Рассказ тихонова где вода там жизнь

Где вода — там и жизнь

Человеку нужен дом, пища, одежда, огонь, вода — это главные
условия существования. Дом можно построить из бревен, если рядом лес, сложить из
камня или из кирпича, вылепленного из глины и высушенного на солнце, как это еще
четыре с половиной тысячи лет назад делали шумеры, или просто, как самые древние
люди, найти пещеру и жить в ней. Без одежды вовсе можно обойтись, когда на улице
тепло, так ходили многие простые жители Древнего Египта. Одежду можно сшить из
шкур убитых на охоте зверей, соткать полотно из волокон растений (хлопка,
льна) и завернуться в него или же связать из козьей шерсти. Пропитание можно
добыть на охоте, выловить в море, реке, сорвать с дерева, собрать в лесу,
выкопать из почвы, вырастить в поле и на огороде. Огонь в полевых условиях
получают, высекая искру из обломков кремня или трением друг о друга сухих
кусочков дерева, как это умели еще первобытные люди.

Но откуда взять воду, если ее нет? Если нет рядом реки, озера, родника,
тогда погибает всякая жизнь. И на охоту тогда уже не пойдешь, и в поле ничего не
вырастишь, не говоря уж о том, что если нет водоема, рыбы не добудешь. Но и
полное рыбы, крабов, моллюсков соленое море не спасет человека, потому что для питья ему нужна вода пресная. Всего три дня может прожить человек без
пресной воды, и он сам больше чем на 80% состоит из нее. Получается, вода для
жизни — самое главное. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самые древние
цивилизации человечества возникли на берегах великих рек. Египет — на Ниле,
Шумерское царство — в долине рек Тигра и Евфрата, древнеиндийские государства —
на Инде, древнекитайское царство Инь — на Хуанхэ. Но возникли они не сразу, ведь
и первобытные люди охотно селились возле рек, а государств не создали. Первые
государства появились лишь тогда, когда человек научился возделывать землю и
пользоваться выращенными плодами. Вот тогда возле великих рек и зазеленели
первые поля, были собраны первые урожаи, там же на тучных лугах паслись первые
стада одомашненных животных, и человек смог построить настоящий надежный дом —
защиту от непогоды и врагов, и не надо было уже никуда идти, потому что все
самое необходимое можно было получить трудом, не покидая надолго родимых
надежных стен. Цивилизация Древнего Египта считается большинством
ученых-историков самой древней. Ее возраст более четырех с половиной
тысячелетий. Так говорят камни египетских пирамид — самых древних строений
человечества, сохранившихся на земле до наших дней. Величественные и безмолвные
свидетели тысячелетий, до сих пор они высятся средь бескрайних песков выжженной солнцем безводной пустыни. Безводной? А
как же тогда быть с главным условием жизни?

Да очень просто — пирамиды строились не для живых. Египетская пирамида — это
дом, крепость, целый маленький мир умершего владыки, но мертвым вода не нужна.
Вот и стоит каменная твердыня в горячих песках, где почти нет места жизни. А
селились первые жители первого государства по берегам большой, полноводной
реки.

Поделитесь этой записью или добавьте в закладки

   

Полезные публикации

  • » Пятигорские шубы отличное сочетан
  • » Золотое кольцо — тур по сокровища
  • » Безличностная мудрость фольклора
  • » Модные тенденции шуб 2016 года
  • » Энциклопедия «Человек — происхожд
  • » Энциклопедия «Занимательная истор
  • » Имбирь и здоровье
  • » Несколько советов для тех, кто по
  • » ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (на базе 11
  • » Программы для поступающих в вузы.
  • » Советы для школьников: как правил
  • » Сборник задач по математике
  • » Походы Александра Македонского
  • » Экономика, политика, общество. Но
  • » КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
  • » Читать дальше…

  1. Прочитай  текст.

          Где  вода, там жизнь. Можно жить на суше, а кормиться в воде. Длинноногая  цапля  так и поступает. Каждый  день прилетает на реку ловить лягушек. Уж  совсем безногий, но отличный  пловец. Зелёные  квакушки  боятся  его, как огня. Зимородок – заядлый  рыболов. Ему  без  воды  не  прожить. Бурная  оляпка – настоящий  водолаз. Не  плавает. Не  ныряет, а ходит  по  речному  льду, как  по  бережку, и собирает  мелкую  живность. Даже  в  холодной  воде не замерзает. Кипит  жизнь на суше и в воде.

  1. Выбери  наиболее подходящий  заголовок  к тексту.

Как  хорошо жить в воде!

Жизнь  в  воде и на  суше.

 Про оляпку и других.

  1. Запиши, о каких животных идёт  речь в тексте.—————————————————————————————————————————————————————————————
  1. Почему  автор  называет оляпку  «настоящим водолазом»? Выпиши  ответ  из текста.————————————————————————————————————————————-
  2. Запиши, как называет  автор  зимородка.———————————————————————
  1. Кто изображён  на иллюстрациях? Сделай  подписи.

 

———————————     ———————————   ————————   —————————-

  1. Опираясь  на  содержание текста, вставь  пропущенные  слова так, чтобы  предложения  имели смысл.
  1. Прилетает  на  реку_______________  цапля.
  2. Ходит  по  речному  дну _________________ оляпка.
  3. Зелёные  квакушки  бояться _________________  ужа.
  4. Ловит  рыб __________________ зимородок.

Ф. И._______________________________ дата_______________________

Ф. И.___________________________________  дата___________________

1.Прочитай  текст.

     Сидел  Мишка под липою. Липа в цвету, мёдом  пахнет. И – хлоп! Ласточкино  гнездо  упало  на  голову. А в гнезде – птенчики.

    — Мишка! – просят ласточки. Не  погуби  наших детушек. Посиди, покуда  у  птенцов крылья  вырастут.

    Что  делать? Сидит  Мишка – днём и ночью  сидит.

     Все  звери  прибегали посмотреть на чудака с гнездом на голове. Птицы  тоже  со  всего  леса слетелись, кормили  Мишку, поили.

  Пришёл  счастливый  день. Вылетели молодые  ласточки  из  гнезда. Тут  Мишка  разогнул  спину. Домой побрёл.

 Птицы  его  провожали. Всё  небо закрыли, чтоб тенёчек  был. Какое  спасибо  Мишке  не  скажи – всё  мало.

2. Каким показывает автор Мишку? Запиши.————————————————————————-

3. Запиши, как ты понимаешь  смысл  предложения: Какое  спасибо  Мишке не скажи – всё  мало.—————————————————————————————————————————————

4. Выбери  наиболее подходящий  заголовок к тексту.

Гнездо на голове.

Терпеливый  Мишка.

Мишка  под  липой.

5.Соедини  слова  с  рисунками их обозначающими.

                                      Разогнул          Согнул

                                  

6. Выпиши из  текста, как  благодарили  Мишку  жители  леса за  его  поступок.————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

7. Определи  с  помощью  цифр последовательность событий, описанных  в тексте.

Ласточкино  гнездо  упало ему  на голову.

Птицы  его  провожали.

Вылетели  молодые  ласточки  из  гнезда.

Все  звери прибегали посмотреть на чудака с гнездом на голове.

Ф.И.__________________________________  дата_______________________________

1. Прочитай  текст.

       Поссориться  двум  сорокам  ничего не стоит. Одна найдёт  какую-нибудь  вкуснятину, а вторая – к ней. Добычи  обеим  хватит, но сороки – белобоки  обязательно  поссорятся. На  крик  прилетит  ещё с десяток. Быстро  всё  съедят, а двум  сварливым  подружкам  ничего  не  оставят. Сороки  очень  любопытны. Что  бы  в  лесу  не  случилось, без  длиннохвостых  дело  не  обходится. Обязательно  начнут  трещать и всех переполошат. Попробуйте остаться  в  лесу  незаметным. Ничего у вас не получится.  Сороки мигом весть разнесут, что в лесу чужие. Попрячутся  белки и зайцы, уйдут  в  норки  мышки. Сорочий  язык  все  понимают.

2. Запиши, о ком  рассказывает  автор в тексте.—————————————————————-

3. Запиши. Как автор называет  сорок, которые  ссорятся.——————————-. Выпиши  предложение, подтверждающее твой  ответ——————————————————————————————————————————————————————————————————-

4. Опираясь на содержание текста ответь на вопрос: сороки (какие?)————————————————————————————————————————————————————————

5. Отметь иллюстрацию с изображением  сороки.

                              

6. Верно  ли  утверждение, что сороки  предупреждают  жителей  леса о лесных  опасностях. Докажи  свой  ответ  словами  из  текста.————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

7. Расставь  знаки  препинания. Спиши.

Бабушка оставила на открытом  окне  очки очки исчезли где очки кто их мог взять это сорока утащила очки  она  всё  блестящее и сверкающее  любит.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Ф. И.__________________________________ дата____________________________

1. Прочитай  текст.

       Широко раскинулось глубокое  лесное  озеро с прозрачной  чистой  водой. Восходит  над  лесом  и озерцом солнце.

        На  яркий, осыпанный  росинками – алмазами  расписной  ковёр  похожи  берега  пустынного  озера. Над болотными  кочками, заросшими  мхом, багульником и голубикой, стоят  редкие  сосны.

        Тихо  утром в  глухом  лесу.  Изредка пропищит  синичка, начнёт  долбить  дерево  дятел.

        Ещё  на  рассвете  вылетел  глухарь. Ходит у  самой  воды, выбирает и клюёт крепкие  круглые  камешки. Камешки нужны  глухарям, чтобы  перемалывать, перетирать  в  зобах  грубую  зимнюю пищу. Всю  долгую  зиму будет глухарь  питаться  колючей  и  жёсткой пищей.

        Ходит  по гальке  глухарь, выбирает  крепкие  камешки. Не  шелохнётся  прозрачное  озеро. Выше и выше поднимается  над  лесом  солнце.

2.  Запиши, с  чем  сравнивает  автор  берега  пустынного  озера. ———————————————————————————————————————————————————————————

3. Выбери  наиболее подходящий  заголовок  к  тексту

Глухарь  на  прогулке.

У лесного  озера.

Таинственная  природа.

4. Зачем  глухарь  клюёт  крепкие  круглые  камешки? Выпиши  ответ  из  текста.——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

5. Опираясь  на  текст,  подпиши  названия  растений.

                             

—————————                —————————                   ——————————

6. Используя  содержание  текста, вставь  пропущенные  слова в  предложения.

  1. Зимой  глухарь  питается_______________________  .
  2. Утром  в  лесу  можно  услышать  писк ____________________ , удары__________________  по дереву.
  3. Большие  кочки  на  болотах  заросли  ________________________ , _____________________  и ________________________ .

Ф.И.__________________________________  дата________________________

  Прочитай  текст.

                                                         Первая  рыбка.

           Юра  жил  в  большой  дружной  семье. Все  в  этой  семье  работали. Только  один Юра  не  работал. Ему  всего  пять лет было.

          Один  раз  поехала  Юрина  семья рыбу ловить и уху  варить. Много  рыбы  поймали  и  всю  бабушке  отдали. Юра  тоже  одну  рыбку поймал. Ерша.  И  тоже бабушке  отдал  для  ухи.

          Сварила  бабушка  уху. Вся  семья на берегу  вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

 — Оттого  наша  уха  вкусна, что Юра  большущего  ерша  поймал.

— Потому  наша  уха  жирна  да  навариста, что ершище  жирней  сома.

        А  Юра  хоть и  маленький  был, а понимал, что  взрослые  шутят.  Но  всё  равно  радовался, что в большой  семейной  ухе  была  и  его  маленькая  рыбка.

  1. Какова  основная  мысль текста.———————————————————————————————————————————————————————-
  1. Определи  последовательность  пунктов  плана.

Юрина  радость.

Вкусная  уха.

Дружная  семья.

Рыбалка

  1. Составь  из  каждой  группы  слов предложения. В словах  поставь  ударение.
  1. В,  любой,  уху, рыбак, кладёт, первую,  рыбку. ————————————————————————————————————————————————————————————
  2. Костре, уха, вкусной, на, получается, всегда.—————————————————————————————————————————————————————————————
  1. Запиши  полным  ответом.
  1. Какую  рыбку  поймал  Юра?—————————————————————————————————————————————————————————————————-
  2. Что  сделал  Юра  со  своей  первой  рыбкой?———————————————————————————————————————————————————————————
  1. Попиши  иллюстрацию  словами  из  текста.

                                 



Выполнял (а)
работу____________________________________2 класс 20…..г.

1.Прочитай текст.

Синица.

         В саду с
ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше воробья.
Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это
птица-синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

        
Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие
портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь пополам, а внутри червячок. Вот
этих-то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов.
Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.

2.С
какой птицей сравнивает автор синицу?_________________________

3.Заполни
таблицу, используя слова текста.

О
птице

Какая?

Спинка

Грудка

Головка

4.Как
в народе называют синицу?

_______________________________________________________________

5.Какой
вред приносят садам жучки, червячки и гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.

Выполнял (а) 
работу________________________________________2 класс

1.Прочитай текст.

      Где вода, там жизнь. Можно жить на
суше, а кормиться в воде. Длинноногая цапля так и поступает. Каждый день
прилетает на реку ловить лягушек. Уж совсем безногий, но отличный пловец.
Зелёные квакушки боятся его, как огня. Зимородок – заядлый рыболов. Ему без
воды не прожить. Бурная оляпка – настоящий водолаз. Не плавает, не ныряет, а
ходит по речному дну, как по бережку, и собирает мелкую живность. Даже в
холодной воде не замерзает. Кипит жизнь на суше и в воде.

(
А.Тихонов)

2.Выбери наиболее
подходящий заголовок к тексту.

□ Как хорошо жить
в воде!

□ Жизнь в воде и
на суше.

□ Про оляпку и
других.

3.Запиши, о каких
животных идёт речь в тексте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Почему автор
называет оляпку «настоящим водолазом»? Найди и подчеркни ответ в тексте.

5.Запиши, как
называет автор зимородка.

_________________________________________________________________

6.Опираясь на содержание текста,
вставь пропущенные буквы в слова, чтобы предложения имели смысл.

а) Прилетает на
реку

н

н

а

я

цапля.

б) Ходит по
речному дну

р

а

я

оляпка.

в)  Зелёные
квакушки боятся

г

о

г

о

ужа.

г) Ловит рыб

я

й

зимородок.

Выполнял (а) 
работу________________________________________2 класс

1.Прочитай текст.

Аисты
и лягушки.

      Поспорила
Лягушка с Аистом:

—  Кто красивее?

—  Я! – уверенно
сказал Аист. – Посмотри, какие у меня красивые ноги!

—  Зато у меня их
четыре, а у тебя только две! – возразила Лягушка.

 — Да, у меня
только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!

—  А я квакать
умею, а ты нет!

—  А я летаю, а ты
только прыгаешь!

—  Летаешь, а
нырять не умеешь!

—  А у меня есть
клюв!

—  Подумаешь,
клюв! На что он нужен?!

—  А вот на что! –
рассердился Аист и  …..проглотил Лягушку.

      Не зря
говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

(С.Михалков)

2.Запиши
участников диалога.

__________________________

__________________________

3.Выпиши из текста
вопросительное предложение.

__________________________________________________________________________

4.Вставь
пропущенные буквы, используя проверочные слова. Раздели текст на предложения.
Запиши.

Аисты  свили 
гн__здо  на  крыше  дома скоро  по___вились  птенцы  каждое утро аисты 
л__тали  на  болото  в  клювах  они  прн__сили  лягушек.

Проверочные слова:
появится, полёт, гнёздышко, птенчик, носит.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнял (а) 
работу________________________________________2 класс

1.Прочитай текст.

      Вот речка –
широкая, спокойная.

      Костя уселся
на песке, насадил на крючок червяка, закинул удочку. Поплавок плавно
покачивался на тихой воде.

       Долго сидел
Костя на берегу. Он глядел на поплавок, на круглые длинные камышинки, что
торчали из воды, как длинные зелёные карандаши. Рыба ходила стайками,
поблёскивая белыми боками, но Костиного червячка не брала. Костя бросал крючок
близко к берегу, а рыбки плавали, изгибая зелёные спинки, и будто дразнили
Костю.

     А скоро к
берегу подошли тётеньки и начали полоскать бельё. Поплавок подпрыгивал на
волнах, разбегались круги. Костя выдёргивал крючок, а рыбки не было.

2.Выбери наиболее
подходящий заголовок к тексту.

□ Неудачная
рыбалка.

□ На речке.

□ Полоскание
белья.

3.Подчеркни
пропущенные буквы. Запиши слова, противоположные по значению.

     нас(а/о)дил
______________________

     х(а/о)дила 
_______________________

4.Запиши, с  чем 
сравнивает  автор длинные  камышинки.

______________________________________________________________________

5.Разгадай
кроссворд, опираясь на содержание текста.

1.На него Костя
насадил червяка.

2.На нём сидел
Костя.

3.Его полоскали в
реке тётеньки.

4. Они ходили
стайками. Поблёскивая белыми боками.

5.Они торчали из
воды.

6.Он покачивался
на воде.

1

2

3

4

5

6

Выполнял (а)
работу ____________________________________________2 класс

1.      Прочитай
текст.

      Солнечный зимний день. Лёгкий мороз.
Солнечные лучи падают на покрытый скат крыши. Под снегом образуется талая вода,
она стекает по скату крыши и достигает её края. Там и начинают расти сосульки.

      Как растёт сосулька? Вот с края
крыши начинает стекать крупная водяная капля. Она не может сразу оторваться и
полететь вниз. На пути встречаются препятствия. Капля замерзает, теперь с края
крыши свешивается надёжно примёрзший к нему кусочек льда. Следующая капля
быстро стекает по уже замёрзшей капле к самой нижней точке. Новая капля, как и
предыдущая, замерзает, так и не оторвавшись от крыши. Такова же судьба и
последующих капель. Все они последовательно намерзают одна на другую. В
результате чего и образуется сосулька.

                                                  (По
материалам энциклопедии для детей)

2.      Озаглавь
текст вопросительным предложением. Запиши.

___________________________________________________________________

3.      Вставь
пропущенные буквы. Запиши проверочные слова. Во всех словах поставь ударение.

нам__рзают 
под  снегом _____________________

талая 
в__да  ________________________________

4.      Из
данных слов составь и запиши предложение

свисают, 
домов, большие, весной, крыш, сосульки, с

5.      Запиши,
в какое время года можно наблюдать рост сосулек.

___________________________________________________________________

Выполнял
(а) работу _________________________________________2 класс 20_____г.

1.      Прочитай
текст.

     Широко раскинулось
глубокое лесное озеро с прозрачной чистой водой. Восходит над лесом и озерцом
солнце.

     На яркий, осыпанный
росинками – алмазами  расписной ковёр похожи берега пустынного озера. Над
болотными кочками, заросшими мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

    Тихо утром в глухом
лесу. Изредка пропищит синичка, начнёт долбить дерево дятел.

    Ещё на рассвете
вылетел глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.
Камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю
пищу.  Всю долгую зиму будет глухарь питаться колючей и жёсткой пищей.

   Ходит по гальке
глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнётся прозрачное озеро. Выше и выше
поднимается над лесом солнце.

2.      Запиши,
с чем автор сравнивает берега пустынного озера.

________________________________________________________________

3.      Выбери
наиболее подходящий заголовок к тексту.

□ Глухарь на прогулке.

□ У лесного озера.

□ Таинственная природа.

           4. 
Зачем глухарь клюёт крепкие круглые камешки? Найди и подчеркни ответ

                в
тексте.

          
5.Вставь пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах
.

а) лес,  л__сничий, 
л__сное,  л__сок

б) вода,  водный, 
в__дяной,  в__дица

в) зима,  зимняя, 
з__мовать,  з__мушка

6.Вставь
пропущенные буквы в слова, используя текст, чтобы  предложения   имели смысл
.

Зимой
глухарь питается

е

Утром
в лесу можно услышать писк

с

Выполнял (а)
работу____________________________________2 класс 20…..г.

1.Почитай текст.

         Грызуны –
это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на
протяжении всей жизни. С помощью своих острых зубов животные разгрызают пищу,
выкапывают в земле норы и гнёзда.  Бобры могут перегрызать даже деревья, из
которых они строят речные плотины для своих жилищ.

        В число
двух тысяч грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой
грызун в Южной Америке – капибара, или воздушная свинья. Она похожа на
гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом
свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая
мышь. Её длина всего около семи сантиметров.

2.Выпиши из
предложенных заголовков наиболее полно отражающий содержание текста

«Грызуны», «Самый большой
грызун», «Бобры и мыши».

___________________________________________________________

3.Подчеркни
названия животных, которые относятся к грызунам

Белка, рысь, лиса,
рысь, мышь, волк, бобр.

4.Подбери и запиши
слова-антонимы

          острые —
__________________

          передние
— _________________

         
маленький — _________________

5.Найди в
предложении грамматическую основу

Бобры перегрызают
даже деревья.

Выполнял (а)
работу____________________________________2 класс 20…..г.

1.Прочитай текст. Придумай заголовок и
запиши.

                          
_______________________________________

         Бактерии
– это мельчайшие живые существа, которые невозможно увидеть невооружённым
глазом. Это одна из простейших форм жизни. Бактерии больше похожи на растения,
чем на животных. Они имеют разную форму: цилиндрическую, спиралевидную или
шарообразную.

        
Существуют тысячи видов бактерий. Огромное количество бактерий можно найти
повсюду, куда ни посмотри. Многие бактерии обитают в почве. Некоторые бактерии
живут внутри нашего тела – они помогают нам переваривать пищу.

        
Большинство бактерий совершенно безвредны, но некоторые вызывают инфекции.
Попадание некоторых бактерий в организм человека несут опасность. Такие
бактерии называют микробами. Для борьбы с микробами используют специальные
лекарства.

2.Сколько в тексте
абзацев? Запиши
________________.

3.В каком абзаце
говорится о микробах? Запиши. 
В____абзаце.

4.Какова главная
тема текста?

_____________________________________________________________

5.Дополни
недостающие пункты плана.

  
1.__________________________________________________________

  
2.__________________________________________________________

   3.Борьба с
микробами.

 6.Закончи
предложение.

    Для борьбы с
микробами используют ___________________________

   
____________________________________________________________

  7.Заполни
таблицу, используя слова текста.

Вопрос

Ответ

Кто
такие бактерии?

 _______________________________

________________________________

________________________________

Какую
форму имеют бактерии?

 ________________________________

_________________________________

Где
живёт наибольшее количество бактерий?

Как
называются бактерии, которые вызывают инфекцию?

 9.Объясни, как
ты понимаешь выражение «Совершенно безвредны».

   
_______________________________________________________________

   
_______________________________________________________________

 10.Подбери к
словам синонимы:

     обитают —
______________________

     мельчайшие —
___________________

     шарообразный
— _________________

11. Вставь
пропущенную безударную гласную. Подчеркни грамматическую   основу предложения.

     Некоторые
бактерии передв_гаются с помощью усиков.

Выполнял (а)  работу _____________________________________2
класс 20______г.

1.      Прочитай
текст

    В  тёмном  еловом 
лесу  с  утра  до позднего  вечера  хлопочут  проворные  белки.  То  заберутся 
на  вершину  высокой  ели,  то  перемахнут  с  сучка  на  сучок,  то  вниз 
головой  спускаются  на  землю  собирать  грибы.

    На  еловом  сучке 
белки  развесили  сушить  красноголовые  подосиновики,  тонконогие  маленькие 
опёнки.  В  лесных  кладовых  спрятали  вкусные  орехи.

    Поздней  осенью 
переменят  белки  свои  рыжие  платьица  на  серые  зимние  шубки.

    В  вершинах  густых 
ёлок  устроены  у  белок  тёплые  гнёзда.  В  этих  гнёздах  белки 
воспитывают  и  кормят  своих  маленьких  бельчат,  зимою  спасаются  от 
лютых  морозов  и  холодных  ветров.

    Самый  весёлый, 
самый  проворный  и  хлопотливый  зверёк  в  наших  лесах – шустрая  белка.

2.      Из
предложенных  слов выпиши те, которые характеризуют белку:  весёлая, 
трусливая,  шустрая,  жадная,  проворная,  хлопотливая,  злая.

Белка
(какая?)_________________________________________________________

                        
_________________________________________________________

3.      Озаглавь
текст и запиши____
____________________________________________

4.      Подчеркни 
пропущенные  буквы. Определи  границы  предложений.  Спиши.  В  первом  и 
втором  предложениях  подчеркни  подлежащее и  сказуемое.

     Построила  гн (и
,е)здо  белка  гн (и, е)здо  тёплое  получилось  рядом  кл (а, о)довую 
устроила  гр (и, е)бов  и  орехов  в  кл (а, о)довую  нат (а,о)скала  не 
страшно теперь  з (и, е)мовать!

Выполнял(а)
работу ________________________________________2 класс 20_____г.

1.Прочитай
текст.

                                                   
Ответ.

         Пристал
однажды маленький Цыплёнок к большому Петуху:

       — Почему у
аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие?

       — Отстань!

       — Почему у
зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету?

       — Не
приставай!

       — Почему у
котёнка красивая шёрстка, а у меня какой-то противный жёлтый пух?

       — Отвяжись!

       — Почему
щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем никакого хвостика?

       — Замолчи!

       — Почему у
козлёнка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету?

       — Прекрати!
Отстань! – не на шутку рассердился Петух.

       — Всё
отстань …отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы,

         а ты нет?
– пропищал Цыплёнок.

       — Потому
что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! – серьёзно ответил

         Петух.

         И это
была чистая правда.

                                                                          
(С.Михалков)

2.
Определи главную мысль текста.

______________________________________________________________________

3. Запиши
участников диалога.

1)
_________________________

2)__________________________

4.
Подчеркни названия животных, с которыми сравнивает себя цыплёнок.

Корова, аист,
заяц, лошадь, щенок, медведь, козлёнок

5. Вставь
пропущенные буквы. Запиши из данных слов предложение. Подчеркни

   
грамматическую основу.

умный,   ц .
плёнку,  ничего,  п . тух,  з . вистливому,  не ответил

_________________________________________________________________________

 6.
Разгадай кроссворд, используя слова из текста

1. Клюв (какой?)

2. Шёрстка
(какая?)

3. Ноги (какие?)

4. Пух (какой?)

1

2

3

4

7. Допиши
данные предложения словами из текста.

Красивая шёрстка у
_____________________________.

Есть рожки у ___________________________.

Длинные уши у
________________________.

Ноги совсем
маленькие, противный жёлтый пух, нету ушей и даже плохоньких рожек у
____________________________________.

Длинный клюв и
предлинные ноги у _____________________.

Умеет вертеть
хвостиком_____________________________.

8. Запиши,
почему большой петух не стал отвечать на вопросы маленького цыплёнка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнял(а)  работу  
_____________________________4 класс, ___________20_____ г.

1.      Прочитай
текст.

 В зелёном  русском  лесу
вряд ли есть дерево живописнее клёна. Красивы широкие лапчатые листья клёна,
гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина. Обычно растёт клён
рядом с другими деревьями – берёзой, осиной, дубом, ольхой. Крепки и туги кленовые
ветви. Точно пружины гнутся они под рукой.

        Весёлый зелёный
клён любит солнечный яркий свет. Лучами солнца освещена его вершина.

        Клёны сажают в
городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов.

Особенно красивы клёны ранней
осенью. В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые кленовые листочки.
Что-то праздничное, весёлое есть в этом дереве, украшающем наши леса.

        Далеко
разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит по полям и лугам ветер.
Там, где упадёт на удобное место крылатое семечко, вырастает на другой год
молодой тоненький живой кленок.

                                                                                
(И.Соколов-Микитов)

2. Определи главную тему
текста.

_____________________________________________________________________

3.Определи тип речи:
повествование, описание, рассуждение.

_____________________________________________________________________

4.Запиши, с чем автор
сравнивает ветви клёна?

_____________________________________________________________________

5.Вставь слова, используя
текст, чтобы предложения имели смысл.

   Клён любит
_____________________свет.  В лучах солнца ________________

_______________________________________________кленовые
листочки.

6.Вставь пропущенные
буквы. Определи границы предложений. Выпиши четвёртое предложение. Подчеркни в
нём грамматическую основу

     В смешанных л__сах
растут лтственные и хвойные д  __ревья среди лиственных д__ревьев отл__чаются
б__рёзы они б__лоствольные  клёны и дубы отл__чаются св__ими резными листьями.

7. К выделенным словам
подбери и запиши синонимы.

живописные
клёны — ___________________

блистают листочки
— ___________________

удобное
место — ________________________

8. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Глагол

зелень

разлетаются

пружинный

9. Ответь на вопросы,
используя текст. Ответы запиши в клеточки.

Какие семена у клёна?

к

ы

е

Какие листья у клёна?

п

ы

е

Как называют молодое
деревце клёна?

о

к

Выполнял (а) работу_________________________________4
класс   20_____г.

1.      Прочитай
текст.

         Сахар – это
сладкий на вкус пищевой продукт. Он входит в состав мороженого, конфет и
фруктовых вод. Кристаллы сахара мы добавляем в кашу, кофе или чай. Сахар
снабжает наш организм энергией, причём быстрее. Чем любая другая пища. Но надо
помнить, что неумеренное употребление сахара может привести к разрушению зубов.

        Сахар содержит
углерод, водород и кислород. Различное сочетание групп атомов образуют
различные виды сахара. Сахар, который мы употребляем в пищу, называют
сахарозой.

        Любое зелёное
растение производит сахар. Тот сахар, который мы используем в пищу, получают из
двух растений: сахарного тростника и сахарной свёклы. Сахарный тростник – это
овощ, толстый корень которого богат сахаром.

2.      Какова
главная тема текста?

____________________________________________________________________

3.      Заполни
таблицу

                     
Вопрос

              
Ответ

Какой
продукт, содержащий углерод, водород и кислород,  имеет сладкий вкус?

Что
образует сочетание групп атомов?

Чем
сахар «снабжает наш организм?

4.      Вставь
слова из текста так, чтобы предложения имели смысл.

Любое
_______________растение производит ____________.  Сахар, употребляемый нами в
пищу, называется ________________.

5.      Подбери
и запиши к словам антонимы

быстрее —
_____________________________________________

богатый —
_____________________________________________

разрушить — ___________________________________________

добавить —
____________________________________________

толстый —
_____________________________________________

дать —
________________________________________________

6.      Вставь
пропущенные буквы. Выпиши второе и пятое предложения. Подчеркни в них
грамматические основы.

    Наступила  в_сна. 
Колхозники  зас_яли  п_ля  с_менами свёклы.  Вскоре по_явились  з_лёные 
ростки. Всё  лето люди  ухаживали  за  растениями.  Осенью  они  собрали 
богатый  ур_жай  сахарной  свёклы.  Много  получится  сахару!

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.      Образуй
и запиши из данных слов словосочетания  прилагательное + существительное

гигант, трава
________________________________________________________

сахар, пудра 
________________________________________________________

сладость, каша 
______________________________________________________

фрукт, мороженое
___________________________________________________

8.      Найди
и выдели в таблице слова
   кристалл, сахар,
сахароза, тростник, атом

й

ц

у

к

е

н

г

в

а

п

с

с

я

к

ц

к

р

и

с

т

а

л

л

у

а

к

а

а

п

р

л

д

с

а

л

в

а

х

н

н

м

с

а

х

а

р

т

ю

н

т

а

р

м

н

с

к

р

т

г

о

б

о

б

р

м

р

в

ч

ш

л

ю

я

м

а

л

с

о

и

о

д

ь

б

э

ъ

е

к

с

и

г

з

г

л

т

р

о

с

т

н

и

к

в

м

а

ш

э

в

р

г

л

д

ы

ы

в

е

н

м

т

Выполнял (а) работу ______________________________________________
4 класс  20_____г.

1.      Прочитай
текст

                                                  
Ливень.

      Земля долго ждала
дождя. Дождь начался на рассвете.

       Ветер волной
пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы
пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные, тяжёлые капли. Они
падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом хлынул неукротимый ливень.

       Ливень шумел по
косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала
и ожила. Живительная влага напоила поле.

       Дождь кончился
внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветерок подсушили
колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие глаза васильков.

2.      Озаглавь
части текста.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

3.      Определи
главную тему текста.

_____________________________________________________________________

4.      Определи
тип речи: повествование, описание, рассуждение
.

_____________________________________________________________________

5.      Что
сделал ветер? Выпиши глаголы из текста.

           ®
________________________( по ниве)

           ®
________________________( столбы пыли)

Ветер ® __________________________(
берёзку)

             ® ____________________________
( колосья ржи)

6.      Выпиши
из второго абзаца предложение, которое соответствует схеме.

Какая?      что?      
что сделала?       что?

_____________________________________________________________________

7.      Выдели
корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово
.

полевой                                       
соринка

поле                                             
сорняк

полочка                                       
сорвал

полюшко                                     
насорил

8.      Вставь
пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова
.

По__вилась в небе клякса
– (_______________________)

Уд___вительная
плакса!       (_______________________)

Если клякса зар___вёт –
(______________________)

Разб__жится весь народ!
(___________________)

Только ветер был  х__тёр:
(___________________)

Нал__тел и кляксу стёр!
(_____________________)

9.      Вставь
пропущенные буквы. Спиши предложения, дополняя каждое именем прилагательным.

Св_ркнула молния.  
Прок_тился удар грома. Прибл_жалась гроза. Полил дождь.  Капли стучали по
стеклу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнял(а)
работу_______________________________________4 класс 20_______г.

1.      Прочитай
текст.

      Почему жирафу не
надо остерегаться какого-либо врага? Гордо стоит жираф, вознося свою голову на
пятиметровую высоту, а порой ещё и выше. В саванне только у птиц обзор лучше.
Даже лев предпочитает обойти стороной стадо жирафов и избежать ударов тяжёлых
копыт. Напасть на жирафа неожиданно льву не удастся, потому что это высокое
животное сохраняет хороший обзор всё время.

     Питается жираф
молодыми листьями, которые захватывает своим синеватым языком и срывает с
деревьев.

     Почему стадо жирафов
тяжело разглядеть издали? Обычно, когда эти животные стоят среди деревьев, их,
действительно, почти невозможно увидеть. Благодаря сетчатому узору на их коже,
очертание тел животных как бы распадается на множество тёмных пятен. Так жирафы
сливаются с тенями от листьев
деревьев.                                           ( По Э.Бауэру)

2.      Определи
главную тему текста

__________________________________________________________________

3.      Определи
тип речи: повествование, описание, рассуждение

__________________________________________________________________

4.      Почему
жираф не боится хищного льва? Подчеркни  ответ в тексте.

5.      Почему
жирафов издали тяжело разглядеть? Запиши ответ кратко
.

_________________________________________________________________

6.      Вставь
в слова пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу предложения
.

Л . стья   д .
ревьев   сп . собствуют  маскировке  животных.

7.      Вставь
пропущенные  буквы. Подбери антонимы к выделенным словам
.

т . жёлые 
(копыта) — ___________________

высокие
. вотные) — _________________

х . р . ший
(обзор) — ____________________

м . л . дые
(л . сточки) — _________________

8.      Выпиши
из текста два глагола настоящего времени. Образуй от них глаголы прошедшего
времени.

_____________________(наст.
вр.) ___________________(прош. вр.)

_____________________(наст.
вр.) ___________________(прош. вр.)

9.      Спиши
текст, раскрывая скобки. Укажи падеж имён прилагательных.

(Высокий) животное
пряталось в (густая) зарослях растительности. Это был (осторожная) жираф.
Уверенно срывал он (зелёный) листья своим (длинный) языком.

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнял(а)  работу
_____________________________ 4 класс  20_____ г.

1.      Прочитай
текст.

 Осень, глубокая
осень!    Серое небо, низкие, тяжёлые влажные облака; голы и прозрачны
становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще,
куда летом не проникал глаз человеческий.

      Старые деревья
давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие
желтоватые листья, блистающие золотом.

      Ярко выступают
сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей как будто помолодевшие ели и сосны.
Они освежены холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными
туманами.

Устлана земля сухими
разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так
что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. Но листья эти
жёсткие и хрупкие в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха
человеческих шагов.

                                                                                     
(С.Аксаков)

2. Определи главную тему
текста.

___________________________________________________________________

3.Определи тип речи:
повествование, описание, рассуждение
.

___________________________________________________________________

4.Используя текст, допиши
недостающие в схеме слова

               → берёзы
______________и ____________________.

Листья   → в сырую погоду
_____________и _____________.

               → в морозы
_____________и___________________.

5.Запиши, с чем
сравнивает автор мелкие осенние дожди.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Используя текст,
составь словосочетания
.

ели (какие?) —
______________________________________________________

туманами (какими?) —
_______________________________________________

вскакивают (от чего?) —
______________________________________________

7.Из двух слов образуй
одно. Во вновь образованных словах выдели корни.

лист, падать —
_____________________________________________________

вода, воротить —
____________________________________________________

змея, ловить —
_____________________________________________________

разный, цвет —
_____________________________________________________

8.Спиши предложение,
раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Разбери предложение по членам и
частям речи.

      (По)синему небу
(про)плывают  ни__кие  т__жёлые  __блака.

9.Впиши в клеточки имена
прилагательные, используемые автором в тексте.

Листья разных цветов.

р

т

н

ы

е

Листья, имеющие цвет
золота.

б

ю

щ

и

е

Листья светло-жёлтые
цвета.

ж

т

ы

е

Работу выполнял (а) __________________________________4
класс  20______ г.

1.      Прочитай
текст.

     Для своей работы
взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в
лес. Там и принялась за свою картину.

      Берёзы и клёны
покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые
яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь горит.

      Забрела Осень на
лесную полянку. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густою листвой
потряхивает.

     — Могучего богатыря
надо в медную кованую броню одеть, — подумала Осень.

      Так и обрядила старика.

      Глядит, а
неподалёку, с краю поляны, развесистые липы в кружок собрались, ветки вниз
опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотистой парчи.

      Все деревья и даже
кусты разукрасила Осень по-своему, по осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в
ярко-красный. Одни   только сосны да ели не знала она как разукрасить.

      Вот и остались
сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее
сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Отправилась Осень из леса в поля,
луга.  Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистое  сено смела в высокие,
словно башни, стога.

                                                                                    
(По Г.Скребицкому)

2.      Определи
главную тему текста.

___________________________________________________________

3.      Определи
тип речи: повествование, описание, рассуждение
.

___________________________________________________________

4.      Запиши,
во что Осень одела столетний дуб.

____________________________________________________________

5.      Выдели
корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово
.

желтизна                                    
красить

желток                                        
разукрасила

жёлтый                                        красный

желудок                                      
подкрасила

желтеть                                       
краски

6.      Какие
предметы автор сравнивает
:

со спелыми
яблоками__________________________________________

с башнями ___________________________________________________

7.      Подчеркни
те деревья, которые не раскрасила Художник-Осень:

сосна,  осина, берёза,
ель, дуб, клён, липа

8.      Вставь
пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу. Над каждым словом укажи
часть речи.

Ст . ит  на  л . сной 
поляне  ду . ,  густой  л . ствой  тр . сёт.

9.      Выпиши
из текста синонимы к данным словам

пошла — 
_________________________

сморит — _________________________

разрисовала —
______________________

10.  Разгадай
кроссворд, используя слова из текста
.

1.Что смела Осень в
душистые копны?

2.Какое растение Осень
оставила нетронутым?

3.Что убрала Осень на
полях?

4.Какие деревья собрались
в кружок и ветви вниз опустили?

5.Что приобрело
ярко-красный цвет, словно огонь?

1

2

3

4

5

Выполнял(а) 
работу _____________________________4 класс    20_____ г.

1.      Прочитай
текст.

    Я сидел на
берегу небольшой речушки с удочкой. Рыба не клевала, хотя утро было на редкость
тихим и ясным. Покой зеркальной воды лишь изредка нарушали лягушки. Лягушек
было много. Они совсем не боялись рыболовов, прыгая около удочек. Вот одна
самая смелая пристроилась почти рядом с моими резиновыми сапогами. Перекидывая
удочку, я стараюсь не делать резких движений, она совсем успокоилась и с
интересом наблюдала за мной.

     Один раз,
поднимая удилище, я не успел взять второй рукой леску с крючком, на котором был
червяк, и он оказался около головы лягушки. Лягушка не растерялась, открыла рот
и выбросила язычок. Червяк был бы проглочен вместе с крючком, не отведи я
быстро удочку с леской в сторону. При этом мне показалось, что лягушка
посмотрела на меня с обидой. Так как я лишил её завтрака. Тогда я быстро
отвязал крючок, на конце лески сделал петельку, просунул в неё маленького
навозного червяка и подвёл к голове лягушки. Она тут же выхватила червяка из
петельки.

       Так я
скормил ей несколько червяков.

       Иногда она
не успевала схватить раскачивающегося на леске червячка и прыгала за ним
вдогонку. Потом опять возвращалась на место и смотрела, ка бы выпрашивая ещё.

                                                                             
(По П.Молчанову)

2.      Определи
главную тему текста.

________________________________________________________________

3.      Определи
тип речи: повествование, описание, рассуждение.

________________________________________________________________

4.      Как можно
озаглавить текст?

_________________________________________________________________

5.      Запиши,
какие события в тексте у тебя вызывают удивление.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.      Запиши к
выделенным  словам антонимы

ясное (утро) —
______________________________

открыла (рот)-
_____________________________

смелая (лягушка)
— __________________________

7.      Выпиши из
текста слово, в котором два корня

____________________________________________

Составь
своё предложение с этим словом. Подчеркни грамматическую основу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.      Поставь
ударение во всех словах последнего абзаца.

9.      Закончи
предложения словами из текста.

Рыбак сидит на
берегу небольшой

Специально на
конце лески рыбак сделал

Лягушка открыла
рот и

язычок.

Лягушка прыгнула
за червяком

Они похожи на эскимосов, так тяжелы их одежды. Они надели на себя все теплые вещи, и им все-таки холодно, нестерпимо холодно, потому что они ослабели от голода.

Но они идут за водой, чтобы принести ее домой, в свои темные квартиры, где на стенах атласный иней и сквозь разбитые окна в комнаты наметен снег. Ледок хрустит в пустых кухнях.

Женщины и дети ставят на санки ведра, бидоны, чайники, детские ванночки, жестяные большие коробки, котелки, кастрюли — все годится, во все можно налить воду, такую ледяную, что страшно к ней притронуться.

Сил нет спуститься сразу к реке по скользким ступеням, на которые непрерывно выплескивается вода из рук усталых и слабых водонош. Вода эта сразу замерзает слоями один на другом, неровными, толстыми, скользкими. Мученье — только спуститься по такой лестнице. А надо еще поднять наверх тяжелое ведро, которое оттягивает руки, надо поставить его на сани и сани притащить домой, а дом — у Исаакиевского собора, а то и еще дальше.

Девочки, жалея матерей, спускаются с чайниками, цепляясь за промерзшие каменные стенки, набирают воду, поднимаются и льют из чайников воду в ведра. Сколько раз надо спуститься с чайником, тащить его обеими руками, возвращаясь, потому что он очень тяжел, этот неуклюжий чайник!

Снежные наросты от пролитой воды появляются на одежде. Ветер превращает их в лед. Пар идет изо рта. Люди дышат широко раскрытыми ртами. То, что было веселой забавой в иные времена, теперь стало адски трудным делом.

Вода! Вы открываете кран, и льется белая струя, льется без конца. Вы открываете краны горячий и холодный, и ванна наполняется голубоватым сумраком, который пьянит вас теплотой. И так приятен после ванны крепкий горячий чай с вареньем!

Это так просто — если засорился кран, вы звоните, и к вам приходит водопроводчик, молодец шутливый, высокий, ловкий. Он вмиг исправит ваши краны и трубы.

И вот ничего этого нет… Умерли все краны, все трубы мертвы. Враг окружил город блокадой, враг хочет уморить ленинградцев голодом, заставить их роптать.

Но каждый день целые процессии шли по городу за водой, жуткие, длинные, — это шли непобедимые ленинградцы, которых ничто не могло сломить.

ПУТЬ В СТАЦИОНАР

На пустынной набережной я увидел лошадь, которая кланялась Петропавловской крепости. Она так аккуратно кланялась, что я пошел к ней, чтобы посмотреть, в чем дело.

Лошадь была такая тощая, что кожа на ней была почти прозрачная. Она была запряжена в сани. Возница куда-то ушел. Там, где он ее оставил, было набросано на снегу немного сена, совсем немного.

Лошадь видела эти клочки пожелтевшего холодного сена. Она не могла нагнуться и взять их. Она набиралась сил, становилась на колени, одним резким движением хватала травинки и, встав, жевала их долго-долго. Потом она набиралась снова сил, снова становилась на колени и снова хватала сено большими дрожащими губами, сморщив морду. Потом она стояла отдыхая, тяжело дышала, качаясь на несуразно длинных и тонких ногах.

В те дни я видел людей с красными кругами на белых щеках. Я видел людей, у которых по лицу шли зеленоватые полоски, как в тетради для арифметики. Я видел людей, у которых сквозили кости черепа сквозь тонкую кожу.

Люди от голода слабели и умирали, и тогда в городе появилось новое слово: стационар. Так называлось место, куда привозили и приводили самых истощенных людей. Там их клали на чистые постели, в теплых комнатах, кормили под наблюдением врачей и давали им разные укрепляющие витамины.

Человек, который чувствовал, что он слабеет, не должен был терять душевной силы. Если он терял эту душевную силу, его было труднее вернуть к жизни.

Тогда, в те дни, на улицах уже нельзя было увидеть никакого транспорта. Редко-редко проходили военные грузовики, нагруженные снарядами, или автобусы, перевозившие раненых. Трамваи, автобусы и троллейбусы, занесенные до крыш снегом, со стеклами, на которых была толстая наледь, стояли и не могли никуда уйти, потому что не было горючего. Поэтому больных возили в стационар на санках их родные или друзья. Есть в Ленинграде такая Кленовая улица. На ней почти нет домов. В одном конце возвышается большой дом военного ведомства, в другом — красный Инженерный замок, похожий на крепость.

По этой улице маленькая, закутанная в три платка женщина, спотыкаясь в глубоком снегу, везла на детских саночках изможденного мужчину. Трудно было сказать, сколько ему лет, потому что он давно не брился и весь зарос колючей, мертвенно-синей щетиной. Он сидел на саночках, закрыв глаза, и через каждые три шага падал навзничь. Женщина освобождалась от веревок, за которые она тащила сани, подходила к нему, приподнимала его, и он снова сидел, страшный как кощей, с закрытыми глазами. И снова он падал, когда женщина успевала сделать вперед несколько шагов. Прохожие молча смотрели на эту сцену и шли дальше.

Наконец, когда он упал в десятый раз, женщина остановилась и впервые беспомощно посмотрела вокруг. Тогда с тротуара сошла высокая костистая женщина с упрямым выражением глубоких синих глаз, подошла к упавшему, подняла его резко, посадила и громко три раза прокричала ему в ухо:

— Гражданин, сидеть иди смерть! Сидеть или смерть! Сидеть или смерть!

Он открыл глаза, заморгал и уселся. Больше он не падал. Пока не скрылись сани, увозившие его в стационар, он все сидел, прямой как палка.

ВЕСНА

Раньше в Ленинграде говорили, смеясь, в марте: вот дворники весну делают. И правда, выходили дворники в белых передниках, с метлами и лопатами, счищали с панели снег, кололи лед на дворе и у дома, собирали снег в кучи и топили его снеготаялками.

Раньше «снег» и «лед» были какими-то легкими словами, радостными, красивыми. «Бег санок вдоль Невы широкой, девичьи лица ярче роз» — так писал Пушкин о невской зиме.

А теперь пришел март, и город оказался в ледяной и снежной блокаде. До второго этажа достигали сугробы, снег забился в подвалы, лед лежал на улицах толстый, как броня. Ветер нес снежную пыль, и облака ее кружили по улицам. Теперь лед и снег были врагами, которых нужно было одолеть во что бы то ни стало.

А снега были целые бастионы, ледяные окопы окаймляли улицы, и казалось, никакое солнце не растопит их. А если они начнут таять, то город будет затоплен потоками грязной, мутной воды я улицы его превратятся в ущелья, по которым будут катиться шумные реки. В город придет эпидемия, и ко всем мучениям осады прибавятся заразные болезни, лихорадки, простуды.

И тогда на очистку города вышли все ленинградцы. Сначала казалось, что не хватит рук, не хватит сил, чтобы истребить это снежное царство. Голова кружилась от слабости, ноги подкашивались, рукам было невмоготу поднимать тяжелые деревянные лопаты, полные снега. Но постепенно под весенним теплым ветерком, под солнечными мартовскими лучами чуть окрасились щеки, люди ожили, даже шутки появились кое-где. Молодой смех нет-нет да прорвется у девчат в зеленых ватниках, с противогазами через плечо. Дело пошло.

Если взглянуть вдоль широких и прямых ленинградских улиц, то увидишь, как чернеет непрерывная толпа на километры и дружная кипит работа. Кто возит снег на санках в железных ящиках, кто сваливает снег на грузовики, кто сгребает его с грузовиков в каналы и в Неву. Растут холмы снега над еще замерзшими каналами, и уже показалась мостовая, показались тротуарные плиты. Еще быстрее заработали ленинградцы. День за днем с утра до вечера длилась битва с зимой. Зиму выгоняли с чердаков, из подвалов, из-под ворот. Скоро только в развалинах лежал, как на скалах, снег, а вокруг уже серели камни, торцы и асфальт.

Это работали не гиганты, а самые обыкновенные люди, и лица их хранили следы пережитой небывалой зимы. Запавшие глаза с острым блеском, выдавшиеся скулы, морщины на лицах самых молодых. Дети, похожие на взрослых, серьезные, без смеха, с туманными, задумчивыми глазами; тонкорукие, с восковыми пальцами женщины, отдыхавшие после двух-трех ударов лома; мужчины со свинцовой кожей, похожие на полярников после необычной зимовки, — все смешались в этих толпах. Чистили и дома. В свете весеннего утра квартиры были мрачные, со стенами, потрескавшимися от сырости, закопченными от дыма печек-времянок.

  • Рассказ тарас бульба аудио рассказ
  • Рассказ страшный рассказ автор
  • Рассказ тихий семейный вечер
  • Рассказ тараканище чуковского читать
  • Рассказ страшная месть зощенко