0
Артюхова. Рассказ «Трусиха» чему учит? В читательский дневник что писать?
Чему учит рассказ «Трусиха» Артюховой
Артюхова «Трусиха» чему учит рассказ
1 ответ:
1
0
Произведение Артюховой рассказывает о девочке, которая по мнению многих ребят во дворе была трусихой и всего боялась. Однако именно Валя сумела прогнать со двора большую и страшную собаку, и защитить маленького братика, в отличие от остальных, которые разбежались от страха кто куда. Рассказ учит тому, что нужно быть смелым, отчаянным и решительным в некоторых ситуациях, которые могут быть угрозой жизни или здоровью. Собаки чувствуют когда их боятся и могут на труса напасть, поэтому убегать от собаки не стоит, надо показать то, что ты решительно настроен и не боишься угрозы, тогда животное отступит. Еще автор учит тому, что страх вполне нормальное явление, и он присущ всем. Безрассудно ничего не бояться. Валя то оказалась смелой, и доказала свою смелость на деле.
Читайте также
В своем рассказе «Заячьи лапы» писатель Константин Паустовский хотел донести до читателей, как важно бережно относиться к природе и братьям нашим меньшим.
По сюжету местный ветеринар-коновал вместо оказания помощи посоветовал мальчику Ване Малявину зажарить умирающего зайца. Однако Ваня и его дедушка Ларион просто не могли допустить такого исхода, ведь обычный лесной зайчишка спас деду Лариону жизнь, показав ему выход из огненной западни. Благодаря доброму совету соседки Анисьи дедушка Ларион и Ваня отнесли зайца детскому врачу Карлу Петровичу, и тот, проникшись рассказом деда Лариона, вылечил его ушастого спасителя.
Рассказ «Заячьи лапы» учит читателей доброте, состраданию и взаимопомощи, а также умению быть настойчивым и не опускать руки на полпути.
Краткий отзыв в читательский дневник по рассказу Куприна «Детский сад»
В этой истории описана трагедия отца Ильи Самойловича Бурмина, у которого тяжело больна дочь Сашенька. Приглашенный доктор, выписывает рецепт и даёт такие рекомендации девочке, на которые у бедного писаря нет средств. Он даже не может дать своей дочке возможности — дышать свежим воздухом, т.к. конка, идущая в городской парк стоит половину его дневного жалованья. Бедному отцу приходит в голову идея — разбить сквер на пустыре возле их дома, чтобы дети могли дышать! Но, городские чиновники отмахиваются от него и его проекта, как от назойливых мух.
Бурмину рекомендуют обратиться в сатирическую газету, где ему обещано покровительство. Сашенька умирает, а в день похорон, отец видит, что на пустыре началась посадка сада…
Главная идея рассказа заключена в раскрытии, на примере жизни Бурмина, людской чёрствости, в нежелании помогать ближнему, каменности и надменности власть имущих. А противовесом этому выступает самоотверженность отца, борющегося за глоток жизни для других, даже понимая, что это уже не принесет спасения его собственному ребенку.
<hr />
Главные действующие лица/герои рассказа: Бурмин И.С. и его дочь Саша.
Потрясающий монолог собаки, описанный или «подслушанный» гениальным Куприным… Но, будем писать свой отзыв.
Для читательского дневника по рассказу «Сапсан»
- Рассказ Куприна «Сапсан» — это монолог породистого пса (собаки), размышляющей о своей жизни, о своем предназначении. Сапсан вспоминает некоторые эпизоды, связанные со своим Хозяином, его дочерью, другими собаками. В монологе раскрывается характер этого сильного духом и справедливого по натуре пса, который чувствует себя ровней Хозяину. В этом рассказе хорошо показаны такие качества, как благородство, преданность, любовь, забота, верность ближнему. Возникает ощущение, что Сапсан — это не животное, а человек, истинный друг, которым он по сути и является.
- Чему меня научило это произведение? Лучше понимать окружающих меня людей, животных. Ведь и многим людям свойственно не слишком много говорить. Но, молчание — это еще не значит, что человек не имеет чувств или своего мнения, надо просто уметь прислушиваться к тишине или молчанию рядом находящихся существ.
Главные герои/персонажи рассказа «Сапсан»:
- Собака, кличка Сапсан: породистый пес, с медалями, о чем говорит фраза «надели желтый блин», т.е. повесили очередную медаль на какой-то выставке; с чувством собственного достоинства, т.к. гордится своими предками и с удовольствием рассказывает о них; трезвомыслящий и рассудительный, о чем свидетельствуют его слова про Хозяина и Человека, вообще; сильный, мощный, не драчливый, а справедливый, т.к. слабых собак он не трогает; добрый и ласковый, где примером служит его отношение к дочке Хозяина, впрочем можно сказать, что Сапсан — сентиментальная собака, т.к. он восхищенно вспоминает о шалостях и говорке своей Маленькой хозяйки. Сапсан — философ по жизни, т.к. он анализирует поступки, нравственные стороны жизни. А последние его мысли-рассуждения о смерти, раскрывают еще одно сильное качество — это беззаветную преданность своему … другу-Хозяину.
Для краткого содержания составляем план рассказа «Сапсан», например:
- Сапсан представляется: кто он, как выглядит, кто его родичи/предки
- Сапсан представляет своего Хозяина
- Взаимоотношения собаки и человека: честолюбие Хозяина, снисходительность Сапсана
- История: Сапсан и тигровый дог
- Зависть, ненависть человека — собаки не такие…
- Меньшая дочка Хозяина, любимица Сапсана
- Вывод Сапсана: дети не похожи на взрослых
- Размышления о косточке
- Сапсан и пушистая Катя (кошка)
- Рождение котят у Кати
- Сапсан в гостях, удивление маленькой злобной собачонкой
- Воспоминание: маленькая Хозяйка и бешеный пес, где Сапсан спасает девочку
- Мысли о вечности, смерти, преданности…
В рассказе «Лебеди» автор Лев Толстой знакомит нас со стаей лебедей, совершающей сложный продолжительный перелет в далекие теплые края. Мы узнаем, что в лебединой стае процесс перелета разумно организован: сильные опытные лебеди летят в голове, а слабые молодые птицы замыкают летящую группу.
Среди молодых птиц был лебедь, которых совершенно выбился из сил, и не смог дальше продолжать перелет. Он опустился на воду и оказался в одиночестве, и оставалось ему лишь проводить печальным взглядом удаляющуюся стаю.
Лебедю требовался отдых и он задремал на воде, а рано утром его разбудили волны. Он почувствовал себя отдохнувшим и решил продолжить полет. Лебедь пронесся над водой и поднялся ввысь. Теперь все его мысли были направлены на то, чтобы догнать умчавшуюся вперед стаю.
Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход. А для достижения цели нужно активно действовать, проявлять упорство и собирать волю в кулак. Лебедь смог преодолеть себя, он собрался с силами и упрямо продолжил путь. Только так можно получить желаемое, а иногда, и выжить. Если бы лебедь поддался слабости, то наверняка с приходом зимы он бы погиб. Рассказ учит нас воспитывать в себе силу духа, настойчивость, стойкость и другие волевые качества.
Главные герои рассказа «Мишкина каша» — мальчики Коля и Мишка. В рассказе описана история как Мишка приезжает к Коле на дачу и Коля этому очень рад. Мама Коли собирается в город на пару дней и дети должны будут остаться одни. Мама объясняет как приготовить обед, но Коля пропускает ее слова мимо ушей, надеясь на то, что Мишка и так все знает. Утром ребята отправляются на рыбалку, а вечером приходят очень голодными. Мишка ставит варить кашу, но через некоторое время каша разбухает и вылезает из кастрюли. Ребята всячески пытаются исправить эту ситуацию, но им ничего не выходит, поэтому они хотят приготовить кашу заново. Воды уже нет и мальчики идут к колодцу, они топят в нем сначала ведро, а потом чайник и кружкой набирают воды. Приготовленная каша оказывается невкусной и они решают поджарить карасиков, которых поймали на рыбалке. Но попытка была не удалась, ребята не налили масло на сковородку. А когда они стали готовить в печи на углях, то чуть не устроили пожар.
На дворе уже была ночь, а дома нечего было есть, ребята пробуют сырую крупу, масло, лук, но эта еда кажется им противной. Наутро мальчики решают сходить к дачной хозяйке Тете Наташе и она кормит их завтраком, за что они переплывают огород. Потом Мальчики достают из колодца утопленную посуду. Таково краткое содержание рассказа. Главная мысль рассказа «Мишкина Каша» в том, что не нужно быть слишком самоуверенными и всему надо учиться.
<hr />
Пословицы к рассказу Н.Носова «Мишкина каша»:
Тема: Н.М.Артюхова “ Трусиха”.
Задачи:
- совершенствовать навыки беглого, правильного,
осознанного чтения; - развивать монологическую и диалогическую речь,
творчество и воображение; - создать условия для адекватной оценки
поступков других людей и своих собственных; - способствовать усвоению социальных норм
учащимися, наполняя их собственным смыслом.
I. Стадия вызова
– Сейчас, ребята, у нас с вами урок чтения. На
предыдущих уроках мы с вами читали рассказы, в
которых были показаны различные качества
человека.
– Когда мы читали рассказ “Волшебное слово”, о
каком человеческом качестве мы говорили? (О
вежливости)
– А когда читали рассказ “Синие листья”? (О
жадности, вредности)
– А когда читали рассказ “Хорошее”? (О
внимательности, отзывчивости)
– Сегодня мы с вами будем читать новый, очень
интересный рассказ Натальи Артюховой
“Трусиха”. Как вы думаете, о каком качестве
человека мы поразмышляем сегодня? (О трусости)
– А что такое “трусость”? Как вы понимаете
значение этого слова?
– Рассказ называется “Трусиха”. Как вы
думаете, о ком будет этот рассказ?
(Предположения детей)
– Рассказ очень интересный, и я думаю, что после
чтения этого рассказа, мы с вами сделаем
необычные выводы.
II. Стадия осмысления
1. Чтение 1 отрывка (читают сильные ученики).
“Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек,
быков, пауков, гусениц. Её так и звали – трусиха.
Один раз ребята играли на улице, на большой куче
песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её
младший братишка Андрюша варили обед для кукол.
Валю в войну играть не принимали – ведь она была
трусихой, а Андрюшка для войны не годился, потому
что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались
крики:
– Лохмач с цепи сорвался!… К нам бежит!
Все обернулись.”
2. Вопросы после чтения:
– Кто является героями рассказа? (После
ответов детей на доске учитель прикрепляет
картинки: девочка Валя, малыш Андрюша, ребята)
– Почему Валю и Андрюшу не принимали в игру?
Прочитайте.
– Что нарушило игру детей?
– Кто такой Лохмач? Почему его так назвали? (На
доске появляется картинка собаки.)
– Как поведут себя наши герои в такой сложной
ситуации? (Предположения детей; учитель
переставляет картинки на доске в зависимости от
предположений.)
2. Чтение 2 отрывка. (Дети читают
самостоятельно, про себя.)
“– Лохмач! Лохмач!..Берегись, ребята!
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и
захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша:
на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в
песочной крепости и ревел от страха, а грозный
враг шёл на приступ.”
4. Вопросы после чтения:
– Так, как же поступили ребята? Прочитайте.
– Почему они так поступили?
– Подтвердился наш прогноз?
– Кто остался на куче песка? Почему?
– Какая опасность угрожала малышу?
– Бежит огромный, разъярённый пёс. Впереди –
беззащитный, маленький ребёнок.
Кто же придёт на помощь малышу? (Предположения
детей; картинки на доске)
5. Чтение 3 отрывка. (Читает учитель, очень
эмоционально)
“Валя взвизгнула, выбежала из калитки,
схватила в одну руку совок, в другую кукольную
сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у
ворот крепости. Огромный злющий пёс нёсся через
лужайку прямо на неё, он казался очень коротким и
очень широким…Вот уже совсем близко его
оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него
сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!”
6. Вопросы после чтения:
– Кто же встал на защиту маленького Андрюши? (Картинки
на доске.)
– Прочитайте, как автор описывает собаку?
– Как вы думаете страшно Вале?
– Почему же она бросилась защищать Андрюшу?
– Как можно назвать такой поступок?
– Что же мы можем сказать о Вале сейчас?
– Что же будет дальше? (Предположения детей)
7. Чтение 4 отрывка. (Самостоятельно, про себя.)
“– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож
бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и
вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и
увёл…На улице стало тихо. Ребята медленно
выползали из своих убежищ: один спускался с
забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к
песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался,
вытирая глаза грязными кулачонками.”
8. Вопросы после чтения.
– Кто бросился помогать Вале? Что он сделал?
– Прочитайте, как автор описывает появление
ребят, когда сторож увёл собаку?
– Как можно оценить поступок детей?
– А что будет делать Валя? (Предположения
детей, картинки.)
9. Чтение 5 отрывка. (Дети, вслух.)
“Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя
укусил?
– Нет, – отвечала она, – он не укусил… Просто я
очень испугалась.”
10. Вопросы после чтения:
– Почему же Валя плакала?
– Значит ли это, что Валя – трусиха?
11. Работа в парах
– Выберите пословицу, в которой выражена
главная мысль рассказа:
1) Трус своей тени боится.
2) Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал
и навстречу ему идёт.
3) Кто дрожит – тот и бежит.
12. Самостоятельная работа.
– Давайте, восстановим последовательность
событий.
Определи
последовательность событий:
__ Опасность миновала.
__ Валя – трусиха.
__ Лохмач.
__ Смелый поступок.
– Какая часть самая главная в рассказе? Почему?
– Как вы думаете, изменится ли отношение ребят
к Вале? Почему?
– А отношение Вали к ребятам?
III. Рефлексия
– А теперь представьте: мы находились недалеко
от места, где происходили все эти события,
которые были описаны в этом рассказе. Мы были с
вами свидетелями всей этой истории. Девочка Валя
стоит сейчас перед нами. Чтобы вы сейчас могли
сказать Вале? (Высказывания детей.)
– А хотели бы вы дружить с Валей?
IV. Домашнее задание
Можно предложить детям пересказать рассказ от
имени Вали или от имени ребят (по выбору).
Краткое содержание Трусиха Артюховой для читательского дневника
Год написания: 1969 Жанр: рассказ
Главные герои: девочка Валя и братик Андрюша
В рассказе «Трусиха» Нины Артюховой главной героиней является девочка Валя. Из всех друзей её считали самой трусливой, которая боится всего на свете.
Как то днём Валя играла с младшим братиком Андрюшей в песочнице и готовили обед для куколок. Другие ребята же начали играть в войну, но Валю с Андрюшкой в игру не взяли. Братика решили не брать, потому что он передвигается лишь ползком, а Валю из-за её трусливости.
Вдруг на улицу выбежала огромная и злая сторожевая собака, и все дети разбежались кто куда.
Валя, добежав до калитки, остановилась. Она вспомнила, что Андрюшка не сможет уползти на четвереньках далеко из песочницы. Он сидел и громко плакал. Она схватила маленький совок для песка и побежала к нему.
Загородив собой братика, она бросила в собаку совочек. Тут же прибежал сам сторож и увёл пса.
Все ребята встали вокруг Вали, которая только потом начала плакать. Все спрашивали, отчего она плачет, ведь пёс её не укусил. Валя сказала, что она напугалась.
Храбрым считают не того, у которого нет страхов, а того, который самостоятельно сможет побороть все свои страхи. Среди всех ребят самой смелой оказалась трусливая девочка Валя, которая собой защитила слабого, и победила свой страх. Это является хорошим качеством в человеке. Храбрость пригодится каждому.
Оцените произведение:
- 2.8
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 65
Читать краткое содержание Артюхова — Трусиха. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Артюхова — Трусиха
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Поющий колокольчик Азимова
Название говорит читателю о главном фигуранте этой истории – драгоценности, которые люди добывают на Луне. Фантастическая книга описывает поющие колокольчики как полые шарики
- Краткое содержание Королева Марго Дюма
XVI век, Франция, Париж. В самом разгаре — кровавые столкновения католиков и гугенотов. Лицемерные заявления короля Франции католика Карла IX о желании примирить враждующих приводят к новым погромам и убийствам
- Краткое содержание Астафьев Звездопад
В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды.
- Краткое содержание Стёпкина любовь Шукшина
Главный герой рассказа — шофер Степан Емельянов, житель алтайского села. Так получилось, что в это село из Воронежа приехала Элла, устроившаяся на работу учетчицей в тракторную бригаду. А также девушка принимала участие
- Краткое содержание Золотой петух рассказ Куприна
Рассказе «Золотой петух» похож на симфонию, здесь столько звука. Он поход и на прекрасную картину – столько здесь света! В рассказе повествуется о маленьком чуде. Вопрос как раз в том и заключается: было ли это обычным делом
- Краткое содержание Любовь к трём апельсинам Гоцци
Драма начинается с грустных событий: сын короля Треф заболел неизвестной болезнью. Принц Тарталья постоянно грустит и плачет. Он находится в глубокой дипрессии. Король Сильвио приглашает различных врачей, но никто не может ему помочь