«У классной доски» читательский дневник
«У классной доски» – поучительный рассказ о подвиге обычного школьника, благодаря которому его учительница и одноклассники оказались живы во время войны.
Краткое содержание «У классной доски» для читательского дневника
ФИО автора: Кассиль Лев Абрамович
Название: У классной доски
Число страниц: 5. Кассиль Л. А. «У классной доски». Издательство «Росвуз Библиотека». 1990 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1942 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Ксения Андреевна – сельская учительница, спокойная, строгая, ответственная женщина, которая пользовалась большим уважением в селе.
Костя Рожков – отважный, решительный школьник.
Немецкие офицеры – фашистские захватчики, которые собирались расстрелять учительницу на глазах её учеников.
Сюжет
В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Она была строгой, но очень справедливой, доброй и спокойной. Почти всё село у неё училось, и её воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.
Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.
В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только её, и попросила одного мальчика принести стул.
Немцы предложили ребятам пройти «экзамен: показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели её к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.
Немцы принялись считать до трёх и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил её створкой солдата и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.
Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…
План пересказа
- Любимая учительница.
- Линия фронта рядом.
- Партизанский отряд.
- Появление немцев.
- Допрос.
- Отважный поступок Кости.
- Появление партизан.
- Пленные фашисты.
Главная мысль
Даже в самой сложной ситуации нужно бороться до последнего и никогда не опускать руки.
Чему учит
Учит быть смелым, отважным, находчивым. Также учит любить свою родину, не бросать в беде дорогих сердцу людей.
Отзыв
Костя, несмотря на свой юный возраст, готов был пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимой учительницы. Благодаря его отваге, решительности и умению быстро принимать важные решения ребята были спасены, а немцы оказались в плену.
Пословицы
- Дома и стены помогают.
- Родина — мать, умей за неё постоять.
- Умел да смел — пятерых одолел.
- За правое дело стой смело!
Что понравилось
Понравилось, что все жители села уважали Ксению Андреевну. Нужно быть очень хорошим, достойным человеком, чтобы пользоваться любовью и уважением стольких людей.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
Автор: Кассиль Лев
Название: “У классной доски”
Жанр: рассказ
Тема произведения: героизм и мужество
Число страниц: 16
Главные герои и их характеристика:
- Ксения Андреевна. Уважаемый человек,
учительница, строгая и справедливая. - Костя Рожков. Ученик. Храбрый мальчик.
Находчивый и решительный. - Немецкий офицер. Наглый и жестокий.
- Широков. Командир партизанского отряда.
Уважительный, твердый.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)
Немцы захватывают школу и требуют показать на карте место расположения партизанского отряда. Костя сбегает, приводит партизан и спасает учительницу и одноклассников.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
- Учительницу Ксению Андреевну уважали все в этом
селе, ведь она учила и детей и их родителей. - Шла война и над селом часто летали немецкие
самолеты, но в этот раз приехали мотоциклисты. - Немцы собрали детей и учительницу в классе и
стали требовать показать на карте партизанский отряд. - Дети отказывались, но немцы стали угрожать убить
учительницу. - Тогда Костя вызвался показать место, доской
огрел офицера и выскочил в окно. - Пришли партизаны, повязали немцев, и учительница
стала их допрашивать.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с побегом мальчика. Никто из ребят не
собирался показывать немцам место расположения партизан, а Костя сделал вид,
что хочет это сделать. На самом деле, он искал возможность сбежать, и это ему
удалось. А услышав стрельбу, пришли партизаны и всех спасли.
План произведения для пересказа
- Уважаемая учительница
- Близость фронта
- Партизаны
- Немецкие мотоциклисты
- Допрос в классе
- Костя Рожков
- Побег
- Партизаны спешат на помощь
- Допрос
Главная мысль
Каждый может стать героем, если у него храброе сердце и если
он любит Родину.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить Родину, быть настоящим патриотом. Учит
быть смелым и решительным, уметь принимать быстрые и верные решения. Учит не
сдаваться и не отвечать на вопросы врагов.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и особенно действия мальчика
Кости, который не испугался, а принял единственно верное решение. Кто-то должен
был позвать на помощь, иначе дело могло кончиться плохо. И этим героем стал
Костя.
Новые слова и выражения:
Натурально – действительно, в самом деле.
Траншея – окоп, яма в земле.
Подсеченный очередями – сбитый выстрелами, пулями.
Пословицы к произведению:
Сам погибай, а товарища выручай.
Герой за Родину горой.
На героя и слава бежит.
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Назад к содержанию
В 1942 году русский советский писатель Лев Кассиль написал поучительный и глубокий по смыслу рассказ «У классной доски». В читательский дневник можно записать, что он повествует о случае, произошедшем во время Великой Отечественной войны, когда школьная учительница и её ученики проявили стойкость и храбрость, сумев дать отпор фашистам. В произведении есть место настоящему подвигу, героизму и сплочённости русского народа перед лицом врага.
Оглавление:
- Характеристика главных героев
- Краткое содержание
- Основная мысль
- Отзывы для читательского дневника
Характеристика главных героев
В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:
- Ксения Андреевна Карташова — сельская учительница, умная, интеллигентная, благородная, прослывшая строгой, но справедливой. Она была уже немолода, у неё давно поседели волосы, но глаза оставались такими же ясными и синими, взгляд — светлым и проницательным, а походка — лёгкой и плавной. Она никогда не торопилась, не суетилась. Старшеклассницы старались брать с неё пример, все вокруг её уважали и любили. Говорили, что у неё руки поют: их движения были плавными и мягкими, певучими.
- Костя Рожков — лучший пловец школы, смелый и решительный мальчик, не испугавшийся фашистов.
- Шура Капустина — немного пугливая и чувствительная, но храбрая девочка.
- Сеня Пичугин — известный тихоня, но в опасной ситуации способный на смелые поступки.
- Командир партизанского отряда Широков — волевой и ответственный мужчина, бывший ученик Ксении Андреевны, а теперь у неё учится его дочь. Относится к учительнице с благодарностью и уважением.
- Три немецких офицера — фашисты, разведчики, жестокие и бездушные. Начальник — худой длиннорукий немец с короткими медно-рыжими усами, немного умеющий говорить по-русски. Его подчинённые во всём слушаются его.
Самоотверженными, честными, искренне желающими помочь своей Родине и красноармейцам в непростое военное время — такими рисует юных героев рассказа «У классной доски» Лев Кассиль.
Краткое содержание
Учительница Ксения Андреевна Карташова работала в школе уже 32 года, учила многих жителей села, которые теперь повзрослели и приводили в школу уже собственных детей.
Шла война, линия фронта располагалась совсем недалеко от села. Школа находилась на пригорке возле обрыва над рекой. Части Красной Армии укрепились за рекой, а колхозники сформировали партизанский отряд и ушли в лес за селом. Школьники часто носили партизанам еду, перевязывали им раны, собирали сведения о местоположении немцев. Лучший школьный пловец Костя Рожков не раз доставлял информацию от партизан войску красноармейцев, переплывая реку.
В селе давно привыкли к рёву вражеских самолётов, но на этот раз на школьный двор заявились три немца на мотоциклах. Под дулом пистолетов они загнали учеников в школу. Начальник потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что в классе все слушаются только её, и велела Сене Пичугину принести стул.
Начальник немного говорил по-русски, хотя учительница понимала и по-немецки. Он объяснил, что от детей требуется главное: на карте, нарисованной им на доске, показать расположение партизан.
Ксения Андреевна и ученики стали уверять, что не знают этого. Тогда немец схватил учительницу, прижал к стене и начал угрожать расстрелом. Она и тогда просила детей ничего не говорить, а также велела им отвернуться, чтобы они не увидели её смерти.
Начальник считал до трёх, но тут Костя Рожков не выдержал: он поднялся и подошёл к доске, сказав, что покажет, где находятся партизаны. Но вместо этого он резко повернул доску в её раме, отчего она ударила стоящего рядом фашиста по лицу. Костя скрылся за доской, как за щитом. За ней располагалось окно, в которое он выпрыгнул, а затем побежал к реке и поплыл к другому берегу. Немцы начали палить сначала в доску, после этого из окна — в него, но не могли в него попасть.
Звуки выстрелов услышали партизаны и быстро взяли немцев в плен. Теперь те находились в классе безоружные и поникшие.
Командир Широков попросил Ксению Андреевну помочь с допросом фашистов, так как она знает немецкий язык. Он тоже был её бывшим учеником, поэтому относился к ней с большим уважением и учтивостью.
Основная мысль
Эта история затрагивает непростую тему Великой Отечественной войны и героических поступков в те страшные годы. Она показывает, что совершить подвиг может каждый — вне зависимости от возраста и обстоятельств. Произведение учит:
- твёрдости и стойкости;
- мужеству;
- любви к Родине;
- уважению к учителям.
Главная мысль заключается в том, что нужно всегда оставаться патриотом и защищать то, что тебе дорого, быть смелым и отважным, не пасовать перед трудностями, вовремя проявлять смекалку и не бояться врагов. Даже в самой безвыходной ситуации можно найти верное решение.
Победа над фашизмом была заслугой не только солдат на фронте, но и женщин в тылу и даже детей и подростков, помогавших партизанам и красноармейцам. Примером таких героев тыла становятся Ксения Андреевна, в это тяжёлое время продолжающая работать и учить детей и своим поведением показывающая, что даже во вражеском плену можно вести себя достойно, а также её ученики, проявившие стойкость и решительность.
Отзывы для читательского дневника
Произведения о войне и о жизни людей в военные годы не оставляют равнодушным никого из читателей.
Я с большим удовольствием прочитала рассказ Л. Кассиля «У классной доски». Казалось бы, по названию невозможно сказать, что это произведение будет рассказывать о войне и о борьбе с фашистами. Но именно классная доска помогла Косте Рожкову спасти положение: он ударил ею немца и сумел вырваться. Он рисковал собой, но ему важно было обезопасить преподавательницу и одноклассников. Не сделай он этого, неизвестно, что бы произошло: возможно, немец действительно выстрелил бы в учительницу, досчитав до трёх. Таким образом, его поступок — настоящий образец бесстрашия и отваги.
Мне очень понравилась эта книга Льва Кассиля, текст произведения легко читается, но держит в напряжении практически от начала до конца. Словно читатель сам находится в помещении и следит за развитием событий, веря, что этот небольшой класс всё же сможет избавиться от напасти в виде трёх фашистов.
Немецкие разведчики неслучайно решили выведать важную информацию у школьников: они считали, что легко справятся с детьми и женщиной. Но они ошиблись, недооценив их смелость и смекалистость, и в итоге сами поплатились за это. Я очень рад, что в этой истории, словно в сказке, счастливый финал — хотя, конечно, в жизни во время войны было достаточно случаев, окончившихся более плачевно.
Денис
В этом произведении мне больше всего запомнилось и понравилось описание учительницы. Автор очень красиво пишет про её руки, движения которых настолько плавные, что они словно поют или досказывают то, что не сказано вслух. После такого описания, а также слов о том, что она выучила не одно поколение детей этого села, к ней сразу проникаешься симпатией, а когда в повествование вводятся фашисты, уже всерьёз волнуешься за неё.
Ксения Андреевна с большой любовью, заботой и нежностью относится к ученикам — она учит их доброму, разумному, светлому. Она даже закрывает их собой от врага. Собранная, уверенная бесстрашная, она заражает учеников своим спокойствием и подаёт им незаметные сигналы не поддаваться немцам на уговоры. Поэтому в какой-то степени от неё зависит их спасение, хотя подвиг совершает один из её учеников. Она — достойный пример русской женщины, учительницы, чуткой и внимательной.
Алина
Краткое содержание Кассиль У классной доски для читательского дневника
Началом повествования, является рассказ об обычной учительницы по имени Ксения Андреевна Карташова, которая больше тридцати лет учила сельских ребят. Она отличалась необыкновенным спокойствием, рассудительностью, а самое главное справедливостью. Ребята очень её любили и, хоть называли строгой, а все равно знали, всё-что бы не сказала Ксения Андреевна, это только для их блага и пользы. Девочки старших классов очень хотели перенять плавные движения, эту неповторимую стать и грациозность. И несмотря на то, что волосы её посидели, глаза же оставались такими, как были в молодости, ярко-синими.
И не только ребята глубоко уважали свою учительницу, но также и все, кого она либо, когда учила. Среди них были и люди знатные, и простые, но все без исключения относились к ней с чувством глубокой преданности.
И выпало на долю Ксении Андреевной не лёгкое военное время. Все ребята с её класса, как могли ток и помогали партизанам. Костя Рыжков, который был лучшим пловцом, доставлял партизанам на тот берег, различные послания и донесения. Ученица Шура Капустина, оказывала первую помощь пострадавшим, а самый тихий мальчик в классе Сеня Пичуги, предупреждал своих о приближающихся немцев.
Но однажды случилось, так, что ребятам не удалось скрыться от приближающихся немцев и те заперли их вместе с учительницей в классе. Ребята были сильно взволнованы, но мудрая и спокойная Ксения Андреевна сумела их успокоить.
После чего самый главный из немцев, велел ребятам рассказать где прячутся их партизаны, на что ученики на отрез отказывались отвечать. Тогда немец, наставил пистолет на Ксению Андреевну, и дал понять, что, если они и дальше станут молчать он убьёт её, а потом и их. Тогда смелый и отважный Костя Рыжков решил обхитрить фашиста, и со всей силы ударил его по голове доской. Немец от удара упал на пол, а Костя побежал за подмогой. Рассказ учит читателя, что настоящие друзья, всегда придут на помощь, даже в самую тяжёлую минуту.
Оцените произведение:
- 3.92
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 240
Читать краткое содержание У классной доски. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок У классной доски
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Пантелеев Лёнька Пантелеев
Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь.
- Краткое содержание Как жаль Солженицын
В один из хмурых, дождливых дней Анна Модестовна во время своего обеда пошла в одно из учреждений за нужной ей справкой. Но и там был обед. Оставалось минут 15 до его окончания, и она решила подождать, более того, что на свою работу успевала.
- Краткое содержание Трое в лодке, не считая собаки Джером
В своём произведении Д. Джером рассказывает об увлекательном речном путешествии трёх друзей. Три товарища, Гаррис, Джордж и Джей. Решили совершить прогулку на ялике по полноводной Темзе
- Краткое содержание Возвращение Ремарк
Роман Эриха Марии Ремарка «Возвращение» — произведение о жизни солдат из Германии. Они молодые юноши, что недавно окончили школу, а уже побывали на войне. Это люди с душевной травмой, которую невозможно истребить или вылечить
- Краткое содержание Ушинский Два плуга
Жанровая направленность произведения представляет собой короткую философскую новеллу в виде притчи, основной тематикой которой является в необходимости ведения активного образа жизни, позволяющего сохранить молодость и прекрасную внешность.
- Краткое содержание Миссис Дэллоуэй Вулф
События произведения происходят в Лондоне на протяжении одного дня. В доме пожилой аристократки Клариссы Дэллоуэй должен состояться торжественный вечер, где будут присутствовать самые достойные лица английской аристократии