Раздел №1 Биография писателя
1. М. Горький родился:
а) в Симбирске; б) Таганроге; в) Нижнем Новгороде.
2. Укажите имя, отчество и настоящую фамилию Горького:
а) Алексей Максимович Пешков;
б) Василий Иванович Каширин;
в) Максим Алексеевич Пешков.
3. Какое образование получил М. Горький:
а) учился в гимназии;
б) закончил Казанский университет;
в) не получил систематического образования.
4. Первое произведение, которое напечатал А.М. Пешков, под писав его псевдонимом Максим Горький:
а) «Макар Чудра»; б) « Челкаш ; в) «Детство».
5. Героем какого рассказа М. Горького является Лойко Зобар:
а) «Старуха Изергиль»; в) «Челкаш»; б) «Макар Чудра».
6. С кем из советских лидеров был лично знаком Максим Горький?
7.Укажите, какой факт не относится к биографии Горького: а. Рано осиротев, мальчик провел детские годы в доме своего деда Каширина;
б.Возглавил Первый Всесоюзный съезд советских писателей; в.Долгое время жил в эмиграции в Эстонии. 8. Основоположником какого литературного направления был М. Горький: а) акмеизм; б) Социалистический реализм; в) Эгофутуризм.
Раздел 2 Знание рассказа «Старуха Изергиль»
1. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»? а) о тяжелой жизни старухи, б) размышление о смысле жизни, в) размышление о любви
2.Рассказ «Старуха Изергиль» – произведение: а) реалистическое; б) романтическое; в) фантастическое.
3. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «Старуха Изергиль»:
а) последовательное изложение событий; б) антитеза; в) рассказ в рассказе.
4. На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
5. Кто выступает повествователем в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?
6. Какие легенды входят в состав рассказа «Старуха Изергиль»?
а) о Данко б) Ларре в) о старухе Изергиль
7. Какой момент отрывка о Данко можно считать кульминационным: а) «Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом… И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко…»; б) Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер»;
в) «Что я сделаю для людей?!» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».
8. Жанр отрывка о Данко: а) притча; б) легенда, в) сказка.
9. О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»?
10. Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Лappa?
11. Какое наказание придумали мудрецы Ларре? а) ходить по свету и ждать смерти;
б) ходить по свету и помогать слабым; в) «наказание — в нём самом».
12. Какое явление природы подтвердило речь мудреца? а) пошёл дождь;
б) выглянуло солнце;
в) грянул гром.
13. В чем смысл слов мудреца: «Наказание ему в нем самом». Почему смерть — недостаточное наказание для Ларры:
а) смертный приговор лишь убедил бы героя в его исключительности;
б) смертный приговор показал бы, что «племя боится сына Орла … »;
в) самое страшное для чедовека — одиночество.
14. Как был наказан юноша Ларра за свою гордость?» а) был изгнал навсегда;
б) вернулся к людям умирать;
в) бросился со скал в ущелье.
15. Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»? 16. Горький пишет, что красивые всегда: а) умны; б) смелы; в) добры.
17. Каким был голос старухи Изергиль?
а) скрипучим; б)певучим; в)глухим
18 В предложении: «Как змеи, протянулись всюду корни…» — выделенные слова являются:
а) антитезой; б) аллегорией; в) сравнением.
19. От чего люди в таборе гибли?
20. Почему люди не могли умереть в боях?
а) из-за боязни б) из-за любви к жизни в) из-за заветов
21. Кому принадлежат слова: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой»?
а) Горькому, б) Данко, в) старухе Изергиль.
22. Что общего между образами Данко и Ларрой
а) индивидуализм; б) красота облика; в) противостояние миру людей.
23. Почему люди не заметили смерти Данко и только «один осторожный человек … боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой … »:
а) автор подчеркивает эгоистичность людей;
б) благодарность не свойственна человеческому племени;
в) неразрешимость конфликта романтического героя с обществом.
24. Сопоставьте портреты Ларры и старухи Изергиль. В чем смысл сближения портретов?
«Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их … »
«И все они — только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной, живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень … »
а) Изергиль прожила жизнь, полную любви, как и Ларра;
б) Изергиль равнодушна к некогда любимым людям; в) жизнь Изергиль была подчинена исполнению желаний ярких, но эгоистичных;
г) по своему индивидуализму сближается с образом Ларры.
Ключ к работе
Раздел 1. 1в, 2а, 3в, 4а, 5б, 6 Ленин, Сталин, 7в, 8б.
Раздел 2. ,1б, 2б, 3в, 4- три, 5. старуха Изергиль, 6 а,б, 7в, 8б, 9 Ларра, 10 убил девушку, 11в, 12 в, 13 в, 14 а,б, 15 старуха Изергиль, 16 б, 17 а,в 18в, 19 от смрада болот и тонули в болотах, 20 з, 21.в, 22 б, в; 23 в, 24 в или г.
На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни. Это своеобразие было настолько ярким и значительным, что во второй половине XIX века русская реалистическая литература заняла ведущее место среди европейских литератур. Об этом с гордостью говорил и М. Горький: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный: я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла в жизни с такою силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта».
Именно традиции реализма избрал для своего творчества М. Горький, чтобы с наибольшей полнотой выразить интересы и устремления народа. Однако, внимательно наблюдая пробуждение народного самосознания, отражая становление русского пролетариата, писатель чувствовал, что его стесняют рамки одного течения. Можно сказать, что освободительное движение явилось причиной обращения Горького к традициям романтизма.
Это необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в нескольких произведениях Горького («Песня о Соколе», «Макар Чудра», «Челкаш»), особенно ярко оно раскрывается в раннем рассказе писателя «Старуха Изергиль».
Рассказ состоит из трёх частей. Первая заключает в себе легенду о гордом Ларре, который считает себя первым на земле и не видит ничего, кроме себя. В попытке презреть священные законы человеческой любви Ларра совершает преступление, и народ отвергает его, обрекая на вечное одиночество. Слишком поздно понял Ларра свою ошибку: одинокий человек не может быть счастлив, ведь даже законы Вечности отвернулись от него: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Руководствуясь идеей «если я только за себя, то зачем я?», Горький обрекает Ларру на вечную жизнь, постоянное презрение людей.
По принципу контраста заключительная часть рассказа — тоже легенда, но повествует она о подвиге великодушного Данко, бесконечно любящего свой народ и отдавшего свое сердце, чтобы просветить темное человеческое сознание, указать верный путь из того болота, в котором они оказались. Здесь Данко возвышается над головами своих соплеменников, жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Но герой умер, любя своих соплеменников, и его сердце указало им дорогу истины.
Центральная, связующая эти две легенды часть рассказа очень реалистична, она как бы смыкает собой психологию реального человека с богатым прошлым и душу легенды. Отрываясь от сказки, читатель находит дальше тесное переплетение с сегодняшним миром. Биография Изергиль, ее любовные истории в молодости пронизаны отголосками времени. Вся ее жизнь — это вечные поиски, погоня за неясным идеалом. У старухи не ни дома, ни семьи, ни детей. Однако для Горького в этом образе ценна активная неудовлетворенность настоящим, неукротимость поиска. Да, в реальной жизни Изергиль не нашла того, сто искала, но прошлое осталось в ее памяти как призыв, мечта, сказка. И недаром в старости Изергиль так привязалась к людям, полюбила их — именно это дает ей счастье.
Так и все ранние произведения Горького, в которых реализм и романтизм тесно связаны, несут будущим поколениям любовь к своему народу, к своей истории, а также помогают развивать в себе такие качества, как доброта, сострадание, способность идти на жертвы ради достижения высшей цели, во имя других людей.
М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок «Данко»)
- Тема отрывка:
- а/ любовь к родине;
- б/ любовь к жизни;
- в/ смысл человеческой жизни.
- Жанр отрывка:
- а/ притча;
- б/ легенда;
- в/ сказка.
- Люди пошли за Данко, так как:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Тест М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок «Данко») »
М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок «Данко»)
-
Тема отрывка:
-
а/ любовь к родине;
-
б/ любовь к жизни;
-
в/ смысл человеческой жизни.
-
Жанр отрывка:
-
а/ притча;
-
б/ легенда;
-
в/ сказка.
-
Люди пошли за Данко, так как:
-
а/ верили в него;
-
б/ не знали дороги;
-
в/ у них не было другого выхода.
-
Горький пишет, что красивые всегда:
-
а/ умны;
-
б/ смелы;
-
в/ добры.
-
В предложении: «Как змеи, протянулись всюду корни…; — выделенные слова являются:
-
а/ антитезой;
-
б/ аллегорией;
-
в/ сравнением.
-
Данко испытывает к людям:
-
а/ жалость и любовь;
-
б/ ненависть и ярость;
-
в/ презрение.
-
Кульминационный момент отрывка:
-
а/ «Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом… И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко…»;
-
б/ «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер»;
-
в/ «Что я сделаю для людей?!» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».
-
Рассказ «Старуха Изергиль» – произведение:
-
а/ реалистическое;
-
б/ романтическое;
-
в/ фантастическое.
-
В предложении: «Шли маленькие люди между больших деревьев…» – автор использует:
-
а/ аллегорию;
-
б/ сравнение;
-
в/ антитезу.
-
В предложении: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям…»- выделенные слова являются:
-
а/ сравнением;
-
б/ аллегорией;
-
в/ метафорой.
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)
Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Род, направление, жанр
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Критика
История создания
Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.
Род, направление, жанр
Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.
До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.
- Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
- В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
- Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.
Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.
Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Композиция и конфликт
Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:
- Легенда о Ларре
- История жизни старухи Изергиль
- Легенда о Данко
Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.
Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.
Суть: о чем рассказ?
Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.
Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.
После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.
Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:
герои рассказа «старуха изергиль» | характеристика |
ларра | сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него. |
старуха изергиль |
старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной. |
данко | юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии. |
образ повествователя | это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение. |
люди в рассказе |
общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности. |
Темы
Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:
- Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
- Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
- Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
- Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
- Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
- Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
- Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
- Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.
Проблемы
Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:
- Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
- Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
- Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
- Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
- Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
- Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.
Основная идея
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.
- Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
- С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Чему учит?
Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».
Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.
Критика
«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.
Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.
«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)
Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:
… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»
Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:
«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)
Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.
Автор: Михаил Щепин
Метки: 11 класс9 классМаксим ГорькийразборСтаруха Изергиль