Рассказ светофорчик татьяна александровна

Урок литературы в 5 классе

Составила учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга Малопургинского района УР Фёдорова Наталья Вячеславовна

Тема урока: Мир вокруг нас. Анализ сказки. Т. Александровой «Светофорчик».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с литературной сказкой Т. Александровой «Светофорчик», с особенностями жанра произведения посредством его анализа .

Развивающая: совершенствовать умения обучающихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, окружающим, природе; раскрыть содержание произведения «Светофорчик»

Оборудование: раздаточный материал (тексты « Светофорчик»- приложение3), распечатанные таблицы- приложения1,2, фломастеры, листы А3.

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Учитель. Здравствуйте, давайте улыбнемся друг другу,посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас.

Запишем дату и тему урока в тетради.

Сегодня мы поговорим о правилах поведения и общения, опираясь на содержание произведения Т. Александровой «Светофорчик».

2. Мотивационный этап.

Учитель. О чем может быть данный что рассказ, если его главный герой Светофорчик?

Перед вами таблица, заполните её. Приложение 1

1).Работа в группах, заполняют таблицу

2).Выбирают спикера, афишируют полученные работы.

Учитель. Как вы думаете какова его основная мысль? Запишите каждый самостоятельно в свою тетрадь.

3. Целеполагание.

Учитель. Сформулируйте цель сегодняшнего урока?

( Повторение правил поведения улиц. Правила общения друг с другом. Анализ художественного произведения. Художественное своеобразие произведения Т. Александровой «Светофорчик»)

4. Изучение нового материала.

Учитель. Замечательно, а сейчас прослушаем рассказ. (читает учитель).

Учитель. Что интересного вы узнали из этого произведения? Допишите материал в соответствующие колонки таблицы.

3.Работа в группах (афиширование).

Учитель. К какому жанру можно отнести это произведение ? (сказка или рассказ, т.е. сочетание реального и фантастического).

-Можно ли эту историю назвать сказкой? Почему?

-Чем эта сказка похожа на те, с которыми вы уже знакомились на уроках

литературы?

-Чем она отличается от них? ( Поучительность как жанровый признак сказки)

Задание. Заполните таблицу, читая сказку. Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

   

Работа в парах, заполняют таблицу по тексту, выписывают цитаты- примеры, отвечают. Раздать Приложение 3.

— В какую колонку выписали больше примеров, какой можно сделать вывод?

Учитель. -Какие слова в тексте помогают воспринимать Светофорчик как сказочный персонаж? («думает, смотрит, заметил, радостно сообщил, был он добрый-предобрый, посмотрит зеленым глазом, огорчало Светика»)

-Как называется этот художественный прием? (олицетворение)

Учитель. Опишите устно, каким вы представляете себе героя этой сказки (какого он возраста, как он выглядит; какой у него характер; отражается ли его настроение на «лице»).

Высказывание детей.

Учитель. Выполняем задание в группах : нарисовать Светофорчик.

-Какие слова в сказке позволяют составить именно такое впечатление о главном герое? (Маленький Светофорчик, звали его Светик, добрый светик)

Учитель -Какой момент в сказке показался тебе самым напряженным, кульминационным? Почему? Подготовься прочитать его вслух.

— Подумай, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента.

Учитель. Читаем. («и однажды…» — до конца абзаца)

-Подумайте, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента?

-Подбери эпитеты, характеризующие ситуацию, возникшую на перекрестке. (опасная, напряженная, драматичная, очень напряженная и т.п.)

-О чем думал Светофорчик, наблюдая за людьми и машинами?

(чтение со слов «стоят и ждут…» до слов «…особенно если он спешит») ( ответы детей)

-Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам? Почему этого не произошло? (экстремальная ситуация).

-Почему этого не произошло? (Можно прочитать по сказке со слов «но, к счастью…»)

-Какова развязка сказки?

-Чем заканчивается сказка? (развязка в этой сказке/ трагедии не произошло, все продолжали двигаться по-прежнему, не совпадает с ее завершением — размышлениями Светика о том, что произошло.)

Учитель. Замечательно, а сейчас снова работаем в группах. Составим план сказки.

Например, (1. Жил-был Светофорчик.

2.Что огорчало Светика больше всего.

3. Решение принято.

4. Но, к счастью…

5. Размышления Светика.)

Выбор спикера от группы, афиширование выполненных работ.

Учитель. -Найдите в тексте сказки слова, в которых заключается основная мысль сказки. («все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет».)

-Посмотрите предложения. Есть ли среди них такие, как ваши? Что бы вы

добавили еще?

Учитель. -Когда учеников одной из школ попросили ответить на вопрос: «О чем эта сказка?», они высказали разные точки зрения, прочитайте их, работаем в парах. Раздать Приложения 4.

Учитель. Вспомни свои предположения. Были ли среди них подобные? Что бы ты добавил к ним теперь?

— Пофантазируй и опиши, как могло меняться движение на перекрестке за последние сто-двести лет. Что, по-твоему, явилось причиной установления на нем Светофорчика?

Итог урока, рефлексия, оценивание.

1.Как Вы понимаете слова «правило» и «правила»? Приведите примеры правил. ( ответы детей)

2. Чему научила Вас сказка? ( ответы детей)

3. К сожалению, можно столкнуться с нарушением тех или иных правил. Были ли в твоей жизни (или в жизни твоих знакомых, родных) случаи, когда несоблюдение правил явилось причиной неблагоприятного для людей исхода событий? Приведи примеры правил, благодаря которым могут быть уменьшены или предотвращены страдания людей.

Расскажи дома или кому-то из друзей, знакомых эту сказку. Понаблюдай за реакцией слушателей: понравилась ли она им, понравился ли твой рассказ. Попроси их привести примеры правил, направленных на защиту человека.

— Оцените урок, работу себя и ребят на нем, заполнив предложенную схему.

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос , в чем смысл последней части сказки.

Приложение 1

Перед вами таблица, заполните её.

Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

   

Приложение 3

Татьяна Александровна «Светофорчик».

Жил-был маленький сфетофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую – красным, потом желтыми глазами – в обе стороны сразу.

Стоит и смотрит день и ночь. А мимо идут машины большие, средние, маленькие; идут или бегут люди большие, средние и маленькие.

«Вот у меня глаза светятся днем и ночью, — думал Светик, — а у машин только ночью – желтые спереди, красные сзади. А зеленых огней у них, у бедненьких, совсем нет! А у людей глаза ни красными огнями не светятся, ни желтыми, ни зелеными! Бедняжки!»

Светик давно это заметил и очень жалел людей. Ведь он был добрый – предобрый.

А еще он заметил, что и машины и люди больше всего рады зеленому свету. Посмотрит Светик зеленым глазом – вот уже машины или люди бодро и весело двигают колесами или ногами, у кого что есть.

Посмотрит красным – останавливаются в нетерпении, фыркают, ворчат, дают задний ход.

— Идите, бегите, мчитесь! – радостно сообщал Светик тем, кому светил зеленым глазом.

А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным глазом:

— Подождите, потерпите, уступите! Через миг и вам зажгу зеленый свет.

И так день и ночь. И все время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-нибудь «нет!». Особенно если он спешит.

И однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо, буду смотреть сразу в обе стороны одними зелеными глазами! И сразу же все затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Сейчас машины налетят друг на друга, а люди попадут под машины!

Но, к счастью, этих ужасных бед не произошло. Потому что Светик мог смотреть сразу в обе стороны только желтыми глазами, зеленые и красные выключались. И вот одни машины остановились на желтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не сдвинулся с места.

«Я хотел быть добрым сразу ко всем, — подумал Светик, — и чуть было не погубил всех!»

И опять вместо двух желтых глаз зеленый поглядел в одну сторону, красный – в другую. И все обрадовались. И те, кто помчался или пошел вперед. И те, кому пришлось ненадолго остановиться и подождать.

— Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», — объяснял Светик осенним листьям, которые кружились вокруг него на ветру.

— О, конечно, конечно! – шуршали в ответ листья, и ветер уносил их.

— Так приятно всегда говорить «да», и все-таки иногда «нет» лучше, чем «да», — рассказывал Светик снежинками, которые так весело плясали вокруг него и становились то зелеными, то красными, то желтыми.

И снежинки тихо соглашались с ним.

А птицы внимательно слушали Светика и говорили:

— Да-да, конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя так тепло и спокойно!.

Приложение 4

1. Это сказка о правилах дорожного движения, потому что здесь очень хорошо рассказывается о том, как надо вести себя пешеходам и водителям на улице.

2. Это сказка о случае из жизни необычного сказочного героя – светофорчика Светика. Он очень любознательный, поэтому с ним происходят всякие приключения.

Текст для проверки техники чтения

5 класс, промежуточный контроль

Жилбыл маленький светофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух

небольших улиц и смотрел сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую красным,

потом желтыми глазами – в обе стороны сразу.

Стоит и смотрит день и ночь. А мимо идут машины большие, средние, маленькие;

идут или бегут люди большие, средние и маленькие.

«Вот у меня глаза светятся днем и ночью, – думал Светик, – а у машин только ночью –

желтые спереди, красные сзади. А зеленых огней у них, у бедненьких, совсем нет! А у

людей глаза ни красными огнями не светятся, ни желтыми, ни зелеными! Бедняжки!»

Светик давно это заметил и очень жалел людей. Ведь он был добрыйпредобрый.

А еще он заметил, что и машины и люди больше всего рады зеленому свету.

Посмотрит Светик зеленым глазом вот уже машины или люди бодро и весело двигают

колесами или ногами, у кого что есть.

Посмотрит красным останавливаются в нетерпении, фыркают, ворчат, дают задний

ход.

Идите, бегите, мчитесь! радостно сообщал Светик тем, кому светил зеленым

глазом.

А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным

глазом:

Подождите, потерпите, уступите! Через миг и вам зажгу зеленый свет.

И так день и ночь. И все время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они

стоят и ждут.

И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить комунибудь

«нет!». Особенно если он спешит.

И однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо, буду смотреть сразу в обе

стороны одними зелеными глазами! И сразу же все затряслось, загудело, заскрежетало,

завизжало. Сейчас машины налетят друг на друга, а люди попадут под машины!

Татьяна Александрова «Светофорчик»

Текст для проверки техники чтения

6 класс, промежуточный контроль

Когда д’Артаньян подходил к пустырю, находившемуся подле монастыря, пробило

полдень. Атос ожидал его всего пять минут следовательно, д’Артаньян был

безукоризненно точен и самый строгий судья в законах дуэли не имел бы повода

упрекнуть его.

Атос, которому рана причиняла еще тяжкую боль, хоть лекарь командира и наложил

на нее свежую повязку, сидел на камне и ожидал противника, как всегда спокойный и

полный благородного достоинства.

Увидев д’Артаньяна, он встал и учтиво сделал несколько шагов ему навстречу.

Д’Артаньян, со своей стороны, приблизился к противнику, держа шляпу в руке так, что

перо волочилось по земле.

Сударь, сказал Атос, я послал за двумя моими друзьями, которые и будут

моими секундантами. Но друзья эти еще не пришли. Я удивляюсь их опозданию: это не

входит в их привычки.

У меня секундантов нет, — произнес д’Артаньян. Я только вчера прибыл в

Париж, и у меня нет здесь ни одного знакомого, кроме господина де Тревиля, которому

рекомендовал меня мой отец, имевший честь некогда быть его другом.

Атос на мгновение задумался.

Вы знакомы только с господином де Тревилем? спросил он. Да, сударь, я

знаком только с ним.

Вот так история! проговорил Атос, обращаясь столько же к самому себе, как и к

своему собеседнику. Вот так история! Но если я вас убью, я прослыву пожирателем

детей.

Не совсем так, сударь, возразил д’Артаньян с поклоном, который не был лишен

достоинства. Не совсем так, раз вы делаете мне честь драться со мною, невзирая на

рану, которая, несомненно, тяготит вас.

Очень тяготит, даю вам слово. И вы причинили мне чертовскую боль, должен

признаться. Но я буду держать шпагу в левой руке, как делаю всегда в подобных случаях.

Таким образом, не думайте, что это облегчит ваше положение: я одинаково свободно

действую обеими руками. Это создаст даже некоторое неудобство для вас. Левша очень

стесняет противника, когда тот не подготовлен к этому. Я сожалею, что не поставил вас

заранее в известность об этом обстоятельстве.

Вы, сударь, проговорил д’Артаньян, бесконечно любезны, и я вам глубоко

признателен.

Я, право, смущен вашими речами, сказал Атос с изысканной учтивостью.

Поговорим лучше о другом, если вы ничего не имеете против… Ах, дьявол, как больно вы

мне сделали! Плечо так и горит!

А.Дюма «Три мушкетера»

Текст для проверки техники чтения

7 класс, промежуточный контроль

Обычно он появлялся тут на закате солнца, когда спадала дневная жара и от реки по ее

берегам начинало густо тянуть прохладой. К вечеру почти совсем стихал ветер, исчезала

крупная рябь на воде, наступало самое время ночной рыбалки. Приехавшие на автобусе

городские рыбаки торопливо растыкали на каменистых отмелях коротенькие удилища своих

донок и, тут же расстелив какуюнибудь одежонку, устраивались на недолгую июльскую ночь.

Петрович выходил к реке из травянистого лесного овражка со стороны недалекой приречной

деревушки и одиноко усаживался на краю каменистого, подступавшего к самой воде обрыва.

Его тут многие знали, некоторые здоровались громкими голосами, задавали необязательные для

ответа вопросы, с которыми обычно обращаются к детям. Он большей частью молчал,

погруженный в себя, и не очень охотно шел к людям, предпочитая одиночество на своем

излюбленном, неудобном для рыбалки, заваленном крупными камнями обрыве. Отсюда

открывался широкий вид на весь этот помрачневший без солнца берег, широкую излучину реки

с порожистым перекатом посередине и высокой аркой железнодорожного моста вдали, на

пологий склон противоположного берега, густо затемневшего к ночи молодым сосняком. Чуть

выше на реке фыркалагромыхала ржавая громадина землечерпалки, весь долгий день

беспрерывно вываливавшей на плоскую палубу баржи мокрые, растекавшиеся кучи грунта; но

баржа, видать, ему не мешала.

Некоторое время спустя изза бетонных опор моста, плавно обходя перекат, выскакивала

резвая голубая «казанка». Растягивая на всю ширь притихшей реки длиннющий шлейф

кормовой волны, она за перекатом приметно сбавляла ход и по обмелевшему каменистому руслу

начинала сворачивать к берегу. В «казанке» сидели двое Юра Бартош, парень из соседней

деревни, работавший в городе и наезжавший в знакомые места на рыбалку, и его городской друг

Коломиец, с которым они приобрели в складчину эту голубую «казанку», оснащенную мощным

современным двигателем.

Как и обычно, в тот вечер за рулем на корме сидел Коломиец, плотный человек с большими

руками и тяжеловатым уверенным взглядом изпод длинного козырька надвинутой на лоб

спортивной фуражки. Плавно сбавляя обороты «Вихря», он уверенно приближался к берегу, на

котором уже заметил одинокую фигуру Петровича.

А ну, подхвати! заглушив мотор, крикнул он старику.

В наступившей над рекой тишине его голос прозвучал добродушной командой.

Ну зачем? – привстал за ветровым стеклом Юра.– Я сам.

Он проворно перебросил через стекло свое загорелое, длинное, худое тело, легко спрыгнул

на отмель, и они вместе с Петровичем между камней втащили на берег нос лодки. Затем, пока

Коломиец опрокидывал и зачехлял мотор, Юра в подкатанном до колен синем трико выгружал из

лодки рюкзаки, донки, плащи, а старик, как незнакомый, безучастно стоял в стороне и

пристально глядел через реку на тот ее берег, словно рассматривал там чтото необычайно

важное. Он сосредоточенно, почти отчужденно молчал, и они, занятые своим делом, не

обращали на него внимания. Они уже знали, что теперь он до сумерек будет стоять так, уставясь

взглядом в то место на берегу, где, выбежав из молодого соснячка, обрывалась, словно уходя

под воду, песчаная лента дороги и где теперь раскачивались на поднятых «казанкой» волнах две

примкнутые к бревну плоскодонки. Там был лесной перевоз, но людей почти никогда не было

видно, лодками, кроме лесников, видать, редко кто пользовался.

Василь Быков «Крутой берег реки»

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 27.12.2017 14:10

Соболева Татьяна Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

44 года

рейтинг14 534
место1 275

К урокам по сказке Т.Александровой «Светофорчик»

03.12.2017 18:26

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«К урокам по сказке Т.Александровой «Светофорчик»»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Урок литературы в 5 классе

Составила учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга Малопургинского района УР Фёдорова Наталья Вячеславовна

Тема урока: Мир вокруг нас. Анализ сказки. Т. Александровой «Светофорчик».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с литературной сказкой Т. Александровой «Светофорчик», с особенностями жанра произведения посредством его анализа .

Развивающая: совершенствовать умения обучающихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, окружающим, природе; раскрыть содержание произведения «Светофорчик»

Оборудование: раздаточный материал (тексты « Светофорчик»), распечатанные таблицы, фломастеры, листы А3,

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Учитель. Здравствуйте, давайте улыбнемся друг другу,посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас.

Запишем дату и тему урока в тетради.

Сегодня мы поговорим о правилах поведения и общения, опираясь на содержание произведения Т. Александровой «Светофорчик».

2. Мотивационный этап.

Учитель. О чем может быть данный что рассказ, если его главный герой Светофорчик?

Перед вами таблица, заполните её. Приложение 1

что

когда

где

какой

1).Работа в группах, заполняют таблицу

2).Выбирают спикера, афишируют полученные работы.

Учитель. Как вы думаете какова его основная мысль? Запишите каждый самостоятельно в свою тетрадь.

3. Целеполагание.

Учитель. Сформулируйте цель сегодняшнего урока?

( Повторение правил поведения улиц. Правила общения друг с другом. Анализ художественного произведения. Художественное своеобразие произведения Т. Александровой «Светофорчик»)

4. Изучение нового материала.

Учитель. Замечательно, а сейчас прослушаем рассказ. (читает учитель).

Учитель. Что интересного вы узнали из этого произведения? Допишите материал в соответствующие колонки таблицы.

3.Работа в группах (афиширование).

что

когда

где

какой

Учитель. К какому жанру можно отнести это произведение ? (сказка или рассказ, т.е. сочетание реального и фантастического).

-Можно ли эту историю назвать сказкой? Почему?

-Чем эта сказка похожа на те, с которыми вы уже знакомились на уроках

литературы?

-Чем она отличается от них? ( Поучительность как жанровый признак сказки)

Задание. Заполните таблицу, читая сказку. Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

Работа в парах, заполняют таблицу по тексту, выписывают цитаты- примеры, отвечают. Раздать Приложение 3.

— В какую колонку выписали больше примеров, какой можно сделать вывод?

Учитель. -Какие слова в тексте помогают воспринимать Светофорчик как сказочный персонаж? («думает, смотрит, заметил, радостно сообщил, был он добрый-предобрый, посмотрит зеленым глазом, огорчало Светика»)

-Как называется этот художественный прием? (олицетворение)

Учитель. Опишите устно, каким вы представляете себе героя этой сказки (какого он возраста, как он выглядит; какой у него характер; отражается ли его настроение на «лице»).

Высказывание детей.

Учитель. Выполняем задание в группах : нарисовать Светофорчик.

-Какие слова в сказке позволяют составить именно такое впечатление о главном герое? (Маленький Светофорчик, звали его Светик, добрый светик)

Учитель -Какой момент в сказке показался тебе самым напряженным, кульминационным? Почему? Подготовься прочитать его вслух.

— Подумай, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента.

Учитель. Читаем. («и однажды…» — до конца абзаца)

-Подумайте, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента?

-Подбери эпитеты, характеризующие ситуацию, возникшую на перекрестке. (опасная, напряженная, драматичная, очень напряженная и т.п.)

-О чем думал Светофорчик, наблюдая за людьми и машинами?

(чтение со слов «стоят и ждут…» до слов «…особенно если он спешит») ( ответы детей)

-Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам? Почему этого не произошло? (экстремальная ситуация).

-Почему этого не произошло? (Можно прочитать по сказке со слов «но, к счастью…»)

-Какова развязка сказки?

-Чем заканчивается сказка? (развязка в этой сказке/ трагедии не произошло, все продолжали двигаться по-прежнему, не совпадает с ее завершением — размышлениями Светика о том, что произошло.)

Учитель. Замечательно, а сейчас снова работаем в группах. Составим план сказки.

Например, (1. Жил-был Светофорчик.

2.Что огорчало Светика больше всего.

3. Решение принято.

4. Но, к счастью…

5. Размышления Светика.)

Афиширование, выбор спикера от группы.

Учитель. -Найдите в тексте сказки слова, в которых заключается основная мысль сказки. («все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет».)

-Посмотрите предложения. Есть ли среди них такие, как ваши? Что бы вы

добавили еще?

Учитель. -Когда учеников одной из школ попросили ответить на вопрос: «О чем эта сказка?», они высказали разные точки зрения, прочитайте их, работаем в парах. Раздать Приложения 4.

Учитель. Вспомни свои предположения. Были ли среди них подобные? Что бы ты добавил к ним теперь?

— Пофантазируй и опиши, как могло меняться движение на перекрестке за последние сто-двести лет. Что, по-твоему, явилось причиной установления на нем Светофорчика?

Итог урока, рефлексия, оценивание.

1.Как Вы понимаете слова «правило» и «правила»? Приведите примеры правил. ( ответы детей)

2. Чему научила Вас сказка? ( ответы детей)

3. К сожалению, можно столкнуться с нарушением тех или иных правил. Были ли в твоей жизни (или в жизни твоих знакомых, родных) случаи, когда несоблюдение правил явилось причиной неблагоприятного для людей исхода событий? Приведи примеры правил, благодаря которым могут быть уменьшены или предотвращены страдания людей.

Расскажи дома или кому-то из друзей, знакомых эту сказку. Понаблюдай за реакцией слушателей: понравилась ли она им, понравился ли твой рассказ. Попроси их привести примеры правил, направленных на защиту человека.

— Оцените урок, работу себя и ребят на нем, заполнив предложенную схему.

Домашнее задание. Письменно ответь, в чем смысл последней части сказки.

Приложение 1

Перед вами таблица, заполните её.

что

когда

где

какой

Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

Приложение 3

Татьяна Александровна «Светофорчик».

Жил-был маленький сфетофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую — красным, потом желтыми глазами — в обе стороны сразу.

Стоит и смотрит день и ночь. А мимо идут машины большие, средние, маленькие; идут или бегут люди большие, средние и маленькие.

«Вот у меня глаза светятся днем и ночью, — думал Светик, — а у машин только ночью — желтые спереди, красные сзади. А зеленых огней у них, у бедненьких, совсем нет! А у людей глаза ни красными огнями не светятся, ни желтыми, ни зелеными! Бедняжки!»

Светик давно это заметил и очень жалел людей. Ведь он был добрый — предобрый.

А еще он заметил, что и машины и люди больше всего рады зеленому свету. Посмотрит Светик зеленым глазом — вот уже машины или люди бодро и весело двигают колесами или ногами, у кого что есть.

Посмотрит красным — останавливаются в нетерпении, фыркают, ворчат, дают задний ход.

— Идите, бегите, мчитесь! — радостно сообщал Светик тем, кому светил зеленым глазом.

А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным глазом:

— Подождите, потерпите, уступите! Через миг и вам зажгу зеленый свет.

И так день и ночь. И все время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-нибудь «нет!». Особенно если он спешит.

И однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо, буду смотреть сразу в обе стороны одними зелеными глазами! И сразу же все затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Сейчас машины налетят друг на друга, а люди попадут под машины!

Но, к счастью, этих ужасных бед не произошло. Потому что Светик мог смотреть сразу в обе стороны только желтыми глазами, зеленые и красные выключались. И вот одни машины остановились на желтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не сдвинулся с места.

«Я хотел быть добрым сразу ко всем, — подумал Светик, — и чуть было не погубил всех!»

И опять вместо двух желтых глаз зеленый поглядел в одну сторону, красный — в другую. И все обрадовались. И те, кто помчался или пошел вперед. И те, кому пришлось ненадолго остановиться и подождать.

— Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», — объяснял Светик осенним листьям, которые кружились вокруг него на ветру.

— О, конечно, конечно! — шуршали в ответ листья, и ветер уносил их.

— Так приятно всегда говорить «да», и все-таки иногда «нет» лучше, чем «да», — рассказывал Светик снежинками, которые так весело плясали вокруг него и становились то зелеными, то красными, то желтыми.

И снежинки тихо соглашались с ним.

А птицы внимательно слушали Светика и говорили:

— Да-да, конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя так тепло и спокойно!.

Приложение 4

1. Это сказка о правилах дорожного движения, потому что здесь очень хорошо рассказывается о том, как надо вести себя пешеходам и водителям на улице.

2. Это сказка о случае из жизни необычного сказочного героя — светофорчика Светика. Он очень любознательный, поэтому с ним происходят всякие приключения.

  • Рассказ светлана по литературе 9 класс
  • Рассказ с сложными предложениями
  • Рассказ светлана жуковский читать полностью
  • Рассказ с секретом фанфик
  • Рассказ светлана жуковский тест