Рассказ сообщение о каком либо событии в его временной последовательности это

Русский язык

5 класс

Урок № 39

Типы речи. Повествование.

Обучающее изложение с элементами описания

Перечень рассматриваемых вопросов:

  1. Типы речи.
  2. Характерные особенности типов текста.
  3. Повествование.
  4. Структура повествовательного текста.
  5. Описание.
  6. Грамматические особенности повествовательного текста.
  7. План работы над обучающим изложением.

Тезаурус

Грамматические особенности повествовательного текста – разнообразные лексические, грамматические средства, характерные для повествовательного текста.

Описание – словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его характерных признаков.

План работы над обучающим изложением – последовательность работы над обучающим изложением.

Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Структура повествовательного текста – последовательность действий и событий.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Выделяется три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждый тип речи в русском языке уникален и имеет собственные характерные черты.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Высказывания, в зависимости от содержания, можно разделить на три типа: повествование, описание и рассуждение. Если мы говорим об устной форме, то имеются в виду типы речи. Если мы говорим о письменной форме, то повествование, описание и рассуждение будут называться типами текста.

Каждый тип речи имеет отличительные признаки.

Повествование передаёт действие в развитии во временной последовательности, идут ответы на вопросы: «что произошло?», «как произошло?». Если использовать приём «фотографирования» (фиксации события), то мы можем «сделать» несколько «снимков» развития события.

Описание характеризует статичные картины, передаёт их детали. Мы будто отвечаем на вопрос «какой?». Можно «сделать» один «снимок».

Рассуждение – это словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Мы будто отвечаем на вопрос «почему?».

И, конечно же, не сможем «сделать» ни одного «снимка».

Приём фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях, поэтому предложения идут одно за другим, как бы по цепочке.

Для всех повествовательных текстов общим является начало события: что и где будет происходить (это экспозиция), что произошло (это завязка), развитие действия, кульминация (это наивысшая точка напряжения) и конец события (это развязка).

Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина экспозицией является фрагмент:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Здесь даны исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт.

Как старик поймал золотую рыбку – завязка. То есть событие, которое определяет возникновение конфликта.

Развитие действия – это просьбы старухи.

То есть система событий, вытекающих из завязки.

Кульминация – приказ золотой рыбке сделать старуху владычицей морской.

То есть это наивысшая точка напряжения во всей сказке.

Развязка звучит так:

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

То есть это часть, в которой происходит разрешение конфликта.

Повествование может вестись от первого лица и от третьего лица. Рассказывать может рассказчик или автор. Например, рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Собрание чудес» ведётся от первого лица, рассказчик обозначен местоимением я.

«От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, – и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!».

А в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина повествование идёт от третьего лица.

Раз он в море закинул невод, ̶

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришёл невод с травой морскою.

Каждый элемент повествования можно украсить описанием. Причём показывать можно как внешний, так и внутренний мир. Благодаря описанию текст приобретает характерные, отличительные черты.

Например, вот фрагмент из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина:

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Слова автора также могут играть роль описания.

Например:

«Старик сказал рыбке ласковое слово», «рассказал старухе великое чудо».

Совсем другой образ у старухи.

А старуха старика «забранила», «ещё пуще старуха бранится», «на чём свет мужа ругает», «осердилась пуще старуха».

Повествование очень распространено в таких жанрах, как рассказ, воспоминания, письма.

Вот пример повествования из сказки «Заботливый цветок» Константина Георгиевича Паустовского:

«Об этом кипрее я и хочу рассказать.

Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса…

Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой».

В художественных произведениях типы речи переплетаются, создавая образность, выразительность и эмоциональность.

Повествование – это мир в движении.

Цель создания текста: рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.

Особенности повествования.

Содержание и форма текста

1.Соблюдается логическая последовательность.

2.Динамизм, смена событий.

3. Хронология композиции (выстроена последовательно во времени).

Лексические средства

1. Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий.

2.Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…)

Морфологические средства

1. Глаголы формы прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…)

2. Глаголы начинательного способа действия (начали, стали…)

3. Глаголы со значение движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…)

Синтаксические средства

1. Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.

2. Порядок слов в предложении (прямой и обратный).

3. Цепной вид связи.

Тренировочные задания:

  1. «Типы речи»

Каждому типу текста подберите соответствующее определение.

Текст задания:

Повествование –

Описание –

Рассуждение –

словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

статичные картины, детали.

рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить характерные признаки каждого типа речи. Повествование рассказывает о событии в его временном развитии. Описание даёт характеристику предмету, явлению. Рассуждение – это разъяснение какой-либо мысли.

Правильный ответ:

Повествование – рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Описание – статичные картины, детали.

Рассуждение – словесное разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

  1. «План повествовательного текста»

Для каждого повествовательного текста характерен план. Восстановите последовательность.

Текст задания:

кульминация

развитие действия

экспозиция

развязка

завязка

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: каждый повествовательный текст имеет начало (экспозицию, которая содержит исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт), завязку (событие, которое определяет возникновение конфликта), развитие действия (систему событий, вытекающих из завязки), кульминацию (наивысшую точку напряжения) и развязку (часть, в которой разрешается конфликт).

Правильный ответ:

  1. экспозиция
  2. завязка
  3. развитие действия
  4. кульминация
  5. развязка

Повествование
— это рассказ, сообщение о каком-либо
событии в его временной последовательности.
Особенность повествования в том, что
в нем говорится о следующих друг за
другом действиях. Для всех повествовательных
текстов общим является начало события
(завязка), развитие события, конец
события (развязка). Повествование может
вестись от третьего лица. Это авторское
повествование. Может оно идти и от
первого лица: рассказчик назван или
обозначен личным местоимением я.

Повествование
– это высказывание, в котором даётся
представление о последовательном
развитии действия. Функция: передать
динамику действия, показать, с чего
началось и как закончилось действие.

В
таких текстах часто употребляются
глаголы в форме прошедшего времени
совершенного вида. Но, чтобы придать
тексту выразительность, одновременно
с ними употребляются и другие: глагол
в форме прошедшего времени несовершенного
вида дает возможность выделить одно
из действий, обозначая его длительность;
глаголы настоящего времени позволяют
представить действия как бы происходящими
на глазах читателя или слушателя; формы
будущего времени с частицей как (как
прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг
помогают передать стремительность,
неожиданность того или иного действия.

Повествование
как тип речи очень распространен в
таких жанрах, как воспоминания, письма.

18 . Психологические и этические основы редактирования

В
печати, на радио и телевидении
редактированием называют область
общественно-литературной деятельности,
связанную с подготовкой материала к
публикации. Нередко в определении задач
редактирования подчеркивается лишь
одна сторона — правка текста. Бесспорно,
правка представляет собой важнейший
процесс в деятельности любого редактора,
но далеко не исчерпывающий. Главной
заботой редактора является всесторонний
критический анализ содержания и формы
произведения с целью его правильной
оценки и усовершенствования. В этом
смысле редактирование имеет богатые
традиции, связанные с историей русской
журналистики, с опытом писателей-классиков,
с практикой работы СМИ в современном
обществе.

Задача
редактирования состоит в том, чтобы
наиболее полно выявить общественную
значимость произведения, добиваясь
большей эффективности в деятельности
печати, радиовещания, телевидения.
Предметом редактирования на ТВ может
быть самый разнообразный материал,
начиная от текстов различных жанров
до иллюстраций видеоряда. Хотя в каждом
конкретном случае редактирование имеет
свои особенности, можно выделить
некоторые общие закономерности в работе
над любым материалом. Редактирование
включает политический или общественно
значимый аспект. Редактирование
предполагает критический подход к
материалу, чтобы устранить имеющиеся
в нем недостатки. Задача редактора —
добиться максимального эффекта
воздействия того материла, над которым
он работает. Редактор несет полную
ответственность за подготовленную к
публикации или эфиру работу, поэтому
его оценка может служить и окончательным
«приговором». И в этом его отличие
от критика-рецензента, который определяет
достоинства и недостатки уже увидевшего
свет произведения, помогает зрителю
или читателю правильно оценить его,
дает полезные советы автору для
дальнейшей работы.

Выполняя
информационную функцию, материалы СМИ
должны быть доходчивыми, популярно
изложенными, ибо адресуются разным
слоям населения. В то же время поставленные
проблемы должны освещаться глубоко,
без упрощения, чтобы активизировать
мысль. На практике это означает, что
материал должен быть последовательно,
логично изложен, приводимые факты —
проверены, убедительны и ярки.

Работа
редактора над языком произведения есть
в то же время и работа над уточнением,
усовершенствованием мысли. От
профессиональной зрелости и мастерства
редактора зависят качество материала,
сила его воздействия. Профессия редактора
— это одна из тех редких профессий, в
которой одновременно сочетаются критик
и знаток языка, стилист и педагог,
организатор и художник. Редактор обязан
совершенствовать свои знания в той
области, которая составляет предметную
сферу его деятельности. Специализация
позволяет редактору профессионально
разбираться в материале, а следовательно,
и находить наибольшие возможности для
повышения его эффективности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


1


Повествование. Описание. Рассуждение. 5 класс


2


Повествование – это рассказ о чём- либо, сообщение о каком-либо событии в определённой хронологической последовательности. На первый план в повествовании выдвигается порядок протекания действий, развитие сюжета.


3


1. Вступление. 2. Завязка (начало событий). 3. Развитие действий. 4. Кульминация (самый напряжённый момент). 5. Развязка (конец событий). 6. Заключение.


4


Что произошло? Ведущая часть речи: глагол.


5


За деревней весело играла кошка со своими котятами. Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными корявыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло. Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (К. Ушинский)


6


1. Определите тему текста. 2. Озаглавьте текст. 3. Назовите тип речи, пользуясь приёмом вопроса. 4. Найдите вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение. 5. Составьте план. Вопрос: — Какие ещё типы речи использует автор?


7


Описание – это изображение какого- либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. В зависимости от предмета речи, тексты можно разделить на описания пейзажные и портретные. Кроме того, могут быть описания неодушевлённых предметов, интерьера, состояния человека. Описание предназначено, чтобы читатель мог представить описываемое в своём сознании. Оно бывает научным и художественным.


8


1. Вступление (общее представление о том, что описывается). 2. Основная (описательная) часть. 3. Вывод (заключение, авторская оценка).


9


Какой (описываемый объект)? Ведущая часть речи: прилагательное.


10


Есть у меня кот. Он серый, в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые. Это очень красивый кот. (По Е. Чарушину)


11


1. Определите тему текста. 2.Озаглавьте текст. 3. Назовите тип речи, пользуясь приёмом вопроса. 4. Найдите вступление, основную часть, вывод. 5. Составьте план. Вопрос: — Каковы чувства автора? Какими словами это можно подтвердить?


12


Рассуждение – это тип речи, основная цель которого – изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение может присутствовать в разных жанрах: в письмах, научных статьях, докладах, выступлениях, сочинениях. Чаще всего рассуждение свойственно публицистическому стилю.


13


1. Вступление. 2. Тезис – мысль, которую надо доказать. 3. Доказательства – факты, подтверждающие правильность тезиса. 4. Вывод – итог рассуждения. 5. Заключение.


14


Почему? Слова, помогающие оформить рассуждение : по-моему, я думаю, убеждён, мне кажется, во-первых, во- вторых, например, значит, следовательно, поэтому, итак, таким образом.


15


Задумывались ли вы о том, почему цветы пахнут? На этот вопрос отвечают учёные. Запах цветка определяется наличием на его лепестках особых масел. Они вырабатываются растением и имеют сложное строение. На свету или при определённой температуре эти масла разлагаются. Образуются летучие, быстро испаряющиеся вещества. Разные цветочные запахи определяются теми химическими элементами, которые входят в состав масла цветка. Но не только цветы являются источниками ароматов. Например, у лимона и апельсина эти масла находятся в плодах, у миндаля – в семенах, у корицы – в коре.


16


1. Определите тему текста. 2. Озаглавьте его. 3. Назовите тип речи, пользуясь приёмом вопроса. 4. Найдите тезис и доказательства. 5. Составьте план. Вопрос: во всех ли текстах мы встречаем вступление и заключение? Почему?


17


— Какие типы речи вам известны? — Каковы особенности каждого типа речи? — Как отличить один тип речи от другого? — В чём сходство и различие текстов разных типов речи? — Зачем мы должны знать типы речи? — Могут ли в одном тексте встретиться разные типы речи?


18


Спасибо за внимание!

  • Рассказ средневековый город кратко
  • Рассказ соль почему рассказ написан в форме докладной
  • Рассказ средневекового крестьянина о своей жизни
  • Рассказ соль бабель краткое содержание
  • Рассказ солоухина под одной крышей краткое содержание