Возьмите, например, ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ. Она интересуется тем, какие встречаются на Земле ландшафты и по каким законам взаимодействуют друг с другом суша Земли и океаны, воздух-атмосфера и вся область активной жизни — биосфера. К физической географии относятся и многие пограничные науки. Они изучают разные вопросы. Как и почему происходят извержения вулканов? Или: как образуются горы? Сколько будет воды в океанах в будущем году, через десять и через сто лет? И как изменится климат? Где расположены самые большие леса и как их сохранить?.. Да мне и не перечислить всех вопросов, которыми занимаются географы.
Но есть в современной науке о Земле и другое, тоже очень важное направление: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.
Ее специалисты изучают вопросы, связанные с деятельностью человека на Земле. Они определяют, где лучше заниматься сельским хозяйством, и наносят на карты будущие электростанции и шахты. Обсуждают, где выгоднее провести дороги, газо- и нефтепроводы.
У сегодняшней географии очень много важных и интересных разделов. Иногда несколько разных специалистов-географов объединяются и составляют планы на будущее: где строители возведут новые плотины для электростанций и где построят новые города.
Они решают, как изменить течение рек, чтобы добавить воды в засушливые районы, и где устроить новые моря, чтобы не нарушить природное равновесие. Потому что для правильного развития народного хозяйства очень важно знать законы, по которым живет Земля.
Пожалуй, можно смело сказать, что современные географы — это люди, которые занимаются благоустройством нашей планеты, делают ее еще лучше, еще удобнее для человечества.
Рисунок на кувшине из майкопских раскопок.
Можете ли вы представить себе географию без карт? Конечно нет. А кто и когда первым придумал и нарисовал карту? Пожалуй, точно и этого не скажешь. В глубокой древности люди, наверное, уже умели рисовать планы ближайших окрестностей. А то как еще объяснить, где охота лучше или где корешки слаще? Потом, когда роды и племена познакомились друг с другом, стали первобытные географы указывать на своих планах соседние селения. Соединили их со своими черточками-дорогами. А когда первые караваны ушли к другим народам, пришло время составлять планы и описания долгих караванных путей.
Древнегреческий философ по имени Анаксимандр собрал множество известных в его время описаний и попробовал начертить план всей Земли. Получилась первая карта.
Необыкновенно увлекательное занятие — составлять карты. Когда я был маленьким, то очень любил придумывать необитаемые и таинственные острова и рисовать их карты. При этом горы я раскрашивал, как и полагалось, коричневым цветом; речки, озера и моря — синим. А зелеными были у меня на картах низменности, покрытые непроходимыми джунглями. В них водились такие страшные звери, которых нет ни в одном зоопарке.
На таких островах можно замечательно охотиться, спасать прекрасных принцесс и находить клады, которые охраняют ядовитые змеи…
Потом, когда вырос, я узнал, что люди еще и писать-то не умели, а карты и планы уже составляли. А тех, кто занимался этим искусством, с почтением называли землемерами.
Есть у нас в Краснодарском крае город Майкоп. Стоит он на берегу реки Белой. Город не старый, ему лет сто с небольшим. Но с незапамятных времен высился в тех местах курган. Когда его насыпали — никто не помнил. И зачем насыпали — тоже давно забыли. И вот однажды решили ученые-археологи: «А давайте раскопаем этот курган. Вдруг там окажутся вещи, которые помогут восстановить историю того, что здесь когда-то случилось?»
Что ж, сказано — сделано. Снарядили ученые экспедицию. Приехали к кургану. Стали копать. День роют — ничего. Два, три дня идут раскопки — только пустая земля под лопатами, только песок да камни летят из траншей. Приуныли археологи. Стали подумывать: не бросить ли затею? И вдруг наткнулись на клад.
Прибавление
Земледелие и скотоводство сразу сделали людей обеспеченнее. Не таким страшным стал для них завтрашний день. Но и хозяйство стало при этом более разнообразным: тут и охота, и скот, и землю надо обработать, и горшки слепить… На всё рук не хватало. Задумались люди: не попробовать ли с соседями объединиться? Не захотят добровольно — напасть, добро и припасы отнять, к себе унести…
Кое-где получилось. Объединились племена во временные союзы. Так и воевать, и охотиться стало сподручнее. А вот земледелие потребовало союзов постоянных. Подумайте сами: чтобы для нового поля болото осушить, или канал вырыть, или дамбу построить от наводнения, — хочешь не хочешь, объединяйся. Одним не справиться. А реки и озера не считаются с границами, которые люди по земле провели. От засухи больше страдали те, кто жил в верховьях рек, а от наводнений — те, кто жил ниже по течению. И только общее сотрудничество улучшало жизнь и тех и других.
Лейф Счастливый
Биарн не стал продолжать свои открытия, но при дворе норманнского эрла Эйрика, которому он нанес визит, о его путешествиях и отказе их продолжать много говорили. Да и вся Гренландия была взбудоражена новостями. Через некоторое время Лейф, сын Эйрика Рыжего, получивший прозвище Счастливый, купил корабль Биарна, нанял команду из тридцати пяти матросов, среди которых был германец по имени Тиркер, и отплыл к найденной Биарном земле. Вскоре он ее обнаружил и бросил якорь у берега, но это оказалась каменистая, безжизненная земля. Норманны назвали ее Хеллу-лэнд, или «Земля плоских камней». Затем они отправились дальше на юг и вскоре увидели другую землю, которой дали имя Марк-лэнд, или «Земля деревьев», поскольку она изрядно заросла лесом. Они покинули и этот берег и снова вышли в море.
Земля вина
Продолжая держать курс на юг, норманны вошли в пролив, разделяющий остров и мыс. Здесь они высадились и построили хижины. После ледяных ветров Гренландии воздух здесь им показался теплым и приятным, и даже в самый короткий день солнце стояло над горизонтом с половины восьмого утра до половины пятого вечера. Путешественники разделились на две группы и отправились исследовать землю. Однажды германец Тиркер пропал. После долгих поисков его обнаружили неподалеку от лагеря, в состоянии большого возбуждения. Он нашел лозы с виноградом! Огромное искушение для человека, родившегося на земле виноградных лоз и долгое время их не видевшего. Путешественники нагрузили лодку виноградом и приступили к рубке леса, чтобы загрузить судно. Весной они покинули гостеприимную страну, дав ей имя Вайн-лэнд, или «Земля вина».
Представляется вероятным, что Хеллу-лэнд – это Ньюфаундленд или Лабрадор, Марк-лэнд – Новая Шотландия, а Вайн-лэнд – Новая Англия. Зимовал Лейф где-то на Род-Айленде.
«Щепки»
В 1002 году брат Лейфа Торвальд отплыл на корабле Биарна к новой земле. Он исследовал землю от того места, где высадился Лейф (норманны назвали ее «Хижины Лейа») в южном и северном направлениях. Однако на мысе недалеко от Бостона он подвергся нападению «щепок», населявших страну, и был убит. Судя по описаниям, это были тщедушные люди маленького роста (за это и прозванные «щепками»), больше похожие на карликов и имевшие явное сходство с эскимосами. В 1007 году была предпринята попытка колонизации страны с берегов Гренландии. Три корабля со ста шестьюдесятью мореплавателями на борту подошли к Вайн-лэнд и остались там на зимовку. Однако непрекращающиеся нападения «щепок» сделали колонизацию невозможной, и норвежцы отбыли домой. Исчезновение скандинавских колоний в Гренландии положило конец всем связям с Америкой. Последнее путешествие из Гренландии к американским берегам имело место в 1347 году, то есть всего за сто сорок пять лет до открытия Колумбом Вест-Индских островов. В 1418 году населявшие Гренландию «щепки» – эскимосы – атаковали и уничтожили норманнские поселения и увели колонистов в рабство. Возможно, потомков именно этих норманнов, бросивших вызов ледяному миру Арктики, обнаружил последний арктический исследователь!
Аутентичность норманнских открытий не подвергается сомнению. На них указывают не менее семнадцати древних исландских документов, а Адам из Бремена упоминает об открытой ими территории как о широко известной стране.
Дайтон-Рок
Издавна считалось, что надписи на скале, известной под названием Дайтон-Рок, расположенной на берегу реки Таунтон в Массачусетсе, имеют скандинавское происхождение, а датский антиквар Рафн объявил, что они являются руническими. С ничуть не меньшей проницательностью Курт де Гебелин и доктор Стайлс усмотрели в этих надписях финикийскую природу. В действительности можно считать вполне определенным, что надписи имеют индейское происхождение, поскольку аналогичные наскальные изображения встречаются по всей длине и ширине северной части континента. Почти столь же сомнительными являются теории, согласно которым «старая мельница» в Ньюпорте является скандинавским сооружением. Каким бы достоверным ни был факт посещения скандинавами Америки, норвежцы определенно не оставили следов своего пребывания на этом континенте. Хотя сооружение в Ньюпорте действительно имеет отдаленное сходство с норвежской архитектурой Гренландии, район, где оно расположено, находится далеко за пределами сферы скандинавского влияния в Северной Америке.
Строители курганов
Вопрос о древности расы Северной Америки связан с трудной, но от этого не ставшей менее интересной археологической проблемой. В бассейне Миссисипи и штатах Мексиканского залива, главным образом на территории от Ла-Кросс, Висконсин, до Натчеза, Миссисипи, а также в центральном и южном районе Огайо и прилегающих частях Индианы и Южного Висконсина обнаружены большие земляные курганы, типичной формой которых является пирамидальная. Встречаются также круглые и пятиугольные курганы. Некоторые из них террасированы с одной или двух сторон, другие имеют дороги, ведущие к вершине. Причем такие курганы не просто места сбора отходов – они являются сооружениями, созданными по определенному плану, постройка их требовала большого труда и значительного мастерства. «Их форма, если она сохранилась, обычно представляет собой низкий, широкий конус с округлой вершиной. Его размеры варьируются от едва заметной выпуклости на поверхности земли до возвышений высотой восемьдесят или даже сто футов и диаметром от шести до трехсот футов», – читаем мы в бюллетене № 30 Американского этнологического бюро.
Курганы в форме животных
Многие из этих сооружений имеют форму того или иного животного, возможно давшего имя племени, воздвигнувшему курган. Центром этих единичных сооружений представляется Висконсин, где их довольно много. Встречается орел, волк, медведь, черепаха и даже нечто напоминающее фигуру человека. Найдены птицы с распахнутыми крыльями (более тридцати двух ярдов между кончиками крыльев), а также млекопитающие (длина более шестидесяти пяти ярдов). Не обошлось и без рептилий, которые представлены в основном огромными ящерицами. В Миннесоте существует по меньшей мере один курган, имеющий форму паука, тело и ноги которого покрывают площадь в один акр.
Согласно классификации Сквайера, эти сооружения использовались для погребений, жертвоприношений и наблюдений, а также как площадки для храмов. Другие строения, часто обнаруживаемые в непосредственной связи с ними, очевидно, являются своего рода оградами и, скорее всего, возводились в целях обороны. Конические курганы обычно строили из камней и земли и чаще всего использовали для погребений. Сооружения с плоским верхом, вероятно, служили площадками под здания, такие как храмы, жилища верховных вождей и др. Захоронения редко производились в стенах или курганах. Многие оградительные сооружения имеют правильную геометрическую форму – круга, квадрата, восьмиугольника – и за редким исключением находятся в Огайо и прилегающих к нему частях Кентукки, Индианы и Западной Вирджинии. Они заключают в себе пространство от одного до сотни акров.
Что находится в курганах
В погребальных курганах было найдено большое количество предметов, проливающих свет на обычаи изготовивших их людей. Часто встречаются медные пластины с выбитым изображением, которое трудно объяснить. В одном из курганов было найдено не менее шестисот каменных топориков средним размером семь на четыре дюйма. Из другого извлекли двести кальцинированных табачных трубок и медные украшения с тонким серебряным покрытием. Также были обнаружены предметы гончарного искусства, изделия из обсидиана, костяные иголки и украшения, сделанные из очень тонкого слоя слюды. В одних курганах тела усопших кремировали, в других – укладывали горизонтально или в согнутом виде. В отдельных случаях прах складывали внутрь черепа. Довольно часто встречается всевозможная утварь, топоры, шила и другие медные инструменты.
Гробница Черной Черепахи
Более детальное описание одной из групп погребальных курганов может дать представление об этих сооружениях в целом. Имеющаяся в виду группа была обнаружена в Миннесоте на северном берегу реки Святого Петра, в шестидесяти милях от места ее слияния с Миссисипи. Она включает двадцать шесть курганов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, образуя большой прямоугольник. Центральный курган сооружен в виде черепахи длиной сорок футов, шириной двадцать семь и высотой двенадцать. Он почти полностью состоит из желтой глины, которой нет в непосредственной близости, иначе говоря, ее, скорее всего, доставили издалека. К северу и югу от основного кургана возвышаются два треугольных кургана из красной земли, каждый из них имеет длину двадцать семь футов и ширину около шести футов с одного конца. Противоположный конец убывает по конусу почти до уровня поверхности. В каждом углу воздвигнут круглый курган высотой двенадцать футов и диаметром двадцать. С востока и запада от сооружения насыпаны два кургана удлиненной формы длиной шестьдесят футов и диаметром двенадцать. Два кургана меньшего размера справа и слева от кургана-черепахи имеют длину двенадцать футов и ширину четыре фута каждый. Они состоят из белого песка с примесью слюды, один покрыт слоем глины, а другой – перегноем. И наконец, завершают группу еще тринадцать небольших курганов.
Конант объясняет структуру группы следующим образом: «Главная гробница – последнее пристанище великого вождя – Черной Черепахи. Четыре кургана, образующие углы квадрата, были воздвигнуты как знак скорби племени. Второстепенные курганы – это могилы других вождей, а маленькие курганы, возведенные на севере и юге, соответствуют числу тел, в них помещенных. Два остроконечных кургана означают, что Черная Черепаха был последним представителем своего рода, а два больших кургана – важность этого рода и его достоинство. Два кургана слева и справа от царственной гробницы отмечают место захоронения прорицателей, которые до сегодняшнего дня играют важнейшую роль в индейских племенах. Частицы слюды в курганах означают их положение».
Кто строил курганы?
Вряд ли читатель согласится со всеми выводами предыдущего параграфа, в котором утверждается, что описываемые сооружения имели некое тайное, а не только погребальное значение. Но подобные рассуждения не могут ослабить острый интерес к предмету. Они могут лишь раздражать вдумчивого читателя, желающего увидеть разумное логическое заключение. Кто были люди, построившие курганы Огайо и Миссисипи и распространившие свою культуру от штатов Мексиканского залива до Великих озер? Нет необходимости повторять, что ученые прошлого века утверждали, что это были пришельцы из-за моря, поклонявшиеся солнцу и змею, которые покинули города Египта, Персии и Финикии и обосновались на западе, чтобы без помех отправлять свои религиозные верования. Но такая точка зрения не разделяется современной наукой, которая видит в строителях курганов и пирамид предков современных аборигенов Северной Америки. Многие из предметов, найденных в курганах, изготовлены в Европе или свидетельствуют о связях с Европой, что доказывает относительную молодость курганов, в которых они содержались. Найденные предметы и характер различных скульптурных изображений указывают на уровень культуры, сходный с существовавшим среди более высокоразвитых племен, населявших районы, где находились курганы, в период прихода белых. Более того, утверждения первых писателей, посетивших те районы, например членов экспедиции Де Сото, убедительно доказывают, что некоторые из структур были возведены индейцами в послеколумбову эпоху. «Известно, что некоторые из племен, обитавших в штатах Мексиканского залива, когда Де Сото в 1540–1541 годах проследовал через их территорию, племена ючи, крик, чикасо и натчез, все еще использовали и, возможно, строили курганы и что куапо из Арканзаса также их использовали. Существует также документальное свидетельство того, что «техасское» племя продолжало использовать курганы в конце семнадцатого века, когда на одном из них построили дом вождя. Также есть достаточно доказательств, подтверждающих заключение, что чероки и шауни были строителями курганов… Согласно утверждению мисс Флетчер, виннебаго строят миниатюрные курганы в своих палатках во время некоторых церемоний» (бюллетень № 30 Американского этнологического бюро).
В курганах не было найдено ничего, что могло бы подтвердить их большую древность, и в настоящее время среди археологов существует тенденция относить их происхождение к относительно недавнему периоду.
«Нации» Северной Америки
Чтобы лучше понять историю и обычаи расы аборигенов Северной Америки, следует выделить разные этнические группы, из которых она состоит. Произведя такую классификацию по лингвистическому (единственно возможному в данной ситуации) принципу, мы обнаружим, что, несмотря на многообразие языков, представленных в Северной Америке, их можно свести к десяти или двенадцати примитивным основам. Давайте прежде всего рассмотрим географическое положение «наций» американских аборигенов в XVI столетии (в период появления белого человека), когда они еще занимали свои родовые территории.
Атапаски жили на широкой полосе, протянувшейся через весь континент от Тихого океана до Гудзонова залива и почти до Великих озер. Родственные им племена продвигались далеко на север, до самого устья реки Маккензи, и на юг, до Скалистых гор, огибая их, выходили на побережье в Орегоне, к югу от эстуария реки Колумбия, и расселялись на равнинах Нью-Мексико – как апачи, навахо и липаны. Атапаски – самое распространенное из индейских лингвистических семейств в Северной Америке. Они расселились на территории, занимающей более сорока градусов широты и семидесяти пяти градусов долготы. Северная ветвь атапаскского семейства, называемая дене, состоит из трех групп племен: восточной, северо-западной и юго-западной, которые живут соответственно возле Скалистых гор, на Аляске и в горах Британской Америки. Тихоокеанские племена живут в небольших деревнях на территории протяженностью около четырехсот миль между Орегоном и рекой Иль в Калифорнии. Южные племена занимают значительную часть Аризоны и Нью-Мексико, южные земли Юты и Колорадо, запад Канзаса и север Мексики вплоть до двадцать пятого градуса широты. Социальные условия и обычаи, также как и диалекты, на которых говорят в различных ответвлениях этой большой семьи, значительно отличаются друг от друга и зависят от климата и окружающей среды. Обладавшие очень хорошей приспособляемостью атапаски переняли много обычаев и церемоний племен, с которыми устанавливали контакты, не выказывая явного желания создать собственную культуру. Их племена не были сплоченными и подразделялись на отдельные семейные группы или свободные союзы, которые признавали своеобразное патриархальное правительство и общее происхождение. Снабжение продовольствием было случайным, поскольку люди питались исключительно добычей, полученной охотниками. Постоянные, никогда не прекращающиеся поиски пищи сделали этих людей несколько приземленными и ограниченными.
Ирокезы
Ирокезы – гуроны, тускарора, сусквеханноки, нотто-веи и другие – населяли большую территорию от реки Святого Лаврентия и озера Онтарио до Роанока. Несколько их племен объединились в конфедерацию, известную под названием «пять наций» – каюга, могаука, онейда, онондага и сенека. Чироки, жившие в долинах Восточной Теннесси, оказалось, являются одним из первых ответвлений племени ирокезов. Этот народ отличался воинственностью и излишней жестокостью, что сделало его кошмаром белого населения. Большинство ранних колониальных войн велось именно с ирокезами, а само название этого народа, позаимствованное у алгонкинов, означало «настоящие гадюки», что, возможно, не было преувеличением. У них были вожди, которые, и это само по себе странно, назначались матронами племени, чье решение утверждалось племенным и союзным советом. «Пять наций» ирокезов составили конфедерацию ирокезов, созданную в 1570 году в качестве последней попытки объединить эти племена. Могаука, оставившие весьма заметный след в колониальной истории, были одним из входящих туда племен. Многие племена ирокезов были помещены канадским правительством на Гранд-Ривер, Онтарио, где они живут до сих пор… Все ирокезы (Соединенных Штатов) живут в резервациях в Нью-Йорке, кроме онейда, которые обосновались в Грин-Бей, Висконсин. Так называемые сенека из Оклахомы являются остатками многих племен и эмигрантами из всех племен ирокезской конфедерации. В 1689 году ирокезов насчитывалось около двенадцати тысяч, а в 1904 году – более шестнадцати тысяч.
Алгонкины
Семейство алгонкинов окружало ирокезов со всех сторон. Они жили западнее – вплоть до Скалистых гор, где особенно дурную славу приобрело одно из ответвлений этого семейства – черноногие, являвшиеся героями многих рассказов об индейцах. Они были несколько умереннее, чем ирокезы, и имели не столь спартанские привычки. Их западная группа состояла из черноногих, арапахо и чейеннов (шайеннов), живших у восточного склона Скалистых гор. Северо-восточная группа охватывала племена, населявшие Квебек, приморские провинции и Мэн, включая монтанье и микмаков. Центральная группа, населявшая Иллинойс, Висконсин, Индиану, Мичиган и Огайо, включала племена фокс (лисы), кикапу, меномини и другие. В восточную группу входили все племена алгонкинов, жившие вдоль атлантического побережья, – абнаки, наррагансеты, нипмуки, могикане, шауни, делавары и поухатаны.
Алгонкины были первыми индейцами, установившими контакт с белыми людьми. Как правило, их отношения с французами были вполне дружелюбными, но с английскими поселенцами индейцы нередко воевали. Восточное ответвление алгонкинов быстро потерпело поражение, остатки племен ушли в Канаду и долину Огайо. Из мелких племен Новой Англии, Вирджинии и других восточных штатов живых представителей не осталось, и даже исчез их язык, если не считать нескольких слов и географических названий. Племена, жившие в долине Огайо, образовали свободную конфедерацию с виандотами и предприняли попытку сохранить Огайо как индейское владение, но в 1794 году они потерпели окончательное поражение и были вынуждены уступить свою территорию. Вождь алгонкинов Текумсег в течение ряда лет вел яростную войну против Соединенных Штатов, но его поражение и смерть в 1811 году в Типпеканоэ подорвали боевой дух индейцев, и с 1815 года началась миграция индейцев на запад и постепенная сдача индейской территории, продолжавшаяся около тридцати лет.
Оседлые люди
На протяжении многих поколений алгонкины были жертвами конфедерации ирокезов. И только когда французы гарантировали им иммунитет от нападений традиционных врагов, алгонкины снова обратили свои взоры на восток, чтобы дать отпор англичанам. Высокие и хорошо сложенные алгонкины вели в основном оседлый образ жизни, занимались сельским хозяйством, выращивали маис и дикий рис – свою основную пищу. Колонисты Новой Англии были не единожды спасены от голода этим трудолюбивым народом. В 1792 году армия Уэйна обнаружила огромную плантацию, которая тянулась вдоль реки Мауме от форта Уэйн до озера Эри, и этот факт подрывает всеобщее заблуждение о том, что индейцы были лишены таких достоинств, как трудолюбие и домовитость. Алгонкины использовали рыбью чешую и пепел в качестве удобрений, а также применяли лопаты и мотыги. Именно алгонкины научили белых поселенцев готовить такие популярные в Новой Англии лакомства, как блюда из дробленой кукурузы, из зеленой кукурузы с бобами и свининой, кленовый сахар и маисовые лепешки. Они умели дубить оленьи шкуры, превращая их в роскошные и очень теплые одежды, и, как и ацтеки, изготавливали накидки из птичьих перьев. Они изобрели сложную систему рисуночного письма. Короче говоря, они были самыми развитыми из всех восточных племен, они отстояли свою цивилизацию от агрессии белых людей и непрекращавшихся нападок своих извечных врагов – ирокезов. Возможно, она развилась бы в нечто подобное культуре нагуа в Мексике, но без демонстрации кровавого фанатизма этих людей. Величайшая слабость алгонкинов заключалась в недостатке твердости характера, что не позволило им достичь единства и высокой степени племенной организации для противостояния врагам.
Мускоги
К мускогам относятся индейцы чокто, чикасо, крики и семинолы, которые жили на территории штатов Мексиканского залива восточнее Миссисипи. Они занимали почти весь штат Миссисипи, Алабаму, а также части Теннесси, Джорджии, Флориды и Южной Калифорнии. Их встречал Нарваэс в 1528 году во Флориде, а Де Сото проходил через их территорию в 1540–1541 годах. К 1700 году все племена, жившие у залива Апалачи, цивилизовались, были обращены в христианство и осели в семи крупных городах. Но волна белых поселенцев отбросила мускогские племена с прибрежных территорий, и, хотя они упорно сражались за право жить на земле своих предков, это удалось немногим. Большинство представителей этой группы индейцев еще до 1840 года оказались в племенной резервации в Оклахоме. Они занимались сельским хозяйством, вели оседлый образ жизни и обитали в деревнях с капитальными домами. Существовало удивительное разнообразие, как физическое, так и духовное, между разными племенами мускогов. Они имели всеобщий совет, образованный из представителей от каждого города, который собирался раз в год или при необходимости. Почти все мускогские племена практиковали искусственную деформацию черепа, но главным образом это было характерно для племени чокто, которых даже стали называть «плоскоголовые». Число мускогов на момент их первого контакта с белыми людьми оценивалось примерно в пятьдесят тысяч человек. В 1905 году их стало значительно больше, но теперь в их число входило около пятнадцати тысяч получивших свободу негритянских невольников.
Сиу
Род сиу, или дакота, – санти, янктоны, ассинибойны и тетоны – населяли территорию от Саскачевана до Луизианы. Это были во всех отношениях – и физически и духовно – самые высокоразвитые из всех западных племен, их смелость и выносливость никогда не подвергались сомнению. Сиу жили большими группами. Вождя выбирали исходя из выдающихся личных качеств и популярности. Власть вождя ограничивалась советом группы, без одобрения которого почти ничего нельзя было сделать. Воины набирались представителями племени, завоевавшими репутацию превосходных лидеров, а шаманы выполняли для них церемонии и прощальные обряды. Полигамия была обычным явлением. Останки умерших обычно, хотя и не всегда, помещали на деревянные подмостки.
Кэддо
Семейство кэддо включает в себя три группы, разделенные по географическому принципу: северную, представленную индейцами арикара; среднюю, включающую конфедерацию пауни, когда-то населявших Небраску, и южную, в которую входят собственно кэддо, кичаи и вичита. Некогда очень многочисленное, сегодня это подразделение расы краснокожих представлено только несколькими сотнями индейцев, живущих в Оклахоме и Северной Дакоте.
Это были охотники, они также обрабатывали землю, владели искусством выделывания кожи и гончарным ремеслом.
Шошоны
Шошоны, или «змеи» из Невады, Юты и Айдахо, состояли из корнекопателей, команчей и других племен с низкой культурой. Были даже утверждения, что эти люди ближе к животным, чем любая другая часть человечества, живущего на планете. Тем не менее эти «испорченные» создания говорили на своем диалекте, и в их жилах текла частица крови тех самых ацтеков, которые создали империю Анагуака и воздвигли монументы, стоящие в ряду самых значительных архитектурных памятников Древнего мира.
Первые войны с белыми
Вслед за появлением поселений белых в Вирджинии последовали многочисленные мелкие войны между колонистами и индейцами, но в целом отношения между ними были достаточно мирными. Так продолжалось до большой резни белых женщин и детей, последовавшей 22 марта 1622 года. Мужчины-колонисты в это время работали в поле. За один только день было умерщвлено триста сорок семь стариков, женщин и детей. Этот холокост положил начало индейской войне, которая продолжалась непрерывно на протяжении многих лет и принесла огромные потери. Источником неприязни между людьми, принадлежащими к разным расам, стала неспособность понять точку зрения друг друга. Даже колонисты, на протяжении долгих лет имевшие благоприятные возможности для наблюдения и исследования индейцев, оказались не в силах понять их мировоззрение и истинный характер. С другой стороны, нечестность белых торговцев подняла среди индейцев волну воистину детского возмущения, у них в обиход вошло выражение «платишь за другое». Когда же индейца убивали, его ближайший кровный родственник считал своим долгом отомстить, убив первого встречного белого человека. Краснокожие и белые вовсю обвиняли друг друга в нечестности и предательстве. Вероятно, колонисты, несмотря на наличие внешнего лоска, в те времена были не намного менее невежественны и так же мстительно жестоки, как варвары, с которыми они сражались. Индейцы считали колонистов чужаками, явившимися, чтобы вмешаться в их дела и лишить земли отцов, в то время как вирджинские пуритане были уверены, что являются солью земли, а индейцы – отверженными язычниками, посланцами сил тьмы. Поэтому уничтожение индейцев было вопросом не только политическим, но и религиозным. Обе стороны проявляли изощренную жестокость. Вслед за другой массовой резней 1644 года, стоившей жизни пяти сотням белых, последовало поражение индейцев, жестоко убивших колонистов. Незадолго до этого события племя пек-во из Коннектикута поссорилось с английскими торговцами, – они замучили всех, до кого смогли добраться. Белые мужчины из Коннектикута, которых возглавил ветеран многих военных конфликтов Джон Мэзон, вторглись на территорию пекво, окружили деревню Сассакуса, подожгли ее и убили шестьсот жителей. Племя оказалось уничтоженным, а его судьба настолько устрашила другие индейские племена, что в Новой Англии на много лет воцарился мир.
sci_history child_education Анатолий Николаевич Томилин Как люди открывали свою землю
Это настоящая энциклопедия географических открытий, рассказывающая о том, как менялись представления о нашей планете у разных народов, как были придуманы глобус и карта, как отважные путешественники отправлялись на поиски новых земель. Самые яркие страницы из истории географических открытий на всех континентах раскроются перед вами. Переиздание под одной обложкой трех книг: «Как люди открывали свою Землю», «Как люди изучали свою Землю», «Как люди обживают океаны Земли».
ru ru Izekbis FictionBook Editor Release 2.6.6, Book Designer 5.0 04.01.2016 Сканирование и обработка vtijr BD-EAEF1C-1B00-3046-CD97-EF68-C6A0-9FE22E 1.0
OCR, fb2 V 1.0 — Izekbis.
Как люди открывали свою землю Дет. лит. Ленинград 1987 Рис. и оформл. Б. Забирохина Ответственный редактор О. В. Москалева Художественный редактор А. В. Карпов Технический редактор Л. Б. Куприянова Корректоры В. Г. Арутюнян и Л. Н. Комарова
Анатолий Николаевич Томилин
Как люди открывали свою землю
От автора
Много лет живут на Земле люди. Ходят по ней, ездят, плавают на кораблях по морям и океанам. Кое-кто даже вокруг света обходит. А может ли кто-нибудь из них сказать, что видел Землю целиком, знает, какая она из себя, и что убедился он в этом своими глазами? Я думаю — никто не может. Ведь даже маршрут кругосветного путешественника — это всего только тоненькая ниточка, незаметный след на огромном теле земного шара. Сколько нужно проложить таких ниточек, чтобы обойти все континенты, все острова и полуострова, чтобы увидеть, изучить и нарисовать на картах все горы и все реки Земли, все пустыни и все дремучие леса! Никому из людей в одиночку не под силу такая задача. Решить ее может только все человечество.
А ведь человечество — это вы и я, ваши и мои друзья, родные, знакомые и незнакомые люди. Люди смелые, веселые и добрые, и даже не очень добрые и не очень смелые. Разные люди — человечество…
Ученые построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. Но и глобусы, и карты были не настоящей Землей, а только ее моделью. Всю же Землю, всю планету целиком, охватить глазом никому не удавалось. Обидно…
Но вот произошло Великое Событие. Случилось оно 12 апреля 1961 года. Именно в этот день с советского космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет.
В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. Грохот поднялся невероятный. Но люди все равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.
Юрий Алексеевич первым по-настоящему увидел Землю. Не кусочек, не участок, а всю сразу, целиком — от полюса до полюса. Он летел и смотрел в окошко-иллюминатор, а под ним плыли не просто горы и моря и не просто острова и континенты, — под ним плыла и поворачивалась вся планета. За сто восемь минут он облетел ее кругом. Не такая уж и большая оказалась… «Какая она красивая!» — говорил Гагарин по радио тем, кто оставался внизу.
Только после этого полета все люди с полным правом могли сказать вслух: «Здравствуй, планета Земля, мы тебя открыли!»
Часть первая. Как люди открывали сбою землю
Глава первая. Как искали форму земли
Почему люди покидали обжитые места
В древние времена один очаг древней цивилизации от другого отделяли тысячи километров: были тут непроходимые пустыни, дремучие леса, горы и моря. И во всех этих безлюдных пространствах — ни дорог, ни путей… Только дикие звери да кровожадные чудовища… Кому охота в таких условиях путешествовать? Так и сидели люди на тех землях, на которых родились и выросли. Думали, что это и есть вся земля, вся суша.
Редко-редко случалось, что какая-то беспокойная душа не выдерживала бесконечного сидения на месте и устремлялась на поиски неведомого. В те времена каждое путешествие становилось событием. Имя отважного землепроходца оставалось в истории и обрастало легендами. Долгие годы рассказывали их старики детям, и не было ничего интереснее для людей, чем слушать о хождениях в чужие земли, к чужим народам.
Но не только одиночки отправлялись на поиски новых земель. Век от века больше становилось людей в обжитых районах. Дальше приходилось уходить охотникам и собирателям в поисках пищи. Случалось, что целые племена снимались с одного места и переходили на другое. Почему же покидали люди обжитые места?.. По разным причинам. Одни бежали от голода, другие — от набегов воинственных соседей. А бывало, что и сама Земля прогоняла и людей и животных на поиски новых мест.
Есть на берегу реки Камчатки, что течет по неширокой долине, окруженной вулканами, небольшая впадина. В ней нашли охотники целое кладбище мамонтов, умерших здесь более десяти тысяч лет назад. Какая же причина согнала на небольшой пятачок столько мохнатых гигантов? Ведь на протяжении всего остального течения реки кости этих великанов встречаются редко… Долго разгадывали ученые непонятную историю. Все-таки разгадали.
Давным-давно случилось в этих местах быстрое похолодание. Почему — неизвестно. Может быть, мигнуло и потускнело на время Солнце?.. Сразу же стала падать температура, и в горах начали образовываться ледники. Глубокий снег покрыл зеленые долины. Ледники становились все толще, все тяжелее. Под действием собственного веса поползли они с вершин вниз, сгоняя животных в единственную долину по берегам реки. Скоро ледяные барьеры замкнули ее, отгородили от остального мира.
Ледяной плен сжимался и сгонял стада мамонтов на крошечный пятачок в средней части реки. Пищи становилось мало…
Ученые считают, что десятки тысяч лет назад ледяной панцирь занимал огромное пространство суши. Льдом была покрыта большая часть Европы и Северной Америки. В горных районах Азии, может быть, даже на юге Африки, в Австралии и в Южной Америке лежали снеговые и ледяные шапки. При этом чем больше льда надвигалось на сушу, тем меньше воды оставалось в озерах и реках, в морях и океанах. Вымерзала вода.
Читать дальше
Рейтинг: / 0
7 ноября 2017 года – 90 лет со дня рождения русского писателя и популяризатора науки
Анатолия Николаевича Томилина (1927-2015)
Писатели бывают разные. Одни погружают нас в сказочный мир своих фантазий, влюбляя в сказки, другие пишут на острые темы, провоцируя нас на серьёзные размышления, третьи дарят нам удивительный мир науки. К последним, безусловно, относится наш юбиляр – Анатолий Николаевич Томилин.
Родился писатель 7 ноября 1927 года. Рано лишившись отца, Анатолий воспитывался в детском доме. Трудности сиротского детства, блокада Ленинграда сформировали сильный характер Томилина. С детства он сохранил и бесконечную любознательность ко всему на свете. Этим и объясняется, наверное, то, что, окончив Ленинградский авиационный институт и устроившись работать там же преподавателем, Томилин стал писателем. Несмотря на то, что из-под его пера вышли и художественные произведения (такие как «Проект Альфа К-2», «Гаррис, который вернулся», «Возвращение», написанные в жанре научной фантастики), наибольшим его достижением является вклад в популяризацию науки. Он написал множество научно-популярных книг для детей и взрослых. Более того, он семнадцать лет был составителем альманаха «Хочу всё знать», выходившего в Ленинградском отделении издательства «Детская литература». Своей целью писатель видел донесение до читателей истории и современных достижений науки как отечественных, так и зарубежных исследователей.
В своей статье «Почему мы хотим всё знать?», открывающей книгу «Хочу всё знать», писатель рассказывает об одном из главных человеческих рефлексов – рефлексе «Что такое». Речь, разумеется, идёт о познавательной деятельности человечества, о врождённой любознательности, благодаря которым мы и стали людьми разумными. Томилин всю жизнь считал, что невозможно жить в нашем мире, не интересуясь его законами и удивительными явлениями. Общество, в котором мы живём, интересно не меньше: что такое человек? Почему история цивилизаций сложилась так, а не иначе? Что, собственно, такое государство? Такими вопросами человек побуждает себя к исследованию и изучению. А в помощь ему, конечно, идут школа и научно-познавательная литература, в которой настоящим мастером себя показал Анатолий Томилин.
Своими книгами автор завлекает, интригует, погружает в описываемую тему. Проза его уверенная, живая и смелая. Анатолий Николаевич словно уверен, что читатель после прочтения его произведений не остановится, а будет дальше изучать всё многообразие окружающего мира.
Ведь писал Томилин, действительно, о многом. Каждый из вас сможет найти книгу по душе. Увлекаетесь авиацией? Перед вами книга «История авиации». Больше по сердцу история географических открытий? Пожалуйста, возьмите книгу «Как люди открывали Землю». Физика? Космос? Тайны электричества? Страницы отечественной и мировой истории? И снова это будут книги Анатолия Томилина! Ознакомьтесь со списком, дорогие читатели, и вперёд к знаниям!
- Томилин, Анатолий Николаевич. В поисках первоначала / А. Н. Томилин, ред. В. М. Шехтер, худож. Б. Забирохин. – Ленинград: Дет. лит., 1978. – 250 с.
- Томилин, Анатолий Николаевич. Великие нашествия и битвы: детская военная энциклопедия / А. Н. Томилин; худож.: Б. Аникин, П. Парамонов. – Санкт-Петербург: Нева; Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 480 с.
- Томилин, Анатолий Николаевич. История авиации: справочное издание / А. Н. Томилин; худож. Т. В. Канивец. – Санкт-Петербург: Нева, 2004. – 480 с.: ил. – (Детская военная энциклопедия).
- Томилин, Анатолий Николаевич. Как люди обживают океаны Земли / А. Н. Томилин, худож. Б. Забирохин. – Ленинград: Дет. лит., 1985. – 159 с.
- Томилин, Анатолий Николаевич. Как люди открывали свою Землю / А. Н. Томилин; худож. И. В. Кольцова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2008. – 160 с.: ил. – (Твой кругозор).
- Томилин, Анатолий Николаевич. Почему мы хотим всё знать?: размышления об истоках человеческой любознательности / А. Н. Томилин // Хочу всё знать: старые и новые новости науки. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 10–19.
- Томилин, Анатолий Николаевич. Рассказы об электричестве: очерки истории электричества от древности до наших дней / А. Н. Томилин. – Москва: Дет. лит., 1987. – 302 с.
- Томилин, Анатолий Николаевич. Тайны рождения звёзд и планет / А. Н. Томилин; худож. С. П. Тюнин; ред. Е. Г. Таран. – Москва: Просвещение, 2008. – 176 с.: ил. – (Твой кругозор).
- Томилин, Анатолий Николаевич. Царица неба / А. Н. Томилин; ред. О. Голевая; худож. Н. Егоров. – Москва: Современник, 1998. – 304 с.: ил. – (Под сенью дружных муз).
Хочу всё знать!
А. Томилин
КОМУ НУЖЕН КОСМОС?
«Стартовым расчетам покинуть старт!» Эта команда означает, что к запуску готово все.
После сборки ракета-носитель с пристыкованным космическим кораблем или орбитальной станцией доставлена из монтажно-испытательного корпуса на стартовое устройство. Могучие механизмы подняли и поставили ее вертикально. Башня обслуживания обхватила-обняла ее на разных уровнях руками-штангами. Закипела предстартовая подготовка и проверка бесчисленных деталей, механизмов и агрегатов сложного комплекса. А такой работы немало. Достаточно сказать, что, например, в космическом корабле «Аполлон», летавшем на Луну, было более полутора миллионов приборов и агрегатов. А если разобрать весь комплекс «Аполлона» на детали, их наберется, пожалуй, побольше пяти с половиной миллионов… Знаете, сколько это?
Чтобы только пересчитать их, перебирая по штуке за секунду, нам пришлось бы работать — с вами более полугода. Это если без выходных… Вот что такое пять с половиной миллионов. А ведь их не просто считать, их надо проверить, чтобы подготовить всю космическую машину к ответственнейшему испытанию — старту. В любом механизме чем больше деталей, тем больше возможностей для неисправности. По расчетам проекта «Аполлон» сначала получалось, что если даже принять надежность каждого элемента корабля за 0,999, то за время полета американские астронавты должны ожидать более пяти с половиной тысяч отказов. Но пять с половиной тысяч неисправностей для одного полета — это, пожалуй, многовато. Слишком сильно снижается тогда вероятность благополучного исхода. И конструкторы стали думать над тем, как еще повысить надежность всех элементов.
Повышение надежности — очень трудная задача. Ее решают и отдельные лаборатории, и целые научно-исследовательские институты. Новые рекомендации проверяют на опытных предприятиях. Чтобы повысить надежность, приходится искать лучшую технологию, совершенствовать оборудование, усложнять производство и повышать квалификацию не только рабочих и инженеров, но даже администрации.
И во всех этих переменах нельзя забывать еще одного важного фактора — экономического. Лучше — значит качественнее. Качественнее — значит больше надо затратить труда. Больше труда — значит дороже изделие….
Сегодня не секрет, что осуществление шести американских экспедиций на Луну обошлось почти в двадцать пять миллиардов долларов. Сумма астрономическая, конечно, но и задача вряд ли имеет себе равную. Ну, а если не брать столь уникальный комплекс, как «Сатурн» — «Аполлон», если взять что-нибудь попроще? Например, программу орбитальной пилотируемой станции «Скайлэб»? Американские специалисты оценили ее в два миллиарда долларов. Один только запуск автоматической межпланетной станции «Маринер» к планете Марс обходится американцам в двенадцать миллионов долларов. Дорого это? Очень!
На острове Пуэрто-Рико, недалеко от города Аресибо, прямо в кратере вулкана построен самый большой в мире радиотелескоп. Диаметр его «чаши» — 300 метров! С его помощью производилась радиолокация планет. Сравнительно недавно он отправил первое послание землян в глубины космоса. Передача первой телеграммы продолжалась всего три минуты. Но понадобятся десятки лет, прежде чем информация о человечестве XX столетия достигнет намеченной цели — отдаленного звездного скопления нашей Галактики. Некоторые астрономы полагают, что именно там существует разумная жизнь.
Может быть, существует, а может быть, и нет! Какое, собственно говоря, нам дело до внеземных цивилизаций? Да ведь когда наши сигналы долетят до возможного адресата, неизвестно, что будет на Земле с нашей собственной цивилизацией…
Такие возражения приходится время от времени выслушивать от скептиков, прикрывающихся, как щитом, заботой об экономическом благополучии человечества. И порой действительно закрадывается в душу сомнение: может быть, действительно не следовало бы пока так много сил и средств вкладывать в столь абстрактные исследования, ничего не дающие практической жизни общества?
Для того чтобы рассеять сомнения, давайте соберем небольшую конференцию за круглым столом из представителей самых разных специальностей и спросим: а что дают им исследования космоса, только практически, без всяких громких слов? Короче — кому нужен космос?
Для ответа на эти вопросы прежде всего нам понадобится сформулировать главные фундаментальные проблемы, которые предстоит решать человечеству в ближайшем будущем. Так вот, по прогнозам Организации Объединенных Наций к двухтысячному году на Земле будет около шести с половиной миллиардов жителей. А еще через сто лет, к концу XXI века, если темпы прироста населения сохранятся, людей станет сорок миллиардов! И всем нужно дать место под Солнцем, всех нужно накормить и напоить. А как это сделать, если из пятисот десяти миллионов квадратных километров поверхности земного шара только двадцать девять процентов суши? Это — включая Антарктиду, горы и пустыни, малопригодные для жилья. А теперь разделите количество людей на оставшуюся площадь, и вы увидите, сколько человек будут заселять каждый квадратный километр.
Тесно! И не только тесно. Для людей важно научиться мирно жить и очень аккуратно использовать природные ресурсы планеты. Возникнет сразу множество проблем: пресная вода, ископаемые богатства, энергия… Всего и не перечислишь!
И вот исследования космоса — одно из могучих средств подготовки землян к решению этих грандиозных задач.
А теперь посмотрим конкретно, что и как делается. Давайте первое слово на нашей конференции предоставим людям, казалось бы, ничего общего не имеющим с космической специальностью, — лесоводам!
СЛОВО ЛЕСОВОДАМ
Прежде всего лес — это не просто древесина. Лес дает нам чистый здоровый воздух, что особенно важно в эпоху научно-технической революции, вызвавшей сильное загрязнение окружающей среды. Лес — непременный участник буквально всех природных процессов: он защищает почвы от эрозии, регулирует микроклимат, охраняет реки и озера.
Лес — одно из главных богатств человечества. Но его массивы занимают большие площади. С земли за всем лесом не уследить. А наблюдение за его состоянием с самолетов, связано и с большими расходами горючего и с отвлечением большого количества людей. В лесах могут быть пожары. На глухие участки могут нападать вредители.
Как все это выяснить вовремя? Поможет постоянное наблюдение со спутников! Искусственные спутники Земли — прекрасное средство для борьбы за сохранение зеленого золота.
Ну как? Пожалуй, трудно не согласиться с лесоводами. Дельные вещи они говорят. В их работе космические летательные аппараты действительно подмога.
За лесоводами слова просят представители «водной» профессии.
СЛОВО ОКЕАНОЛОГАМ
Мировой океан играет в жизни людей величайшую и пока недооцененную роль. Мало того, что он является настоящей житницей человечества и это значение его будет со временем все возрастать. Под его поверхностью скрыты и залежи нефти и других полезных ископаемых.
Океан велик. Чтобы изучить его жизнь — температурные перепады, теплые и холодные течения, морскую биологию в глобальном масштабе, — нужно «видеть», как меняется обстановка на больших площадях. А как это сделать? Только с помощью искусственных спутников Земли.
Я думаю,» что ни у кого не вызовет удивления, если мы после океанологов предоставим слово метеорологам. Каждый представляет, какие неисчислимые бедствия несут наводнения, ураганы или тайфуны, каким несчастьем может обернуться засуха или, наоборот, слишком дождливое лето. Прогнозы и диагнозы погоды — самые что ни есть важные, насущные заботы человечества.