Рассказ телеграмма тема рассказа

Когда старушка понимает, что ей осталось совсем недолго, она шлет телеграмму дочери и просит приехать, но та не успевает добраться до деревни, так как слишком поздно читает письмо.

Далее представлен Телеграмма анализ рассказа.

История создания

Рассказ «Телеграмма» основан на реальных событиях, свидетелем которых был сам автор. Он одно время жил в усадьбе (Паустовский описывает этот период своей жизни в произведении «Золотая роза»), где также жила одинокая старая женщина. У нее была дочь, которая совсем о ней забыла, уехав в город. Единственной, кто любил эту старушку, была соседская девочка.

Паустовский очень жалел женщину, так как понимал, какие душевные страдания она переживает в свои последние дни. Когда он понял, что скоро его соседка умрет, он дал телеграмму ее дочери в Ленинград. Но приехать та не успела, и старушка умерла. А вместе с ней ушла жизнь из усадьбы.

Тема произведения

Главная тема рассказа – это одиночество. У главной героини, Катерины Петровны, была дочь Настя, которую она очень любила и потому желала ей всего лучшего. Поэтому она радуется, когда у Насти получается устроить свою жизнь в Ленинграде, где та может заниматься искусством. Сама Катерина Петровна выросла в огромном доме художника, а потому она понимает, как важная культура, и гордится дочерью. Но ей очень хочется увидеть ее вживую, поговорить с ней, а не просто получать денежные переводы: Настя не навещала ее уже целых три года.

Но Настя совсем перестала приезжать к матери, так как у нее появилось множество более интересных дел. Она готова проявлять внимание и участие по отношению к скульптору, в то время как Катерина Петровна коротает последние месяцы жизни в одиночестве. Старушка очень грустит и мечтает только об одном – дождаться, когда приедет дочь. Но этого так и не происходит. Настя все откладывает и откладывает сначала прочтение письма, а потом приезд, и в итоге опаздывает. Она все-таки приезжает в деревню, но мать к тому моменту уже похоронили.

телеграмма паустовский анализ

Главные герои

В продолжении анализа «Телеграммы» Паустовского дадим краткую характеристику центральным персонажам произведения:

  • Катерина Петровна – доживающая последние месяцы своей жизни старая женщина, у которой нет никого, кроме дочери, и она очень по ней скучает;

  • Настя – дочь главной героини, которая очень увлечена работой в Ленинграде и никак не может найти времени и сил на то, чтобы навестить мать;

  • Тихон – сосед Катерины Петровны, он очень жалеет старушку и пишет Насте письмо о том, что ее мать умирает, а самой Катерине Петровны приносит телеграмму якобы от Насти;

  • Манюшка –девочка, которая помогает Катерине Петровне по хозяйству, но не сможет сблизиться с ней духовно из-за разницы характеров.

Также в рассказе появляются городские знакомые Насти. Им она уделяет много внимания, но не может сделать того же самого для своей матери.

Композиция рассказа

В композиции рассказа пересекаются две основные сюжетные линии: деревенская жизнь и городская жизнь. Сначала автор знакомит читателей с главной героиней – старушкой, и ее соседями, а потом переходит к невнимательной дочери Насте, у которой много действительно важных и значимых дел в Ленинграде… Тем не менее, автор осуждает девушку, но делает это мягко, из уст Гоголя (Настя работает с его портретом). В развязке две сюжетные линии объединяются: Настя приезжает в родной дом, но застает только свежую могилу Катерины Петровны.

Жанр произведения

Жанр «Телеграммы» — это рассказ с элементами притчи. Автор дает урок одному из своих персонажей (молодой учительнице, ставшей свидетельницей похорон Катерины Петровны и тоже оставившей свою мать в деревне), а через него доносит мораль и до своих читателей.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Анализ рассказа Телеграмма

Анализ рассказа Телеграмма Паустовского

История создания

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» впервые был напечатан в 1946 году в журнале «Огонек». В основу рассказа положены реальные события, свидетелем которых был писатель. Он только изменил отчество героини, вместо Катерины Ивановны она стала Петровной.

Жанр

К.Паустовский продолжает в своем творчестве традиции, заложенные Иваном Буниным. Поэтому кроме общепринятого и закрепившегося за произведением жанра рассказ, исследователи называют его и психологической новеллой, автору удается проанализировать психологию героев.

Сюжет и тема

Рассказ посвящен последним годам жизни Катерины Петровны, она одна живет в огромном доме, когда-то построенном отцом – знаменитым художником. Но дом, и село Заборье медленно умирают. Постарела и готовится к смерти и его хозяйка. Одиночество и немощная старость стали ее спутниками. Два совершенно чужих человека — Манюшка и Тихон – помогают ей в это время.

В Ленинграде живет дочь Катерины Петровны, Настя. Последний раз она навещала мать три года назад, теперь — денежные переводы раз в месяц и несколько слов на обороте. В городе Настя занята, теперь она готовит выставку одного талантливого скульптора, проявляя к нему внимание и участие.

Тема, затронутая писателем, стара как мир: отцы и дети, их извечный конфликт. У Насти есть время и огромное желание помочь чужим людям, но его нет, чтобы навестить старую мать или написать ей письмо. Непростой вопрос, поразмышлять над которым приглашает автор.

Главные герои

Действующих лиц в рассказе несколько, они распределены писателем на две группы. Первая – это сама Катерина Петровна и ее сельское окружение, состоящее из Манюшки, дочери соседа, добровольно взявшейся помогать старушке, и Тихона, пожилого мужчины, до старости сохранившего почтение к ее семье и помогающего по хозяйству. Катерина Петровна – дочь того знаменитого художника, который приехал в свое родное село, построил дом и развел сад. Теперь в нем живет одинокая и очень старая женщина. Она его последняя обитательница. На похоронах к процессии, состоящей из местных старушек и ребятишек, к ним присоединится молодая учительница.

Вторая группа – Настя и ее городские знакомые: талантливый скульптор Тимофеев, выставку которого организует Настя, Першин – один из начальников по культуре, старый вспыльчивый художник. К числу героев рассказа относится и скульптура Гоголя, с которой Настя встречается дважды и которая, улыбаясь, задает, ей так кажется, неприятные вопросы.

Композиция

Рассказ начинается со вступления, в котором автор знакомит читателя с Катериной Петровной – главной героиней, ее помощниками и рассказывает о ее состоянии, сравнивая его с осенью, задержавшейся на дворе. Вторая сюжетная линия – это Настя и ее жизнь в городе. Обе линии писатель объединил одним словом — художник. Катерина Петровна – дочь художника, а ее дочь работает в Союзе художников. Интересны две детали, которые похожи на попытку восстановить утраченные близкими людьми связи – письмо, которое пишет Катерина Петровна дочери, и придуманная Тихоном телеграмма от имени Насти. Но, увы, развязка неминуема — старушка умирает, так и не дождавшись дочери, а через день приезжает Настя, чтобы проплакать всю ночь и, крадучись, чтобы никто не увидел и не расспросил, уехать с грузом непоправимой вины перед матерью.

2 вариант

Произведение создается писателем в послевоенный период времени, когда автор уже имеет мировую славу. Более ранние рассказы писателя уже содержат в себе замысел рассматриваемого произведения, поскольку они вскользь упоминают о судьбе дочери великого художника.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле классического реализма.

Центральное место в сюжетном повествовании отводится одинокой престарелой женщине Катерине Петровне, проживающей  в далекой деревне и не желающей ее покидать, несмотря на отсутствии цивилизации, поскольку деревушка представляет для нее память об отце, именитом художнике. Однако в деревне женщина живет в уединении, поскольку местное население не понимает утонченного характера Катерины Петровны. Женщина имеет дочь Настю, однако девушка проживает достаточно далеко от матери и общается с ней посредством редкой переписки. В один момент Катерина Петровна начинает осознавать, что скоро покинет земной мир и поэтому пишет дочери письмо, которое доходит до Насти слишком поздно. Девушка приезжает в деревню, когда женщина уже умерла.

Композиционная структура рассказа в условной форме разделяется на три части, первая из которых представляется описанием деревенской жизни Катерины Петровны, вторая часть рассказывает о дочери и ее работе, а в третьей части повествуется о двух телеграммах.

Отличительной особенностью композиции рассказа является применение писателем аддитивной повествовательной структуры, которая характеризуется следованием одного эпизода за другим и преобладанием повествовательной формы от первого лица. Кроме того, рассказ характеризуется предельно сжатым текстовым объемом, не мешающим развитию двух параллельных сюжетных линий (деревенской и городской), эффектно соединяющихся в финальной части произведения. Параллельные сюжеты представляются автором в рассказе в качестве контраста.

Основной тематикой произведения является изображение пропасти между поколениями отцов и детей, которое обуславливает нравственную проблематику.

Основной персонаж рассказа в лице Катерины Петровны представляется писателем в качестве мемориального образа, умирающей памяти прошедших столетий, ценивших творчество и художественные способности. Настя изображается писателем в противоположном матери образе, в качестве полной жизненной энергии девушки, вечно занятой работой и собственными проблемами. Однако девушка не лишена человеческих качеств, сострадания, тоски, уважения к старшим.

В рассказе также используются второстепенные персонажи в образе деревенских жителей (Тихон, Манюшка).

Художественным своеобразием рассказа является  придание автором ключевого значения лирическому пейзажу, отличающемуся щемящими оттенками, а также использованием неслучайных сюжетных совпадений

Анвлиз 3

История создания

Дата написания рассказа под названием «Телеграмма» – 1946 г. В трудный послевоенный год он впервые появился в журнале «Огонёк». В то время К.Паустовский был уже широко известен миру. Предпосылки к созданию короткого рассказа «Телеграмма» можно встретить в предыдущей повести «Золотая роза», в которой Паустовский говорит о жизни дочери известного художника-гравёра по фамилии Пожалостин. Дом, изображённый Паустовским в рассказе, существовал на самом деле и в конце 20 века был превращён в дом-музей.

Жанр

Данный рассказ написан в жанре «психологической новеллы», а именно – психологического реализма, которого старался придерживаться Паустовский в своих произведениях. В «Телеграмме» показаны и раскрыты как суровые стороны жизни, так и глубокие душевные переживания героев.

Сюжет и тема

В основе сюжета судьба Катерины Петровны, пожилой женщины, доживающей свой век в глухой деревне Заборье. Она дочь прославленного художника и ценит свой памятный дом. Тонкая душевная организация старушки чужда другим жителям деревни, и это непонимание обрекает Катерину Петровну на мучительное одиночество. Её дочь, Настя, занята делами в городе и вспоминает мать совсем редко. Получив от Катерины Петровны, предчувствующей смерть, телеграмму, она забывает даже ответить на неё. Катерина Петровна напрасно ждёт дочь, сторож Тихон жалеет её и пишет ей телеграмму от имени дочери. Позже приходит короткая записка от Тихона со словами «Катя помирает». Только после этого, бросив всё, Настя приезжает в деревню, но уже на второй день после похорон. Она плачет и горько раскрывается в своём бесчувствии.

В этом рассказе раскрывается тема «отцов и детей», тема их взаимоотношений и пропасти между ними.

Главные герои

Катерина Петровна – пожилая одинокая женщина, дочь прославленного художника, – главный образ в рассказе. Её тонко чувствующая душа с юности привыкла к творчеству и изысканности, но простым обывателям трудно понять душевные стремления старушки.

Настя – второй по значимости персонаж, взрослая дочь Катерины Петровны, живущая в кипящем жизнью городе. Она входит в Союз художников, организовывает различные выставки, помогает знакомому скульптору выставить работы и ведёт бурную деятельность, при этом совсем забывая о покинутой матери.

Тихон – бесхитростный деревенский сторож, по-доброму относящийся к Катерине Петровне и искренне ей сочувствующий. Его рукой для одинокой старушки была написана последняя телеграмма.

Тимофеев – талантливый, но безызвестный скульптор, стремящийся добиться известности, в чём ему помогает Настя.

Композиция

По смыслу «Телеграмма» делится на 3 части. Первая включает в себя непростое существование главной героини в деревне. Вторая – это описание насыщенной жизни Насти в городе. И третья часть – эпизод с двумя телеграммами: одна была написана Катериной Петровной Насте, другая была написана сторожем, как ответ. В то же время сюжет составляют две параллельные и противоположные линий, которые в финале сходятся: жизнь в городе и деревенская жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Телеграмма

Анализ рассказа Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Анализ романа Грина Алые паруса

    Повесть-феерию «Алые паруса» исследователи относят к ранним произведениям Грина. Произведение было создано в 1923 году и посвящено Нине, жене писателя. Феерия является театральным жанром, это сказочное

  • Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Гончарова Обломов

    Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

  • Сочинение-анализ рассказа Челкаш Горького

    Рассказ Горького «Челкаш» написан им по реальной истории, рассказанной товарищем по больнице. Свой рассказ Горький начинает с описания порта, где всё гремит и грохочет, подавляя своей мощью копошащихся на берегу людей

  • Образ русской дружины в Слове о полку Игореве

    Русским людям всегда приходилось защищать свои земли. Уж очень много было на них желающих – и половцы, и печенеги, и хазары, и монголо-татары. На Руси всегда уважительно относились к войнам.

  • Сочинение Ты открываешь книгу

    Какое замечательное изобретение — книга! Сейчас даже невозможно себе вообразить, как можно жить без книг. Тот, кто однажды открыл для себя книгу, тот навсегда попал в ее плен и всю жизнь пронесет в своем сердце любовь к книге и к чтению

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

История создания.

Произведение «Телеграмма» было создано Константином Паустовским в 1946 году. Рассказ был написан уже после того, как писатель стал известным. Замысел рассказа заключается о трагической судьбе дочери художника. Ее роль — главная в произведении.

Жанр

Жанр этого произведения – рассказ. Писатель анализирует психологию героев, поэтому ученые литературы еще называют рассказ психологической новеллой.

Сюжет и тема.

Одинокая пожилая женщина по имени Катерина Петровна живет в Заборье, в большом доме, когда-то построенном ее отцом. У Катерины Петровны есть только один родной человек, ее дочь Настя, которая живет в Ленинграде. Предыдущий раз Настя навещала мать три года назад, но каждый месяц отсылает ей по двести рублей. Она не хотела мешать дочери поэтому, отправляла письма временами, но думала о ней всегда. В это тяжелое для нее время поддерживали в трудную минуту и помогали ей Манюшка и Тихон.

Матери Насти было больно осознавать, что она не нужна родной дочери, поэтому она просто не думает об этом. Тихон и Манюшка – единственные хоть и чужие люди, которые заботились о ней в это время.

Под конец октября Катерина Петровна послала дочери письмо с просьбой навестить ее. Когда оно пришло Настя, не глядя кинула письмо в сумочку, так как была занята. Лишь вздохнула с успокоением: если мать пишет – значит жива. В мастерской ей привиделось, что статуя Гоголя глядит на нее с осуждением. Спустя полмесяца Насте приходит еще одна телеграмма из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Она смяла письмо и опять ощутила на себе осуждающий взгляд Гоголя. Настя поняла, что никто так сильно как родная мать ее не любил. В этот же день она отправилась в Заборье к матери.

Катерина Петровна не могла встать с кровати уже несколько дней. Манюшка несколько суток не сводила с нее глаз, постоянно была рядом с ней. Тихон принес какое-то письмо, после прочитал его Катерине Петровне: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за его добродушие и отвернулась к стенке, будто уснула.

Похоронили ее на другой день. На похоронах были старушки и ребята. Настя опоздала и приехала на два дня позже после похорон. Увидев, могилу матери, она всю ночь плакала в ее комнате. После чего скрытно покинула село, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не спросил.

Главные герои.

Катерина Петровна – одинокая пожилая женщина. Отец был художником. Есть дочь, которая, живет далеко и долго не приезжает к ней. Умирает, так и не, попрощавшись с дочерью.

Настя – дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем. Уже три года не навещает мать, но каждый месяц отсылает ей деньги.

Тихон – сторож, знал и помнил отца Катерины Петровны, поэтому помогал ей по дому, ухаживал за садом.

Манюшка – соседская девочка, всегда помогала Катерине Петровне готовить, убирать. Искренне поддерживала ее. В последние дни жизни Катерины Петровны была рядом.

Композиция.

Композиционно данное произведение можно разделитьна три части: в первой говорится о жизни одинокой Катерины Петровны в Заборье. Во второй части рассказывается о ее дочери Насте, живущей в Ленинграде, забыв о матери. В последней третьей заключительной части случается развязка этой печальной истории.

Вариант 2

«Телеграмма» — рассказ Константина Георгиевича Паустовского. Написан рассказ в 1946 году.

В произведении, автор обращается к вечной теме «Отцы и дети». Острая тема, которая близка всем цепляет всех читающих .

Структура рассказа

«Телеграмма» — это короткий рассказ, который можно поделить на пять основных сюжетных частей:

1. О матери

Знакомство с Катериной Петровной, старушкой живущей в деревне и имеющей одну, единственную дочь.

2. Дочка

Автор представляет читателю Настю и рассказывает про её работу.

3. Печальное известие

Отправка телеграммы о болезни Катерины Петровны. Правда, Катерина так и не получает настоящего ответа от Насти. На письмо от лица дочки ответил Тихон.

4. Трагичный исход

Настя приезжает к своей маме, но не находит её живой.

5. Результат

Настя много думает насчет своего поступка и сильно сожалеет.

Сюжет

Катерина Петровна проживает в глухой, далёкой от города деревне. Дом был построен ещё её дедушкой, очень талантливым художником. Катерина не отличается общительностью.

У неё нет  хороших связей с соседями, но её дочь  занимается необходимой  работой. Девушка  также поддерживает свою маму финансово.

Однажды Катерина Петровна узнаёт, что она неизлечимо  больна и мечтает увидеть дочь в последний раз, о чём и пишет с просьбой в телеграмме. Но Настя не воспринимает письмо серьезно  и уезжает после двух недель, когда понимает, что смерть матери уже близко.

Она при всём этом ещё и опоздала на похороны своей матери.

Герои

Всех героев в этом рассказе можно поделить на:

• главные герои: Катерина и Настя

• второстепенные лица: Тихон, соседка Манюшка и скульптор Тимофеев.

• Третий план: Почтарь, учительница, отец матери Насти, художник.

можно отметить образ скульптуры Гоголя, ведь он является совестью в сознании Насти. Автор позволяет узнать позицию автора в произведении через скульптуру.

Подробнее о главных персонажах

Катерина Петровна.

По словам Паустовского, воспитывали её  в приличной семье и находилась в окружении творческих личностей. Она была очень образованной и духовно развитой женщиной. Можно сделать вывод, что её род происходит из дворянской семьи.

В деревне она ни с кем не общается. У неё прекрасный дворянский гардероб одежды. Нельзя сказать, что у неё совсем нет контактов. Имеются и небезразличные личности в её жизни. Они навещают Катерину. Это:

  • Тихон
  • Девочка
  • почтальон.

Но конечно же, Катерина Петровна необходимо участия всего одного единственного  человека — своей дочки Насти. Настя присылает ей прижимистые телеграммы, отговариваясь тем, что она занята. А женщине, страшно  потревожить её отписками дочь.

И лишь один раз она всё же отправляет телеграмму первой. В тот день, когда понимала , что вот-вот умрёт.

Настя.

Она только познаёт мир, который её окружает. Она имеет множество, как и амбиций, так и иллюзий. Настя показывается очень мягкой, душевной и трепетной девушкой, но совсем не желает уделять матери внимание.

Заключение

Рассказ побуждает детей любить и уважать своих родителей, пока они ещё живы, чтобы не жалеть, когда будет поздно, как произошло с Настей. Не стоит быть эгоистичным и думать только о себе. Это не продуктивно и спустя время об этом будут только сожаления.

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Несколько интересных сочинений

  • Отзыв на комедию Недоросль Фонвизина

    Творение Фонвизина не развлекательное, а скорее, поучительное. Оно показывает, насколько разительными могут быть пробелы в воспитании людей, которые, казалось бы, в силу своего происхождения

  • Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика

    Одной из самых значимых тем в творчестве Толстого является тема чести и достоинства русского офицера. Характеристика Жеркова полностью помогли понять, почему русская армия одержала поражение в войне 1805-1807 годах.

  • История любви Мастера и Маргариты сочинение

    В романе Булгакова изящно сплетаются темы общества и религии, истории и творчества, возвышенности и повседневности. Любовная линия мастера и Маргариты делает произведение пронзительным и нежным.

  • Образ и характеристика Господина Н. из повести Ася Тургенева сочинение

    Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование. Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

Сочинение на тему Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

  • Рассказ телеграмма паустовский читать полностью бесплатно
  • Рассказ толстого акула краткое содержание
  • Рассказ сумка почтальона читать
  • Рассказ телеграмма паустовский читать краткое содержание
  • Рассказ толстого 4 класс читательский дневник