Рассказ турежанова помощь текст

                                                                                                    
Дата:
   
05.10.15.                            

                       
Технологическая
карта

занятия
для старшей группы

                                                                                  
Воспитатель:

Привалова А.В.

Образовательная
область
:
Социум.

Раздел:
Художственная литература.

Тема: Чтение
рассказа М. Турежанова  «Помощь».

Цель: Продолжить
знакомить детей с творчеством казахско­го писателя М. Турежанова. Закрепить
знания детей о литературных жанрах рассказ, загадка, пословица. Знакомить
их с образом жизни людей в сельской мест­ности, трудом взрослых в летнее время.
Воспитывать уважение к труду, формировать чувство любви и забот­ливого
отношения к своим близким и родным на примере главного героя рассказа. Учить
делиться собственным опытом заботливого отношения к своим близким и род­ным.
Развивать речь, мышление, память детей. Закре­пить знакомые слова на казахском
языке.

Оборудование: конверты
с надписями «рассказ», «пословицы».

Обогащение
словаря:

торсык, сенокос, кумыс, труженик.

Билингвальный
компонент:
    
ата
дедушка,

апа – бабушка,  нан – хлеб,  көбелектер – бабочка, гүлдер
– цветы.

      
Этапы

 
деятельности

               
Действия
воспитателя

   Действия
детей

Мотивационно
— побудительный

1.Вступительная
часть.

Предложить детям рассмотреть конверты, которые доставил Почтовый Сокол. В
одном из конвертов лежит рассказ Мадыхата Турежанова «Помощь» (Педагог
обращает внимание детей на конверт и сообщает им, что эти прекрасные горные
цветы очень похожи на рассказы писателей. Воспитатель продолжает знакомить
детей с новым литературным жанром – рассказом. Рассказы пишут очень
талантливые и творческие люди — писатели. Они в своих рассказах описывают
различные приключения, разные истории, рассказывают о жизни людей, животных и
растений. Рассказы могут быть очень короткими или очень длинными. Рассказы
пишут для детей и взрослых.), в другом пословицы (Символ «Солнечный дождик» —
произведения малого фольклорного жанра.)

Рассматривают
конверт, рассуждают о жанре.

Настраиваются
на восприятие рассказа.

Организационно
– поисковый

2.Работа
с художественным произведением.

1.
Читает рассказ.

2.
Проводит словарную работу. Разъясняет детям значение новых слов: торсык,
сенокос, кумыс, труженик.

Задаёт
вопросы детям:

— Понравился
ли вам новый рассказ писателя?

— Что вы
можете сказать о мальчике Аргыне? Какой он?

— Как вы
думаете почему Аргыну захотелось поехать с дедушкой на сенокос?


Вспомните, какие добрые дела сделал мальчик для своих родных?

— А вы
помогаете своим бабушкам и дедушкам? Расскажите как вы заботитесь о своих
близких и родных?

3.Работа
с малым фольклорным жанром.
Педагог открывает второй конверт.
Выясняют, что в нём находятся пословицы.

Воспитатель
поясняет значение каждой пословицы и просит запомнить их и использовать в
своей речи.

Внимательно
слушают, воспринимают содержание текста.

Знакомятся
и запоминают значение новых слов.

Отвечают
на вопросы.

Учатся
рассуждать, определяя и оценивая нравственные стороны поведения Аргына.

Учатся
делится собственным опытом заботливого отношения к своим близким.

Дети
заучивают пословицы о труде: «Кто работает, тот и сыт.» (казахская
пословица), «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» (русская пословица)

Рефлексивно
— корригирующий

4.Заключительная
часть.
Воспитатель
благодарит детей за работу и поощряет их.

Благодарят
сказочного сокола за интересный рассказ и пословицы.

Ожидаемый
результат

Знать:
фамилию, имя автора рассказа, название рассказа, казахские слова и
словосочетания по тексту рассказа. Знать характерные особенности литературных
жанров «рассказ», «пословицы».

Иметь:
представление об образе жизни людей в сельской местности. Иметь представление о
сенокосе. о богатстве и красоте природы родного края, о красоте человеческих
взаимоотношений между представителями трёх поколений.

Уметь:
отвечать на вопросы по содержанию рассказа, перессказать текст по картинкам,
рассуждать, делится впечатлениями от рассказа, оценивать нравственные стороны
поведения главного героя, делится собственным жизненным опытом заботы об
окружающих.

ПОМОЩЬ

Мадыхат
Турежанов

Дед Аргына запряг
в телегу рыжую кобылу и ездит на сенокос. С утра он собирается в дорогу. Точит
косу, наливает кумыс в торсык. Вечером по пути домой у него весело на душе,
телега доверху нагружена зеленой травой — бидаиком.

-Ну, хорошо тебе?
— спрашивает у него сын. И старик отвечает:

-Еще бы! Чистый
воздух бодрость придает, кровь по жилам ходит, как у орла на лету!

Слушает Аргын, и
ему тоже хочется поехать на сенокос, но он все не решается высказать деду свое
желание.

Как-то утром,
когда дед запрягал лошадь, мальчик потихоньку подошел к нему и попросил:

-Дедушка, возьми
меня с собой!

  • Там жарко,
    тебе нить захочется.
  • А я тогда
    кумыс пить буду!
  • А если
    проголодаешься?
  • Хлеба поем.

-Не будешь
привередничать, как дома? Что я ем, то и ты будешь есть?

  • Да, дедушка.
  • Помогать мне
    будешь?
  • Буду! ,

И они оба в
Коктомаре. Там трава высокая, мальчика в ней не видно. Дед распряг лошадь,
показал Аргыну, где можно собирать землянику. Тот взял чашку для кумыса и,
набрав полную, принес деду. Много чашек набрал, и каждый раз угощал старика. А
ягоды красные, спелые, вкусные. Аргын и сам досыта наелся. А когда пить захотел
— кумысу у деда попросил. И за бабочками удалось ему побегать, и букет цветов
нарвал: бабушке подарок! И тут Аргыну вспомнилось, что деду нужно помочь.
Подошел он поближе и говорит:

-Дай, дедушка,
помогу тебе!

Удивленно смотрит
старик на внука: что такой маленький может сделать?

  • Накошу травы,
    — предлагает Аргын.
  • Не сможешь
    накосить, порежешься!
  • Ну, дай
    грабли — буду сгребать.

Дедушка дал внуку
грабли и показал, как сгребают сено. Потом они нагрузили травой телегу.
Вернулись домой только вечером. Вышли во двор бабушка и отец Аргына, хвалят
старика:

-Вот, Аргын, какой
твой дед молодец: сено душистое, так его много…

  • Это сено
    особое, оно скоту еще как понравится!
  • Почему
    особое, ты его каждый день привозишь?

-А потому, сынок,
что мне сегодня Аргын помогал! Давай в его честь праздник устроим! — улыбнулся
дедушка. — Я в двенадцать лет научился косить; когда Аргыну столько же будет,
мы и его научим. Пусть растет таким же тружеником, как дед и отец. Труд -это
самое главное, на чем земля держится.

1. Почему
было хорошо деду Аргына?

2. Удалось ли
Аргыну испытать радость трудового дня? Как?

Размышляя над
вопросами, учащиеся придут к выводу, что в основе особого душевного состояния и
дедушки, и внука лежит совместный труд, который дает ощущение радости от
полученных результатов. Направляя рассуждения отвечающих, учитель подводит их к
выводу: полезный труд всегда в радость.

Ұйымдасқан оқу-әрекетініңтехнологиялық картасы 2.10.2015г

Білім беру саласы: (Образ/ые области) : Әлеуметік орта-Социум.

Бөлім (Разделы) Көркем әдебиеті №3

Тақырыбы ( Тема ) Чтение рассказа М.Турежанова «Помощь» .

Мақсаты (Цель) :Продолжать знакомить детей с творчеством казахского писателя М.Турижанова . Закрепить знания детей о литературных жанрах «рассказ», «загадка», «пословица». Знакомить детей с образом жизни людей в сельской местности, трудом взрослых в летнее время. Воспитывать уважение к труду. Учить делиться собственным опытом заботливого отношения к своим близким и родным. Развивать реч, мышление ,память.

Словарная работа: торсык,сенокос,кумыс,труженик. Билингвальный компонент :әже-бабушка,ата-дедушка,нан –хлеб,көбелектер-бабочки,гүлдер-цветы.

Тәрбиешінің әрекеті Действия воспитателя

Балалардың әрекеті Действия детей

Сообщаю детям ,что пришло письмо от Прекрасной Айсулу давайте рассмотрим конверт. Который доставил Почтовый Сокол. Ещё в конверте лежит письмо ,читаю его .Прочитав письмо По оформлению конверта дети догадываются ,что их ждёт встреча с рассказом .Говорю детям что Прекрасная Айсулу предлагает познакомить вас с ещё с одним рассказом Мадыхата Турежанова «Помощь»

Дети рассматривают конверт,рассуждают .

  1. Чтение рассказа.(провожу словарную работу,разъясняю детям значение новых слов)

  2. Вопросы по содержанию.

–Понравился ли рассказ Мадыхата Турежанова?

–Что мы можем сказать о мальчике Аргыне? Какой он?

-Как вы думаете, почему Аргыну захотелось поехать с дедкшкой на сенокос?

-Вспомните, какие добрые дела сделал мальчик для своихродных?

-А вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Расскажите,как вы заботитесь о своих близких и родных?

-Вспомните правила поведения о том ,как нужно относится к старшим.

Закрепляю билингвальный компонент.

3.Работа с малым фольклорным жанром.

Заглядываю ещё раз в конверт и говорю что Прекрасная Айсулу предлагает детям запомнить мудрые пословицы о труде «Зимой скот паси ,летом сено коси» ,(каз.пословица)»

«Без труда не вынеш рыбку из пруда»(русс.пословица).Разъясняю смысл каждой пословицы и прошу запомнить их.

Дети проявляют интерес и любопытство. Внимательно слушают воспитателя, принимают участие в беседе. Внимательно слушают рассказ, следят за последовательностью событий, отвечают на вопросы.

Закрепляют знакомые слова на каз.языке.

Знакомятся с новыми пословицами и запоминают их.

Благодарю детей за работу,поощряю их,Напоминаю детям ,что необходимо поблагодарить Прекрасную Айсулу за присланный рассказ.

Дети выражают благодарность.

Күткен нәтиже (Ожидаемый результат ) Білу керек (Знать ) Название рассказа его автора и содержание рассказа. Білді : Слушать рассказ , выражать своё мнение о поведении героев рассказа, рассуждать. Делиться собственным опытом. Иметь:об особенностях литературного жанра «рассказ» «пословицы», об образе жизни людей в сельской местности.Иметь представление о сенокосе,о богатстве и красоте природы родного края.

Доброе утро!

Дочь первого американского астронавта Алана Шепарда тоже слетала в космос – если, конечно, суборбитальный полет на ракете New Shepard, которые запускает компания Джеффа Безоса Blue Origin, считается космическим полетом. На Земле новости такие:

  • В Екатеринбурге около 30 человек вышли на акцию в защиту «Мемориала».
  • В Москве полиция сорвала акцию солидарности с политзаключенными.
  • В Беларуси арестовали мать анархиста, уехавшего из страны в 2019 году; опубликовано видео, где она стоит на коленях и признает свою вину.
  • ВОЗ подтверждает, что «омикрон» распространяется быстрее, чем «дельта», однако вызывает более мягкое течение болезни.

Россия. Новейшая история

  • На телеканале «Россия 1» показали фильм «Россия. Новейшая история», в котором Путин говорит, что в 1990-е «подрабатывал извозом» (видимо, на «Запорожце»). Первый раз бессменный российский президент придумал «извоз» в 2018 году, но тогда он говорил, что подумывал, не податься ли ему в таксисты после проигрыша Анатолия Собчака на губернаторских выборах. Теперь он решил, что все-таки подался. На этом фоне Путин поделился еще и «воспоминаниями» о том, как в 1990-е годы сотрудники американских спецслужб ходили на российские предприятия «как на работу».
  • Александр Сокуров, попытавшийся обсудить с Путиным российскую национальную политику в ходе виртуальной встречи членов Совета по правам человека с президентом, теперь призывает «не раздувать истерию» в связи с реакцией чеченского руководства на его слова. Ранее Сокуров сказал, что опасается уголовного преследования, но надеется на милость Путина. Вот большой разговор с режиссером.
  • В Набережных Челнах подростки потушили Вечный огонь снежками – прокуратура начала проверку.
  • В Москве полиция сорвала благотворительный аукцион в поддержку политзаключенных (ссылались, конечно, на пандемию).
  • Десятки российских математиков написали открытое письмо исполкому Международного математического союза, в котором попросили отложить Международный конгресс математиков в Петербурге до освобождения аспиранта мехмата МГУ Азата Мифтахова. Форум запланирован на июнь следующего года.
  • В Екатеринбурге около 30 человек вышли на акцию в поддержку «Мемориала», организованную региональным отделением общества.
  • Здесь рассказывается о самой экзотической организации – «иностранном агенте», Иркутском союзе библиофилов, а здесь – история учителя из Курской области, который попытался прожить месяц на одну зарплату, но не смог (но получил обвинение в экстремизме).

Вокруг света

  • В Беларуси арестована мать анархиста Романа Халилова, который уехал из страны еще в 2019 году, опасаясь уголовного преследования. Сначала у нее дома устроили обыск, а потом арестовали ее на 10 суток за “неповиновение милиции”. В сети появилось видео, на котором женщина стоит на коленях и говорит, что признает свою вину (это монтаж).
  • Евросоюз выделит дополнительно 30 миллионов евро на помощь белорусскому гражданскому обществу, в том числе независимым медиа, деятелям культуры, которые были вынуждены уехать, эмигрировавшим предпринимателям и молодежи.
  • Главы государств «большой семерки» по итогам встречи в Ливерпуле в очередной раз призвали Россию к деэскалации на украинской границе. Глава МИД Германии Анналена Бербок считает, что следовало бы возобновить переговоры в “нормандском формате”. Вот монологи украинских военных, находящихся на передовой в Донбассе: большинство считает, что Россия все же не решится на вторжение.
  • О том, как бывший министр культуры России, а ныне помощник Путина Владимир Мединский зарабатывает на реставрации в Крыму, рассказано здесь.
  • Жертвами торнадо в нескольких штатах США стали около ста человек. Больше всего жертв – в штате Кентукки, где объявлено чрезвычайное положение (вот видео).

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России снова упал – до 29 929. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 17 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 289 483 человек (+1132 за сутки). В реальности жертв гораздо больше.

В Екатеринбурге, Архангельске, Новосибирске прошли акции против введения QR-кодов для прохода в общественные места. В Саратове коммунисты готовят референдум по этому вопросу. На этом фоне Госдума и правительство решили снять с рассмотрения законопроект о введении QR-кодов на транспорте.

В докладе ВОЗ говорится, что штамм «омикрон» действительно более заразен, чем «дельта», однако вызывает более мягкое течение болезни. Здесь о свойствах нового штамма рассказывает биолог Георгий Базыкин.

Шесть ссылок

  • Писатели. К 200-летнему юбилею Некрасова – рассказ обо всех его литературных гранях, не только поэтической. Или эссе Игоря Гулина к 90-летию Юрия Мамлеева.
  • Художники. Фрагмент из мемуаров члена группы «Радек» Петра Быстрова “Как я разбил очки Осмоловскому”. Или любопытные рассуждения искусствоведа Юлии Тихомировой о том, как воспринимает искусство первое путинское поколение, нынешние 20-летние.
  • Режиссеры. Отрывок из дневников Кшиштофа Кесьлёвского 1989-1990 годов (сборник текстов Кесьлёвского вышел в изд-ве Corpus). Или беседа с Эдуардом Шелгановым – режиссером, в начале 90-х экспериментировавшим с эстетикой немого кино и порнографии, экранизировавшим Платонова, а ныне – работником котельной.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Выступление американского историка Тимоти Снайдера, профессора Йельского университета, автора нескольких исторических бестселлеров, на декабрьском Киевском форуме безопасности.

    Как вам хорошо известно, в этом году президент России опубликовал статью, в которой изложил свое видение истории Украины, Беларуси и России. С исторической точки зрения эта статья не имеет никакой ценности. Когда я читаю её как историк, у меня возникает впечатление сродни тому, какое возникает на вечеринке, где кто-то начинает рассуждать о событиях прошлого, не понимая, о чём говорит, но имея при этом горячие убеждения. Обычно историки в таких ситуациях кивают, усмехаются и находят отговорку, чтобы уйти. Но господин Путин не просто кто-нибудь, а глава важного государства, поэтому к его соображениям нужно подойти серьёзно. Но не как к истории – ведь в этом смысле его рассуждения уморительны, а как к политике.

    Первое, на что стоит обратить внимание в этой статье, – это то, что она вообще не об Украине. На самом деле она о России. Когда внимательно читаешь эту статью, можно заметить, что на самом деле она об отсутствии – об отсутствии истории России. Нет истории России, которую может рассказать Путин. Он может рассказать историю об определенных взаимоотношениях с Украиной, которые по «мистическим» причинам испортились.

    Второе, что мы замечаем в этой статье, – что она не о будущем. Это рассказ о прошлом. Видно, что является характерным для режима Путина: в рассказе президента о России будущего нет, есть только прошлое, «мифическое прошлое». Это существенная проблема режима. При олигархате, клептократии, плутократии, где все ресурсы сконцентрированы в руках приближённой к центру власти элиты, очень трудно говорить о будущем, будущее даже вообще очень трудно себе представлять. В этой ситуации клептократический режим продуцирует мифы о прошлом. Политическое пространство, в котором нет будущего, заполняется прошлым. При этом проблема в том, что в такой истории нет места россиянам, нет места людям.

    Эта история показывает, на каком действительно раннем этапе находится Россия в смысле создания своей национальной истории. В изложении Путина Украина и Беларусь в этой истории играют роль своеобразных костылей. Россия не может рассказать историю о самой себе, так что эта история основывается на других народах. Статья Путина демонстрирует нам, что глава Российской Федерации не может рассказать историю, которая, собственно, о России, а сама Россия еще не достигла такой стадии развития, когда это было бы возможно.

    Когда читаешь эту статью в контексте российского вторжения в Украину и оккупации её территорий, можно сделать вывод, что Россия напала на Украину, потому что россияне до сих пор ещё не знают, кто они такие. Россия во главе с Путиным вторглась в Украину, чтобы рассказать что-то вроде истории о том, кто такие россияне. И эта история, что ужасно для России, тотально отрицательная. История такова: «Мы – люди, которых не понимает остальной мир. Мы – люди, которых не понимают, когда мы говорим, что мы и украинцы один народ. Мы – люди, которых не понимают украинцы, когда мы говорим им, что мы один народ».

    Путин формирует для России мифологическую идентификацию, сосредоточенную на прошлом, целиком негативную, которая полностью зависит от других, от тех, кто отвергает то, что Россия говорит о себе и об остальном мире. И вот здесь, по моему убеждению, проблема достигает самой своей глубины: отрицательной идентификацией Россия подменяет реальную внешнюю политику.

    Нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем Владимир Путин

    Если бы Путин проводил внешнюю политику, которая имела бы целью защиту долгосрочных интересов Российской Федерации и её народов, то такая политика была бы сконцентрирована прежде всего на Китае, на защите российского суверенитета в отношениях с Китаем. Россия испытывает в отношениях с Китаем экзистенциальные проблемы, таких же экзистенциальных проблем с Западом у неё нет. Но вторжение в Украину и нарратив, связанный с этим вторжением, создают проблемы в контактах с Западом, которых могло и не быть. Иными словами, Путин отрезал Россию от Запада и привёл свою страну к положению подчиненности Китаю. Если посмотреть трезво, то это действительно провал кремлёвской внешней политики. Сегодня Россия имеет влияние в мире потому, что она расположена между Западом и Китаем. Напав на Украину, отрезав себя от Запада, Россия серьезно ослабила свои позиции по отношению к Китаю. Это следствие внешней политики Путина.

    Скажу то, о чем не говорят в Москве, по крайней мере в политических кругах: Россия отрезала себя от Украины. В статье Путин утверждает, что Россия и Украина должны быть вместе, но разделились из-за какого-то «мистического» сговора Запада.

    Впрочем, правда гораздо проще, она прямо перед нашими глазами. Причина, по которой Украина и Россия не близки, – в том, что Россия напала на Украину. Другими словами, если целью Путина на самом деле были хорошие отношения России и Украины, то именно он и никто другой сделал их невозможными. Не только на то время, пока существует установленный им режим, но и на годы и десятилетия в будущем. Тезисы Путина исторически бессмысленны, но он в эти построения верит. Но нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем сам Владимир Путин.

    Он сам из-за своей внешней политики, из-за своих действий, своего решения напасть на Украину сделал близкие отношения России и Украины невозможными. Но это то, что он не может признать, поэтому Путин прибегает к долгим историческим фантазиям: «Это не я, это Запад. Мое вторжение в Украину не связано с современностью, это связано с давними историческими фабулами».

    Это позволяет нам ответить на вопрос, зачем нужна была эта статья, почему она появилась через семь лет после нападения на Украину. Ответ связан не с прошлым, а с настоящим, не с Украиной, а с Россией, в частности, с поздним периодом путинского режима. Путин – стареющий лидер деспотического режима, который обанкротился из-за собственных устремлений. Он не смог сделать Россию независимым игроком международной политики, вместо этого Россия стала зависимой от Китая. Он не смог сблизить Россию и Украину, наоборот, напав на Украину, Россия на долгое время стала врагом Украины. И Путину остается только скрывать эти провалы, прибегая ко лжи.

    Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

    Рассказ турежанова помощь текст

    23 ноября 2021 г. в приемную председателя ГКНБ инициативно обратился член партии от «Социал-Демократов» Темирлан Султанбеков с просьбой на личный прием к главе спецслужб. Об этом сообщает пресс-центр ГКНБ.

    «Вечером того же дня, (в 20:00 часов) в условиях общественной приемной, сотрудником ГКНБ Кыргызской Республики (далее Комитет) была проведена беседа с Т.Султанбековым, который сообщил, что владеет информацией о фактах нарушения избирательного законодательства Кыргызской Республики.

    Сотрудником Комитета до Т.Султанбекова была доведена информация, что согласно Закону Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан», он как гражданин страны вправе обратиться на имя Председателя ГКНБ Кыргызской Республики с указанием фактов нарушения избирательного процесса, на что получит обоснованный ответ по результатам проведённой проверки и принятых мерах в установленный Законом сроки. При этом, Т.Султанбеков был предупрежден об ответственности за заведомо ложный донос.

    Однако, Т.Султанбеков отказался от официального обращения. Также он отказался сообщить о деталях и обстоятельствах имеющейся у него информации о нарушениях избирательного законодательства Кыргызской Республики.

    Следует отметить, что во избежание всяких инсинуаций и манипулирований общественным мнением, в части касающейся вмешательства в избирательный процесс, Председателем ГКНБ Кыргызской Республики не осуществляется личный прием кандидатов в депутаты ЖК Кыргызской Республики и представителей партии в период предвыборной агитации.
    ГКНБ Кыргызской Республики, напоминает о недопустимости злоупотребления административным ресурсом и нарушения избирательного законодательства кандидатами в депутаты ЖК Кыргызской Республики и политическими партиями», сообщает ГКНБ.

    Темирлан Султанбеков более подробно рассказал о своем посещении ГКНБ «>в соцсетях:

    От имени Ташиева подходили и говорили нашим кандидатам, что их будут мучать, если они не снимут свои кандидатуры.
    Ташиев перед выборами говорил, что выборы будут честными, что не будут препятствий, обещал, что будет законно и на встречах, о которых сказать будет не совсем корректно.

    Мы никогда не просили помощи в нашем продвижении, просили лишь не трогать и не мешать нам- мы хотим в рамках закона участвовать в выборах, за это время мы не призывали ни к революции, ни к внеочередным президентским выборам.

    Есть информация, что Ташиев лично звонил родственникам кандидатов, и говорил «порву Вам рот», если вы будете участвовать в выборах— я хотел лишь уточнить этот момент- вдруг это был не Ташиев, а оппоненты, неужели власть пошла на такие неправильные шаги, 23 ноября из нашего штаба связались с помощниками Камчыбека Ташиева, Ташиев очень оперативно отреагировал: мне позвонили и пригласили в ГКНБ на встречу, я приехал в 20:00, мне сказали, что этого всего не может быть и что все это чепуха и ложь, я попросил, чтобы Камчыбек Ташиев озвучил это сам кандидатам, которые слышали угрозы от «его» или действительно от его имени.
    Они сказали, что конечно, однако, вчера они сказали, что на выезде, в обед будет ответ, потом к вечеру, я сказал, что утром буду вынужден сказать в СМИ, поэтому утром они дали не совсем достоверную информацию.

    Уважаемый Камчыбек Кыдыршаевич!

    Не знаю почему Вы стали требовать номера телефонов, адреса и так далее, я и вчера по телефону сказал Вашему помощнику, что все данные будут переданы Вам лично кандидатами, если Вы подтвердите, что не давали команду никому давить на нас, тем более сами не вмешивались в эти процессы.
    Но отказ встретиться с кандидатами в депутаты ЖК, к которым приходят от Вашего имени, и родственникам которых звоните лично Вы и угрожаете, я воспринимаю как отказ от своих обещаний проводить выборы честно и справедливо.
    Вы давали мужское слово, Вы даже говорили, что можете помочь- пусть ребята подойдут- но ведь мы не подходили и не просили о помощи, нам не нужна Ваша помощь, мы можем сами. Мы хотим только честных выборов, мы объездили всю страну, в каждом регионе работают кандидаты, почему Вы нас испугались? У нас хорошие, честные, чистые и совестливые кандидаты- я про каждого могу долго рассказывать, каждый член партии- как близкий родственник, я буду стоять насмерть за каждого партийца, я буду защищать каждого члена команды, я не хотел навредить Вашей репутации, которая уже итак подмочена как только можно, поэтому обратился лично и попросил Вас опровергнуть лично кандидатам информацию, и они бы вам передали информацию о тех, кто с ними связывался от Вашего имени и с каких номеров.
    Вы вернули срок Атамбаеву, чтобы он не смог участвовать в выборах, Вы поменяли статью в Конституции, чтобы я не смог участвовать в выборах, Вы сняли с гонки Момбекова, потому что испугались, что он пройдёт, Вы начали давить на кандидатов, это ли честные выборы, которые Вы обещали публично и лично даже одному Аксакалу?

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Внеклассное мероприятие  5 «Б» класс по самопознанию.

    Дата: __________

    Тема:  Коммуникативные особенности подростков.

    Цель: расширить представления учащихся о значимости общества в жизни каждого человека, способе создания добрых, прекрасных дел для себя и других людей.

    Задачи: — расширение смысла понятия «коммуникативные особенности»,  значения правильного общения в гармоничном развитии человека;

    — развитие умений выполнять любое дело с радостью и с любовью, интереса к познанию и умению развития коммуникативных особенностей учеников.

    — воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе, доброжелательного отношения к одноклассникам.

    Круг радости: «Заполни мешок фруктами». Необходимо встать в круг и мысленно заполнить любыми фруктами мешок с пожеланиями чего,  то  хорошего друг другу.

    Ход занятия:

    Используя конфеты разделить класс на две группы учащихся.

    А сейчас вам предоставляется возможность качественного общения в группе

    Задание 1: Обсуждение ситуации:

    Рассказ М. Турежанова «Помощь» «Труд — это самое главное, на чем земля держится».

    ПОМОЩЬ

    Дед Аргына запряг в телегу рыжую кобылу и ездит на сенокос. С утра он собирается в дорогу. Точит косу, налипает кумыс в торсык. Вечером по пути домой у него весело на душе, телега доверху нагружена зеленой травой — бидаиком.

    — Ну, хорошо тебе? — спрашивает у него сын. И старик отвечает:

    — Еще бы! Чистый воздух бодрость придает, кровь по жилам ходит, как у орла на лету!

    Слушает Аргын, и ему тоже хочется поехать на сенокос, но он все не решается высказать деду свое желание. Как-то утром, когда дед запрягал лошадь, мальчик потихоньку подошел к нему и попросил:

    • Дедушка, возьми меня с собой!
    • Там жарко, тебе пить захочется.
    • А я тогда кумыс нить буду!

    — А если проголодаешься?
    — Хлеба поем.                                                                                        — Не будешь привередничать, как дома? Что я ем, то и ты будешь есть?                                                                                      — Да, дедушка.                                                                                            — Помогать мне будешь?
    — Буду!

    И они оба в Коктомаре. Там трава высокая, мальчика в ней не видно. Дед распряг лошадь, показал Аргыну, где можно собирать землянику. Тот взял чашку для кумыса и, набрав полную, принес деду. Много чашек набрал, и каждый раз угощал старика. А ягоды красные, спелые, вкусные. Аргын и сам досыта наелся. А когда пить захотел  кумысу у деда попросил. И за бабочками удалось ему побегать, и букет цветов нарвал: бабушке подарок! И тут Аргыну вспомнилось, что деду нужно помочь. Подошел он поближе и говорит:

    — Дай, дедушка, помогу тебе! Удивленно смотрит старик на внука: что такой маленький может сделать?

    • Накошу травы, — предлагает Аргын.
    • Не сможешь накосить, порежешься!
    • Ну, дай грабли — буду сгребать.

    Дедушка дал внуку грабли и показал, как сгребают сено. Потом они нафузили травой телегу. Вернулись домой только вечером. Вышли во двор бабушка и отец Аргына, хвалят старика:

    • Вот, Аргын, какой твой дед молодец: сено душистое, так его много.
    • Это сено особое, оно скоту еще как понравится!
    • Почему особое, ты его каждый день привозишь?
    • А потому, сынок, что мне сегодня Аргын помогал! Давай в его честь праздник устроим! — улыбнулся дедушка. — Я в двенадцать лет научился косить; когда Аргыну столько же будет, мы и его научим. Пусть растет таким же тружеником, как дед и отец. Труд -это самое главное, на чем земля держится.

    1. Почему было хорошо деду Аргына?

    2. Удалось ли Аргыну испытать радость трудового дня и общения с природой? Как?

    полезный труд всегда в радость.

    3. Вспомните, когда вы впервые испытали радостное состояние от общения с окружающими. Что вы чувствовали при этом?

    4. Что чувствовали окружающие, которые помогли вам открыть радость труда?

    Задание 2: «Паровоз». При помощи воздушных шаров сцепить вагоны (учащихся) и сделать пару кругов по классу. Победителем считается та команда, у которой шарики не упали ни разу.

    Задание 3: Отгадать анаграммы. Правильные ответы записать на бумажных бабочках.

     1 команда- уверенность, общество, уважение, мечта, внимательность.       

    2 команда- трудолюбие, любовь, благодарность, счастье, надежность.        

    Теперь вам предоставляется возможность немного отдохнуть и посмотреть поучительный слайд «Кувшин»           

    Задание 4: «Какой я молодец». Выбрать понравившийся шарик и выполнить задание,  которое находиться внутри шарика.

    Задание 5: Творческое задание-  «Мой мир». Обобщением нашего занятия будет газета, составленная двумя командами совместно.

    Круг «От сердца к сердцу».  Просмотр мультипликационного фильма. Раздача фруктов из виртуального мешка.

    Анаграммы: 1

    Рненосвеьту

    Овтещобс

    Еневажуи

    Атмеч

    Вьниатметьсонл

    Анаграммы: 2

    Ирюдоубетл

    Вольбю

    Сбоданагольрт

    Чесьтса

    Нжеданьсот

    Просмотр содержимого документа

    «»Коммуникативные особенности подростков» »

    Тема: «Помощник» М.Турежанов. Раздел «Родные просторы»

    Цель: развитие речи через знакомство с рассказом М.Турежанова «Помощник», воспитать чувство любви к родной земле, уметь видеть красоту окружающего мира.

    Задачи: Предметные: чтение и анализ содержания рассказа , умение находить в тексте сравнения и самим их подбирать, устанавливать межпредметную связь (литература – познание мира) Личностные: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю; умение видеть красоту окружающего мира. Системно-деятельностные: умение понимать прочитанное и отвечать на вопросы, развитие памяти, объяснять заглавие произведения, пересказывать текст, используя авторскую лексику.

    Ход урока

    1.Организационно-мотивационный момент.

    Тренинг «Солнышко проснулось»

    Солнышко проснулось, потянулось

    Лучики расправило, за дело взялось.

    2.Стадия вызова

    А) Проверка домашнего задания: рассказ о себе, о друзьях и о Родине. (по 1 ученику с ряда – на лучшего рассказчика), после рассказов ребята оценивают каждого и выбирают лучшего. 

    Б) установить связь ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК

    « Копилка идей» дети объясняют связь данных понятий, а я выношу на доску основные мысли, сказанные ими

    П рирода человек человек

    Необходимые условия бережное отношениевнимание

    для жизнизаботазабота

    сырьё экономное потреблениепомощь

    красота восхищение, удовольствие

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: эти понятия сегодня на уроке будут ключевыми, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь и что мы будем с вами делать на уроке?

    -«Помощь » ключевое слово на нашем уроке. Как вы думаете, почему? (мнения детей)

    Сегодня мы познакомимся с рассказом казахского писателя М.Турежанова «Помощник».

    3.Стадия осмысления

    А) работа в группе

    Подберите характеристики к слову «Помощник», чем вы можете помочь (2 мин.) защита с места

    Б) словарная работа

    Торсык –посуда для хранения кумыса

    Иримшик – сырные шарики

    ФИЗМИНУТКА

    В) Работа с произведением

    Чтение рассказа М.Турежанова «Помощник».

    Доработка постеров – помощь мальчика по произведению (сбор земляники, сгребал сено + общение с дедушкой – подвести к этому)

    Анализ текста. Беседа:

    — Где проходят события? (в деревне)

    — Сразу ли дедушка взял внука с собой? (нет, только тогда, когда он попросился)

    — Какие трудности, рассказывал дедушка, могут встретиться Аргыну? (жара, жажда, голод)

    — Почему дедушка решил устроить праздник?

    — Как вы думаете, в каком предложении спряталась главная мысль данного произведения?

    ТРУД — ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, НА НЁМ ЗЕМЛЯ ДЕРЖИТСЯ!

    — Проявив себя таким образом, каким вырастит мальчик Аргын?

    Г) работа с пословицами о труде

    Вспомните пословицы о труде и объясните их смысл

    Землю красит солнце, а человека — труд.

    Делу — время, а потехе — час.

    Кто не работает, тот не ест.

    Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

    Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Труд кормит, а лень портит.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Больше дела, меньше слов.

    4.Стадия рефлексии

    Подведение итогов урока: Что нового я узнал на уроке? Что понравилось? Чему научился? Какие выводы сделали для себя?

    5. Задание на дом: стр. 12-14 чтение: 1 ур.- пересказ

    2 ур. – рассказ о себе «Я — помощник»

    3 ур. — продолжи рассказ «Аргын — помощник»

    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/169167-urok-literaturnogo-chtenijapomoschnik-mturez

    Технологическая карта

    организованной учебной деятельности

    Средняя  группа

    Образовательная
    область
    :
    «Коммуникация».

    Раздел: Художественная
    литература

    Тема:
    Пересказ
    рассказа М. Турежанова «Маленький садовод» Беседа по содержанию».

    Цель: Формировать
    интерес к художественным произведениям

    Программное
    содержание
    :

    Образовательные
    задачи:
    Учить
    пересказывать  текст, не нарушая  последовательности. Обращать внимание на
    звуковую сторону слов, согласовывать прилагательные с существительными.

    Развитие
    речи:

    артикуляция  звука «С»

    Развивающие
    задачи:

    Развивать речь, мышление, память.

    Воспитательные
    задачи
    :
    Воспитывать навык совместного слушания, положительное отношение к труду,
    воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи

    Словарная
    работа:

    хлопочут, садовод, щедро платит, пересилил себя.

    Биллигвальный
    компонент:

    отец — әке, труд – еңбек

    Материал
    и оборудование
    :
    макеты деревьев-яблонь, 2 куклы мальчиков,  игрушки, иллюстрация, на которых
    изображены осенний сад, сбор урожая,  картинки « Хорошие дела-как я помогаю
    дома», игрушка Осы, мед, ложечки на каждого ребенка, ребенок одетый «сорокой»,
    большой конверт, оса привязанная на ленте

    Этапы
    деятельности

    Действия
    воспитателя

    Деятельность
    детей

    Мотивационно-побудительный

    Круг
    приветствия

    Здравствуй, друг!

    Как
    ты тут?

    Где
    ты был?

    Я
    скучал!

    Ты
    пришел!

    Хорошо!

    Загадывание
    загадок

    «Когда
    это бывает?»

    -Какое
    сейчас время года?

    Как
    Вы это определили?

    Влетает
    сорок
    -почтальон,
    приносит конверт с фотографиями труд людей  в саду и огороде.

    Воспитатель
    предлагает сороке остаться с детьми на занятии.

    здороваются
    за руку

    похлопывают
    друг друга по плечу

    теребят
    друг друга за локоть

    складывают
    руки на груди в области сердца

    разводят
    руки в сторону

    обнимаются

    Отгадывают
    загадки отвечают на вопросы

    Проявляют
    интерес,

    Рассматривают
    конверт

    Организационно-поисковый

    Рассматривает с детьми фотографии,
    задает наводящие вопросы.

    Беседа
    о том, какие добрые дела совершают дети, помогая взрослым.

    Словарная
    работа:

    хлопочут,
    садовод, щедро платит, пересилил себя.

    Чтение
    рассказа

    ««Маленький садовод»

    Дает
    время на обдумывание услышанного.

    Интересуется
    у детей: что они прослушали( Сказку, рассказ, стихотворение, потешку). Почему
    это не сказка, воспитатель читал же долго?

    Беседа
    по рассказу

    О
    ком рассказ?


    Кем был отец Садыка?

    — Куда
    и зачем звал Садыка Халел?


    Что ответил Садык на предложение Халела поиграть?


    Что стал делать Халел, когда Садык отказался пойти поиграть?


    Как вы думаете, хотелось ли поиграть Садыку?


    Что произошло осенью?


    Какие мудрые слова сказал отец Садыка?


    Как вы понимаете эти слова?

    Биллигвальный
    компонент

    Предлагает
    назвать слова «отец» и «труд» по-казахски.

    Пересказ
    рассказа

    Предлагает 
    3-4 детям с помощью  карт-схем пересказать рассказ. Направляет наводящими
    вопросами.

    Делу
    время, а потехи час

    Физминутка

    Артикуляция
    звука «С»

    Обращает
    внимание на лейку в яблоневом саду. Интересуется, для чего необходим этот
    предмет.

    Предлагает
    вспомнить какую песенку поет вода,вытекая из лейки.

    «С-с-с-с»

    Объясняет
    артикуляцию произношения звука «С»

    Проходит,
    смотрит у всех ли детей  язык  за нижними зубами.

    Объясняет,
    что вода из лейки течет тихо, тоненькой струйкой, а из шланга напор воды
    сильный, поэтому и песенка воды всегда разная.

    Интересуется,
    на кого бы хотели быть похожими дети на Садыка, на Халел, почему?

    Скороговорка

    Прилетела
    оса к Садыку в сад

    Дидактическая
    игра «Оса»

    Педагог
    берет осу и идет сзади детей, имитируя полет осы.

    Рассматривают
    фотографии,

    отвечают
    на вопросы,  говорят чем занимаются дети на фотографиях

    согласовывают
    существительные с прилагательными: красные, спелые яблоки, трудолюбивые дети,
    большой урожай.

    Понимают
    смысл фраз

    Слушают
    рассказ

    Определяют
    жанр произведения, объясняют свою точку зрения

    Отвечают
    на вопросы полным предложением

    Высказывают
    свои мысли

    Повторяют
    хором и индивидуально мудрые слова отца

    Проговаривают
    слова на казахском языке

    Пересказывают
    рассказ

    Выполняют
    движения

    Произносят
    тихо, громко звук «С»

    Дети
    берут лейки «Поливают» яблони с тихим произношением звука «С», затем берут
    «Шланги» и произносят громки звук «С».

    Высказывают
    свое мнение

    Проговаривают
    скороговорку разным темпом

    садятся,
    образуя круг.

    в
    это время проговаривают слова:

    Полосатая
    оса,

    Ос
    — оса,

    Ты
    не злись,

    Ты
    не злись,

    Ты
    летай,

    Не
    ленись!

    На
    ком остановится оса — выполняет задание осы.

    Рефлексивно-коррегирующий

    Правила
    поведения при встрече с осой:

    Ни
    в коем случае нельзя махать руками, чтобы оса не ужалила.

    Сообщает
    , что оса к

     пчелам
    в гости летала и от них нам меду передала в знак благодарности за помощь в
    поливе яблонь.

    Воспитатель 
    угощает всех детей индивидуальной для каждого ложечкой меда

    Повторяют
    правила поведения при встрече с осами.

    Угощаются
    медом, благодарят осу на двух языках.

    Ожидаемый
    результат:

    Знать:
    содержание
    рассказа, различные литературные жанры

    Иметь:
    представление
    о том, как пересказывать художественные произведения; представление о
    литературных жанрах; навык совместного слушания.

    Уметь: определять жанры
    произведений;  передавать смысл рассказа близко к тексту; отвечать полным
    предложением на вопросы.

    Приложение:

    «
    Маленький садовод»  М.Турежанов

    У
    Садыка отец был садовником. Мальчик всегда помогал ему.

    Чуть
    сойдёт снег, подсохнет земля, и они как муравьи хлопочут в

    саду.

    Подбегает
    к ним как-то Халел и говорит:


    Пойдём, Садык, поиграем…

    — У
    меня много работы, — отвечает Садык.


    Подумаешь, работа! Отец твой все сделает. Играть же веселее.

    И
    Халел стал одну за другой доставать игрушки. Садыку очень

    хотелось
    поиграть, но он переселил себя и продолжал работать.

    Наступила
    осень. Выросло в саду много плодов и ягод.

    Садык
    сам ест и друга угощает. Халел наелся и говорит:


    Вот съем все, и ничего не останется.


    Останется, — ответил Садык. – Папа сказал: «Земля щедро платит тем, кто труд на
    игру не меняет».

                

        

  • Рассказ три девочки читать
  • Рассказ тургенева хорь и калиныч читать
  • Рассказ три девочки краткое содержание
  • Рассказ тургенева хорь и калиныч характеристика калиныча
  • Рассказ три девочки верейская