебельке.

И тогда дети вспомнили о бабушке.

Обычно о бабушке они редко вспоминали, а тут вспомнили и привели её в сад. Бабушке было сто лет, а может быть, двести, но дети умели считать только до ста. Бабушка жила не только с ними, но и ещё в каком-то далёком времени, о котором люди знали только по книгам. Отец называл бабушку «живая история».

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и тут дети заметили, что в глазах у бабушки слёзы.

— Что с тобой, бабушка?

— Может быть, от этого цветка у тебя аллергия?

— Тогда мы сорвём его и выбросим.

— Нет, нет, — заволновалась бабушка. — Никакой аллергии. Всё в порядке.

— Почему же у тебя слёзы?

— Цветы всегда напоминают людям детство, — сказала бабушка и лёгкой сухой рукой смахнула слезу.

— Разве, вспоминая детство, плачут? — спросили дети. — У тебя было тяжёлое детство?

— Нет, — ответила бабушка, — у меня было хорошее детство. Я просто встретила старого знакомого, как встречают на улице или на вокзале.

— Как же зовут… старого знакомого?

— Ромашка, — тихо произнесла бабушка.

— Ро-маш-ка, — по складам повторили дети. — Правильно? Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?

— Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. И людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Я помню, мы из ромашек плели венки.

— Какие венки? — это слово было непонятно детям.

— Маленькие обручи из ромашек. Мы плели их и надевали на голову, — объяснила бабушка.

— Маленькие обручи из ромашек окружали голову?

— А что было потом?

Бабушка задумчиво посмотрела куда-то вдаль.

— Потом, — тихо сказала она, — мы бросали венки в реку, и они плыли по течению.

— Как спасательные круги?

— Они спасали тех, кто не умеет плавать?

Бабушка улыбнулась.

— Мы думали, что венки поплывут по рекам, озёрам, по морям. И никогда не увянут, потому что кругом вода. Может быть, наши венки и сейчас плавают где-то…

От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. И от этого жизнь становилась прекраснее.

А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали. Каждый, кто проходил мимо, срывал.

— Зачем?! — четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить.

Дети искали ответа на свой вопрос, строили догадки:

— Наверное, из ромашки делали лекарство, которое спасло людям жизнь!

— Может быть, из неё извлекали витамин роста?

Бабушка покачала головой.

— Ромашку срывали просто так.

— Просто

Юрий Яковлев

Солнце с белыми лучами

Рассказ-фантазия

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

— Мама, мы нашли странный цветок!

— Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

— Мы не знаем его названия. Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой.

— Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

Они всё ещё не могли отдышаться, а замолчать тоже не могли. Им хотелось поскорее всё высказать маме.

— Он пахнет корицей.

— Вовсе нет! Он пахнет солнцем.

— Солнцем? — мама подняла брови, и глаза её заблестели. — Разве можно понюхать солнце?

— Если наклониться пониже, можно. И на носу остаётся жёлтая пыльца. Смотри!

Два маленьких носа поднялись к маме. Кончики носов были жёлтыми.

— Не знаю, о каком цветке вы говорите, — сказала мама и вытерла жёлтую пыльцу с ребячьих носов. — Может быть, вы придумали этот цветок? Хотя от придуманных цветов носы не бывают жёлтыми. Пойдёмте!

И они зашагали к клёну с красными листьями.

Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами был похож тоже. Всё зависело от того, чьи глаза на него смотрели.

— Значит, не ты посадила этот цветок, — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. — Кто же посадил его? Папа?

Мама пожала плечами.

— Я слышала, что раньше… очень давно цветы появлялись сами и неожиданно. Никто этому не удивлялся, люди просто радовались.

— Неужели цветы могут появляться сами?!

— Только в сказках цветы появляются сами!

Четверо глаз с недоумением смотрели на маму.

— Наверное, папа решил сделать нам подарок, всем троим сразу, — сказала мама.

И они стали ждать отца. И всё это время они разглядывали цветок, полили его, заслонили от яркого солнца. Постепенно все три носа стали жёлтыми.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение, измерил рост стебля и диаметр колёсика. Всё тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал:

— Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растёт много экзотических растений.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали.

Но никого цветок не оставил равнодушным. Одним он напоминал колёсико с жёлтой сердцевинкой, другим — маленькое солнце с белыми лучами. И все уходили с жёлтыми носами. А цветок одиноко стоял в траве и покачивался от ветра на тонком стебельке.

И тогда дети вспомнили о бабушке.

Обычно о бабушке они редко вспоминали, а тут вспомнили и привели её в сад. Бабушке было сто лет, а может быть, двести, но дети умели считать только до ста. Бабушка жила не только с ними, но и ещё в каком-то далёком времени, о котором люди знали только по книгам. Отец называл бабушку «живая история».

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и тут дети заметили, что в глазах у бабушки слёзы.

— Что с тобой, бабушка?

— Может быть, от этого цветка у тебя аллергия?

— Тогда мы сорвём его и выбросим.

— Нет, нет, — заволновалась бабушка. — Никакой аллергии. Всё в порядке.

— Почему же у тебя слёзы?

— Цветы всегда напоминают людям детство, — сказала бабушка и лёгкой сухой рукой смахнула слезу.

— Разве, вспоминая детство, плачут? — спросили дети. — У тебя было тяжёлое детство?

— Нет, — ответила бабушка, — у меня было хорошее детство. Я просто встретила старого знакомого, как встречают на улице или на вокзале.

— Как же зовут… старого знакомого?

— Ромашка, — тихо произнесла бабушка.

— Ро-маш-ка, — по складам повторили дети. — Правильно? Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?

— Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. И людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Я помню, мы из ромашек плели венки.

Домашнее задание по ЛитР для 5 класса

— Прочитайте рассказ Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами».

Старый солдат Ральф рассказывал сказки. У него были любимые сказки, которые он рассказывал по нескольку раз. Но они не надоедали слушателям.

Его сказки отличались тем, что обычно в сказках речь шла о минувших временах, старый же солдат обращался к будущему. Он был скорее фантаст, чем сказочник. — История эта произойдет лет через сто, а может быть, через двести. Дети, вроде вас с Дугом, прибегут однажды домой в страшном возбуждении и, перебивая друг друга, станут рассказывать матери: — Мама, мы нашли странный цветок! — Он растет за домом, около клена с красными листьями. — Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. — Вовсе нет! Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

Они все еще не могли отдышаться, а замолчать тоже не могли, им хотелось поскорей все высказать маме. — Он пахнет корицей. — Вовсе нет! Он пахнет солнцем. — Солнцем? — Мама подняла брови, и глаза ее заблестели. — Я не знаю, как пахнет солнце. Разве можно понюхать солнце? — Если наклониться пониже, можно. И на носу остается желтая пыльца. Смотри!

Два маленьких носа поднялись к маме — кончики были желтыми. — Не знаю, о каком цветке вы говорите, — сказала мама и поочередно вытерла желтую пыльцу с ребячьих носов. — Может быть, вы придумали этот цветок? Хотя от придуманных цветов носы не желтеют. Пойдемте!

И все трое зашагали к клену с красными листьями.

Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами был похож тоже. Все зависело от того, чьи глаза на него смотрели. — Значит, не ты посадила этот цветок? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. — Кто же посадил его? Отец?

Мама пожала плечами. — Я слышала, что раньше… очень давно цветы появлялись сами и неожиданно. Никто не удивлялся, просто радовались. — Неужели цветы могут появляться сами?! — Только в сказках цветы появляются сами!

Четыре глаза с недоумением смотрели на маму. — Может быть, этот цветок появился по ошибке? — сказала мама. — По ошибке ничего хорошего не получается, — сказали дети. — Наверное, отец решил сделать нам подарок, всем троим.

И они стали ждать отца. И все это время они разглядывали цветок, поливали, заслоняли от яркого солнца. Постепенно все три носа стали желтыми.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение, измерил рост стебля, диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Он сказал: — Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Весь остаток дня дети провели около цветка. Приходили соседи, разглядывали незнакомое растение, строили различные предположения о его появлении. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок инопланетянин — семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным. Одним он напоминал колесико с желтой сердцевинкой, другим — маленькое солнце с белыми лучами. И все уходили с желтыми носами.

А цветок одиноко стоял в траве и покачивался от ветра на тонком стебельке.

И тогда дети вспомнили о бабушке.

Обычно о бабушке они редко вспоминали, а тут вспомнили и привели ее в сад. Бабушке было сто лет, а может быть, двести, дети умели считать только до ста. Бабушка жила не только с ними, но и еще в каком-то далеком, малопонятном времени, о котором люди знали только по книгам. Отец называл бабушку «живая история».

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и тут дети заметили, что в глазах у бабушки накапливаются слезы. — Что с тобой, бабушка? — Может быть, от этого цветка у тебя аллергия? — Тогда мы сорвем его и выбросим. — Нет, нет, — запротестовала бабушка. — Никакой аллергии. Все в порядке. — Почему же у тебя на глазах слезы? — Цветы всегда напоминают людям детство, — сказала бабушка и легкой сухой рукой смахнула слезу. — Разве когда вспоминают детство, плачут? — спросили дети. — У тебя было тяжелое детство? — Нет, — ответила бабушка. — У меня было хорошее детство. Я просто встретила старого знакомого, как встречают на улице или на вокзале. — Как же зовут… старого знакомого? — Ромашка, — тихо произнесла бабушка. — Ро-маш-ка, — по складам повторили дети. — Правильно? Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии? — Она из моего детства.

Слезы снова навернулись на глаза бабушки; у детей и стариков чуть что — слезы. — Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, берега рек. Словно летом неожиданно выпал теплый снег.

Бабушка вспоминала, а детям казалось, что она рассказывает им забавную сказку, в которую сама верит. — Белое колесико с желтой сердцевинкой было живым, оно встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. И от этого жизнь становилась прекрасней. А потом ромашек становилось все меньше. Их стали безжалостно срывать, каждый, кто проходил мимо, срывал. — Зачем?! — четыре непонимающих глаза смотрели на старую женщину, а она молчала, не знала, что ответить.

Она опустилась в траву и низко наклонилась к ромашке. Ее губы шевелились, она что-то шептала своей старой знакомой. Может быть, рассказывала о своей жизни. Неожиданно она оглянулась на детей, и глаза ее стали сухими: — Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Она стала для вас чужой, как инопланетянин. Теперь ромашка уже не вернется. — Вернется, — сказали дети. — Одна ромашка уже вернулась. Мы будем охранять ее, а когда придет осень, соберем семена. И весной вернутся остальные ромашки, и людям будет казаться, что выпал снег… Бабушка, когда ты была молодой, люди не знали, что ромашка — маленькое солнце с белыми лучами. Но теперь они будут знать.

Дети помогли бабушке подняться с травы. Нос у нее был желтый от пыльцы цветка, а глаза светились. И всем троим показалось, что высоко в небе над кленом с красными листьями сияет солнце с белыми лучами, и оно пахнет ромашкой.

Разберитесь в содержании прочитанного.

— Исследуйте текст, отвечая на вопросы устно:

1). В чём особенность жанра произведения? Почему старый солдат Ральф «скорее фантаст, чем сказочник»?

2). «Соберите» по тексту все названия цветка.

3). Сколько ромашек было раньше? Найдите в тексте художественные детали, помогающие определить, какую роль играла ромашка в давние времена.

4). Почему бабушка чувствует вину перед детьми?

5). Почему цветы всегда напоминают людям детство?

6). Найдите в тексте предложение, объясняющее, как и для чего появлялись цветы раньше.

7). Какие проблемы раскрываются в тексте? Выберите нужное: — Проблема красотыПроблема одиночестваПроблема любви к природеПроблема старостиПроблема сохранения природыПроблема любознательностиПроблема ответственности за сохранение природыПроблема восприятия красоты

— Выполните обязательные задания письменно:

1). В чём разница восприятия цветка окружающими? Каким должен быть человек, который видел в ромашке «белое колёсико с жёлтой сердцевинкой»? Каким должен быть человек, который видел в ромашке «солнце с белыми лучами»? В сказке выделяются несколько образов: дети, мать, отец, бабушка, соседи. Какое восприятие ромашки подходит каждому из героев:

«Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой» — ________________________________ .

«Солнце с белыми лучами» — ______________________________________________.

2). Одной из «сильных позиций» произведения является его концовка. Как Вы можете объяснить финал текста? (объём ответа: 3 – 4 предложения)

3). В чём состоит символический смысл названия произведения Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами»? (объём ответа: 2 – 3 предложения). Подсказка: Солнце символ славы, тепла, жизненной силы. Ромашкасимвол детства, скромности и искренности.

— Выполните задание по желанию письменно:

Творческая работа. Вспомните, что такое реклама. Предложите «рекламу» произведению Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами». Можно воспользоваться небольшой подсказкой: сначала составьте «цепочку» из 4 – 5 неожиданных вопросов по тексту (например, Чем пахнет солнце? или Когда снег бывает тёплым?), затем завершите работу фразой: «Если Вы хотите узнать ответы на эти вопросы, прочтите сказку Ю.Яковлева «Солнце с белыми лучами»!

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:
– Мама, мы нашли странный цветок!
– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Цветочек похож на маленькое солнце с белыми лучами.. . Ты не знаешь, что это за цветок? И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся на их приусадебном участке. Пришелец, в самом деле, был так пригож и, действительно, похож на солнышко с белыми лучиками.
– Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они приутихли, стали ждать отца.
Через два дня прибыл отец из командировки, и оказалось, что никаких цветов он тоже весной не са¬жал. Отец долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Всё тщательно записал в книжечку, потом сфотогра¬фировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
И он сказал чуть взволнованным голосом:
– Трудно, конечно, определить сразу, но я подозреваю, что семечко этого диковинного цветка занесло ветром из жарких стран, где растёт много экзотических цветов.
Приходили соседи и, разглядывая таинственного новосёла, только разводили руками. Одни предполагали, что в природе появился новый вид. Другие не исключали: этот цветок – инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда пошли к бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила ещё в то далёкое время, о котором люди знали только по книгам и сведениям, почерпнутым из Интернета.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла оч¬ки, словно они мешали рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
– Это ромашка, – тихо сказала бабушка.
– Ро-маш-ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?
– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они, вообразите, росли в лесах и на берегах рек, покрывали поля, пригорки, делая их белыми, словно покрытыми снегом. Людям и казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Рассказывали: когда моя бабушка встретила деда с войны, она подарила ему ромашки/Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывал каждый, кто проходил мимо.
– Зачем? – Четыре непонимающих глаза, наполненных слезами, смотрели на бабушку, а она молчала, не зная, что ответить. Потом покачала головой:
– Срывали просто так.
Бабушка низко поклонилась ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими.
– Мы виноваты перед вами, дети! Вместо того, чтобы сберечь ромашку, мы извели её, родимую. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, словно это цветок-инопланетянин.

Подготовка к написанию сжатого изложения

Подготовка к написанию сжатого изложения в 6-м классе

Цели урока:

  • повторение темы “художественные средства языка”, “стили и типы речи”,
  • обучение приёмам сжатия текста,
  • развитие умения выделять микротемы,
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, ксерокопии текста изложения

Оформление доски:

  • Юрий Яковлев.
  • Рассказ “Солнце с белыми лучами”
  • Сжатое изложение.

Ход урока

1 .Организационный момент.

-Давайте настроимся на работу

2. Актуализация знаний.

— Определим слово по его значению: Очень краткий, небольшой по времени, по объёму. (Сжатый)

Исходя из этого, определим тему урока

(На уроке будем готовиться к изложению)

-А какие виды изложений вы знаете? ( Подробное, выборочное и сжатое)

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Следовательно, какие цели мы перед собой поставим? ( Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения; определять главную информацию в тексте, обобщить её и исключить второстепенную информацию)

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать,

Юрий Яковлев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

3. Сообщение ученика о писателе (слайд 1):

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с белыми лучами”.

— О чём вам говорит название рассказа? (Речь пойдёт о ромашке) слайд 2.

— Какое средство выразительности использует автор?( Солнце с белыми лучами- метафора – скрытое сравнение)

Почему? (так интереснее, загадочнее)

4. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

Несмотря на то, что на экзамене учащиеся будут воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

( Обучающимся раздаются листы с текстом.)

5. Анализ текста:

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? ( Действие разворачивается в будущем).

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает нас о том, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок, удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого, например, страшно весело, живой труп, жутко смешно).

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

5. Работа над сжатием текста.

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (

(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

— Прочитайте 1-й абзац. Слайд 3.

— О чём идёт речь?

— Как озаглавим?

— Какие можно выделить ключевые слова?

-Как сократим этот абзац? Передаем самую главную информацию, при этом опускаем диалог.

— Его нужно пересказывать сжато или подробно? (Этот абзац передаём сжато)

-(На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).

1.Странный цветок. Слайд 4.

Странный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами

— Перескажите 1-ю часть.( Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.)

— Прочитайте 2-й абзац. Слайд 5

-Подчеркните ключевые слова.

-Как сократим этот абзац? ( кратко передадим действия отца)

— Придумайте название.

2. Отец изучает незнакомца. Слайд 6

Рост стебля, диаметр колесика, экзотические цветы.

— Перескажите эту часть сжато. Обязательно ли использовать диалог?( Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.)

— Прочитайте 3-й абзац.слайд 7

— О чем идет речь? ( Для всех это растение – загадка: никто не узнает его)

-Как сократим этот абзац?

— Основную мысль передадим кратко.

-Озаглавьте и подчеркните ключевые слова

3. Таинственный новосел. Слайд 8

Таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, не оставил равнодушным.

— Перескажите эту часть сжато. (Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.)

— Прочитайте 4-й абзац. Слайд 9

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

-.Прочитайте 5-й абзац. (слайд 10),

— Можно ли объединить эти два абзаца? ( Конечно, говорится об одном)

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

-Как озаглавим эту часть?

4. Ромашка из бабушкиного детства. Слайд. 11 Подчеркните ключевые слова

Удивительное растение, она из детства, ромашка, слёзы на глазах, безжалостно срывали, низко наклонилась к ромашке.

— Перескажите фрагмент близко к тексту. (Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.)

— Прочитайте 6-й абзац. Слайд 12.

— Какая мысль содержится в данной части? (Главная, здесь заключена идея всего текста)

— Какие слова повторяются дважды? (Не уберегли)

— Почему? (Люди виновны в том, что исчезла ромашка. Так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного отношения к природе.

-Как озаглавим?

5. ”Мы виноваты перед вами, дети!” слайд 13. Подчеркните ключевые слова

Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли, стал чужим, инопланетянин.

Перескажите сжато эту часть. (Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.)

6. Словарная работа.

– Сумели ли мы сохранить тему и основную мысль текста?

– Какова она?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные используются, чтобы избежать повторов, ярче и образнее выразить мысль) слайд 14

  • Ромашка – странный цветок
  • неизвестный цветок
  • белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
  • солнце с белыми лучами
  • таинственный новосёл
  • цветок-инопланетянин
  • удивительное растение
  • самый родной цветок

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

Литература:

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

Приложение

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали…

Сочинение на тему: Солнце с белыми лучами

Яковлев – писатель, что подарил детям множество интересных рассказов и среди них рассказ «Солнце с белыми лучами», который мы изучили на литературе. Это замечательное произведение, которое показывает нам будущее и то, к чему может привести наше отношение к природе. В изложении «Солнце с белыми лучами» речь идет о привычной нам ромашке, том самом цветочке, по которому девочки гадают «любит — не любит». Вот только будущее поколение этот цветок не застанет, ведь он исчезнет с лица земли, причем, на примере одного цветка, автор показывает нам то, что может случится со всеми объектами природы.

Изложение солнце с белыми лучами

Яковлев в произведении «Солнце с белыми лучами» рассказал о том, как дети нашли неизведанный для них, какой-то инопланетный цветок. Он был схож с солнцем и даже издавал он аромат солнца. Но что это был за цветок, никто не знал. Его в произведении называют «неизвестным цветком», «белым колесиком с желтой сердцевинкой», «удивительным растением», «солнцем с белыми лучами». Для них ромашка оказалась неведомым новоселом, цветком инопланетного происхождения. Данное растение было неизвестно ни детям, ни родителям, ни соседям и только столетняя бабушка узнала этот красивый «самый родной цветок», который навеял ей о прошлом. Бабушка и поведала о ромашке. В ее детстве этих цветов было так много, что казалось на землю выпадал летом теплый снег. Из ромашек собирали букеты, из них плели венки. Вот только срывались эти цветы безжалостно, поэтому их становилось меньше и меньше, и в один день они вовсе исчезли.

Бабушка попросила прощение у детей за то, что их поколение так легкомысленно относилось к природе. Это привело к тому, что самый родной цветок для будущего поколения стал чужим и неизвестным.

Автор в своей работе «Солнце с белыми лучами» и в своем сочинении учит нас бережливости, любви к природе, чтобы не произошла описанная в рассказе ситуация. Ведь очень часто замечаешь, как девочки нарвут охапок цветов и тут же забывают его на лавке. Зачем тогда рвать цветы, если они не были нужны? Вот такими подобными действиями мы постепенно уничтожаем природу и может так произойти, что подрастающее поколение, и правда, поверит в инопланетный подарок.
Очень интересный и познавательный рассказ «Солнце с белыми лучами».


  • Рассказ солженицына колокол углича краткое содержание
  • Рассказ соленый пес читать
  • Рассказ солдата о войне в чечне
  • Рассказ солдата о войне в афганистане
  • Рассказ соколова микитова русский лес читать