Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Мы в ответе… Спешите делать добро. В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Цель: осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного качества человека.
Задачи:
1. Формировать у детей:
- представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.
2. Развивать устную речь, умения выражать ясно свои мысли.
3. Учить анализировать литературные тексты.
4. Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость;
Оборудование: учебник В.А.Лазаревой «Литературное чтение», проектор, компьютер, презентация, песни В. Мигули «Доброта», «Дарите добро». На каждой парте лист, разделенный на две части.
№ п/п |
Название слайда |
Содержание урока |
Солнечный день и улыбка. |
1. Организационный момент, настрой на рабочий лад. В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. — Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок. |
|
Картина Шишкина |
2. Проверка домашнего задания. 4 чел. Наизусть стихотворение стр. 60 А.Ф.Мерзлякова «Среди долины ровныя». — Какова главная мысль стихотворения? (Тема человеческого одиночества. Нет ничего страшнее этого чувства, и мы должны помнить о людях, живущих рядом. Нужно быть внимательным к людям. Порой бывает достаточно простого разговора. Быть человеком. ) — Давайте подведем итог нашим рассуждениям о том, чему учит жизнь. Ответ вроде бы простой – быть человеком. На самом деле он сложный, потому что сразу возникает следующий вопрос: а что значит быть человеком? Не героем, не великим, а обыкновенным человеком? |
|
«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» |
а). Работа с эпиграфом. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Мы будем говорить о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не разделимы. А эпиграфом к нашему уроку станут слова А. Чепурова: Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! — Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте) |
|
Словарная работа. Доброта |
б). Словарная работа. Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка» (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение): «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям» Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». |
|
Сообщение темы и цели урока. Солнышко |
— Поэтому тема сегодняшнего урока – «Спешите делать добро». Мы начинаем читать произведения в новой главе «Мы в ответе…». Откройте стр. 62. Обратите внимание, что в конце названия главы стоит многоточие. — Что обозначает многоточие в конце предложения? — Какой ответ и перед кем мы должны быть в ответе? — Как вы думаете, о чем будут произведения в этой главе? (о добре и доброте, взаимопонимании, о бережном отношении человека к природе, людям, животным, об ответственности друг перед другом). — О чем нам сегодня предстоит прочитать произведение? (Мы в ответе за людей, за себя и собственные поступки) |
|
О Василии Александровиче Сухомлинском |
а). Слово учителя о писателе. И первым писателем с чьим творчеством мы познакомимся, это Василий Александрович Сухомлинский. Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского. Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги. В.А. Сухомлинского заботили, прежде всего, проблемы индивидуального воспитания подростков, выработки у них четкой мировоззренческой позиции, привития им эмоциональной культуры. Он до последнего дня оставался директором Павлышской школы, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята. |
|
Словарная работа |
б). Словарная работа. — Что такое притча? Словарь русского языка С.В.Ожегова «При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них». |
|
Работа с текстом. Стр. 62-63. |
в). Анализ произведения по вопросам:
(первый – равнодушный, второй — делал для своей выгоды, третий — милосердный, великодушный, благородный)
(Обыкновенный человек отличается щедростью души: ему не надо чужого, не жаль своего, он открыт для всех. Он не ждет ни благодарности, ни похвалы – это его образ жизни). — На какой жанр в литературе похожа притча? (на сказку, басню) — Чем? (сказка — появляется число три – троекратность, трехчленность композиции: три героя, поступки меняются, с каждым разом в лучшую сторону; на басню, т.к. нравоучение и поучение). |
|
Вывод: Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он как человек состоялся. Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и, когда приходят трудные минуты, он остаётся один. Любовь к ближним и обществу определяется, прежде всего, отношением к родителям, к друзьям, к животным, к родному краю. Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться. Дети, а можно сказать: «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных, портит природу, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым? -Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем. Доброта — способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир. Да, это трудно — всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться. |
||
Физкультминутка |
Упражнения на разминку. |
|
Портреты философов и их высказывания. |
г). Работа с высказываниями писателей. — Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к рассказу? «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес) «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо) «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (Вильям Шекспир) «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль) «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин) — Чему учит эта притча? |
|
Заставка |
5. Прослушивание песни «ДОБРОТА» в исполнении В. Мигули Д.С.Лихачев, считал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашем районе, городе вы можете вспомнить? |
|
Работа в парах. |
6. Группировка понятий. Работа в парах. На парте лист, разделенный на две части: зло (слова уже записаны, прочитайте их, подумайте над их смыслом) – добро. Запишите подходящие слова в графе добра.
Добро Внимательность к людям Помощь Отзывчивость Вежливость Верность Сердечность Порядочность Совестливость Благодушный Мягкосердечный Добрососедство Доброжелательность Любовь к людям Щедрость Взаимовыручка Уважение Понимание Улыбка Радость за других Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. |
|
Повторное чтение. |
— Прочитайте притчу еще раз и подготовьтесь к чтению вслух. |
|
Релаксация |
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй! Лучами земля опоясана, Тут хитрости вовсе не нужно особой. Цветами земля опоясана, Понять и исполнить желанье другого – Ходите дорогами ясными, Одно удовольствие, честное слово! Летайте высокими трассами, Орбитой любви и привета Пусть мчится вся наша планета. Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом! — Давайте листок со злом скомкаем, разорвем в мелкие клочья и выбросим в мусорное ведро, чтобы никогда не делать зла! А все доброе – сохраним для себя. |
|
Обыкновенный человек. |
7. Итог. -Почему притча называется «Обыкновенный человек»? Вывод: главное человеческое качество – доброта, сочувствие и сострадание, забота и ответственность за другого. Именно такими качествами обладают главные герои притчи. Сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым — значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно. |
|
Домашнее задание. |
|
С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: конспекты по математике.doc, Назаренко ВСЭ-1.pdf, Асаубаев_10298_описание БД Агентство недвижимости.doc.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: внутренние органы человека.pdf, беседа влияние алкоголя на организм человека.docx, Инструкция опасность и последствия воздействия электрического то, § 26. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и , повесть о настоящем человеке.pptx, рубежка человека 1.docx, Значение физической культуры длят здоровья человека.docx, Кочергин Эдуард. Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека., Тема 3.2 Проблема смысла жизни человека, его свободы и ответстве, Тема 3.1 Основные философские учения о человеке .pdf
Тема урока: В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
Этап (Подготовка к восприятию рассказа В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»)
ОДЗ:
вид работы: рассказ учителя, словарная работа.
Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с биографией В.А.Сухомлинского
Учебная задача для учащихся: познакомится с биографией автора.
Практическая задача: Посмотрите на портрет В.А. Сухомлинского, послушайте биографию писателя.
Организация деятельности:
У -Ребята, послушайте внимательно биографию писателя. Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, создатель народной педагогики. Родился 1918 – 1970 в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями. Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком
Уч- слушают учителя
Организация контроля: Вопросы по прослушанному тексту.
Содержание: понятие-притча
У: — Что такое притча?
— Чему учат притчи?
— Прежде, чем начать работать над притчей, попробуйте догадаться, какой теме они будут посвящены. Для этого, я предлагаю внимательно посмотреть на иллюстрации. Распределите эти иллюстрации на две группы. По какому принципу это можно сделать?
Итак, какой же теме будет посвящена наша притча?
у: отвечают на вопросы учителя.
Контрольно-регулировочный компонент: Словарная работа
Оценочно-результативный компонент: Возвращение к мудрому изречению.
«Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча…»
—Исходя из всего того, о чём мы говорили на нашем занятии, как теперь можно растолковать смысл данного изречения?
(варианты ответов)
На этом наше занятие окончено.
У: От себя, мои друзья , я хочу пожелать всем воспитывать в себе только хорошие качества обыкновенного человека. И чтобы рядом с вами всегда были только самые добрые люди. Спасибо всем!
«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…»
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Словарная работа.
С.И.Ожегов
« Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям» .
С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
- Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
- Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека : « Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других» .
Василий Александрович Сухомлинский
Тема урока «Что такое быть человеком. В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
Словарная работа
« При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Близка к басне.
В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них».
С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
Чтение притчи В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» Стр. 62-63.
Работа в парах
Задание: вспомнить и записать, какие добрые дела можно совершить во благо других людей.
ЗЛО
ДОБРО
ЗЛОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ
РАВНОДУШИЕ
ЖАДНОСТЬ
ВРЕДНОСТЬ
МСТИТЕЛЬНОСТЬ
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
ВОЙНА
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
ЛЖИВОСТЬ
КОВАРСТВО
ГРУБОСТЬ
ХАМСТВО
грубость
ДОБРОТА
равнодушие
ЗАБОТА
жадность
злость
Добро
Внимательность к людям
Помощь
Отзывчивость
Вежливость
Верность
Сердечность
Порядочность
Совестливость
Благодушие
Мягкосердечность
Добрососедство
Доброжелательность
Любовь к людям
Щедрость
Взаимовыручка
Уважение
Понимание
Улыбка
Радость за других
понимание
предательство
ДЕРЕВО ДОБРА
корень зла
Домашнее задание
- Подобрать пословицы о добре и зле, подходящие к притче.
- Подготовить письменно ответ на вопрос: что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?