Рассказ толстый и тонкий по ролям

Сценарий постановки

по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Действующие лица:

Толстый (Михаил), тайный советник

Тонкий (Порфирий), коллежский асессор

Луиза, жена Тонкого

Нафанаил, сын Тонкого

Продавец газет

Продавец пирожков

_____________________________________________________________________________

Действие происходит на вокзале Николаевской железной дороги.

Звуки вокзала: разговоры людей, гудок

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

Тонкий только что вышел из вагона, навьючен чемоданами, узлами и картонками. Из-за его спины выглядывает худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

Толстый (удивленно, радостно восклицает). Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

Тонкий (изумляясь). Батюшки! Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

(Приятели троекратно целуются и устремляют друг на друга глаза, полные слез. Оба приятно ошеломлены)

Тонкий. Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! (рассматривает Толстого с разных сторон) Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь…(с гордостью показывает на жену) Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, (выставляет вперед сына) Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, (показывает на Толстого, радостно) друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

Тонкий. В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! (обращается к сыну) Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе (выставляет вперед сына)… А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

Толстый (восторженно глядя на друга) Ну, как живешь, друг? Служишь где? Дослужился?

Тонкий. (с гордостью) Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. (с сожалением) Жалованье плохое… ну, да бог с ним! (рассказывает увлеченно) Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? (Заигрывая с Толстым) Небось, уже статский? А?

Толстый. (просто, не хвастаясь) Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

Тонкий окаменевает, но скоро лицо его искривляется во все стороны широчайшей улыбкой; кажется, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…

Жена тоже меняется в лице, ее длинный подбородок становится еще длиннее.

Нафанаил вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира…

Тонкий. (заискивая, наклоняясь вперед как бы кланяясь) Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

Толстый. (морщится, возмущенно) Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

Тонкий (еще больше съеживается, хихикает). Помилуйте… Что вы-с… Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…

Толстый хочет возразить что-то, но видит на лице у тонкого столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайному советнику стало неприятно. Он отворачивается от тонкого и подает ему на прощанье руку.

Тонкий пожимает три пальца, кланяется всем туловищем и хихикает, как китаец: «хи-хи-хи».

Жена улыбается.

Нафанаил шаркает ногой и роняет фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

2

Сценарий показа по сценической речи и актёрского мастерства по рассказам А.П.Чехова.

2010-2011 учебный год

Театрального коллектива «Ника»

Действующие лица:

Автор

Толстый

Тонкий

Товарки 8 человек

Генерал-Очумелов

Городовой- Елдырин

Хрюкин- потерпевший

Прохор-повар

собачка

Звучит музыка, слышен стук печатной машинки. Гаснет свет. На просцениуме отображается тень печатающего писателя.

Появляется со свечой 3 девушки. Ставят на стол.

1-й чтец.
Время, бесстрашный художник,
Словно на белых страницах,
Что-то все пишет и пишет
На человеческих лицах.

Грифелем водит по коже.
Перышком тоненьким – тоже.
Острой иглою гравера.
Точной рукою гримера…

Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери,
Поздние наши утраты.

2-й чтец.
Черточки нашего скотства.
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства
С Богом и с горсточкой праха.

Скаредность наша и щедрость.
Суетность наша и тщетность.
Ханжество или гордыня,
Мужество и добродетель…

3-й чтец.
Отсветы. Отблески. Блики.
Пятна белил и гуаши.
Наши безгрешные лики.
Лица греховные наши…

Он уже в поле не воин,
Двинуть рукою не волен.
Больше не скажет: — Довольно!
Все. Ему больше не больно.

(Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник»)

.Уходят.

Зажигается свет на сцене.

Звучит музыка П.И.Чайковского, медленно затихая. Слышится мелодия скрипки, нежная и волнующая. На фоне мелодии, медленно выходя на сцену,
актер в роли Чехова произносит монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда»:

— И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем бранился всю жизнь, рычал, бросался с кулаками, обижал жену и, спрашивается, с какой надобности  давеча напугал и оскорбил бедного Ротшильда? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?

Уходит снова гаснет свет тень печатающего автора.

Появляется юноша и девушка :( показ слайдов А.П.Чехова и где бы А.П. Чехов)

    Девушка4: 

Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из «коротких штанишек» юмористических журналов 1880-х годов, таких как «Будильник», «Осколки», «Колокольчик», «Волна». Эта пестрая и шумная журнальная толпа для большинства крупных писателей того времени представляла собой «уличную литературу», то что сейчас называют «Массовой культурой». Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок.

Девушка5:

Таганрог, Москва, Сахалин, Мелихово, Ялта — эти памятные места связаны с именем Чехова. Это вехи на его короткой, но яркой, как пламя свечи, жизни. Каждое из них достойно отдельного разговора.

      У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных  человеческих изменений, уважение к человеку, каким бы он ни был, — вот в чем тонкость чеховских рассказов.

Звучит музыка. Гаснет свет. На просцениуме появляется писатель А.П.Чехов. с машинкой в руках печатает и читает рассказ. «Толсты и Тонкий»слайды вокзала зарисовки из книги А.П.Чехова ,иллюстрации.

Чехов:

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

Вышли на просцениум с вещами.

Толстый: Порфирий! ( воскликнул толстый, увидев тонкого)

Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

Тонкий: Батюшки! (изумился тонкий)Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Автор: Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

Толстый: Ну, как живешь, друг? (восторженно глядя на друга) Служишь где? Дослужился?

Тонкий: Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

Толстый: Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

Стоп-кадр.

Автор: Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…

Тонкий: Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

Толстый: Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

Тонкий: Помилуйте… Что вы-с… (захихикал тонкий, еще более съеживаясь) Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги..

в это время автор печатает на машинке и читает:

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Уходят за ткань(тень):

Тонкий стал отдавать поклон- почтения….прощаясь вцепился в руку тонкого пытаясь поцеловать. Толстый отдёрнул руку и пошёл…Тонкий смотрел ему в след наклонившись…

Слайды. Презентация 2

Девушка6: «Желание, служить общему, благу должно быть непременно потребностью души, условием личного счастья…» — говорил писатель. И слова его находили воплощение: Чехов строит 3 школы, хлопотал об открытии почтового отделения при станции Лопасня, проведения шоссе. Остаётся только удивляться, когда Чехов находил время для литературы.

Девушка7: Чехов любил повторять, что если человек не работает, не живёт в той художественной атмосфере, которая так раскрывает глаз художника, то будет чувствовать себя пустым, бездарным. Иногда он вынимал из стола свою записную книжку и, подняв лицо и блестя стёклами пенсне, мотал ею в воздухе и говорил: «Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам, молодым, чета! Хотите, парочку продам?»

9-ая девушка

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина,
Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.
1-я девушка
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит – о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струя запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Сад тот Россией был Чеховым назван
И сохранить его каждый обязан!

Презентация 3 детство….

Инсценировка «Хамелеон»

Звук печатной машинки. Свет гаснет. Видна тень печатающего автора. Прожектор гаснет и показ слайда базарная площадь.

Звучит музыка появляются ширмы с надписью Центральный рынок и подметающий дворник .

Звучит весёлая музыка появляются девушки современно одетые.Небольшая хореографическая композиция. Раскладываю товар, вынимают из больших узбекских сумок. появляется дама с собачкой! дворник подметает, пробегает

Девушка1:Как у нашего двора,

Ой как ярка!

Девушка2:

Словно радуга взошла

Чудо ярмарка!

Девушка3:Ах,какой собрался люд!

Девушка4:Люди важные!

Девушка 5:А те которые не важные- те ряженные!

Девушка6:Как пошёл гулять народ то по ярмарке!

Девушка7:Кто по ягоды пошёл!

Девушка8: Кто по яблоки!

Девушка1: кто по яблоки пошёл!

Девушка2: Кто по пряники!

Девушки 3и 4: Всем охота погулять, да на празднике!

Все: Ярмарка! Ярмарка! Ярмарка! Ярмарка!

Девушка5: Ярмарка! Ярмарка!

Девушка6:Кто валенки валяет!

Девушка 7:Акто балду гоняет!

Девушка8:приходи честной народ!

Все: к нам на ярмарку спешите, весь товар вот раскупите!

На сцене в командном шаге появляется Генерал Очумелов.

Генерал: Ать два левый, ать два правый!

Это кто шагает бравый?

Сапоги кругом дрожат!

Товарки: Дело ясное- сержант!

Генерал: Кто меня не узнаёт! Тот пускай опять поют! Запевай!

Товарки: Ать дав левый, ать два правый!

Генерал: Это кто шагает бравый?

В новый корпус словно франт!

Товарки: неужели лейтенант?

Генерал: Нас опять не узнают! Так пускай опять поют? Запевай!

Товарки: Ать дав левый, ать два правый!

Генерал: Это кто шагает бравый?

Товарки: Это видно, капитан?

Генерал: До чего ж народ ,балван!

Товарки: Ать дав левый, ать два правый!

Генерал: Это кто шагает бравый?

Товарки: Неужели сам майор?

Генерал: Всем отставить этот вздор!

Товарки: Ать дав левый, ать два правый!

Генерал: Это кто шагает бравый?

Товарки: Остаётся –Генерал!

Генерал: Верно! Чёрт бы вас побрал!

На месте, стой,раз,два. Смирно!

(зрителям)Всем встать! Можете сесть!

Эй народ товар готовь! Товар под стол, денежки на стол!

Товарки убегают, одна не успела уйти.

Генерал: Я полицейский бравый и у меня карман не дырявый!

Направляется к последней товарки, ему вручает свою сумку и убегает. Он начинает осматривать сумку, примерять товар и вдруг слышит!

Мужчина(Хрюкин): ( кричит за кулисами) Так ты кусаться, окаянная? Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а! Не пущай!

Появляются Человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец за ним товарки

Городовой-Елдырин: Никак беспорядок, ваше благородие

Генерал(Очумелов): По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?
Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю.(кашляя в кулак.)Насчет дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…
Очумелов: Гм!.. Хорошо…(строго, кашляя и шевеля бровями)Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,(обращается надзиратель к городовому)узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

Товарка 1(:выкрикивает из толпы)Это, кажись, генерала Жигалова!
Генерал-Очумелов: Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?( обращается к Хрюкину)Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

Товарка 2: Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!
Хрюкин: Врешь! Не видали, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандарах… ежели хотите знать…
Генерал-Очумелов: Не рассуждать!
Гродовой-Елдырин : (рассматривает собачку)Нет, это не генеральская… У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

Генерал-Очумелов: Ты это верно знаешь?

Городовой-Елдырин: Верно, ваше благородие…

Генерал-Очумелов: Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

Городовой.-Елдырин: (думает в слух) А может быть, и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.

Товарка3 (выкрикивает из толпы):
Вестимо, генеральская!

Генерал-Очумелов: Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..
На сцене появляется повар!
Городовой :Елдырин :Повар генеральский идет, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?

Повар- Прохор : Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Генерал-Очумелов : И спрашивать тут долго нечего. Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и всё.

Повар-Прохор : Это не наша, — Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

Генерал-Очумелов: Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? (всё лицо его заливается улыбкой умиления)Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

Повар-Прохор: В гости…

Генерал-Очумелов: Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

Генерал-Очумелов (грозит ему-Хоюкину и, запахиваясь в шинель ):Я еще доберусь до тебя!

Продолжает свой путь по базарной площади.

Товарка4: кому товар!

Товарка5:Товары по десять рублей! Все по десять!

Товарка6:Ярамарка!Ярмарка!

Товарка7:славная!Яркая!А весёлая!

Товарка8:приходи честной народ всех вас ярмарка зовёт!

Расходятся.

Звучит музыка!

Сайды на сцене!

Завершающий монолог актера в роли А.П.Чехова из рассказа «Крыжовник»:
   Чехов:   К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!

6

Цели:

  • Познакомить учащихся с биографией А.П.Чехова.
  • Выявить основную идею рассказа “Толстый и
    тонкий”.
  • Раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова.
  • Выявить особенности чеховского стиля.

Оборудование: Презентация PowerPoint,
карточки.

Ход урока

I. Объявление темы и целей урока. (Слайд
1).

А.П.Чехов сказал: “Вспомните, что писатели,
которых мы называем вечными или просто хорошими,
имеют один общий и весьма важный признак: они
куда-то идут и вас зовут туда же, и вы чувствуете
не умом, а всем своим существом, что у них есть
какая-то цель… Лучшие из них пишут жизнь такою,
какая она есть, но оттого, что каждая строчка
пропитана, как соком, сознанием цели, вы, кроме
жизни, какая она есть, чувствуете ещё ту жизнь,
какая должна быть, и это пленяет вас”.

(Слайды 2-3)

— Сегодня на уроке мы поговорим об Антоне
Павловиче Чехове и его творчестве,
проанализируем рассказ “Толстый и тонкий”,
выявим основную идею произведения, а также
особенности чеховского стиля.

Слайды 4 -15

II. Повторение ранее изученного материала

1. Фронтальная беседа по биографии
Чехова.

— Где родился А.П.Чехов? (показ слайда “Домик
Чеховых в Таганроге”)

— Что вы знаете о его детстве и его семье? (показ
слайда “Семья Чеховых”)

(слайды “Таганрогская гимназия, в которой
учился Чехов”, “Лавка отца Чехова”, “Конторка,
за которой Антон Чехов делал уроки”)

— Какое образование получил Чехов? (показ слайда
“Московский университет”)

— Как называется его первый рассказ? (“Письмо
учёному соседу”.)

— Как называется первый сборник его рассказов?
(“Сказки Мельпомены”)

— Какими псевдонимами подписывал Чехов свои
рассказы? (слайд “Псевдонимы Чехова”)

— С какими юмористическими журналами
сотрудничал Чехов? (“Зритель”, “Будильник”,
“Стрекоза”, “Осколки”).

— Что ещё вы знаете о Чехове? (Рассказы учеников)

— Какие рассказы Чехова вы читали?

2. Игра “Узнайте произведение”

Слайды 16 — 18

1).К каким рассказам Чехова выполнены
иллюстрации? (слайды — иллюстрации к рассказам
“Каштанка”, “Белолобый”, “Ванька”.)

2). Героям каких произведений принадлежат
данные предметы? (щипцы, письмо,свеча )

Слайд19

III. Новый материал

1. Слово учителя.

Антон Павлович Чехов – один из тех писателей,
которые входят в нашу жизнь с детства и остаются
с нами навсегда. Это человек, любящий людей,
любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь
Чехова была очень деятельной. Он был врачом и
помог многим людям справиться с болезнью. Он
организовал на свои деньги множество библиотек,
школ, больниц, не афишируя свою
благотворительность. Он был писателем, и его
рассказы помогали и помогают справляться со
сложностями жизни, помогают посмотреть на себя
со стороны. Сегодня мы познакомимся с одним из
самых первых его произведений, рассказом
“Толстый и тонкий”

Слайд 20.

2. Чтение рассказа “Толстый и тонкий” по
ролям
(подготовленные ученики)

(Роли:Толстый,Тонкий,рассказчик-автор)

3. Анализ рассказа и комментарий

Слайды 21-24

— Какое событие происходит в рассказе? (Встреча
двух одноклассников)

— Где встречаются одноклассники? (На вокзале
Николаевской железной дороги)

Комментарий:

Николаевская железная дорога – первая
железная дорога в России между Москвой и
Петербургом.

— Кто первый бросается к другу? (Толстый)

— Как Тонкий называет Толстого? (Миша.Друг
детства)

-Каково состояние обоих? (Оба приятно
ошеломлены.)

— Что вспоминает Тонкий? (Как их дразнили в
детстве.)

Комментарий:

Герострат, желая обессмертить своё имя, сжёг
в 356 г. до н.э. храм Артемиды Эфесской в Древней
Греции.

Эфиальт – предатель, во время
греко-персидской войны 500-499гг. до н.э. указавший
персам тропинку, по которой они обошли греческое
войско и уничтожили его.

— Как характеризуют героев их детские прозвища?

— С каким чувством задаёт вопрос Толстый?
(Восторженно глядя на друга)

— Что узнаём о материальном положении Тонкого?
(Маленькое жалованье, жена подрабатывает
частными уроками, он сам делает дешёвые
портсигары)

— Каких успехов по службе достиг Тонкий?
(Коллежский асессор, имеет орден)

(Коллежский асессор – гражданский чин 8
класса “Табели о рангах”.Пользовался титулом
“Ваше высокоблагородие”.)

— С каким чувством это говорит Тонкий? (С
чувством гордости)

Коллежский асессор — чин, по достижении
которого давалось личное дворянство. Вот причина
торжествующего тона Тонкого. Имеет орден
Станислава третьей степени (это низшая награда
за выслугу лет)

— А как обстоят дела у Толстого? (Он стал тайным
советником, получил 2 звезды)

Тайный советник – гражданский чин 3 класса
“Табели о рангах”. Пользовался титулом “Ваше
превосходительство”.

Слайд 25.

Табель о рангах – закон о порядке
государственной службы в Российской империи
(соотношение чинов по старшинству,
последовательность чинопроизводства).

Согласно Табели о рангах, существовало 14
гражданских чинов “служебной лестницы”, самым
высоким из которых был гражданский чин 1-го
класса. И вот настаёт страшный для Тонкого
момент: он узнаёт, что его давний друг и соперник
опять превзошёл его и уже навсегда. Тонкий,
имеющий после многих лет службы чин коллежского
асессора, не сомневается, что Толстый его обошёл,
но ещё надеется, что не настолько, насколько ему
подсказывает его тонкая и проницательная, как у
всех худых и жёлчных, натура: “Небось, уже
статский?”

Но, увы, интуиция подвела: старый друг и
соперник оказывается в чине тайного советника,
т.е. он почти уже достиг вершины карьерной
лестницы.

(Показ чинов Толстого и Тонкого на “Табели о
рангах”)

Слайды 26-28

— Какие изменения происходят с Тонким? Как он
выглядит? Прочитайте.

— Какой приём использует Чехов? (Метафора,
доведённая до гротеска)

— Что такое гротеск? (Фантастическое
преувеличение)

— Найдите гротеск в этой сцене. (“Чемоданы и
коробки поморщились, съёжились”)

— Как заговорил Тонкий? (униженно)

— Найдите слова, которые выражают его
подобострастность. (Присоединяет частицу –с,
заикается, речь прерывиста, это выражается на
письме в виде многоточия, “Ваше
превосходительство”)

— В чём комизм ситуации, описанной автором?

— Что интересует Чехова: факт встречи старых
приятелей или изменение характера поведения
персонажей?

— Когда происходят изменения в характере
отношений героев? В чём это выражается?

— Один литературовед высказал мнение, что в этом
рассказе нарисованы не одна, а две встречи.
Первая: встретились человек с человеком, друзья
детства. Вторая: встретились два чиновника — и
простая человеческая беседа уже невозможна.
Можно ли согласиться с этим? Почему вы так
считаете?

4. Инсценировка (или видеоролик)

— Почему рассказ назван “Толстый и тонкий”?

(Толстый – это не только физическое качество,
но и признак достатка; так же, как и у Тонкого)

5. Самостоятельная работа “Сравните
героев рассказа” (карточки)

  один другой
Внешний вид    
Окружение    
отношение к жизни    
Черты характера    

6. Проверка выполнения работы (Слайд29)

  один другой
Внешний вид Толстый Тонкий
Окружение Один, без спутников, налегке Обременён семьёй и вещами
Oтношение к жизни доволен измучен
Черты характера добродушный завистливый, мелочный

Слайд 30

7. Повторение понятия антитеза.

— Какой художественный приём положен в основу
композиции рассказа? (антитеза)

— Что такое антитеза?

(Антитеза – стилистическая фигура,
сопоставление или противопоставление
контрастных понятий, состояний, образов.)

Слайд 31

8. Особенности чеховского повествования

Обратим внимание на особенности чеховского
повествования.

— Чехов избегает описаний. Почему?

(Они замедляют, удлиняют рассказ, делая его
менее динамичным.)

— Описывает ли Чехов душевное состояние героев?
(Нет, но оно видно по их поведению)

Как писал Чехов своему брату Александру,
“лучше всего избегать описывать душевное
состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было
понятно из действий героев”.

Слайд 32

Для чеховских рассказов характерно отсутствие
описаний и развёрнутых авторских рассуждений
,
но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие
героев. Они лаконичны.

— Найдите их в тексте.

— О чём они говорят?

(Они тоже характеризуют материальное и
социальное положение героев)

Слайд 33

— Кому стало противно и почему? (Толстому)

— Какое слово находит Толстый, чтобы остановить
Тонкого? (чинопочитание)

— Подберите синонимы к этому ряду. (Лакейство,
приспособленчество, утрата чувства собственного
достоинства).

— Какая фраза проходит рефреном, повторяется?
(“Были приятно ошеломлены”)

— Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце
встречи? (Сначала друзья детства, а в конце –
семья Тонкого)

— Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?

(Забавны воспоминания детства.А грустно то, что
эти воспоминания Тонкого теряют магическую
власть перед его нынешними взглядами на людей,
перед рабской угодливостью и чинопочитанием.)

Слайд 34

9. Знакомство с понятиями юмор, ирония и
сатира.

— Прочитаем, что такое юмор, ирония и сатира.

Юмор – смех дружелюбный, добродушный,
беззлобный, весёлый, сочувственный,
смех-подшучивание.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сатира – беспощадное осмеяние человеческих
пороков.

Слайд 35

— Что у них общее? (высмеиваючеловеческие
пороки)

— Чем отличаются? (Юмор высмеивает недостатки
людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки
общества)

— Рассказ “Толстый и тонкий” юмористический
или сатирический? (Сатирический) Докажите свою
точку зрения.

— Какой порок бичует автор этого рассказа? (Он
высмеивает порок общества – чинопочитание)

— Какую роль в рассказе играют жена и сын
Тонкого? (Это молчаливые персонажи.Они
дорисовывают образ Тонкого)

— О чём говорит тот факт, что жену Тонкого зовут
Луиза и что она лютеранка, а сына зовут Нафанаил?

(Это говорит о его желании выделиться.)

Слайды 36- 37

10. Работа с иллюстрациями

— Какой момент повествования запечатлел
художник?

— Какие черты героев ему удалось передать?

Слайд38

11. Вывод по рассказу

— Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что
бичевал? (чинопочитание, рабское угодничество)

Став знаменитым писателем, в одном из писем
Чехов советовал начинающему автору: “Напишите
рассказ о том, как молодой человек, сын
крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и
студент, воспитанный на чинопочитании, целовании
поповских рук, поклонении чужим мыслям.
Благодаривший за каждый кусок хлеба,… напишите.
Как этот молодой человек выдавливает из себя по
капле раба и как он, проснувшись в одно
прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт
уже не рабская кровь, а настоящая человеческая”.

С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов
боролся всю свою жизнь, “по капле выдавливая из
себя раба”.

Слайд 39

IV. Итог урока

— Что на уроке было самым интересным?

— Что новое узнали на уроке?

— О чём хотелось бы узнать подробнее?

Слайд 40

V. Домашнее задание:

1. Ответить на вопрос: Что было бы, если бы герои
“поменялись чинами”

2. Прочитать рассказы Чехова “Смерть
чиновника” и “Пересолил”.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Работа с эпиграфом.  А. П. Чехов был убеждён, как он писал брату Михаилу, что “… среди людей нужно сознавать своё достоинство” во всякое время. 

– Как вы понимаете эти слова?

– Подберите синонимы к слову достоинство 

 Это качество отличало и самого писателя. А.П. Чехов был убеждён, что “человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”. 

Дома вы читали рассказ “Толстый и тонкий”

Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал рассказ?

Как вы оцениваете поведение толстого и тонкого в первые минуты встречи?

Какие были их настоящие имена? 

– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.


– А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов? 

      Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
      Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.

На каких деталях, характеризующих внешность героев, А.П. Чехов заостряет наше внимание? О чем свидетельствуют следующие детали?



– Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Не заглядывая в текст составьте его словесный портрет.


– А как он показан у Чехова? Найдите в тексте.


      Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.

Пахло… ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.


– Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? 


– Какой композиционный приём использует Чехов, рисуя героев? 


– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. 

Давайте прочитаем по ролям диалог толстого и тонкого. 

Лев почитает за тонкого, а Гриша за толстого.

(От “Порфирий! – воскликнул толстый… до “…лютеранка”.)

Какие чувства испытывают герои? Найдите слова, передающие эти эмоции.

Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались.

Что мы узнаем о прошлом героев из их диалога?

 Такой же душóнок и щёголь:

 душонок — душа компании;

 щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.  

Поговорим о прозвищах героев.


      Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
      
      Эфиáльт — малиец, изменнически указавший обход в ущелье через Каллидров (тропинка называется теперь Монопати), по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окруженные с двух сторон неприятелем.

Прозвища немало рассказали о героях. По ним можно судить о независимости характера толстого, проявлявшейся в молодые годы (несмотря на запреты начальства, он курил папироски), он прожег папироской казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.

Также можно судить о склонности к приспособленчеству тонкого, докладывающего начальству о шалостях товарищей, видимо, имевшему за эти “заслуги” какие-то привилегии.

Жена… урождённая…: так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках).

Как вы думаете, почему герой повторяет об этом несколько раз?  

      Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. 

В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.

Продолжим чтение. Катя!

(От “Ну как живёшь, друг?..  до Две звезды имею”.)

– Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?

Каково социальное положение героев?

Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Перед нами такая картина. 

Толстый дослужился до тайного советника, достиг вершины карьеры, имеет высокие награды, а друг детства мало преуспел.

 Императорский и царский орден Святого Станислава – орден Российской империи с 1815 г. до 1917 г. Самый младший по старшинству и иерархии государственных наград. 

Семейство тонкого еле-еле сводит концы с концами. Надежды на карьерный рост тоже нет. Чем вынуждены заниматься тонкий и его жена? 

Выразительно прочитаем от слов “Тонкий вдруг побледнел, окаменел..” и до конца рассказа. Олеся, пожалуйста.

Назовите глаголы, передающие эмоциональное состояние тонкого в тот момент, когда он услышал, что его друг занимает высокую должность.

Что чувствует тонкий в этот момент?

 Ребята, а теперь выполним задание по вариантам: 1 вариант- сопоставьте речь тонкого в первой и второй частях диалога, до и после переломного момента, 2 вариант – сопоставьте речь толстого. Изменилось ли что-то в речи персонажей? Ищите в тексте.

Что означает “-с” в сочетании со словами?

Словое́рс (словое́рсловое́рик) — название частицы , прибавляемой к концу слов в определённых ситуациях:

  • в XIX веке — в знак почтения к собеседнику;
  • в конце XIX века прибавилось значение демонстративного самоунижения;
  • в XX веке словоерс используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчёркивания иронии.

Вначале использовалось как сокращение от слова сударь, государь: вместо извольте, сударь – извольте-с.

Какова реакция жены и сына? Найдите в тексте цитаты, позволяющие судить об эмоциях членов семейства тонкого.

  • Нафанаил немного подумал и снял шапку
  • Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца
  • Длинный подбородок жены стал еще длиннее
  • Нафанаил вытянулся и застегнул все пуговки своего мундира

– Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился? 

– Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? 


Правильно. Ведь и тонкий, и его семья  раскланиваются не перед другом и товарищем по школьному детству, а  перед тем местом, которое занимает. И в этом рассказе огромная роль принадлежит и Нафанаилу,  гимназисту и сыну тонкого. Ведь даже он стал вести себя по –другому, узнав какой пост занимает друг его отца.  А это значит, что в то время уже с детских лет воспитывалось  это чинопочитание.

Сформулируйте в нескольких предложениях ответ на вопрос:  

Смешным или  грустным показался рассказ? Почему?

Что кажется смешным, а что грустным?

Читаем у Чехова: “Толстый хотел было возразить что-то”. Почему Чехов не дает ему возразить? Каким словом передает писатель чувства Толстого от пресмыкательства тонкого? 

Почему тайного советника «стошнило»? Что он чувствует?


– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?

– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? 

– Как вы понимаете это словосочетание?

Обратите свое внимание на доску и запишите в тетрадь тему урока: “Разоблачение “почтительной кислоты”.

– Как обращаются друг к другу герои? Грубит ли толстый? Или вежлив с приятелем?


– Так почему же тонкий заискивает перед толстым?

Какая проблема является центральной в рассказе: проблема социального неравенства или человеческого достоинства?

 К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ Чехова? Докажите.

– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким? Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

– К какому же выводу подводит нас А. П. Чехов? 

Автор показывает “маленьких людей”, которые никогда не восстают против царящего миропорядка и унижают сами себя. Просто потому, что жизнь уже сформировала из них рабов. В первой редакции рассказа герой, которому повезло в жизни больше, сам вынуждал бывшего друга пресмыкаться. Но Чехов понял, что при таком повороте сюжета замысел его рушится. Дело ведь не в том, что человека заставляют быть рабом, а в том, что он сам им хочет быть. 

Рефлексия.

Итоги урока.

Ответы учащихся.

(честь, самоуважение) 

(Толстый – Миша, тонкий – Порфирий)

(Ответы)

(Работа с текстом.) 

(Лоснящиеся губы. Толстый обеспечен, доволен жизнью, он только что пообедал с дорогим вином. Путешествие его в вагоне первого класса было легким и приятным)

(Ответы)

(Работа с текстом.) 

(Тонкий навьючен.
Он беден, у него нет денег на носильщика. Его обед был вовсе не изысканным, а путешествие не столь приятным. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)

(Антитеза.) 

(Бедный и богатый.) 

(“Устремили друг на друга глаза, полные слез”, “оба были приятно ошеломлены”)

(Школьные прозвища героев – Герострат и Эфиальт; в юности толстый был “красавцем”, “душонком” и “щеголем”)

Хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.

(Когда тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника)

Тайный советник и коллежский асессор.

Тонкий вынужден тайно торговать дешевыми портсигарами, а жене приходится давать уроки музыки.

Побледнел, окаменел, 

лицо искривилось широчайшей улыбкой;

 от лица и глаз посыпались искры, он съежился, сгорбился, сузился; чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились; длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки.

(Собственное существование кажется ему ничтожным, “сузившимся”, “съежившимся”)

1 вариант – тонкий: речь различна, вначале были просторечные выражения (“Откуда ты взялся?”), он чувствовал себя свободнее, затем появились заштампованные официальные обращения (“Ваше превосходительство”)

2 вариант – толстый: речь не изменилась, “Голубчик мой” – “Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание”).

(Сначала Порфирий радуется, гордо говорит о своих достижениях. Но узнав о положении толстого, тонкий меняет тон повествования о своей семье: он говорит о своей семье с трепетной угодливостью и подобострастием.)

(Чинопочитание, угодничество, неискренность,  подхалимство.)

(Рассказ нам кажется смешным и грустным одновременно.)

Смешным выглядит поведение Порфирия, отказавшегося от искреннего, доброго общения с прежним другом детства и пресмыкающегося перед «его превосходительством». Он запинается, бессвязные льстивые фразы заканчивает угодливым смешком. 

Грустным нам кажется это добровольное унижение человека, утрата им чувства собственного достоинства.

(Стошнило)

(Отвращение, презрение).

(Чехов ничего не придумывал в своих произведениях и не писал о чем-то далеком. В его рассказах показана обыкновенная жизнь обыкновенных людей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)


(Почтительной кислоты.) 

Ответы

Вежлив

(Такова сила привычки, он инстинктивно преклоняется перед чужим начальством.)

Человеческого достоинства

(Произведение сатирическое, поскольку в нем высмеян герой, лишенный чувства внутренней свободы и собственного достоинства, а также общество, в котором процветает чинопочитание. Это уже социальный порок)

“Маленьким” человека делают не чин и не положение в обществе. От самого человека зависит — быть ему “маленьким” или “большим”

  • Рассказ толстый и тонкий имена героев
  • Рассказ три товарища осеева главная мысль
  • Рассказ толстый и тонкий автор
  • Рассказ три старца лев толстой
  • Рассказ толстой на золотом крыльце сидели