Рассказ я поздно понял

Высылаю рассказ «Я поздно понял». Если пригодится, хорошо, если нет, то «никто с вас не спросит, никто не осудит». Этот рассказ храню с юных лет, иногда перечитываю. Был напечатан в журнале «Работница», автор — Елизавета Ауэрбах.

Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и весёлым характером. Её все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было много взрослых, и все они держались за своих детей.

Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чёртовой бабушке».

Помню, в четвёртом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала её другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал всё матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала. Но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я — о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать всё на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал. Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза.

Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошёл мимо, будто не узнал её.

После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Пошёл работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку. Однажды я заметил у неё на столике валидол, но никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя её каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Так прошёл год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли.

Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, всё нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.

Пришёл домой я четвёртого после работы, но её уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было…

С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью. Сдав всё на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.

На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьёзным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме. Воспитанник детдома, он сохранил только смутные воспоминания о своих родителях, которых потерял в раннем детстве. Я чувствовал страшную потребность рассказать ему всё о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил её и потерял. Слушая меня, Олег становился всё строже и суровее. Один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, — это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.

Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».

Через неделю Олег подошёл ко мне. «У меня к тебе просьба, — сказал он, — напиши всё, что ты мне сказал. Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для неё…».

Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтёт и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела. Я взял себя в руки, ведь я — мужчина.

Маргарита Степановна Удод, Полтавская обл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чертовой бабушке». Помню, в четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала эту чернильницу другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку. Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино. Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать все на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал. Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошел мимо, будто не узнал ее. После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку. Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать. Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, все нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать. Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было. С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть. На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме. Воспитанник детдома, он сохранил только смутные воспоминания о своих родителях, которых потерял в раннем детстве. Я чувствовал страшную потребность рассказать ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Слушая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить,— это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно. Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина». Через неделю Олег подошел ко мне. «У меня к тебе просьба,— сказал он,— напиши все, что ты мне сказал. Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для нее.» Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтет и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела,— я взял себя в руки, ведь я — мужчина

. Е.Ауэрбах. из цикла «Маленькие рассказы»

Петрова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Атлашевская СОШ»

Чебоксарского района

План урока

Тема: «Берегите, люди, Матерей!»

 ( По рассказу Е.Б.Ауэрбах «Я
поздно понял…»).

Цели урока: 1) определение идейного звучания  рассказов;

               
      2) помочь учащимся научиться понимать самого близкого
человека на свете – маму;

               
      3) на примере героев рассказов помочь учащимся понять, к
чему может привести отсутствие сострадания, доброты, сочувствия к близким
людям.

Задачи:

Обучающая:

— уметь определять тему, идею
рассказа;

— уметь давать характеристику
персонажей;

— уметь находить художественные приемы
и средства

Развивающая:

 -развивать связную монологическую
речь обучающихся;

 -развивать память, мышление;

 -развивать навыки выразительного
чтения

Воспитывающая:

— воспитывать чувство уважения,
заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим

Оборудование: мультимедийный проектор.

  Эпиграф к уроку

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в
долгу, — это мать».

           
                     
                     
                     
                     
               А.М.Горький

Ход урока

I.            
Оргмомент.

Добрый день!Меня зовут Елена
Николаевна!Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным, и мы покинем
стены этого кабинета, обогащенные новыми чувствами, мыслями, эмоциями.

 Кто для вас является самым близким и дорогим человеком в вашей жизни?

Ответы обучающихся.

Учитель: Кто-то
назвал папу-главным человеком в своей жизни, кто-то бабушку с дедушкой, но
большинство из вас назвали маму.

II.           
Слово учителя.    

Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово,
которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У
мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к
чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было нам лет – пять или
пятьдесят, нам всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.

        Сегодня на уроке мы
поговорим о том, что дается человеку труднее всего – сочувствие близким людям.
Как это ни странно, но почему-то мы чаще лучше понимаем чужих людей, чем
родных.

       Любовь к матери заложена в
нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать ее. Наша
задача – научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто мы не знаем
о матери главного, не замечаем настоящего лица.

       Дети – самое дорогое для
матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На
свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям
безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

III.        
Сообщение ученика о Е.Ауэрбах

Елизавета Борисовна Ауэрбах (31 июля (13 августа)
1912 – 28 июля 1995)
 —
советская актриса театра и кино, эстрады, писательница.  Народная артистка
РСФСР (1991).

С детства мечтала стать режиссером и поступила на
режиссерский факультет театрального техникума. После второго курса её
приглашают во вспомогательный состав МХАТа. На этой сцене Ауэрбах более 25 лет,
преимущественно эпизодические роли.

В 1935—1937 годах училась на режиссёрском факультете
театрального техникума.

В 1937—1962 годах — актриса МХАТа

В 1941-45 годах Елизавета Ауэрбах выступала с концертами
в составе фронтовых бригад.

После войны начала писать рассказы, юморески.
Выступления с ними в концертах пользовались большим успехом. Поэтому с 1962 г.
Ауэрбах, оставив театр, стала актрисой и автором миниатюр на эстраде.

Её ранние рассказы связаны в основном с фронтовой
тематикой и театром. Впервые они опубликованы в журнале «Театр» (1956). Со
временем стала писать многочисленные рассказы о детях, мир которых она хорошо
понимала и передавала. Кроме того, актриса много выступала в школах, устраивая
как бы дополнительный урок, на котором читала детям и классику, и собственные
рассказы.

Умерла 28 июля 1995 года. Похоронена на Введенском
(Немецком) кладбище.
   

IV.        
Чтение рассказа «Я поздно понял».

Учитель: А теперь перейдём к
рассказу Е.Ауэрбах «Я поздно понял…»

Читает учитель  (играет Соната «Расставание »
Л.Бетховена)

V.         
Беседа по рассказу.

Учитель:

       -Давайте поговорим о герое
рассказа 
«Я поздно
понял…»
   
 

 -В какой обстановке он рос?

       -Как воспитывала его мама? (В уважении, в согласии, в понимании, в любви.)

       -Каким представляла сына в
будущем мама?
(«… что у меня будет сильный характер и что я буду
писателем».)

       -Почему же все изменилось?
Что стало тому виной?
(«Мне было 16 лет. Я стал вести
самостоятельную жизнь».)

       -К чему все это привело? (Умерла мать.)

       -Почему рассказ называется
«Я поздно понял…»?
(…вдруг ясно понял, что для того,
чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, — это можно делать
каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться.)

       К такому важному выводу на
основании горького опыта пришел этот юноша.

       -Почему же такое произошло , в чём, по- вашему, вина главного героя?

   -Чего не хватало герою рассказа? (сострадания, доброты, сочувствия)

VI.        
Вывод

Учитель:

Ребята, убить можно не
только физически, но и морально. Нельзя относиться так жестоко к своим матерям,
к тем, кто дал вам жизнь!

-Ребята, закройте глаза и попросите прощения у своих
матерей за то, что вы их когда-то не послушались, возможно, повысили на них
голос, нагрубили.
   
             

 VII. Словарная
работа

— Парень, с которым подружился наш
герой, назвал его подлецом.

 Как вы понимаете это слово?
(ответы учащихся)

В толковом словаре С. И. Ожегова дается
такое толкование этого слова:

подлец – подлый человек, негодяй,низкий в нравственном отношении, бесчестный;
человек, совершивший подлый поступок

      Согласны ли вы с его оценкой?

     Я надеюсь, что вы задумались о
своём отношении к матери к окружающим вас людям. Старайтесь поступать и
действовать так, чтобы никто и никогда не смог назвать вас этим непристойным
словом.

    Ваши мамы так же, как и мама героя
из рассказа, мечтают о том, чтобы вы стали настоящими людьми, достойными
гражданами своего государства. Ведь будущее зависит от вас, от того, какие
знания вы приобретете, какой вклад внесете в развитие и процветание нашей
страны.

VIII.     Составление
синквейма.

Учитель

    —Ребята, с чем ассоциируется у вас слово «мама»? Подберите слова,
подходящие к слову мама.

      доброта        
                     
                     
          любовь

      нежность      
                     
                     
       счастье

      радость        
                     
                     
          улыбка

      спокойствие      
          
  мама                        
 опора

      мудрость      
                     
                     
         беспокойство

      поддержка      
                     
                     
       теплота

      Независимо ни от чего тебя любит и
понимает мама. Мама – это твой друг, твой помощник, защитник. Ближе мамы никого
нет. Ты любишь свою маму, но сделай так, чтобы она могла это почувствовать.
Ведь мы так часто обижаем своих матерей то взглядом, то словом. А мама все
молчит, всё терпит. Прикоснись ласково к маме, загляни ей в глаза, улыбнись.
Тебя должно касаться всё, что связано с ней: её настроение, её дела на работе,
самочувствие. Будь и ты помощником и другом. Дари маме свою нежность, доброту,
понимание и любовь к ней.

— Чтение
стихотворения

Сергей Викулов

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы, вечно юные, в дороге —

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют —

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

Ребята, любите матерей.

Чтение пословиц.

— Материнская молитва со дня моря вынимает.

— Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

— О чём эти пословицы?

 — Чтение стихотворения Виктора Гина «Не обижайте
матерей!» (читает наизусть ученик)

 Не обижайте матерей!

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши.

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук —

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

                   
Виктор 
Гин

— Звучит песня «Только ты, моя мама, живи!» из репертуара ансамбля
«Белый день».

Чтение учителем стихотворения Е. Тереховой

БЕРЕГИТЕ
СВОИХ МАТЕРЕЙ

Берегите своих
матерей,
Уважайте, цените, лелейте,
Окружайте любовью своей,
И душою, и сердцем болейте.

Мы богаты, пока
рядом мать,
К ней приходим, когда все постыло,
Ей достаточно просто обнять,
Прошептать:»Я с тобою, мой милый!»

Нет честней,
бескорыстней любви
И теплее лучистого взгляда,
Забывая обиды свои,
Нас в беде поддержать они рады.

Не забудьте, что
где-то вас ждут.
Приезжайте, почаще звоните,
Даже несколько скромных минут,
Не жалея в душе, подарите.

Берегите своих
матерей,
Успевайте, пока они рядом,
Относитесь, как можно теплей-
Ничего им другого не надо…

— Подведение итогов.

Просмотр видеоролика «Разговор ребёнка с Богом»

Домашнее задание: 

Учитель: Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего
урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и
,возможно,покается в чем-то перед ней.

Предлагаю написать вам
небольшое сочинение-рассуждение “Признание маме”, в котором вы ответите на
такой вопрос: О чем заставил меня задуматься рассказ Е. Ауэрбах  «Я поздно
понял»?

В пятой заповеди Божия сказано:

Чти отца своего и матерь твою

да благо ти будет,

и долголетен будеше на земле.

Пятая заповедь Божия

       Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же — минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги «В мире мудрых мыслей» Н.
Хиероу).

Тема: Урок развития речи. Текст Е.Ауэрбаха «Я поздно понял…»

Цели:

а) образовательные:формирование знаний, умений и навыков вдумчивого выразительного чтения и умения анализировать прочитанное, находить основную мысль текста

б) развивающие: развивать и совершенствовать языковую компетенцию, мышление, речевые и коммуникативные способности, совершенствовать навыки выразительного чтения, памяти, умения связно излагать свои мысли, содержимое текста, формирование умения поддерживать беседу, обобщать , обогащение словарного запаса обучающихся

в)воспитательные:осуществлять нравственное воспитание обучающихся,

формировать моральные качества, прививать любовь и уважительное отношение к матери, а также к окружающим людям, вызывать у обучающихся положительные эмоции

Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков

Методы и формы проведения урока: интерактивный, беседа, диалог, рассказ

Межпредметные связи: казахский, англиский языки, этика

Оборудование, наглядный материал: интерактивная доска, слайды, тексты, кластеры

Ход урока:

  1. Организационный момент

Мобилизация внимания обучающихся, создание мотивации к действиям на уроке, настрой на позитивные мысли.

  1. Вступительное слово:

  • Кто для вас является самым близким и дорогим человеком в вашей жизни?

Ответы обучающихся.

  • Кто-то назвал папу-главным человеком в своей жизни, кто-то бабушку с дедушкой, но большинство из вас назвали маму.

  • Сегодня мы посвятим наш урок самому дорогому человеку во всех поколениях – Маме.

Лексическая тема: «Мы будем вечно прославлять

ту женщину, чьё имя – Мать!»

М. Джалиль

Девиз урока: «Люди! Братья мои!

Берегите своих матерей!

Настоящая Мать

Человеку даётся однажды!»

С. Островой

1) Выразительное чтение студентами стихотворений о маме

2) Составление ассоциативного ряда (кластеров) со словом «Мама»

— Мы каждый день произносим слово «Мама». Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим это слово? Какая у вас мама?

  • Самый светлый, самый добрый, самый,самый… человек;

  • Человек, который дал нам жизнь;

  • Любит, заботится о нас, переживает, помогает…

  • Встречает нас с уроков вкусным обедом;

  • Раньше всех встает, позже всех ложится;

  • Понимающий меня человек…

нежная добрая заботливая

любящая Мама отзывчивая

красивая бескорыстная любимая

3) Как вы обращаетесь к своим мамам?(мама, мамочка, мамуля, маменька, матушка…)

Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:

По-русски – мама, по-грузински – нана,а по-аварски –ласково баба.

Как же на других языках звучит слово «мама»?(на казахском: ана, анашым, апа, апатайым…; на английском:mother…, на французском – maman, итальянском – mamma, румынском –mama, испанском –mama…)

Какой вывод можно сделать? (Во всех языках слово «мама» звучит похоже и имеет общий слог «ма»)

4) Как вы относитесь к своим мамам? Не обижаете ли вы их порой? Что мы должны сделать, чтобы глаза, душа, сердце матери всегда светились добротой, спокойствием, счастьем и красотой?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня. Перед вами рассказ Е. Ауэрбаха о своей матери и о себе. Послушайте внимательно.

  1. 1) Чтение рассказа «Я поздно понял…»

(Перед студентами отпечатанные тексты)

2)Беседа по содержанию текста:

  1. Кто является героем рассказа?

  2. Кто воспитывал мальчика?

  3. Какой была мама героя?

  4. О чём она мечтала?

  5. Что произошло с мальчиком после 9 класса?

  6. Какие события произошли в мае?

  7. Почему умерла мама героя?

  8. Какое решение принял юноша после смерти матери?

  9. Какой вывод сделал наш герой?

  10. Как вы думаете, можно ли быть уверенным в том, что в жизни юноши больше не будет плохих поступков? Почему?

3)Словарная работа

— Парень, с которым подружился наш герой, назвал его подлецом. Как вы понимаете это слово? Согласны ли вы с его оценкой?

Подлый – арам, іші арам, арам ниет

Негодяй – жексұрын

Нечестность – арамдық

В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова: подлец – подлый человек, негодяй,низкий в нравственном отношении,бесчестный; человек, совершивший подлый поступок.

Определение лексического значения слова «подлец» методом ассоциации. Составление кластеров.

  • Я надеюсь, что вы задумались о своём отношении к матери к окружающим вас людям. Старайтесь поступать и действовать так, чтобы никто и никогда не смог назвать вас этим непристойным словом.

Ваши мамы так же, как и мама героя из расказа, мечтают о том, чтобы вы стали настоящими людми, дотойными гражданами своего государства. Ведь будущее нашего независимого Казахстана зависит от вас, от того, какие знания вы приобретете, какой вклад внесете в развитие и процветание нашей суверенной Республики.

4)Составление плана пересказа текста.

  • Какова основная мысль текста?

  • Какие события запомнились? Почему?

  • Какие выводы сделали для себя?

План:

1.Мама героя и её мечта

2.Самостоятельная жизнь юноши и её последствия

3.Решение, принятое юношей после смерти матери

4.Вывод, сделанный нашим героем

5) Пересказ текста студентами

  1. Лингвистическая разминка

Какие пословицы, стихи о маме вы знаете? (на русском, казахском языках)

Анаңды Меккеге үш рет арқалап барсаң да, қарызыңнан құтыла

алмайсың.

Долг перед матерью не оплатить вовеки, хоть трижды донеси ее до Мекки.

Ана сүтін ақтамағанды ешкім мақтамайды.

Не оправдавшего молоко матери никто не похвалит.

Ердің анасы – елдің анасы.

Мать, родившая героя, — всему миру мать.

Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада.

Дети живут своими интересами, мать – детей заботами.

Ана болса жақсылық болады,

Күн шықса жылы болады.

При солнышке тепло, при матери добро.

Ағайын – алтау, ана – біреу.

Родни много, а мать – одна.

Тұған анадай сүйкімді досың жоқ.

Нет милее дружка, чем родная матушка

  1. Заключение урока:

О ком мы сегодня весь урок говорили? Кому посвятили самые нежные, ласковые, добрые слова?

В.Сухомлинский писал: Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

А. Фадеев (Какие чистые, нежные слова сказаны им о матери!):

«Мама! Да, тысячу раз я буду повторять твое имя, материнское имя, и все – таки останусь перед тобой в неоплатном долгу…Я целую чистые, святые руки твои!»

Поэтому уже сегодня мы должны научиться заботиться о матери, научиться беречь её, чтобы завтра не было поздно.

Берегите мам, других не будет.

Будьте рядом,помните всегда:

Только мама вовремя разбудит,

Если подбирается беда.

  1. Домашнее задание: Подготовить эссе на тему: «Моя мама»,

пересказ текста «Я поздно понял…»

Преподаватель: Тунгишева К.С.

Обновлено: 10.01.2023

«Мы познакомились с ней, когда успели уже на совершать много ошибок в этой жизни. Наша история не началась с любви с первого взгляда, она началась банально и не интересно.

Эта женщина устроилась к нам на работу. Небольшого роста, хрупкая и с яркими голубыми глазами. Быстро влилась в коллектив и через несколько месяцев, если она отлучалась на день по своим делам, на работе становилось серо и день тянулся бесконечно.

Едва она заходила в офис, как на душе становилось тепло и радостно, в воздухе витал аромат её духов, а весёлый смех непроизвольно вызывал улыбку на лице. Тогда то я и понял, что здесь что-то не то.

Если она была угрюма и погружена в свои мысли весь рабочий день, то и у меня не было настроения. Но стоило ей улыбнуться или рассмеяться на какую-нибудь шутку, я моментально чувствовал прилив сил.

После многих месяцев работы рядом с ней я понял, что я больше не могу отрицать те чувства, которые испытываю. Я позвал в кино, она отказала, извинилась и подробно объяснила, почему не стоит этого делать.

День за днём я старался не думать о ней, но чем больше я этому сопротивлялся, тем больше меня это увлекало. Я снова позвал в кино и после долгих разговоров мы отправились на какой то сеанс не очень интересного фильма. После я очень пожалел, что надавил на неё с этим походом в кино, извинился и написал целую поэму о том, что не нужно было меня жалеть и идти на эти жертвы. Она отреагировала очень правильно и казалось бы, на этом можно было поставить точку.

Но чувства, которые были, стали расти с неимоверной скоростью и уже не было и минуты, когда бы я о ней не думал.

Я страдал, я хотел быть с ней, я спал и видел её рядом. И вот, спустя некоторое время, я сижу рядом с ней в ресторане. Говорю о своих чувствах и моя прежняя жизнь рушится как карточный домик.

А через пару месяцев мы решаем жить вместе. Любовь переполняет меня и я понимаю, что о такой женщине мечтал всю свою жизнь.

— Что будешь на завтрак? Какую рубашку погладить? Хочешь, сделаю тебе массаж? — И много других вопросов я слышу от неё, которые я никогда не слышал от женщин в своей жизни, но таких для меня важных.

Я так любил, когда мы ложились спать, ощутить её нежные руки, которые гладят мне спину и все проблемы, как по волшебству отступали на второй план и я проваливался в сладкий сон. Как мне дороги были её прикосновения среди ночи и поцелуи, и «пора вставать, любимый».

Я ехал домой после работы и одна мысль, что она ждёт меня дома, наполняла счастьем и весельем.

Казалось, что вот оно, то для чего мы рождены, жить и любить, любить так сильно, что казалось сердце не выдержит тех наплывов чувств, когда ты смотришь на неё, как она готовит, ходит по дому, обнимает и целует тебя.

Я хочу снова засыпать рядом с ней, ехать домой и знать, что там меня ждёт любимая. На работе есть обед, заботливо приготовленный ею. Вдыхать запах её волос, смотреть в голубые глаза и целовать нежные губы.

Зачем мне нужно было спорить и показывать, что я сильный и могу стоять на своём? Что я самостоятельный и не нуждаюсь в корректировках и не собираюсь менять себя и привычки? Это всё не стоило и выеденного яйца, но я слишком поздно это понял.

Я понимал, что не будет ничего важнее этих чувств в жизни, но до конца не верил в это. И вот теперь я убедился в этом.

Спасибо тебе любимая, за то, что показала, как может любить женщина и за те чувства, которые были у нас.»

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Петрова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Чебоксарского района

План урока

Цели урока: 1) определение идейного звучания рассказов;

2) помочь учащимся научиться понимать самого близкого человека на свете – маму;

3) на примере героев рассказов помочь учащимся понять, к чему может привести отсутствие сострадания, доброты, сочувствия к близким людям.

— уметь определять тему, идею рассказа;

— уметь давать характеристику персонажей;

— уметь находить художественные приемы и средства

Развивающая:

-развивать связную монологическую речь обучающихся;

-развивать память, мышление;

-развивать навыки выразительного чтения

Воспитывающая:

— воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим

Оборудование: мультимедийный проектор.

Эпиграф к уроку

« Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать».

I. Оргмомент.

Добрый день!Меня зовут Елена Николаевна!Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным, и мы покинем стены этого кабинета, обогащенные новыми чувствами, мыслями, эмоциями.

Кто для вас является самым близким и дорогим человеком в вашей жизни?

Ответы обучающихся.

Учитель: Кто-то назвал папу-главным человеком в своей жизни, кто-то бабушку с дедушкой, но большинство из вас назвали маму.

II. Слово учителя .

Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было нам лет – пять или пятьдесят, нам всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что дается человеку труднее всего – сочувствие близким людям. Как это ни странно, но почему-то мы чаще лучше понимаем чужих людей, чем родных.

Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать ее. Наша задача – научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто мы не знаем о матери главного, не замечаем настоящего лица.

Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

Елизавета Борисовна Ауэрбах (31 июля (13 августа) 1912 – 28 июля 1995) — советская актриса театра и кино, эстрады, писательница. Народная артистка РСФСР (1991).

С детства мечтала стать режиссером и поступила на режиссерский факультет театрального техникума. После второго курса её приглашают во вспомогательный состав МХАТа. На этой сцене Ауэрбах более 25 лет, преимущественно эпизодические роли.

В 1935—1937 годах училась на режиссёрском факультете театрального техникума.

В 1937—1962 годах — актриса МХАТа

В 1941-45 годах Елизавета Ауэрбах выступала с концертами в составе фронтовых бригад.

После войны начала писать рассказы, юморески. Выступления с ними в концертах пользовались большим успехом. Поэтому с 1962 г. Ауэрбах, оставив театр, стала актрисой и автором миниатюр на эстраде.

Умерла 28 июля 1995 года. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище.

V. Беседа по рассказу.

-В какой обстановке он рос?

-Как воспитывала его мама? (В уважении, в согласии, в понимании, в любви.)

-К чему все это привело? (Умерла мать.)

К такому важному выводу на основании горького опыта пришел этот юноша.

-Почему же такое произошло , в чём, по- вашему, вина главного героя?

-Чего не хватало герою рассказа? (сострадания, доброты, сочувствия)

VI. Вывод

Ребята, убить можно не только физически, но и морально. Нельзя относиться так жестоко к своим матерям, к тем, кто дал вам жизнь!

-Ребята, закройте глаза и попросите прощения у своих матерей за то, что вы их когда-то не послушались, возможно, повысили на них голос, нагрубили.

VII. Словарная работа

— Парень, с которым подружился наш герой, назвал его подлецом.

Как вы понимаете это слово? (ответы учащихся)

В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова:

подлец – подлый человек, негодяй,низкий в нравственном отношении, бесчестный; человек, совершивший подлый поступок

Согласны ли вы с его оценкой?

Я надеюсь, что вы задумались о своём отношении к матери к окружающим вас людям. Старайтесь поступать и действовать так, чтобы никто и никогда не смог назвать вас этим непристойным словом.

Ваши мамы так же, как и мама героя из рассказа, мечтают о том, чтобы вы стали настоящими людьми, достойными гражданами своего государства. Ведь будущее зависит от вас, от того, какие знания вы приобретете, какой вклад внесете в развитие и процветание нашей страны.

VIII. Составление синквейма.

Учитель

спокойствие мама опора

Независимо ни от чего тебя любит и понимает мама. Мама – это твой друг, твой помощник, защитник. Ближе мамы никого нет. Ты любишь свою маму, но сделай так, чтобы она могла это почувствовать. Ведь мы так часто обижаем своих матерей то взглядом, то словом. А мама все молчит, всё терпит. Прикоснись ласково к маме, загляни ей в глаза, улыбнись. Тебя должно касаться всё, что связано с ней: её настроение, её дела на работе, самочувствие. Будь и ты помощником и другом. Дари маме свою нежность, доброту, понимание и любовь к ней.

— Чтение стихотворения

Сергей Викулов

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы, вечно юные, в дороге —

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют —

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

Ребята, любите матерей.

Чтение пословиц.

— Материнская молитва со дня моря вынимает.

— Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

— О чём эти пословицы?

Не обижайте матерей!

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши.

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук —

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Виктор Гин

Чтение учителем стихотворения Е. Тереховой

БЕРЕГИТЕ СВОИХ МАТЕРЕЙ

Берегите своих матерей,
Уважайте, цените, лелейте,
Окружайте любовью своей,
И душою, и сердцем болейте.

Нет честней, бескорыстней любви
И теплее лучистого взгляда,
Забывая обиды свои,
Нас в беде поддержать они рады.

Не забудьте, что где-то вас ждут.
Приезжайте, почаще звоните,
Даже несколько скромных минут,
Не жалея в душе, подарите.

Берегите своих матерей,
Успевайте, пока они рядом,
Относитесь, как можно теплей-
Ничего им другого не надо…

— Подведение итогов.

Домашнее задание:

Учитель : Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и ,возможно,покается в чем-то перед ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

б) развивающие: развивать и совершенствовать языковую компетенцию, мышление, речевые и коммуникативные способности, совершенствовать навыки выразительного чтения, памяти, умения связно излагать свои мысли, содержимое текста, формирование умения поддерживать беседу, обобщать , обогащение словарного запаса обучающихся

в)воспитательные:осуществлять нравственное воспитание обучающихся,

формировать моральные качества, прививать любовь и уважительное отношение к матери, а также к окружающим людям, вызывать у обучающихся положительные эмоции

Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков

Методы и формы проведения урока: интерактивный, беседа, диалог, рассказ

Межпредметные связи: казахский, англиский языки, этика

Оборудование, наглядный материал: интерактивная доска, слайды, тексты, кластеры

Организационный момент

Мобилизация внимания обучающихся, создание мотивации к действиям на уроке, настрой на позитивные мысли.

Вступительное слово:

Кто для вас является самым близким и дорогим человеком в вашей жизни?

Кто-то назвал папу-главным человеком в своей жизни, кто-то бабушку с дедушкой, но большинство из вас назвали маму.

Сегодня мы посвятим наш урок самому дорогому человеку во всех поколениях – Маме.

Лексическая тема: «Мы будем вечно прославлять

Девиз урока: «Люди! Братья мои!

Берегите своих матерей!

Настоящая Мать

1) Выразительное чтение студентами стихотворений о маме

Самый светлый, самый добрый, самый,самый. человек;

Человек, который дал нам жизнь;

Любит, заботится о нас, переживает, помогает.

Встречает нас с уроков вкусным обедом;

Раньше всех встает, позже всех ложится;

Понимающий меня человек.

нежная добрая заботливая

любящая Мама отзывчивая

красивая бескорыстная любимая

3) Как вы обращаетесь к своим мамам?(мама, мамочка, мамуля, маменька, матушка. )

Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:

По-русски – мама, по-грузински – нана,а по-аварски –ласково баба.

4) Как вы относитесь к своим мамам? Не обижаете ли вы их порой? Что мы должны сделать, чтобы глаза, душа, сердце матери всегда светились добротой, спокойствием, счастьем и красотой?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня. Перед вами рассказ Е. Ауэрбаха о своей матери и о себе. Послушайте внимательно.

(Перед студентами отпечатанные тексты)

2)Беседа по содержанию текста:

Кто является героем рассказа?

Кто воспитывал мальчика?

Какой была мама героя?

О чём она мечтала?

Что произошло с мальчиком после 9 класса?

Какие события произошли в мае?

Почему умерла мама героя?

Какое решение принял юноша после смерти матери?

Какой вывод сделал наш герой?

Как вы думаете, можно ли быть уверенным в том, что в жизни юноши больше не будет плохих поступков? Почему?

3)Словарная работа

— Парень, с которым подружился наш герой, назвал его подлецом. Как вы понимаете это слово? Согласны ли вы с его оценкой?

Подлый – арам, іші арам, арам ниет

Негодяй – жексұрын

Нечестность – арамдық

В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова: подлец – подлый человек, негодяй,низкий в нравственном отношении,бесчестный; человек, совершивший подлый поступок.

Тема равнодушия- одна из основных в мировой литературе. Писатели в той или иной мере раскрывали это качество людей в своих произведений. Равнодушное отношение к близким людям, животным, к природе, к своему профессиональному долгу может привести к самым печальным последствиям. Трудно не согласиться с тем, что равнодушие называют «Тяжкой болезнью души».

Читая, например рассказ «Телеграмма» К.Паустовского, понимаешь как важно быть внимательным к родителям. Дочь (героиня рассказа)не проявляет внимания к своей матери, ссылаясь на занятость. Получив телеграмму, Настя даже ее не прочитала. Безразличие дочери к одинокой матери это беда для обеих. Мать умерла, так и не увидев дочь перед смертью. Автор убеждает читателя, что равнодушие близких людей друг к другу «убивает » и разрушает душу других, как болезнь.

К счастью, и в жизни, и в литературе немало персонажей, которые не страдают «Тяжкой болезнью души» хочется вспомнить позитивных отзывчивых людей, таких как Ник Вуйчич, Доктор Лиза, Чулпан Хаматова.

Например, Ник Вуйчич покорил весь мир своим жизнелюбием, отзывчивостью. Он, лишенный рук и ног, смог стать писателем, певцом, меценатом. Ник Вуйчич, несомненно, прав, утверждая, что в каждом человеке можно найти, что-то плохое, но он предпочитает «искать крупицы золота». В душе героини рассказа «Телеграмма», дочери Катерины Петровны, тоже есть эти «крупицы золота», но слишком поздно Настя их находит. Таков и герой рассказа, он же автор»Я поздно понял»Ауэрбаха. Он рассказывает другу о своей матери, которой он не проявлял должного внимания сын беззаботно жил, отсутствовал по несколько дней, а у матери было больное сердце. Только после смерти матери, он понял, что потерял самое дорогое в жизни- свою любящую мать.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

На главную страницу

— Главная — Сочинение итоговое

Добрый день, Наталья. В своём сочинении вы рассуждаете о том, всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему. В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1(соответствие теме)+1 балл

К2(наличие литературного аргумента)+1 балл
Вы привели два литературных аргумента, хотя достаточно и одного. Вам удалось хорошо проанализировать оба произведения, найдя в них те моменты, которые соответствуют теме вашей работы.

К3(логика и композиция)+0 баллов

Вы нарушили самое важное правило композиции: не выделили абзацы. При чтении вашей работы, конечно, можно найти вступление, основную часть и заключение, но абзацев проверяющий не видит, что даёт ему право за этот критерий поставить 0 баллов.

Такое начало предложения было бы уместно, если бы до этого вы привели в пример какое-то произведение Булгакова, однако вы рассмотрели рассказ совсем другого автора.

Но очень хочется, чтобы общество и человек всегда менялись в лучшую сторону.

Здесь уместнее употребить слово ЛЮДИ вместо ЧЕЛОВЕК, а про общество сказать так. хочется, чтобы жизнь общества и люди менялись в лучшую сторону.

Мы видим, что операция профессора Преображенского приводит к плохим последствиям.
Таким образом, перемены, конечно, нужны, но они не всегда приводят к положительному результату. Но очень хочется, чтобы общество и человек всегда менялись в лучшую сторону.

Повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях — старайтесь избегать этого, находя нужные синонимы.

ГОВОРИТСЯ- здесь глагол употреблён в настоящем времени, поэтому -ТСЯ

Но это не значит, что новое лучше старого, не всегда перемены ведут к лучшему.

После слова СТАРОГО лучше поставить двоеточие, так как следует объяснение, почему не всегда новое лучше старого.

К власти пришли необразованные, невежественные люди, такие как Швондер.

Перед союзом КАК нужна запятая(согласно правилу о том, что после слов ТАКОЙ, ТАК, ТОТ ПЕРЕД КАК СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ).

На примере такого неграмотного руководителя Булгаков хочет показать , что грубое и необдуманное изменение общественного порядка ни к чему хорошему не приведет.

Мы видим, что операция профессора Преображенского приводит к плохим последствиям.

могут принести проблемы, разочарование и даже несчастье.

Если вы употребляете ряд однородных членов, то лучше их использовать в одинаковом варианте: либо все во множественном числе, либо в единственном; здесь надо все дополнения поставить во множественное число.
Итак, количество ошибок в вашей работе не превышает допустимый порог. За этот критерий 1 балл.
Таким образом, ваше сочинение оценивается на «зачёт». Будьте внимательны на экзамене, не забывайте выделять абзацы, а также постарайтесь заключительную часть сочинения написать немного объёмнее, сделав более глубокие выводы.
Успехов вам!

Читайте также:

      

  • Мифи сотрудничество со школами
  •   

  • Точечные рисунки для детей 6 7 лет для подготовки к школе
  •   

  • Юркины бумеранги краткое содержание
  •   

  • Дальние страны краткое содержание
  •   

  • История моей семьи для детского сада шаблоны

  • Рассказ я одержим тобой читать бесплатно без регистрации полностью
  • Рассказ я немец вячеслав комков читать
  • Рассказ я не тормоз читать
  • Рассказ я люблю путешествовать на английском языке с переводом
  • Рассказ я капля путешественница