Рассказ составленный на основе имеющихся у детей представлений жизненного опыта это

 Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ИБ — информационный блок

Текст № 1.

       В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

      Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

       Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.

       Структурно — логическая схема 1. Приёмы обучения рассказыванию повествовательным рассказам по картине  (Стерликова В.В.).

       Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог

— заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;

— учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;

— следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

       В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.

       «Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству,

       В младшем и среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми(индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).

       Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.

       Темы: «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.

       Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.

       В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения.

       Дошкольники старшей группы учатся:

— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;

-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;

— указывать место и время описываемых событий;

— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

       В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:

— совершенствуются формы монологической речи;

— продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;

— четко, ясно излагать свои мысли;

— указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.

       У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

       Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

       Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.

       В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».

         Тематика рассказов из личного опыта

1.Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии.

2.Из коллективного и индивидуального опыта.

3.Коллективно-индивидуальный.

       Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.

       Тематика для детей 5-6 лет:

— Моя любимая игрушка.

— Как я помогаю дома.

— Наши зимние забавы.

— Про котенка.

       Тематика для детей 6-7 лет:

— Елка для дошкольников.

— Как заботимся о малышах.

— Как проводим время дома.

       Одни темы требуют работы педагога в групповой форме, т.к. сравнительно легки для детей: впечатления прочны, и для педагогов, которые хорошо знают содержание предстоящих рассказов и умеют ими хорошо руководить.

       Другая категория – из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описываемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Но в другом – эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.

       Методические приемы:

1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.

2. Образец рассказа педагога:

— тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;

— четкость построения, отсутствие лишней детализации;

— динамичность действий, яркие описания;

— язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.

3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.

4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.

5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.

       Структурно — логическая схема 2. Методы и приёмы обучения составлению повествовательных рассказов из опыта (Стерликова В.В.).

       Пример: Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая игрушка»

       Речевые задачи: учить составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты для описания игрушки и действия с ней. Рассказывать последовательно и выразительно. Учить подбирать слова для описания предмета с целью выделить определенные качества. Закреплять правильное произношение звуков «в», «ф». Умение дифференцировать их на слух, подбирать слова с этими звуками.

       Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке (не перебивать других – один говорит, а все слушают).

       Составление рассказа:

1. Какая она? (игрушка).

2. Дать описание.

3. Случай, который произошел с игрушкой.

4. Дать образец из своего личного опыта.

     

                                                                                                   Шпоргалки для студентов  

      Образец конспекта занятия.

                                                                       

  «Помощь по сайту» — нажмите на изображение —  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу

Уважаемые студенты!

       Обращаю Ваше внимание на то, что представленная ниже слайд – лекция по модулю «Методика развития связной речи» позволит вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретического вопроса модуля (Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию на темы из личного опыта (по памяти); а также поможет при подготовке домашнего задания к практическому уроку по теме:

моделирование конспекта занятия на тему: «Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по памяти».

Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!

P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.

          Если вы скопировали презентацию и не указали источник — ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

       Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

          Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

       «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования…»

          ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

                                                                                                                                                                                С уважением, О.Г. Гольская.

В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.

Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог

— заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;

— учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;

— следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

 В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.

 «Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству,

В младшем и среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).

            Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.

            Темы:  «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.

Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.

В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения.

 Дошкольники старшей группы учатся:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;

-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;

— указывать место и время описываемых событий;

— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

 В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:

— совершенствуются формы монологической речи;

— продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;

— четко, ясно излагать свои мысли;

— указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.

У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

 Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.

 В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».

Тематика рассказов из личного опыта

1.Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии.

2.Из коллективного и индивидуального опыта.

3.Коллективно-индивидуальный.

Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.

Тематика для детей 5-6 лет:

— Моя любимая игрушка.

— Как я помогаю дома.

— Наши зимние забавы.

— Про котенка.

Тематика для детей 6-7 лет:

— Елка для дошкольников.

— Как заботимся о малышах.

— Как проводим время дома.

Одни темы требуют работы педагога в групповой форме, т.к. сравнительно легки для детей: впечатления прочны, и для педагогов, которые хорошо знают содержание предстоящих рассказов и умеют ими хорошо руководить.

Другая категория – из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описываемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Но в другом – эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.

Методические приемы:

1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.

2. Образец рассказа педагога:

— тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;

— четкость построения, отсутствие лишней детализации;

— динамичность действий, яркие описания;

— язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.

3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.

4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.

5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.

Пример: Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая игрушка»

Речевые задачи: учить составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты для описания игрушки и действия с ней. Рассказывать последовательно и выразительно. Учить подбирать слова для описания предмета с целью выделить определенные качества. Закреплять правильное произношение звуков «в», «ф». Умение дифференцировать их на слух, подбирать слова с этими звуками.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке (не перебивать других – один говорит, а все слушают).

Составление рассказа:

1. Какая она? (игрушка).

2. Дать описание.

3. Случай, который произошел с игрушкой.

4. Дать образец из своего личного опыта.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Рассказы детей из опыта

     Обучение такому рассказыванию имеет большое значение для развития речи. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

     Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети наглядно убеждаются в том, что обо всём окружающем можно рассказать живо и интересно.

     Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе.

  На первых порах воспитатель организует его после знакомства с картиной, игрушкой. Например, после рассматривания картины педагог обращается к группе с предложением рассказать о кошках, которые живут у детей дома, описать их внешность, привычки.

     В дальнейшем детям предлагаются конкретные, близкие им темы: после праздника это могут быть темы: «Как мы провели праздник», «Что нам понравилось на ёлке», после экскурсии по детскому саду – темы: «Что мы видели на кухне» и т.п.

     В средней группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание.

     Воспитатель знакомит детей с темой рассказа (например, о том, что дети видели на экскурсии), намечает основную сюжетную линию: «Сначала мы расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего запомнилось».

     Затем дети начинают высказываться. То обстоятельство, что воспитатель ведёт  запись, побуждает их подыскивать наиболее точные и правильные слова и выражения. В конце воспитатель зачитывает коллективный рассказ и предлагает детям нарисовать рисунки на эту тему. Если кто-то из детей захочет продолжить рассказ, надо отнестись к этому внимательно и записать высказывание ребёнка или поощрить его за то, что он так интересно смог дополнить коллективный рассказ.

     Коллективное рассказывание широко применяется и в свободное от занятий время. Например, когда утром дети приходят в детский сад со свежими впечатлениями от увиденного или услышанного дома, воспитатель заводит общий разговор, своими вопросами направляя его таким образом, чтобы каждый ребёнок мог высказаться (о том, что он видел на улице, по телевидению и др.).

     В старшем дошкольном возрасте расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, поэтому и тематика рассказов усложняется.

     К рассказыванию из личного опыта относится и коллективное составление письма (заболевшему товарищу, детям другого города). Воспитатель записывает за детьми то, что они расскажут о своей жизни в детском саду, и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно. Одновременно у детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием, и структурой.

     Эффективности обучения этому виду рассказывания способствует установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в выходные и праздничные дни; где побывать; что и как посмотреть. Впоследствии можно составить альбом из детских рисунков и рассказов и показать его родителям.

Просмотр содержимого документа

«Рассказы детей из опыта»

  • Рассказ стальное колечко паустовский читать
  • Рассказ состав слова по составу
  • Рассказ стакан зощенко слушать
  • Рассказ соседи подкинули проблем глава 4
  • Рассказ срезал шукшина для 6 класса