Рассказ старик пес и кот чему учит рассказ

Похожие вопросы:

1а 2а 3в 4а 5б 6в 7б,в 8б 9б,в 10а,б,в 11а 12а,б 13а 14а …Подробнее

ответов: 4

что предложила рыбка за свое спасение?   откуп о ком эти строчки: та призналася во всем: так и так?   чернавка куда послала служить мужа старуха.когда стала столбовой д…Подробнее

ответов: 3

жас қазақтар, қайдасың? жатпалық, жастар, жатпалық, жасқанба, жолын ашылсын. бақшасында халықтың бұлбұл болып тілің сайрасын. садақа басың жан пида, ең жаманы айдалсын. әр қамалға…Подробнее

ответов: 2

моя любимая любимая телепередача — «усы, лапы, хвост» (руский вариант-«эти забавные животные»). мне нравиться смотреть на смешные ситуации, в которых их застает телекамера. оказыва…Подробнее

ответов: 4

опричнина-это часть государства, выделенная для истребления бояр.  опричнина-это период в россии, во время которого иван грозный «истреблял» неугодных ему бояр…Подробнее

ответов: 3

ещё недавно ветер дул,  сметая вихрями листву.и под протяжный птичий гул  всё застывало на ветру  дождь-зануда бьет в окошко,во дворе не погулять.под дождем промок…Подробнее

ответов: 4

1)автор о петербурге «…а петербург неугомонный уж барабаном принужден. встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтинка спешит, под ней снег утренний хру…Подробнее

ответов: 4

1) дубровский после смерти отца приезжает в дом вкотором он вырос и который должен достатся врагу семьи. он этого не допускает (старается этого не допустить). для этого он покупает…Подробнее

ответов: 2

1)блажен, кто верует, тепло ему на свете! 2)что нового покажет мне москва? вчера был , а завтра будет два.  3)дым отечества нам сладок и приятен! 4)служить бы рад, прислуж…Подробнее

ответов: 2

если купиш книгу не бросай на полку, от неё не будет ни какого толку. из неё узнаешь обо всём на свете, на любой вопрос без труда ответит. всем полезно чтение про себя и в слух, кн…Подробнее

ответов: 2

хлестаков-обычный чиновник,коих в то время можно было встрерить в любом городе.он растрачивал свою жизнь на развлечения и повышения в карьерной лестнице. но мало что у него получае…Подробнее

ответов: 4

декабристские жены заслужили, чтобы им был поставлен такой поэтический памятник, который не разрушат ни время, ни погода. но главное они останутся в памяти каждого из нас, показыва…Подробнее

ответов: 3

Читательский дневник по повести «Дядя Фёдор, пёс и кот» Эдуарда Успенского

Автор: Эдуард Успенский.

Название произведения: «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Число страниц: 62.

Жанр произведения: литературная сказка.

Главные герои: Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин, Печкин, мама, папа.

Второстепенные герои: Хватайка, Сёмин.

Характеристика главных героев:

Дядя Фёдор — добрый мальчишка.

Дружелюбный и отзывчивый.

Подружился с котом и псом.

Хозяйственный и мудрый не по годам.

Кот Матроскин — умный и ловкий питомец.

Любит чистоту и маленьких зверей.

Большой умелец.

Пёс Шарик — простой и наивный.

Любил охоту и ухаживать за хозяйством.

Часто спорил с котом.

Почтальон Печкин — любопытный мужчина.

Везде совал свой нос.

Правильный и справедливый.

Помог родителям найти мальчика.

Мама — строгая женщина.

Не любила животных и не хотела их держать в доме.

Папа — добрый и щедрый мужчина.

Сохранял спокойствие, когда сын пропал.

Характеристика второстепенных героев:

Хватайка — любопытный галчонок.

Профессор Сёмин — изучал язык животных.

Краткое содержание сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот»

На лестничной площадке мальчик, по имени Дядя Фёдор, знакомится с котом и захотел забрать его домой.

Но мама не разрешает привести кота.

Мальчик и кот Матроскин уходят жить в деревню Простоквашино.

По пути они встречают собаку — Шарика, и приглашают его жить с ними.

В новом доме все вместе ребята наводят порядок.

А вскоре знакомятся с любопытным почтальоном Печкиным.

Однажды ночью Фёдор с питомцами находят клад и покупают на эти деньги трактор и корову.

Шарик умело управляется по хозяйству.

И дело у друзей идут хорошо, пока Дядя Фёдор не заболевает.

К счастью, к этому времени его уже находят родители.

Фёдора родители забирают в город, но обещают приезжать на летние каникулы.

План сказки:

  1. Знакомство с Матроскиным.
  2. Мама против кота в доме.
  3. Мальчик уходит жить в деревню.
  4. Встреча с псом Шариком.
  5. Старенький дом и порядок.
  6. Почтальон Печкин и подписка на журнал.
  7. Сокровища в огороде.
  8. Покупка трактора и коровы.
  9. Матроскин остался дома один.
  10. Объявление в газете.
  11. Письмо для родителей.
  12. Мальчик простудился.
  13. Приехали родители.
  14. Шарик довозит семью до города.
  15. Подарки в Простоквашино.

Основная мысль сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Главная мысль повести заключается в том, что важно поддерживать друг друга, помогать и вместе преодолевать трудности.

Основная идея рассказа в том, что дружба всё преодолеет.

Чему учит сказка

Рассказ учит нас жить дружно, мирно решать любые вопросы и проблемы, ценить своих близких.

Произведение учит нас быть внимательными друг к другу.

Рассказ учит нас самостоятельности и ответственности.

Краткий отзыв о рассказе «Дядя Фёдор, пёс и кот» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я подумала о том, что очень хорошо, когда человек самостоятельный и умеет отвечать за свои поступки.

Такой человек нигде не пропадёт, даже если он ещё маленький мальчик.

Это очень смешное и увлекательное произведение.

Автору удалось написать удивительную историю про жизнь мальчика в деревне вместе с животными.

Мне очень понравились все герои этой повести. Фёдор за его рассудительность и доброту.

Матроскин — за его предприимчивость.

Шарик — за его простодушие.

Печкин — за его хитрость.

Я всем советую прочитать эту книжку и посмеяться над приключениями трёх друзей.

А также подумать о том, что домашние животные делают нашу жизнь радостней.

Пословицы к сказке

  • Кто в деле, тот и в ответе.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друзья прямые, что братья родные.
  • Человек без друзей — что дерево без корней.
  • Доброе братство лучше богатства.

Словарь неизвестных слов

  • Подписка — выписка литературы на определённый срок.
  • Запущенный — заброшенный, неухоженный.
  • Полонез — музыкальное произведение.
  • Каракуль — овечья шерсть.
  • Гуталин — крем для обуви.

Отрывок, поразивший больше всего:

— А ты, мальчик, чей? Ты откуда к нам в деревню попал?

Дядя Фёдор отвечает:

— Я ничей. Я сам по себе мальчик. Свой собственный. Я из города приехал.

Гражданин в шапке удивился ужасно и говорит:

— Так не бывает, чтобы дети сами по себе были. Свои собственные. Дети обязательно чьи-нибудь.

— Это почему не бывает?! — рассердился Матроскин. — Я, например, кот — сам по себе кот! Свой собственный!

— И я свой собственный! — говорит Шарик.

Ещё читательские дневники по произведениям Эдуарда Успенского:

  • «Чебурашка»
  • «Крокодил Гена и его друзья»
  • Краткая биография Эдуарда Успенского и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 03:00

Что говорит о сальери первый монолог? почему сальери отравил моцарта?

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 05:50

Сочинить сказку «как солнечный луч «

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 06:50

Какое стихосложение имеет данный внизу стих? какой размер данного стихотворения? и как объединены строки? короче нужно полностью досканальный анализ стихотворения.. но̀чь и|дё̀т не|слы̀шно, / — |/- | / — а шу̀м за|мо̀лк дне|вно̀й.
/ — | / — |/ в кру̀жит |в нѐбе |тёмном /- | / -|/- с звё̀зд ве|сё̀лый |ро̀й. /- | /- |/ в всё̀ пол|но̀ по|ко̀я / — | / — |/ а ро̀щи| и по|ля̀. / -| /- |/ в спѝт в си|я̀нье |лу̀нном / — | / — |/- с мѝрная| спѝт зем|ля̀. /- — | /- |/ а и ещё, правильно ли расставлены
чёрточки эти с буквами? за ответ.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 23:00

Нужен конспект статьи-очерк жизни и творчества чернышевского

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 05:50

Написать сочинение по поэме» женщины «на тему»пускай горька моя судьба — я буду ей верна»

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 21:40

Составь список сказок, в которых говорится о золотой рыбке.

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 07:20

Короленко «парадокс»: почему отец позвал сыновей на представление? в чём суть урока, который преподнесла детям жизнь? как этот урок понимает писатель?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 09:00

Как ты понимаешь высказывание — каждому свой край сладок.

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 06.03.2019 17:40

Он повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья… кому из героев в «мертвых душах» принадлежат эти апартаменты?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 14:50

Вчем символическое значение финального эпизода романа «тихий дон» м. шолохова

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 14:50

Мини рассказ»какие обещания давали вася и соня на могилке маруси» (придумать надо самому)(а я не знаю что мне придумать)

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 19:10

Чому селяни відмомлялися садити на своїх ланах картоплю

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Категория

Литература, 29.04.2020 00:14

Категория

Геометрия, 29.04.2020 00:14

Категория

История, 29.04.2020 00:14

Категория

Категория

Немецкий язык, 29.04.2020 00:14

Категория

Литература, 29.04.2020 00:14

Категория

Английский язык, 29.04.2020 00:14

Категория

Математика, 29.04.2020 00:14

Категория

Немецкий язык, 29.04.2020 00:23


5

Какая главная мысль произведения «Дядя Федор, пес и кот» (чему учит, идея)?

Главная мысль произведения «Дядя Федор, пес и кот» — основная мысль, главная мысль, идея, мораль, чему учит? Что хотел сказать автор? Читательский дневник.

10 ответов:



3



0

Захватывающая повесть Эдуарда Успенского о мальчике Фёдоре и его помощниках в сельском хозяйстве- дворняжке Шарике и брошенном коте Матроскине.

У каждого свои обязанности- кот по хозяйству, собака добытчик на охоте, а Фёдор заведует всем. С разным нравом товарищи не всегда находят общий язык, но находчивость умных слов мальчика объединяет в крепкую дружную семью. И в дружбе друзья продолжают жить и расширять хозяйство.

Автор доносит главную мысль читателю- о сплочённой семейной дружбе и в любых случаях находить общий семейный компромисс, также он приводит пример, что детям нужны общения с животными. Дети, благодаря животного мира, становятся общительными, сплочёнными.



3



0

В повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» читатель знакомится с мальчиком, которого за его недетскую рассудительность родители зовут дядя Федор.

Дядя Федор сталкивается в подъезде с котом и приводит его домой, но мама категорически против кота в квартире.

Мальчик вместе с котом Матроскиным уходит из дома и едет жить в деревню, по пути он приобретает еще одно верного друга пса Шарика.

Основная мысль произведения: детям нужно внимание, в семье, где растет ребенок, должны быть животные, чтобы ребенок понимал, что такое ответственность, и учился отвечать за себя, за свои поступки и за других.

Кроме того книга учит самостоятельности. Раз дядя Федор ушел из дома, он понимал, что ему нужно где-то жить, организовывать свой быт и так далее.

С надежными друзьями преодолевать трудности и препятствия легче, чем одному.



2



0

Дядя Федор пес и кот главная мысль

Главная мысль произведения Эдуарда Успенского про дяду Федора — о важности дружбы, умения дружить, поддерживать друг друга и помогать в трудных ситуациях. Книга учить жить дружно, не ссориться, находить во всем компромиссы, мирно разрешать конфликты.

Не менее важная мысль — о том, что мальчик, которого родители считают маленьким, оказывается гораздо более находчивым, самостоятельным, приспособленным к жизни, чем они предполагали. Он вполне успешно управляется с рядом «взрослых» ситуаций. Тем не менее, в помощи и поддержке родителей дядя Федор однозначно нуждается (ситуация с его болезнью, когда друзья-животные не смогли оказать нужную помощь).



2



0

А там много «мыслей», среди которых не очень-то просто и выделить «главную». Важная мысль всей этой «саги» о жизни в деревне, на мой взгляд, о том, что в жёстком и строго разрегламентированно­<wbr />м мире мегаполиса надо, тем не менее, оставаться живыми людьми, не становиться «машинами для зарабатывания денег», или какими-то «рабочими лошадками»(. Надо стараться (как раньше, в семидесятые, восьмидесятые даже, годы … вплоть до проклятых девяностых( общаться с коллегами, соседями, членами своей семьи и, особенно, дружить с собственными детьми … чтобы они не уезжали от таких работящих родителей (образно говоря) в деревню жить к общительным и дружелюбным котам и собакам,не находили себе в Интернете сами-знаете-какие «группы по интересам»(.



2



0

Э. Успенский в своём произведении «Дядя Федор, пёс и кот» повествует о маленьком мальчике,который смышлёный не по годам и даже родители его важно называют дядя Фёдор.

Главными мысль книги «Дядя Федор, пес и кот» заключается в том, что в жизни большое значение имеет сила дружбы. Без друзей очень сложно жить, ведь их поддержка неоценима.

Произведение учит дружбе, взаимовыручке, а так же показывает на примере отношений дяди Федора и родителей, как важно взаимопонимание. Каждый заслуживает внимания и в нужный момент поддержки и заботы. Родители не поддержали желания дяди Федора завести кота, конечно, он плохо поступил, что ушел из дома, но этого бы не произошло, если бы мама поняла, как важен для него кот.



1



0

Главная мысль произведения «Дядя Фёдор, пёс и кот»,на мой взгляд, в том, что дети должны приучаться к труду, самостоятельности и ответственности за свои поступки с самого детства. Кроме того, произведение учит любви к животным и дружбе.

Другое дело, не совсем понятно, почему ребёнок уехал от родителей в деревню, живёт там один в заброшенном доме вместе с собакой и котом, да к тому же ещё не ходит в школу. Но на этом как-бы внимание не очень акцентируется.

Так что, лично я вижу ещё такой смысл, что лучше купить ребёнку домашнее животное, чтобы ему не пришла в голову идея покинуть родительский дом в совершенно юном возрасте.

Только моё мнение.



1



0

В сказке Эдуарда Успенского повествуется о трех друзьях, проживающих самостоятельно в деревне. Причем каждый из героев исполняет свою функцию. Дядя Федор занимается общим руководством, Шарик работает сторожем, а Матроскин поддерживает порядок в доме.

Не всегда друзья находят общий язык, бывают и ссоры, и разногласия. Но все-таки они мирятся, находя компромиссы в разных ситуациях. Успенский пытался нам донести главную мысль: нужно уметь дружить и ценить своих друзей. Ведь только вместе можно преодолеть трудности, а их у главных героев хватает.

Сказка учит нас самостоятельности и ответственности, а также проявлять инициативу и иметь активную жизненную позицию.



1



0

Отличное произведение «Дядя Федор, пёс и кот», в нем описывается, как мальчик Федор приютил кота, а потом и пса и вместе они оказались в маленьком домике.

Главная мысль в том, что в нашей жизни очень важно иметь друзей, и тогда все печали и проблемы будут по плечу.

Также важно любить домашних животных и не запрещать ребенку заводить собаку или кота, когда он просит. Ведь любовь к животным делает детей только лучше, дети становятся более милосердными. Так Федор даже и с дома убежал, когда мама запретила ему дома держать кота.

Ну и также важно находить выход из сложных ситуаций, быть находчивым, смелым и любознательным, как дядя Федор.



0



0

Главный герой сказочной повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, кот и пес» — мальчик дядя Федор уходит из дома, потому что мама не разрешает ему оставить дома кота, найденного в подъезде.

Этот поступок вряд ли можно назвать хорошим, но в сказке он заканчивается благополучно.

Мальчик дядя Федор показывает себя достаточно умным, находчивым, решительным, чтобы устроиться жить в деревне и не пропасть там.

Конечно этого не могло случится без помощи верных друзей, каким стали для дяди Федора кот Матроскин и собака Шарик.

Поэтому мне кажется, что главная мысль этой сказки, равно как и большинства других произведений Успенского, в том, что дружба — великая сила. И если рядом верный друг, то вам не страшна никакая беда.

Можно также сказать и про то, что ребенок обязательно должен иметь домашнего питомца, о котором он заботится, потому что это дисциплинирует и учит любить природу. Но здесь это не так важно, как тема дружбы.



0



0

Каждый выявляет главную мысль для себя. Как мне кажется, основная мысль произведения — не забывать, что животные тоже способны на такие качества как любовь, доброту, заботу и привязанность. Нужно уметь понимать их и жить с ними в согласии. А еще необходимо с детства приучать детей в ответственности, и в этом как раз помогут домашние животные, пусть ребенок с младших лет учится заботиться не только о себе, но и о братьях наших младших.

За все годы эта сказка, кстати, не потеряла своей актуальности.

Читайте также

Краткий отзыв для читательского дневника по рассказу «Не пиф, не паф» В.Драгунского

  • Это небольшой рассказ из книжки про Дениску, который вспоминает себя совсем маленьким и то, как он не любил страшных сказок в раннем детстве.
  • Слезы были так близко у мальчика, что стоило его маме только начать читать страшное предложение, как Дениска, захлебываясь рыданиями, требовал прекратить чтение или пропустить абзац.
  • Дошло до того, что история Красной Шапочки уместилась в одно предложение: ушла с пирогами и накормила бабушку.
  • Однажды мальчик нашел решение, как страшную сказку сделать счастливой. Он в истории про зайчика и охотника добавил частичку «не» ко всем действиям злодея и получилось, что заяц теперь не умирает и продолжает весело прыгать на лужайке.

Этот рассказ учит тому, что оказывается быть добрым на земле просто, для этого достаточно всем людям добавлять частицу «не» к страшным глаголам: убивать, воровать, врать, воевать, изменять и т.д., чтобы жизнь человека оставалась/была спокойной…

Начавшийся дождь принес дискомфорт лесным жителям. Бежавший муравей решил спрятаться под растущий гриб. Затем, намокшая бабочка, пролетавшая мимо, попросила муравья укрыться под грибом. Муравей сказал, что места было мало, но потеснился.

Вслед за бабочкой, пришла Мышка, и для нее тоже нашлось место. Затем прискакал Воробей, а после Заяц, убегавший от Лисы. Зайца удалось спрятать очень хорошо, пробешавшая Лиса не заметила его и ушла ни с чем.

Когда дождь закончился, герои задались вопросом, как же они смогли уместиться все вместе под маленьким грибом. Лягушка, сидевшая на грибе, проквакала героям об этом, но не закончив ускакала. И, посмотрев на гриб, герои конечно же догадались, почему всем хватило места.

Главная мысль заключается в том, что необходимо помогать друг-другу в трудную минуту, действовать вместе, приходить на помощь. Под грибом было действительно мало места, но, как говорится, «в тесноте, да не в обиде»…

В третий класс приходит новенький, Леня Цветков. И ведет себя не так, как остальные мальчишки — очень вежлив с девочками, помогает им, в общем, заинтриговал ребят. И, пытаясь понять, в чем суть такого поведения, засылают ребята к нему домой гонца. Побывав в гостях у Цветковых, Коля рассказывает, что в доме — словно праздник 8 марта. Мама нарядная, четыре Лёниных сестры выглядят так, словно в театр собрались. Так что Леня везде такой — и дома, и в классе. Оказывается, в этой семье принято относиться к девочкам и женщинам с любовью и уважением не только раз в году, в Женский день. У них на календаре — каждый день «плюс Восьмое марта». Вместе они смотрят телевизор, разгадывают кроссворды, в общем, дружные и заботливые. Главная мысль: не только в праздник надо быть внимательным к дамам, даже если эти дамы еще девочки. И хорошее настроение будет весь год как 8 марта!

Краткий отзыв о прочитанном рассказе В.Голявкина «В шкафу» для дневника читателя

Это рассказ о школьнике по фамилии Цыпкин, который решил пошутить над одноклассниками. Он подумал, что будет смешно, когда на уроке все услышат мяуканье из шкафа, и вместо кота найдут там его. Однако, невинная, на первый взгляд, шутка обернулась некрасивой историей. Мальчик уснул и проспал до вечера в шкафу. Все ушли, а шкаф заперли.

Мальчика освободили из плена, но и завуч и директор узнали о его проделке, т.к. именно они освободили пленника. Вот только на вопрос учителей: «зачем ты залез в шкаф, Цыпкин?» — мальчик так и не дал ответа.

  • Этот рассказ очень поучителен, т.к. в нем показано, что мальчик не подумал о том, что своим мяуканьем он сорвет урок. К тому же, мне показалось, что он не соблюдает режим, т.к. если бы он ложился во время, то вряд ли бы проспал столько времени в шкафу.

Сказка небольшая, но поучительная. Ремизов точно показал в своем произведении, что тот голос слышен и помнится, что добром и милосердием зовется. Добрые дела за тебя должны говорить, праведные поступки. Не скупись, не будь жадиной, людям помогай, да душой своей прохожих согревай, вот и сольется тогда твой голос с миллионами тех голосков, что уже поют мелодично из тысячи мест нашей матушки земли! Вот в чем смысл сказки, вот чему она нас учит.

Краткий отзыв в дневник читателя по сказке «Хлебный голос»

———————­<wbr />———————­<wbr />——————

Главной героиней произведения является меньшая царская сноха Поля, которая ладно сказала о хлебном голосе, когда вдовый царь большуху среди невесток выбирал. Царь спросил каждую о том, какой по их мнению голос самый слышный. Так первая и вторая невестки глупостей наговорили про бычка и петуха. Лишь третья младшенькая самой умной оказалась, самой добродетельной. Ее слова понравились царю и сделал он Полю главной домоправительницей во дворце. Такая уж точно справится, добрая она и сердечная, сумеет и гостям угодить и верно распорядиться по хозяйству.

о чем сказка для детей Ремизов - Хлебный голос, краткое содержание для читательского дневника, где полностью читать сказку хлебный голос Ремизова онлайн скачать

pes2Старый пёс

Пес был стар. Даже по человеческим меркам количество прожитых псом лет выглядело весьма солидно, для собаки же подобная цифра казалась просто немыслимой. Когда к хозяевам приходили гости, пес слышал один и тот же вопрос:

– Как ваш старик, жив еще? – и очень удивлялись, видя громадную голову пса в дверном проеме.

Пес на людей не обижался – он сам прекрасно понимал, что собаки не должны жить так долго. За свою жизнь пес много раз видел хозяев других собак, отводивших глаза при встрече и судорожно вздыхавших при вопросе:

– А где же ваш?

В таких случаях хозяйская рука обнимала мощную шею пса, словно желая удержать его, не отпустить навстречу неотвратимому.

И пес продолжал жить, хотя с каждым днем становилось все труднее ходить, все тяжелее делалось дыхание. Когда-то подтянутый живот обвис, глаза потускнели, и хвост все больше походил на обвисшую старую тряпку. Пропал аппетит и даже любимую овсянку пес ел без всякого удовольствия – словно выполнял скучную, но обязательную повинность.

Большую часть дня пес проводил лежа на своем коврике в большой комнате. По утрам, когда взрослые собирались на работу, а хозяйская дочка убегала в школу, пса выводила на улицу бабушка, но с ней пес гулять не любил. Он ждал, когда Лена (так звали хозяйскую дочку) вернется из школы и поведет его во двор. Пес был совсем молодым, когда в доме появилось маленькое существо, сразу переключившее все внимание на себя. Позже пес узнал, что это существо – ребенок, девочка. И с тех пор их выводили на прогулку вместе. Сперва Лену вывозили в коляске, затем маленький человечек стал делать первые неуверенные шаги, держась за собачий ошейник, позже они стали гулять вдвоем, и горе тому забияке, который рискнул бы обидеть маленькую хозяйку! Пес, не раздумывая, вставал на защиту девочки, закрывая Лену своим телом.

Много времени прошло с тех пор… Лена выросла, мальчишки, когда-то дергавшие ее за косички, стали взрослыми юношами, заглядывающимися на симпатичную девушку, рядом с которой медленно шагал громадный пес. Выходя во двор, пес поворачивал за угол дома, к заросшему пустырю и, оглянувшись на хозяйку, уходил в кусты. Он не понимал других собак, особенно брехливую таксу с третьего этажа, норовивших задрать лапу едва ли не у самой квартиры. Когда пес выходил из кустов, Лена брала его за ошейник, и вместе они шли дальше, к группе березок, возле которых была устроена детская площадка. Здесь, в тени деревьев, пес издавна полюбил наблюдать за ребятней. Полулежа, привалившись плечом к стволу березы и вытянув задние лапы, пес дремал, изредка поглядывая в сторону скамейки, где собирались ровесники Лены. Рыжий Володя, которого когда-то пес чаще всех гонял от Лены, иногда подходил к нему, присаживался рядом на корточки и спрашивал:

– Как дела, старый?

И пес начинал ворчать. Ребят на скамейке собачье ворчанье смешило, но Володя не смеялся, и псу казалось, что его понимают. Наверное, Володя действительно понимал пса, потому что говорил:

– А помнишь?..

Конечно, пес помнил. И резиновый мячик, который Володя забросил на карниз, а потом лазал его доставать. И пьяного мужика, который решил наказать маленького Толика за нечаянно разбитый фонарь. Тогда пес единственный раз в жизни зарычал, оскалив клыки. Но мужик был слишком пьян, чтобы понять предупреждение и псу пришлось сбить его с ног. Прижатый к земле громадной собачьей лапой, мужик растерял весь свой педагогический пыл, и больше его возле площадки не видели…

Пес ворчал, Володя слушал, изредка вспоминая забавные (и не очень) случаи. Потом подходила Лена и говорила, поглаживая громадную голову пса:

– Ладно тебе, разворчался. Пойдем домой, вечером еще поболтаете.

Вечернюю прогулку пес ждал особенно. Летом ему нравилось наблюдать как солнце прячется за серые коробки многоэтажек и вечерняя прохлада сменяет дневную жару. Зимой же пес подолгу мог любоваться черным, словно из мягкого бархата, небом, по которому кто-то рассыпал разноцветные блестки звезд. О чем думал в эти минуты старый пес, отчего порой он так шумно вздыхал? Кто знает…

Сейчас была осень, за окном уже смеркалось и капал тихий, унылый дождик. Пес вместе с Леной шли привычным маршрутом, когда чуткое собачье ухо уловило необычный звук. Звук был очень слабый и почему-то тревожный. Пес оглянулся на Лену – девушка звук не замечала. Тогда пес быстро, насколько позволяло его грузное тело, метнулся в заросли кустов, пытаясь отыскать… Что? Он не знал. За всю долгую жизнь пса с таким звуком он еще не сталкивался, но звук полностью подчинил себе сознание пса. Он почти не слышал как испуганно зовет его Лена, как ее успокаивает Володя… Он искал – и нашел. Маленький мокрый комочек разевал крошечную розовую пасть в беззвучном крике. Котенок. Обычный серый котенок, который только неделю назад впервые увидел этот мир своими голубыми глазами, задыхался от затянутой на его горле веревочный петли. Передние лапки его беспомощно хватались за воздух, задние же еле доставали до земли.

Пес одним движением мощных челюстей перегрыз ветку, на которой был подвешен котенок. Тот плюхнулся в мокрую траву, даже не пытаясь подняться. Осторожно, чтобы не помять маленькое тельце, пес взял его зубами за шкирку и вынес к Лене.

pes

– Что за дрянь ты при… – Начала было Лена и осеклась. Тихонько ойкнула, подхватила маленькой дрожащий комочек. Попыталась снять петлю, но мокрая веревка не поддалась.

– Домой! – скомандовала Лена и, не дожидаясь пса, побежала к подъезду.

Котенок выжил. Три дня лежал пластом, никак не реагируя на суету вокруг. Только жалобно пищал, когда большой бородатый человек со странной кличкой «Ветеринар» делал уколы тонкой длинной иглой. На четвертый день, завидев шприц, котенок заполз под диван, чем вызвал сильное оживление среди людей. А еще через неделю по квартире скакал озорной и абсолютно здоровый кошачий ребенок. В меру хулиганистый и непослушный. Но стоило псу слегка рыкнуть или хотя бы грозно посмотреть на озорника и котенок тут же становился образцом послушания.

А пес с каждым днем становился все слабее. Словно отдал частичку своей жизни спасенному котенку. И как-то раз пес не смог подняться со своей подстилки. Опять вызвали ветеринара, тот осмотрел пса и развел руками. Люди долго о чем-то говорили, Лена тихо плакала… Потом звякнуло стекло, ветеринар стал подходить к собаке, пряча руки за спиной. И вдруг остановился, словно перед ним выросла стена.

Но это был лишь маленький серый котенок. Выгнув спинку дугой и задрав хвост, котенок первый раз в жизни шипел, отгоняя от пса что-то непонятно, но очень страшное. Котенок очень боялся этого человека со шприцом. Но что-то заставляло его отгонять ветеринара от пса…

Ветеринар постоял, глядя в полные ужаса кошачьи глаза. Отступил назад, повернулся к Лене:

– Он не подпустит. Уберите котенка…

– Нет.

– Лена! – Воскликнула хозяйка. – Ну зачем же мучать собаку?

– Нет. Пусть будет как будет. Без уколов…

Ветеринар посмотрел на котенка, затем на заплаканную Лену, снова на котенка… И ушел. Люди разошлись по своим делам, квартира опустела. Только бабушка возилась на кухне, изредка всхлипывая и шепча что-то невнятное.

Пес дремал на подстилке, положив громадную голову на лапы и прикрыв глаза. Но не спал. Он слушал дыхание котенка, который беззаботно спал, уютно устроившись под боком пса. Слушал, и пытался понять, как этот маленький слабый зверек сумел отогнать большого и сильного человека.

А котенок спал, и ему снилось, что псу опять угрожает опасность, но он снова и снова прогоняет врага. И пока он, котенок, рядом, то никто не посмеет забрать его друга.

© Сергей Уткин. Впервые рассказ был напечатан в альманахе Бориса Стругацкого. Сайт автора

pes3

< Предыдущая   Следующая >

Новые материалы по этой тематике:

Старые материалы по этой тематике:


  • Рассказ старик и сова
  • Рассказ старик в станционном буфете
  • Рассказ старая черепаха читать
  • Рассказ старая лошадь в читательский дневник
  • Рассказ старая дева продолжение читать бесплатно