Рассказ толстого кавказский пленник над чем заставил задуматься рассказ

В произведении Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» мы знакомимся с историей жизни двух русских военных. Главные герои рассказа — офицеры Жилин и Костылин, которые оказались в одинаковых условиях, попав в плен к татарам. Однако в плену они вели себя совершенно по-разному.

Жилин имеет хороший и решительный характер, а ещё он мастер на все руки. В татарской деревне он помогает каждому человеку, чем может. Он чинит часы и даже сумел вылечить больного, не имея навыков в медицине. У владельца пленных была дочь Дина. Жилин делал для девчонки кукол из глины, а она в благодарность тайком приносила ему еду.

Костылин же был во всём противоположен Жилину. Он был трусом. Из-за чего, встретив татар, он испугался и оставил своего товарища-Жилина в беде. Невзирая на то, что татары с уважением относились к Жилину, он всё равно хотел сбежать. А вот Костылин боялся бежать и ждал, когда его, наконец, выкупят, однако всё-таки позже согласился на побег. Но из-за Коcтылина он не удался и офицеров вернули в плен. Второй побег для Жилина оказался более удачным. И помогла ему в этом татарская девочка Дина, принеся с собой длинный шест. Костылин отказался бежать и позже его выкупили в плачевном состоянии.

Произведение «Кавказский пленник» принуждает читателя задуматься о том, что такие человеческие черты характера, как добро, смелость, любовь к людям ценились во все времена. Что нужно всегда стремиться помогать людям несмотря ни на что, и на добро люди отплатят тебе тем же — добром. Я считаю, что такие, как Жилин, должны бить примером для всех.


Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? (5 класс)

Прочитав рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказкий пленник», невольно задумываешься о том, что есть на свете плохие и хорошие люди вне зависимости от их национальности.

В произведении представлены два русских офицера, абсолютно непохожих друг на друга и ведущих себя абсолютно по-разному в одной и той же ситуации. Жилин добросовестный, мужественный, волевой и прямой человек. Костылин же труслив, малодушен, нерешителен и на него невозможно положиться как на товарища. В плену Жилин надеется только на себя, и даже отправляет матери письмо о выкупе, написав неверный адрес. Костылин же просто сидит и ждёт, когда его выкупят. Жилин не сидит, сложа руки, и делает подкоп для побега, Костылин же смирился со своим пленом и очень быстро пал духом.

Я считаю, это произведение заставляет нас задуматься над тем, что в любой трудной и, казалось бы, безнадёжной ситуации ни при каких условиях не нужно падать духом и опускать руки на милость победителю. Нужно быть мужественным, добросовестным, хорошим во всех смыслах и смелым человеком. Таким, как Жилин.

Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»?

читайте также:

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс

Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы», 5 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник

Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник Толстого

«Кавказский пленник» — известный рассказ Льва Толстого, посвященный кровопролитной войне на Кавказе во второй половине XIX века. Военные действия велись в результате упорного сопротивления горских народов против присоединения Кавказа к российским землям. Автор принимал непосредственное участие в боевых действиях, а потому все описанное им можно считать былью.

Основным приемом рассказа является контраст и противопоставление. Главные герои рассказа – два офицера русской армии Жилин и Костылин.  Автор уже с фамилий готовит читателя к сопоставлениям. Жилин, человек выносливый и сильный – «жила», а вот второй – Костылин, как подпорка или даже обуза для своего спутника. При сравнении героев сразу видна симпатия писателя. Жилин – храбрый, честный и простой русский офицер, достойный подражания и симпатии. Он великодушный, порядочный, достойный уважения. Человек надежный, преданный друг, любящий сын – образец для подражания. Полная противоположность – Костылин, человек слабый, трусливый и безвольный. Контрастно обрисован даже внешний вид героев.

Автор показывает, как в одних условиях люди могут вести себя абсолютно по разному. Такие как Жилин, стараются преодолевать трудности и никогда не сдаются. Они достойный пример для подражания. Недостойно себя ведут лишь слабые люди. Автор заставляет читателя подумать о том, как от человека зависит его собственная судьба. Воспитание в себе силы духа и воли даст возможность преодолевать любые трудности, а не пасовать перед ними.

В одинаковых условиях герои ведут себя абсолютно по-разному. В итоге и судьба оказывается у них разной. Читатель задумывается над тем, что кровопролитная война и нелепая смерть не мешает человеку оставаться человеком. Добро, воля к победе и забота о своем ближнем возьмут верх над любыми невзгодами, нужно лишь верить в свои силы, любить жизнь и оставаться человеком всегда. Содержание рассказа наполнено впечатлениями и переживаниями героев, что делает произведение эмоциональным и волнующим.

Лев Толстой заставляет читателя задуматься о многом: о выживании в любой ситуации, о настоящей дружбе, справедливости и любви.  Он дает яркий пример тому, как настоящий герой должен себя вести в трудной ситуации. Несмотря на простой авторский слог и понятную сюжетную линию, рассказ таит в себе весьма глубокие идеи философского направления. Читатель поневоле задумывается, насколько велика сила духа у простого человека, что может преодолеть любые  препятствия или преграды.

«Кавказский пленник» — довольно поучительный рассказ. Любое произведение заставляет своего читателя задуматься над какими-либо сторонами бытия, но насколько глубокий след оставят эти мысли будет зависеть от автора. Рассказ довольно короткий, однако производит сильнейшее впечатление. Во все времена ценилась любовь к людям, смелость и доброта во всех проявлениях. Краткость, сила воздействия и богатая простота повествования сделали рассказ уникальным для детского прочтения.

2 вариант

Лев Николаевич Толстой написал очень хороший рассказ под названием “Кавказский пленник”, который очень сильно полюбили многие читатели. Но Лев Толстой написал это произведение не просто так, давайте разберёмся, над чем всё – таки заставляет нас задуматься эта сильная и достаточно поучительная история?

Начнём с того, что сами по – себе персонажи являются полными противоположностями. Жилин – сильный духом казак, который будет до последнего идти к своей цели, он никогда не предаст товарищей и свою родину. Костылин – очень слабый человек и в моральном плане и физическом, на протяжении всего рассказа он стонет, а самое главное то, что из – за него Жилин тоже попал в плен к татарам. После попадания в плен, можно заметить, что Жилин просто так сидеть не собирается, он строит план по побегу, а Костылин не поддерживает товарища, а лишь боится. При первом побеге из деревни татар, Костылин говорит, что очень устал и из – за этого их замечает проезжающий мимо татар, который сообщает главарю деревни и их снова садят, только кандалы теперь одеты на них всегда. Жилин опять не отчаялся, а начал строить новый план по побегу. Костылин же вовсе отказался от данных действий. И что мы получаем в итоге? Жилину из ямы помогла выбраться Дина, девочка из деревни. Жилин сбегает, но на равнине снова встречается с татарами, но ему помогают свои и он оказывается на родине. Дальнейшая судьба Жилина складывается хорошо, благодаря его усердию и отваге, смелости и находчивости.

Давайте подведём итог нашего сочинения. Жилин сбежал с деревни татаров, попрощавшись с милой девочкой Диной из деревни, которая хорошо сдружилась с Жилином. Слабый Костылин был выкуплен из плена только через месяц за пять тысяч. Так о чём же заставляет задуматься данный рассказ? На протяжении всего рассказа мы можем заметить, как Жилин твёрдо стоит на своей цели, сбежать. Но мы замечаем и Костылина, который только стонет и предаёт товарища. Вывод получился такой, что никогда не надо сдаваться, нужно стремится к своей цели и не предавать своих друзей и товарищей, благодаря всему этому вы достигните успеха, который пойдёт вам на пользу.

Также читают:

Картинка к сочинению Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник

Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • Взаимоотношения Васи с отцом в повести В дурном обществе Короленко

    Большую роль в повести Владимира Короленко «В дурном обществе» играют взаимоотношения главного героя с отцом.

  • Образ и характеристика Ани Раневской в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Аня Раневская – одна из второстепенных героинь пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Приходится младшей дочерью обанкротившейся помещицы Любови Раневской. Ане 17 лет, и до этого возраста сохранила детскую непосредственность

  • Сложно ли жить в эпоху перемен? итоговое сочинение

    Перемены… Такое простое слово и такой непростой смысл. Перемены в нашей жизни происходят едва ли не каждый день. Некоторые оставляют в ней положительный отпечаток

  • Герои баллады Лесной царь Жуковского

    Первым главным персонажем является отец мальчика, который всевозможными способами стараются спасти его и как можно скорее прибыть в город

  • План к рассказу Цветок на земле Платонова

    Мальчику Афоне скучно, потому, что его отец на войне, а мать работает. Он остается под присмотром своего дедушки. Дедушка его очень старенький, поэтому в основном лежит на печке или спит.

Сочинение над чем меня заставил задуматься рассказ кавказский пленник

Вариант №1

В «Кавказском пленнике»повествуется о войне, происходившей на Кавказе в девятнадцатом веке.Во время военных действий горцы захватили в плен двух русских офицеров. Жилин и Костылин совершенно разные по характеру люди. Офицер Жилин сильный и волевой человек, который даже в условиях неволи не сдается и делает все, чтобы вырваться из плена. При этом он не перекладывает свои проблемы на свою мать, не надеется на выкуп. Сильный духом Жилин сумел приспособиться и даже расположить к себе своих врагов, что позволило ему сбежать из плена.

Второй герой — офицер Костылин, оказался слабым человеком. Он надеялся, что мать выкупит его у горцев и не предпринимал никаких попыток сбежать. Он так и остался в плену своей трусости, безволия и не сбежал с Жилиным. Писатель Л.Н. Толстой показал в своем рассказе, что в одних и тех же условиях люди ведут себя по разному. Такие, как Жилин, не сдаются и преодолевают все трудности. Эти люди достойны подражания. Слабые люди ведут себя недостойно. Писатель заставляет задуматься о том, что судьба человека в его руках и зависит от него самого. Поэтому нужно воспитывать в себе силу воли, силу духа, не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

Вариант №2

Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» сталкивает совершенно разных людей. Жилин-человек, который полагается только на себя, он не перекладывает ответственность на свою мать даже в экстремальной ситуации, а пытается самостоятельно выбраться из плена. Он не жалуется, не ропщет, а думает и ищет пути выхода из проблемы-и находит их. Костылин же-человек слабовольный, он надеется, что произойдет чудо и мать выкупит его у горцев, он не борется, а плывет по течению, находит своеобразную «зону комфорта» в виде ямы, где сидит. Он неактивный, не предпринимает никаких действий, не пытается сам себе помочь.

То есть в одних и тех же условиях люди ведут себя по-разному, и в результате судьба у них оказывается разной. И нужно понять, какую судьбу для себя ты выберешь, по какому пути пойдешь-жаловаться и ничего не делать, надеяться на других и прозябать, или же активно действовать и не падать духом.

Вариант №3

Рассказ Толстого «Кавказский пленник» описывает события второй половины 19 века, когда шла война на Кавказе.

В рассказе два русских офицера — Жилин и Костылин попадают в плен к горцам. В плену раскрывается разный характер героев. Жилин — деятельный, неунывающий, ищущий выход из любой ситуации, и Костылин, недовольный судьбой и предпочитающий жаловаться, пассивно ожидающий развязки событий.

Костылин не может быть опорой, такие люди отталкивают, служат обузой, они привыкли только получать от жизни что-то, ничего не добиваясь самостоятельно.

В результате живой и активный характер Жилина дает ему возможность успешно воплотить попытку сбежать из плена.

Рассказ заставляет задуматься о поведении человека в жизни и ее восприятии: в жизни нельзя проявлять пассивность, нужно стремиться изменить свою жизнь к лучшему, а также уметь приживаться в любых обстоятельствах, не жалуясь на судьбу или на кого-либо и не перекладывать решение проблем на других людей.

Вариант №4

Прочитав произведение Льва Николаевича Толстого «Кавказкий пленник» невольно задумываешься, что существуют на свете плохие и хорошие люди, независимо от их национальности. В рассказе представлены два руских офицера, два совершенно разных по характеру человека и соответственно ведущих себя по-разному в критической ситуации. Жилин честный, мужественный, волевой и прямой человек. Костылин же труслив, малодушен, нерешителен и ненадёжен как товарищ. В плену Жилин надеется на спасение и думает бежать. Он не сидит сложив руки и роет подкоп для побега, Костылин же смирился со своим пленом и пал духом. По моему мнению, это рассказ заставляет задуматься над тем, что в любой трудной и казалось бы безвыходной ситуации никогда не надо падать духом и сдаваться на милость победителю. Надо быть мужественным, честным, добрым и смелым человеком. Таким как Жилин.

­­Пример сочинения 1

Рассказ “Кавказский пленник” основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф. Ф. Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чем написал журнал “Русский вестник”.

Чему научил этот рассказ именно меня.
Не надо считать себя умнее остальных. Меры предосторожности, основанные явно не на пустом месте, гласили, что нужно ехать только с провожатыми солдатами. Не стоило надеяться, что пронесет.

Война есть война.
Не думай только о себе. Сам погибай, а товарища выручай. Жилин и Костылин вдвоем дали бы отпор татарам.

Но Костылин сбежал, и их обоих взяли в плен.
Нужно оставаться хорошим человеком в любой ситуации. Жилин – образец добропорядочности. Он знал, что выкуп разорит его маму, поэтому отправлял письма на ненастоящий адрес. Во время первого побега, когда Костылин был обузой, Жилин мог его бросить и уйти в одиночку.

Но, такой поступок не соответствовал убеждениям офицера, и он тащил друга на своей спине, пока их не поймали.

Никогда не сдавайся, даже если ситуация кажется безвыходной. Всегда найдутся те, кто сможет помочь.
Рассказ хоть и написан про далекое время, актуален и в наши дни. В нем затронута вечная тема отношений между людьми. Когда друг решает позаботиться о себе, тем самым подставив под удар.

А враг, забыв про разногласия, протянет руку помощи.


Пример сочинения 2

Своим рассказом Лев Толстой хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой.

Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.


Пример сочинения 3

Рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» отличается не только необычным сюжетом, но и поучительностью. Писатель не дает советы открыто, но внимательный и вдумчивый читатель легко найдет их в поведении героев.

Первый урок дается в эпизоде, где два боевых товарища решают продолжить путь отдельно от обоза. Они уверенны в своих силах, хоть прекрасно знают, что поблизости могут поджидать татары. Костылин вообще поступает безрассудно, когда отказывается сначала разведать обстановку. Жилин убеждает товарища не делать глупостей, но это не спасает их. Таким образом, Л. Николаевич показывает, к каким последствиям может привести неосторожность.

Далее писатель рассказывает о пребывании русских офицеров в плену. И здесь тоже можно сделать мудрые выводы. Когда Жилину сообщают о том, что он должен попросить у родных выкуп, мужчина отказывается платить указанную суму. Он жалеет свою мать, зная, что у нее нет таких денег. Мужчина устанавливает свою цену и стоит на своем, пока татары не уступают. Эта сцена доказывает, что смелость и упорство помогают договориться даже с врагом.

Также Л. Толстой показывает, насколько важно сохранять спокойствие и хорошее расположение духа в любой ситуации. Жилин не отчаивается выбраться из татарского заточения. Он строит план побега, разведывает дорогу, пытается понять, куда его завезли. И ему удается вырваться за пределы аула, хоть первая попытка и неудачная. Как видим, труд и смекалка помогают найти выход даже из безнадежного, на первый взгляд, положения.

Отчаянье не одолевает Жилина даже после того, как татары хватают его и Костылина во время попытки бежать. В темной яме мужчина надеется на освобождение. Измученный, он находит силы, чтобы пробраться к своим. Рядом с ним мы наблюдаем Костылина, который ждет выкупа или смерти. Он не умеет совладать собой и своими силами.

В который раз Л. Толстой доказывает истину: добро возвращается к тому, кто его дарит другим. Жилин по-доброму относится к татарам, даже помогает им. И некоторые из врагов тоже начинают проявлять симпатию к пленному. Абдула признается Ивану, что привязался к нему. Доброта Жилина помогает ему избежать смерти от руки татар.

Л. Толстой показывает насколько важно уметь прощать ближнему. В том, что Жилин попал в плен, отчасти был виновен Костылин, ведь если бы он помог отбиваться от врага, все, возможно бы, сложилось совсем не так. Иван прекрасно это понимал, но даже при встрече с Костылиным ни разу не напомнил о том событии. Более того, Жилин пытается спасти товарища. Первый раз план побега проваливается именно из-за Костылина, но и во второй раз Иван предлагает товарищу бежать вместе.

В эпизодах побега Толстой показывает, каким он видит настоящего друга. В образе Жилина писатель воплощает свой идеал товарища. В эпизоде, описывающем первую попытку освобождения, Лев Николаевич вкладывает в уста Ивана фразу: ««Бросить товарища не годится». Думаю, эти слова должны стать девизом для каждого из нас.

Таким образом, между строк рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» можно найти советы, которые никогда не утратят актуальности.

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Над чем заставил задуматься рассказ Толстого Кавказский пленник 5 клас

Каждое произведение дает возможность над чем-то задуматься и что-то осознать, позволяя понять, как именно думал автор в момент его написания и что чувствовал.

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» является очень глубоким и дает возможность понять военно-историческую тематику более ближе. Автор трепетно относится к военной теме для того, чтобы показать насколько для него это важная и многозначащая тематика, в которой он старается более глубже разбираться.

Толстой в каждом своем произведение старается показать русскую душу, которая неравнодушна к военным действиям и всегда должна противостоять подобным ситуациям. Рассказ получился довольно простым с литературной точки зрения, но при этом слишком живым и многогранным.

Главной задачей автора становится цель, дать понять окружающим, что война, кровопролитие и сложные времена не являются причиной того, что люди забывают о своей человечности. Важно, чтобы каждый человек мог нести ответственность за свои поступки и понимать, что на самом деле для него является важным. Несмотря на военные годы крайне важно сохранять собственную душу чистой и не подстраиваться под сложность ситуации.

Рассказ является очень популярным и известным для большинства читателей, которые смогли проникнуть в него и осознать, что война сказывается на развитие истории государства, но не должна сказываться на миролюбие людей и взглядах на эту жизнь. Большинство людей во время подобных действий становятся более закрытыми и грубыми, но это не норма и автор хотел показать, что человечность сохранять необходимо.

Задуматься на тему того, что есть не только жизнь одного человека, но и других людей, которые также хотят жить и добиваться собственных целей довольно важно. Это дает возможность понять, что в мире не все вертиться только вокруг одного человека, ведь есть и другие, не менее значимые и важные ценности в жизни других людей.

Толстой смог как нельзя лучше в своем рассказе показать, что на самом деле является важным, а что второстепенным и не дает возможности, понять истинную цель этой жизни. Рассказ получился очень ярким и большинство читателей прекрасно видят всю его сущь, которая исходила из души автора, раскрывая ее с совершенно иной стороны.

Кровопролитная война на Кавказе очень изменила жизни многих людей, и именно автору удалось показать это с лучшей стороны для того, чтобы читатели задумались, что многое можно решать мирным путем.

Вариант №2

В рассказе описываются военные события на Кавказе первой половины 19 века. Автор противопоставляет нам двух солдат, Жилина и Костылина. Оба героя раскрываются перед нами в разных ситуациях, и мы видим, кто из них пленник, а кто настоящий герой и товарищ.

Русские офицеры были захвачены в плен татарами. Их привезли в аул, поместили в сарай и предоставили одинаковые условия для проживания. Уже в момент пленения Жилин и Костылин ведут себя по-разному: первый отчаянно сражается за свою свободу, хотя перевес был на стороне врагов. А второй постыдно бежит, бросив товарища одного, при этом еще и забрал ружье. Эпизод показывает, что Жилин храбр и смел, а Костылин просто трус, он не знает чувство товарищества и взаимопомощи.

По-разному ведут себя герои и по отношению к жителям деревни. Костылин презирает врагов, постоянно жалуется на плохие условия содержания. Он прикидывается послушным и покорным своей учести. Жилин же старается ужиться в новых условиях, пытается подружиться с местным населением: то часы починит, то игрушки детям смастерит, то даже становится врачом. Особенно сдружился он с девочкой Диной, которая тайком приносила ему мясо и лепешки, а после помогла сбежать. Любовь Жилина к детям помогла быстрее адаптироваться в чужой стороне. Мы видим, что Жилин не может сидеть без дела, он трудолюбивый, общительный, деятельный. Ему интересны другие люди, их быт, традиции и обычаи. Жилин понимает, что помощи ждать неоткуда, и поэтому старается стать своим даже среди врагов. Он не делит людей по национальности, все равны и все друг другу товарищи, а значит должны выручать в трудной ситуации.

По отношению к близким людям наши герои тоже ведут себя совершенно по-разному. Костылин не жалеет своих родных, пишет письмо с просьбой о выкупе и указывает очень большую сумму. Ему не важно, где родители возьмут деньги, лишь бы быстрее его выкупили. Костылин ведет себя как эгоист. Жилин же понимает, что мама не сможет собрать никакой выкуп, поэтому пишет неправильный адрес. Он добрый и заботливый сын, жалеет своих близких. Он лучше навсегда останется среди татар, чем огорчит мать такой просьбой.

Чувство товарищества и взаимопомощи хорошо показано в момент побега героев. Жилин стонет, еле идет, жалуется на усталость и несправедливость жизни. Жилину приходится тащить его на себе, хотя ему тяжело. Он до последнего не бросает «друга», уговаривает его идти, быть потише. Для Жилина бросить товарища умирать, значит предать себя и свою отчизну, он не может поступить так.

Рассказ заставляет задуматься над тем, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Нельзя предавать товарищей, нельзя забывать о таких человеческих качествах как сострадание, порядочность и человеколюбие. Из любой трудной ситуации можно найти выход. Главное помнить, что уважение других людей, желание быть полезным и нужным везде, умение быть толерантным помогут достичь любых поставленных целей. Если не опускать руки и не унывать, то можно преодолеть любые препятствия!

Над чем заставил задуматься рассказ Толстого Кавказский пленник 5 клас

Над чем заставил задуматься рассказ Толстого Кавказский пленник 5 клас
Сейчас читают:

  • Книга — это товарищ, это верный друг 4, 5, 7, 8, 9, 10 класс сочинение-рассуждение

    Практически у каждого человека что-то в жизни связано с книгой. Она сопровождает нас везде – начиная от первых букв, и заканчивая всей жизнью. В первом классе дети знакомятся с букварем.

  • Сочинение Пенза — мой город

    На свете есть много замечательных городов, но один из них особенно дорог моему сердцу – Пенза. Пенза-это областной город, а также культурный центр целой Пензенской области.

  • Сочинение на тему Комната моей мечты 6 класс

    Комната моей мечты – это уютное место, свой личный уголок, в котором можно на время спрятаться. Она не должна быть слишком большой, но при этом должна иметь определенное свободное пространство

  • Сочинение Мурманск — мой город

    Где-то на расстоянии 1500 км от Москвы на север находится город Мурманск. Он расположен на Кольском полуострове, на берегах залива с таким же именем, который переходит в суровое Баренцево море.

  • Символы в пьесе Вишневый сад сочинение

    Так называемый символ сада в знаменитой пьесе «Вишнёвый сад», которая стала последним произведение великого русского писателя занимает одно из главных мест во всем произведении. Вообще это произведение стало своеобразной

  • Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс

    Этот известный русский художник, является непревзойденным мастером портретного жанра, так как большинство его работ выполнено в этом стиле. Данная работа показывает весь талант этого мастера, так как портрет главного героя выполнен очень четко и правдиво.

Главная ~ Сочинения ~ 5 сочинений: чему учит рассказ «Кавказский пленник» — 5 класс

Пример сочинения
О чем меня заставил задуматься рассказ Льва Толстого “Кавказский пленник”

Каждое литературное произведение может заставить задуматься, но лишь от читателя зависит, действительно ли это произойдет. Невзирая на краткость рассказа Льва Николаевича Толстого “Кавказский пленник”, он производит достаточно сильное впечатление и заставляет человека задуматься над некоторыми аспектами человеческого бытия. Неудивительно, что этому процессу был подвержен и я. Прочтение рассказа побудило меня обдумать его содержание и те проблемы, которые в нем подняты.

В рассказе речь идет об истории офицера Жилина. Однажды этот военный, служивший в то время на Кавказе, решил возвратиться домой на время отпуска. Но на пути домой он столкнулся с очень серьезными проблемами. Другой военный, сопровождавший Жилина Костылин, проявил себя в качестве малодушного предателя.

Его испугали татары, что в итоге привело к тому, что Жилин с Костылиным попали в плен к врагу. Они прошли через мучения, неудачно пытались совершить побег и столкнулись с серьезными проблемами, но, к счастью, окончилось все хорошо – во время второй попытки бегства Жилина спасли русские, а Костылина позднее из плена просто выкупили.

Прежде всего, во время прочтения рассказа я задумался о том, какие сложности может привнести в жизни обычного человека война. Да, в те времена, которые показаны в рассказе, война не была редкостью и люди наверняка привыкли к ее тяготам, но сегодня все это воспринимается несколько иначе. Я никому не пожелал бы столкнуться с тем, с чем столкнулся Жилин и Костылин. Они пребывали в плену у врага в понятных для такого положения условиях, каждый день могли быть убиты и наверняка переживали все это очень тяжело.

Любая война – это страшно, необходимо делать все возможное, чтобы не допускать войн.
В то же время некоторые люди относятся хорошо даже к своим врагам. Успешный побег удался Жилину благодаря татарской девочке Дине. Офицер не видел в юной девушке врага, поэтому общался с ней дружелюбно и на равных.

Когда шансов спастись и совершить столь необходимый побег просто не оставалось, именно Дина ночью спустила в яму палку, по которой офицер выбрался наверх и впоследствии спасся. Даже в такие сложные моменты и в стане врага находятся люди, которые способны на отчаянные и смелые поступки, чтобы выручить того, кто им просто понравился. Пример такого поступка показала читателям Дина.

Безусловно, рассказ “Кавказский пленник” заставляет задуматься.

Как и любое другое качественное литературное произведение, этот рассказ вызывает как мысли глобального толка, так и мысли о простоте и бескорыстной доброте каждого отдельного человека при некоторых обстоятельствах.



Пример сочинения 2
Чему учит рассказ «Кавказский пленник» Толстого

Главной темой повести является повествование об Иване Жилине. Он был офицером и принимал участие на Кавказе в военных действиях. Иван получает письмо из родительского дома, ему пишет старенькая мать. Где она просит его увидеться в последний раз, так как уже стара и плохо себя чувствует. Жилин вскоре едет к матери домой. Попутчиком едет офицер Костылин.

Их обоз едет еле – еле, на пути им встречаются горцы и они попадают в плен Абдул – Мурату. За них требуют огромные деньги в качестве выкупа, так как мать Жилина не богата – он отправляет письмо на чужой адрес. Они проводят тридцать дней плену, заслужив доверие в ауле. Дина – хозяйская дочь, скрыто приносит им еду. Жилин каждую ночь копает подкоп, а Костылин рассчитывает на выкуп. Однажды ночью офицеры решаются на побег, но их ловят и возвращают селение. Им дают срок две недели на выкуп. Садят в яму и грозятся убить, если во время не получат выкуп. Офицер плохо себя чувствует, а Иван наоборот не раскисает и готовит новые действия побега. Дина тайно приносит ему палку, благодаря ей он выбирается из глубокой ямы. Он настолько обессилен, что не в силах взять с собой Костылина и бежит один. Жилин благополучно сбегает, а го товарищ дожидается выкупа через месяц. Обессиленный и больной он возвращается в крепость.

Автор показывает нам два противоположных героя по характеру и общественному классу. Костылин очень состоятельный дворянин. Своё низкодушие и подлость он показывает, когда увидел татар сразу убегает, бросив товарища. Хотя у него при себе было ружьё с зарядом, а у Жилина нет. Находясь в плену он смирился с участью пленника и ждал выкуп, не принимая никаких действий. Множество людей из господствующего класса такие, как офицер Костылин ни на что не способны без своего капитала. Их одолевают трусость и лень. Без денег они беспомощны. Жилин – бедный дворянин, но смелый и отважный, со стойким характером. Решительный, мужественный, изобретательный. Он идёт к своей цели напролом, такой человек всегда найдёт выход в сложной ситуации. Он не ждёт чудес, имеет надежду только на себя.

В этой повести Лев Толстой затрагивает тему дружбы и преданности. Жилин не покидает товарища в беде, помогает ему, хотя ему самому необходима подмога. А Костылин переживает только за себя, он думает о том, как спасти себя. В сложных ситуациях он бросает Жилина. Одна из героинь повести Дина, дочь хозяина – добрая и великодушная, чистая душа. Девочка наивная и милосердная, она не хочет понимать всю беспощадность, зверство и агрессивность земляков. Жилина она расценивает по его действиям.

Автор повествует нам о проблеме войны. На войне нет виновных, каждый защищает свою родину и свой народ. Ненависть и военные действия не приводят к хорошему. В любой ситуации нужно оставаться человеком и быть сострадательным, не опускать руки при трудностях, даже в безвыходных. Повесть «Кавказский пленник» учит нас бороться и быть решительными. Идти к свободе напролом, ни унывать, ни раскисать. Отважному и храброму человеку по плечу любые трудности и испытания. Главный герой рассказа смог выбраться из плена и выжить только благодаря своему стойкому характеру. Трусость, малодушие и нерешительность не помогут справиться с врагами, деньги и чины к сожалению тоже.

Главная мысль произведения – никогда не сдаваться и решительно совершать действия во благо. Также нельзя забывать о любви и уважению к ближним. Жизнь человека бесценна. Брать людей в плен и тем более убивать это безжалостно и антигуманно.

Рассказ «Кавказский пленник» актуален и по сей день. В нём показаны многие проблемы человечества и общественности. Прочитав эту повесть человек понимает последствия войны, её бессмысленность. Нужно понимать, что нет плохих и хороших национальностей. Надо любить людей, дорожить дружбой, не предавать и сохранять товарищеские отношения. Всё зависит от самого человека – будет он героем или жалким трусом.


Пример сочинения 3

Двое русских офицеров, Жилин и Костылин, по неосторожности попадают в плен к татарам, за них хотят получить выкуп. Жилин планирует побег, и он удался, но лишь со второй попытки и благодаря помощи девочки Дины. Костылина, из-за которого герои и попали в плен, выкупают за деньги еле живым.

Важно оставаться человеком и не терять мужества даже в самой сложной ситуации. Человек творит свою судьбу сам, она складывается из множества выборов и решений.

Война делает людей врагами, но человечность способна пересилить даже межнациональные конфликты.

Автор ни разу не выразил своего отношения к героям напрямую – он никого не осуждает и не хвалит. Читатель сам должен сделать выводы по описанию поступков героев.

Сравнение и контраст показывают, что является достойным поведением, а что вызывает порицание.

Жилин сумел заслужить уважение горцев, хотя он является для них врагом, что говорит о его высоких человеческих качествах.
Костылин вызывает сочувствие и даже презрение.


Пример сочинения 4

Писатель Л. Н. Толстой создал много разных произведений нам разные темы и разные по размерам. Рассказ «Кавказский пленник» посвящен кровопролитной войне на Кавказе XIX века. Война шла между горцами и российскими войсками, Россия хотела присоединить Кавказ к своим владениям. Писатель во время боевых действий был на Кавказе и все видел сам, поэтому рассказ можно считать былью.

Рассказ основан на реальных событиях. О том, что русский офицер был взят в плен, а потом бежал было написано в журнале «Русский вестник».
Главными героями являются два офицера армии Жилин и Костылин. В рассказе они противопоставлены друг другу. Жилин был человеком выносливым и сильным, а Костылин был обузой для Жилина. Автор симпатизировал Жилину. Контраст между героями виден даже внешне.
Автор смог в своем произведении показать, что одни и те же условия по – разному влияют на людей. Люди такие как Жилин всегда будут стремиться преодолеть трудности.

Содержание наполнено переживаниями героев, поэтому произведение получилось эмоциональное и волнующее.
После прочтения рассказа читатель задумывается о том, что надо уметь выживать в любой ситуации, дорожить людьми, которые искренне с вами дружат и любят. В рассказе показано, как должен выглядеть настоящий герой и как он должен вести себя в трудной жизненной ситуации.
В рассказе таится глубокий философский смысл, хоть и написан он легким понятным языком. Прочитав рассказ понимаешь, как велика сила духа простого человека.

Рассказ короткий, но производит сильное впечатление. В любое время люди ценили любовь, смелость и доброту.
Герои на протяжении всего рассказа противостоят друг другу. Жилин всегда пытается найти выход из ситуации, а Костылин только ноет и причитает, что ничего не получится. Из – за него не удался первый побег из плена. Во второй раз он не побежал, а стал ждать, когда его выкупят, а Жилин повторил попытку вернуться домой и у него это получилось.

Рассказ учит тому, что не надо никогда сдаваться, стремиться к своей цели при этом не предавать друзей.


Пример ответа на вопрос

Рассказ «Кавказский пленник» учит, что нужно быть смелым, преданным и человечным, как главный герой повествования Жилин. Хорошие поступки позволили ему выжить в плену и в итоге сбежать, в то время как другой персонаж, Костылин, из-за своей трусости и эгоизма чуть было не погиб в руках у дагестанцев, а спасли его только деньги родственников. Еще в рассказе говорится о ценности дружбы, ведь именно хорошие отношения с девочкой Диной помогли Жилину выбраться на волю и вернуться домой.

Количество просмотров: 10830
Опубликовано: 17.01.2022

Вернуться назад →

В первую очередь, во время чтения рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» я задумался о том, какие трудности может привнести в жизнь человека война. Да, в те времена, которые показаны в произведении, война не была редкостью, и люди привыкли к её тяготам, однако сейчас всё это воспринимается немного по-другому. Я никому не пожелал бы столкнуться с тем, с чем столкнулись офицеры Жилин и Костылин. Они пребывали в плену у врага в невыносимых условиях, почти каждый день могли быть убиты и, наверное, переживали всё это очень тяжело. Неважно, какая война, любая война — это страшно, и нужно делать всё возможное, чтобы не допускать войн.

При этом многие люди относятся хорошо даже к своим противникам. Благополучный побег удался Жилину благодаря татарской девчонке Дине. Офицер не видел в девочке неприятеля, потому общался с ней миролюбиво и на равных. Когда шансов спастись и совершить настолько нужный побег уже не оставалось, именно Дина в ночное время спустила в яму палку, по которой офицер выкарабкался наверх и потом спасся. Даже в такие сложные моменты и в стане неприятеля находятся люди, которые могут пойти на отчаянные и смелые поступки, чтобы выручить того, кто им понравился. Пример такого поступка показала читателям Дина.

Однозначно, произведение «Кавказский пленник» принуждает задуматься. Как и абсолютно любое другое качественное литературное произведение, это произведение вызвало у меня много разных мыслей, в первую очередь мысли о простоте и бескорыстной доброте каждого отдельного человека при многих обстоятельствах. Также я задумался о том, насколько по-разному могут вести себя люди, попав в одну и ту же ситуацию, как это случилось с Жилиным и Костылиным.

«Кавказский пленник» — поистине гениальный рассказ, который стоит прочитать каждому!


(2 вариант)

После недавнего прочтения рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», я и вправду задумалась о многих вещах. Например, образ Жилина заставил осознать, что главное в жизни — уметь ставить правильные цели и ни за что не сдаваться, ведь то, что сегодня мечта, завтра станет реальностью. Всегда нужно идти до последнего и ни в коем случае не опускать руки. Трудности — это нормально, ничего не падает на нас с неба, хорошую жизнь нужно заслужить.

Также, в рассказе затрагивается ещё одна очень важна тема — дружба. Дина и Жилин чётко показывают, что она существует. Нужно всегда помогать своим друзьям в самых сложных ситуациях и никогда их не бросать. Дина помогла Жилину сбежать, хоть это ей далось очень сложно, но она справилась и показала свою верность. Думаю, многие читатели задумались, как важно иметь настоящих друзей.

Безусловно, данный рассказ вместил в себе огромное количество ситуаций, которые заставляют нас задуматься над своей жизнью, но мне больше всего запомнились именно эти. А в целом, можно вынести для себя, что главное — доброта, простота, верность и отзывчивость. Именно эти человеческие качества делают из нас и вправду Человека с большой буквы.

Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник»? (5 класс)

читайте также:

Сочинение на тему «Жилин и Костылин – разные судьбы», 5 класс

Сочинение на тему «Дни недели рассказывают о себе», 5 класс

Сочинение на тему «Мой родной язык»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Над чем заставил задуматься Кавказский пленник

Над чем заставил задуматься рассказ Толстого Кавказский пленник

Филологи утверждают, что не было в русской литературе человека более пристрастного к войне и человеческой  натуре, чем Лев Николаевич Толстой. Писатель «водил за нос» своих персонажей, любил выуживал из их черноту точно так же, так и  выводить в свет  самые достойные черты характера. Волевого, крепкого духом мужчину он представил нам в своей повести «Кавказский пленник».

Не выходящая из моды времени,  история героя-офицера  Жилина  началась с его яркого представления. Иван – бравый служащий, который не знает грусти и слабости. Дабы закрепить на центральном герое «амуницию настоящего мужчины», автор показывает нам любовь Жилина к матери, к родному краю и всей России.

Оказавшись пленником татар, Жилин не спешит винить в этом своего горе-товарища Костылина. Герой признаёт  малодушие сослуживца и, не кривя душой,  позабыв предательство, пытается спасти их обоих.  Несмотря на заточение и страх вероятной казни, Иван не покидает мыслей о побеге. Он планирует каждый  их  шаг, хотя прекрасно знает, что Костылин никуда не годный и может запросто стать препятствием к свободе. Так и происходит.  Жилин до последнего волочит на своих степенных плечах товарища, а заметив погоню, даже не думает скинуть его с себя. Вот пример человека благородного , с принципами и чувством ответственности. Обязан ли он был чем-то Костылину? Нет, однако оставить горемыку на «съедение» татарам было Жилину не по совести.

Ни неудавшийся побег, ни новое заточение не смогли опечалить главного героя, сломить.  Смекалка и природное обаяние сослужили ему хорошую службу. Наконец, Жилин вырвал себя из лап злосчастий и стёр с лица судьбы горькую усмешку. Ведь правильно люди говорят: «Того, кто добро творит, того и Бог сам благословит».

За образом Ивана Жилина Л. Толстой спрятал все те качества в человеке, которые способны возродить его, вытащить из самых узких оков. На первом месте восседает вера в себя, безусловная и победоносная. На второе были поставлены всепрощение и благодетель: чувство обиды- это главные двигатели жертвы. Он и будут  тащить к разрушению, требовать капитуляции, но поддаваться нельзя.

Вариант 2

Мы будем говорить о произведении «Кавказский пленник» , но прежде узнаем немного об авторе

Лев Николаевич Толстой — известный русский писатель и мыслитель и один из величайших писателей. Родился в 1828 году и умер в 1910 году .

Разворачиваются события во время войны 19 века. И два основных героя это Жилин и Костылин . Русские офицеры попали в плен к горцам.

Здесь же Лев Николаевич сопоставляет двух разных людей по характеру. Жилин это человек который готов пойти на всё ради своей жизни. Он имеет сильный волевой характер , готов преодолеть все трудности которые стоят у него на пути к его цели. В произведение говорится о том что Жилин не отчаялся , он совершил побег из плена и во второй раз. Офицер находил себе занятия и в плену , что говорит о его любви к труду , сразу видно человек не может усидеть без дела. К нему съезжались люди с разных деревень чтобы он починил их вещь или оказал другую услугу. Фамилия его говорит сама за себя. «Жилин» что означает жилистый — выносливый , любит жизнь. Что не скажешь о Костылине этот человек слабохарактерный , ленивый , трусливый . В плену в отличие от его товарища Жилина , Костылин либо спал , либо ныл о том какая у него плохая судьба и как ему не везёт. Этот рассказ заставляет задуматься о том что на свете есть разные люди по своему характеру и не важно какой они национальности. Учит это произведение мужественности , трудолюбию , учёбе на своих ошибках.

В татарском ауле Жилин успел завести полезное знакомство. Это не совсем обычная дружба. Наш храбрый герой успел познакомится с девочкой Диной из татарского аула . Девочка эта была лет одиннадцати. Впервые она его увидела когда принесла ему кувшин с водой по поручению старшего в татарской семье. Как оказалось девочка эта была очень добрая , скромная . Дружба их завязывалась постепенно , Дина приносила тайно ему лепешки и молоко , а Жилин в ответ дарил самодельные подарки девочке. Вроде бы некоторые подумают , мол , какая может быть дружба из -за такой большой разницы в возрасте. Но Толстой противоречит стандартам и даёт веру в то , что и такие случаи бывают. Когда Жилин совершает второй побег девочка понимает , что это их последняя встреча. Она помогает ему в этом деле . Во время рассказа видно всю их заботу о друг друге . Во время прощания девочка плачет и сожалеет о потере друга на всегда. Также это произведение учит заботе , верности , доброте , и просто быть хорошим другом .

Над чем заставил задуматься Кавказский пленник

Над чем заставил задуматься Кавказский пленник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как я однажды пекла пироги (5 класс)

    Я решила помочь своей любимой маме. У неё в последнее время было грустное, подавленное настроение. Задумала приготовить вкусный сюрприз. Сначала я не знала, что приготовить. Из интернета на свой ноутбук скачала не сложный рецепт пирожков

  • Андрей Ефимович Рагин в повести Палата номер 6 Чехова

    Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца

  • Сочинение по картине Маторина Дмитрий Донской (описание)

    Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа

  • Сочинение на тему Мои планы на лето

    Самые радостные и тёплые дни — это дни проведённые летом. В летние дни всё пригревает и радует изобилием ягод, растений. День длиннее ночи, можно долго быть на свежем воздухе. Мои родители любят брать отпуск в этот период.

  • Анализ рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина

    Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать

  • Рассказ толстого иван ильич
  • Рассказ толстого иван да марья
  • Рассказ толстого дьявол читать
  • Рассказ толстого для детей 4 класс
  • Рассказ толстого для 4 класса читать