Условия эффективной реализации рассказа учителя как метода воспитания младших школьников цифрового поколения
Тенденцией современного образования является использование инновационных технологий (цифровых, интерактивных, диалоговых, практико-ориентированных). Традиционные способы обучения и воспитания в этих условиях не теряют своей актуальности, ведь их образовательный потенциал доказан многовековой историей использования в педагогической практике и изучением в педагогике. Сегодня эти способы можно совершенствовать с учетом достижений науки и психологических особенностей школьников цифрового поколения. Докажем этот тезис на примере традиционного метода воспитания – рассказа, и будем при этом основываться на результатах многолетней успешной подготовки студентов к Дельфийским играм в конкурсе «Искусство воспитания».
В учебной литературе по педагогике рассказ рассматривается как «… последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме» [1, с 406]. Его относят в теории воспитания к методам убеждения или формирования сознания воспитанников. Этот способ воздействует преимущественно на когнитивную и эмоциональную сферу личности. Воспитательные задачи рассказа учителя – сформировать у обучающихся представления о понятиях, образе и правилах поведения, получить новые знания и побудить к эмоциональному отклику, вызвать эмоциональные переживания к предмету (теме) рассказа.
Для достижения воспитательных задач, рассказ учителя должен соответствовать следующим условиям:
— соответствие содержания рассказа его теме;
— наличие фактического материала в содержании;
— фактический материал должен быть достоверным, основанным на данных науки, культуры или других форм общественного сознания, и (или) взят из личного опыта рассказчика;
— в структуре рассказа есть вступление, основная часть, вывод;
— изложение содержания рассказа должно быть последовательным, логичным;
— ведущее средство рассказа – это слово учителя, поэтому он должен быть раскрыт доступно, понятно для младших школьников, интонационно выразительно, и дополнен другими невербальными средствами.
Главное психолого-педагогическое условие эффективного использования рассказа как метода воспитания — учет возрастных психологических особенностей обучающихся. Современным младшим школьникам, относящимся к цифровому поколению, характерны визуальное восприятие, развитые переключение и распределение внимания, потребность в быстрой и красочной смене информационной оболочки.
В соответствии с психологическими особенностями современных обучающихся, дополним ряд условий к использованию рассказа учителя как метода воспитания:
— соблюдение регламента в предъявлении рассказа, оптимальное время – до 8-10 минут. Этот временной диапазон соответствует способностям младших школьников к удержанию внимания;
— сопровождение и уточнение словесного предъявления содержания рассказа средствами визуализации – видеофильмы, презентации в программах Prezi и Power Point. В нашем опыте их использование было как с целью создания визуального фона для рассказа, так и фрагмент видеофильма на одну минуту имел самостоятельное информационное значение. При подборе видеоряда нужно руководствоваться принципом меры в количестве слайдов, фрагментов, их соответствия теме и содержанию рассказа, соответствия кадра и слова рассказчика. Чтобы учитель не был скован переключением слайдов, и при этом не рассеивалось внимание и восприятие школьников, управление ими автоматическое;
— включение в содержание рассказа личного опыта учителя по теме рассказа. Это могут быть воспоминания из детства, обращение к семейным традициям и опыту родительского воспитания, современный опыт автора из жизни, профессиональной деятельности. Наличие личного опыта усиливает эмоциональную составляющую рассказа, вызывает интерес, удивление, сопричастность к тому, о чем повествуется;
— использование в содержании рассказа фактов, построенных на региональном материале. Эти факты можно рассматривать как вариант расширения знаний обучающихся по истории и современности родного края, как средство, вызывающее удивление, восхищение, гордость к малой родине; и объединяющее рассказчика с его слушателями как жителями одного региона;
— наличие элементов драматизации в повествовании рассказа. Это может быть этюд, инсценировка эпизода рассказа, сценические действия с атрибутами. Эти приемы оживляют факты содержания, делают их зримыми. Опираясь на наш опыт наблюдения за младшими школьниками, мы констатировали, что инсценировки, этюды особенно эмоционально притягательны, они впечатляли детей, в этот момент дети не просто смотрели и слушали, а сопереживали героям эпизода;
— владение учителя техниками работы с аудиторией, мастерством публичного выступления. В рассказе имеет значение правильная расстановка пауз, темп, интонация. Для управления вниманием и восприятием слушателей, для активизации их мыслительной деятельности полезно использовать риторические вопросы, фразы — обращения к аудитории (дорогие друзья, мои ученики), пожелания, слова, объединяющие рассказчика со слушателями (мы, наша встреча, давайте вместе) и, конечно, мимические и пантомимические средства (взгляд, жесты, переходы учителя — ближе или дальше от аудитории).
Подведем итог. В практике воспитания младших школьников рассказ учителя остается важным методом, влияющим на познавательную и эмоциональную сферу их личности. Опираясь на опыт работы с младшими школьниками, опыт подготовки студентов к Дельфийским играм в номинации «Устный рассказ», обобщили условия, которые, на наш взгляд, усиливают его воспитательную эффективность и результативность. В качестве примера приводим содержание рассказа по теме «Любите ли вы театр, как люблю его я?». Его представляла на XVIII молодежных Дельфийских играх в 2019 году Могутова Полина (бронзовый призер соревнований «Искусство воспитания»), студентка ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технолгий».
Здравствуйте, дорогие друзья!
Задумывались ли вы, что такое «театр»? Возможно для кого-то — это место, где можно приятно отдохнуть или узнать новое? А может быть театр – это удивительный и сказочный мир, в котором царит волшебная атмосфера? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти сегодня вместе с вами на нашем первом занятии. Его тема «Любите ли вы театр, как люблю его я?»
Любовь к театру у меня появилась в детстве: Этот мир захватил меня, когда я была еще совсем маленькой. Он начался с кукол. Наверняка многие из вас когда-то играли в них? Знаете, мне всегда очень нравилось фантазировать, придумывать истории, подбирать наряды для героев, проигрывать действия. И если задуматься: что это, если не театральное искусство? Тут ты и режиссер, и сценарист, и костюмер, и актер, и даже зритель в одном лице.
Но куклы бывают разные. Я и сама не знала этого, пока однажды старшая сестра не показала волшебную сказку. Она управляла игрушками, надетыми на руки, и это было просто невероятно! Это действо захватило меня, я всерьез увлеклась кукольным театром. Сама шила куклы и устраивала представления для знакомых ребят. Так в нашем дворе появился театр. Друзья помогали мне организовывать представления. А зрителями были и взрослые, и дети.
Вот маленькая сцена из театра моего детства. Вы узнаете этих героев? (Разыгрывается сцена из сказки А. Толстого «Золотой ключик»)
Конечно же, вы узнали принципиальную и строгую Мальвину и непоседливого, непослушного Буратино — героев сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».
Следующая моя встреча с театром состоялась в школе. Это уже был драматический театр, а его актёры – ученики. И мне посчастливилось составлять сценарий, помогать с декорациями, быть актером. Никогда не забуду свой первый спектакль «Двенадцать месяцев». Было очень волнительно. Но помощь и поддержка педагога, ребят – участников спектакля, заинтересованность зрителей помогли обрести уверенность.
И вот я уже в главной роли другого спектакля «Времена года». Мой образ Золотой Осени вызвал у зрителей воспоминая о солнечных днях, о ярких красках природы и теплые, радостные чувства восхищения удивительной красотой этого времени года. Я наслаждалась игрой и испытывала невероятную радость от всего происходящего.
А вот в следующем спектакле у меня была роль девочки Жени из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Эта героиня вызвала у меня разные чувства – разочарование, грусть, удивление и радость. Сейчас я представлю вам небольшую сцену из этой сказки (Показывается трогательная сцена помощи девочки Жени мальчику, который не мог ходить).
Поделюсь с вами, что я открыла в себе, участвуя в этом и других спектаклях: чуткое отношение к миру и к людям. Я почувствовала уверенность в себе и в своих силах. Я стала более общительной и любознательной. Театр дал мне возможность раскрыть себя.
Еще больше я полюбила театр, когда стала ходить на спектакли во «Дворец Культуры» на своей малой родине, побывала в Тюменском драматическом театре, посетила большую сцену театров Санкт-Петербурга. Каждое посещение театра – это праздник! Загадочная атмосфера поглощает прямо с входа. Яркий свет люстр, красивый интерьер, приветливые лица людей. А спектакль?! Спектакль – волшебная история, где можно встретиться с добром и злом, правдой и ложью, прекрасным и некрасивым Ты совершаешь приключения и переживаешь вместе с героями. А после окончания спектакля ты еще долго переживаешь увиденное.
Театр остался неотъемлемой частью моей жизни и сегодня. Как можно разлюбить театр, полюбив его однажды? Он всегда был и остается сказкой. Давайте и мы создадим наш собственный волшебный театральный мир. Это будет то место, где мы можем отдохнуть или, наоборот, вынести для себя определенный урок. Каждый из нас сможет погрузиться в необыкновенный мир творчества, найти свой образ и познать самого себя…
И возможно вы полюбите театр, так как люблю его я!
Использованный источник
1 Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — Москва: Академия, 2002. — 576 с. – Текст : электронный // Педагогическая библиотека : сайт. — URL: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-406.shtml (дата обращения 18.03. 2021).
-
Дать характеристику рассказа, как одного из основных методов обучения в специальной школе.
Одним
из основных методов обучения в специальной
школе является рассказ — форма изложения
учебного материала, представляющая
собой словесное описание событий,
фактов, процессов, явлений в природе и
обществе, в жизни отдельного человека
или группы людей. В рассказе сообщаются
сведения о научных открытиях, биографиях
писателей, поэтов, исторических событиях,
описывается жизнь животных и растений
и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения
впечатлений об экскурсиях, просмотренных
кинофильмах, прочитанных книгах.
К
рассказу в специальной школе предъявляются
следующие требования.
Определенность
темы и содержания. Рассказ всегда
запоминается лучше и усваивается легче,
если сведения, факты, события, примеры
и т. д. объединяются одной общей темой,
единой задачей, которая раскрывается
последовательно и систематически.
Эмоциональность.
Связь рассказа с личным опытом ученика,
с местными условиями и событиями делает
его интересным и более доступным для
понимания умственно отсталыми школьниками,
вызывает сопереживания и пробуждает
чувства. Учитель готовит свой рассказ,
учитывая конкретную ситуацию и
психологические особенности учеников.
Четкость
структуры. Рассказ учителя должен иметь
четкую структуру: начало, развитие
событий, кульминационный пункт, финал.
Как метод рассказ используется на разных
этапах урока. Прежде всего для сообщения
новых знаний в тех случаях, когда материал
не требует теоретических доказательств.
Он может быть и средством сообщения
дополнительных знаний.
Рассказ
может занимать на уроке самостоятельное
место, а может быть включен в процесс
объяснения на разных его этапах. В начале
урока он подготавливает учащихся к
усвоению нового материала. В этом случае
в своем рассказе учитель систематизирует
и обобщает знания по данной теме,
полученные учащимися ранее.
Если
рассказ является основным методом
сообщения новых знаний, то ему уделяется
основная часть урока. В конце урока
рассказ учителя обобщает изученное (в
том случае, когда ученики не смогут
сделать этого самостоятельно).
Билет №4.
-
Задачи специального
образования и коррекционной педагогики
(дефектологии). Задачи олигофренопедагогики
на современном этапе.
Основные
задачи специального образования:
Развитие национальной
системы специального образования.
Создание оптимальных
условий для личностного развития и
подготовки к самостоятельной жизни.
Обеспечение
приоритетности воспитания перед
обучением.
Обеспечение
разноуровнего, вариативного обучения
учащихся с учётом их психофизических
особенностей.
Развитие системы
дошкольной, коррекционно-педагогической
помощи детям с особенностями
психофизического развития, начиная с
первых месяцев их жизни.
Ликвидация учебной
перегрузки и создание гибких учебных
программ.
Повышение роли
семьи в воспитании.
Совершенствование
организационно-управленческих механизмов
специального образования на основе его
децентрализации и развитие демократических
основ управления.
Коррекционная
педагогика – это специальная область
образования, которая изучает объективные
закономерности развития аномальных
детей, особенности их учебной деятельности;
разрабатывает специальные методы и
формы учебно-воспитательного процесса;
организует специальные типы учебных
учреждений и классов.
Основными задачами коррекционной
педагогики являются:
1.
Комплексное клинико-психологическое
и педагогическое исследование аномальных
детей (А-определение сущности, структуры
аномалии и компенсаторных возможностей
ребенка; Б-решение проблемы педагогической
классификации детей с отклонениями в
развитии с целью организации
дифференцированного обучения и
воспитания; В-своевременное выявление
и учет аномальных детей).
2.
Научная разработка методов ранней
диагностики отклонений в развитии.
3.
Обоснование и разработка принципов
организации. Развития сети специальных
учреждений и классов.
4.
Определение целей, задач, содержания и
методов учебно-воспитательного процесса
в специальных учреждениях.
5.
Разработка системы профилактических
мероприятий по предупреждению отклонений
психологического развития.
6.
Повышение эффективности процесса
социальной адаптации и интеграции в
обществе ребенка на разных этапах
развития.
-
Дать характеристику
объяснения, как одного из основных
методов обучения в специальной школе.
Объяснение
— метод овладения теоретическим учебным
материалом. Главная особенность этого
метода — теоретические доказательства,
которые предполагают:
·
постановку познавательной задачи,
которую можно решить на основе достигнутого
уровня знаний и развития учащихся;
·
строгий, тщательный подбор фактического
материала;
·
определенную форму рассуждений: анализ
и синтез, наблюдения и выводы, индукция
(на основе конкретных фактов делается
вывод), дедукция (на основе ранее изученных
общих положений формулируется более
конкретное правило, положение);
·
использование иллюстративного материала
(картин, рисунков, схемы и др.);
·
формулировку выводов;
·
включение дополнительных разъясняющих
моментов, которые бывают необходимы в
связи с конкретной ситуацией обучения.
Учителю необходимо предвидеть возможные
трудности и готовить различные варианты
работы (например, для слабых учащихся
придется изложить какую-то часть
рассказа, используя представления,
более доступные им).
Существенным
звеном объяснения является получение
обратной связи, которая реализуется
путем постановки вопросов, побуждения
учащихся к высказыванию своего понимания
трудных мест («Саша, как ты понял то, что
я сейчас сказал?»), предложения выполнить
отдельные умственные или практические
действия («А теперь запишите то, что я
сейчас сказал»). Обратная связь, контакт
с классом в процессе объяснения помогают
учителю совершенствовать объяснение,
непосредственно по ходу урока вносить
необходимые поправки и корректировку.
Билет
№5.
-
Основные этапы
развития теории и практики обучения и
воспитания умственно отсталых детей.
Становление
дефектологической науки в Западной
Европе
В
Древней Спарте
и Риме
люди, имеющие
ярко выраженные отклонения от нормы,
уничтожались. В средневековой Европе
душевнобольные заканчивали жизнь на
кострах инквизиции.
В
начале XIX
в. стали различать как два отдельных
состояния сумасшествие и умственную
неполноценность. Филипп
Пинель (1745 – 1826)
ввёл понятие идиотия.
Этьен-Доминик
Эскироль (1772-1840)
ввёл понятие аменция
и деменция
для обозначения
врождённого или приобретённого слабоумия,
для обозначения одной из степеней
слабоумия – термин «умственная
отсталость»,
явился одним из основоположников
симптоматической классификации
слабоумия.
Иоганн
Генрих Песталоцци (1746-1827)
– идея об особых формах обучения и
воспитания слабоумных детей.
Жан
Итар (1775-1838) –
первая попытка обучения и воспитания
глубоко умственно отсталого ребёнка.
Было положено начало медико-педагогическому
направлению в работе с детьми, страдающими
глубокими интеллектуальными аномалиями.
Эдурад
Сеген (1812-1880) основал школу для идиотов,
разработал методику их обучения на
основе стимуляции функций органов
чувств.
Первые
учреждения медико-педагогического типа
возникли в середине XIX
века в Европе и США, С середины XIX
века учёных интересует причины психических
заболеваний и умственной неполноценности.
Самюэль
Хоуве (1801-1876) и Э Сеген
предприняли попытку организовать
систематическую помощь людям с
психическими отклонениями.
Эмиль
Крепелин (1856-1926)
первый объединил все формы слабоумия
(1915) в одну группу по общим названием
задержка
психического развития,
ввел термин «олигофрения»
для обозначения этой группы врождённых
болезненных состояний.
Французские
педагог Жан
Филипп и врач
Поль Бонкур
развивают психолого-педагогическое
направление, выделяя контингент учащихся,
которые не могут справиться с
общеобразовательной программой в
обычных школах, т.е. детей с достаточно
выраженными формами умственной
отсталости.
Врач
Овид Декроли
пытается объединить эти два направления
и создаёт систему классификации
умственной отсталости.
Альфред
Бине (1857-1911),
Том Симон
разработали психометрический
метод (метод
тестов), явились основоположниками
психометрического направления в изучении
интеллектуальной недостаточности.
Основные
направления развития помощи детям с
недостатком интеллекта в Западной
Европе в конце XIX-начале
XX
века:
-
медико-клиническое
– основывается на изучении этиологии
умственной отсталости; -
психологическое
– рассматривает картину психической
деятельности лиц с интеллектуальными
нарушениями; -
педагогическое
– разрабатывает педагогические
принципы, методы и формы коррекции,
обучения и воспитания детей с нарушениями
интеллекта; -
психометрическое
– метод количественной оценки уровня
развития интеллектуальных способностей.
В
России
История
воспитания и обучения умственно отсталых
детей начинается с конца XIX
века.
В
Древней Руси слабоумные – «блаженные».
С 1682 г. открываются первые учреждения
общественного призрения – богадельни
– с целью изоляции слабоумных от
общества.
Практические
мероприятия по обучению, воспитанию и
призрению аномальных детей осуществлялись
силами отдельных людей в направлениях:
-
организация
приютов для слабоумных силами
благотворительных обществ (Е,К, Грачёва); -
открытие частных
платных медико-педагогических учреждений
и школ для умственно отсталых детей
(И.В. Маляревский); -
создание
вспомогательных классов при обычных
школах, затем самостоятельных
вспомогательных школ (М,П, Постовская).
После
Великой Октябрьской революции государство
заботится об организации помощи
аномальным детям, обучение и воспитание
детей с недостатками в физическом и
умственном развитии стало составной
частью единой государственной системы
народного образования.
Т.А.
Власова (1905-1987) – под её руководством
коллектив учёных НИИ дефектологии АПН
СССР теоретически разработал и реализовал
принцип дифференцированного обучения
и воспитания детей с различными
психофизическими отклонениями, создав
новые типы учебных учреждений (8 типов).
С
20-х годов начинается развитие
дефектологической науки как части
педагогики, организуются научные
учреждения для изучения аномальных
детей.
Принципы
обучения и воспитания аномальных детей
были сформулированы ведущими педагогами,
психологами, врачами: Д.И. Азбукиным,
В.М. Бехтеревым, П.П. Блонским, А.Н.
Граборовым, В.П. Кащенко, Ф.А. Рау, Н.А.
Бернштейном.
Основная
задача специальной школы – полная
подготовка её выпускников к самостоятельной
жизни и посильному труду.
В
России с конца 20-х годов XX
столетия подход к проблеме изучения,
обучения и воспитания детей с отклонениями
в развитии носит комплексный
медико-психолого-педагогический
характер.
-
Дать характеристику
беседы, как одного из основных методов
обучения в специальной школе.
Беседа
как метод обучения представляет собой
вопросно-ответную форму овладения
учебным материалом.
Главное
требование к использованию этого метода
— строгая система продуманных вопросов
и предполагаемых ответов учащихся.
Вопросы
(главные, второстепенные и дополнительные)
должны быть взаимосвязаны, подчинены
основной идее, поставлены гак, чтобы
ученики понимали предмет разговора.
Проблеме
значения вопроса и требований к вопросу
учителя в специальной школе большое
внимание уделяли в своих работах А. Н.
Граборов, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова
и другие исследователи.
Вопрос
должен ставиться перед классом, а не
задаваться одному ученику. Соблюдать
это простое правило в специальной школе
особенно необходимо. Ученики класса
включаются в работу лишь тогда, когда
они знают, что каждый из них может быть
вызван учителем для ответа. Обращение
с вопросом к одному ученику снимает
задание с остальных учащихся класса.
Каждый
вопрос должен быть точно, четко и
правильно сформулирован и понятен
учащимся. Точная и правильная формулировка
вопроса предполагает получение от
ученика только одного, но достаточно
исчерпывающего ответа. Вопрос не должен
быть многословным. Также нельзя задавать
подряд несколько вопросов. Степень
трудности вопросов, задаваемых умственно
отсталым детям, должна быть различной.
При постановке вопросов не следует
сводить задачу к тренировке или
«натаскиванию» учащихся. Задача
заключается в том, чтобы, насколько это
возможно, развивать логику мышления
учащихся. Правильно сформулированные
вопросы являются прежде всего стимулом,
направляющим внимание и мышление ребенка
на определенный объект, о связях,
свойствах, действиях которого он должен
рассказать.
Индивидуализация
при обучении умственно отсталых детей
требует и индивидуализации в постановке
вопросов, как по форме ответа, так и по
его содержанию. Например, ученику с
достаточно выраженными дефектами речи
необходимо поставить вопрос таким
образом, чтобы он смог оформить ответ
на него как можно короче или же ответить
в виде показа картинки, предмета и т. п.
Вопросы могут быть заданы не только в
устной, но и в письменной форме, что
позволит работать над развитием не
только устной, но и письменной речи
учащихся.
Вопрос
учителя в значительной мере предопределяет
ответ ученика, являясь лексической
подсказкой, но в условиях специальной
школы даже правильно сформулированный
вопрос учителя не всегда предрешает
правильность ответа учащегося.
Учитель
должен очень, внимательно относиться
к ответу учеников и не оставлять без
исправления ни одной допущенной ошибки
или неточности. Умственно отсталые дети
часто готовы ограничиться однословными
ответами утвердительного или отрицательного
характера. Необходимо, чтобы ученик
отвечал развернутой фразой с использованием
лексики вопроса. Задача учителя
заключается в том, чтобы научить ребенка
вести беседу, правильно строить свое
сообщение или рассказ, исчерпывающе
подробно отвечать на поставленный
вопрос.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
заместитель директора по воспитательной работе
Описание метода обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Метод обучения — рассказ
Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной речи, учит грамотно выражать свои мысли.
К.Д.Ушинский сформулировал главное требование к рассказу: интересное содержание, чёткая, последовательная форма изложения.
Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, приёмы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчёркивается главное. Рассказ должен быть коротким – 5-7 минут. Если длительность рассказа превышает 5-7 минут, то его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией, включением элементов беседы т др.
Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания.
Метод рассказа — это монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний, в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. При помощи рассказа осуществляется образное изложение фактов, интересных событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление. В чистом виде рассказ используется в основном на этапе начального обучения, на других этапах — сочетается с другими методами обучения.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Рассказ-вступление — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.