Рассказ яблочный спас краткое содержание носов

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Яблочный Спас» Носова
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Август, праздник Преображения (в народе – яблочный Спас). Рассказчик колесит на машине по «дальней запредельной святой Руси», наслаждаясь простором, природой, полями, таким родным ароматом спелых яблок. В Малых Ухналях у храма, порушенного в советское время, священник освящает яблочки. Рядом идет и торговля. Рассказчик в праздник радует бабульку Евдокию Лукьяновну (по прозвищу Пуля): берет ее, не самые лучшие, яблоки. И просит еще. Она ведет его в дом. Еще и реку переходят по каким-то тросам: мостик-то давно разломан.

Живет она с котом в горевшем доме. Почти все яблони зимой извела на дрова. Внутри места мало, но чистенько. Когда-то ее дочка Сима, бухгалтер, взяла себе казенные деньги. Чтобы откупиться, уговорила мать продать часть дома цыганам. И все равно посадили. А из-за цыган случился пожар. Ну что ж, Симы и на свете уже нет, в лагере деревом убило. А Пулей ее зовут, потому что на войне она снайпером была. Наград у нее нет. И помнится ей, что после каждого выстрела «душа комком». Женщине трудней убивать. Еще и без уха осталась: немец ранил.

Был у нее на фронте ухажер, от него и дочка. Самого его убило, только сапог на память остался. Пуля рада гостю. Рассуждает, что немец на войне о себе заботился лучше наших. Оттого у нас столько братских могил. Уходя, рассказчик с болью оглядывается на черный домик и его хозяйку, заросшую тропинку к ней. И кажется ему, что порхающая бабочка вовсе не бабочка, а чья-то «потерявшаяся», забытая душа.

Читательский дневник по рассказу «Яблочный Спас» Носова

Сюжет

В праздник Преображения душа рассказчика-горожанина радуется простору, свободе, аромату яблок, полету бабочек. У ветхого храма в Малых Ухналях он берет плохонькие яблочки у одинокой старенькой Евдокии Лукьяновны (Пули). Напрашивается к ней домой, и узнает, что на войне она была снайпером (потому и зовут люди Пулей). После каждого выстрела душа не на месте, но иначе никак. Вернулась без наград, зато с дочкой Симой. Отец девочки погиб.

Сима стала бухгалтером, после растраты хотела откупиться, продали цыганам половину дома. А из-за них возник пожар. Так и живет старушка с котом приблудным в полусгоревшем доме. А дочка в лагере умерла. Со сжавшимся сердцем рассказчик оборачивается на ее домик, нехоженую тропку к нему, и бабочка вдруг кажется ему чьей-то одинокой, потерявшейся душой.

Отзыв

Рассказ о том, как много добрых, пожилых, одиноких и нуждающихся в сочувствии, заботе, людей вокруг, в том числе, забытых, незаметных героях, как бабулька Лукьяновна. Никому нет до нее дела, а она и не ропщет, привыкла сама справляться. Фронтовичка, труженица, в одиночку вырастила дочь, пережила много горя, выживает, как может. Осталась бескорыстной.

Прозвища своего «Пуля» не любит. В нем есть правда, но нет уважения. Нравственная сила ее в стойкости, незлобии, доброте, простоте, отзывчивости, честности, верности. Рассказ учит быть неравнодушным человеком, помогать друг другу, ценить близких, любить, уважать, радовать людей.

Русский язык, 9 класс

Готов

Вопрос от
651 день назад

ЛИТЕРАТУРА
пересказать рассказ Е.Носова «Яблочный спас».

Ответ от Ирина

Главные герои рассказа Евгения Носова «Яблочный спас» — пожилая женщина по имени Евдокия Лукьяновна, которую знакомые звали бабой Пулей, и проезжий человек, от лица которого ведется рассказ. Рассказчик попал в село, где жила баба Пуля, в день, когда жители отмечали Яблочный Спас. На базаре он прошел по рядам, прицениваясь к яблокам. В конце рядов рассказчик увидел старушку, перед которой стояло небольшое ведерко, наполненное неказистыми на вид яблоками, явно подобранными с земли.

Рассказчику стало жалко старушку, и он решил купить у нее яблоки. Но когда он поинтересовался ценой, та сказала, чтобы покупатель дал денег, сколько сам считает нужным. Оплатив покупку, проезжий человек сходил к машине и высыпал яблоки из ведерка в багажник. Ему захотелось еще чем-то помочь пожилой женщине, и он спросил, есть ли у нее еще яблоки. Та обрадовано сказала, что яблок у нее много, только идти за ними надо пешком, машина туда не проедет.

Рассказчик взял рюкзак из машины и отправился вместе со старушкой к ее дому. Они переправились по шаткому мостику через небольшую речушку, и баба Пуля показала, где находится ее дом. На вид этот дом казался совсем нежилым. У него были обгорелые стены, а крыши и вовсе не было.

Пока они шли к дому, старушка рассказала, что по просьбе дочери, у которой на работе была крупная недостача, она была вынуждена продать большую часть дома цыганам, оставив себе только маленькую кухоньку с печью. Но цыгане прожили в доме недолго, во время очередной гулянки у них случился пожар, и дом еле удалось спасти. Цыгане уехали, а баба Пуля так и осталась жить в маленькой кухоньке, все пространство которой занимала огромная русская печь.

Старушка пригласила гостя в дом, и там он заинтересовался фотографией, на которой были запечатлены три девушки в военной форме. И тут рассказчик узнал, что баба Пуля была на войне снайпером. Перед войной она поехала учиться на повара, но после начала войны курсы распустили, а девушкам предложили учиться на радисток. Позднее выяснилось, что радистки уже набраны, и пришлось учиться на снайпера.

Потом началась тяжелая снайперская служба, во время которой немецкий снайпер отстрелил бабе Пуле ухо, и она стала плохо слышать. Со своей частью баба Пуля дошла до Прибалтики, но там она узнала, что ждет ребенка, и ее отправили домой.

Рассказчик поинтересовался, помогает ли старушке дочь, и узнал, что дочь за растрату все равно посадили, а деньги, вырученные за продажу дома, пропали. Там, в заключении, дочь и погибла на лесоповале. Осталась только внучка, которая вышла замуж за негра и уехала с ним в Африку и никакой связи старушка с ней не имеет.

Рассказав свою нехитрую историю, баба Пуля отправилась с гостем в сад, где он и набрал полный рюкзак яблок. Уходя от старушки, он оглянулся и увидел, как баба Пуля стоит у своего обгоревшего дома и держит на руках кота — единственное живое существо, которое теперь было рядом с ней.

Обновлено: 10.01.2023

— Опять я! — изумился Авдей Егорыч.

— Ну да ладно, не ты, не ты! — Алексей похлопал его по плечу.— Суета все это, суета сует, сказано. Время всех уравняет. Вот уже и геройские медали на толкучке продают. Да чего там! Давайте лучше еще раз помянем! Наливай, Авдейка! Так и не знаю, кто тогда уцелел. Поди — никто. Один я — в белой рубашке.

А коршуны всё кричали где-то сквозь майский веселый ветер, все спорили за хутор Белоглин, осваивая новое жилье…

Утро клубилось молодыми августовскими туманами, еще легкими, не виснущими на кустах и травах, а кисейно парящими поверх изб и свежих сенных стогов, полня собой все остальное небесное пространство, уже степленное незримым солнцем, отчего казалось, будто перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня.

Иногда же из таившихся в межгорьях садов, уже созревших, обремененных плодами, вдруг опахнет волнами теплого яблочного ветра, и ты невольно неудержимо вдохнешь этот скопившийся за ночь пьянящий аромат с примесью душицы, полынка и еще чего-то волнующего и родного, потянешь в себя со всей жадностью, насколько позволяют пуговицы на рубахе.

В Малых Ухналях, в попутном сельце по дороге на Ливны, колокол, вновь отлитый, едва поболе шапки, бойко, истово названивал прямо промеж свежеошкуренных столбов, заменявших звонницу. Долгий, хлыстоватый малый с подвязанным хвостиком волос на затылке, должно, пребывавший в послухе, со строгим, озабоченным лицом дергал за веревку, но поскольку колокол был один, без своих разноголосых собратьев, то из него ничего нельзя было выколотить, кроме однообразного частозвона, тем не менее привлекшего немало народа. Тут же из муравы высился сварной, обшитый жестью куполок с кованым ажурным перекрестием, которому после очистки от ржавчины и покраски порошковой бронзой надлежало стать православным крестом. Однако проходившие мимо старушки готовно крестились на эту незавершенную конструкцию, не дожидаясь, пока ее доведут до ума, покрасят и возведут на церковную кровлю. Сам же храмец — обезглавленный, изрядно обветшалый, с порослью березок по карнизу, хранивший прежде бумажные кули с химикатами, побелочный мел и негашеную известь, ныне пребывал в лесах, весь в цементных помазках и пластырях и, как всякий больной, безучастно и равнодушно глядел сквозь поржавевшие решетки на узких незастекленных оконцах, так что приходской священник отправлял свою службу прямо на паперти, возле кем-то принесенного стула, застланного черным цветастым платком. К спинке стула была прислонена икона с образом Спаса , строго взиравшего из фольгового оклада. Перед иконой на подносе горело десятка полтора разновеликих свечек, трепетавших на открытом воздухе долгими заострившимися язычками огней и слезно ронявших к обножью капли горячего полупрозрачного воска.

Перед папертью толпился сельский темнолицый люд, неловко прихорошенный обновами, все больше местные доброжители Малых Ухналей, промышлявшие прежде подковным ремеслом. Были здесь и пришлые из окрестных выселков и хуторов, а также, судя по веренице автомашин у обочины, всякие проезжие россияне, остановившиеся поглазеть, попритворяться верующими, а заодно и прикупить чего ни то по дешевке. Во всем этом сходе чаще других головных покровов белели бабьи платки, заведенные по такому случаю православной обрядностью. И лишь кое-где, а больше у пивной залетной бочки, мелькали холщовые козырчатые кепарики, проникшие в российскую глубинку с зарубежных олимпиад и пальмовых пляжей.

Читайте также:

      

  • Дж даррелл рози моя родственница краткое содержание
  •   

  • Трывожнае шчасце краткое содержание
  •   

  • Подведение итогов школьного конкурса поделок герои сказок
  •   

  • Консультация эффективное взаимодействие сотрудников доу
  •   

  • Школа системного подхода представители

Дореволюционная Россия, Москва, август, Канун Преображения Господня, купеческий дом. Рассказчик вспоминает детство. Прекрасный день, от которого исходит золотой свет, и ароматный яблочный дух. Ване лет шесть, он готовится поступать в гимназию. Экзамен будет после Спаса. Там главное Закон Божий знать (основы веры), и мальчик все-все выучил по книжке. А Горкин, старый плотник в доме, вопросы ему задает не из книжки, а из жизни. И зачем яблоки кропят, и что будет, если яблочко до праздника съесть.

Отец мальчика – староста Казанской церкви. Подготовка к празднику на нем. Всем надо удружить яблоками. И священнику, и добрым людям. А самые красивые освятить на блюде. Он отправляет Горкина с мальчиком на Болото, в торговые ряды к Крапивкину, выбрать яблок всех сортов. А пока трясут грушовку в собственном саду. Пахнет это яблочко Родиной, детством, домом.

Лабаз Крапивкина все знают. Горкин берет у него лучших курских яблок. На церковную службу идут и вечером, и утром. В сам праздник народу – море. И яблок – море. «Необыкновенно, весело – будто гости, и церковь – совсем не церковь». Даже ризы (одежды) у священников и дьяконов расшиты виноградом и яблоками. И Господь благословляет яблочки: «Ешьте на здоровье, детки!» После окропления они из простых становятся святыми, особенно вкусными. Окропляют и веселый народ. Горкин раздает яблочки желающим, и нищих не забывает. Есть их начинают тут же, в церкви. Надкусывает свое и Горкин. С кислинкой, а приятно. Хорошо в праздник!

Вечером мальчик сидит над книжкой, а Горкин его успокаивает: поступишь! Своими глазами видел – каков он, яблочный Спас. И мальчику весело и сладко от предчувствия, что все будет хорошо, и в училище его «непременно впустят!»

Читательский дневник по рассказу «Яблочный Спас» Шмелева

Сюжет

Москва, канун Преображения (яблочного Спаса). Мальчик из купеческой семьи учит «Закон Божий» для поступления в гимназию. Его друг, старый плотник Горкин, уверяет, что книжки мало. Чтобы узнать праздник – надо на нем побывать. После сбора душистого, такого родного яблочка грушовки в своем саду, они покупают для освящения и раздачи народу лучших красных яблок из Курска в лабазе Крапивкина на Болоте. На празднике весело, будто в гостях. Молитвы радостные, священник в расшитых яблоками одеждах. Все едят освященные, окропленные яблочки. У мальчика светло на душе, он чувствует, что обязательно поступит.

Отзыв

Мир и праздник глазами ребенка. Чтобы подчеркнуть связь праздника с народом, жизнью, традициями, автор дает рассказу народное название праздника. Мальчик удивляется, как светло, радостно в церкви. Мир между Богом и людьми. Бог благословляет людей (своих деток) и их урожай. Все живое ликует. Рассказ ностальгический. Детство автора давно позади, и живет он на чужбине. Но впечатления детства живы, дают силы. Тема народной веры, уклада дореволюционной жизни. Рассказ учит знать и любить свою Родину, природу, историю, корни, чувствовать преемственность с поколениями русских людей, хранить в себе свет, чистоту сердца, радость жизни, надежду на лучшее.

План рассказа «Яблочный Спас»

  1. Мечты мальчика о гимназии.
  2. Закон Божий – самый важный экзамен.
  3. Яблочный Спас не из книжки, а из жизни.
  4. Вместе со стариком Горкиным на сборе яблок.
  5. Покупка яблок в лабазе Крапивкина.
  6. Освящение урожая яблок в церкви.
  7. Радость в народе.
  8. Никто не ушел без яблочка.
  9. Больше нет страха перед экзаменом.

Цитатный план «Яблочный Спас»

  1. «Держать экзамен в гимназию».
  2. «Они тебя вспросют, а ты и не скажешь».
  3. «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него».
  4. «Отец – староста у Казанской».
  5. «Ааа… гру-шовка!»
  6. «Горкин набирает для народа бели и россыпи».
  7. «В блеске играют яблочки».
  8. «Необыкновенно, весело – и церковь совсем не церковь».
  9. «Все едят яблоки».
  10. «В училище меня впустят, непременно впустят!»

  • Рассказ яблоко от яблоньки
  • Рассказ яблоко от яблони полная версия рассказ
  • Рассказ яблоко от яблони недалеко падает
  • Рассказ яблоко от яблони все части
  • Рассказ яблоко и рассвет сухомлинский текст