Умная галка
Хотела
галка пить. На дворе стоял кувшин с
водой, а в кувшине была вода только на
дне. Галке нельзя было достать. Она
стала кидать в
кувшин камушки и столько набросала,
что вода стала выше и можно было пить.
Самые красивые
Летела сова.
Навстречу ей летели другие птицы. Сова
спросила:
-
Вы не видели моих
птенцов? -
А какие они?
-
Самые красивые!
26
27
Ill раздел
ИССЛЕДОВАНИЕ
НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ
И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА
У
ДЕТЕЙ
Ход
выполнения задания.
Для
этих целей используется модифицированный
вариант методики
Кооса. Готовится материал, который
состоит из набора квадратов — 10 белых
квадратов, 10 черных квадратов, 10 наполовину
окрашенных
(см. материал для данной методики). Все
карточки раскладываются
на столе перед испытуемым, затем
испытуемому предлагают на макете
составить несколько орнаментов по
образцам в порядке возрастающей
сложности (от № 1 до № 10, см. материал
для методики). При
появлении затруднений испытуемому
предлагают выполнить аналогичную,
но облегченную задачу по образцам на
макете с нанесенной
сеткой.
Обработка
результатов.
При
рассмотрении результатов выполнения
задания учитывается время, затраченное
на складывание одного орнамента,
проводится качественный
анализ. Время работы над фигурами № 1 —
№ 6 по 60 секунд,
над фигурами № 7 — № 10 по 120 секунд. Если
испытуемый складывает
орнаменты за более короткое время, то
это свидетельствует
о хорошей пространственной ориентации,
высоком уровне развития наглядно-образного
мышления и конструктивного праксиса.
У испытуемых
с сохранным интеллектом складывание
орнаментов № 1 — № 8 не
вызывает затруднений, появление
затруднений при складывании орнаментов
№ 9 — № 10 легко преодолевается при
предъвлении макетов с нанесенной
сеткой.
Использование
методики Кооса для построения обучающего
эксперимента
(по А. Я. Ивановой).
В
своих работах, посвященных изучению
развития умственной деятельности детей,
Л. С. Выготский сформулировал положение
о наличии двух уровней умственного
развития у детей. «Актуальный уровень
умственного развития» он определяет
как запас знаний и умений, которые
сформировались у ребенка к моменту
исследования на основе уже
созревших психических функций.
«Потенциальный уровень» — способность
ребенка к овладению новыми знаниями.
Высокий актуальный
уровень развития может быть достигнут
ребенком вследствие активного
воздействия со стороны окружающих
взрослых. Поэтому наиболее
существенным критерием для оценки
умственных возможностей детей является
их «потенциальный уровень», то есть
способность к усвоению новых
знаний с помощью взрослого непосредственно
в ходе исследования.
28
Помощь
взрослого в ходе психологического
исследования является
обучающим экспериментом в широком
смысле слова. Но в целях установления
уровня умственного развития обучающий
эксперимент должен
иметь особое построение, направленное
на контроль за достижениями
ребенка в процессе обучения. Конечный
результат (лежащий в
зоне трудности) становится строго
заданным, единым для всех испытуемых
одной возрастной группы. Варьирующимся
параметром становится то количество
помощи экспериментатора, которое
необходимо каждому испытуемому для
достижения этого результата. Помощь
экспериментатора
включается в виде дозированных по
качественному уровню уроков.
Последовательность их фиксируется от
более сжатых видов помощи
к постепенному переходу к все более
подробным объяснениям.
Ход
выполнения задания.
Используется
модифицированный вариант метвдики
Кооса (см. предыдущее
задание). Сначала испытуемому предлагают
сложить орнаменты № 1 и № 2. Если ему
не удается этого сделать, следует
объяснить и сложить при нем нужный
орнамент. Обучение начинается с орнамента
№ 3. Количество помощи изменяется
следующим образом: первый
«урок» заключается в подборе
экспериментатором нужных для орнамента
карточек; второй «урок» заключается в
том, что экспериментатор на глазах
испытуемого складывает орнамент, затем
разрушает
его и предлагает сложить самому ребенку;
третий «урок» — это сопровождающееся
объяснением складывание орнамента
экспериментатором
и последующее повторение ребенком. Если
задание выполнено, предлагается
контрольное задание (орнамент № 4) для
того, чтобы выявить
способность к переносу способа действия.
Анализ
результатов осуществляется по следующим
направлениям:
во-первых, переменной величиной, зависящей
от успешности ребенка, является
количество «уроков», которые даются
экспериментатором,
во-вторых, рассматривается успешность
переноса способа действия
при выполнении аналогичного задания.
Деятельность детей с сохранным
интеллектом характеризуется активной
ориентировкой, хорошей
восприимчивостью к помощи экспериментатора
(при том, что таким
детям требуется чаше один, реже — два
«урока»), способностью переноса,
способа действия в аналогичную ситуацию,
при этом значительно
сокращается время выполнения аналогичного
задания.
Умственно
отсталые дети выполняют задание
по-другому: их ориентировочная
деятельность — пассивная и вялая, им
требуется большая помощь со стороны
экспериментатора (часто бывают нужны
и третьи,
и четвертые «уроки»), перенос способа
действия часто оказывается
невозможным (в тех случаях, когда он
совершается, требуется длительное
время). Таким образом, подобное
использование методики Кооса может
служить одним из способов, направленных
на диагностику
умственной отсталости.
29
30
Рис.
8 в. Орнаменты 31
Рис.
8 в. Орнаменты (продолжение)
32
Рис.
8 в. Орнаменты (продолжение) 33
МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ
АНАЛОГИИ»
С
ее помощью выявляется характер логических
связей и отношений
между понятиями.
Ход
выполнения задания.
Испытуемому
показывают первую задачу (см. материал
к методике
«Простые аналогии»): Лошадь — жеребенок
и
предлагают по аналогии подобрать
к слову «корова» одно из предъявленных
пяти слов — «пастбище»,
«рога», «молоко», «теленок», «бык».
После того, как экспериментатор
убедился, что испытуемый понял инструкцию,
ему предлагаются
для решения другие задачи.
Обработка
результатов заключается в подсчете
количества правильных
и ошибочных нахождений аналогий между
понятиями; анализируется характер
установленных связей между понятиями
— конкретные,
логические, категориальные связи;
фиксируется последовательность и
устойчивость выбора существенных
признаков для установления
аналогий. По типу связей можно судить
об уровне развития мышления
у данного испытуемого — преобладании
наглядных или логических
форм. Кроме того, при обследовании
данной методикой обнаруживаются
нарушения последовательности суждений,
когда испытуемый
на время перестает следовать избранному
им способу решения задачи. Аналогии в
различных заданиях строятся по разным
принципам,
и наличие инертности может затруднить
выполнение задания — последующей
задаче такие испытуемые пытаются
выделить анало-ию
по принципу предыдущей задачи.
МАТЕРИАЛ К
МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»
Фамилия
‘ Имя Дата
1. |
Лошадь |
Жеребенок |
|
2. |
Яйцо |
Скорлупа |
|
3. |
Ложка |
Каша |
|
4. |
Коньки |
Зима |
|
5. |
Ухо |
Слышать |
Корова
Пастбище,
рога, молоко, теленок, бык
Картофель
Курица,
огород, капуста, суп, шелуха
Вилка
Масло,
нож, тарелка, мясо, посуда
Лодка
Лед,
каток, весло, лото, река
Зубы
Видеть,
лечить, рот, щетка, жевать
6. |
Собака |
Щука |
Шерсть |
Овца, ловкость, |
|
7. |
Пробка |
Камень |
Плавать |
Пловец, тонуть, |
|
каменщик |
||
8. |
Чай |
Суп |
Сахар |
Вода, тарелка, |
|
9. |
Дерево |
Рука |
Сук |
Топор, перчатка, |
|
10. |
Дождь |
Мороз |
Зонтик |
Палка, холод, |
|
11. |
Школа |
Больница |
Обучение |
Доктор, ученик, |
|
12. |
Песня |
Картина |
Глухой |
Хромой, слепой, |
|
больной |
||
13. |
Нож |
Стол |
Сталь |
Вилка, дерево, |
|
14. |
Рыба |
Муха |
Сеть |
Решето, комар, |
|
15. |
Птица |
Человек |
Гнездо |
Люди, птенец, |
|
16. |
Хлеб |
Дом |
Пекарь |
Вагон, город, |
|
17. |
Пальто |
Ботинок |
Пуговица |
Портной, магазин, |
|
18. |
Коса |
Бритва |
Трава |
Сено, волосы, |
|
19. |
Нога |
Рука |
Сапог |
Галоши, кулак, |
|
20. |
Вода |
Пища |
Жажда |
Пить, голод, |
|
21. |
Электричество |
Пар |
Проволока |
Лампочка, ток, |
|
22. |
Паровоз |
Конь |
Вагоны |
Поезд, лошадь, |
34
35
МЕТОДИКА
«СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
С
помощью этой методики анализируется
развитие операции сравнения.
Ход
выполнения задания.
Метод
заключается в том, что испытуемому
называются два слова,
обозначающие те или иные предметы или
явления и просят сказать,
что общего между ними и чем они отличаются
друг от друга. При этом
экспериментатор все время стимулирует
испытуемого в поиске возможно большего
количества черт сходства и различия
между словами
пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?»,
«Чем еще они отличаются
друг от друга?». «Еще чем?», Дается
примерный список ело, для
сравнения. Можно выделить три категории
задач, оторые применяются
для сравнения и различения понятий (А.
Р. Лурия). Во-первых,
испытуемым даются два слова, явно
относящиеся к одной категории
(например, «корова — лошадь»). Во-вторых,
предлагаются два слова,
у которых общее найти трудно и которые
гораздо больше отличаются
друг от друга, чем в предыдущем случае
(например, «ворона —
рыба»). Третья группа задач еще сложнее
— это задачи на сравнение
и различение объектов в условиях
конфликта, где различия выражены
гораздо больше, чем сходство (например,
«всадник — лошадь»). Различие
уровней сложности этих категорий задач
зависит от степени трудности
абстрагирования признаков или наглядного
взаимодействия объектов, от степени
трудности включения этих объектов в
определенную категорию.
Анализ
результатов.
Проводится
количественный и качественный анализ
результатов. Количественная
обработка заключается в подсчете
количества выделенных
испытуемым в каждой паре черт сходства
и различия. Высокий уровень
развития операции сравнения отмечается
в том случае, когда школьник назвал
более двадцати черт, средний —
десять-пятнадцать черт,
низкий — менее десяти черт. В процессе
обработки ответов важно учесть,
какие черты отметил учащийся в большем
количестве — черты сходства
или различия, часто ли он употреблял
родовые понятия.
Дошкольники
и младшие школьники вместо выделения
общего обычно указывают на различия
объектов, поскольку за операцией
различения
стоит наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление. За указанием
на общее кроется операция введения в
отвлеченную категорию.
Таким образом, тот факт, что раньше
созревает различение, а
затем обобщение, свидетельствует о
смене психологических операций,
о переходе от наглядных форм мышления
к словесно-логическому обобщению.
Поэтому для дошкольников особенно
трудными будут задачи
второй и третьей категорий. У младших
школьников возникает
операция
обобщения, которая принимает форму
выделения общих признаков,
но очень часто за ней кроется еще
наглядное сравнение или введение
предметов в общую наглядную ситуацию;
для них трудны задачи
третьей категории.
Этот
метод имеет значение для диагностики
умственного недоразвития
или умственной отсталости. Умственно
отсталый ребенок не сможет
выполнить задачу на отвлечение признака
и введение объектов в
иерархию одной категории и всегда будет
замещать такой ответ либо указанием
на различие, либо введением в какую-то
наглядную ситуацию.
Для человека, больного шизофренией,
характерно обратное — полный
отрыв от наглядной ситуации и обобщение
по несущественным признакам
объектов.
МАТЕРИАЛ
К МЕТОДИКЕ «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
-
Утро
— вечерКорова
— лошадь Летчик
— танкистЛыжи
— коньки Трамвай — автобусРека
— озероВелосипед
— мотоциклСобака
— кошкаВорона
— рыбаЛев
— тигрПоезд
— самолетОбман
— ошибка Ботинок
— карандаш Яблоко
— вишняЛев
— собакаВорона
— воробейМолоко
— водаЗолото
— сереброСани
— телегаВоробей
— курицаДуб
— березаСказка
— песняКартина
— портрет Лошадь
— всадникКошка
— яблокоГолод
— жажда
36
37
ПОНИМАНИЕ
ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Умная галка
Читайте также:
|
Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.
Ясли
Люба мала. Ее водят в ясли. В яслях много маленьких детей. У Любы тележка, а у Клавы кукла. Люба и Клава посадили куклу в тележку и стали ее катать. А у Коли лошадка. Коля сел на лошадку и поехал: «Но, но, лошадка!» Валя и Лена укладывают спать лохматого мишку. Весело детям в яслях.
Мишка-лакомка
Ходил медведь по лесу. Остановился косолапый, послушал, носом повел, слышит медведь – медом пахнет. Вкусный мед. Сунул медведь лапу в дупло и достал сладкий мед. Сосет медведь лапу и доволен. Полакомился медведь и пошел к себе в глубь леса.
Котик
У Милы был котик. Он был белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле теплые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай лапками толкать клубок. Клубок упал со стола на пол. Котик катал клубок по полу, толкал его лапками. Беляк катал, катал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, ай, какой ты шалун, Беляк!»
В связи с закреплением правильного произношения звуков с – з – ш – ж внимание детей привлекается к образованию относительных прилагательных со значением принадлежности к материалу, из которого сделан предмет: стеклянный, -ая, -ое, -ые, бумажный, снежный и т.п. (см. занятие на звуки с – з – ш – ж).
Во время занятий дети выполняют все ранее упоминавшиеся упражнения: составление предложений из данных слов; распространение предложений; полные ответы на вопросы.
Закрепляются уже знакомые предлоги из и за. Проводится дифференциация этих предлогов с предлогом из-за (см. занятие на дифференциацию звуков з – ж), а также дифференциация предлогов из и из-под.
В это же время в упражнения вводятся некоторые глаголы с чередованием согласных в настоящем и прошедшем времени (стрижет – стриг, лижет – лизал, стережет – стерег).
Продолжается развитие умения ответить на вопросы по тексту, составить текст, пересказать его. Приведем примеры.
В данном примере заучивание текста сочетается с развитием умения дать полные ответы на вопросы, в то же время внимание детей привлекается к родственным словам.
1. Логопед зачитывает детям примерно такой текст:
В лесу. Миша и Женя пошли в лес за ягодами. На лесной опушке они увидели лесника.Лесник пошел с детьми в молодой лесок и показал, где много спелой лесной земляники.
2. Логопед предлагает детям послушать рассказ еще раз и выделить из него слова, сходные со словом лес. Выделяются слова лесник, лесок, лесной.
Детям указывается на сходство между этими словами – это родственные слова.
3. Детям предлагается отвечать на вопросы так, чтобы в ответе было слово лес или сходные с ним слова. Примерные вопросы: «Куда пошли Миша и Женя? Где дети увидели лесника? Куда пошел лесник с детьми? Что лесник показал детям?» После каждого ответа логопед спрашивает, какое слово (или слова) в предложении похоже на слово лес и что оно (или они) обозначает.
4. Пересказ текста.
5. Подведение итогов: еще раз детьми выделяются из текста слова, родственные со словом лес.
Составление рассказа из отдельных предложений с последующим его заучиванием. (Может быть использован при дифференциации ж – ш.)
1. Дети вслед за логопедом повторяют несколько предложений, которые им предлагается запомнить. Например: Он поймал ежика. Алеша был в лесу. Дома он дал ежику молока. Алеша понес ежика домой. Ежик долго жил у Алеши.
2. Детям предлагается подумать, с какого предложения следует начать рассказ (Алеша был в лесу.), а затем, как его продолжить.
При заучивании рассказов «В школьном саду», «Тузик и Жулька» и других рекомендуем включать упражнение в полных ответах на вопросы.
Приведем примерный план занятия на дифференциацию звуков з и ж.
Тема занятия: дифференциация ж и з.
Цель занятия: закрепление правильного произношения звуков ж и з в слогах, словах и предложениях с предлогами за, из-за; анализ и синтез слогов и слов со стечением согласных (повторение).
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки ж и з. Скажите все звук ж (дети произносят звук ж), а теперь – з (дети произносят звук з)».
Затем логопед задает вопросы: «Чем похожи эти звуки?» (Звук ж звонкий и звук з звонкий.) «Какая разница между этими звуками?» (Когда мы говорим ж, язычок поднимается вверх, а когда говорим з – язычок опускается за зубки.)
Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Кот Васька | VI. Подведение итогов занятия. | VI Заучивание рассказа. | Загадки | Сад на окне | VII. Подведение итогов занятия. | III. Подбор слов по данной схеме. | V. Распространение предложений с помощью вопросов. | Пушок и Машка | IV. Распространение предложений с помощью вопросов. |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.013 сек.)
Слайд 2.
Приветствие
учителем детей, приветствие гостей.
Сегодняшний урок мы начнём с просмотра
фотографий птиц и послушаем, как они
разговаривают.
— Кто знает, как называется эта птица?
— Это галка.
Слайд 4.
отряда воронов. Длина 34-39 см, масса тела 175-280 г.
Оперение от чёрного до серебристо-серого цвета
(голова и грудь). Радужная оболочка глаза почти
белая. Обитает в лесах и парках, в поселениях
человека.
Галки могут нападать на огороды и
сады, весной уничтожая всходы бобов и гороха, а
летом – плоды вишни и сливы.
Галка уничтожает вредных насекомых, улиток и
грызунов.
Однажды случилась такая история.
—
Давайте прочитаем текст.
Захотела галка пить. Заметила она на столе
кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не
могла достать её. Тогда галка стала кидать
камешки.Вода в кувшине поднялась. Галка смогла
напиться. Вот так галка!
Кликнуть на слайде, появится название.
—
Какие качества галки вам понравились?
— Догадливость, находчивость.
— А можно ли сказать, что эта галка умная?
— Да, можно.
— Попробуйте озаглавить этот текст.
— Умная галка.
— Этот рассказ написал Лев Николаевич
Толстой.
Слайд 6.
своими словами. Как называется этот вид работы?
—
Изложение.
— Зачем мы с вами учимся писать своими
словами?
(Ответы детей.)
Слайд 7.
Демонстрация словаря.
—
Чтобы хорошо написать изложение, нам нужно
определить тему текста и главную мысль. Нам
помогут следующие вопросы.
— Что захотела сделать галка?
— Галка захотела попить воды.
— Почему она не могла сразу попить воды из
кувшина?
— Воды было мало. Она не смогла её достать.
— Какой выход нашла галка?
— Она стала кидать камешки в кувшин.
— Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово
КИДАТЬ?
(Ответы детей.)
Есть такая замечательная книга, которая
называется толковый словарь русского языка.
Составили его Сергей Иванович Ожегов и Наталия
Юльевна Шведова. В словаре даётся объяснение
всех слов. Вот послушайте, как можно объяснить
слово “кидать”.
То же, что и бросать. (Кидать мяч. Кидать взгляды
на кого-нибудь. Кидать друзей.)
Если вы не знаете, как объяснить значение слова,
то всегда сможете найти ответ в словаре.
— Значение каких слов вам ещё не понятно?
Приложение 1
Приложение 2
подготовка.
— Сейчас мы будем объяснять,
какие орфограммы нужно запомнить в словах.
— Берите карточки, ручки и будем работать со
словами.
Захотела, она, водой, столе, могла,
кидать, поднялась, заметила, напиться.
Слова распределяются в 3 столбика:
- захотела
- водой
- столе
- могла
- кидать
- поднялась
- заметила
- она
- достать
- напиться
проверочные слова, объясняются “опасные места”.
Обратить внимание, что трудные слова нужно
внимательно писать в своей работе.
— Ой, дети,
посмотрите, галчонок летит! Покажите, как он
летит.
— Прилетели тучки (кулачки сжаты на расстоянии
вытянутых рук, сближаются и ударяют друг о
дружку), разозлились на галчонка, что он громко
кричит, и полил дождь проливной. (Дети показывают
пальцами дождик.)
Галчонок залетел в гнёздышко и спрятался в нём.
(Садятся на корточки и обхватывают колени
руками.)
А солнышко выглянуло, просушило пёрышки
галчонку (поглаживают себя по предплечьям и
рукам), он вылетел снова из гнезда, да кричать не
стал, а полетел искать себе еду. А мы тихонечко
сядем и продолжим работу.
вопросам.
(Слабоуспевающим ученикам
карточка с опорными словами.)
— Посмотрите внимательно: здесь есть для вас
подсказка.
Кто догадался какая?
— Начинать отвечать на вопрос нужно с
выделенного слова.
текстом.
Приложение 3
— Две.
— Помогите сгруппировать вопросы по частям
текста.
Какие вопросы относятся к 1 части?
— С 1 по 5.
— Какие вопросы относятся ко 2 части?
— 6 и 7.
— Какое предложение нужно написать последним?
— Вот так галка!
—
Открыли тетради, записали:
Число.
Изложение.
Умная галка.
— Посмотрите, какие подсказки у вас есть?
— Вопросы, с подчёркнутых слов нужно начинать
писать предложения, трудные слова написаны на
доске.
— Закройте глазки, проговорите текст про себя
и начинайте работать.
— Я желаю вам удачи.
Итог урока.
— Что мы писали на уроке?
— Кто хочет прочитать свой текст?
— Что нового вы узнали о жизни галок?