:
Гимназистка написала стихи и сделала из этого страшную тайну. На уроке учитель забрал листок со стихами и прочёл их вслух. Они оказались плохими, и гимназистка поклялась больше не писать стихов.
У гимназистки третьего класса Неточки Ларионовой появилась тайна. Из-за неё она не спала всю ночь, а на следующий день не знала покоя на уроках.
Наконец, Неточка почувствовала, что больше не может хранить эту тайну и должна с кем-то поделиться.
И что это за ужасно неприятное состояние — хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг!
Она долго думала, кто из одноклассниц способен сохранить её тайну, и выбрала свою ближайшую подругу и соседку по парте Зою Стоянову. Во время урока Неточка шепнула ей, чтобы на перемене та подошла к «крану» в коридоре.
С трудом дождавшись перемены, Неточка поспешила к «крану» — фильтру с кипячёной водой, и долго ждала Зою, изнывая от нетерпения. Наконец, Зоя пришла. Взяв с подруги клятву, что та никому ничего не расскажет, Неточка прерывающимся голосом открыла свою тайну: она сочинила стихи.
Эта новость не произвела на флегматичную Зою особого впечатления. Тогда Неточка достала тщательно сложенную бумажку и нараспев, неестественным голосом прочла стихи, в которых жизнь сравнивалась с бурливым, ало-мятежным морем, где мечутся красные и синие звёзды, в глубинах цветут «гневно-властные» розы.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…
Зоя не поняла, почему в стихах подруги волны алые, а чайки поют, да и разноцветных звёзд в море не бывает. Неточка объяснила, что это декадентские стихи, и «так нынче пишут». Разобиженная, оно отошла от Зои, пожалев, что поделилась с ней тайной.
На уроке литературы Неточка перечитывала свои стихи, и они казались ей прекрасными. Учитель заметил, что она что-то читает, отобрал листок и прочёл стихи вслух. Теперь они показались Неточке не прекрасными, а очень-очень плохими.
Учитель ехидно прокомментировал стихи и отметил в них несколько грубых орфографических ошибок. Бедной Неточке стало очень стыдно, и она поклялась себе больше никогда в жизни не писать стихов.
Краткое содержание «Тайна»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 630.
Обновлено 7 Октября, 2021
О произведении
Рассказ «Тайна» Чарской, написанный в 1910 году, повествует о первых пробах пера юной гимназистки. Переполненная творческим вдохновением, девочка сталкивается с суровой унизительной критикой, и твёрдо решает более никогда не писать стихи.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тайна», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
- Неточка Ларионова — юная гимназистка, пылкая, открытая девочка, очень эмоциональная и ранимая.
Другие персонажи
- Зоя Стоянова — лучшая подруга Неточки, её одноклассница, равнодушная, далёкая от мира поэзии.
- Учитель русского языка — чёрствый, холодный, бездушный мужчина, который унизил Неточку и её творчество при всём классе.
Краткое содержание
Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова «многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам
». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой «бедняжка Неточка не спала целую ночь
».
Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.
Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: «такая тихая, такая молчаливая
» Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.
Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое. На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла «в следующую перемену к «крану» в коридор
для важного разговора.
С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что «того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс
», и она не успеет сообщить подруге тайну.
Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — «какое-то бесчувственное, холодное существо
». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.
Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — «совсем, совсем скверные стихи
». Но, что хуже всего, учитель «с плохо замаскированной иронией
» прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она «внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов
».
Заключение
Произведение учит бережно относиться к юным дарованиям, ведь любое неосторожное слово может погасить созидательный огонёк в их душах. Бездушный учитель уничтожил в Неточке маленького творца и тем самым лишил её радости творческого полёта.
После ознакомления с кратким пересказом «Тайна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ярослав Челтыгмашев
10/10
-
Ogonek Ogonek
10/10
-
Настя Веденеева
10/10
-
Оля Коротаева
9/10
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 630.
А какую оценку поставите вы?
Краткое содержание «Тайна»
Рассказ «Тайна» Чарской, написанный в 1910 году, повествует о первых пробах пера юной гимназистки. Переполненная творческим вдохновением, девочка сталкивается с суровой унизительной критикой, и твёрдо решает более никогда не писать стихи.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тайна», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Неточка Ларионова — юная гимназистка, пылкая, открытая девочка, очень эмоциональная и ранимая.
Другие персонажи
Зоя Стоянова — лучшая подруга Неточки, её одноклассница, равнодушная, далёкая от мира поэзии.
Учитель русского языка — чёрствый, холодный, бездушный мужчина, который унизил Неточку и её творчество при всём классе.
Краткое содержание
Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова «многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой «бедняжка Неточка не спала целую ночь».
Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.
Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: «такая тихая, такая молчаливая» Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.
Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое. На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла «в следующую перемену к «крану» в коридор для важного разговора.
С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что «того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс», и она не успеет сообщить подруге тайну.
Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — «какое-то бесчувственное, холодное существо». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.
Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — «совсем, совсем скверные стихи». Но, что хуже всего, учитель «с плохо замаскированной иронией» прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она «внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов».
Заключение
Произведение учит бережно относиться к юным дарованиям, ведь любое неосторожное слово может погасить созидательный огонёк в их душах. Бездушный учитель уничтожил в Неточке маленького творца и тем самым лишил её радости творческого полёта.
После ознакомления с кратким пересказом «Тайна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Содержание
- Краткое содержание «Тайна»
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Заключение
Краткое содержание «Тайна»
Рассказ «Тайна» Чарской, написанный в 1910 году, повествует о первых пробах пера юной гимназистки. Переполненная творческим вдохновением, девочка сталкивается с суровой унизительной критикой, и твёрдо решает более никогда не писать стихи.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тайна», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Неточка Ларионова — юная гимназистка, пылкая, открытая девочка, очень эмоциональная и ранимая.
Другие персонажи
Зоя Стоянова — лучшая подруга Неточки, её одноклассница, равнодушная, далёкая от мира поэзии.
Учитель русского языка — чёрствый, холодный, бездушный мужчина, который унизил Неточку и её творчество при всём классе.
Краткое содержание
Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова «многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой «бедняжка Неточка не спала целую ночь».
Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.
Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: «такая тихая, такая молчаливая» Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.
Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое. На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла «в следующую перемену к «крану» в коридор для важного разговора.
С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что «того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс», и она не успеет сообщить подруге тайну.
Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — «какое-то бесчувственное, холодное существо». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.
Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — «совсем, совсем скверные стихи». Но, что хуже всего, учитель «с плохо замаскированной иронией» прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она «внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов».
Заключение
Произведение учит бережно относиться к юным дарованиям, ведь любое неосторожное слово может погасить созидательный огонёк в их душах. Бездушный учитель уничтожил в Неточке маленького творца и тем самым лишил её радости творческого полёта.
После ознакомления с кратким пересказом «Тайна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Предыдущая
Краткое содержание«Солдат и смерть» краткое содержание сказки – читать пересказ онлайн
Следующая
Краткое содержание«История болезни» краткое содержание рассказа Зощенко – читать пересказ онлайн
История Римской империи — едва ли не самый хорошо задокументированный период древности. Римляне, кажется, были просто одержимы бюрократическим духом, записывая практически всё.
Для историка это замечательно. Но, зная дотошность и точность записей, историки, натыкаясь на «бюрократический пробел», т. е. отсутствие документа, вполне логично предполагают «что-то случилось». Не отразившееся в документах — либо пытались скрыть намеренно, либо прекратило существовать, причём неожиданно. Как правило, так оно и есть.
Так произошло и со знаменитым «пропавшим легионом». Речь идёт о IX Испанском легионе.
Естественно, всё, что касается военных действий, тщательно фиксировалось. Так что «боевой путь» любого воинского подразделения прекрасно прослеживается.
IX Испанский легион был образован в 58 году до нашей эры самим Юлием Цезарем. Предназначался для ведения войны в Галлии и получил название «Триумфальный».
Первое сражение, в котором официально участвовал этот легион, произошло примерно год спустя у реки Сабис (современная Самбра, Франция). Это одна из блестящих римских побед — римляне в этой битве разгромили троекратно превышающие их силы противника, что позволило взять под контроль обширные земли.
В дальнейшем легион воевал на стороне Цезаря в Испании, Албании, Греции. А двенадцать лет спустя — в 46 г. до н.э. — великий диктатор практически распускает его, расселяя бывших солдат на благодатных землях современной Италии и Хорватии.
В 42 г. до н.э. легион возрождается. Октавиан призывает на службу ветеранов, формируя новый легион, который используется в развернувшейся как раз в это время гражданской войне (триумвиры Октавиан и Марк Антоний против республиканцев Брута и Кассия Логина). И сражается, видимо, очень неплохо, поскольку получает новое имя «Македонский» (решающая битва произошла как раз при македонском городе Филиппы).
Дальнейший «боевой путь» легиона тесно связан с войнами римлян за завоевание Иберии (Перинейский полуостров, современная Испания). Так что в 24 г. до н. э. он стал называться «Испанским».
Далее легион перевели куда-то на Рейн. А в 9 г. н.э. он совершенно точно стоял в Паннонии (это европейский регион, территория современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины).
В 43 году Рим вторгается в Британию. В состав армии входит и IX Испанский легион. Он даже становится первым, становящимся постоянным лагерем в новых провинциях (в Лонгтропе и Ньютоне-на-Тренте).
В 61 году легион был почти уничтожен во время подавления восстания Боудикки. Однако, видимо, проявил себя отлично: его отвели на континент и доукомплектовали (практически воссоздали заново — потери составили не меньше 80 % состава).
Легион продолжал нести службу в Британии. Во всяком случае, его следы имеются в Линкольне и Эбораке. В этот период он иногда присоединялся к римским войскам в других местах (например, известно об участии Испанского легиона в сражениях с хаттами недалеко от Майнца), но квартировал он всё-таки на британских землях — как минимум, до 106 года. Об этом имеются упоминания.
А вот в списках, составленных при Марке Аврелии в 165 году, IX Испанский легион уже не значится. Совсем. И на Британских землях, где он стоял более века, его следы со второй половины II века отсутствуют.
Это и дало историкам основания считать IX Испанский исчезнувшим или пропавшим не только из исторических записей, а физически. Вообще.
<hr />
Версий, объясняющих исчезновение целого легиона, существует множество. От исторических до фантастических, с привлечением инопланетян и параллельных миров.
Наиболее широко распространено предположение о том, что IX Испанский легион был полностью уничтожен в сражении с пиктами примерно в 117 году, после чего был сооружен Адрианов вал. На это, вроде бы, указывает нахождение в подходящем слое при раскопках древней Калевы статуэтки бескрылого орла, а орел, как известно, являлся официальным штандартом Испанского легиона.
Однако именно такое событие маловероятно.
Во-первых, кроме орла, оно собственно ничем не подкрепляется. Но, как говорят историки, найденная фигурка мало напоминает подлинный легионый штандарт — не совпадают размеры, поза, а главное «против» — отсутствие крыльев.
Во-вторых, имеются упоминания об участии легиона в сражениях на Рейне примерно в 120 году и записи о некоторых офицерах, служивших в легионе в Неймегене (Нидерланды) в 121-122 гг.
Второе историческое предположение учитывает эти возражения. Согласно этой версии легион был полностью разбит во время подавления восстания Бар-Кохбы в Иудее в 136 году. Но, увы, никаких подтверждений тому, что IX Испанский легион действительно находился в Иудее, нет.
Возможно, легион погиб позднее — во время парфянских войн? Во всяком случае, у историка Кассия Диона имеется упоминание о том, что парфянским полководцем Хосроем был окружен и полностью уничтожен целый римский легион. К сожалению, ни номер, ни название его не упомянуты, так что можно только гадать.
Есть версия и о том, что легион так и простоял в Неймгене до 160 года и был прозаически расформирован. Только и всего.
<hr />
В литературе и кино тема «пропавшего легиона» — поле благодатное. Различных произведений, где он упоминается в том или ином виде более двадцати.
Версия с пиктами — самая популярная. Она легла в основу романа Розмари Сатклифф «Орёл девятого легиона», вышедшей в 1954 году. В 1977 году ВВС снял одноименный сериал.
А совсем недавно — в начале 2010-х — вышло целых два исторических фильма на эту тему: «Орел девятого легиона» и «Центурион».
Есть и фантастические версии. Скажем, в романе Карла Вагнера «Легион из тени» IX Испанский легион пропадает в 130 году в горах Каледонии, сталкиваясь с «детьми ночи» — таинственным подземным племенем предшественников людей. Причём пропадает не просто так, а трансформируется в «инферно», порождения Тьмы. Нечистую силу, с которой вынуждены сражаться пикты.
Некоторые отсылки к «Пропавшему легиону» имеются у другого фантаста — Гарри Тердлава. Это целая серия «Хроники пропавшего легиона», повествующая о том, как римский легион под влиянием волшебства друидов проваливается в параллельный мир — Видесс. Правда, сам легион нигде не назван и дело, вроде бы, происходит во времена войн в Галлии, но параллели провести можно.
<hr />
Что там именно стряслось на самом деле, мы пока не знаем. Источники неполны и отрывочны и имеющиеся факты не дают возможности сформировать однозначную непротиворечивую версию. Одна надежда — на новые находки, которые однажды смогут прояснить, в каком историческом мраке могли исчезнуть пять тысяч римских легионеров.