Рассказ танкиста историческое событие

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 137.

Обновлено 26 Февраля, 2021

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 137.

Обновлено 26 Февраля, 2021

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стихотворение, написанное Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1942 году на основе реальных событий.

Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрёстной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на всё его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

Твардовский назвал данный стих рассказом, и признаки рассказа также есть в произведении. К основным элементам композиции рассказа относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • развязка – слова благодарности безымянному герою.

Жанр

Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрёстной рифмой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось с их помощью придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты трудный», «недозрелые»), метафорыа он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения всё нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Иван Иванов

    8/8

  • Марк Галков

    6/8

  • Тамара Матюхина

    8/8

  • Аина Никонова

    7/8

  • Марина Абрамова

    8/8

  • Семён Вахрушев

    5/8

  • Рустам Оганнисян

    8/8

  • Ваня Осокин

    8/8

  • Митя Кудрявцев

    8/8

  • Егор Шаяхметов

    7/8

Рейтинг анализа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 137.


А какую оценку поставите вы?

Автор: Твардовский А.Т. | Дата публикации: 1942 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: военный | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Темы: война и мир, героизм, детство, патриотизм, смелость и трусость

Главные герои: рассказчик, мальчик-герой


Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

– Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Краткое содержание

Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека, отняла жизни у миллионов людей и оставила незаживающий след в народной памяти. Неудивительно, что эта тема широко отразилась в творчестве многих поэтов и писателей того времени. Среди произведений, посвященных подвигам советских бойцов, есть и такие, героями которых оказываются подростки, наравне со взрослыми приближавшие день великой победы.

В. Болтышев. Битва за Москву. Бой под Калининым. 2011

Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» – это воспоминание солдата, прошедшего войну, об одном из танковых боев, исход которого помог решить местный мальчик. Он сожалеет лишь об одном, что не узнал имени этого отважного мальчугана. По воспоминаниям рассказчика, это был обычный мальчишка, лет десяти-двенадцати, из тех, кого называют «бедовыми». Такие ребята всегда становились заводилами, возглавляли дворовые мальчишеские ватаги и, как могли, старались помогать нашим бойцам.

Во время одного из сражений советские танкисты оказались дезориентированы в том смысле, что не могли определить, откуда исходит шквальный огонь, пробиться сквозь который не было никакой возможности. На выручку пришел мальчик, который предложил показать месторасположение вражеской огневой точки. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», такими словами описывает автор юного героя. Танкисты посадили мальчика на броню и, благодаря его указаниям, смогли зайти в тыл врага.

Так, благодаря юному смельчаку, были спасены многие жизни. Рассказчик в конце своего повествования еще раз повторяет, что жалеет о том, что не спросил, как зовут этого бесстрашного подростка. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – такими словами заканчивает он свой рассказ. Героев, подобных этому мальчику, было во время войны очень много, и Твардовский, на основе реального случая создал собирательный образ юного патриота родины.

Анализ

История создания

В течение семи лет, с 1939 по 1946 годы Твардовский находился на фронтах в качестве военного корреспондента. Вместе с войсками он участвовал в сражениях и прошел трудный боевой путь, пережив множество лишений и испытаний. Все это отразилось не только на личности поэта, но и на его творчестве. Его стихи похожи на очерки с места события, в данном случае, с фронта, и это помогает читателю погрузиться в соответствующую атмосферу. В 1942 году поэт услышал историю одного из участников танкового сражения и, взяв ее за основу, написал стихотворение «Рассказ танкиста», повествующий о мужестве юного безымянного героя.

Персонажи и образы

Главным персонажем произведения стал городской подросток, через образ которого Твардовский попытался донести до читателя, что даже юные граждане нашей страны способны оказать помощь в победе над общим врагом. Такие ребята заслуживают награды наравне со взрослыми, потому что их поступки можно смело назвать героизмом. В этом и состоит главная идея данного стихотворения.

Другой персонаж – рассказчик, непосредственный участник описываемых событий. Его сожаление о своей забывчивости: «И только не могу себе простить» усиливается повтором первой  строфы, который завершает повествование. Инверсия «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку» служит доказательством, что образ безымянного героя навсегда сохранится в памяти рассказчика.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, так как повествование начинается и заканчивается одинаково. Состоит оно из десяти катренов (четверостиший), в которых присутствует монолог рассказчика и его диалог с подростком. Благодаря такому чередованию речи, очень наглядно раскрываются характеры героев.

Произведение содержит все стадии развития сюжета: экспозицию (сожаление рассказчика и описание мальчика), завязку (сообщение подростка о дислокации огневой точки врага), кульминацию (победа советских танкистов) и развязку, которая выражается в благодарности бойцов маленькому герою.

Жанр

Литературное направление данного произведения – реализм, по принадлежности к литературному роду – это эпос. Лиризм стихотворения, эпический сюжет, существующая интрига – все это позволяет отнести его к жанру баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При написании автор использует ямб с перекрестной рифмовкой (АВАВ).

Учитывая тему и содержание стихотворения, Твардовский ограничивается минимальным набором средств художественной выразительности. Тем не менее, в тексте встречаются эпитеты: «трудный», «недозрелые», олицетворения: «шел пожар», «пули свищут», «душила гарь и копоть», метафора – «огонь гвоздит», сравнения: «все нынче, как спросонку», «рубашонка пузырем», «руку, как товарищу, пожал». Легкость и простоту восприятия обеспечивают просторечные слова: «бедовый», «хлопец», «черт его поймет».

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – героизм и бесстрашие мальчика, которые он проявил, помогая советским бойцам. Твардовский показывает, что в то тяжелое время, когда весь народ встал на защиту отечества, возраст не являлся помехой для совершения подвига. В произведении прослеживается акцент автора на том, что такое проявление отваги подростком – случай далеко не единичный. В разных населенных пунктах, прилегающих к фронту, проживали десятки и сотни таких же мальчишек, готовых прийти на помощь действующей армии. Их маленькие подвиги в масштабах огромной войны были не всегда заметны и значительны, но, все же, их нельзя преуменьшать хотя бы потому, что они также являлись вкладом в приближение победы над врагом.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 4.6k

Стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста»

Суть произведения

Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование. Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.

В  «Рассказе танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки

В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки. Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам. Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.

В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.

«Рассказ танкиста» можно считать посвящением для всех детей, которые в военное время рисковали жизнью ради победы над врагом.

Раскрытие темы

Александр Твардовский провел 7 лет жизни на войнах и презентовал свои очерки в газете «На страже Родины». Основа его стихотворения — это рассказ очевидца о героическом поступке. В произведении два лирических героя:

  • рассказчик;
  • маленький мальчик.

Краткое содержание произведения учит ценить свою жизнь, а также указывает, что возраст не имеет значения. Даже ребенок может проявлять силу духа, отвагу и любовь к Родине.

Стихотворение «Рассказ танкиста»

В стихотворении автор использует множество эпитетов: «был трудный бой, все нынче как спросонку», «рыхлый, жирный чернозем», «рубашонка пузырем». Использование таких выражений придает произведению стихотворную простоту и непосредственность. Кроме того, здесь используются монологи и диалоги, что помогает лучше передать всю суть.

«Рассказ танкиста» считается литературным произведением, которое прославляет подвиги маленьких детей. Главной особенностью стихотворения является то, что при его прочтении не чувствуется трагический пафос, так как его затмевают героизм и смелость мальчика.

Тип композиции

Стих Твардовского имеет одинаковые начало и концовку. Такой стиль написания является кольцевым. Презентация произведения имеет несколько важных элементов, например:

  1. Экспозиция — описание трагизма и сожаления.
  2. Завязка — сообщение ребенка о том, где находится вражеский танк.
  3. Кульминация — сокрушение врага.
  4. Развязка — слова благодарности танкиста.

Благодаря этому автор пытается передать всю сложность пройденного пути.

«Рассказ танкиста» состоит из десяти четверостиший. В них заключаются разговоры и описание. Такой прием помогает лучше раскрыть образы героев стихотворения.

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стих, написанный Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

«Рассказ танкиста» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – сравнение, эпитеты, идея, история создания

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.

Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • завязка – слова благодарности безымянному герою.

Жанр

Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось даже с небольшим их запасом придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты («трудный», «недозрелые»), метафоры («а он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения («все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).

Предыдущая

Анализ стихотворений«Зима» анализ стихотворения Сурикова по плану кратко – эпитеты, сравнение, метафоры, рифма

Следующая

Анализ стихотворений«Родная деревня» анализ стихотворения Тукая по плану кратко – история создания, тема, идея

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стих, написанный Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

«Рассказ танкиста» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – сравнение, эпитеты, идея, история создания

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.

Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • завязка – слова благодарности безымянному герою.

Жанр

Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось даже с небольшим их запасом придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты («трудный», «недозрелые»), метафоры («а он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения («все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).

  • Рассказ тамара виктор конецкий читать
  • Рассказ теща в постели
  • Рассказ таксиста песня попутчику
  • Рассказ тетя от меня залетела
  • Рассказ тайца по ягоды с картинками