Рассказ спала кошка на крыше л толстой текст читать

Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде. «Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно». И Катя снесла Машу.

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле. Будто школа. «Учи, кукла, буквы! Это — А. Это — Б-Бе. Смотри, помни».

У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.

Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розка снесла щенка во рту на место.

Ребята сделали себе веселье. Они сошлись у ручья, принесли каменья и склали их в ручье. Смазали каменья глиной, и стал прудок. Из прудка пошла вода струйкой. Под струйку ребята подвели колесо. Вода вертела колесо.

Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала.

И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

  • Следующая сказка → Лев Толстой — На что нужны мыши
  • Предыдущая сказка → Лев Толстой — После бала

Читать сказку «Лев Толстой — Рассказы для маленьких детей» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Короткие истории для самых маленьких слушателей. Автор рассказывает про быт и жизненный уклад детей в давние времена.

Рассказы для маленьких детей читать

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде. «Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно». И Катя снесла Машу.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле. Будто школа. «Учи, кукла, буквы! Это — А. Это — Б-Бе. Смотри, помни».

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розка снесла щенка во рту на место.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Ребята сделали себе веселье. Они сошлись у ручья, принесли каменья и склали их в ручье. Смазали каменья глиной, и стал прудок. Из прудка пошла вода струйкой. Под струйку ребята подвели колесо. Вода вертела колесо.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Рассказы для маленьких детей - Толстой Л.Н.

(Илл. Лебедев В.)

❤️ 23

🔥 18

😁 17

😢 14

👎 9

🥱 15

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

© Составление, предисловие, оформление. ОАО «Издательство «Детская литература», 2011

* * *

Дорогой читатель!

Сто восемьдесят лет прошло с тех пор, как была опубликована «Азбука» Льва Николаевича Толстого. Она стала для многих поколений русских детей первой книгой, по которой учатся грамоте.

В те давние времена ходить в школу мог не каждый ребёнок: школ для крестьянских детей было немного. И Лев Николаевич, уже будучи знаменитым писателем, решает устроить народную школу в своём имении Ясная Поляна. Писатель знал, что учёба пойдёт быстрее, если ребятам будет интересно. Работая над четырьмя сборниками, которые получили название «Русские книги для чтения», Толстой собирает пословицы, поговорки, сказки, басни, былины. Сам Лев Николаевич пишет рассказы о природе и труде, о дальних странах, о животных и самих ребятах – любопытных, любящих играть и помогать родителям. Язык этих книг прост и понятен.

В нашу книгу вошли далеко не все произведения, написанные и собранные Толстым для детей. Все они составили бы внушительный том, ведь в черновиках писателя сохранилось 629 произведений! Мы выбрали самые интересные, те, которые стали любимыми для многих читателей. Вы узнаете о преданной дружбе могучего льва и маленькой собачки, прочтёте о смелом Филипке, который преодолел все препятствия и добился своего – стал учиться в школе. Здесь вы найдёте и переложение басен древнегреческого писателя Эзопа, и русские народные сказки, и рассказы самого Льва Николаевича. Они познакомят вас с большим миром литературы, ключик к которому – умение читать.

Обратите внимание на иллюстрации! Мы объединили в эту книгу лучшие цветные рисунки таких мастеров оформления книги, как В. Лосин, Н. Устинов, Е. Рачёв, В. Бритвин и другие.

Читайте с удовольствием!

Рассказы из «Новой азбуки»

Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.

* * *

Я нынче прочту по книге всю сказку, это мне не трудно.

* * *

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка.

«Не сиди близко, птичка, кошки хитры».

* * *

Птица свила гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю. Гляди, Вася, три птички! Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.

Кате дали мыла. Она мыла лицо и шею. И лицо, и шея, и руки Кати были белы.

У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани. «Вези сани, Миша». А у Миши силы нету.

Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.

– Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно.

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

– Пора тебе, чиж, петь.

– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

* * *

У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена себе жгут, и это была её кукла; звала она её Маша. Она взяла эту Машу на руки.

– Спи, Маша! Спи, дочка! Бай, баю, бай!

* * *

Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа.

– Учи, кукла, буквы! Это – «А». Это – «Б». Бе. Смотри, помни.

* * *

Ходили дети по лесу за грибами, набрали полны корзины. Вышли дети на поляну, сели на копну и считали грибы. За кустами завыли волки. Дети забыли про грибы, бросили свои грибы на сене и ушли домой.

* * *

Шёл Миша по лесу. У дуба рос гриб. Гриб был стар, никто его не брал. Но Миша был рад и снёс гриб в дом. Вот гриб, лучше всех! А гриб был гнил, никто его не ел.

У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке. И Розка снесла щенка во рту на место.

Нашли дети ежа на траве.

– Бери его, Вася, на руки.

– Мне колко.

– Ну клади шапку на землю, а я скачу его на шапку.

Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.

Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос, Жучка кошку – за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку – за шею.

Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.

* * *

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал.

* * *

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.

Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?

Стали они коня друг у друга рвать.

– Дай мне – мой конь!

– Нет, ты мне дай – конь не твой, а мой!

Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

К Маше пришли в гости девочки пить чай. Маша была хозяйка и села за чайный стол угощать гостей. Но хозяйка была мала. Она взяла чайник – ручка была горяча. Маша уронила из рук чайник и разбила его, а себя и других обожгла.

Жил дед у реки. Были у деда лодка и сеть. И были у деда два внука: Петя и Гриша. Грише было семь лет, а Пете пять. Раз вышли Петя и Гриша рано на реку. Они знали, что у деда на реке была сеть. Они сели в лодку. Гриша сел на руль, а Петя грёб. Они плыли долго по реке, не знали, где сеть; но нашли сеть, взяли рыбу и дали деду.

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.

Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

У детей были свои грядки. Пришло раз на их грядки стадо свиней.

– Дети, скорей! Жучку пускай!

– Жучка, скорей лай на свиней, сгоняй их с гряд долой!

* * *

У меня есть шесть кур, и я поутру даю им корм. Я кричу: цып, цып. Я сыплю зерно на землю и на кур.

* * *

У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

* * *

Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила себе эту штуку.

* * *

Мама, купи мне нитки, я свяжу тётке чулки. Чулки тётки стали стары. Видны пятки.

Старик сажал яблони. Ему сказали:

– Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик сказал:

– Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут!

Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.

* * *

На земле снег, на лесе иней. Давай скорей сани. На сани прыгай, сани двигай и под гору катай.

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

Сели гуси на воду. По воде пошли круги всё шире и шире, а после стало гладко. Вода была чиста, и видны были лапки.

* * *

Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.

* * *

Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню.

Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

                                   
Тексты для проверки техники чтения

1
класс

ПЕРВОЕ
ПОЛУГОДИЕ

КОШКА

     Спала кошка
на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка.
Кошки очень хитры.

       Куда села
птичка?

                                                                               
            18 слов. (Л.Н. Толстой)

ДЕДУШКА

    Мальчики Миша
и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков
ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

1.     Где
жили мальчики?

2.     Чему
учил дедушка мальчиков?

                                                          
(23
слова). (Л.Н. Толстой).

ВТОРОЕ
ПОЛУГОДИЕ

ЛЕВ,
МЕДВЕДЬ И ЛИСИЦА

     Лев и медведь
добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступать, и лев не
уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их
мясо, подхватила его и убежала.

1.     Что
добыли звери?

2.     Кому
досталось мясо?

                                                                              
 (35 слов). (Л.Н. Толстой)

В
роще

      Дети пришли
в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку.
Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням.
Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.

1.     Куда
пришли дети?

2.     Что
увидели дети в роще?

3.     Что
делал ручей?

(38
слов). (К.Ушинский).

Сторож

        У утки
были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к
реке утят. Вот собака важно идёт к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в
воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.

1.     Что
сделала лисица?

2.     Чему
мы научили собаку?

3.     Что
делали утята?

                        
                                        
(41 слово). ( А.
Седугин).

Звездная
дорога.

   В давние
времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила её на небо. Зола
рассыпалась там, и по небу пролегла звёздная дорога.

     С тех пор эта
звёздная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались
домой не в полной темноте и находили свой дом.

1.     Что
бросила девушка на небо?

2.     Для
чего нужна  звездная дорога?

(47
слов). (Притча)

2
класс

ПЕРВОЕ
ПОЛУГОДИЕ.

Курочка.

     Ходила курочка с цыплятами по двору.
Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и
заквохтала. Это  значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под
крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого  головка
торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

1.     Где
ходила курочка с цыплятами?

2.     Как
спрятала курочка цыплят от дождя?

(52
слова). ( Е. Чарушин).

Хлеб
– всему голова

     На столе лежит тёплый хлеб. Он так
вкусно пахнет! У него такая золотистая корочка! Это от огня позолота на нём.

     Да и не только от огня.

     Большой путь проделал хлеб. Сначала
золотые руки зерно посеяли. Урожай растили.

       В золотом стебельке выросло зерно.
Каждое утро серебряной росой умывался каждый колосок. Жаркое солнышко вбирало в
себя каждое зёрнышко. Силой наливалось зерно.

1.   Объясни
название текста. Почему хлеб –всему голова?

2.   Как
ты понимаешь выражения «золотые руки», « серебряная роса»?

(59слов).
(Т. Коломиец).
                                                                                                          

ВТОРОЕ
ПОЛУГОДИЕ

Петух
и павлин

     
Давным-давно, в незапамятные времена, самым красивым и стройным из всех зверей
и птиц был петух. И был он очень горд этим. Вел себя петух важно, надменно и
заносчиво. И ни с кем из зверей и птиц не разговаривал. Только павлин был его
единственным другом.

На бедном павлине не было даже мало-мальски
приличной одежды.

1.     Кто
был самым красивым и стройным из всех зверей и птиц?

2.     Как
вел себя  петух?

3.     Кто
был его единственным другом?

(53
слова) (Казахская народная сказка)

Золотой
подснежник

         После холодной, суровой зимы все
ждут весну. Кто открывает весну?

        Весну цветов открывает ранний
первенец – мать – и – мачеха. Этот золотой подснежник растёт на солнечных
глинистых склонах. Мать – и – мачеха распускается раньше всех  трав – до
выставки ульев, до вылета первых пчёл, до ледохода.

        Цветёт  этот чудесный цветок около
двух месяцев.

1.     Кто
открывает весну?

2.     Где
растет золотой подснежник?

3.     Когда 
он распускается?

                                                                 
                              (51 слово). ( К. Пронин).

                                                         Старый
друг

        Был у Светланы зайчик. Не живой,
не настоящий,

но очень красивый.

         Серый, ушки в середине розовые, а
хвостик белый, пушистый, похожий на снежинку.

           Своего зайчика Светлана любила.
Играла,  спать с собой клала и другим детям давала поиграть.

            Но вот износился зайчик.
Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко.

             А шерстка сбилась и вытерлась.

               Увидел зайчика Юра и
говорит:

  — Какой некрасивый заяц!

Подошла Галя и спрашивает:

— Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый 
заяц?

1. Каким был зайчик?

2. Каким он стал?

3. Что сказали дети?

(74
слова). ( В. Карасёва)

3
класс

ПЕРВОЕ
ПОЛУГОДИЕ

Сивка-
бурка

         Жил- был старик, и было у него
три сына. Младшего  все Иванушкой – дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу,
да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

         Вот старик и говорит сыновьям:

— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую
ночь по очереди, поймайте вора!

        Настала первая ночь.

         Отправился старший сын пшеницу
стеречь, да захотелось ему спать.

Забрался он на сеновал и проспал до утра.

           Приходит утром и говорит:

— Всю ночь я не спал, пшеницу стерёг, а
вора не видел.

1. Как звали младшего сына?

2. Что велел старик сыновьям?

(80
слов). ( Русская народная сказка).          

Осень
в лесу

            Прошёл сентябрь. После
знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По
опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и
розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях
жмутся друг к дружке тонконогие опенки.

              В моховых болотах ожерельем
рассыпано по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах
краснеют гроздья рябины.

               Чист и прозрачен воздух.
Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.

               На дне лесного ручья виден
каждый камешек, каждая тонкая травинка.

                По прозрачному высокому
небу бегут и бегут облака.

1.      Почему
раннюю осень называют золотой?

2.      Какие
грибы появляются в лесу осенью?

3.      С
чем автор сравнивает румяную клюкву?

(
87 слов). (И.С. Соколов — Микитов).

ВТОРОЕ
ПОЛУГОДИЕ

О
дельфинах

        Когда
рассказывали о дельфинах, которые помогали тонущим морякам, люди не верили, что
дельфины такие «умные», и считали это баснями.

        Но вот стали
изучать дельфинов и убедились, что это правда.

        Дельфины
«разговаривают» между собой.

        Дельфины очень
дружны.

         Они помогают не
только друг другу.

        Дельфины выносили
на берег  тонущих моряков.

       В Австралии
дельфин – лоцман плыл впереди корабля и указывал путь между опасными рифами.

  А один дельфин каждый
день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу.

     Люди решили никогда
не охотиться в море на дельфинов.

1.     Что
узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?

2.     Как
изменилось их отношение к ним?

(86 слов). ( Г. Снегирев).

Пушок

  В доме у нас жил ежик.
Он был ручной.

   Когда его гладили, он
прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.

   За это мы его прозвали
Пушок.

    Если Пушок был
голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал
меня за ноги, требуя еды.

     Летом я брал Пушка с
собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с
аппетитом их съедал.

      Когда наступила
зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь
Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за
печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам
бегать. Всю ночь бегает, лапками топает.

1.     Кто
жил у нас в доме?

2.     За
что его прозвали Пушком?

3.     Что
делал Пушок зимой?

(114
слов). ( Г. Скребицкий).

Встреча
со змеёй

     Я вышел на полянку. Над пестрыми
цветами кружились пчёлы, мухи, жучки.

    Устав, я лёг на душистую траву.

     Моё внимание привлёк зелёный
кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал.

      Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и
исчез. Что – то его спугнуло.

        Заинтересовавшись, я стал
всматриваться в траву. У большого пня, где фонариками горели красные ягоды,
свернувшись, лежала змея.

        Она грелась на солнышке.

         «Так вот кого испугался
кузнечик!»

        От этой неожиданной встречи я
растерялся. Кувшин выпал из рук…..

     Почуяв опасность, змея зло зашипела и
стала разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно
закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы.
Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.

     Я попятился…..

Змея, переливаясь на солнце чешуйками,
заскользила по траве.

1.Какие чувства испытывает человек при
встрече со змеёй?

2.Как надо себя вести в этой ситуации?

(118
слов). (А. Дорохов)

4
класс

ПЕРВОЕ
ПОЛУГОДИЕ

Косточка

        Купила мать слив и хотела их дать
детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал
их. Очень хотелось съесть. Когда никого не было в горнице, он не удержался,
схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет.
Она сказала отцу.

         За обедом отец и говорит: «А что,
дети, не съел ли кто — нибудь одну сливу?»

Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак
и сказал тоже: «Нет, я не ел».

        Тогда отец сказал: «Что съел кто –
нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть
косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день
умрёт. Я этого боюсь».

        Ваня побледнел и сказал: «Нет, я
косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

1.     Как
все узнали, что Ваня съел сливу?

2.     Почему
Ваня не признался сразу?

                                                                             
( 138 слов). (Л.Н. Толстой).

Лев
и собачка

    В Лондоне показывали
диких зверей и за смотрение брали деньгами или собаками или кошками на корм
диким зверям.

      Одному человеку
захотелось поглядеть диких зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в
зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на
съеденье.

        Собачонка поджала
хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал её.

        Собака легла на
спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

        Лев тронул ее
лапой и перевернул.

        Собачонка
вскочила и стала перед львом на задние лапки.

         Лев смотрел на
собаку, поворачивал голову со стороны на сторону и трогал ее.

          Когда хозяин
бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

           Вечером, когда
лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

      С тех пор собачка
жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а
иногда играл с ней.

1.     В
каком городе показывали диких зверей?

2.     Кто
принес собачонку в зверинец?

3.     Что
произошло с собачонкой?

4.     Как
вел себя лев?

5.     Чем
закончилась эта история?

                                                           
(153 слова). ( Л.Н. Толстой)

ВТОРОЕ
ПОЛУГОДИЕ

Сирота

      Хмурый вечер середины лета. У
подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок.
Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грузно легли тяжелые тучи,
и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно- багровый
цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко,
предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.

      Три всадника едут по холмам. Они не
спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на
горы. Там идет дождь.

       Тоскливую тишину засыпающей долины
нарушила песня одного из путников. Ее подтянули другие. Заунывно- протяжная
песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь
на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова  текла уныло –
однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего
солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто – алые мазки, а
через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.

        Очевидно, стремясь сократить путь,
всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а
поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.

1.     Какую
картину наблюдали всадники у подножья гор?

2.     Как
вела себя природа от песен путников?

3.     Почему
это  произведение так называется?

                                                                  
(171 слово). (М. Ауэзов).

Весна

      Мы в школе слушали музыку.
Учительница поставила пластинку, а мы сели слушать. Музыка была очень красивая,
нежная такая. Потом, когда  пластинка кончилась, учительница спросила,  понравилась 
ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

      Одна девочка сказала, что это похоже
на бал во дворце. Как — будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные.
Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся… А
я сказал, что от музыки как- будто ветерком прохладным обдувает. И учительница
сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Это музыка называется «Весна». А
весной начинают бежать ручейки, дует ветерок….»

    Но тут встала Кругликова и сказала:
«Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали
смеяться.

       А я ведь правда ветерок от музыки
чувствовал, а совсем не от форточки.

      Честное слово!

1.     Что
напомнила музыка детям?

2.     Как
ты думаешь, как надо слушать музыку, чтоб тебе что – нибудь представилось,
напомнило?

                                                                                                
( 135 слов). (А.Аксенова).

Три
охотника

         Жили- были три веселых охотника:
дядя Ваня, дядя Федя да дядя Кузьма. Вот пошли они в лес. Ходили, ходили, много
разных зверушек видели, но никого не убили. И решили устроить привал:
отдохнуть, значит. Уселись на зеленой лужайке и стали рассказывать друг другу
разные интересные случаи.

      Первым рассказал охотник дядя Ваня.

    — Вот послушайте, — сказал он. – Давно
это было. Пошел я как- то зимою в лес. А ружья у меня в ту пору не было: я
тогда маленький был. Вдруг смотрю – волк.

      Огромный такой. Я от него бежать. А
волк- то, видать, заметил, что я без ружья. Как побежит за мной!

«Ну, — думаю, — не удрать от него мне».

    Смотрю – дерево. Я на дерево. Волк
хотел цапнуть меня. Да не успел. Только штаны сзади зубами порвал. Залез я на
дерево, сижу на ветке и трясусь от страха. А волк сидит внизу на снегу,
поглядывает на меня и облизывается.

       Я думаю: «Ладно, посижу здесь до
вечера. Ночью волчишко заснет. Я от него удеру».

    К вечеру, однако, еще один волк
пришел. И стали они меня вдвоем караулить. Один волк спит, а другой стережет,
чтоб я не сбежал. Немного погодя пришел третий волк. Потом еще и еще. Сидят все
да зубами щелкают на меня. Ждут, когда я свалюсь к ним сверху.

 1. Что делали в лесу охотники?

2.  Какую историю рассказал дядя Ваня?

(209
слов). (Н. Носов).

  • Рассказ сочинение каминский отзыв
  • Рассказ социального педагога о себе
  • Рассказ сотников краткое содержание
  • Рассказ состоящий из фразеологизмов
  • Рассказ служанки рецензии критиков