Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?
Стали они коня друг у друга рвать.
– Дай мне – мой конь!
– Нет, ты мне дай – конь не твой, а мой!
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.
К Маше пришли в гости девочки пить чай. Маша была хозяйка и села за чайный стол угощать гостей. Но хозяйка была мала. Она взяла чайник – ручка была горяча. Маша уронила из рук чайник и разбила его, а себя и других обожгла.
Жил дед у реки. Были у деда лодка и сеть. И были у деда два внука: Петя и Гриша. Грише было семь лет, а Пете пять. Раз вышли Петя и Гриша рано на реку. Они знали, что у деда на реке была сеть. Они сели в лодку. Гриша сел на руль, а Петя грёб. Они плыли долго по реке, не знали, где сеть; но нашли сеть, взяли рыбу и дали деду.
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
У детей были свои грядки. Пришло раз на их грядки стадо свиней.
– Дети, скорей! Жучку пускай!
– Жучка, скорей лай на свиней, сгоняй их с гряд долой!
* * *
У меня есть шесть кур, и я поутру даю им корм. Я кричу: цып, цып. Я сыплю зерно на землю и на кур.
* * *
У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
* * *
Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила себе эту штуку.
* * *
Мама, купи мне нитки, я свяжу тётке чулки. Чулки тётки стали стары. Видны пятки.
Старик сажал яблони. Ему сказали:
– Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал:
– Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут!
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.
* * *
На земле снег, на лесе иней. Давай скорей сани. На сани прыгай, сани двигай и под гору катай.
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.
Сели гуси на воду. По воде пошли круги всё шире и шире, а после стало гладко. Вода была чиста, и видны были лапки.
* * *
Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.
* * *
Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню.
Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.
Маленькие рассказы
Филипок
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
– Куда ты, Филипок, собрался?
– В школу.
– Ты ещё мал, не ходи. – И мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
– Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.
Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
– Все учатся, а ты что тут стоишь?
Филипок и пошёл в школу.
В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
– Да ты кто?
Филипок молчал.
– Или ты немой?
Филипок так напугался, что говорить не мог.
– Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.
– Ну-ка, сложи своё имя.
Филипок сказал:
– Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
– Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Конспект по чтению рассказа Л.Толстого «У бабки была внучка» в средней
группе.
Возрастная
группа: средняя группа.
Форма
совместной деятельности: чтение художественной
литературы, игровая, коммуникативная
Форма
организации: коллективная
Образовательная
область: «Речевое развитие»,
«Ознакомление дошкольников с детской литературой»
Учебно-методический
комплект: Ельцова О.М., Шадрова Н.Л., Волочаева И.А.
Средства:
- наглядные
– портрет
Л.Толстого, выставка детских книг Л.Толстого, иллюстрации к рассказу
Л.Толстого «У бабки была внучка» художника А.Пахомова, несколько
разноцветных контейнеров с бобами и фасолью. - литературные
– книга
с рассказом Л.Толстого «У бабки была внучка».
Цель: Способствовать
развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы,
смыслового и эмоционального подтекста.
Задачи:
1. Обучающие
задачи:
·
Продолжить знакомство с творчеством Льва Толстого, а именно с
рассказом «У бабки была внучка»;
·
Расширять знания о животных, живущих на Крайнем Севере, об особенностях
их проживания.
2. Развивающие
задачи:
- развивать
речь, умение думать и делать выводы; - развивать
память, воображение, желание делиться своими впечатлениями от
прочитанного.
3. Воспитательные
задачи:
- воспитывать
интерес к детской художественной литературе; - внимательно
слушать художественные произведения; - воспитывать
уважение к людям, любовь к близким.
Предварительная работа:
- Знакомство
детей с портретом великого русского писателя Л.Толстого. - Чтение
произведений Л.Толстого «Умная галка», «Как мальчик рассказывал про то,
как его не взяли в город», «Была зима…». - Рассматривание
иллюстраций А.Пахомова к рассказам Л.Толстого. - Разучивание
подвижной народной игры «Бабка Ежка».
Педагог приглашает пройти всех детей в книжный уголок и обращает
их внимание на заранее подготовленную выставку книг.
Ход деятельности:
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Посмотрите на нашу (показать Он очень любил детей |
Примерные ответы |
О чем эти рассказы, |
Примерные ответы |
Правильно, молодцы! |
Педагог |
Сегодня я вам |
|
Чтение рассказа. |
Воспитатель 1. Пожилая 2. Подросшая |
Дети, скажите, кто |
Примерные ответы |
А, что делает |
Примерные ответы |
В деревенской избе мы Посмотрите на вторую |
Примерные ответы |
Что делает внучка? |
Примерные ответы |
Правильно, мы видим, |
|
А теперь предлагаю Подвижная |
Дети встают Бабка Ежка, Костяная ножка, С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу, Раздавила курицу. Пошла на базар, Раздавила самовар. На По |
Воспитатель повторно |
Затем дети парами (по |
Чему учит нас этот |
Примерные ответы |
Ребята, а вы |
Дети |
Рассказы Льва Игровое |
Воспитатель Задание: рассортировать бобы и фасоль в разные емкости. |
После выполнения
задания воспитатель хвалит детей за хорошо выполненную работу.
Короткие истории для самых маленьких слушателей. Автор рассказывает про быт и жизненный уклад детей в давние времена.
Рассказы для маленьких детей читать
Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде. «Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно». И Катя снесла Машу.
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.
Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.
Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле. Будто школа. «Учи, кукла, буквы! Это — А. Это — Б-Бе. Смотри, помни».
У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.
Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розка снесла щенка во рту на место.
Ребята сделали себе веселье. Они сошлись у ручья, принесли каменья и склали их в ручье. Смазали каменья глиной, и стал прудок. Из прудка пошла вода струйкой. Под струйку ребята подвели колесо. Вода вертела колесо.
Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала.
И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
(Илл. Лебедев В.)
❤️ 23
🔥 18
😁 17
😢 14
👎 9
🥱 15
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит