Золотая рыбка.
Анюта бежала домой сломя голову, находясь на седьмом небе от счастья, ведь завтра в школе должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с замиранием сердца. Дома её ждала мама, она всю ночь не покладая рук и не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало.
Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала голову над этим вопросом. В прошлом году на новогоднем празднике она была в костюме Мальвины, за который получила первое место. Поэтому сейчас ей никак не хотелось ударить в грязь лицом и снова быть на высоте.
Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где её ждал сюрприз…
-Вот, посмотри, что я тебе приготовила, — сказала мама. Анюта увидела замечательный ярко-оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки. Она ещё раз убедилась, что у мамы золотые руки.
-Спасибо, мамочка! – не помня себя от счастья, вскрикнула Анечка. Ей не терпелось примерить костюм. Не было сомнений, что «золотая рыбка» будет одной из лучших на маскараде, оставалось лишь пришить плавники и украсить корону. Мама, не теряя времени, принялась за работу. Дочка тоже не хотела сидеть сложа руки, хотя ходила уже вокруг мамы как сонная муха.
-Быстро спать, тебе нужно выспаться, — сказала мама.
Аня прошла в спальню, и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось, что на маскараде она завоевала главный приз за свой необыкновенный костюм. Проснувшись ни свет ни заря, Анютка побежала в комнату мамы. На кровати , переливаясь блёстками, лежал маскарадный костюм.
На маскарад Анюту собирала вся семья. Все восторженно глядели на «Золотую рыбку».
И вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом рассматривали замечательно украшенный зал, да и друг друга. Все были радостные, весёлые.
Анютка своим нарядом всех поразила, а в конце праздника под аплодисменты присутствующих в зале единогласно была признана королевой бала. Ей вручили главный приз – большую энциклопедию о животных.
«Спасибо, мамочка! Как я тебя люблю!»- прошептала девочка, оглядывая зал счастливыми глазами.
По пути домой она думала о том, «интересно, какой же костюм придумает мама в следующий раз?»
Фразеологический словарик.
Бежать сломя голову – очень быстро, стремительно бежать (нестись, бросаться). |
Быть на седьмом небе от счастья — выражение безграничного счастья и глубокого удовлетворения. |
С замиранием сердца — чувствовать волнение, тревогу от удивления, радости, испуга… |
Не покладая рук – усердно, старательно работать, трудиться, мастерить… |
Не сомкнув глаз – непрерывно бодрствовать. |
Ломать голову – напряжённо, усиленно думать, стараться понять трудное, сложное; решать что-либо трудное. |
Не ударить в грязь лицом – не оплошать, не осрамиться. |
Быть на высоте – быть лучшим, победить, соответствовать требованиям. |
Золотые руки – говорят о человеке, который безукоризненно умеет сделать всё, за что ни возьмётся. |
Не теряя времени – делать что-либо тотчас, немедленно. |
Не сидеть сложа руки – не бездельничать. |
Как сонная муха – вяло, еле- еле делать что либо; хотеть спать. |
Спать без задних ног – крепко, беспробудно спать. |
Проснуться ни свет ни заря – очень рано проснуться. |
Ситуация
в лесу
Однажды голодный как волк охотник Петя отправился в
лес за добычей со своей собакой Тяпой. Тяпа уверенно шла по лесным тропинкам,
которые знала как свои пять пальцев. Вдруг зашелестел и задрожал как осиновый
лист куст малины. Тяпа пустилась бежать сломя голову. Добежав до опушки, она
увидела незнакомого для себя зверька. Длинные уши, лохматая шубка, а сам с
ноготок. Тяпа хотела познакомиться с ним и заглянуть ему в душу. Незнакомец
пустился бежать так, что только пятки засверкали.
В поисках незнакомца Тяпа обрыскала каждый уголок
знакомой ей тропинки. Явилась не запылилась собачка домой, и сказал ей Петя:
«Тебя только за смертью посылать!»
Ким
Виталий, 5Б класс
Поспешишь – людей
насмешишь
Однажды Вова проснулся ни свет ни заря, оделся на
скорую руку и сломя голову побежал в школу. А там ещё никого нет. Вова слонялся
без дела, носился как угорелый по коридорам, ещё до занятий очень устал. На
уроке он считал ворон, ничего не слышал и не видел. У доски он молчал как воды
в рот набрал. Учитель говорит: «Ты что, язык проглотил?» Все засмеялись. В
дневнике у Вовы появился красный лебедь. Нечего теперь лить слёзы и реветь
белугой, надо засучив рукава исправлять положение.
Гирфатов
Владимир, 5Б класс
Пираты
Однажды в допотопные времена на пиратов пала
чёрствая метка. Так как на корабле была чёртова дюжина людей. На следующий день
капитан встал не с той ноги, ведь в обед их разгромили как шведов под Полтавой.
После битвы на обоих кораблях было мамаево побоище.
И судна стали похожи как Кастор и Поллукс. Первый капитан засел в медвежий угол
и стал ждать манны небесной. А второй – использовал мартышкин труд. На
следующий день снова завязалась битва.
Малынкин
Юрий, 5Б класс
Напутственное слово
– Сынок, хватит жить как у Христа за пазухой, вернись
на белый свет! Бери пример с Коли. Он многих ребят взял на буксир! Коля в школе
забивает фонтаном. В классе он подковывает блоху. Не бьёт отбой. В общем, ты
должен взять быка за рога, чтобы всё было в твоих руках.
Потёмкин
Виктор, 5Б класс
Школьная история
Когда я пришла в школу первый день, меня первой
вызвали к доске. Я не смогла решить пример. А когда всё растолковали на пальцах
и разжевали и в рот положили, я прокричала: «Ах, вот оно что! Теперь я поняла,
где собака зарыта!» Я подумала, что учитель меня водит за нос. На перемене меня
испугали мальчики, и у меня волосы встали дыбом! За такие дела им, конечно,
следует всыпать по первое число! Девочки у нас в классе как двуликий Янус. Меня
за день довели до белого каления. Кода я пришла домой, там дым стоял
коромыслом. Я легла спать и промычала себе: «Дело в шляпе!»
Буслова
Александра, 5Б класс
Никогда так не делайте!
Целый год ученик занимался ни шатко ни валко,
середина на половину, как Бог на душу положит. В общем, звёзд с неба не хватал.
Забил он на учёбу, всех за нос водил, всем очки втирал, ворон считал, строил
воздушные замки. Но экзамены покажут, как это выйдет боком.
Гайдук
Вероника, 5Б класс
Понимаю, что нехорошо выполнять за кого-то учебные работы, но не мог отказать себе в удовольствии пографоманствовать.
Мы заходим в чайхану. Там сидит акын, он поет песню, аккомпанируя себе на домбре.
…Эта песня о родном крае, о зреющем винограднике, о журчащем ручье, о синеющих вдали горных вершинах. Вот молодая женщина поднимается по тропе. Она несет кувшин со студеной водой. Вообще-то ее муж все лето пасет коров на высокогорном пастбище, но сегодня на несколько дней спустился в родное селение. Его отец тяжело болен.
Из-за угла сарая выглядывает юноша. Она замечает его и окликает:
— Здравствуй, Юнусбек, что ты повесил нос? Почему ты не в поле? Ты и так работаешь спустя рукава, а сейчас просто сбежал?
Ни шатко ни валко он подходит к ней, также здоровается и говорит:
— Алешан, последние дни я, как в бреду… — слова выдавливаются в час по чайной ложке. — Я потерял голову… Давай поскорее уедем отсюда. Ты мое восьмое чудо света. Я тебя люблю…
— Ну вот, открыл Америку. Каждый день одно и то же. А как же Мирза? Он тебя убьет.
— Мы убежим далеко-далеко.
— Юнусбек, ты ему в подметки не годишься, у него золотые руки, а ты — ни рыба ни мясо.
— Конечно, он птица высокого полета, а я так, мелкая сошка. У его отца, которого, кстати, скоро кондрашка хватит, стадо более сотни голов. А у моего — кот наплакал.
— Юнусбек, тебе пора уже перестать строить воздушные замки. Мне нужно идти, Мирза меня ждет.
Пока суд да дело появляется Мирза.
— Ты носишь воду решетом? — кричит он жене еще издали. — Отец просит напиться, а ты здесь считаешь ворон. — А, привет, Юнусбек, как дела? — говорит он, заметив юношу.
— Да так, серединка на половинку, — молвит тот.
— Считай, что ты в сорочке родился, — уходя, цедит сквозь зубы Алешан, — если бы он услышал наш разговор, мы бы с тобой уже были между небом и землей.
— Сегодня на закате не нашем месте, — успевает сказать Юнусбек.
— Когда рак на горе свистнет, — звучит ответ.
— Прекращайте там мышиную возню, — вновь слышится голос мужа, — отец ждет.
Солнце стоит еще высоко, а Юнусбек уже в той дальней части виноградника, где раньше всегда ждал возлюбленную. Когда наконец ее видит, он на седьмом небе.
— Здравствуй, Алешан, я был уверен, что ты придешь — начинает он, но она строго прерывает:
— Не надо нести околесицу, Юнусбек, я здесь не для того, чтобы ты заговаривал мне зубы. Будем танцевать от печки. У меня будет ребенок. И его интересы я должна поставить во главу угла.
— Ты ждешь ребенка? — Юнусбек дрожит от волнения.
— Пока нет, но как бы нам с тобой не сесть в калошу. Мирза что-то заподозрил.
— Алешан, не втирай мне очки, — заводится Юнусбек. — Ты не должна плясать под дудку своего мужа. Давай немедленно отсюда уедем, ведь мы любим друг друга.
— Ох, наша любовь — это ни два ни полтора. Пройдет немного времени и она лопнет, как мыльный пузырь.
— Нет, верь мне, я буду биться как рыба об лед, но сделаю тебя счастливой, — не унимается Юнусбек.
— Вот-вот, как рыба об лед, — вторит Алешан, — то есть без толку.
— Вы с мужем два сапога — пара, — начинает сердиться юноша.
В это время Мирза сваливается на них, как снег на голову.
— У меня глаза на лоб лезут! Это ты, последняя спица в колеснице, позор нашего селения? Что она в тебе нашла? — кричит он на Юнусбека. — Грош тебе цена, — принимается за жену.
— Ты не смеешь! — кричит юноша.
Но острый, как молния, кинжал пронзает сердца застигнутых любовников. Убийца бросается в пропасть. Momento more…
Акын замолкает. Вот такие чудеса в решете.
Сочинение с фразеологизмами на любую тему. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для Вас несколько сочинений с фразеологизмами на любую тему. Используйте наши примеры для написания сочинения на урок в школе.
Сочинение 1
Школьные годы – чудесные: с дружбою, с книгою, с песнею. Так долгое время пелось в одной очень популярной в прошлом веке песенке. Прошло время. И сейчас эта песенка звучала бы по-другому: с братаном, с электронной книгой, с караоке. Как говорится, нескладно, зато – верно. И никто уже не завидует черной завистью прошлой жизни, такой простой и веселой. А зря.
Да, жизнь очень изменилось. Другой образ жизни породил другие мысли и приоритеты. И большинство уже не грызет гранит науки, как раньше. А незачем! Ведь ЕГЭ – как передача «Поле чудес»: угадал все буквы, но не смог назвать слово.
И лес рук, как раньше, уже не увидишь на уроке. А макулатуру и металлолом, сломя голову, вообще никто не собирает, бегая по помойкам, на которых тогда просто валялись куски ценного металла. И многие ума не приложат, что это такое – макулатура и зачем ее нужно было собирать. Красный галстук не расцветает на груди, а комсомольский билет не согревает сердце.
Теперь никто не спорит до хрипоты, кто лучше: физики или лирики, как раньше. Правда, не совсем понятно, почему спорили тогда – ведь и физики нужны, и лирики.
И не скажешь, что у нынешних детей – ветер в голове: умные, сообразительные, предприимчивые. Да, предприимчивые. И нынешнему поколению палец в рот не клади.
И уж совсем никто не хочет вставать ни свет, ни заря и идти на завод вытачивать гайки. И работать в артели «Напрасный труд» до пенсии, не разгибая спины. Жить, как белка в колесе, находясь все время в хроническом стрессе. Экономить всю жизнь, собирая лайфхаки, как сейчас говорят. И, несмотря на небольшие доходы, делать хорошую мину при плохой игре. Ведь – голь на выдумки хитра. Но молодые, почему-то не хотят быть голью, хитрой на выдумки. Они хотят жить хорошо. И это – правильно! Но и напрягаться для этого они тоже, почему-то, не хотят! И курьером тоже мало кто хочет работать. Лучше вообще никем не работать, чем курьером. И время, когда каждый труд был почетен, тоже прошло. Есть труд, который, оказывается, не очень почетен. И детей незачем ругать, потому что и многие взрослые не хотят работать курьером. А что, разве это — не правда?
Но, в общем-то, хорошо, что у нынешних детей — такие высокие цели. Ведь цыплят по осени считают. А осень жизни у детей еще очень далеко!
Но пора бы зарубить на носу, что, сложа руки, сделать ничего не получится. И надо потихоньку шевелиться, а не ждать, пока тебя клюнет жареный петух. Если хочешь жить не с горем пополам, а достойно, то надо хотя бы сносно выучиться и иметь востребованную профессию. А не морочить голову себе и окружающим. Но и родители должны научить ребенка и подсказать, что лучше, чтобы он всю жизнь не был не в своей тарелке и не блуждал в потемках.
Поэтому, давайте держать нос по ветру, а ушки – на макушке. И, конечно, учиться, учиться и учиться, как завещал дедушка Ленин. Ведь этот его лозунг остается актуальным и в наши дни.
Сочинение 2
В моей школьной жизни был такой случай. С наступлением бабьего лета нашему классу поручили подготовить выступление команды КВН. Я оказался в инициативной группе. Сначала мне казалось, что это – артель «Напрасный труд». Ведь никто из нас никогда до этого не имел подобного опыта.
Тем не менее, мы взялись за дело. Сначала наша группа битый час выбирала капитана. Когда с этим определились, стали обсуждать общую направленность выступления. Было много предложений и идей, спорили до хрипоты, каждому хотелось, чтобы его услышали. Донести свою мысль до остальных членов команды было непросто. Идей было много, но выступление нужно было вместить всего в десять минут. Какое-то время мы блуждали в потемках, но потом все же, с горем пополам, пришли к общему знаменателю.
Начались репетиции после занятий. Дело это было непростое, но веселое. Я многое узнал о своих одноклассниках, мы с ними даже успели сблизиться за это время. Никто не болтался без дела, каждый вносил свою лепту в наше общее дело. После месяца репетиций выступление было готово, все ждали того самого дня.
Накануне я очень волновался и у меня выдалась бессонная ночь, уснуть удалось только под утро, в итоге будильник я проспал без задних ног. Когда проснулся, понял, что до выступления остался всего час. Я кинулся в школу со всех ног, даже не причесавшись.
Команда ждала меня уже возле актового зала. Они не находили себе места, потому что думали уже, что я не приду и подведу всех. Я появился за пять минут до нашего выхода. В итоге мы выступили на всю катушку и вырвали победу! Признаться, это было нелегко, но мы это сделали.
Теперь я постоянно участвую в школьных концертах, тот КВН дал мне хороший старт. Я понял одно: если прикладывать много усилий, стараться и работать, не щадя себя, то все получится с блеском. Важно верить в себя и стремиться к успеху.
Мини-сочинение
У меня есть не друг, а золото. Я с ним пуд соли съел. По началу он мне казался белой вороной: угрюмым и молчаливым человеком, из которого слова нужно клещами вытаскивать. Я думал, он любил баклуши бить и волынку тянуть. Но потом я узнал этого человека поближе. Оказалось, у него нет камня за пазухой. Это искренний человек, который никому очки не втирает. Он никогда не откладывает дела в долгий ящик, всегда готов подставить плечо. Но мне кажется, что у него есть Ахиллесова пята. Иногда он лезет на рожон и говорит колкие вещи.
Все сочинения
Развитие речи
Составление рассказа, в основе сюжета
которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально
Цель: углубить знание о фразеологических
оборотах, учить составлению рассказа, в основе сюжета которого лежит
фразеологический оборот, понимаемый буквально
I Речевая разминка
Повесив
медный ….,
Кран
изливает душу.
Растроганный
всерьёз,
Ушат
развесил …..
Стоит,
разинув ….,
Понуро
и убито,
И
горько слёзы льёт
На
каменные плиты
(
Ф. Кривин)
— Прочитайте стихотворение. На
месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова. Что поможет «вписать» их в
текст? (Рифма)
— Какие фразеологизмы использовал
автор в своём стихотворении? Что они обозначают?
— Сколько картин вы можете
нарисовать, прочитав стихотворение Ф. Кривина? Какие?
II Работа по теме
1. – Тема
нашего урока непосредственно связана с фразеологическими оборотами. Сегодня мы
будем учиться составлять рассказ, в основе сюжета которого лежит
фразеологический оборот, понимаемый буквально.
Слова, соединяясь
друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, другие –
несвободные.
— Дайте
определение фразеологизма. Приведите примеры.
— Найдите предложения,
в которых есть фразеологизмы. Докажите это.
1 Я не нашёл себе
места и стал в проходе
2. Отец не
находил себе места от волнения
3. Эта
деревня не за горами, а за тем лесом.
4. Весна уже
не за горами
5. В двух
словах он допусти три ошибки
6. В двух
словах изложите вашу просьбу.
( во 2, 4, 6
фразеол обороты)
2. – Многие
фразеологические единицы утратили своё первоначальное значение и имеют ярко
выраженный иносказательный смысл. Приведите примеры ( бить баклуши, остаться
с носом, зарубить на носу, на лбу написано, заварить кашу)
— А что у нас
может получиться, если понимать такие фразеологические обороты буквально?
— Прочитайте
текст. Какой фразеологизм девочка поняла буквально и почему?
(
текст спроецирован на доску)
Текст
№ 1
Четырёхлетняя
Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
— Скоро. Ты и
оглянуться не успеешь.
Светлана стала
как-то странно вертеться.
— Я оглядываюсь,
оглядываюсь, а лета всё нету.
(
К. Чуковский. От двух до пяти)
( т.к. мышление ребёнка конкретно)
3. – А вы где можете столкнуться с
фразеологизмами, понимаемыми буквально? ( в художественных произведениях)
— Прочитайте отрывок из сказки Л. Кэрролла
«Алиса в стране чудес»
— Вы обещали рассказать мне вашу историю, помните? –
сказала Алиса.
Мышь повернулась к Алисе и тяжело вздохнула.
— Внемли, о дитя! Этой трагической
саге, этой страшной истории с .хвостиком тысяча лет! — сказала она.
— Истории с хвостиком? — удивленно переспросила Алиса, с интересом
.поглядев на мышкин хвостик. — А что с ним случилось страшного? По-моему,
он совершенно цел — вон он какой длинный!
И пока Мышь рассказывала, Алиса все думала про мышиный хвостик.
— Ты не слушаешь, — ни с того ни
с сего сердито взвизгнула Мышь, — отвлекаешься посторонними предметами и
не следишь за ходом повествования!
— Простите, я слежу, слежу за ним, — смиренно сказала Алиса, —
по-моему, вы остановились… на пятом повороте.
— Спасибо! — еще громче запищала Мышь, — вот я по твоей милости
потеряла нить!
— Потеряла нить? Она, наверное, в
траву упала! — откликнулась Алиса, всегда готовая помочь. —
Позвольте, я ее найду!..
— Ты и так себе слишком много позволяешь! — пискнула Мышь. Она встала
и решительно двинулась прочь.
— Почему обиделась Мышь?
— Что имела в виду Мышь, когда говорила: этой
страшной истории с .хвостиком тысяча лет, не следишь за ходом повествования, потеряла
нить… ?
— А как эти выражения поняла
Алиса?
— К чему это привело?
4. Итак, если фразеологический оборот
воспринимается буквально, то это часто приводит к тому, что люди перестают
понимать друг друга, возникают комические ситуации. Буквальное понимание
фразеологизмов часто встречается у детей дошкольного возраста.
— Случалось ли вам бывать в таких
ситуациях, когда то или иное выражение было вами неправильно понято или растолковано?
Приведите примеры.
— Теперь наша задача – составить рассказ, в
основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.
Возможны ситуации: забавный случай, случай из моей школьной жизни. Ситуация
может быть и иной.
— Назовите характерные признаки рассказа.
( Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
— В своём рассказе вы должны показать
ситуацию, в которой было бы возможно буквальное понимание фразеологизма.
— В основу сюжета своего рассказа вы
можете положить один из приведённых фразеологизмов: задирать нос, водить за
нос, повесить нос, клевать носом, пускать пыль в глаза, прикусить язык, открыть
глаза, свалить с больной головы на здоровую, умывать руки, держать камень за
пазухой, заблудиться в трёх соснах, держать язык за зубами.
III Задание на дом
Составить письменно рассказ