Занятие по работе с книгой
Рассказ «За обедом», Сергей Баруздин
Поустьян Нина Сергеевна, воспитатель в группе продлённого дня.
КГБОУ «Назаровская общеобразовательная школа», г. Назарово, Красноярский край.
Цель: воспитание честности у учащихся посредством прочтения произведения художественной литературы.
Задачи:
- учить формировать главную мысль произведения;
- развивать мышление, память, расширять словарный запас у учащихся;
- воспитывать у учащихся взаимопомощь друг к другу.
Оборудование: наглядный материал – книги с текстом рассказа, предметные картинки (тарелка, кружка, вилка, ложка, груша, хлеб, солнце, книга, ведро, часы, дерево), карточки со словом в слогах «о-бе-дом».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Сегодня, дети, к вам в гости пришла девочка Света. Она хочет поделиться с вами историей, которая с ней приключилась. А название узнаете, если составите из слогов слово (слог «за» записать на доске мелом, карточки со слогами приклеены на доске, один из учащихся составляет название, потом прочитывает вся группа).
— Вы узнали, как будет называться история, которая случилась с девочкой? (Ответы детей)
II. Основной этап.
- Давайте разомнём наши язычки, проговорив скороговорку: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку» (проговаривают всей группой).
- Беседа по названию рассказа.
— Мы с вами узнали название рассказа, с которым пришла к нам на занятие Света. Как вы думаете, о чём будет рассказ? (Ответы детей).
— В какое время мы обедали? Чем вас кормят на обеде наши повара? (Ответы детей).
— Давайте поиграем в игру «За обедом»! Вам надо определить по картинкам, какими столовыми приборами вы пользуетесь, когда кушаете, и какую пищу кушаете на обеде! В одну сторону на доске вы приклеите то, что едите и чем пользуетесь, когда едите. А лишнее из представленных картинок вам нужно приклеить в другую сторону. (Картинки прикрепляются магнитом к доске).
3. Чтение рассказа «За обедом». (Сначала читает педагог).
«Как-то утром во время завтрака была разбита тарелка. Никто не видел, как она упала со стола на пол и разбилась на мелкие кусочки.
Зинаида Фёдоровна спросила ребят:
— Кто из вас разбил тарелку?
— Не я! – сказал Володя.
— Не я! – сказала Лена.
— Не я! Не я! Не я! – сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Фёдоровну и тише всех сказала:
— Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
— Ну, ладно, — говорит Зинаида Фёдоровна, — идите пока играть.
Стали ребята играть и забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время, и наступил час обеда. Все вымыли руки и сели за столы. Нина Марковна принесла большой разнос, а на нём рядами стоят тарелки с супом. Ребята начали обедать.
— А мне? – спрашивает Виталик. – У меня нет тарелки!
Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки!
— Тебе, Виталик, придётся подождать, — говорит Зинаида Фёдоровна. – Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
— Правда! – закричали ребята.
— Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Светлана. – Тарелки сами не бьются. Это… Это я… её нечаянно разбила… Я больше не буду! – И она пододвинула свою тарелку Виталику: — Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит. «Сейчас Зинаида Фёдоровна накажет Свету», — решили ребята. Но она подошла к Светлане и сказала:
— Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду».
— Вопрос по рассказу: Понравился ли вам рассказ? Почему?
Чтение рассказа детьми (по цепочке).
— Беседа по вопросам: Когда Света поступила плохо, а когда хорошо?
4. Пальчиковая гимнастика. (Дети поднимаются со стульев, становятся рядом с партами).
С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)
С базара хозяйка домой принесла: (по очереди загибаем на руках пальцы)
Капусту,
Картошку,
Морковку
Свеклу,
Петрушку и горох.
Ох!.. (хлопок в ладоши)
Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)
Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по очереди)
Капуста?
Картошка?
Морковка?
Свекла?
Петрушка или горох?
Ох!.. (хлопок в ладоши)
Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)
И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по очереди)
Капусту,
Картошку,
Морковку,
Свеклу,
Петрушку и горох.
Ох!.. (хлопок в ладоши)
Крышкой, накрытые в душном горшке, (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)
В крутом кипятке кипели, кипели: (по очереди загибаем пальцы на руках)
Капуста,
Картошка,
Морковка,
Свекла,
Петрушка и горох.
Ох!.. (хлопаем в ладоши)
Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой).
5. Игра «Найди и прочитай». (Педагог читает начало абзаца, а дети ищут нужное предложение).
III. Заключительный этап. Итог занятия.
— Света призналась в том, что она разбила тарелку. А как бы поступили вы? (Ответы детей).
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка.
Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки.
Зинаида Фёдоровна спросила ребят:
— Кто из вас разбил тарелку?
— Не я! — сказал Виталик.
— Не я! — сказала Лена.
— Не я! Не я! Не я! — сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Фёдоровну и тише всех сказала:
— Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
— Ну ладно, — говорит Зинаида Фёдоровна, — идите пока играть.
Стали ребята играть и совсем забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время и наступил час обеда.
Все помыли руки и сели за столы.
Нина Марковна принесла большой поднос, а на нём рядами стоят тарелки с супом.
Ребята начали обедать.
— А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки!
Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки.
— Тебе, Виталик, придётся подождать, — говорит Зинаида Фёдоровна. Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
— Правда! — закричали ребята.
— Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Светлана. — Тарелки сами не бьются. Это… это… я… её нечаянно разбила. Я больше не буду! — И она пододвинула свою тарелку Виталику: — Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.
«Сейчас Зинаида Фёдоровна накажет Свету», — решили ребята.
Но Зинаида Фёдоровна подошла к Светлане и сказала:
— Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.
Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идёт ещё быстрей.
Только Нина Марковна со Светланой кончили уборку, как на улице пошёл дождь и все ребята прибежали домой.
Вошли к себе в группу, посмотрели: пол подметён, куклы положены в кроватки, стёкла протёрты и стулья расставлены по порядку. Чисто в комнате, уютно, хорошо!
— Ну как, тебе не скучно было? — спрашивает Свету Зинаида Фёдоровна.
— Нет, — отвечает Светлана, — мы с Ниной Марковной работали!
ЗА ОБЕДОМ
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка.
Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки.
Зинаида Фёдоровна спросила ребят:
— Кто из вас разбил тарелку?
— Не я! — сказал Виталик.
— Не я! — сказала Лена.
— Не я! Не я! Не я! — сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Фёдоровну и тише всех сказала:
— Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
— Ну ладно, — говорит Зинаида Фёдоровна, — идите пока играть.
Стали ребята играть и совсем забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время и наступил час обеда.
Все помыли руки и сели за столы.
Нина Марковна принесла большой поднос, а на нём рядами стоят тарелки с супом.
Ребята начали обедать.
— А мне? — спрашивает Виталик. — У меня нет тарелки!
Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки.
— Тебе, Виталик, придётся подождать, — говорит Зинаида Фёдоровна. Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
— Правда! — закричали ребята.
— Вот и неправда, — вдруг тихо сказала Светлана. — Тарелки сами не бьются. Это… это… я… её нечаянно разбила. Я больше не буду! — И она пододвинула свою тарелку Виталику: — Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.
«Сейчас Зинаида Фёдоровна накажет Свету», — решили ребята.
Но Зинаида Фёдоровна подошла к Светлане и сказала:
— Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.
ПРОГУЛКА
Обычно ребята гуляли во дворе, около детского сада. А сегодня Зинаида Фёдоровна решила погулять с ними по улицам, показать Москву. Все оделись, построились парами и пошли сначала по переулку, потом по широкой улице, прямо к скверу.
День стоял весенний, хороший.
Солнце так горячо припекало, что ребята даже пальто расстегнули жарко. Деревья нагрелись под тёплыми лучами, раскрыли первые почки.
А по мостовой прыгали воробьи, чирикали наперебой, купались в лужах.
Машины мимо несутся — воробьи не боятся.
Трамваи и троллейбусы едут — воробьи не боятся. Люди по тротуарам идут — воробьи не боятся.
Такие уж они отчаянные, наши московские воробьи!
Много интересного видят ребята кругом. И главное — куда ни посмотрят, везде идёт работа, везде люди заняты делом: расширяют улицы, ставят красивую ограду вокруг сквера.
На углу улицы, там, где раньше стояли маленькие, старые домики, строится новый дом-великан.
Ребята сначала смотрели на него издали, а потом Зинаида Фёдоровна подвела их поближе к стройке.
Ходят по рельсам большие подъёмные краны, подают наверх стальные балки, а там рабочие их укрепляют.
Растёт дом не по дням, а по часам.
Одна за другой едут на стройку грузовые машины: везут рельсы и камни, песок и кирпич, железо и доски.
— Вот как строят теперь в Москве! — говорит Зинаида Фёдоровна. — Раньше один большой дом строился несколько лет, а теперь за один год строят сотни новых домов-великанов.
Ребята стоят около забора — никак не могут насмотреться. Еле-еле уговорила их Зинаида Фёдоровна пойти домой.
А когда пришли к себе в группу, тоже решили заняться делом.
— Я буду самый большой дом строить! — говорит Светлана. — Такой, как там, на улице.
— И я! И я! И я! — закричали ребята.
Собрали они кубики, коробки, ящики, машины: закипела работа.
Каждые пять минут отстраивается новый дом!
Скоро целый город вырос на полу — с большими домами, широкими улицами и скверами.
Хороший город построили!
СЕКРЕТ
Однажды Зинаида Фёдоровна сказала ребятам:
— Скоро у одной нашей девочки будет день рождения. Давайте приготовим ей подарки. Каждый сделает то, что хочет.
— А у кого будет день рождения? — спросила Света.
— А это пока секрет, — ответила Зинаида Фёдоровна. — Сначала мы сделаем подарки, а потом я вам скажу, кому их подарить.
Все стали думать, какие приготовить подарки.
— Я хочу слепить птицу, — сказал Виталик.
— Я нарисую хорошую картинку, — сказала Лена.
— А я, — сказала Света, — вышью платочек. — Она была очень довольна, что придумала такой подарок.
Принялись ребята за дело: одни стали рисовать, другие лепить из глины игрушки.
А Светлане Зинаида Фёдоровна дала кусок белой материи, цветные нитки и иголку.
В комнате стало тихо. Все ребята работали молча. Только изредка раздавались голоса.
— Зинаида Фёдоровна, смотрите, какой у меня рисунок красивый получается, — сказала Лена.
— А я птицу делаю, — сказал Виталик. — Настоящего скворца.
— Кому же мы подарки готовим? — спросила Светлана, вышивая платочек.
— Секрет! Потом узнаем! — сказал Виталик.
Когда все закончили работу, Зинаида Фёдоровна собрала подарки и положила их в шкаф.
Через несколько дней, как всегда, ребята собрались в группе. Вместе со всеми пришла и Светлана. На ней было новое платье, новые коричневые туфли, и вся она была какая-то особенная, праздничная.
Ребята посмотрели на Светлану и сразу вспомнили про подарки. Вот у кого сегодня день рождения!
— Нашей Свете исполнилось пять лет, — сказала Зинаида Фёдоровна. — Её день рождения мы будем праздновать все вместе, ведь это и наш праздник. А теперь давайте поздравим Светлану.
Все ребята закричали: «Поздравляем!» — и стали дарить подарки. Виталик подарил скворца, Лена — рисунок, Ира — фартук для куклы.
Света принимала подарки и всем говорила:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
Тут Зинаида Фёдоровна достала из шкафа платочек и тоже отдала Светлане:
— А этот подарок ты сама себе приготовила.
Света взяла свой платочек и тоже сказала:
— Спасибо!
Ребята засмеялись, и Светлана вместе с ними.