— Вот такая, стало быть, история. Недаром сказано: не родись красивым, а родись счастливым… Все, как у людей. — Петровна потуже затянула концы белого платочка.
Три года прожила она на стороне, при внуках. За это время перевелась вся ее деревенская живность. Огород так одичал, что потом едва отлопатила, от осота отбила. Сразу по приезде выскребла полы; словно гаданье, раскидала цветные половички, от соседей возвернула свою гераньку, та как и была — вся в алом цвету. Не утерпела, еще по дороге понюхала: ах ты, родненькая моя, пахнет-то как! Аж слеза навернулась. Проходивший мимо отец Василий заново освятил жилище, самолично зажег лампаду в святом углу.
Принялась жить…
Солнышко всходит да заходит, дни бегут, а заботы, окромя огорода, нету: ни тебе покормить кого, ни приголубить. Не привыкла так-то жить — пусторуко. Выйдет за порог, а во дворе — ни живой души.
И пошла Петровна по знакомым яичек поспрашивать, чтобы изнова квохтушек завести. Набрала ровно дюжину — из разных рук, с тем чтобы и у нее курочки стали разными. На дворе веселее, когда одна в крапушку, другая с хохолком, а иная — вся в рюшах. И чтоб петушок удачным оказался: хозяином на дворе был, не шастал по соседям. От него весь порядок в заводе. Ну, конечно, чтобы и на песню был дока. Особенно на раннюю Пасху. Любила она, когда небо в синих проталинах, теплынь, даже в дом не охота. Первая пчелка прямо из снежницы пьет. В соседней Покровке заутренний колокол эдак медово кладет поклоны. А петухи — как оглашенные! И ее тоже: крылами машет, старые перья от себя метет. Да как наддаст, наддаст — хоть подушкой накрывайся. Ведь толечко отгорланил, еще в ушах не улеглось, а он, переморгнув, уже заново гребень на спину закидывает, на цыпочки встает. Похоже, и петухи благовесту радуются.
Этакого певня и мнила себе Петровна: из дюжины-то яичек, кто-нибудь, Бог даст, кочетком да проклюнется.
Принесла из чулана решето, выстлала донце пеньковой куделью и, перекрестясь, бережно уложила яички на мяконькое, а под решето подсунула резиновую грелку с теплой водой. Все это гнездовье обвязала старенькой шалью и стала ждать. А чтобы не сбиться со счета, на самоварной лучине нанесла первую отметину. Одна мета — один день, а их двадцать одна полагается: ровно три недели.
Все прошла, все исполнила Петровна, как присоветовала покровская зоотехничка Вика Сергеевна. Ни одной ночи сполна не выспала, еще потемну вставала греть да наливать воду, а сами яички — на другой бок поворачивать. И в последний раз собралась было двадцать первую насечку сделать, а он, золотенький, возьми да и пикни: «Пинь!» — будто капля сронилась в пустое ведерко. Дескать: а вот и я! И пошло капать: пинь да пинь… К вечеру все до единого из скорлупок выломились. Поначалу Петровна даже растерялась: эвон, сколько и все хорошенькие! В золотой пушок одетые, глазки чернявенькие, с понятием, а пальчики уже с коготками. Стоит, голубчик, на лапках-крестиках, туда-сюда раскачивается да вдруг как припустится бежать, пока не запнется, не опрокинется через голову. Один туда побежит, другой — сюда. Петровна округлила их руками, чтоб не разбежались, а рук-то и не хватает. Была бы квохта-мама — та знает, что с ними делать: присядет, натопорщит перья, раскинет крылья и доверительно, журчащим голоском покличет погреться. Все мамы одинаковы — что цыплячьи, что щенячьи: последнее тепло готовы отдать. Но и еда тоже греет. Петровна поколупала заведомо приготовленное яичко, мелко искрошила его на тарелку и выставила угощенье на половичок. Однако цыплята не сразу поняли, что к чему, толпятся вокруг посудинки, некоторые попусту пробуют склевывать с ободка нарисованные незабудки. Тогда Петровна сжала кулак, выставила указательный палец и, совсем как настоящая курица, принялась стучать ногтем по тарелке. Малыши с любопытством глядели, что делала Петровна-мама, и вот один из них, самый понятливый, самый шустрый, мелькнув зачатками крылышек, взгромоздился на край тарелки, покачался-покачался, обретая равновесие, и, царапая коготками глянец поливы, съехал на попе в самый ворох яичного крошева. «Цып-цып!» — тоже доверительно, ласково звала Петровна, продолжая постукивать по тарелке. Поняв, что надо делать, первым заскочивший птичик тоже стукнул в край тарелки, но, догадавшись, откуда исходил манящий запах, наконец попал в желтую крошку и осторожно, закрыв глаза, проглотил свою первую добычу. «Ну что же вы?» — подбадривала Петровна остальных, все еще не сумевших одолеть приподнятую круговину тарелки. «Яичко свеженькое, сладенькое. Вон братец ваш уже по второму разу клюнул. Оно ведь так: кто смел, тот и за двоих съел. А то как же?». Но первое яичко не столько склевали, сколь на лапах по дорожке разнесли.
Через неделю они уже вовсю подбирали с разостланной во дворе газетки пшенную кашу — крутенькую, рассыпчатую, да еще норовили закусить и мухой, тут же нахально потиравшей лапки, или склевать пробегавшего по газете перепуганного муравьишку. Одним словом, стали потихоньку обвыкаться на белом свете и больше не прятались под Петровниной юбкой от пролетавшего воробья. А тот, что первым залез в тарелку, так непоседой и оставался, с каждым днем пуще прежнего. Еще не виделось особых примет, а Петровна как-то сама-собой определила, что этот-то непременно станет кочетом. На его подкрылках раньше, чем у других, заострились белые остинки, которые уже через несколько дней обнажили туго свернутые маховые перышки. Почувствовав на себе этакую обнову, шустрик возымел желание привстать на лапах и помахать еще не оперившимися подкрылками. Ветру, конечно, не получилось, но на однокашниц произвел должное впечатление, поскольку те все еще оставались в своих желтых пухлявых трико и пока еще махать им было нечем.
Имелся у Петровны и еще один кочеток на примете. Тельцем он был покрупнее остальных цыпляток и на ногах повыше. Но какой-то медлительный, вроде как не выспавшийся. Едва из-за тучек проглянет солнце, как он зажмуривается и замирает в млеющем забытьи, как бы про что-то думает. Усомнилась Петровна: здоров ли? Но вроде ничего, из рук вырывается упрямо, сильный такой. И вообще — предпочитал жить самолично. Петровна частенько не досчитывалась его, когда собирала выводок на ночлег, но он, негодный, даже не пикнет, не подаст голосу, что, мол, я тут, в дворовой мураве затерялся. Оперяться он не спешил, как бы не замечал своего ясельного костюмчика, теснившего в плечах и шаге. Он успел замарать себе лоб в цепкую вишенную смолу. К смоле прилипла одуванчиковая пушинка, и он выхаживал с ней, будто с бантиком, вовсе не замечая этого украшения.
А еще приметила Петровна, что он никогда не гонялся за мурашами, а только следовал за ними, разглядывал со своего высока. За все эти чудачества она назвала его Тепой: уж больно он какой-то неловкий, одним словом — недотепа.
К середине лета закурчавились Петровнины цыплята. Разоделись в свой веселый трикотаж: три курочки получились чернявенькие, три в мелкую серую смушку, а остальные выбрали себе мягкий каштановый цвет. Ну, прямо, красавицы! Правда, на маленьких аккуратных головках еще не было никаких украшений — ни гребешков, ни сережек, да и мини-хвостики едва проступали между полами молодых крыльев. Шустрик тоже принарядился: накинул на себя огнистый, расшитый позолотой, выпускной офицерский мундирчик. На ногах — желтые чешуйчатые сапожки с заострившимися шпорцами на пятах. На темечке пока еще ничего тоже не наросло, а только обозначился розовый галунчик, из которого потом, аж к третьему Спасу, возвысится бордовый зубчатый гребень, который положен лишь в генеральском чине.
Про себя Петровна называла разбитного петушка Магометкой, потому что яичко, из которого он объявился, подарил ей Магомет Сундуков, заезжий муж прежней заведующей здешним сельпо Зинки Теребневой. У них полон двор всяких кур и болтливых индюков. На птичьи окорочка они и дом построили, и машину купили. Магомет — человек, видать, знающий.
— На, дарю… — сказал Магомет, потерев яичко о свой волосатый, пухлый живот — Заводи на здоровье! Конкурентом будешь.
— Мне чтоб петушок получился.
— Будет тебе петух, — кивнул Сундуков. — Это яичко я на тарелке крутил. Все сошлось: петушком будет!
— И чтоб петь умел… — попросила Петровна.
— Веселый будет! — заверил Магомет. — Говорю тебе точно. Спать не даст!
И нос у петуха крючком получился — совсем, как у Магомета, припомнила Петровна. Вылитый Магометка.
На Тепе особенных обновок не появилось, немного оперились только крыльца, остальное все еще пребывало в первородном сквозном пушку, так что казалось, будто Тепа хаживал в одном распахнутом пиджаке, но без штанишек. Чудак, право!
Невесть кем сказано: большие дети — большие заботы.
Ну, казалось бы: одеты, накормлены — Петровна уже и хлебушка, и рубленой травки стала добавлять — чего же еще? А вот поди ж ты: начали выяснять отношения — кому первому клевать, а кому опосля. Магомет, завидев Тепу, прямо-таки из себя выходит. Едва тот к еде, как и он тут как тут, клювом замахивается. А еще курочки невеститься начали. Ну, не всерьез, конечно, а так, пококетничать малость. То павой пройдет на долгих ногах или тоненьким голоском затюрлюкает. От этого Магометка еще рьяней делается. Так и наскакивает, так и намекает: «Пойдем, выйдем…». Конечно, Тепа, будучи повесомей и повыше на крепких ногах, мог бы и сдачи дать. Но юные прелестницы пока еще его не занимали, не пришел черед, и он уединялся в дворовых зарослях просвирника и спорышевой муравки.
Как-то раз Петровна даже изловила Магомета и, удерживая его за бока, принялась подразнивать им Тепу, чтобы тот, осерчав, в конце концов, набросился бы на своего соперника. Она рассчитывала, что если Тепа задаст Магометке трепку и почувствует над ним свое превосходство, то таким способом утвердится в правах хозяина курятника. Но глупый Тепа не понимал, чего от него хотят, и не стал клевать затиснутого Магометку в голое темечко, а только пятился назад и удивленно, на высокой ноте спрашивал: «Что такое? Что такое?»
Зато Магометка, хватая воздух когтистыми лапами и взъерошив свою золотистую манишку, улучил-таки момент и так сильно, с вывертом стукнул Тепу в самую маковку, что в клюве его осталось несколько выщипнутых перьев.
— Что такое!? — еще больше удивился Тепа, потрясая головой.
…А между тем Тепа тоже наконец определился в своем одеянии. Сюртучок на нем выперился отменный — перышко к перышку. Если перышко имело темную окантовку, то следующее, перекрывавшее его перо — обязательно с белой торочкой. И так все — с верху до низу — и плечи, и спинка, и бриджики: пометка темная — следом пометка белая, темное — белое. А вместе — приятная тонкая рябость, как у крупной кольчатой вязки, И ничего лишнего, один только многозубый пунцовый гребень, будто замшевый гвардейский берет, свободно опадавший на правый глаз, с оранжевым отрешенным зраком.
Заходила соседка, любовалась Тепой:
— Вот бы такую породу завести. Какой красавец!
— Да ить как заведешь? — пожаловалась Петровна. — Своих подружек никак не замечает. Вот вижу, нравится он курочкам. Они и так около него, и эдак… А он, дурной, все растет, никак не остановится. Только недавно в перо оделся. Нет в нем петушиного гонора. Я дак и голоса его не слыхала. Другие петушки уже пробуют кукарекать. Первое коленце кое-как возьмет, а на втором — осекнется — учится. А этот, как немтырь. Может, к нему все еще придет, да когда — уж скоро зазимки? А Магометка, идол, в чем только душа? — такой натурный, совсем этого заневолил. Не то, что к курице — к еде не подпускает. Я и так — посажу его на колени да тайком с ладони кормлю. Дак Магомет, ежели увидит, сразу подскакивает и норовит меня ущипнуть: дескать, не смей на него зерно тратить, мне лучше отдай! Вишь, синяки на ногах — его работа.
— А я бы, девка, так сделала, — посоветовала соседка. — Вот днями Успенье будет, возьми да и свари петушиную лапшицу. Да и меня на петушатинку пригласи.
— Да жалко, — не одобрила Петровна. — Птица же. Она ведь без понятия…
— Как же без понятия! Это мое! И твое — тоже мое!
— Ну что поделаешь? У них так заведено. С людей пример берут…
— А я бы живо такому башку оттяпала. И вся тебе морока… — упорствовала соседка. — Ведь им все одно вместе не жить.
— Как можно? Я же их от самого яичка лелеяла.
— Ну тогда к Парфенихе сходи, — засмеялась соседка. — Попроси какого-нибудь приворота. Чтоб от кур не воротило.
— Да ну тебя! — отстранилась Петровна. — Смеешься, что ли?
— Ну тогда живьем продай.
— Кому продашь? Это ж надо в город ехать. А как от огорода поедешь — картошку скоро копать. Ладно, пусть пока бегает…
Свозить Магомета на городской рынок долго не получалось. А потом навалилась картошка. Это сколько же надобно почертоломить лопатой, пока перевернешь вверх дном эти пятнадцать соток. Под конец и спина столбняком возьмется, десять раз ойкнешь, пока последнюю картошину с земли подберешь. Копает Петровна, а сама все по небесам шарится, не копятся ли тучи, не заходит ли невзгода? А ты, говорят, не жадничай, сажай поменьше. Дак как же поменьше, ежели тут вся твоя жисть. Пенсию выглядать — шею свихнешь. А денежки кажин Божий миг нужны. Без копейки и охнуть боязно. Иной пуздырек растирки дороже ведра картошки. А на Петровне всяких болестей, что кужучек на чулках. А под запись уже никто ничего не дает. Это прежде бывало: придешь в сельпо и говоришь Зинке: запиши пару селедок под яички. Ладно бы брать картошку под соху — споро и неуморно: утром начали — к вечеру того же дня пошабашили. Еще девочкой была, лошадкой выпахивали. Тихо, без грохоту, без керосину, разве что конь хвостом свистнет, когда мухи одолеют. В сухую погоду картошка так и катится на обе стороны из-под лемехов. Да где ее теперь найдешь, эту сошку, разве что в музее. Да и конь ныне редок, всех со свету посживали: дескать даром корм ест. Перешли на трактора. А тракторов наделали — выше избы росту. Где ж ему, такому дуралею, к примеру, на Петровнином огороде разъезжать? То смородинный кустик своими галошами сотого размера притопчет, то сарайку заденет, аж из-под крыши ласточкины гнезда попадают.
Картошку выкопать — еще не вся забота. Ведь и потом ей надо лад дать: от лишней земли избавить, на ветерке просушить, в погреб перетащить да и там с ведрами — вниз — вверх, вниз — вверх. На все — руки-руки нужны. А их запасных-то и нетути. Какие достались — кривые, с шишками на суставах, с черноземным маникюром. Поднесет Петровна пальцы ко рту, дует на них ветром, а они от ведерных дужек полымем горят, аж слезы за пазуху ручьем бегут.
С картошкой до самого Воздвиженья проваландалась, до самого дня, когда все ползучие гады на зиму в кучу сползаются, лезут во всякие щели, в погреба, ежели не заперто…
Уж и утренние росы калеными стали, мокрая юбка аж до обеда сохнет, а она все ведрами бренькает.
Перевернутая земля для птицы полна поживы: червяк ли, поздний кузнечик, а то забытый переспелый огурец весело до семечек раздолбать. Радуется Петровна: пусть куры вдоволь набегаются, вот, раздождится, еще взаперти насидятся. И только Тепа все один да в стороне.
И надумал он себе занятие: Петровну с картошкой до погреба провожать. Она во двор, и он за ней. Иногда наперед забежит, первым вышагивает, вроде как дорогу кажет. «Ты бы взял у меня ведерко да пособил, — горестно усмехалась Петровна. — Ах, недотепа ты мой!» И жестко утверждалась: «Вот досыплю закром и повезу Магомета на базар. Дадут рубль — за рубль отдам, не стану упираться».
Завсегда после уборки огорода Петровна надолго выбывала из строя. И когда у сына в Тюмени жила. И на этот раз не минуло…Уложил ее этот распроклятый ревматизм. Страсть, как ноги выкручивает. Привязался к ней еще с артельных бураков. Ну да какие хворости, какое лежанье? Водицы принести надо? Надо! Хоть один раз за пару ден. Печку истопить тоже надо: уже иней под забором на полдня ложится, пар изо рта валит. Куда ж еще: Покров на дворе! Зима — вот она.
Да забыла помянуть, что два раза за день, утром и вечером, в сарайке курам сыпануть обсевков надобно. А еще забота — изловить Тепу, занести в сени и там отдельно от всех покормить бедолагу. Совсем извелся в приживалах, даже полегчал чуть ли не вполовину. Заметила Петровна, что Тепу не пускают на общий насест, где куры, прижимаясь друг к дружке, коротают долгие и уже лютоватые ночи. А среди них Магомет — как «фон-барон», пристроился в самом теплом месте, нос за пазухой, в рыжей манишке греет.
Взяла Петровна молоток, ножовку и, несмотря на хвори, соорудила Тепе отдельную, свою собственную засидку — в уголке, подальше от коллективного насеста, чтобы сверху не падал на него помет.
В ту лихую ночь Петровна коротала на печи, на старой, вытертой кухлянке — грела ноги. Ночь пала студеная, метельная: трещала матица, взахлеб выло в печи, секло ледяной дробью в запушенные окна. Петровна почему-то вспомнила из дальнего далека, что нынче Кузьминки, которые считались куриным днем. На обед варили кочета во щах, звали на похлебку родственников. А накануне приглашали батюшку, окропить насест, чтобы яички в доме не переводились. Вспомнилась и давняя прибалачка:
Восседайте, гости, кругом,
Полепнее друг ко другу:
Будет петушатинка,
А попу — курятинка.
— Нынче бы, в куриный день Магометке наверняка не поздоровилось бы. За его злую шкоду и неправедность, — на печи вершила свой суд Петровна.
А еще за обедом возбронялось грызть мослы и хрустеть куриными костями — будто бы дурная примета.
А над крышей все скрипела с тонким подвывом старая ветла, и, тревожно слушая ее, Петровна боялась, что не сдюжит она — падет и напрочь разбросает трубу.
viperson.ru
8
1 ответ:
0
0
то лето я снимал комнату в маленьком деревянном домике тёти Оли. Однажды она решила посадить цветы и попросила меня разрыхлить землю на клумбе. Работая лопатой, я поинтересовался: почему моя хозяйка никогда не украшает клумбу маками, ведь это такие красивые цветы. Тётя Оля ответила, что считает мак не цветком, а овощем, который сеют на грядке, вместе с луком и огурцами. Цветёт он дня два — «пыхнул и сразу сгорел» — а потом его некрасивая маковка весь вид портит.
Несмотря на мнение хозяйки, я «всё-таки сыпанул щепотку мака на самую середину клумбы». Большую часть ростков мака тётя Оля выполола, оставила только три цветка в угоду хорошему жильцу.
Затем я уехал по делам и вернулся через две недели. Тётя Оля угостила меня домашним квасом, который так любил её сын Алексей — лётчик, погибший во время войны. Портрет юноши в лётной форме висел в моей комнате.
Клумба тем временем расцвела. Её украшали яркие цветы, а в центре полыхали маки.
Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. ‹…› Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!
Прочая «цветочная аристократия» померкла рядом с ними.
Два дня пламенели маки, а на третий день отцвели. Тётя Оля задумалась: раньше она не замечала, что короткое, но яркое цветение маков похоже на иную человеческую жизнь. Я вспомнил, что её сын Алексей погиб, спикировав в своём маленьком истребителе-«ястребке» на тяжёлый фашистский бомбардировщик.
Переехав на другой конец города, я изредка навещал тётю Олю. Мы пили чай за столиком под кустом жасмина, а рядом полыхала клумба, усеянная маками. Одни цветки уже осыпались, а другие ещё только поднимали тугие бутоны, «чтобы не дать погаснуть живому огню».
Читайте также
Февральскую революцию 1917 года поэт встретил восторженно, что, впрочем, вскоре сменилось разочарованием. Он участвовал в многочисленных митингах, собраниях и совещаниях деятелей искусств, выступал с чтением стихов, писал статьи. Но все это казалось ему топтанием на месте, и ощущение того, что революция только начинается, не покидало его. В августе была задумана «Мистерия-буфф», в которой современные события должны были развернуться в объемную картину мироздания.
В октябрьские дни 1917 вопроса о том, принимать или не принимать большевиков, для Маяковского не было. «Моя революция», — признается он впоследствии в автобиографии. И все его поступки в октябрьские дни совершались под знаком огромной радости: наконец-то! 25 октября (7 ноября) он был в Смольном, видел Ленина. Все это потом он описал в поэме «Владимир Ильич Ленин». В «Газете футуристов», которая начала выходить в марте 1918, Маяковский написал «Приказ по армии искусства».
В нем, в частности, были такие слова:
«Никому не дано знать, какими огромными солнцами будет освещена жизнь грядущего. Может быть, художники в стоцветные радуги превратят серую пыль городов, может быть, с кряжей гор неумолимо будет звучать громовая музыка превращенных в флейты вулканов, может быть, волны океанов заставим перебирать сети протянутых из Европы в Америку струн. Одно для нас ясно — первая страница новейшей истории искусств открыта нами».
И поэтому — «На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!».
Революцию Маяковский воспринял прежде всего как возможность дать поэзии подобающее место в действительности, то есть сделать так, чтобы вся до самых основ потрясенная жизнь прониклась поэзией. Слишком значительным было для поэта то, что происходило в его душе — а значит, во вселенной — и отстаивалось словом. Допустить, что цель адского по напряжению поэтического труда состоит в услаждении салонных критикесс, что поэзия принадлежит кружку избранных, он просто не мог
Как читали книги люди Древней Руси
<span>В Киевской Руси, как и в Византии, книги писали на пергаменте. Пергаментом дорожили, его берегли. </span>
<span>Исписанные пергаментные листы сшивались и переплетались в деревянные доски (отсюда выражение: «прочитать книгу от доски до доски») . У особо важных книг деревянный переплет обтягивался кожей или покрывался драгоценным окладом из серебра и золота. Например, напрестольные Евангелия-апракос или княжеские любимые книги. Общеизвестным образцом последнего является оклад Мстиславова евангелия начала XII века – шедевр ювелирного искусства. С XI по XIV век сохранилось 708 харатейных книг, то есть писаных на пергаменте. </span>
<span>Простые люди на пергаменте не писали, а использовали бересту – доступный писчий материал. На бересту книг, конечно, не переписывали, зато на бытовом поприще, мы помним, использовали очень широко. </span>
<span>Пергаментные книги стоили безмерно дорого. Например, известно, что один князь заплатил за «Молитвенник» , книгу не такую уж большую по объему, 8 гривен кун, а село купил за 50 гривен кун. Приобретать и читать книги могли только богатые люди, вернее очень богатые: князья, бояре, архиереи, посадники – то есть высшая городская элита. Книги привозили на продажу из Византии или из балканских православных стран. Но зачастую переписывались по заказу в самой Киевской Руси. Заказчики книг не жалели средств для их украшения: великолепные миниатюры, затейливые инициалы и изысканные заставки – все это расписывалось золотом и киноварью. Их также переплетали в драгоценные оклады. </span>
Его вина в том что он на железной дороге открутил гайку, которая прикрепляет рельсы к шпалам. Он сделал это для того, чтобы изготовить из гайки грузило для рыбы. Для этого были несколько причин ,и одна из них бедность:»Свинец на дороге не найдешь,купить надо, а гвоздик не годится».
Ответ:
Объяснение:
9 ГЛАВА
На следующее утро Шариков исчез, захватив с собой бутылку рябиновой из буфета и перчатки доктора Борменталя. Швондер уверял, что он ещё и занял у него семь рублей – якобы, на покупку учебников. Человек с собачьим сердцем отсутствовал три дня, а потом вернулся на грузовике и сообщил, что «поступил на должность». Шариков показал бумагу, из которой явствовало: он назначен «заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее)». От Полиграфа страшно несло кошачьим запахом. Он объяснил, что вчера весь день душил котов, которые пойдут на «польты» пролетариям. Через два дня Шариков привёл с собой молодую особу. Он намеревался поселиться с ней в квартире Преображенского, а Борменталя настаивал выселить. Но когда профессор рассказал барышне историю происхождения её жениха от жившего в подворотне пса, та расплакалась и ушла. Ещё через пару дней один из пациентов Преображенского, работник следственных органов, предупредил: Шариков при помощи Швондера составил донос. В нём профессор характеризовался, как «контрреволюционер и явный меньшевик», который приказал спалить в печке книгу Энгельса. Преображенский и Борменталь потребовали, чтобы Полиграф немедленно съехал с квартиры. Но Шариков показал шиш и попытался вынуть из кармана револьвер. Борменталь отчаянным броском повалил его на кушетку. Филипп Филиппович бросился помогать ассистенту…
ЭПИЛОГ
Дней через десять в квартиру Преображенского явились работники уголовной милиции и Швондер. Они собирались расследовать дело по подозрению в убийстве завподотдела очистки Шарикова, который с того самого рокового дня не появлялся на службе. Удивлённый профессор разъяснил: Шариков не человек, а собака, жертва неудачного медицинского опыта. Как раз в этот момент из кабинета Филиппа Филипповича выскочил странный пёс с багровым шрамом на лбу. Шерсть росла на нём лишь местами. Собака становилась то на две, то на четыре лапы, а под конец уселась в кресле. Преображенский растолковал милиционерам, что оперированный им пёс принял человеческий облик лишь на время, а потом стал постепенно возвращаться к прежнему состоянию. Милиционеры ушли. Профессор вернулся к своим привычным медицинским занятиям. Пёс Шарик лежал рядом на ковре и радовался, что окончательно утвердился в сытой и тёплой квартире Филиппа Филипповича.
Нижняя картинка:
Хозяин этой прекрасной комнаты — богат.
На самом деле он — отличный рыбак, и прекрасный человек. Зовут его Егором. Да, просто — Егором!
Егор ловит рыбу зимой, весной, летом и осенью, да так много ловит, что каждый покупатель желает купить рыбы, что Егор поймал!
Рыба у этого Егора — самая вкусная, качественная и большая.
<span>Но кроме рыболовства он ещё и отличный художник, за что он тоже доход получает. О том, что Егор — талантливый художник, можно определить по тем красивым картинам на стенах его дома.</span>
Автомобиль
В данном рассказе два главных героя: Мишка и рассказчик. Два друга давно хотели покататься на машине, но их никто не брал Читать далее
Белый гусь
Белый гусь был весьма важной птицей. Двигался он степенно, словно предварительно обдумывал каждый шаг. Никогда не бегал. Даже по самой грязной дороге мог пройти, не запачкав ни одного пёрышк Читать далее
Варька
В рассказе Евгения Носова «Варька» идёт речь о школьнице, которую зовут Варька. Она все летние каникулы проводит на колхозном птичнике и помогает в выращивании уток Читать далее
Весёлая семейка
Паровая машина, которую сделали Мишка и Колька, взорвалась. Мишка обжег горячим паром руку. Мама нанесла ему на руку мазь, а потом выбросила в мусор паровую машину. Читать далее
Витя Малеев в школе и дома
1951 год. Николай Носов пишет повесть о младших подростках «Витя Малеев в школе и дома». Суть сюжета текста для детей в том, что главный герой – Витя в каждой главе переживает приключения Читать далее
Дневник Коли Синицына
В этом произведении говорится о мальчишке по имени Коля, который был старательным и любопытным ребенком. Летом, когда занятия в школе уже закончились, мальчик завел дневник. Читать далее
Дружок
Два мальчика едут на дачу к тете. Они не хотят с матерью рано возвращаться домой и уговаривают ее оставить их у тети. Собака тети вывела 6 щенят. Ребята решили одного с собой забрать. Положив его в чемодан мальчики едут домой на поезде. Читать далее
Живая шляпа
Чудная история про двух озорных мальчишек, которые поверили в чудеса. Два друга Вадик и Вовка как-то сидели дома у Вадика и раскрашивали картину. Читать далее
Живое пламя
В этом рассказе сам автор как будто снимает комнату у пожилой женщины. В комнате, которвя отведена для жильца, висит фотография молодого человека в костюме летчика. Хозяйка спрашивает — не помешает ли портрет жильцу Читать далее
Замазка
Однажды, подготавливая рамы к наступлению зимы, стекольщик замазывал трещины на окне. Как только он ушел, два мальчика — Шура и Костя, отскоблили замазку и стали лепить из нее разных животных Читать далее
Заплатка
У мальчишки по имени Бобка были любимые штаны. Он ими гордился очень, перед ребятами хвастался, называл солдатскими, потому что они были защитной расцветки. Больше ни у кого во дворе таких штанов не было Читать далее
Затейники
Петя и Валя любят придумывать различные игры, они считают себя большими затейниками. Однажды они прочитали сказку про трёх поросят, и стали играть Читать далее
Клякса
В этой истории основным персонажем был школьник Федя. Обожал мальчишка веселить своих одноклассников, особенно предпочитал это делать на занятиях. Читать далее
Красное вино победы
В произведение автор показывает конец страшной и долгой войны, сравнивая ее с праздником. Радуются не только люди, но и природа. Ведь именно весной с ее оживлением приходит весть о скорой победе. Читать далее
Кукла
Рассказ заставляет задуматься о жестокости и равнодушии людей, о причинах, по которы ребенок повзрослев становится деспотичным и бездушным. Читать далее
Метро
Однажды двое детей и их мать отправились в гости к тете в Москву. Тетя и мама детей наказали ребятам сидеть дома и смотреть старый альбом с фотографиями, а сами отправились гулять по магазинам. Читать далее
Милиционер
Алика всегда пугали милиционерами, и он стал их бояться. Однажды с Аликом случилась беда: он заблудился и даже не понял, как это получилось. Он вышел во двор, к соседнему дому, на улицу, а потом уже не мог найти дорогу домой. Читать далее
Мишкина каша
Главные герои рассказа – ребята Коля и Миша. Мама Коли вынуждена уехать на пару дней. Она считает, что ее сын уже взрослый, а потому его можно оставить дома одного. Надо ценить чужое время и труд. Читать далее
На горке
Весь день ребятишки сооружали во дворе снежную горку. Полив её обильно водой, побежали пообедать. Котька Чижов им не помогал, только наблюдал из окна за происходящим. Но кататься ему хотелось, поэтому, когда все ушли, выскочил на улицу Читать далее
Незнайка в Солнечном городе
Малыш-коротыш Незнайка жил в Цветочном городе и дружил с малышкой Кнопочкой. Они любили вместе мечтать на сказочные темы. Сам того не подозревая, Незнайка совершил три добрых поступка Читать далее
Незнайка на Луне
Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь. Читать далее
Огородники
Повествование ведется от лица рассказчика, который в составе дружной команды мальчишек прибыл в пионерский лагерь. Вожатый по имени Витя оповестил их, что всем будут выделены участки для огорода Читать далее
Огурцы
Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой. Посетили их плохие мысли. Читать далее
Приключения Незнайки и его друзей
Сказка Николая Носова повествует о маленьком чудесном городке, который населяют крохотные человечки. Из-за своего маленького роста они получили ласковое название — коротышки Читать далее
Приключения Толи Клюквина
Толя Клюквин ученик четвертого класса. Мальчик очень добрый и общительный, поэтому у него много друзей. Однажды после школы Толя решает сходить в гости к своему хорошему другу, чтобы вместе поиграть в шахматы. Читать далее
Радуга
Повествование о десятилетнем Евсейке и его вере в чудеса. В начале рассказа один из главных персонажей в поздний час прибывает на станцию железной дороги в поисках человека, доставившего бы его до расположенной неподалеку деревни. Читать далее
Ступеньки
Маленький мальчик в детском садике обучился счёту, детей научили считать до десяти. И вот Петя радостный идёт из садика домой, его переполняет гордость, что он умеет считать Читать далее
Телефон
Эта история написана от лица главного героя – мальчика лет восьми. Герой рассказывает, как однажды они со сверстником Мишкой оказались в игрушечном магазине. Там они увидели замечательную вещь – игрушечный телефон Читать далее
Три охотника
Произведение Николая Носова Три охотника является весёлым рассказом. В рассказе задействованы три персонажа, охотника: дядя Кузьма, дядя Федя, дядя, дядя Ваня. Прогуливаясь по лесу они решили отдохнуть Читать далее
Тридцать зёрен
Всю ночь шёл снег, покрывая ветви. От тяжести мокрого снега они согнулись, а ударивший мороз сделал снег твёрдым, застывшим. Он так крепко держался на ветвях, словно засахаренная вата. Читать далее
Трудный хлеб
В начале рассказа Е. Носова Трудный хлеб представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край. Читать далее
Фантазеры
Рассказ Евгения Носова Фантазеры я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. Читать далее
Федина задача
В произведении «Федина задача», созданном советским писателем Николаем Николаевичем Носовым, повествуется о том, как не надо делать важные дела. Читать далее
Шумит луговая овсяница
Летом, когда вовсю шел сенокос, на берегах Десны разрастался временный стан косарей. Каждая семья строили небольшие балаганы, и был общий казан на всех. Был здесь и шалашик Анфиски Читать далее
Родился знаменитый писатель в 1925 году. Он работал в жанре реализма.
Мальчик рос в рабочей семье в Курской области, он непосредственно еще с малых лет принимал участие во всех производственных делах своей семьи.
Носов интересуется математическими науками и мечтает о специальности инженера. Но не судьба было мальчику осуществить свои планы, потому что началась Великая Отечественная война, он заканчивает всего восемь лет школьного образования.
Носов на фронте в Германии принимает участие в боевых действиях в феврале 1945 года. А День Победы встречает в военном госпитале г.Серпухов.
Закончилась война и молодой человек получает среднее образование. После этого он едет в Казахстан и свои трудовые дни проводит в издании «Семиреченская правда», он работает художником-оформителем и литературным сотрудником и параллельно создает свои произведения.
Работает над собственным творчеством, которое представлено прозаическими произведениями.
Проходит немного времени парень возвращается на родину и работает в молодежных изданиях. Он начинает публиковать свои расказы «Кукла», « На рыбачей тропе», «Радуга».
Произведения Носова всегда затрагивают деревенскую и военную тематику и довольно часто печатаются в современных изданиях того времени. Писатель становится членом Союза писателей.
За свою жизнь он написал огромное количество сборников, которые включают в себя рассказы, новеллы, повести.
На его произведениях ставятся спектакли, самой популярной является повесть «Усвятские шлемоносцы». Сергей Никоненко снимает свой фильм «Цыганское счастье», который основан на мотивах некоторых новелл.
Е.И. Носов пишет не только произведения для взрослых, он достаточно большое внимание уделяет детям. Именно эти рассказы особенно полюбились читателям.
Писатель умирает в возрасте семидесяти семи лет, его хоронят на Родине в Курске. Ему присвоено звание героя Советского Союза.
Урок внеклассного чтения в 6 классе
«Не родись красивым…»
( по рассказу Е.Носова «Тёпа»)
Цели урока: показать мастерство писателя в
создании образов;
выявить причины
неприятия Петровны и Тёпы окружающими;
раскрыть авторское
отношение к героям через их описание;
вызвать чувство
сострадания главному герою
Оборудование: текст рассказа, слайды,
кроссворд, словарик к рассказу «Тёпа»
Методы: выразительное чтение, чтение наизусть,
аналитическая беседа
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. За свою
многовековую историю народ накопил огромный жизненный опыт. Чтобы предостеречь будущее
поколение от ошибок, народ воплотил этот опыт в мудрые изречения, пословицы и
поговорки, сказки и другие жанры устного народного творчества.
Вот, например, пословица: «Не родись красивым,
а родись счастливым». Какая народная мудрость воплощена в ней? Как вы понимаете
значение этой пословицы?
-Что важнее, по-вашему: красота или счастье?
-Что вы включаете в понятие слова СЧАСТЬЕ?
(благополучие, деньги, богатство, понимание,
здоровье, мир, любовь)
-А разве красота мешает быть счастливым?
На этот философский вопрос мы будем отвечать
на нашем уроке.
2.Этой пословицей начинает свой рассказ
писатель Евгений Носов, наш современник, который очень тонко чувствует и точно
передаёт в своих произведениях все стороны человеческого бытия, помогая
читателю лучше понять себя, помогая разобраться в окружающем мире.
3.Рассказ называется «Тёпа». Можно ли, не
читая рассказ, сказать, о чём пойдёт речь? Кто такой или что такое Тёпа? Что
означает это слово?
В толковом словаре нет такого слова. А какое
есть?
— Что означает слово недотёпа?
Приставка недо…означает неполноту,
недостаточность по сравнению с какой-нибудь нормой, действие выполнено ниже
нормы.
— Какие слова с этой приставкой вы можете
назвать? (недовесок, недоработка, недогрузка, недодача, недоимка, недомолвка,
недосмотр, недостаток, недоучка, недоумок, недотрога). Все эти слова
эмоционально окрашены. Как?
( отрицательно, неодобрительно)
Уж очень не нравится это слово
Петровне-героине рассказа, и она убирает первую часть слова и оставляет только
ласковое «тёпа».
А если ещё и фонетически перестроить слово,
допустив небольшую неточность, то получится Петя, петушок.
Значит, речь пойдёт о петушке, не об одном, а
сразу о двух: о Тёпе и Магометке.
Знакомство с ними начинается ещё до того, как
они появились на свет. Петровна, оказавшись дома без дела, хочет быть кому-то
нужной, полезной. Обратимся к тексту. Прочитаем отрывок, где говорится о
желании Петровны завести курочек.
4.Чтение отрывка учителем.
Из 12 вылупившихся цыплят двоих выделила
Петровна – будущих петушков.
Чем они выделялись, отличались от остальных.
Чтение 2 отрывков – описаний подготовленными
учениками.
-Как характеризует их Петровна?( Шустрик,
непоседа – тёпа, недотёпа)
Проходит какое-то время и её питомцы из
пушистых комочков превратились в настоящих красавиц и красавцев.
Вот какими они предстают перед нами. (чтение
наизусть отрывков о Тёпе и о Магометке).
— Можно ли по этим описаниям понять авторское
отношение к молодым петушкам? На чьей стороне симпатии автора?
-Какие ключевые слова помогают понять это
отношение?
Магомет представлен как генерал, Тёпа как
богатырь.
-А кто ближе Петровне?( Петровне, как и
всякому русскому человеку, считавшему это Тёпино оперение чисто народным, он
ближе. А цвет золота – цвет богатства-чужд).
В фольклоре петух борец со злом. Он и в огне
не горит и в воде не тонет. Он победитель.
Но не только из-за оперения Петровне больше
нравится Тёпа.
— А из-за чего ещё? В чём особенность Тёпы?
Он не хочет быть как все. И поэтому его не
принимают остальные. Он чужой, в отличие от Магометки. Как оказывается чужой и
сама Петровна. И имена у них с Тёпой схожи. И характерами они похожи. О ней
автор рассказывает в начале рассказа.
5.Чтение отрывка, где рассказывается о ней.
Петровна та же Тёпа. Она выглядит человеком не
от мира сего, она не научилась жить по-новому. Этот мир не принимает её. Ценит
она в жизни красоту, любовь, праздник души. И вот эта её душевная чистота, непрактичность,
наивность создаёт неразрешимые проблемы. Проблемы с детьми, проблемы с
Магометкой и Тёпой. Она не нужна детям и внукам, как не нужна и своим цыплятам.
Одному Тёпе нужна, но из-за болезни своей она не сумела ему помочь в трудную
минуту.
-Каков конец рассказа?
Чтение отрывка-конца рассказа?
-Почему так случилось? Кто виноват в
случившемся?
-Справедлив ли, по-вашему, конец рассказа?
-Что нужно было сделать, чтобы Тёпа остался
жив?
И возвращаясь к началу рассказа, к пословице
«Не родись красивым…», давайте ответим на вопрос, поставленный в начале.
6. д/з мини-сочинение: Есть ли Тёпы среди
нас? Нужны ли Тёпы в нашей жизни?
- Краткие содержания
- Носов Евгений
Краткое содержание рассказов Евгения Носова
- Белый гусь
- Варька
- Живое пламя
- Красное вино победы
- Кукла
- Лоскутное одеяло
- Радуга
- Тридцать зёрен
- Трудный хлеб
- Усвятские шлемоносцы
Е.И. Носов – советский и русский писатель, автор более двух десятков книг. Отмечен рядом наград как за военные, так и за литературные заслуги. Творчество относится к «деревенской прозе» и возникшему после войны новому литературному течению «окопная правда».
Иногда Е. Носова путают с другим выдающимся детским писателем Н. Носовым, написавшим известную всем серию приключений Незнайки. Тем не менее его книги будут легко воспринимаемы и более юными читателями благодаря простому и понятному изложению.
Практически все произведения писателя посвящены современным деревенским жителям, периодически в повествованиях появляются военные эпизоды. Героями Носова являются обычные люди, события будничны, но они определяют человеческие судьбы. Сюжет раскрывается постепенно, перерастая в более глубокое осмысление жизни человека и роли Родины в его судьбе. Поразительное мастерство, опыт, широкий кругозор писателя настолько богаты, что позволяют ему с легкостью изображать как деревенскую трудовую обыденность, так и городские будни, а еще – печальное отступление армии летом 1941 года и народ, массово поднимающийся на противостояние врагу.
Важнейшими произведениями в творчестве писателя являются сборник «Тридцать зерен» (1961), повесть «Усвятские шлемоносцы» (1977), сборник «Красное вино победы» (1971).
Кинематограф также не обошел своим вниманием произведения Е.И. Носова. По мотивам его рассказов и повестей были сняты 4 кинофильма, среди которых наибольшую популярность завоевала картина «Родник». В основу сюжета этого фильма легла история, описываемая в событиях повести «Усвятские шлемоносцы».
Рассказы Носова для читательского дневника
7 произведений
Рассказы Носова для читательского дневника – это неотъемлемая часть школьной программы в удобном формате. Произведения детского писателя учат добру, смелости, честности, их знают взрослые и дети. В этой категории вы найдёте рассказы Николая Носова для читательского дневника, которые школьники могут использовать на уроках литературы. Своеобразная шпаргалка помогает запоминать сюжет произведений, стимулируя умственную деятельность и творческие навыки. С помощью читательских дневников ребята без труда перескажут поучительные рассказы Николая Носова.
-
Витя Малеев в школе и дома
Николай Носов
Краткое содержание повести «Витя Малеев в школе и дома» показывает дружбу двух мальчиков, которых сплотила общая беда. Они получили «двойки» за четверть. Как Витя и Костя смогут выйти из сложившегося положения — рассказывается в произведении.
-
Заплатка
Николай Носов
Краткое содержание рассказа Николая Носова «Заплатка» демонстрирует, как важно проявлять самостоятельность и настойчивость даже в юном возрасте. Так мальчик порвал свои любимые брюки и пришил сам, пусть и не с первого раза…
-
Живая шляпа
Николай Носов
Краткое содержание рассказа «Живая шляпа» показывает, какие жуткие картины способно рисовать наше воображение. На своем примере в этом убеждаются два товарища, Вовка и Вадик. Когда они остаются одни, на пол неожиданно падает…
-
Фантазеры
Николай Носов
Поучительные и в то же время простые идеи писателя немногословно переданы в кратком содержании рассказа «Фантазёры» для читательского дневника.
-
Мишкина Каша
Николай Носов
Краткое содержание рассказа «Мишкина каша» начинается с того, что к рассказчику истории на дачу приезжает друг Мишка. Колина мама объявляет юным друзьям, что оставит их вдвоем на два дня потому, что у нее дела в городе…
-
Затейники
Николай Носов
Краткое содержание произведения «Затейники» для читательского дневника представляет в красках, какие шутки с нами способно разыграть наше воображение. В этом на собственном опыте убеждаются брат с сестрой, когда остаются дома одни
-
Приключения Незнайки и его друзей
Николай Носов
Краткое содержание «Приключений Незнайки и его друзей» показывает проказливого коротышку, который обижает девочек. Однажды он отправляется в полет на воздушном шаре и едва не гибнет. Его спасают жительницы Зеленого города…
Урок внеклассного чтения в 6 классе
«Не родись красивым…»
( по рассказу Е.Носова «Тёпа»)
Цели урока: показать мастерство писателя в создании образов;
выявить причины неприятия Петровны и Тёпы окружающими;
раскрыть авторское отношение к героям через их описание;
вызвать чувство сострадания главному герою
Оборудование: текст рассказа, слайды, кроссворд, словарик к рассказу «Тёпа»
Методы: выразительное чтение, чтение наизусть, аналитическая беседа
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. За свою многовековую историю народ накопил огромный жизненный опыт. Чтобы предостеречь будущее поколение от ошибок, народ воплотил этот опыт в мудрые изречения, пословицы и поговорки, сказки и другие жанры устного народного творчества.
Вот, например, пословица: «Не родись красивым, а родись счастливым». Какая народная мудрость воплощена в ней? Как вы понимаете значение этой пословицы?
-Что важнее, по-вашему: красота или счастье?
-Что вы включаете в понятие слова СЧАСТЬЕ?
(благополучие, деньги, богатство, понимание, здоровье, мир, любовь)
-А разве красота мешает быть счастливым?
На этот философский вопрос мы будем отвечать на нашем уроке.
2.Этой пословицей начинает свой рассказ писатель Евгений Носов, наш современник, который очень тонко чувствует и точно передаёт в своих произведениях все стороны человеческого бытия, помогая читателю лучше понять себя, помогая разобраться в окружающем мире.
3.Рассказ называется «Тёпа». Можно ли, не читая рассказ, сказать, о чём пойдёт речь? Кто такой или что такое Тёпа? Что означает это слово?
В толковом словаре нет такого слова. А какое есть?
— Что означает слово недотёпа?
Приставка недо…означает неполноту, недостаточность по сравнению с какой-нибудь нормой, действие выполнено ниже нормы.
— Какие слова с этой приставкой вы можете назвать? (недовесок, недоработка, недогрузка, недодача, недоимка, недомолвка, недосмотр, недостаток, недоучка, недоумок, недотрога). Все эти слова эмоционально окрашены. Как?
( отрицательно, неодобрительно)
Уж очень не нравится это слово Петровне-героине рассказа, и она убирает первую часть слова и оставляет только ласковое «тёпа».
А если ещё и фонетически перестроить слово, допустив небольшую неточность, то получится Петя, петушок.
Значит, речь пойдёт о петушке, не об одном, а сразу о двух: о Тёпе и Магометке.
Знакомство с ними начинается ещё до того, как они появились на свет. Петровна, оказавшись дома без дела, хочет быть кому-то нужной, полезной. Обратимся к тексту. Прочитаем отрывок, где говорится о желании Петровны завести курочек.
4.Чтение отрывка учителем.
Из 12 вылупившихся цыплят двоих выделила Петровна — будущих петушков.
Чем они выделялись, отличались от остальных.
Чтение 2 отрывков — описаний подготовленными учениками.
-Как характеризует их Петровна?( Шустрик, непоседа — тёпа, недотёпа)
Проходит какое-то время и её питомцы из пушистых комочков превратились в настоящих красавиц и красавцев.
Вот какими они предстают перед нами. (чтение наизусть отрывков о Тёпе и о Магометке).
— Можно ли по этим описаниям понять авторское отношение к молодым петушкам? На чьей стороне симпатии автора?
-Какие ключевые слова помогают понять это отношение?
Магомет представлен как генерал, Тёпа как богатырь.
-А кто ближе Петровне?( Петровне, как и всякому русскому человеку, считавшему это Тёпино оперение чисто народным, он ближе. А цвет золота — цвет богатства-чужд).
В фольклоре петух борец со злом. Он и в огне не горит и в воде не тонет. Он победитель.
Но не только из-за оперения Петровне больше нравится Тёпа.
— А из-за чего ещё? В чём особенность Тёпы?
Он не хочет быть как все. И поэтому его не принимают остальные. Он чужой, в отличие от Магометки. Как оказывается чужой и сама Петровна. И имена у них с Тёпой схожи. И характерами они похожи. О ней автор рассказывает в начале рассказа.
5.Чтение отрывка, где рассказывается о ней.
Петровна та же Тёпа. Она выглядит человеком не от мира сего, она не научилась жить по-новому. Этот мир не принимает её. Ценит она в жизни красоту, любовь, праздник души. И вот эта её душевная чистота, непрактичность, наивность создаёт неразрешимые проблемы. Проблемы с детьми, проблемы с Магометкой и Тёпой. Она не нужна детям и внукам, как не нужна и своим цыплятам. Одному Тёпе нужна, но из-за болезни своей она не сумела ему помочь в трудную минуту.
-Каков конец рассказа?
Чтение отрывка-конца рассказа?
-Почему так случилось? Кто виноват в случившемся?
-Справедлив ли, по-вашему, конец рассказа?
-Что нужно было сделать, чтобы Тёпа остался жив?
И возвращаясь к началу рассказа, к пословице «Не родись красивым…», давайте ответим на вопрос, поставленный в начале.
6. д/з мини-сочинение: Есть ли Тёпы среди нас? Нужны ли Тёпы в нашей жизни?