заместитель директора по воспитательной работе
Описание метода обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Метод обучения — рассказ
Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной речи, учит грамотно выражать свои мысли.
К.Д.Ушинский сформулировал главное требование к рассказу: интересное содержание, чёткая, последовательная форма изложения.
Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, приёмы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчёркивается главное. Рассказ должен быть коротким – 5-7 минут. Если длительность рассказа превышает 5-7 минут, то его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией, включением элементов беседы т др.
Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания.
Метод рассказа — это монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний, в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. При помощи рассказа осуществляется образное изложение фактов, интересных событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление. В чистом виде рассказ используется в основном на этапе начального обучения, на других этапах — сочетается с другими методами обучения.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Рассказ-вступление — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
ОСОБЕННОСТИ
ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ
Методы
рассказа и объяснения относят к группе
словесных методов обучения. Рассказ
—
это устная форма изложения учебного
материала, которая представляет
собой словесное описание событий,
фактов, процессов и др. Метод рассказа
удобен в том случае, если необходимо
предоставить учащимся информацию о
научных открытиях, исторических
событиях, явлениях природы или
поделиться впечатлениями об экскурсии,
прочитанной книге или просмотренном
фильме. В зависимости от тематики рассказ
может занимать на уроке как самостоятельное
место так и быть включенным в процесс
объяснения. К рассказу в коррекционной
школе предъявляются следующие
требования:
1)
единство темы и содержания. Рассказ
учителя всегда запоминается и
усваивается учениками гораздо легче,
если все сообщаемые сведения объединены
общей темой, которая на протяжении всего
рассказа раскрывается последовательно
и продуманно;
2)
четкость структуры. Рассказ как
метод сообщения информации используется
на разных этапах урока, в первую очередь
для сообщения новых знаний в том случае,
когда материал не требует теоретических
доказательств. Поэтому рассказ учителя
должен иметь четкую структуру и иметь
начало, развитие событий, кульминацию,
финал;
3)
эмоциональная наполненность.
Эмоциональный и интересный рассказ
учителя, опирающийся на
[
личный
опыт учащихся, местные события иусловия,
делает его более запоминающимся и
доступным для понимания умственно
отсталыми учащимися. При учете
учителем психологических особенностей
учащихся можно добиться сопереживания
и пробуждения чувств с их стороны.
Рассказу уделяется большая часть урока,
если он является основным методом
сообщения новых знаний. В процессе
рассказа учитель систематизирует и
обобщает знания по представленной
в рассказе теме.
Объяснение
—
особый метод овладения теоретическим
материалом, главной особенностью
которого являются теоретические
доказательства. К объяснению в
специальной школе предъявляются
следующие требования:
1)
тщательный отбор теоретического
материала;
2)
определенная форма рассуждений,
включающая следующие процессы: анализ,
синтез, наблюдения, выводы, индукцию и
дедукцию;
3)
использование грамотного
иллюстративного материала: схем,
блоков, рисунков, картин;
4)
включение при необходимости
дополнительных разъясняющих моментов,
особенно когда необходимо подчеркнуть
связи с конкретной ситуацией;
5)
обязательная формулировка выводов.
При
подготовке к объяснению учебного
материала необходимо предвидеть
появление каких-либо трудностей в
понимании и потому готовить различные
варианты работы. Составить представление
учителя о понимании учащимися предлагаемого
учебного материала помогает установление
так называемой обратной связи. Она
реализуется за счет постановки вопросов,
побуждающих учащихся к высказыванию
своего понимания предложенного материала.
Наличие обратной связи в процессе
объяснения помогает учителю вносить
необходимые изменения в процесс
объяснения по ходу урока.
**
67.
МЕТОД БЕСЕДЫ.
СВОЕОБРАЗИЕ
ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ
Беседу
относят к словесным методам обучения
в специальной школе и понимают под ней
вопросоот-ветную форму овладения учебным
материалом. В рамках беседы вопросы
могут задаваться как в устной, так и в
письменной форме. Это позволяет
стимулировать развитие не только
устной, но и письменной речи учащихся.
Вопросы, подготовленные для беседы, как
правило, связаны одной общей темой и
должны способствовать повторению и
закреплению пройденного учебного
материала. Беседа на уроке может
проводиться в нескольких вариантах:
1)
учитель опрашивает учеников устно;
2)
учитель оформляет свои вопросы на
доске и просит учеников дать ответы
в устной или письменной форме;
3)
учитель оформляет вопросы на
карточках, раздает ученикам, дает
определенное количество времени на
обдумывание, после чего требует дать
ответы на них.
К
беседе в специальной школе предъявляется
ряд требований, главным из которых
является продумывание строгой системы
вопросов и предполагаемых ответов
учеников. Все задаваемые учителем
вопросы быть подчинены основной
идее, но при этом не терять взаимосвязи
между собой. Учитывая тот факт, что
ученики могут дать неверные ответы,
учителю необходимо подготовить ряд
дополнительных наводящих вопросов,
которыми могли бы воспользоваться
ученики. Каждый задаваемый вопрос должен
быть грамотно сформулирован и понятен
учащимся. Вопрос должен подчиняться
четкой структуре и внутренней логике,
не содержать при этом два и более
вопросительных слова, не быть
многозначным и не содержать внутренних
противоречий. Нельзя одновременно
задавать несколько вопросов, так
какучащиеся могут растеряться и в
результате не дать ответ ни на один
поставленный вопрос.
Вопросы
в процессе беседы должны различаться
по своему содержанию, т.е. одни могут
быть предметными, другие направлены
на выяснение пространственных,
причинно-следственных и временных
связей и отношений. Так как временные,
пространственные и причинно-следственные
связи между предметами воспринимаются
детьми с проблемами в развитии с большим
трудом, чем все остальные, то на вопросы,
направленные на выяснение этих отношений,
учителю следует обратить более
пристальное внимание. Как правило, форма
и сложность вопросов зависят от возрастных
и интеллектуальных особенностей
учащихся. Изучение того или иного
объекта требует различного по своему
содержанию вопросов.
В
процессе беседы вопрос надо задавать
не одному ученику, а всему классу.
Ученики с нарушениями в развитии
принимаются за обдумывание поставленного
вопроса только в том случае, если каждый
из учеников может быть вызван учителем
для ответа. Учитель должен очень
внимательно относиться к ответам
учащихся и не оставлять без исправления
ни одной допущенной ошибки. Дети с
проблемами в развитии в основном
ограничиваются односложными утвердительными
или отрицательными ответами. Учителю
необходимо добиться, чтобы ученик
отвечал на вопрос полным предложением
с использованием лексики вопроса.
**
68.
МЕТОД РАБОТЫ С КНИГОЙ. СПЕЦИФИКА ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
Метод
работы учащихся с книгой является одним
из наиболее распространенных и действенных
методов овладения учебным материалом.
Сформированные в процессе школьного
обучения умения и навыки работы с
книгой остаются на всю оставшуюся жизнь.
К этому методу предъявляются следующие
требования:
1)
каждый ребенок должен иметь свою
книгу, уметь находить необходимую
страницу и тот материал, который
изучается;
2)
в результате обучения учащиеся
должны усвоить, что в процессе работы
с учебником необходимо находить опорные
пункты, но никак не стараться запоминать
весь представленный материал;
3)
в процессе работы с учебником
учитель должен давать четкие инструкции
по выполнению задания, както: найти
необходимый абзац, прочитать задание,
правило, сформулировать основную мысль
текста и др.
Этот
вид учебной деятельности предполагает
работу со всеми его структурными
компонентами: самим текстом параграфа,
иллюстративным материалом, материалом,
выделенным для запоминания, а также
аппаратом организации усвоения и
аппаратом ориентировки, под которыми
понимается работа по ознакомлению
учащихся с оглавлением, заголовками,
введением, различными шрифтовыми
выделениями. Навык ориентирования
учащегося в пределах учебника позволяет
ему использовать текстовый материал
при формулировании ответов. В этом
случае учебник выступает как основной
источник информации и эффективное
средство формирования навыков.
учебной
работы. Неудивительно, что опыт работы
с книгой у детей с проблемами в развитии
вырабатывается постепенно. Поэтому
работа с учебником должна проводиться
на всех этапах процесса усвоения знаний.
Отдельным этапом должно стать знакомство
учащихся со структурой учебной статьи.
Сведения, которые им необходимо знать:
1)
элементы, составляющие название
раздела, параграфа, пункта и др.
Учащиеся должны четко уяснить, что
название сообщает об основном содержании
повествования и позволяет понять, о чем
пойдет речь;
2)
текст состоит из нескольких
абзацев. Учащиеся должны запомнить, что
каждый абзац текста выражает
законченную мысль;
3)
жирным шрифтом выделены термины,
определения, выводы, которые необходимо
запомнить;
4)
вопросы и задания .содействующие
усвоению текста параграфа могут быть
расположены как в его начале, так и сбоку
или в конце.
В
связи с тем что данная категория учащихся,
как правило, имеет сравнительно низкие
навыки чтения, учителю необходимо
использовать различные формы работы с
учебником:
1)
беседа — объяснительное чтение;
2)
рассказ-объяснительное чтение;
3)
объяснительное чтение — составление
плана;
4)
рассказ- пересказ.
Вся
работа с учебником должна проводиться
на уроке под наблюдением и четким
руководством со стороны учителя. В связи
с тем что параграфы учебника информационно
насыщены, их необходимо делить на
сравнительно небольшие логически
завершенные фрагменты. Нельзя давать
учащимся с проблемами 9 развитии на
самостоятельную работу непрочитанные
и непрокомментированные параграфы
учебника.
**
69.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.
ОСОБЕННОСТИ
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ
(КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ
Обучение
детей с проблемами в развитии строится
на широком применении средств наглядности.
Чаще всего применяются: картины, карты,
иллюстрации, схемы, плакаты, макеты,
аппликации, диафильмы, диапозитивы,кинокартины.
Основные
задачи использования метода демонстрации
сводятся к следующим: вводить работу
по развитию у учеников круга
элементарных представлений,
систематизировать уже полученный опыт,
способствовать развитию умений
наблюдать явление или предмет и
выделять в них главные черты, обобщать,
сравнивать, устанавливать свое
отношение к объекту.
К
демонстрации как к методу в специальной
школе предъявляют следующие требования:
1)
расположение демонстрируемого
объекта должно быть таким, чтобы его
хорошо было видно со всех мест класса;
2)
учитывая особенности внимания
умственно отсталых учащихся, в момент
объяснения следует показывать только
необходимое пособие. После объяснения
его нужно убирать;
3)
каждый ученик должен действовать
согласно полученной инструкции и
поставленной задаче, обращая внимание
на те свойства и стороны демонстрируемого
объекта, которые связаны с сообщаемыми
данными;
4)
словесное описание объекта
учащимися должно способствовать развитию
у них наблюдательности и формировать
логическую, правильную, обоснованную
речь;
5)
необходимо добиваться, чтобы учащиеся
могли формулировать подаваемый материал
и итоги наблюдений на доступном для
них уровне. В настоящее время в учебных
учреждениях широко употребляются
разнообразные технические средства
обучения, с помощью которых можно
просматривать различные кино- и диафильмы,
слайды и т. л. Такая демонстрация
активизирует умственную деятельность
учеников, служит дополнительным
источником данных. Показ не должен
превышать 10-15 мин, а урок нельзя превращать
в киноурок или кинолекцию. Однако
необходимо учитывать, что ученики часто
отвлекаются на произведение, внешнюю
фабулу, описательную сторону явления
и теряют нить изучаемых понятий. Поэтому
при анализе впечатлений основное
внимание следует уделять тому, как
эти впечатления связаны с теоретическими
положениями урока.
Одним
из наиболее ценных методов коррекционно-го
воспитания является рисование на
классной доске. Этот процесс вовлекает
в активную работу сразу несколько
анализаторов ребенка: зрение, слух,
моторику. Рисунок, выполненный
учителем на доске, может существенно
дополнить карту или иллюстрацию. Особенно
интересны и доступны учащимся зарисовки
различных простых схем в рамках классной
доски или тетради, выполненные цветными
мелками или карандашами. Рисование
учителем на доске развивает наблюдательность
у детей, вызывает живой интерес и желание
подражать. Учитывая последнее, можно
задавать учащимся нарисовать дома
иллюстрации к различным произведениям,
наблюдаемым процессам и др. Лучшие
детские рисунки можно использовать
на уроках, а в конце года устроить
выставку.
**
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.
Методы стимулируют учащихся к активной познавательной деятельности. Они обеспечивают высшую культуру слухового воспитания и мышления. Благодаря обучению развивается чтение, устная и письменная речи. Человек учится анализировать, синтезировать, конкретизировать, противопоставлять, рассуждать и делать выводы.
Популярные методики:
- Рассказ и объяснение;
- Беседа и дискуссия;
- Лекция;
- Работа с книгой.
Описанные способы используются при формировании у ребенка теоретических и практических знаний. Ими поддерживается вербальный обмен информации между учителем и учениками. Знакомство с материалом проводится зачастую в готовой форме, поэтому меньше разбираются проблемные задачи, выполняются творческие задания и минимальное прививание ребенку познавательной самостоятельности и инициативности.
Рассказ и объяснение
Метод рассказа – это устное изложение материала, содержимого в учебнике. Этот способ встречается во всех классах школы. Изменяется лишь характер, объем и длительность повествования.
В зависимости от целей выделяют рассказ-выступление, рассказ-изложение и рассказ-заключение. Первый вид – это подготовка учащихся к восприятию нового материала. Второй – это полноценное раскрытие темы, а третий – выводы и обобщения.
Во время этой словесной методики применяются методологические приемы:
- Активизация внимания;
- Ассоциативное и закономерное соединение;
- Сравнение;
- Выделение главного;
- Резюмирование.
Для изложения информации в форме рассказа слова учителя должны соответствовать нескольким требованиям. В тексте должны быть только точные факты, ясные и убедительные примеры, относящиеся к теме. Также нужно подавать рассказ логично, выделяя основные положения, идеи, концентрировать внимание аудитории на этих моментах.
Рекомендуется не затягивать с рассказами больше, чем на 10 минут, так как далее внимание детей рассеивается. Текст должен быть эмоциональным, выразительным и излагаться доступным языком. Можно объединять этот метод с чтением учебника, записыванием определений и дат, повторением важных деталей и выводами.
Словесный метод объяснение – это толкование закономерностей, качество объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действия, презентация опыта. Этот способ зачастую используют при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии интригующих моментов в явлениях природы и социальной жизни.
Учителю нужно формулировать цели и задачи, ставить четкие вопросы для дальнейшего раскрытия. Чтобы привлечь внимание детей к наблюдению за явлениями, излагать материал стоит последовательно и относительно медленно. Если есть демонстрация примеров, то ее стоит совмещать с детальными объяснениями, для устранения возможных неточностей, вопросов и недопонимания.
Беседа и дискуссия
Наиболее известный метод – это беседа. Дидактическая работа в таком формате побуждает слушателей к разговору. Правильно поставленные вопросы вызывают интерес у учащихся, самостоятельные рассуждения и обобщения. С помощью беседы учитель может «вести» ученика по нужной идее, чтобы он набирался новых знаний, но к выводам приходил сам. Метод активизирует мышление.
Педагогами эта техника применяется для усвоения знаний и умений. Также при беседе ученику доносятся некоторые воспитательные моменты – нужно сначала выступать, а потом говорить, не перебивать, всегда доносить свою мысль.
Опираясь на цели и структуры методики, выделяют несколько типов бесед:
- Вводные или организующие;
- Эвристические;
- Систематизирующие или закрепляющие;
- Контрольно-коррекционные.
Для эффективного проведения обучения этим способом у учителя должна быть определенная подготовка. Лектору нужно правильно и четко формулировать тему и вопросы. При подготовке нужно ориентироваться на возраст учеников, чтобы урок был не слишком сложный и не было новых слов. Вопросы рекомендуется ставить перед всем классом, и выдерживать небольшую паузу. Все правильные ответы одобряются, а неправильные – аргументируются и комментируются.
Если никто из учеников не дает ответ, то учителю стоит спросить в другой формулировке. Возможно, вопрос стоит разделить на несколько частей и упросить, или в формулировке сразу скрыть ответ. Во время беседы важна дисциплина, но при этом контакт спикера со слушателями тесный.
Беседа – это трудоемкий словесный метод обучения. На подготовку речи тратится много времени, сил и профессионального мастерства.
Дискуссия – это способ обучения, похожий на предыдущий, но тут главная цель – стимулировать интерес. Учащихся «втягивают» в обсуждение проблемы. Метод побуждает слушателей к осмыслению информации и объяснению своей позиции.
Для проведения дискуссии нужно минимум 2 человека. Если у спикера или учеников нет нужных знаний, то разговор получается беспредметным, без содержания, неточным. Апеллировать фактами и вовремя их преподносить тоже нужно уметь, чтобы идеи не казались запутанными и противоречивыми.
Выделяют 4 правила проведения дискуссии:
- Ограниченное время на выступление;
- Дисциплина и взаимоуважение;
- Сдержанность;
- Принятие чужого мнения.
Лекции
Лекция – это словесная методика, отличающаяся от других жесткой структурой, логичным изложением материала, изобилием информации, систематичностью.
На школьных лекциях описываются трудные системы, объекты, явления, процессы, обсуждаемые на фоне причинно-следственных связей. Из-за сложности подачи ее рекомендуется использовать только на старших классах. По длительности такие занятия затягиваются на один-два урока, которые маленькие дети не смогут высидеть.
Чтобы правильно подать материал учителю нужно проработать такие моменты:
- Создать детальный проект лекции;
- Ознакомить слушателей с темой, целями и задачи;
- Последовательно изложить информацию;
- Сделать краткие выводы после каждого пункта;
- Связывать части монолога;
- Эмоционально излагать проблемы;
- Приводить примеры, сравнения, факты;
- Работать с аудиторией;
- Регулировать темп изложения.
Работа с книгой
Главным методом эффективного обучения считается работа с учебником. В книге материал преподносится безошибочно и структурировано. Ученик может много раз прорабатывать предложенную информацию в удобном темпе и формате. Задача учебных книг обучить, развить, воспитать, побудить и контролировать процесс обучения.
Ученик может и сам изучать книгу. В зависимости от задания преподавателя, с учебниками работают в нескольких форматах: аудитория знакомится со структурой, просматривает главы, читает отдельные отрывки, отвечает на вопросы, исследует материал, решает задачи или заучивает материал. Обучение на книгах формирует у учащихся потребность к чтению.
На практике используются две методики работы с учебниками:
- На уроке;
- Дома.
В обоих способах ученикам нужно конспектировать, создавать план, тезировать информацию, цитировать выражения, рецензировать, создавать справки и тематические словари. На уроке педагог занимается развитием скорочтения у детей, обучает анализировать и понимать прочитанный материал, искать ответы, работать со схемами и таблицами. Совместно с основной книгой часто используются справочники, словари и энциклопедии.