Рассказ свечка толстой краткое содержание

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Эпиграф из Евангелия: не противься злому.

Барин злой – полбеды, хуже всех приказчик из мужиков. Сам крепостной, а братьев-крестьян мучает! «Из грязи в князи» попал – совесть потерял. Оставил барин на приказчика Михаила Семеныча дела, сам в Москву укатил. Мужики на барщине (отработка на земле) пашут для барина, потом идут на завод приказчика – кирпичи изготовлять. Ходили мужики с жалобой к барину, тот и слушать не стал.

Собрались мужики на святой (неделе) и решили приказчика убить. Больше всех за это выступал Василий Минаев. Приказчик у него жену отнял, для виду в кухарки взял. А ведь у самого семья. Был удобный момент в лесу. Но мужики побои и ругань приняли, а не убили. Минаев сказал, что все они – трусы-воробьи перед ястребом. Петр Михеев, мужик смирный, был другого мнения. Убивать – грех. После убийства чистым не будешь. Приказчик за свое зло перед Богом ответит. «Терпеть надо, братцы». Нельзя на зло злом отвечать.

Послал приказчик всех пахать в праздничные пасхальные дни. Мужики – народ верующий, но делать нечего. И Михеев с ними: грех работы в праздник не на них. Михаил Семеныч с семьей в церковь сходил, наелся, сел с кухаркой, а сам злится. Послал старосту на поле разнюхивать. Жена заикнулась, чтоб он людей отпустил по домам. Сон дурной она видела. Так он ее чуть не побил.

Староста сообщил, что все в поле. Тишка с Васькой говорят, что приказчик черту продался, и умрет без покаяния (с грехами). Хотят, чтоб «пузо у него лопнуло». Смеется приказчик: а Петрушка Михеев что? А Михеев ничего не сказал. Поставил на распорку сохи свечку пятикопеечную – и поет Богу, и пашет. Чтоб ни делал, под ветром любым – «свечка горит, не тухнет!» Призадумался приказчик: «Победил он меня!» И поехал отпускать мужиков. Да в воротах лошадь его взбрыкнула – он пузом на частокол так и лег. И кровь лужей: земля в себя не приняла. Мужики с пахоты шли, увидали его. Михеев труп к дому отвез. Барин испугался, перевел всех на оброк (дань) вместо барщины. А мужики поняли: «не в грехе, а в добре сила Божия».

Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого

Сюжет

Приказчик Михаил Семеныч замучил крепостных крестьян работой и побоями. Минаев хочет его убить, а Михеев просит всех терпеть, на зло злом не отвечать. Приказчик выгнал людей работать на Пасху. Михеев пашет землю – а на сохе у него стоит и не гаснет свечка Богу. Узнал про это приказчик, застыдился. Поехал их домой отпускать, упал с лошади – и умер. Значит, добро сильней зла.

Отзыв

Рассказ (притча) о добре и зле, о том, что наказание – в руках Бога. Тема страшного крепостного права, терпения народа, труда, веры и торжества справедливости. Кровь злодея даже земля не принимает. Что понял приказчик в конце? Что правда на стороне мужика, что с ним Бог. Не злобой, а кротостью, терпением, добром мужик победил. Свечка – символ правды. Все «пророчества сбылись», и слова Михеева: покорись беде, и она тебе покорится. И дурной сон жены приказчика. И проклятья мужиков. Рассказ учит, что каждый получит по заслугам. Зло побеждается только добром. Нельзя обижать бедного, слабого, бесправного. Нужно жить со всеми в мире и трудиться честно.

Эпиграф из Евангелия: не противься злому.

Барин злой – полбеды, хуже всех приказчик из мужиков. Сам крепостной, а братьев-крестьян мучает! «Из грязи в князи» попал – совесть потерял. Оставил барин на приказчика Михаила Семеныча дела, сам в Москву укатил. Мужики на барщине (отработка на земле) пашут для барина, потом идут на завод приказчика – кирпичи изготовлять. Ходили мужики с жалобой к барину, тот и слушать не стал.

Собрались мужики на святой (неделе) и решили приказчика убить. Больше всех за это выступал Василий Минаев. Приказчик у него жену отнял, для виду в кухарки взял. А ведь у самого семья. Был удобный момент в лесу. Но мужики побои и ругань приняли, а не убили. Минаев сказал, что все они – трусы-воробьи перед ястребом. Петр Михеев, мужик смирный, был другого мнения. Убивать – грех. После убийства чистым не будешь. Приказчик за свое зло перед Богом ответит. «Терпеть надо, братцы». Нельзя на зло злом отвечать.

Послал приказчик всех пахать в праздничные пасхальные дни. Мужики – народ верующий, но делать нечего. И Михеев с ними: грех работы в праздник не на них. Михаил Семеныч с семьей в церковь сходил, наелся, сел с кухаркой, а сам злится. Послал старосту на поле разнюхивать. Жена заикнулась, чтоб он людей отпустил по домам. Сон дурной она видела. Так он ее чуть не побил.

Староста сообщил, что все в поле. Тишка с Васькой говорят, что приказчик черту продался, и умрет без покаяния (с грехами). Хотят, чтоб «пузо у него лопнуло». Смеется приказчик: а Петрушка Михеев что? А Михеев ничего не сказал. Поставил на распорку сохи свечку пятикопеечную – и поет Богу, и пашет. Чтоб ни делал, под ветром любым – «свечка горит, не тухнет!» Призадумался приказчик: «Победил он меня!» И поехал отпускать мужиков. Да в воротах лошадь его взбрыкнула – он пузом на частокол так и лег. И кровь лужей: земля в себя не приняла. Мужики с пахоты шли, увидали его. Михеев труп к дому отвез. Барин испугался, перевел всех на оброк (дань) вместо барщины. А мужики поняли: «не в грехе, а в добре сила Божия».

Читательский дневник по рассказу «Свечка» Толстого

Сюжет

Приказчик Михаил Семеныч замучил крепостных крестьян работой и побоями. Минаев хочет его убить, а Михеев просит всех терпеть, на зло злом не отвечать. Приказчик выгнал людей работать на Пасху. Михеев пашет землю – а на сохе у него стоит и не гаснет свечка Богу. Узнал про это приказчик, застыдился. Поехал их домой отпускать, упал с лошади – и умер. Значит, добро сильней зла.

Отзыв

Рассказ (притча) о добре и зле, о том, что наказание – в руках Бога. Тема страшного крепостного права, терпения народа, труда, веры и торжества справедливости. Кровь злодея даже земля не принимает. Что понял приказчик в конце? Что правда на стороне мужика, что с ним Бог. Не злобой, а кротостью, терпением, добром мужик победил. Свечка – символ правды. Все «пророчества сбылись», и слова Михеева: покорись беде, и она тебе покорится. И дурной сон жены приказчика. И проклятья мужиков. Рассказ учит, что каждый получит по заслугам. Зло побеждается только добром. Нельзя обижать бедного, слабого, бесправного. Нужно жить со всеми в мире и трудиться честно.

Обновлено: 10.01.2023

Приказчик Михаил Семеныч мучил мужиков на барщине, и даже послал работать в поле на Пасху. Василий Минаев хотел убить приказчика, но Петр Михеев сказал, что это грех. Приказчик упал с лошади и умер.

За минуту

Помещик взял приказчиком Михаила Семеныча, из крепостных. Чтобы выслужиться перед барином, тот мучил мужиков непосильной работой. У Василия Минаева приказчик взял жену в кухарки, но на самом деле жил с ней как с любовницей, несмотря на то, что имел супругу.

После работы на барском поле, приказчик гнал мужиков на свой личный кирпичный завод. Крестьяне написали жалобу помещику, но тот не стал вникать в проблемы крепостных. Василий Минаев сказал, что приказчика надо убить. Но мужик Петр Михеев возразил, что это – грех. Он сказал, что надо терпеть, а пусть судит Бог.

Даже в Пасху выгнал приказчик мужиков в поле. Сам он сходил в церковь и сел с семьей трапезовать. Он послал в поле узнать, что делают мужики. Ему доложили, что Михеев поставил на соху свечку, Богу молится и пашет.

Устыдился приказчик, сел на коня, чтобы отпустить мужиков по домам. Но лошадь взбрыкнула, и Михаил Семенович угодил прямо на частокол. Так он и погиб.

Послал приказчик всех пахать в праздничные пасхальные дни. Мужики – народ верующий, но делать нечего. И Михеев с ними: грех работы в праздник не на них. Михаил Семеныч с семьей в церковь сходил, наелся, сел с кухаркой, а сам злится. Послал старосту на поле разнюхивать. Жена заикнулась, чтоб он людей отпустил по домам. Сон дурной она видела. Так он ее чуть не побил.

Сюжет

Приказчик Михаил Семеныч замучил крепостных крестьян работой и побоями. Минаев хочет его убить, а Михеев просит всех терпеть, на зло злом не отвечать. Приказчик выгнал людей работать на Пасху. Михеев пашет землю – а на сохе у него стоит и не гаснет свечка Богу. Узнал про это приказчик, застыдился. Поехал их домой отпускать, упал с лошади – и умер. Значит, добро сильней зла.

Отзыв

libking

Лев Толстой — Свечка краткое содержание

Свечка — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Толстой Лев Николаевич

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. (Мф. V; 38, 39,)

Было это дело при господах. Всякие были господа. Были такие, что смертный час и бога помнили и жалели людей, и были собаки, не тем будь помянуты. Но хуже не было начальников, как из крепостных, как из грязи да попали в князи! И от них-то хуже всего житье было.

Завелся такой приказчик в господском имении. Крестьяне были на барщине. Земли было много, и земля была добрая; и воды, и луга, и леса, всего бы всем достало — и барину и мужикам, да поставил барин приказчиком своего дворового из другой вотчины.

Забрал приказчик власть и сел на шею мужикам. Сам он был человек семейный — жена и две дочери замужем — и нажил уж он денег: жить бы да жить ему без греха, да завидлив был и завяз в грехе. Началось с того, что стал он мужиков сверх дней на барщину гонять. Завел кирпичный завод, всех — и баб и мужиков поморил на работе, а кирпич продавал. Ходили мужики к помещику в Москву жаловаться, да не вышло их дело. Ни с чем отослал мужиков и не снял воли с приказчика. Прознал приказчик, что ходили мужики жаловаться, и стал им за то вымещать. Еще хуже стало житье мужикам. Нашлись из мужиков неверные люди: стали приказчику на своего брата доносить и друг дружку подводить. И спутался весь народ, и обозлился приказчик.

Дальше да больше, и дожил приказчик до того, что стал его народ бояться, как зверя лютого. Проедет по деревне, так все от него, как от волка, хоронятся, кто куда попало, только бы на глаза не попадаться. И видел это приказчик и еще пуще злился за то, что боятся его. И битьем и работой донимал народ, и много от него муки приняли мужики.

Бывало, что и изводили таких злодеев; и про этого стали поговаривать мужики. Сойдутся где в сторонке, кто посмелее и говорит: «Долго ли нам терпеть злодея нашего? Пропадать заодно — такого убить не грех!»

Собрались раз мужики в лесу до святой: лес господский послал приказчик подчищать. Собрались в обед, стали толковать.

— Как нам, — говорят, — теперь жить? Изведет он нас до корня. Замучил работой: ни дня, ни ночи ни нам, ни бабам отдыха нет. А чуть что не по нем, придерется, порет. Семен от его поронья помер. Анисима в колодках замучал. Чего ж еще нам дожидать? Приедет вот сюда вечером, станет опять озорничать, только сдернуть его с лошади, пристукнуть топором, да и делу конец. Зарыть где, как собаку, и концы в воду. Только уговор: всем стоять заодно, se выдавать!

Говорил так Василий Минаев. Пуще всех он был зол на приказчика. Порол он его каждую неделю и жену у него отбил, к себе в кухарки взял.

Поговорили так мужики, и приехал на вечер приказчик. Приехал верхом, сейчас придрался, что не так рубят. Нашел в куче липку.

— Я, — говорит, — не велел рубить липы. Кто срубил? Сказывай, а то всех запорю!

Стал добираться, в чьем ряду липа. Показали на Сидора. Исколотил приказчик Сидору все лицо в кровь. Отхлестал и Василия татаркой за то, что куча мала. Поехал домой.

Сошлись опять вечером мужики, и стал говорить Василий:

— Эх, народ! Не люди, а воробьи. «Постоим, постоим», — а пришло дело, все под застреху. Так-то воробьи против ястреба собирались: «Не выдавать, не выдавать, постоим, постоим!» А как налетел, все по крапиве. Так-то и ястреб ухватил, какого ему надо, поволок. Выскочили воробьи: «Чивик, чивик!» — не досчитываются одного. «Кого нет? Ваньки. Э, туда ему и дорога. Он того и стоит». Так-то и вы. Не выдавать, так не выдавать! Как он взялся за Сидора, вы бы сгрудились, да и покончили. А то: «Не выдавать, не выдавать, постоим, постоим!» — а как налетел, т 1000 ак и в кусты.

Стали так говорить чаще и чаще, и совсем собрались мужики уходить приказчика. Повестил на страстной приказчик мужикам, чтобы готовились на святой барщину под овес пахать. Обидно это показалось мужикам, и собрались они на страстной у Василья на задворке и опять стали толковать.

— Коли он бога забыл, — говорят, — и такие дела делать хочет, надо и вправду его убить. Пропадать заодно!

Пришел к ним и Петр Михеев. Смирный был мужик Петр Михеев и не шел в совет с мужиками. Пришел Михеев, послушал их речи и говорит:

— Грех вы, братцы, великий задумали. Душу погубить — великое дело. Чужую душу погубить легко, да своей-то каково? Он худо делает — перед ним худое. Терпеть, братцы, надо.

Рассердился на эти речи Василий.

— Заладил, — говорит, — одно: грех человека убить. Известно — грех, да какого, — говорит, — человека? Грех человека доброго убить, а такого собаку и бог велел. Собаку бешеную убить надо, людей жалеючи. Не убить его — грех больше будет. Что он людей перепортит! А мы хоть и пострадаем, так за людей. Нам люди спасибо скажут. А слюни-то распусти, он всех перепортит. Пустое ты, Михеич, толкуешь. Что ж, разве меньше грех будет, как в Христов праздник все работать пойдем? Ты сам не пойдешь!

И заговорил Михеич.

— Отчего не пойти? — говорит. — Пошлют, и пахать поеду. Не себе. А бог узнает, чей грех, только нам бы его не забыть. Я, — говорит, — братцы, не свое говорю. Кабы нам показано было зло злом изводить, так бы нам и от бога закон лежал; а то нам другое показано. Ты станешь зло изводить, а оно в тебя перейдет. Человека убить не мудро, да кровь к душе липнет. Человека убить душу себе окровенить. Ты думаешь — худого человека убил, думаешь — худо извел, ан глядь, ты в себе худо злее того завел. Покорись беде, и беда покорится.

Так и не договорились мужики: разбились мыслями. Одни так думают по Васильевым речам, другие на Петровы речи соглашаются, чтобы не заводить греха, а терпеть.

Отпраздновали мужики первый день, воскресенье. На вечер приходит староста с земским с барского двора и сказывают — Михаил Семеныч, приказчик, велел назавтра наряжать мужиков, всем пахать под овес. Обошел староста с земским деревню, повестил всем назавтра выезжать пахать, кому за реку, кому от большой дороги. Поплакали мужики, а ослушаться не смеют, наутро выехали с сохами, принялись пахать. В церкви благовестят к ранней обедне, народ везде праздник справляет, — мужики пашут.

Проснулся Михаил Семеныч, приказчик, не рано, пошел по хозяйству; убрались, нарядились домашние — жена, дочь вдовая (к празднику приехала); запряг им работник тележку, съездили к обедне, вернулись; поставила работница самовар, пришел и Михаил Семеныч, стали чай пить. Напился Михаил Семеныч чаю, закурил трубку, позвал старосту.

— Ну что, мол, поставил мужиков на пахоту?

— Поставил, Михаил Семеныч.

— Что, все выехали?

— Все выехали, я вх сам расставлял.

— Расставить-то расставил, да пашут ли? Поезжай посмотри, да скажи, что я после обеда приеду, чтоб десятину на две сохи выпахали, да чтоб пахали хорошо! Если огрех найду, я на праздник не посмотрю!

Лев Толстой - Свечка (1885)

Лев Толстой — Свечка (1885)

Я хочу познакомить вас с еще одним малоизвестным произведением Льва Николаевича Толстого которое называется “Свечка”.

немного о сюжете…

Очень давно это было… Был один приказчик в господском имении, а крестьяне работали на барщине. И стал приказчик наживаться на них, гонять их на барщину сверх дней, а если кто не доволен то сечь его. Много людей поморил. Ходили мужики барину жаловаться, да не помогло, только хуже озлобился на них приказчик. И стали люди его бояться, когда тот ехал по деревне, так все прятались. Собрались как-то крестьяне и решили убить его. Приехал вечером приказчик и стал придираться к работе крестьян, нашел липу и сказал, что не велел ее рубить. А когда спросил, кто это сделал все показали на Сидора, тот и избил его до полусмерти и еще Василия заодно. Вечером Василий сказал, ну что же вы все стояли молча когда нас били.
На страстной неделе приказал приказчик готовиться на святой барщину под овес пахать. Собрались мужик и стали возмущаться, как можно в святой праздник работать. И был среди них один мужик — Петр Михеев, как услышал он, что мужики задумали, сказал им, что нельзя так, чужую душу погубить легко, а своей тяжело будет. Сказал, что надо терпеть. Что убить, это значит осквернить душу свою, только себе хуже сделаешь. Задумались мужики.
Пришел день и оповестил староста всем выезжать пахать. Поплакали мужики, да делать нечего. А приказчик позвал старосту и стал его расспрашивать все ли вышли пахать. Когда узнал, что все, то приказал он старосте съездить и проверить, хорошо ли они работают, да послушать, что говорят про него в народе. Съездил староста и рассказывает приказчику, что все его ругают, говорят, что он в бога не верует и нечистому покорился. Приказчик радуется и просит называть имена тех кто его ругает, староста говорит. Приказчик спрашивает про Петра Михеева, что он тоже ругает. Староста отвечает, что нет. Что когда он подъехал к нему, то увидел, что к распорке свечка восковая приклеена и горит не тухнет, а сам Петр пашет и поет стихи воскресные. Приказчик удивился и спрашивает говорил ли староста с ним, староста сказал, что нет, но слышал как мужики к нему подходили и говорили, что тот ввек греха не отмолит, что на святой пахал, на что Петр ответил: “На земле мир, в человецех благоволение!”. Перестал радоваться приказчик и сказал, что победил его Петр. А подошедшая жена сказала, чтобы он езжал отпустил мужиков, а приказчик все повторял, победил он меня.
Поехал он в деревню, а ворота заперты. С лошади он их открыть не может, покричал, никого нет. Слез с лошади, открыл ворота, а когда забирался обратно лошадь испугалась свиньи шарахнулась и приказчик упал пузом на кол. Приехали мужики увидели, что случилось, испугались. Один Петр Михеев подошел к нему посмотрел, да и отвез тело к барскому дому. Барин узнал, что случилось и отпустил мужиков. И тогда мужики поняли, что не в грехе, а в добре сила божья.

до скорой встречи на страницах блога — Комета МИР

Понравился пост, поделись с друзьями:

мудрый Лев Николаевич …призывает к добру…благодарю..

Читайте также:

      

  • Катаев железное кольцо краткое содержание
  •   

  • Дом для звуков в детском саду шаблоны
  •   

  • Сутеев яблоко краткое содержание
  •   

  • Принцесса и кошка эдит несбит краткое содержание
  •   

  • Даниил андреев роза мира краткое содержание

Лев Толстой - Свечка (1885)Лев Толстой — Свечка (1885)

Я хочу познакомить вас с еще одним малоизвестным произведением Льва Николаевича Толстого которое называется “Свечка”.

немного о сюжете…

Очень давно это было… Был один приказчик в господском имении, а крестьяне работали на барщине. И стал приказчик наживаться на них, гонять их на барщину сверх дней, а если кто не доволен то сечь его. Много людей поморил. Ходили мужики барину жаловаться, да не помогло, только хуже озлобился на них приказчик. И стали люди его бояться, когда тот ехал по деревне, так все прятались. Собрались как-то крестьяне и решили убить его. Приехал вечером приказчик и стал придираться к работе крестьян, нашел липу и сказал, что не велел ее рубить. А когда спросил, кто это сделал все показали на Сидора, тот и избил его до полусмерти и еще Василия заодно. Вечером Василий сказал, ну что же вы все стояли молча когда нас били.
На страстной неделе приказал приказчик готовиться на святой барщину под овес пахать. Собрались мужик и стали возмущаться, как можно в святой праздник работать. И был среди них один мужик — Петр Михеев, как услышал он, что мужики задумали, сказал им, что нельзя так, чужую душу погубить легко, а своей тяжело будет. Сказал, что надо терпеть. Что убить, это значит осквернить душу свою, только себе хуже сделаешь. Задумались мужики.
Пришел день и оповестил староста всем выезжать пахать. Поплакали мужики, да делать нечего. А приказчик позвал старосту и стал его расспрашивать все ли вышли пахать. Когда узнал, что все, то приказал он старосте съездить и проверить, хорошо ли они работают, да послушать, что говорят про него в народе. Съездил староста и рассказывает приказчику, что все его ругают, говорят, что он в бога не верует и нечистому покорился. Приказчик радуется и просит называть имена тех кто его ругает, староста говорит. Приказчик спрашивает про Петра Михеева, что он тоже ругает. Староста отвечает, что нет. Что когда он подъехал к нему, то увидел, что к распорке свечка восковая приклеена и горит не тухнет, а сам Петр пашет и поет стихи воскресные. Приказчик удивился и спрашивает говорил ли староста с ним, староста сказал, что нет, но слышал как мужики к нему подходили и говорили, что тот ввек греха не отмолит, что на святой пахал, на что Петр ответил: “На земле мир, в человецех благоволение!”. Перестал радоваться приказчик и сказал, что победил его Петр. А подошедшая жена сказала, чтобы он езжал отпустил мужиков, а приказчик все повторял, победил он меня.
Поехал он в деревню, а ворота заперты. С лошади он их открыть не может, покричал, никого нет. Слез с лошади, открыл ворота, а когда забирался обратно лошадь испугалась свиньи шарахнулась и приказчик упал пузом на кол. Приехали мужики увидели, что случилось, испугались. Один Петр Михеев подошел к нему посмотрел, да и отвез тело к барскому дому. Барин узнал, что случилось и отпустил мужиков. И тогда мужики поняли, что не в грехе, а в добре сила божья.

Читать: Лев Толстой — Свечка

до скорой встречи на страницах блога — Комета МИР

  • Рассказ с тетей на сеновале
  • Рассказ свеча горела на столе свеча горела на столе
  • Рассказ с тетей в душе
  • Рассказ свеча горела майк гелприн текст
  • Рассказ с таким названием есть и у шолохова и у набокова и у шукшина