- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ произведения Колокол Углича Солженицына
Анализ произведения Колокол Углича Солженицына
История создания
А.И.Солженицын создавал свои небольшие миниатюры, которые потом объединил в сборник под название «Крохотки», в период с 1958-1960г. Большинство сочинений, вошедших в книгу, автор писал вдохновленный впечатлениями от поездок на велосипеде по территории Средней России. Однако публикация «Крохоток» отечественными издательствами была невозможна, поэтому впервые миниатюры появились на страницах Франкфуртского журнала «Грани» в 1964 г. Одной из этих миниатюр был и «Колокол Углича»
Жанровое своеобразие
Сочинения, собранные в «Крохотках», представляют собой особый авторский жанр, который нацелен на глубокое раскрытие целостной картины через нарисованный образы, открывающие духовную сущность явлений.
Произведения – это не просто миниатюрные рассказы в их классической трактовке. Они подобны и лирическим миниатюрам, и стихотворениям в прозе, и моментальным фотографиям. В столь небольших сочинениях писателю удается отобразить глубокий смысл, используя всего лишь пару предложений, основываясь на личных переживаниях и крике души.
Сюжет и тема, главные образы
В «Колоколе Углича» писатель затрагивает проблематику потери связи между прошлым и настоящим. Представители современного поколения отказываются принимать и осознавать историю. Образ самого колокола олицетворяется с образом великомученика, которые был стоек в своей вере. Описание колокола автором подобно описанию живого человека. Используются в тексте такие эпитеты как «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для Солженицына колокол воспринимается живым существом и в некоторой степени отождествляется со страданиями всей страны.
Прослеживается схожесть судьбы колокола с судьбой самого автора. И первый, и второй сначала были изгнаны из родины, затем «помилованы» и возвращены. Такого рода аналогии просматриваются в тексте прозрачно и понятно. У колокола отсутствовала одна проушина и «язык», чтобы он не звонил. Так и произведения Солженицына не издавали в России, поскольку их внесли в категорию запрещенных.
Единственный удар, который сделал невидимый герой в колокол, также символичен. Этим жестом писатель начинает отсчет «смуты третьей», выражая тревогу за события нынешнего времени. Он обеспокоен судьбой и будущим современной Родины. Непрерывно противопоставляя «смутное время» и современность автор показывает извечное противостояние народа с представителями власти как в прошлом, так и в настоящем.
Композиция
По своей структуре произведение схоже с эссе. Текст построен на свободном потоке речи автора, подобно устному размышлению писателя об увиденном. Речь писателя в сочинении отличается эмоциональностью, с наличием образцов разговорной речи, субъективной оценки описываемого. Произведение отличается строгой документальностью, достоверностью, фактографичностью и информативностью.
Таким образом в миниатюре поднимаются проблемы глобального плана. Невзирая на короткость и емкость произведения, глубоко раскрываются проблемы, основанные на жизненном опыте писателя.
2 вариант
Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан, награжден и проклят одновременно. Во всех его произведениях читатель найдет ответы на философские и простые человеческие вопросы. Отдельный интерес представляет «Крохотки» — короткие лирические миниатюры. Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.
Один из таких рассказов – «Крохоток» — «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.
Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.
Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.
Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.
В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Колокол Углича Солженицына
Популярные сегодня темы
- Образ России в поэме Мертвые души Гоголя
Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная
- Тыбурций в рассказе В дурном обществе Короленко
Пан Тыбурций Драб – один из самых ярких персонажей повести «В дурном обществе» Владимира Короленко. Статус второстепенного персонажа при этом нисколько не снижает значимость этого героя.
- Сочинение Хрюмины характеристика и образы в комедии Горе от ума Грибоедов
Пьеса «Горе от ума» А.С.Грибоедова, была написана в 1824 году. Произведение было написано в комедийно-развлекательном жанре.
- Интересные факты о Сталине
В детстве Сталин травмировал руку, из-за чего до конца своих дней не мог её полностью разгибать.
- Характеристика и образ Марьи Антоновны в комедии Ревизор Гоголя сочинение
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.
История создания
А.И.Солженицын создавал свои небольшие миниатюры, которые потом объединил в сборник под название «Крохотки», в период с 1958-1960г. Большинство сочинений, вошедших в книгу, автор писал вдохновленный впечатлениями от поездок на велосипеде по территории Средней России. Однако публикация «Крохоток» отечественными издательствами была невозможна, поэтому впервые миниатюры появились на страницах Франкфуртского журнала «Грани» в 1964 г. Одной из этих миниатюр был и «Колокол Углича»
Жанровое своеобразие
Сочинения, собранные в «Крохотках», представляют собой особый авторский жанр, который нацелен на глубокое раскрытие целостной картины через нарисованный образы, открывающие духовную сущность явлений.
Произведения – это не просто миниатюрные рассказы в их классической трактовке. Они подобны и лирическим миниатюрам, и стихотворениям в прозе, и моментальным фотографиям. В столь небольших сочинениях писателю удается отобразить глубокий смысл, используя всего лишь пару предложений, основываясь на личных переживаниях и крике души.
Сюжет и тема, главные образы
В «Колоколе Углича» писатель затрагивает проблематику потери связи между прошлым и настоящим. Представители современного поколения отказываются принимать и осознавать историю. Образ самого колокола олицетворяется с образом великомученика, которые был стоек в своей вере. Описание колокола автором подобно описанию живого человека. Используются в тексте такие эпитеты как «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для Солженицына колокол воспринимается живым существом и в некоторой степени отождествляется со страданиями всей страны.
Прослеживается схожесть судьбы колокола с судьбой самого автора. И первый, и второй сначала были изгнаны из родины, затем «помилованы» и возвращены. Такого рода аналогии просматриваются в тексте прозрачно и понятно. У колокола отсутствовала одна проушина и «язык», чтобы он не звонил. Так и произведения Солженицына не издавали в России, поскольку их внесли в категорию запрещенных.
Единственный удар, который сделал невидимый герой в колокол, также символичен. Этим жестом писатель начинает отсчет «смуты третьей», выражая тревогу за события нынешнего времени. Он обеспокоен судьбой и будущим современной Родины. Непрерывно противопоставляя «смутное время» и современность автор показывает извечное противостояние народа с представителями власти как в прошлом, так и в настоящем.
Композиция
По своей структуре произведение схоже с эссе. Текст построен на свободном потоке речи автора, подобно устному размышлению писателя об увиденном. Речь писателя в сочинении отличается эмоциональностью, с наличием образцов разговорной речи, субъективной оценки описываемого. Произведение отличается строгой документальностью, достоверностью, фактографичностью и информативностью.
Таким образом в миниатюре поднимаются проблемы глобального плана. Невзирая на короткость и емкость произведения, глубоко раскрываются проблемы, основанные на жизненном опыте писателя.
2 вариант
Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан, награжден и проклят одновременно. Во всех его произведениях читатель найдет ответы на философские и простые человеческие вопросы. Отдельный интерес представляет «Крохотки» — короткие лирические миниатюры. Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.
Один из таких рассказов – «Крохоток» — «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.
Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.
Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.
Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.
В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.
Анализ произведения Колокол Углича Солженицына
История создания
А.И.Солженицын создавал свои небольшие миниатюры, которые потом объединил в сборник под название «Крохотки», в период с 1958-1960г. Большинство сочинений, вошедших в книгу, автор писал вдохновленный впечатлениями от поездок на велосипеде по территории Средней России. Однако публикация «Крохоток» отечественными издательствами была невозможна, поэтому впервые миниатюры появились на страницах Франкфуртского журнала «Грани» в 1964 г. Одной из этих миниатюр был и «Колокол Углича»
Жанровое своеобразие
Сочинения, собранные в «Крохотках», представляют собой особый авторский жанр, который нацелен на глубокое раскрытие целостной картины через нарисованный образы, открывающие духовную сущность явлений.
Произведения – это не просто миниатюрные рассказы в их классической трактовке. Они подобны и лирическим миниатюрам, и стихотворениям в прозе, и моментальным фотографиям. В столь небольших сочинениях писателю удается отобразить глубокий смысл, используя всего лишь пару предложений, основываясь на личных переживаниях и крике души.
Сюжет и тема, главные образы
В «Колоколе Углича» писатель затрагивает проблематику потери связи между прошлым и настоящим. Представители современного поколения отказываются принимать и осознавать историю. Образ самого колокола олицетворяется с образом великомученика, которые был стоек в своей вере. Описание колокола автором подобно описанию живого человека. Используются в тексте такие эпитеты как «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для Солженицына колокол воспринимается живым существом и в некоторой степени отождествляется со страданиями всей страны.
Прослеживается схожесть судьбы колокола с судьбой самого автора. И первый, и второй сначала были изгнаны из родины, затем «помилованы» и возвращены. Такого рода аналогии просматриваются в тексте прозрачно и понятно. У колокола отсутствовала одна проушина и «язык», чтобы он не звонил. Так и произведения Солженицына не издавали в России, поскольку их внесли в категорию запрещенных.
Единственный удар, который сделал невидимый герой в колокол, также символичен. Этим жестом писатель начинает отсчет «смуты третьей», выражая тревогу за события нынешнего времени. Он обеспокоен судьбой и будущим современной Родины. Непрерывно противопоставляя «смутное время» и современность автор показывает извечное противостояние народа с представителями власти как в прошлом, так и в настоящем.
Композиция
По своей структуре произведение схоже с эссе. Текст построен на свободном потоке речи автора, подобно устному размышлению писателя об увиденном. Речь писателя в сочинении отличается эмоциональностью, с наличием образцов разговорной речи, субъективной оценки описываемого. Произведение отличается строгой документальностью, достоверностью, фактографичностью и информативностью.
Таким образом в миниатюре поднимаются проблемы глобального плана. Невзирая на короткость и емкость произведения, глубоко раскрываются проблемы, основанные на жизненном опыте писателя.
2 вариант
Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан, награжден и проклят одновременно. Во всех его произведениях читатель найдет ответы на философские и простые человеческие вопросы. Отдельный интерес представляет «Крохотки» — короткие лирические миниатюры. Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.
Один из таких рассказов – «Крохоток» — «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.
Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.
Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.
Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.
В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Колокол Углича Солженицына
Популярные сегодня темы
В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.
Если говорить о том, что именно автор хотел вложить в данное произведение, то стоит отметить то, что глубокого смысла и философских значений в нем действительно хватает. Для этого достаточно вспомнить моменты
Роман Достоевского Преступление и наказание еще раз показывает, насколько человек может перенести всю тяжесть нравственных потрясений, сколько было метаний в мыслях у Раскольникова.
Издавна считалось, что без принятия во внимание событий прошлого невозможно строить будущее. Безусловно, это так и есть, и подвергать факт сомнению бессмысленно.
Это философское произведение, в котором рассматривается тема поведения человека перед лицом необъяснимых явлений. Компания, собравшаяся для вечернего разговора, состоит из людей здравомыслящих
Конспект урока: А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет Родная литература (русская)
Дата 13.10.2021 г.
Тема урока: А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Тип урока: урок открытия знаний.
Образовательная: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына;
научить на основе непосредственных впечатлений от прочтения произведений делать их комплексный анализ, рассматривая проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
Развивающая: совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы .
Воспитательная: работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения .
Оборудование: тетрадь, ИКТ, раздаточный материал.
Научиться опреде лять тему и идею произведения, анализировать художественные средства выразительности.
Познавательные: уметь осмысленно чи тать и объяснять значение прочитанного .
Регулятивные: выполнять учебные дей ствия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: строить монологиче ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.
Формирование мотивации к са мосовершенство ванию
Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.
Проверка домашнего задания: выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по композиции, содержанию и художественным особенностям.
А. И. Солженицын – один из самых популярных и влиятельных писателей нашего времени. Его творчество, жизненный путь, политические взгляды, мировоззрение являлись и являются предметом интереса и изучения не только в России, но и во всем мире. Это писатель, открывший деревенскую литературу для широкого круга читателей, это мастер «лагерной» прозы, это политик, озабоченный обустройством России.
У Солженицына есть маленькие миниатюры, которые писатель назвал «Крохотки». Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.
Один из таких рассказов – «Крохоток» — «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.
Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.
Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.
· Выразительное чтение произведения «Колокол Углича»
Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того – битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, – и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане – сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те – с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.
Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника – в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот – я и в Угличе, в храме Димитрияна-крови. И колокол, хоть и двадцатипудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают – ударить.
Я – бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины – к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая – и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.
В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа – то колокол возвещал общий страх за Русь.
Те раскатные колокольные удары – клич великой Беды – и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол – где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная – лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.
· Определить тему и основную мысль произведения.
· Назвать лексические средства выразительности.
· Вспомнить из истории, что такое Смута, какие периоды Смуты можно выделить.
· Как вы считаете какой период Смуты автор называет Третьим, каковы его предпосылки?
- Первичное закрепление.Работа над идейно-художественным содержанием.
Колокольный звон возвестил о страшной беде — начале Смуты. Чем же так страшна Смута? Это время, когда вихрем разрушалось все былое: связи, представления и сложившиеся порядки. Законного государя не было; один за другим являлись самозванцы, которые готовы были духовно поработить Русь. Разбойники производили насилия и грабежи. А как же народ относился к смуте? Все это не могло не сеять ужас в сердца простых людей. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты.
Термин «смута» использовался уже в обиходной речи XVII в. Церковная историография XIX – начала XX в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.
Вслушаемся в значение слова «беда».
«БЕДА — несчастный случай , несчастие; происшествие, приключение злыдарное, гибельное, несущее вред, убыток, горе». В церковнославянском словаре слово «беда» определяется как 1) нужда; 2) опасность; 3) наказание, рана; 4) печаль, тяжесть; 5) сражение, война; 6) насилие, неволя.
Третья смута в длении, еще не наступила. Но наши души уже замутненные. И потому есть опасность тления, несущего «порчу, разрушение». «ТЛЕТЬ, тлевать, гнить, разрушаться гниением, перегнивать; слеживаться, задхлеть, преть, сопревать. Готовы ли мы к страданию, как выстрадал страдальный колокол? А «страдальчество – это всегда труд, подвиг, мученичество».
Таким образом, устаревшая, высокая и даже окказиональная лексика придают тексту оттенок торжественности, патетичности. Автор стремится максимально ярко, эмоционально передать смысл происходящего, опираясь на исконное значение корня. Это позволяет увидеть не только конкретное событие, но, прежде всего, высокие духовные категории.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1) Выразительно читать «Колокол Углича».
2) Выучить наизусть одно из стихотворений: Ивана Саввича Никитина «Поле» ИЛИ Инны Анатольевны Гофф «Русское поле».
Историческая миниатюра «Колокол Углича» наполнена глубоким духовно-нравственным смыслом. Образ страдального колокола, для русского православного человека всегда представлявшийся живым и одухотворенным, имеет в тексте символическое содержание. За « раскатные » удары колокол Углича подобно человеку понес наказание. Били его, ссылали, потому что испугались его набатного звона, но помиловали и возвратили. Страдание же навсегда отпечаталось на его «лице». Колокол олицетворяет и выстраданную душу всего русского народа, которого тоже «лишали языка», «били плетьми», «ссылали». И все же он выстоял. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного. По верному утверждению одного из критиков, «в эстетике А. И Солженицына соединяется несоединимое: с одной стороны, строгий документализм, принципиальный отказ от любого вымысла, который трактуется как ненужное излишество, способное исказить истинную картину событий, с другой стороны, глубинная онтологическая символика, которую видит писатель в документально подтвержденных фактах».
Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.
В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.
Языковой анализ миниатюры «Колокол Углича»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей № 10 кировского района г. волгограда
ФЕСТИВАЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА 2012
Номинация «Научное исследование»
Направление «Особенности функционирования русского языка в сфере словесного художественного творчества»
Языковой анализ миниатюры
обучающаяся 10-в класса
Учитель русского языка
ГЛАВА 1. Жанровое своеобразие. 5
ГЛАВА 2. Языковой анализ. 6
§1 . Лексический уровень. 6
§ 2. Морфологический уровень. 12
§ 3. Синтаксический и пунктуационный уровни. 14
Введение
История не терпит суесловья,
Трудна ее народная стезя,
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Что может открыть современный человек в далеких событиях? Как относиться к историческим фактам? Этот вопрос волнует не только ученых историков, но и художников слова. Конечно, литература — это не иллюстрация к учебнику истории. Отражая историческую реальность, автор художественного текста стремится отвечать на вопросы настоящего времени. Увидеть эту связь времен, поколений и есть главная задача читателя. Главное, чтобы такая работа не превратилась в суесловие (пустословие от заимств. из ст.-сл. яз. суи «пустой, незначительный, напрасный»). Необходимо проводить глубокий лингвистический анализ текста, погружаться в историю языка, потому что в корнях отечественного языка хранятся духовно-нравственные ценности нашего народа. В своей работе мы опираемся на исследования всемирно признанного ученого, великого языковеда XX – начала XXI века , который говорил: «Мы — за историческое языкознание и глубоко верим в его еще не исчерпанные потенции, обогащенные структурно-типологической методикой»[1]. О роли церковнославянского языка в обогащении современного русского наречия говорится в работах В. Ирзабекова[2], В. Семенцова[3], Л. Маршевой[4] и др.
Наше внимание привлекло творчество , имя которого долгое время было под запретом и, наконец, по праву заняло свое место в истории русской литературы XX века. Его нравственно-философские убеждения, активная гражданская позиция, художественное творчество оказывают большое влияние на духовное развитие общества, вызывают неослабевающий интерес к его личности и деятельности. Надо заметить, что и А. Солженицын, и О. Трубачев выступали против языковой небрежности, против «приблатнения», «щеголяния» языком[5]. «Лучший способ обогащения языка — это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств», — пишет А. Солженицын в предисловии к своему «Словарю»[6].
Объектом данного изучения стала миниатюра «Колокол Углича» (1996 г.) из цикла «Крохотки» (смотрите приложение). Актуальность исследования вызвана тем, что эпоха Смутного времени, отраженная в его произведении, до сих пор вызывает много споров среди историков. Научная новизна представленной работы состоит в текстуальном анализе миниатюры в аспекте православных ценностей. Язык как выражение национальных черт русского народа являлся предметом художественного и публицистического осмысления автора на протяжении всего творческого пути. Конечно, анализ одного художественного текста не позволяет полностью раскрыть всё многообразие творческого мира писателя, его художественного мышления, его философских взглядов, но всё-таки делает возможным более полное и глубокое изучение творчества Солженицына, его писательскую индивидуальность.
Содержание работы обусловлено поставленной целью, которая заключается в изучении тех языковых уровней художественного произведения А. Солженицына, которые показывают связь с историей языка. Данная цель определила следующие задачи:
· показать жанровое своеобразие в языковом аспекте;
· рассмотреть миниатюру «Колокол Углича» А. Солженицына с точки зрения представленной в нём истории Отечества;
· проследить соотношение языковых уровней текста с идейно- тематическим содержанием миниатюры;
· определить мотивы выбора автором языковых средств.
Основным методом исследования стал метод описания, включающий приемы наблюдения, анализа, обобщения.
ГЛАВА 1. Жанровое своеобразие
Жанровое определение «крохотки» можно отнести к новаторской. Они похожи и на лирические миниатюры, и на стихотворения в прозе.
Само слово «крохотки» представляет собой авторский неологизм. В словаре М. Фасмера мы прочитаем: «кроха — уменьш. крошка, др.- русск. кръхътъ «крошка, крупинка», цслав., др.-русск. кръха. || Родственно лит. krušù, krušaũ , krùsti «дробить, толочь», греч. κρούω «толку, стучу»; крошить, крошу — цслав. кръшити «разламывать», болг. кръша «ломаю»».[7] Этимологические корни этого слова вызывают различные ассоциации: автор лаконично и искренне выражает мысли; напоминает о том, что на мир надо смотреть по-детски чистым, незамутненным взглядом; показывает путь анализа: чтобы увидеть, что «там» внутри, постигнуть сущность, приходится «разламывать», отделять одно от другого.
Очень интересна мысль французского литературоведа, известного слависта, специалиста по классической и современной русской литературе Жоржа Нивы, считающего, что «Крохотки» — гигантские фрески, а их фрагментарность превращается в универсальность. Он пишет: «Солженицын – «отмерщик» взрывов, взрывной цепи истории. Повествование охватывает малые миги исторической «материи» и расширяет их до беспредельного восприятия человека. Поэтическое дыхание кромсает солженицынскую прозу на главки, почти как в Библии».[8]
А. Архангельский утверждает, что «Крохотки» можно свести к эмблеме, так как текст в них обладает знаковой преизбыточностью.[9] Действительно, при чтении необходимо придавать значение каждой детали. Целью автора является не описание просто событий, нравов, человеческих характеров, природы, а раскрытие философских тем, отображение духовного поиска времени. Мы думаем, что «Крохотки» как малый эпический жанр обладает своей самостоятельностью. Это не просто название цикла произведений или рассказы-зарисовки. С уверенностью можно сказать, что «Крохотки» относятся к особому авторскому жанру, в котором перед нами глубоко раскрывается целая картина, нарисован образ, открывающий нам духовную суть явлений.
ГЛАВА 2. Языковой анализ
§1 . Лексический уровень
Соотношение (семантическое, стилистическое) слов миниатюры приводит к разделению материала на определенные группы, которые требуют специального рассмотрения.
источники:
http://infourok.ru/konspekt-uroka-a-i-solzhenicyn-kolokol-uglicha-5367484.html
http://pandia.ru/text/78/209/41910.php
Крохотки 1958-1963 г.г.
Дыхание
Сюжет. Май. Ночью был дождь. Герой идет в «крохотный садик» среди пятиэтажек и городского шума. Он вдыхает сладкий аромат цветущей яблони. Об этом пьянящем, бодрящем воздухе мечтал он в тюрьме. Ничто с ним не сравнится. И хочется «еще пожить!»
Отзыв. Тема тюрьмы и воздуха свободы неслучайна: автор вышел на свободу в феврале 1953 г. Природа – как врач для человека. Учит ценить простые вещи, прекрасное мгновенье, уметь остановиться и оглядеться среди суеты современной жизни.
Озеро Сегден
Сюжет. Вход на лесное озеро Сегден (под Рязанью) запрещен. Там охотничьи и рыбные угодья важного чиновника, «лютого князя» со «злоденятами». Герой тайком пробирается к озеру. Оно идеально круглое. Тишина, вечность. Здесь бы «поселиться навсегда». Вот она, «Родина».
Отзыв. Тема социального неравенства в СССР. Власть отгораживается от народа, захватывает природу для себя. Герою кажется, что есть еще одна причина для запрета: у озера свободно дышится, на фоне природы и вечности меркнут лозунги, идеологии, политика. Учит ценить настоящее, вечное, любить красоту Родины, которая для всех.
Утенок
Сюжет. Перед дождем утят перенесли под навес. А один потерялся. Герой берет его, «невесомого», «желтенького», «тепленького» в руки. Гордое человечество покорило космос и атомную энергию, но не в силах создать в пробирке живое, трепетное существо.
Отзыв. Жизнь сильнее гордой науки, техники. Ее нужно беречь, она неповторима. Учит видеть важное в мелочах, жалеть все живое, уметь по-детски удивляться.
Прах поэта
Сюжет. Раньше здесь, на Оке, стоял город Ольгов с монастырем, равный которому разве что в Риме. Батый его пощадил. Тут просил похоронить себя поэт Яков Полонский. А теперь это деревня Льгово. Зона с вышками. Монастырь растаскали на кирпичи для коровника. Надзиратель объясняет герою: Полонского перезахоронили в Рязани, он «освободился» из зоны…
Отзыв. Уничтожение исторических, духовных святынь. Тема памяти и беспамятства, душевной слепоты. Грустная ирония. Учит любить Родину не только настоящего времени, но и прошлого, беречь ее.
Вязовое бревно
Сюжет. Год, как срубили вяз, а на бревне зазеленела свежая ветка! Жаль пилить дальше, будто по живой шее: «оно хочет жить – больше нас!»
Отзыв. Жизнь сильнее смерти. Природа дает человеку пример мужества, стойкости, жизнелюбия. Учит жалеть вес живое, видеть мудрый урок в мелочах.
Отраженье в воде
Сюжет. Человек, как быстрый поток воды. Пока жив – движется, меняется, не увидишь в нем «безсмертную истину». Нужна тихая заводь, чтобы вода отразила небо. И финал жизни, чтобы в человеке проявилось настоящее, вечное.
Отзыв. Иногда только в конце жизни выясняется, каков человек на самом деле. Учит ценить вечные ценности, добро.
Гроза в городах
Сюжет. Героя с друзьями в Кавказских горах среди гигантских сосен застает грандиозная гроза. Восхищенные люди понимают, что человечеству гордиться нечем. Разве могут они, как Бог, среди молний и тьмы, заново творить мир?
Отзыв. Учит человека знать свое место, видеть величие Бога и природы.
Город на Неве
Сюжет. Герой любуется «вечной красотой» Петербурга, куполом Исаакиевского собора, сфинксами. И нового здесь не строят. Советские люди отреклись от этого прошлого, но оно есть. А ведь город стоит на костях. Неужели и после советской эпохи, после крови «расстрелянных» и слез их близких, останется только вечная красота?
Отзыв. Учит помнить о цене рукотворной красоты, величия страны, о тех, кто положил свою жизнь за нее.
Шарик
Сюжет. Мальчик держит собачку Шарика на цепи. Герой выносит ему косточек погрызть, но Шарику не до них, его отпустили побегать, он рад свободе.
Отзыв. Учит жалости, ценить свободу, ставить себя на место другого.
Способ двигаться
Сюжет. Люди пренебрегли конем, верблюдом, лошадью – ради машины. Променяли живое на железо. Какие сами – так и двигаемся.
Отзыв. Учит ценить, беречь живое, отзывчивое, светлое в себе.
Старое ведро
Сюжет. Бывший фронтовик бродит по Картунскому бору (близ Селигера), где 18 лет назад была линия фронта. С тех пор из блиндажей все порастаскали, а ржавое, прохудившееся ведро осталось. «От него грели руки», прикуривали, рядом думали «ребята чистые, друзья фронтовые».
Отзыв. Фронтовое братство не забывается. Учит верности, памяти, благодарности.
На родине Есенина
Сюжет. Село Константиново. Деревня, «каких много». Но Творец дал деревенскому парню «слиток таланта», и он увидел красоту там, где ее никто не замечает.
Отзыв. О тайне таланта. Учит видеть красоту в привычных вещах.
Колхозный рюкзак
Сюжет. Многим, особенно писателям, не нравится, что в транспорте бабы «давят» пассажиров своими тяжеленными рюкзаками. Герой говорит об этих бабах как о труженицах, а всех недовольных отправляет в такси.
Отзыв. Учит ценить труд простого человека, уважению к тем, кто кормит себя и других.
Костер и муравьи
Сюжет. Герой бросил в костер гнилое бревнышко. Увидел, что оно все в муравьях – и откинул. Но муравьи не бросили родное бревно, и многие сгорели.
Отзыв. Тема родины, привязанности к ней. Человек разделяет с Родиной свою судьбу.
Мы-то не умрем
Сюжет. Советскому человеку неприятна тема «мертвых и смерти». Раньше Церковь поминала усопших, воинов в том числе. А теперь надо работать, жить, будто мы никогда не умрем.
Отзыв. Тема памяти об ушедших, памяти о том, что все мы смертны.
Приступая ко дню
Сюжет. Сейчас люди делают физическую зарядку, забывая о душе.
Отзыв. В человеке не только тело, но и дух. Нужно заботиться и о том, и о другом.
Путешествуя вдоль Оки
Сюжет. Для героя мир русского пейзажа – в многочисленных церквях. Подойдешь поближе, а они все разрушены, или отданы под клуб или склад. И советский человек знает, когда в клубе кино или танцы, а о душе забыл. Еще немного – и побежит на четырех ногах вместо двух…
Отзыв. Учит памяти, заботе о вечном, о собственной душе, уважению к мудрости предков.
Молитва
Сюжет. Герой молится Богу. За пути добра, которые все еще живы в мире. За все, что герой смог и сможет еще сделать своими малыми силами. С Богом все легко и достижимо.
Отзыв. Христианская вера – источник силы, вдохновения, надежды.
Колокол Углича.
Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того – битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, – и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане – сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те – с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.
Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника – в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот – я и в Угличе, в храме Димитрияна-крови. И колокол, хоть и двадцатипудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают – ударить.
В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа – то колокол возвещал общий страх за Русь.
Те раскатные колокольные удары – клич великой Беды – и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол – где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная – лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.
Крохотки 1996-1999 г.г.
Лиственница
Сюжет. Иной человек, как лиственница: «осыпается», будто умирает навсегда. А глядишь – и лиственница вновь зеленеет, и человек воспрянул духом, живет. Потому что сердцевина в дереве и сердце – наикрепчайшая.
Отзыв. Всякие испытания выпадают на долю человека. Нужно выстоять, сохранить в себе лучшее.
Молния
Сюжет. Герой видит, как молния рассекает липу. А та стоит из последних сил. Так и человек: заговорит в нем совесть, так не всякий устоит, не всякий оправдается.
Отзыв. Тема памяти, совести. Учит нести ответственность за свои слова и дела.
Колокол Углича
Сюжет. Сотни лет назад угличский колокол возвестил беду: убит наследник русского престола царевич Дмитрий. За участие в этом горе колокол был наказан, сослан. Герой бьет в него спустя века. И видит, что на Руси советской смута не меньше, чем тогда.
Отзыв. Учит сопоставлять события прошлого и современности, памяти, знакам народной беды.
Колокольня
Сюжет. Недобитый, недотопленный большевиками город Калязин и «высокостройная» колокольня его. Это – символ того, что Россия все еще жива. Бог не допустит, чтобы вся она утонула как какая-нибудь Атлантида.
Отзыв. Тема памяти, возмездия, надежды на возрождение страны.
Старение
Сюжет. Нет ужаса в смерти, если ты к ней готов. Даже если молод. Герой это понял в лагере. Но лучшая смерть – в старости. Видеть, как бушуют вокруг молодые силы, помнить, как сам был таким. Любить все живое, за все благодарить. И так жаль тех, чья старость «в нищете и холоде», в борьбе, на которую уже нет сил, при равнодушии окружающих.
Отзыв. Учит готовиться к смерти, любить вечное, важное в мире, и забывать о мелочах. Учит помощи тем, кому в старости трудно.
Позор
Сюжет. Героя гнете чувство позора за Родину, ее правителей, иногда и за народ. Но есть еще в нем «родные люди», ищущие правды, они спасут Родину. Но память о былом позоре останется…
Отзыв. Тема совести, умение взглянуть правде в глаза, боль за Родину.
Лихое зелье
Сюжет. На поле «растения добрые» заглушены сорняками. Так и в «человеческой истории». И так будет до конца этого мира. Но каждый отдельный человек не должен отчаиваться, и делать свое доброе дело.
Отзыв. Тема ответственности человека за происходящее в мире, отчаяния и надежды, малого доброго труда души.
Утро
Сюжет. Не каждое утро, но бывает, что мыслишь ясно, спокойно. И будто вот-вот поймешь что-то важное. Но потом какой-то пустяк спускает с небес на землю – и опять суета, болтовня.
Отзыв. Учит ценить мгновение, думать о вечном, вглядываться в себя.
Завеса
Сюжет. Если болен сердечной болезнью, то каждый день как милость Бога. То ты здоров, то смерть идет за тобой. Тогда и начинаешь ценить каждый день.
Отзыв. День смерти человек не знает. Поэтому каждый день – как подарок.
В сумерки
Сюжет. На юге, где темнеет резко и рано, сохранилось старинное «сумерничанье». В разговорах рождается «серьезность жизни», путь к ее загадкам.
Отзыв. Тема времени, важности мгновения, необходимости знать свой путь в этом мире.
Петушье пенье
Сюжет. В умирающих деревнях не услышишь «петушьего переклика», хора «победной жизни». В нем – покой и порядок жизни. Людям надо брать пример с петуха, который поет, несмотря ни на что.
Отзыв. Тема стойкости, радости жизни, надежды на лучшее.
Ночные мысли
Сюжет. В лагере – только до подушки, и сон без мыслей. На воле не так. Лезут мысли в голову. И в некоторых есть «Божий луч», свет – их и надо додумывать, хоть до утра.
Отзыв. Дневная суета мешает человеку задуматься о главном. Ночью он один на один со своими мыслями, хорошими и дурными.
Поминовение усопших
Сюжет. Нужно помнить, поминать ушедших. Тогда живые и мертвые близки, помогают друг другу, и ждут встречи.
Отзыв. Тема памяти, веры в жизнь вечную, помощи живых и мертвых, мудрости.
Молитва о России
Сюжет. Герой молится за «Россиюшку» «неукладную», грешную, страдальческую. Чтобы Бог помиловал ее.
Отзыв. Человек понимает, что не все в его силах – нужна помощь Бога, народу и каждому из нас.
Молния.
Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.
А вот и повидал. Из проходившей грозы, среди дня – да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду, – ударище грома: шагов двести – триста от дома, не дальше?
Минула гроза. Так и есть: вблизи, на лесном участке. Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу – а за что? И от верха, чуть ниже маковки, – прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа – соскользнула? иссякла. Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.
И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. А другая – ещё подержалась денёк, стояла – какою силой? – она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом – и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.
Лихое зелье.
Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт.
Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?
Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давне, что в наисегодняшнем сегодня, – понуро склоняешь голову: да, знать – таков закон всемирный. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.
До конца человечества.
И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.
Что происходит за ночь с нашей душой? В недвижной онемелости твоего сна она как бы получает волю, отдельно от этого тела, пройти через некие чистые пространства, освободиться ото всего ничтожного, что налипало на ней или морщило её в прошлый день, да даже и в целые годы. И возвращается с первозданной снежистой белизной. И распахивает тебе необъятно покойное, ясное утреннее состояние.
Как думается в эти минуты! Кажется: сейчас ты с какой-то нечаянной проницательностью – что-то такое поймёшь, чего никогда… чего…
Замираешь. Будто в тебе вот-вот тронется в рост нечто, какого ты в себе не изведывал, не подозревал. Почти не дыша, призываешь – тот светлый росток, ту верхушку белой лилийки, которая вот сейчас выдвинется из непротронутой глади вечной воды.
Благодательны эти миги! Ты – выше самого себя. Ты что-то несравненное можешь открыть, решить, задумать – только бы не расколыхать, только б не дать протревожить эту озёрную гладь в тебе самом…
Но что-нибудь вскоре непременно встряхивает, взламывает чуткую ту натяжённость: иногда чужое действие, слово, иногда твоя же мелкая мысль. И – чародейство исчезло. Сразу – нет той дивной бесколышности, нет того озерка.
И во весь день ты его уже не вернёшь никаким усилием.
Да и не во всякое утро.
Ночные мысли.
То-то в лагере: наломаешь кости за день, только положил голову на соломенную подушку – уже слышишь: «Подъ-ё-ом!!» И – никаких тебе ночных мыслей.
А вот в жизни современной, круговертной, нервной, мелькучей, – за день не успевают мысли дозревать и уставляться, брошены на потом. Ночью же – они возвращаются, добрать своё. Едва в сознаньи твоём хоть чуть прорвалась пелена – ринулись, ринулись они в тебя, расплющенного, наперебой. И какая-то, поязвительней, подерзей, извилась на укус впереди других.
Тогда душа и разум очищаются, те вихри сбиваются прочь, и в будоражный объём бессонницы вступают благодатные, крупные мысли, до которых разве бы коснуться в суете дня?
И ещё спасибо бессоннице: с этого огляда – даже и нерешаемое решить.
Петушье пенье.
С обезлюженьем, с запустением, с вымиранием наших деревень забыли мы и помнить, а поколения и не слышали никогда – полуденного многогласного петушьего переклика. Из дворов во дворы, через улицу, за околицу, в солнечное лето – удивителен этот хор победной жизни.
Редко от чего приходит такое успокоение в душу. Никакими суетными звуками не зашумленный – этот яркий, вибрирующий, сочный, сильный выпев доносит до нас, что во всей тут округе – благословенный мир, нетревожный покой, таково нынешний день тёк досюда – да отчего б ему не потечь и дальше так? Пребывайте в ваших добрых занятиях.
Вот тут где-то он расхаживает гордо, бело-оранжевый, со знатным рыцарским красным гребнем.
Позор.
Какое это мучительное чувство: испытывать позор за свою Родину.
В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Её жизнь. В каких заносчивых, или коварных, или стёртых лицах видится Она миру. Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться.
Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. Но и знаешь неумолимую истину: бывало, и вовсе гибли народы земные. Это – бывало.
Нет, другая глубь – той четверть сотни областей, где побыл я, – вот та дышит мне надеждой: там видел и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых, щедродушных, родных людей. Неужель не прорвут они эту черту обречённости? Прорвут! ещё – в силах.
Но Позор висит и висит над нами, как жёлто-розовое отравленное облако газа, – и выедает наши лёгкие. И даже сдув его прочь – уже никогда не уберём его из нашей истории.
Поминовение усопших.
Оно – с высокой мудростью завещано нам людьми святой жизни.
Понять этот замысел – не в резвой юности, когда мы тесно окружены близкими, родными, друзьями. Но – с годами.
Ушли родители, уходят сверстники. Куда уходят? Кажется: это – неугадаемо, непостижно, нам не дано. Однако с какой-то предда́нной ясностью просвечивает, мерцает нам, что они – нет, не исчезли.
И – ничего больше мы не узна́ем, пока живы. Но молитва за души их – перекидывает от нас к ним, от них к нам – неосязаемую арку – вселенского размаха, а безпреградной близости. Да вот они, почти можно коснуться. И – незнаемые они, и, по-прежнему, такие привычные. Но – отставшие от нас по годам: иные, кто был старше нас, те уже и моложе.
Сосредоточась, даже вдыхаешь их отзыв, заминку, предупреждение. И – своё земное тепло посылаешь им в обмен: может, и мы чем-то пособим?
Источник
Колокольня.
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! – Моло́га и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, – даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.
Но осталась от утопленного города – высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего – а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И – вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, – стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем – в небо! Да ещё на шпиле – каким чудом? – крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, – шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.
Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить – здесь.
И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…
В сумерки.
Хорошо помню очень у нас на Юге распространённое – сумерничанье. Перенесённое из дореволюции, может быть ещё подкрепилось оно скудными и опасными годами Гражданской войны. Но обычай этот жил и раньше. Склоняла к тому многомесячная теплота южных сумерек? – а многие были изважены: никогда не спешить с лампой. Ещё засветло управясь с делами, кто и со скотом, – не склонялись, однако, и спать ложиться. Выходили на завалинки, на уличные или дворовые скамейки, а то и просто сиживали в комнате, да при окнах открытых, без огня не напорхнёт мелкота. Садились тихо – один, другой, третий, как бы в задумчивости. И подолгу молчали.
А кто и говорил – то негромко, нерезко, невперебив. Почему-то в разговорах тех ни у кого не возникало задора спорить, или желчно упрекать, или ссориться. Лица – не видны почти, потом и вовсе, – и что-то незнакомое, вот, опознаётся в них, да и в голосах, что мы упустили заметить и за годы.
Овладевало всеми чувство чего-то единого, нам никогда не видимого, что тихо спускалось с гаснущего послезакатного неба, растворялось в воздухе, вливалось через окна, – та, незамечаемая в суете дня, глубокая серьёзность жизни, её нерастеребленный смысл. Наше касание к упускаемой загадке.
Завеса.
Сердечная болезнь – как образ само́й нашей жизни: ход её – в полной тьме, и не знаем мы дня конца: может быть, вот, у порога, – а может быть, ещё нескоро.
Когда грозно растёт в тебе опухоль – то, если себя не обманывать, можно рассчитать неумолимые сроки. Но при сердечной болезни – ты порою лукаво здоров, ты не прикован к приговору, ты даже – как ни в чём не бывало.
Благословенное незнание. Это – милостивый дар.
А в острой стадии сердечная болезнь – как сиденье в камере смертников. Каждый вечер – ждёшь, не шуршат ли шаги? это за мной? Зато каждое утро – какое благо! какое облегчение: вот ещё один полный день даровал мне Господь. Сколько, сколько можно прожить и сделать за один-единственный только день!
Старение.
Сколько написано об ужасе смерти, но и: какое же естественное она звено, если не насильственна.
Всего год прошёл тогда – и я испытал всё это на себе сам, в мои тридцать четыре. Месяц за месяцем, неделя за неделей клонясь к смерти, свыкаясь, – я в своей готовности, смиренности опередил тело.
Так насколько же легче, какая открытость, если к смерти медленно подводит нас преклонный возраст. Старенье – вовсе не наказание Божье, в нём своя благодать и свои тёплые краски.
Тепло видеть возню ребятишек, набирающих крепости и характера. Теплить может даже ослабление твоих сил, сравниваешь: а каким, значит, коренником я был раньше. Не вытягиваешь целого дня работы – сладок и краткий перерыв сознания, и снова ясность второго или третьего утра в день, ещё подарок. И есть наслаждение духа – ограничиваться в поедании, не искать вкусовых переборов: ещё ты вживе, а поднимаешься выше материи. И тонкий голосок синиц в ещё оснеженном полувесеннем лесу – вдвойне милее от того, что скоро ты их не услышишь, наслушивайся! А какой неотъёмный клад – воспоминания; молодой того лишён, при тебе же они все, безотказно, и живой отрывок их посещает тебя ежедень – при медленном-медленном переходе от ночи ко дню, ото дня к ночи.
Ясное старение – это путь не вниз, а вверх.
Только не пошли, Бог, старости в нищете и холоде.
Как – и бросили мы стольких и стольких…