Рассказ улыбка рэй брэдбери какой нравственный урок дает этот рассказ

Цели урока:

  1. Продолжать учить ребят анализировать произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть его особенности, находить и группировать героев, выделять художественные средства и определять их роль в тесте, выражать своё отношение к прочитанному;
  2. Развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал; а также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка.
  3. Воспитывать в ребятах бережное отношение к культурным ценностям, осознание необходимости их сохранения.

Методы: эвристическая беседа, поисковый, наглядный, исследовательский.

Предварительная работа:

  • учащиеся должны прочитать рассказ Р. Брэдбери «Улыбка»;
  • найти в словаре и выписать значение слов «цивилизация», «культурные ценности»;
  • подготовить выразительное чтение отрывка. (индивидуальное задание)

Вопросы для чтения:

  1. Какова тема и основная мысль произведения?
  2. Где и когда происходят изображённые в нем события?
  3. Как вы понимаете название рассказа?
  4. Кто является главным героем? Сгруппируй всех персонажей произведения относительно него.
  5. Какое место в рассказе произвело на вас наиболее сильное впечатление?
  6. Чем обогатило вас произведение? Над какими вопросами заставило задуматься?

Работа в группах:

  • 1 группа опишет город будущего, приведя примеры из текста.
  • 2 группа подберет примеры из текста и расскажет о «праздниках» людей будущего.
  • 3 группа расскажет о героях рассказа и сгруппирует их относительно главного героя (ближе к нему или дальше)

Оформление урока: презентация, раздаточный материал. 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя, постановка цели

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Роберта Шекли «Абсолютное оружие». В чем особенность этого рассказа? (Это фантастический рассказ-предупреждение.)

Сегодня на уроке мы поработаем ещё над одним фантастическим рассказом «Улыбка». (1 слайд)

III. Работа над особенностями жанра фантастики

Но сначала давайте вспомним об особенностях фантастических произведениях.

– Итак, что такое фантастика? (Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создает особый, нереальный мир. 2 слайд)

Какие основные черты фантастических произведений вы запомнили? (Высокая степень условности, произведение строится на вымышленном сюжете, в нереальном мире фантастики угадывается реальная человеческая жизнь).

Откуда черпает материал фантастика? (Истоки фантастики в миротворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика использует и обновляет постоянные мифические образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности.)

Что вы знаете о научной фантастике? (Этот термин утвердился в начале 20 века. Научная фантастика предложила множество вероятностных моделей будущего, в том числе и негативных.

Утопия – описание жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии.
Антиутопия – изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества.)

Вы назвали рассказ Р. Шекли – рассказом-предупреждением? Почему? О чем он нас предупреждает? (Он предупреждает нас о том, к чему могут привести беспрерывные войны и развитие военной техники)

IV. Аналитическая работа по тексту рассказа Р. Брэдбери «Улыбка»

К сегодняшнему уроку вы читали рассказ Р. Брэдбери «Улыбка»? Какое впечатление он на вас произвел? Можем ли мы его тоже назвать рассказом-предупреждением?

Послушайте небольшую информацию о писателе. (слайд)

Брэдбери Рей (1920) – современный американский писатель-фантаст. В его рассказах и романах звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда. Возникают картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых. В своих произведениях Брэдбери исполнен состраданием к людям, что рождает лиризм его прозы.

  1. Где и когда происходят изображённые в нем события? (2061 год, город будущего)

  2. Кто является главным героем? Какие герои ещё действуют в рассказе?

  3. Где мы встречаемся с героями рассказа? (Люди стоят в очереди в ожидании очередного праздника)

  4. Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди? (Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью… Но самое главное — ненависть к прошлому)

  5. Из рассказа мы очень мало узнаем о людях той эпохи. Известно, что их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии». Чтобы найти все-таки приметы того времени, вы дома работали в группах. Послушаем отчет первой группы, которая опишет нам город будущего, приведя примеры из текста. Во что же превратился мир? Как это описывается в рассказе? («..разбитые здания», «…груды развалин, дороги от бомбежек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…», «запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий»; разбитое здание фермы…) 

  6. Почему люди ненавидят прошлое и все, что связано с цивилизацией? («Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа».)

  7. Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях? ( Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.)

  8. Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения? (Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)

  9. Как герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации? (Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей, символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

  10. Что именно разрушают люди из очереди? (Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолёты, автомобили, типография, — так и то, что относится к духовной культуре, — книги, живопись.)

  11. Это для людей «праздник». Скажите мне значение слова «праздник»? (?) Послушаем отчет группы, которая готовила рассказ о «праздниках» людей будущего. (Праздники людей будущего – это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут всё дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым»)

  12. Обратимся вместе к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках. Определите, как передаётся разрушительный характер действий людей «нового общества». (Обратим внимание на фразы, в которых начало и окончание не соответствуют друг другу: ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля, считать удачей возможность разбить переднее стекло, взорвать типографию и потом жить «светлыми» и «счастливыми» воспоминаниями; на глаголы, обозначающие действия – сжигать книги, громить заводы, взрывать типографию и т.д.)

  13. Давайте вернемся к героям рассказа. Перечислите их. Третья группа расскажет о героях рассказа и сгруппирует их относительно главного героя (ближе к нему или дальше).

  14. Теперь обратимся к самому важному эпизоду – эпизоду уничтожения картины. Пришедшие на этот праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь? (Большинство ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному её уничтожению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов её терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…»)

  15. Какие хорошие стороны прежней цивилизации имел в виду этот человек? (Обратить внимание на фразы «человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».) Проверьте, то ли место он занимает в группировке персонажей, предложенной 3 группой ребят.

  16. Что отличает Тома от других персонажей? (Том, несмотря на ранний час и дальнее расстояние, пришёл в город и стоит для того, чтобы принять участие в «празднике», и это уже не первый праздник в его жизни («наши праздники»). Но в то же время Том наделён воображением: он «словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками». Он трижды пытается завязать беседу о портрете, и первое, что он произносит: «Говорят, она улыбается». Это нас готовит к тому, что он в этот раз, возможно, поступит иначе. Он «человек с душой».)

  17. Как это отличие подтверждается в деталях пейзажа и портрета? (Анализ художественных средств: а). В рассказе используются две цветовые гаммы. В первой преобладают серые тона. Она связана с описанием мира, в котором разворачивается действие («…пять часовутра… за выбеленными инеем полями…нигде не было огней… клочьями висел туман».) Другая связана с описанием Тома или с тем, что и как он видит. Там цвета яркие (Мальчишка притоптывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки…».) Даже там, где не говорится о цвете прямо, он передается через ощущение и образ («Том увидел маленький жаркий костер…»); б). Противопоставляются громкие звуки реального мира и тишина внутреннего мира Тома: «Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали между собой… звук голосов казался вдвое громче», «Резкий звук рвущегося холста…Толпа выла… Один Том стоял притихший в стороне», он слышит внутри себя музыку.)

  18. Итак, ожидание подошло к концу:
    «Наконец и они вступили на на главную площадь. Огороженное пространство было в самом центре площади. Том, Григсби и все остальные, копя слюну, продвигались вперёд – шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками. Сердце Тома билось часто-часто, и земля жгла его босые пятки.
    – Ну, Том, сейчас наша очередь, не зевай!

    (Слайд презентации с картиной и выразительное чтение отрывка рассказа

    Том замер перед картиной, глядя на неё.
    – Ну, плюй же! Живее!
    У мальчишки пересохло во рту.
    – Том, давай! Живее!
    – Но, – медленно произнёс Том, – она же красивая!
    – Ладно, я плюну за тебя!
    Плевок Григсби блеснул в лучах солнца. Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.
    – Она красивая, – повторил он…
    – Как её звать, сэр? – тихо спросил Том.
    – Картину-то? Кажется, «Мона Лиза»… Точно: «Мона Лиза».)

    Джоконда… Прошло уже более четырех столетий, как Леонардо да Винчи создал эту картину, а люди до сих пор не устают любоваться вечно живым шедевром знаменитого итальянского художника.

    Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются и с мерным музыкальным аккордом пальцев, и со складками одеяния, и с легкой накидкой на плече Моны Лизы. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе. Эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает все тело этой женщины и ее высокий лоб, ее одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотистыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал.
    Эта женщина с ее взглядом и едва заигравшей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что-то нам еще недоступное.

  19. Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение) Обратимся к сцене уничтожения картины. Что мы видим, зачитайте. Как ведёт себя Том в этой сцене? (Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал…) Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его…» 

  20. Подберите слово, которое наиболее точно определяло бы то, что было совершено толпой. (Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. Вандал – разрушитель культуры.)

  21. А что такое культура и культурные ценности? (Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культурные ценности – это исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное и духовное наследие народов) запись в тетрадь. Приведите примеры известных вам культурных ценностей.

  22. До знакомства с рассказом Р. Брэдбери мы говорили о необходимости различать военные объекты и объекты, которые не служат непосредственно военным целям. Как ты думаешь, почему в источниках международного гуманитарного права есть специальные положения о защите культурных ценностей во время войны? (Ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ внрсит свой вклад в мировую культуру. В ходе Второй мировой войны культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб и современное развитие военной техники создает реальную угрозу их разрушению в случае возникновения новых вооруженных конфликтов.)

V. Подведение итогов и домашнее задание.

– О чём же предупреждает нас своим рассказом Р. Брэдбери? Какую идею он хотел донести до читателя? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте узнаем, что же было с Томом после праздника. ( Том возвращается домой, где ждут его только пинки и грубые крики родных, он ложится…)

Выразительное чтение финальных строк произведения:

Том дышал уже ровнее. Кругом царила тишина. Рука его была плотно-плотно прижата к груди. Полчаса лежал он так, зажмурив глаза.
Потом ощутил что-то: холодный белый свет. Высоко в небе плыла луна, и маленький квадратик света полз по телу Тома. Только теперь его рука ослабила хватку. Тихо, осторожно, прислушиваясь к движениям спящих, Том поднял её. Он помедлил, глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста.
Мир спал, освещённый луной.
А на его ладони лежала Улыбка.
Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка…»
Час спустя он всё ещё видел её, даже после того, как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру.

Подведем итоги.

Писатели-фантасты своими произведениями предупреждают нас о возможной гибели цивилизации в связи с неразумным употреблением её прогресса. Это может привести к гибели культуры и даже всей цивилизации. И в мир будущего, который мы строим сегодня, нужно брать не военные достижения, а все самое прекрасное, что создано человечеством – культурное наследие. Искусство во всех его формах имеет огромное влияние на нравственное развитие людей, оно воспитывает в людях любовь к добру, к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.

В рассказе Брэдбери «Улыбка» Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства. Знакомо ли вам подобное состояние? Были ли у вас такие случаи, когда произведение искусства: картина, скульптура, архитектурное сооружение – произвели на тебя сильное впечатление?

Д/З:

  1. По желанию подготовиться рассказать в классе о том, чем именно затронуло вас лично то или иное произведение искусства.
  2. Подготовить письменный рассказ (желательно с иллюстрацией) о каком-либо произведении искусства, которое находится в нашем городе.
  3. Сделать письменный вывод по проблеме отношения к культурным ценностям (в. 10 на стр. 47)

А теперь давайте ещё раз вернёмся к картине, которая произвела такое впечатление на мальчика из будущего. (слайд)

Анализируем рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка»

30.11.2020

улыбка анализ

Тема будущего, пожалуй, основная в произведениях Рэя Брэдбери. Он рассматривает пути развития человечества с разных ракурсов, анализирует, предполагает и часто предостерегает. Рассказ «Улыбка» не был исключением. В нем автор рисует наиболее мрачную и удручающую антиутопию.

Кстати, краткое содержание рассказа, кто подзабыл, можно прочитать здесь :).

2061 год. Цивилизация разрушена. Холод, нищета и полный упадок кругом. Очередь из людей к великой картине – «Улыбке Моны Лизы». Но не для того, чтобы насладиться искусством, а для того, чтобы надругаться над ним. Люди с утра стоят в огромной очереди, чтобы плюнуть в это полотно. В толпе желающих стоит и мальчик-подросток, Том. Из разговора Тома с мужчиной из очереди, Григсби, мы узнаем, что основная радость для людей из будущего – это разрушить что-то, сломать. Они даже гордятся этим. Например, Григсби бахвалится, что поучаствовал в уничтожении автомобиля, был одним из тех, кто взорвал типографию и разгромил завод, производящий самолеты.

Брэдбери изобразил общество не только вне технического прогресса, но и вне культуры как таковой. Это общество не стремится создавать, а только разрушает. Люди движимы ненавистью, «они ненавидят Прошлое», так объясняет происходящее мальчику Григсби. Но ненависть к прошлому уничтожает и будущее тоже. Кругом убогость, разруха и уродство. Да, была многолетняя война, но она не закончилась. В головах людей она идет и до сих пор.

Фактически, мы видим здесь не эволюцию, а деградацию. Тяжелый труд, бедность (никто из стоящих в очереди не может даже купить кофе по цене 1 пенс за чашку, люди оборванные и босые), интеллектуальный распад (воспоминание Тома о сжигании книг), бездумное следование за толпой. Мальчик пытается убедить толпу, что картина красива, а женщина, изображенная на ней, прекрасна. Но его никто не слушает. Агрессивные люди разрывают на части бесценный холст.

Есть ли надежда у такого общества? Несмотря на открытый финал, предположу, что да. Об этом свидетельствуют 2 эпизода. Первый, когда кто-то из толпы высказывает предположение, что найдется мудрый человек, который вернет цивилизацию. Самое главное, чтобы душа у него «лежала к красивому». Тогда все получится, и новый мир будет не разрушительным и враждебным, а мирным. А второй эпизод – это спасение части картины с улыбкой. Когда Том украдкой любуется кусочком доставшегося ему полотна, мы понимаем, что он и есть, возможно, тот человек с чувством прекрасного, который в будущем сможет построить новый мир.

В какой-то степени основная тема рассказа продолжает главную идею романа «451 градус по Фаренгейту», написанного шестью годами раньше. В романе уничтожение книг привело к упадку цивилизации, здесь же автор пошел еще глубже – уничтожение и книг, и предметов искусства, непременно приведет общество к краху. Символически люди уничтожили не только свой интеллектуальный потенциал, способность к развитию и образованию, которые символизируют книги, но и свою душу, которую символизирует Мона Лиза.

Рассказ предостерегает и заставляет задуматься. Не только о будущем всего человечества, но и о себе лично. Прямо сейчас. Насколько мы способны не идти на поводу у неразумного большинства? Хватит ли у нас мужества и благоразумия сохранить свою душу вопреки всему? Сможем ли мы созидать, когда все вокруг разрушают? Именно в творчестве и в способности создавать что-то прекрасное, полезное и новое, Рэй Брэдбери видел смысл жизни. Своей и каждого человека.

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля

Урок внеклассного чтения в 8 классе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

в 8 классе

«Уроки нравственности по рассказу «Улыбка» Рея Брэдбери»

(Идейно-художественное своеобразие

рассказа Р.Брэдбери «Улыбка»

в контексте раздела «Какой ценой?»,

УМК «Вокруг тебя – Мир…»)

Учитель русского языка и литературы:

Сухарева Светлана Алексеевна

Владикавказ, 2016

Тип урока: интегрированный.

Цель урока: 

  • формирование этико-правовой культуры учащихся,

  • рассмотреть значимость культурных ценностей на примере рассказа Р. Бредбери «Улыбка»

  • определить значение терминов «ценность», «духовность», «нравственность», «вандализм»;

  • учиться распознавать истинные и ложные ценности;

  • воспитывать уважение к ценностям родной культуры и культур других наций

  • приобщение их к международному гуманитарному праву при обсуждении проблемы ответственности тех, кто участвует в конфликте (в том числе и вооружённом), за выбор средств и методов достижения цели.

Задачи:

  1. формирование у учащихся представлений о всеобщей значимости культурных ценностей и необходимости их сохранения;

  2. развитие умений восьмиклассников анализировать систему образов литературного произведения, определять художественные особенности произведения живописи;

  3. развитие речи, творческих способностей, читательского вкуса учащихся;

  4. воспитание в подростках ответственности за свои поступки, толерантности, готовности к диалогу, сотрудничеству.

Форма познавательной деятельности учащихся – групповая.

Основные приёмы и методы:

  • творческое чтение;

  • сопоставительный анализ;

  • словарная работа;

  • поисковые задания;

  • иллюстрирование прочитанного;

  • речевая деятельность в процессе диалогического общения;

  • письменная творческая работа.

До известных пределов утраты в природе восстановимы… Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Д.С.Лихачёв

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжаем обсуждение проблемы ответственности тех, кто участвует в конфликте (в том числе и вооружённом), за выбор средств и методов достижения цели. В разделе «Какой ценой?» пособия «Вокруг тебя – Мир…» вы прочитали рассказ Рея Брэдбери «Улыбка».

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? К какому жанру он относится? С какими ещё произведениями этого жанра вы познакомились в книге «Вокруг тебя – Мир…»?

О впечатлении от прочитанного говорят иллюстрации. (Обращаемся к выставке.)

Один из 8-классников высказывает мысль о том, что сам рассказ, в котором будущее представлено картинами разрушения, опустошения, деградации, воспринимается им как недобрая шутка («улыбка») автора над читателем.

Ему возражают: это фантастическая антиутопия, рассказ-предостережение, написанный ради того, чтобы изображённое в нём не осуществилось. В рассказе звучит страх за будущее, боль и печаль. Так что если это и «улыбка» Р.Брэдбери, то очень грустная.

«Абсолютное оружие» Р.Шекли – это тоже антиутопия.

II. Аналитическая работа по тексту в группах.

1. Когда происходит действие рассказа?

В 2061году, или в 3000-м, или в 5000-м. Люди не знают точно, какой год.

Почему?

«Сколько времени одна сплошная катавасия была…» (война)

2. Во что превратился мир?

Кругом разруха, упадок.

Найдите в тексте, как это выражено в деталях и цветовой гамме пейзажа

(I группа), портрета (II группа)?

Какие детали говорят о материальном состоянии людей? (III группа)

«Разбитые здания… Города – груды развалин, дороги от бомбёжек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…»

«Грязная, из грубой мешковины одежда… измазанные дерюги и грязные шляпы»

Мрачные краски (преобладают серые тона), угрюмые лица.

Даже горячее варево из ягод вместо кофе (по пенни за чашку) мало кому по карману.

3. Каковы взаимоотношения между людьми в семье (I группа), между властями и гражданами (II группа)? Каковы речевые характеристики героев рассказа? (Ш группа)?

Отец «рявкнул», брат «пнул ногой», мать «прикрикнула». (Ожесточение, нет места ласке, участию.)

Призрачно и слабо, как жёлтый шнурок на запястьях полицейских, влияние власти на толпу. Стражи порядка не успели дочитать постановления, как толпа ринулась к картине. «Полицейские бросились наутёк». (Нет порядка.)

Речь героев рассказа изобилует разговорной, сниженной, грубой лексикой: «брехать», «троглодит», «всыплю», «дерюга» и др. (Падение культурного уровня, деградация.)

4. Что значат для героев рассказа слова «искусство» (I группа), «праздник» (II группа)? О каких праздниках вспоминают в очереди? (Ш группа)

— Этот парень знает толк в искусстве…уж он плюнет что надо, в самую точку… (Плеваться – искусство.)

«Праздники ненависти» – возможность выплеска агрессии, низменных инстинктов, которые усиливаются в толпе. Разрушение доставляет радость, заставляет смеяться, позволяет отвести душу.

Рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно пьяные. В праздник науки счастливчики могли «по одному разу долбануть… кувалдой» последний автомобиль. «Но лучше всего… было в тот раз, когда громили завод, который ещё пытался выпускать самолёты… А потом нашли типографию и склад боеприпасов – и взорвали их вместе!»

Что именно разрушают люди из очереди?

Разрушают и то, что имеет отношение к материальной культуре, и то, что относится к культуре духовной.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Улыбка Брэдбери

Анализ рассказа Улыбка Брэдбери

Великого американского писателя Рэя Брэдбери в наше время по праву считают «ясновидящим». Он «предсказал» 3D-телевизоры и кинотеатры, смартфоны, компьютеры и многие другие обыденные для сегодняшнего человека вещи, которые буквально несколько десятилетий назад считались великими открытиями, непостижимыми человеческому уму.

Но не хорошим сторонам научно-технического прогресса писатель уделял большее свое внимание. Его ужасал тот бешеный темп, с которым развивается «умная» техника, пугала необузданность проекта информатизации и компьютеризации всего человеческого общества.

«Что будет, если однажды наше творение выйдет из-под контроля?» — именно над этим вопросом рассуждает автор в своем рассказе «Улыбка». Рассказчик не скупится на подробности и детали, описывая читателю историю, происходящую в две тысячи шестьдесят первом году. Он рисует разоренные, разбитые, обугленные городские пейзажи; создает живые портреты бедняков, в точности передает их реплики и рассуждения — и за столь спокойной интонацией повествования прорывается отчаянный крик. “Задумайтесь!” – внушает писатель, — “К чему приведет этот бег?” Читатель видит людей, которые в гонке за цивилизацией потеряли самих себя. “А кому она нужна?.. Все равно все впустую” – говорит один из главных героев рассказа Григсби.

И действительно – избыток вкуса убивает вкус.

Автор утверждает: во всем нужно знать меру. Он выдвигает мудрое предположение, что может произойти с людьми, если они до мелочей “запрограммируют” свою жизнь – просто потеряют связь с настоящим, отрекутся от искусства, природы, истинной красоты, погрязнут в первобытных, “низких” радостях, животных наслаждениях, превратятся в голодную, жаждущую «хлеба и зрелищ» толпу.

Настоящая жизнь, утверждает Рэй Брэдбери, это то, куда вложена человеческая душа и мечта; то, что создал человек, опираясь не только на свои потребности и удобства, но и из своих соображений о Прекрасном. В своём произведении автор не отрицает достояние научно-технического прогресса, он лишь подчеркивает важность понимания меры и провозглашает свой лозунг – искусство живо до тех пор, пока в него кто-то верит и кто-то восхищается им.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Улыбка Брэдбери

Анализ рассказа Улыбка Брэдбери

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Возможно ли полноценное развитие личности без наставника, учителя?

    Если рассматривать практически любую духовную традицию, то практически везде используется институт ученической преемственности, то есть передачи опыта от старшего наставника к младшим ученикам.

  • Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс рассуждение

    Пословицы рассказывают о том, как следует поступать. Они основаны на многовековом опыте народа, который сумел сделать определенные выводы из этого мира и в итоге создал такие краткие формулы

  • Образ и характеристика Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение

    Долохов – не ключевой герой романа «Война и мир», но этот образ настолько ярок, что мимо пройти невозможно. Образ Долохова – это проблема лицемерия и пустоты духовной.

  • Примеры целеустремленности из жизни для сочинения

    В качестве примеров целеустремленности в жизни, мне хотелось бы привести примеры некоторых известных теннисистов. Эти примеры действительно воодушевляют и выглядят достойно на фоне многих других людей

  • Сочинение на тему Человек

    Человек – это звучит!.. Все мы люди, но не каждого можно назвать Человеком. Просто к этому слову прибавляют много-много хороших качеств. Это, скорей, идеал, каким должен быть настоящий человек.

Улыбка – это короткая история, написанная в 1952 году, за год до Фаренгейта 451, с которым она разделяет некоторые идеи. Действие происходит в будущем 2061 году, когда последние кусочки цивилизации уничтожаются самим человечеством:

  • Сжигают книги;
  • Выкапывают растения;
  • Разбивают машины;
  • Оплевывают и рвут художественные произведения.

Но есть человек, который чувствует неправильность всего этого разрушения. Его зовут Том, и он ребенок, стоящий в очереди, чтобы увидеть картину. Это – «Мона Лиза». Очередь длинная, в ней четыре полицейских и веревка, чтобы не подпускать людей слишком близко.

Так начинается история. Раннее утро, видение разрушенного города, длинная очередь и босой мальчик который стоит в ней. Это позволяет читателю увидеть, что мир пережил нечто ужасное, создает атмосферу отчаяния, а также знакомит нас с двумя персонажами. Первый и главный – мальчик Том. Второй – мужчина впереди в очереди, которого зовут Григсби. История разворачивается постепенно через их беседу.

Мальчик спрашивает Григсби о цивилизации, тот отвечает, что она не вернется. Среди толпы есть мужчина, который видит в ней хорошие стороны. Он предсказывает, что появится умный человек, душа которого открыта всему прекрасному, и что он вернет старую, ограниченную, залатанную цивилизацию.

Нам рассказывают, в каком состоянии находится мир, хотя и не о том, что с ним случилось. Мы знаем только то, что само человечество привело его в это состояние. Можно догадаться, что это была ядерная война. Теперь люди перенесли ненависть к тем, кто разрушил мир, на остатки цивилизации, которая у них была. Нынешние люди называют уничтожение этих останков праздниками и не находят в этом ничего плохого. Кульминация истории произошла, когда Том не смог плюнуть в картину. Затем, толпа разорвала полотно на куски.

Том сам оторвал кусок холста в отчаянной попытке что-нибудь спасти. И это оказалась знаменитая улыбка, прекрасная и красивая, теплая и нежная. Окончание истории дает надежду читателю на то, что если есть такой человек, как Том, то может быть, мир еще не потерян.

Произведение стилистически достаточно богато. Некоторые графические стилистические приемы, такие как курсив, используются, чтобы подчеркнуть интонацию. Ближе к концу истории он используется в сочетании с заглавными буквами, чтобы еще больше подчеркнуть, насколько важна улыбка Моны Лизы для Тома.

Другие лексические стилистические приёмы:

  • Метафора;
  • Симуляции;
  • Метонимия;
  • Гипербола.

Это используется либо для придания выразительности речи персонажей, либо для достижения более свежего стиля.

История довольно интересная и заставляет задуматься. Прежде всего, она вызывает те же мысли, что и Фаренгейт 451. Эта мысль о том, что люди готовы ненавидеть то, чего они не понимают, и разрушать то, что они ненавидят. Повесть заставляет грустить и вызывает страх за будущее. Но она также создает обнадеживающие мысли.

Это также история о прощении. Люди ненавидят свое прошлое, которое они больше не понимают. Том прощает. Может, он и не знает об этом, но это то, что он делает. Он прощает прошлое за Улыбку.

  • Рассказ у меня есть сын
  • Рассказ улыбка моны лизы
  • Рассказ у меня выросла грудь
  • Рассказ улыбка брэдбери читать краткое содержание
  • Рассказ у лукоморья дуб зеленый стихотворение