Рассказ зайнаб биишевой любовь

Произведения Биишевой Зайнаб на русском языке

 

Title

Author

Year

 

Resource

Биишева, Зайнаб (1908-1996 ; Писатель) .Думы, думы… : повести / З. Биишева ; пер. с башк. Е. Корнеевой ; [худож. А. Косолапов] .— Москва : Сов. писатель, 1980 .— 236 с. : ил., портр. .— Об авт. на обороте тит. л. .— В вып. дан. авт.: Биишева Зайнаб (Зейнап Абдулловна) .— Содерж.: Думы, думы…; Странный человек; Кюнхылу .— ISBN , 30000 экз..

Биишева, Зайнаб

1980

 

Resource

Биишева, Зайнаб Абдулловна.Емеш : Роман / З.А. Биишева ; Пер. с башк. Ю. Аминова .— Уфа : Башк.кн.изд., 1987 .— 598 с. .— (Библиотека башкирского романа «Агидель») .— ISBN , 50000 экз..

Биишева, Зайнаб Абдулловна

1987

 

Resource

 Зайнаб Биишева-Колесница-летунья

 

Resource

Биишева, З.А.Емеш: Униженные / З.А. Биишева ; пер. с баш. Ю. Аминова .— Уфа : Китап, 1998.кн.1 .— , 1998 .— 320с : ил., портр. .— ISBN 5-295-02620-5.

1998

 

Resource

Биишева, Зайнаб Абдулловна.Любовь и ненависть : повести и рассказы : пер. с башк. / З. А. Биишева ; [авт. послеслов. И. Валитов ; под ред. О. Гилязетдинова] .— Уфа : Башк. кн. изд., 1988 .— 349 с. : ил., портр. .— Содерж.: Думы, думы..;Странный человек; Кюнхылу; Будем друзьями: повести; Песнь о любви и ненависти: рассказ .— ISBN 5-295-00031-1, 50000 экз..

Биишева, Зайнаб Абдулловна

1988

 

Resource

Биишева, Зайнаб.Мастер и Подмастерье / З. Биишева .— Уфа : Аркаим, 2013 .— 78 с. : ил. .— Содерж. : Мастер и Подмастерье ; Песнь о любви и ненависти .— ISBN 978-5-905990-28-1, 2000 экз..

Биишева, Зайнаб

2013

 

Resource

Биишева, Зайнаб Абдулловна.Осенние раздумья : стихи и поэмы : пер. с башк. / З. А. Биишева ; [худ. А. Яркина] .— Москва : Советский писатель, 1988 .— 143 с. : фото. .— Содерж.: Я ухожу…; Друг, не горюй; Люблю батыров; Рябина; Аксакал и др. .— ISBN 5-265-00104-2, 8000 экз. .— .

Биишева, Зайнаб Абдулловна

1988

 

Resource

Биишева, Зайнаб Абдулловна.У Большого Ика; Емеш : романы : пер. с башк. Ю. Аминова / З. А. Биишева ; [ред. А. П. Манахов ; худ. В. Красновский] .— Москва : Советский писатель, 1983 .— 622 с. : ил. .— 100000 экз..

Биишева, Зайнаб Абдулловна

1983

 

Resource

Биишева, Зайнаб.Униженные : роман : авториз. пер. с башк. Ю. Аминова / З. А. Биишева ; [ред. Д. Даминов] .— Уфа : Башк. кн. изд-во, 1980 .— 622 с. : фото. .— 50000 экз. .— Об авт. на 3-й с. обл..

Биишева, Зайнаб

1980

В январе этого года народной писательнице Башкирии Зайнаб Биишевой исполнилось 110 лет. О творчестве автора знаменитой трилогии информации много, гораздо меньше — о личной жизни. ИА Медиакорсеть пообщалась с родными и близкими Зайнаб Биишевой, кто знал ее как маму, родственницу, подругу.

Мы сидим в рабочем кабинете народной писательницы Республики Башкортостан Зайнаб Биишевой и ведем неспешный разговор с ее сыном Тельманом Аминевым. 2 января Зайнаб Абдулловне исполнилось бы 110 лет. Ее не стало более 21 года назад — в августе 1996-го. Но здесь, в квартире на улице Коммунистической, 71 все так, как было при ней: печатная машинка, которая, кажется, вот-вот застучит клавишами, разложенные по полкам рукописи, дневники, многочисленные книги на стеллажах. В центре отдельно от других — роман «У большого Ика». Переплет потерся от частого использования, видно, что хозяйка, а, может быть, гости часто брали его в руки.

Одну стену занимают портреты, на которых писательница снята в разные годы своей жизни. Интересно их рассматривать. Вот она тонюсенькая (и в чем только душа держится?) со старшим сыном Ильдаром на руках. К сожалению, первый ребенок Зайнаб Биишевой умрет в 1,5 года, заразившись менингитом. Такое ощущение, что предчувствие горя отразилось и на снимке, в больших, испуганных глазах Зайнаб. На другом портрете молодая поэтесса в кокетливой кепочке. Есть тут снимки, запечатлевшие писательницу в старости, когда лицо уже испещерено морщинками.

— Я собрал эти фото из небытия, увеличил и «одел» в рамки, — рассказывает Тельман Газизович. — Фотоапарат в нашем доме появился, еще когда мы были школьниками. Я любил фотографировать родных, к счастью, до сих пор сохранились некоторые негативы тех лет.

Помимо фотоснимков, в доме много портретов писательницы — ее часто рисовали художники, но больше всего родной сын Дарвин. От него осталась целая серия миниатюр, изображающих Зайнаб в разном настроении и разные годы.

Почти вся мебель тоже сохранилась. В серванте за стеклом — любимый чайный сервиз писательницы. Как все башкирки, чай попить она, конечно же, любила, особенно с лимоном. Что интересно, дольки не выбрасывала, а съедала по окончании чаепития. Один раз даже учила этому заскочившему навестить землячку районного прокурора.

В рукописях хранится немало дневников, записанных на арабском языке, сейчас Тельман Газизович попросил сделать их перевод. Интересно, что в этих дневниках, которым по 80-90 лет сохранились переводные картинки — Зайнаб наклеивала их поверх записей. О чем думала начинающая писательница, что хранят эти записки — еще престоит узнать.

— Какой она была дома? Властной? Ругала вас или все прощала?

— Никогда не ругала. Потому что дома ее не было, она все время работала. Нами занималась Хафаса иняй — ее родная сестра, она была не замужем, не имела детей и жила с нами, вела хозяйство. Просто маме, получается, некогда было нас ругать. Помню, что, рассказывая сказки на ночь, Хафаса иняй засыпала. А потом приходила мама и мы уже слушали рассказы в ее исполнении. Я более не встречал человека, который бы так красиво говорил на родном языке. Все ее слова звучали как музыка, — рассказывает Тельман Аминев.

— При плотном графике была ли возможность у Зайнаб Абдулловны хоть иногда хлопотать на кухне. Какое блюдо было любимым?

— Мама всегда с восхищением вспоминала, как готовила ее мачеха, которая до замужества была кухаркой. И вот ей хотелось достичь такого же мастерства, по крайней мере, она старалась, когда было время. Однажды в Уфу приехал председатель правления Союза писателей РСФСР Сергей Михалков и Мустай Карим решил, что угощать его будет мама. Михалков потом скажет: «Ничего вкуснее я не ел в жизни».

— Я запомнил только пельмени. Думаю, что был еще и бишбармак. Мама следила, чобы дома всегда был свежий и качественный бульон для супа. Проверяла лично куски мяса, которые попадали на кухню. А в старости она полюбила пшеную кашу с тыквой. Я приносил с базара большие плоды весом по 10 кг, ими вся спальня была уставлена. И вот мы варили с ней кашу, добавляя лук и подсолнечное масло. До сих пор моя супруга не может добиться такого же вкуса.

— Нет. Но один раз я видел, как мама выпила водки. Это было в ее родной деревне, на встрече с односельчанами. Тогда она позволила себе пропутить рюмочку.

— А какое самое яркое воспоминание детства?

— Их наверное много. Но часто вспоминаю нашу комнату в 16 «квадратов» в доме по улице Зенцова, 39. Кроватей не было и на ночь стелили на пол лоскутные одеяла. Они были такие шикарные по тем временам. И эти приготовления ко сну, рассказы иняй — все это очень добрые воспоминания. Еще помню, что обед был всегда в одно и тоже время, и мы при этом слушали по радио концерт для сельских труженников.

Еще одно незабываемое впечатление уже студенческих лет связано с гусем, которого родители зажаривали и присылали в Москву оказией для Тельмана постоянно. Потом этого гуся делили на мелкие кусочки и съедали всем курсом.

— Любила Зайнаб Абдулловна красиво одеваться?

— О, да. Она часто приезжала в Москву, где заказывала пошив одежды в ателье для писателей. Однажды ей сшили белое пальто с норковым воротником. Ей очень шло. И вот мы ехали в метро и люди заглядывались на нее, а некоторые даже подходили и заговаривали, — вспоминает Тельман Газизович. — А еще в Уфе на углу Цюрупы и Революционной был магазин одежды. Так вот, когда мама туда приходила, то директор выносил дефицитный товар, которого не было на прилавке.

Двери дома Зайнаб Биишевой всегда были открыты. Навестить ее, забежать, находясь в Уфе проездом, считали необходимым многие земляки из Кугарчинского района. Сама писательница никогда не прерывала связей с родной деревней Туембетово. И это выражалось не только в тесном общении с односельчанами. Зайнаб Абдулловна постоянно критиковала районные власти по поводу благоустройства сел, требовала, чтобы были хорошие дороги, нормальные условия жизни для деревенских жителей.

Она всегда прямолинейная была. Что думала, то и говорила, иногда это звучало резко. Но на самом деле мама — очень добрая, и мы это знали. Иногда ее прямолинейность подводила. Был у нас сосед — сотрудник обкома партии, они с ним дружили, но потом на почве идеологических разногласий разошлись. Думаю, она за башкирский язык ему выговаривала. Он крепко обиделся и потом все время вычеркивал ее из списка наград. Люди даже возмущались, когда вместо очередного ордена, ей в третий раз вручили один и тот же знак почета.

За ту прямолинейность и резкость в суждениях, за открытую критику квартиру Зайнаб Биишевой называли «второй обком». Интересно, что всё, что обсуждалось в ее доме, на следующий день знали партийные работники. Но они её уважали, кроме случая с наградами, других подобных ситуаций, Тельман Газизович не знает.

— Она, кстати, вообще не расстраивалась по поводу наград. Ее это не трогало, для нее важнее было творчество, а ко всему остальному относилась спокойно, — рассказывает сын. — А я вот переживаю: за последние десять лет ни одной ее книги издательством «Китап» не издано. И даже к 110-летию не вышло ничего…

Из стихотворения З.Биишевой

Громко петь многоцветные песни свои

Запрещать мне нелепо и поздно,

Если в ясной душе у меня соловьи

Посвивали веселые гнезда.

После окончания Института народного образования при Караван-Сарае города Оренбурга, Зайнаб едет работать учительницей в село Темясово Баймакского района. Тут она и познакомилась с будущим мужем Газизом Ильясовичем Аминевым. Говорят, он только увидел девушку, так сразу влюбился. Еще бы! Зайнаб, только закончившая институт в большом городе, значительно отличалась от девушек дальней, башкирской деревни. Короткая стрижка, берет наискосок, узкая юбка. А еще так хорошо умеет говорить, убеждать, знает ответы на многие вопросы, политически грамотная.

Мама говорила, что вышла замуж за отца, зная, что он не будет мешать ей заниматься творчеством. Писательство — вот была любовь всей ее жизни, об этом она мечтала с юных лет, взахлеб проглатывая книги, какие только попадались. А папа маму сильно любил, буквально боготворил, не представлял жизни без нее.

Мне сложно объяснить, из чего я сделал такие заключения. У нас в те времена в башкирских семьях не принято было дарить подарки, цветы, отмечать дни рождения, но и без всего этого антуража я чувствовал огромную любовь отца к маме. Когда у нее прихватило сердце, он сильно запаниковал, — рассказывает Тельман.

После смерти первенца Зайнаб Абдулловна родила еще троих сыновей — Тельмана, Юлая и Дарвина. Все они достигли огромных высот в своих профессиях, каждый унаследовал и частичку таланта матери. Так, Тельман Газизович — доктор химических наук, профессор, академик РАЕН, пишет статьи во многие научные и общественные издания.

Юлай Газизович работал старшим научным сотрудником Института механики МГУ, в дальнейшем в других научно-исследовательских институтах занимался научными исследованиями, проявил себя талантливым ученым. Кроме того, Юлай Аминов считался признанным мастером художественного перевода произведений башкирских писателей на русский язык. Последние десятилетия мама только ему доверяла перевод своих книг, говорила: «Только ты можешь в такой точности передать башкирское слово на русском языке».

Дарвин Газизович окончил Башкирский медицинский институт, аспирантуру Института вирусологии имени Д.И. Ивановского Академии медицинских наук СССР в Москве. После аспирантуры длительное время работал ассистентом на кафедре вирусологии Башкирского медицинского института, читал лекции и вел практические занятия. Впоследствии опять вернулся к профессии практикующего врача. Его статьи и рисунки регулярно появлялись в прессе, Дарвином выполнены первые подстрочники романов и повестей Зайнаб Биишевой.

У себя дома писательница сохранила письмо старшего сына отцу на фронт, датированное 1941 годом. Пятилетний малыш интересовался у отца, хватает ли ему оружия, чтобы бить фашистов. А еще в доме хранятся отпечатки рук Тельмана и Юлая, сделанные мамой в 1939 году, за два дня до рождения Дарвина.

Трое сыновей подарили писательнице трех внуков, самый любимый из них — Тагир Дарвинович, он сейчас живет в Уфе и присматривает за квартирой бабушки. При этом Тельман Газизович говорит, что внуков может быть и больше: к нему обращался молодой человек, назвавший себя внебрачным сыном одного из братьев.

Из рассказа З. Биишевой «Любовь»

«А однажды Гадиль проводил Гайшу до самого дома и ничего не стал объяснять. Скоро это вошло в привычку. Им не надо было даже договариваться о встречах. Куда бы ни шел один из них — в кино или на каток — обязательно встре­чал другого. И болтали они при этом о чем угодно, но только не о том, что чувствовали, чем жили все это время.

По прошествии лет кому-то, может, и покажется это наивным, но тогда все воспринималось остро и волнующе. Им казалось, что счастье их будет долгим. Эти ничем не замутненные встречи наполняли их жизнь каким-то особым, только им одним понятным содержанием, будоражили, заряжали неуемной энергией».

Сегодня из трех сыновей в живых остался только старший Тельман. Он каждые полгода наведывается из Москвы в Уфу, в квартиру матери, занимается составлением ее архива.

— Хочу сделать здесь музей, но мне нужна помощь. Здесь же должен работать экскурсовод, необходимо постоянно поддерживать порядок. Пока положительного решения я не увидел по этому поводу. Из министерства культуры республики пришел ответ, в котором мне написали, что музей может быть и частным. В общем, ничего конкретного. А я готов передать мамину квартиру в руки государства, чтобы любой желающий мог прийти сюда и увидеть, как и чем жила народная писательница. И я понимаю, что сам уже не молодой, и времени у меня на все не много, — говорит Тельман.

Отметим, что Зайнаб Биишева стала первой, кто получил звание «Народный писатель БАССР». Это случилось в 1990 году, и до 2001 года она оставалась единственной, кто имел такой знак отличия. При этом лишь в прошлом году в Уфе, наконец, установили памятник писательнице на площади около книжного издательства «Китап», который носит имя З. Биишевой, перед профессиональным лицеем №10. Этот бюст около 10 лет пролежал в подвале, прежде чем стараниями родных Биишевой его все же извлекли и установили.

Из стихотворения З. Биишевой

По-людски все было. Я жила

К людям относилась по-людски

Я трудилась в жизни, как могла,

Но не разрывалась на куски.

По-людски я счастлива была,

По-людски страдала от тоски

Я любила землю, как могла,

И людей любила по-людски…

Из воспоминаний Ляли Биишевой, племянницы писательницы:

— Мне запомнилась, что Зайнаб апай была резкой, за словом в карман не лезла, но в то же время она была доброй, только казалась суровой женщиной. Так сильно любила своих детей, к мужу тоже относилась по-доброму, как к ребенку.

Есть такая общая черта характера у Биишевых, как бы сказать, дурость что ли. Делать иногда себе во вред. Я, например, от двухкомнатной квартиры в свое время отказалась, а Зайнаб апай — от знака почета. Сказала, как отрезала: «Не пойду получать, зачем мне в третий раз его дают, двух хватит». Как говорили раньше: простота хуже воровства.

А моему брату-писателю дали звание заслуженного работника культуры, он не взял, сказал: «Я же не работник культуры». Это вот подчеркивает особенности характера членов нашей семьи. Помнится, Сергей Михалков давал Зайнаб апай однокомнатную квартиру в Москве — отказалась, сказала, что ей на Родине лучше.

Мой отец, ее родной брат, долгое время был рядом. Это он отвез ее на лошади с телегой учиться в Оренбург. Вспоминал, как мечтал купить ей новую одежду, старая совсем не годилась. Приехали на базар, а там продавец с презрением говорит: «Разве в город в такой одежде приезжают?» Зайнаб ей резко ответила: «Ты хоть и разодета вся, но в мозгах у тебя солома, а меня красивая одежда впереди ждет».

Когда вышла замуж и пошли дети, Зайнаб апай попросила брата прислать Хасафу апай, написала, что не успевает по дому, ведь много работы в комсомоле. Так сестра начала жить с ними. Хасафа апай в детстве переболела оспой и ослепла на один глаз. В 1921-м году она вышла замуж. Как раз это были голодные годы, ее муж поехал искать работу, с собой у него были сухари, из-за них его по дороге убили. Больше она семью не заводила, всю жизнь прожила с сестренкой. Если бы не она, то Зайнаб апай столько всего сделать бы за свою жизнь не успела.

Летом Зайнаб с детьми постоянно приезжала в деревню погостить. Мы вместе ходили за ягодами. Один год вишня уродилась. На горе много ягоды было — все красное от нее. Поднялись мы туда, ходим, собираем. В один момент, как медведица закричит, Зайнаб апай скатилась вниз, до того она испугалась! В жизни была смелой, воинственной, но каких-то вещей боялась до смерти. Помню, идем с ней, началась гроза, да такая сильная. От разряда молнии Зайнаб апай упала на землю — чуть сознание не потеряла.

Умерла она у меня на руках. В последнее время почти не выходила из дома, постоянно болела, жаловалась на сердце. Вот только к врачам обращаться не любила, боялась их.

Из воспоминаний подруги Марьям Буракаевой:

— Мы очень близко общались в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого столетия. Я была гораздо моложе, при этом Зайнаб Абдулловна мне и моему творчеству уделяла достаточно времени. Мы часто встречались и много о чем говорили, она иногда доверяла мне свои самые сокровенные мысли.

Потом Зайнаб апай надолго уехала в Москву, я тогда жила в Зианчуринском районе, в Исянгулово. Мы часто писали другу другу, звонили. Она сильно скучала по Родине, по своей деревне, природе, речке. Мечтала: «Давай вдвоем поедем туда, сядем рядом с Большим Иком, будем говорить».

И когда ей удавалось приехать, искупаться в речке, то было заметно, как на глазах она молодела, оживлялась. Это место придавало ей силы. Она садилась на берегу и затягивала грустно-протяжную «Салимякяй».

А потом говорила-говорила. О том, как скучает по родным местам, о том, как трудно пришлось ей в жизни на писательском поприще. Каждое новое произведение приходилось пробивать для печати, палки в колеса вставляли очень часто, в том числе и друзья по цеху. Как-то сказала: «Если бы не постоянное противостояние, то мое творчество было многократно больше».

Силы ей придавал народ, который читал ее книги взахлеб, дарил ей свою любовь, в нем она находила источник вдохновения, сюжеты для своих произведений, из народного фольклора черпала свое творчество.

— У меня есть мой народ — так, конечно, любой писатель может сказать. Но ведь нужно его знать, понимать, жить его чаяниями, чувствовать, чем он дышит. Быть с народом на одной волне дано не каждому поэту. Мне безразличны похвальба и награды от власть имущих. Это всего лишь блестяшки. Если бы они выдавались соразмерно труду, то у меня уже были бы, наверное, горы орденов. Призание народа — вот самая высокая награда. У Толстого, Горького, Бабича, Акмуллы не было орденов, но они были и остаются звездами, — вот такое откровение однажды прозвучало из уст Зайнаб Абдулловны на берегу Большого Ика.

Она все время мечтала вернуться в родное Туембетово — туда, откуда начался ее путь в большую литературу.

При жизни мне не довелось встретиться с Зайнаб Биишевой, хотя об этом я мечтала с того самого момента, когда прочитала ее знаменитую трилогию. Это был конец 80-х, Советский Союз еще не распался, и молодежь в большинстве своем была идейной. Сейчас, конечно, на «Униженных» смотришь другим взглядом, но в любом случае, это произведение — свидетельство яркого таланта удивительной башкирской писательницы.

Долгое время думала, что мы со знаменитой Зайнаб Биишевой — однофамильцы, пока отец не стал собирать родословную и не вывел наши общие корни. Восходят они к родоначальнику Бейешу, давшего фамилию множеству поколений потомков.

Напоследок приведу мое любимое стихотворение писательницы:

И радости, и горечь испытала.

И не жалею ни о чем земном…

Но жизнь любить и жаждать не устала

И не спешу забыться вечным сном…

Жизнь — это труд и непрерывный бой.

Борьба за честь с несущими бесчестье.

Я в мир пришла, чтоб жертвовать собой,

А не пощады ждать на лобном месте!

Биография

Зайнаб Биишева — поэтесса, прозаик и переводчик, реализовавшаяся в литературной сфере и в области журналистики. Народный писатель Башкортостана, она занималась переводческой и просветительской деятельностью. Сочинения Биишевой являются культурным наследием и достоянием республики. Литератор стала создателем произведений для детей и взрослых, раскрывшись как драматург, автор сказок, повестей и поэм.

Детство и юность

Зайнаб Биишева родилась в Башкортостане, в деревне Туембетово, 15 января 1908 года. Когда девочке было 4 года, семья переехала в другую область — в деревню Исим. Мать умерла, когда Зайнаб была маленькой, а вскоре скончался и отец. Сложное финансовое положение диктовало определенные условия жизни. Окончив 4 класса местной школы, Биишева вынуждена была заниматься самообразованием. С детства будущий автор увлекалась творчеством и пыталась выражать чувства в стихотворениях.

В 1924 году девушка поступила в Оренбургский педагогический техникум, где совмещала учебу с литературным хобби. Это было кардинальное изменение в жизни Зайнаб, которая смогла сменить привычную поношенную одежду на форму, предоставлявшуюся ученикам. В учебном заведении она состояла в литературном кружке и оказалась в числе авторов журнала «Молодое поколение». Начиная осваивать науки, Биишева испытывала тягу к чтению. В родной деревне у нее не было возможности и времени читать, поэтому в техникуме она полностью удовлетворила творческие потребности.

Девушка выступала в роли редактора и занималась сбором фольклора. Видя ее активность, наставники пророчили Зайнаб писательскую карьеру, но она жила мечтой о возвращении в деревню и педагогической работе. Собственное предназначение Биишева видела в том, чтобы растить новое поколение грамотных людей.

Постепенно развивая литераторские навыки, девушка освоила несколько жанров и начала писать пьесы и прозу. Она также реализовалась как переводчик с русского на башкирский язык. В 1929 году Зайнаб получила диплом и переехала в деревню Билялово, чтобы работать школьной учительницей. В то время женщина-педагог считалась редкостью.

Молодая наставница была энергичной и активной, амбиций и запала оказалось достаточно, чтобы преподавать детям и взрослым. По вечерам она организовывала в местном клубе культурные вечера, на которых обсуждались проблемы деревенских жителей. Будучи просветителем, Зайнаб пыталась бороться с устаревшим пониманием жизни, объясняя людям особенности современных реалий. На встречах ей задавали вопросы общего и личного характера, и Биишева находила тактичные ответы.

Личная жизнь

Социальную и творческую деятельность поэтесса легко совмещала с устройством личной жизни. Зайнаб повезло встретить мужчину, который поддерживал начинания талантливой избранницы. Супругом Биишевой стал Газиз Аминов. Свадьба молодых людей состоялась в 1931 году. Их первенец скончался от менингита, но вскоре женщина подарила супругу трех сыновей.

Во время Великой Отечественной войны муж Биишевой воевал на фронте. Домой он вернулся инвалидом, но это не изменило чувств супругов. Вести хозяйство писательнице помогала овдовевшая сестра, поэтому она успешно справлялась с общественными и литературными проектами не в ущерб семье. Муж писательницы скончался в 1977 году.

Книги

Творческая биография Зайнаб Биишевой тесно связана с писательским делом. Поначалу она публиковалась в республиканских периодических изданиях, выступала на радио, ее ранние произведения печатали издательства. Важной вехой профессионального становления стало вступление в Союз писателей СССР.

Дебютная книга автора увидела свет в 1942 году и получила название «Мальчик-партизан». Библиография писательницы насчитывала несколько десятков произведений, которые были переведены на иностранные языки и удостоились внимания читателей во всем мире. Драматургические сочинения Биишевой ставились в театрах СССР, а стихи были положены в основу песен. Благодаря переводческой работе Зайнаб башкирские читатели знакомились с произведениями Николая Гоголя, Антона Чехова, Алексея Толстого и Максима Горького.

Писательница была в числе первых восточных женщин-романисток. Историческая трилогия «К свету!», принадлежащая ее перу, стала вкладом в советскую литературу и была опубликована на башкирском и русском языках. В книгу вошли произведения «Униженные», «У большого Ика» и «Емеш». Эти сочинения считаются важнейшими в наследии Зайнаб Биишевой. Автор работала с малой и крупной формой. Среди ее творений также книги «Странный человек», «Любовь и ненависть», «Мастер и подмастерье».

Реализуясь как прозаик, Биишева не забывала и о любви к поэзии. Она писала лирические стихотворения, поэмы и этюды. Совмещая творчество с работой в редакциях различных издательств, Зайнаб оставалась и общественным деятелем. К сожалению, даже такой востребованный и признанный автор часто сталкивался с трудностями. Книги Биишевой сложно принимали в печать, и писательница неоднократно жаловалась на это близким.

Обширная библиография литератора стала культурным достоянием республики. Произведения Зайнаб Биишевой изучались в школах. Она была признана народным писателем и стала лауреатом литературных премий и правительственных наград.

Смерть

Зайнаб Биишевой не стало в 1996 году. Причиной смерти литератора оказалась болезнь сердца. Ее могила расположена на мусульманском кладбище в Уфе.

Память

Наследие поэтессы и прозаика насчитывает десятки произведений. В их числе романы, статьи, сказки, пьесы, поэмы и стихотворения. Фото Биишевой размещены в учебниках для республиканских школ, а память о писательнице хранится благодаря документальным картинам. Имя деятеля искусства в Башкортостане носят улицы, издательства, учебные заведения, а в родной деревне Зайнаб Биишевой открыт дом-музей автора. В 2016 году в Уфе установили памятник великой землячке.

Библиография

  • 1949 – «Конхылыу»
  • 1956–1959 – «Униженные»
  • 1957 – «Волшебный курай»
  • 1959 – «Таинственный перстень»
  • 1960 – «Странный человек»
  • 1961 – «Гульдабар»
  • 1962 – «Где ты, Гюльниса?»
  • 1963 – «Думы, думы»
  • 1964 – «Любовь и ненависть»
  • 1966 – «Обет»
  • 1972 – «Будем друзьями»
  • 1981 – «Зульхиза»
  • 1984 – «Последний монолог Салавата»

Зайнаб Биишева — биография


Зайнаб Биишева – известный в Башкортостане литератор, поэт, прозаик, переводчик, драматург. Среди самых известных ее произведений – трилогия «К свету».

Вклад Зайнаб Биишевой в современную многонациональную культуру Башкортостана трудно переоценить. Ее творчество считают уникальным, она стала чуть ли не единственной женщиной литератором тюркоязычного мира, повлиявшей на духовную жизнь многих народов. Для соотечественников Биишева стала не только литературным явлением, она повлияла на духовное возрождение, рост самосознания нации. На ее произведениях формировались этические и нравственные устои нескольких поколений ее соотечественников. Биишева писала как для детской, так и для взрослой аудитории, оставила после себя огромное наследие из романов, повестей, сказок, поэм.

Детство и юность

Родилась будущая известная писательница 15 января 1908 года в небольшой деревеньке Туембетово Оренбургской области. Когда она была всего лишь четырехлетней малышкой, семья сменила место жительства, переехала в село Исим. Маму Зайнаб потеряла еще в раннем детстве, потом не стало и отца. Оставшись круглой сиротой, он не могла продолжать учебу дальше, поэтому после окончания четырех классов оставила школу, и дальше училась сама. Однако никакие финансовые трудности не могли заставить Биишеву отказаться от творчества, она с детства начала писать стихи, и эта потребность выражать свои мысли и чувства, крепла в ней год от года.

В 1924-м Зайнаб стала студенткой Оренбургского педагогического техникума, она отлично училась и параллельно с этим, писала стихи. Девушка радовалась таким переменам в своей биографии, теперь она могла расстаться с поношенной одеждой, и носить форму, которую выдавали всем студентам этого учебного заведения. В техникуме она быстро влилась в литературный кружок, вместе с другими талантливыми студентами печаталась в журнале «Молодое поколение». В студенческие годы девушка много читала, у нее была какая-то особая тяга к книгам. Возможно потому, что в деревне ей просто не хватало ни сил, ни времени посидеть с книгой в руках, и теперь она пыталась наверстать упущенное за все годы.

Зайнаб Абдулловна Биишева

Зайнаб Биишева в молодости

Одновременно с учебой Зайнаб еще и редактировала журнал «Молодое поколение», а также постоянно собирала фольклор. Педагоги видели ее стремление и активность, говорили, что из нее получится профессиональный писатель, но Биишева мечтала о другом. Она хотела вернуться в деревню, работать в школе и «сеять доброе, мудрое, вечное» своим соотечественникам. Зайнаб решила, что ее предназначение – научить грамоте как можно больше людей.

С каждым годом навыки Биишевой, как литератора, проявлялись все больше. Теперь она владела несколькими жанрами, и принялась писать прозаические произведения и пьесы. Так, как девушка хорошо владела не только своим родным языком, но и русским, она начала переводить с русского на башкирский язык. Диплом об окончании техникума Зайнаб получила в 1929-м, и начала свою трудовую биографию с работы в школе деревни Билялово. В те годы женщин-педагогов было очень мало.

В молодости Биишева отличалась невероятной активностью и энергичностью, она была очень амбициозной и целеустремленной. Ей так хотелось передать все полученные в техникуме знания, что молодая наставница начала обучать не только детишек, но и взрослых. Зайнаб стала организатором культурных вечеров, проходивших в местном клубе, обсуждала вместе с жителями деревни все насущные проблемы. Девушка вела просветительскую деятельность, пыталась разрушить устаревшее понимание жизни, объясняла односельчанам суть и особенность современного бытия. Вопросов к ней оказалось немало, и сельчане задавали их, не стесняясь. Их интересовали как общие, так и личные вопросы, и на каждый из них Зайнаб отвечала вежливо и тактично.

Книги

Вначале своей творческой биографии Биишева печаталась в республиканских изданиях, ранние произведения писательницы публиковали различные издательства. Помимо этого, ее часто приглашали выступить на радио. Признанием ее, как профессионального литератора, стало членство в Союзе писателей СССР.

Зайнаб Абдулловна Биишева

Зайнаб Биишева в творческом процессе

Свою первую книгу Биишева выпустила в 1942-м, и назвала ее «Мальчик-партизан». За долгие годы работы на писательском поприще, Зайнаб издала десятки произведений в самых разных литературных жанрах, их перевели на все основные европейские языки. Благодаря этому, читательская аудитория башкирской писательницы выросла во много раз. Ее драматургические произведения ставили не только в театрах ее родного Башкортостана, но и в театрах по всему Советскому Союзу. Стихи известной поэтессы положили на музыку. Зайнаб переводила на башкирский язык произведения русских классиков, и благодаря ее старанию и упорству, на ее родине узнали о существовании Антона Чехова, Максима Горького, Николая Гоголя, Алексея Толстого.

Зайнаб Биишева стала чуть ли не первой на Востоке женщиной-романисткой. Она написала историческую трилогию под названием «К свету!», которую издали не только на ее родном башкирском языке, но и на русском. Книга состоит из трех романов – «Униженные», «У большого Ика» и «Емеш». Они и представляют важнейшее творческое наследие писательницы. Однако не только такими масштабными произведениями запомнилась Биишева. Она выпустила и несколько небольших книг – «Любовь и ненависть», «Странный человек», «Мастер и подмастерье».

Зайнаб Абдулловна Биишева

«Мастер и подмастерье»

Но не только прозой единой жила Зайнаб все эти годы, она по-прежнему трепетно относилась к поэзии. За годы творческой карьеры она стала автором поэм, лирических стихотворений, этюдов. Биишевой удавалось успешно совмещать творческий процесс и работу в редакции самых разных издательств. Кроме этого, литератора интересовала и общественная жизнь.

Однако даже у такого признанного и востребованного автора, как Биишева, зачастую возникали трудности с издательствами. Она прилагала массу трудов, чтобы отдать в печать свои книги, и часто жаловалась на редакторов своим родным и близким.

Зайнаб Абдулловна Биишева

Произведения Зайнаб Биишева

Спустя годы литературное наследие Зайнаб Биишевой признали национальным достоянием Башкортостана. Ее произведения включили в школьную программу, присвоили звание народного писателя, наградили многочисленными литературными премиями и правительственными наградами.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Своего будущего мужа Газиза Аминева Зайнаб встретила в деревне Темясово, куда приехала работать учительницей. Он влюбился в нее с первого взгляда, ведь девушка сильно отличалась от ее ровесниц, живших в деревне. Она ходила в узкой юбке, с короткой стрижкой, и в беретике наискосок. К тому же, умела хорошо говорить, убеждать, отвечать практически на все поставленные вопросы.

Влюбленные поженились в 1931 году. В этом браке родилось четверо сыновей, но первенец умер в возрасте полутора лет от менингита. Трое остальных – Тельман, Юлай и Дарвин, стали вполне успешными людьми, каждый в своей профессии. От матери им досталась частичка ее таланта.

Зайнаб Абдулловна Биишева

Зайнаб Биишева с мужем

Тельман стал доктором химических наук, профессором, академиком РАЕН, автором многочисленных публикаций в научных и общественных изданиях.

Юлай – старший научный сотрудник Института механики МГУ. Работал и в других НИИ, выполнял научные исследования, известен, как талантливый ученый. Занимался художественным переводом произведений писателей Башкирии на русский язык. Именно ему доверяла Биишева переводить свои произведения на русский.

Дарвин – выпускник Башкирского медицинского института, учился в аспирантуре Института вирусологии им.Ивановского при Академии медицинских наук СССР. После окончания аспирантуры трудился в качестве ассистента кафедры вирусологии в Башкирском медицинском институте, а потом вернулся к медицинской практике.

Три сына писательницы подарили ей по одному сыну, Зайнаб стала заботливой бабушкой. Она считала свою личную жизнь счастливой, муж никогда не запрещал ей заниматься литературным творчеством, относился с пониманием и уважением к ее труду. Его не стало в 1977-м.

Зайнаб Абдулловна Биишева

Зайнаб Биишева с семьей

Зайнаб всегда была очень занятой женщиной, поэтому вести домашнее хозяйство ей помогала родная сестра. После смерти мужа женщина осталась совсем одна, к тому же, у нее не было детей, и она любила племянников, как родных. Каждый вечер перед сном она читала им книги, следила, чтобы они были сыты и выучили уроки. Благодаря такой поддержке родственницы, Биишева могла спокойно заниматься своим творчеством, зная, что дома у нее надежный тыл.

Смерть

Зайнаб Биишева умерла 24 августа 1996 года в Уфе.

Зайнаб Абдулловна Биишева

Могила Зайнаб Биишевой

Она скончалась от болезни сердца и похоронена на Мусульманском кладбище Уфы.

Память

После смерти Зайнаб Биишева оставила большое творческое наследие, состоящее из нескольких десятков произведений. Она стал автором романов, сказок, пьес, статей, стихотворений и поэм. Фото поэтессы есть в каждом учебнике литературы для школ республики Башкортостан, ее произведения вошли в школьную программу.

Зайнаб Абдулловна Биишева

Памятник Зайнаб Биишевой

Память о писательнице хранят и документальные ленты, снятые на основе ее биографии, ее имя присвоено издательствам, улицам и нескольким учебным заведениям страны. В родном селе литератора есть ее дом-музей. Памятник Биишевой есть и в Уфе, его установили в 2016 году.

Произведения

  • Сочинения. В 5 томах
  • К свету
  • Волшебный курай
  • Возвращаясь к прошедшему
  • Униженные
  • У большого Ика. Пробуждение
  • Будем друзьями
  • Емеш. К свету
  • Монолог
  • Живые буквы
  • Раздумья. Восхождение
  • Емеш
  • Старнный человек
  • Будем друзьями
  • У большого Ика. Емеш
  • Мастер и подмастерье
  • Любоаь и ненависть
  • Осенние раздумья
  • Повесть и рассказы 

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Авторская мифология

Агония Земли

Адьюлтер, измена

Альтернативная география

Альтернативная история Азии

Альтернативная история Америки

Альтернативная история Африки

Альтернативная история Ближнего Востока

Альтернативная история Восточной Азии

Альтернативная история Восточной Европы

Альтернативная история Европы

Альтернативная история Западной Европы

Альтернативная история Северной Америки

Альтернативная отечественная история

Античная мифология

Бессмертие

Ближневосточная мифология

Богоборчество

Бунт

Быт

Веселое

Внезапное бедствие

Возвращение домой

Война

Война миров

Воплощение зла

Восстание

Восстание мутантов

Восстание роботов

Восстановление справедливости

Восточно-азиатская мифология

Вражда

Вторжение пришельцев

Выход эксперимента из-под контроля

Глупость

Готический ужас

Гуманитарное

Договор с дьяволом

Достижение

Достижение блага

Достижение цели

Европейская мифология

Жадность

Жертва

Заклинание

Избавление от бед

Империи

Индийская мифология

Интрига

Искусственный разум

Исправление героя

Истинное безумие

Квест

Классика детектива

Классика фэнтези

Классический ужас

Конспирология

Контакт с внеземной цивилизацией

Криминальная драма

Кровавый ужас

Легкое

Любовное

Любовные припятствия

Любовь к врагу

Магический реализм

Месть

Микромир

Мифологические элементы

Мифология народов мира

Мнимое безумие

Мятеж

На заре фэнтези

Научная магия

Научное фэнтези

Научные достижения

Научные достижения в руках злодеев

Невольное преступление

Ненависть

Неожиданные сверхспособности

Неосознаваемые ревность и зависть

Обряды

Обстоятельства

Одиночество

Опасное предприятие

Оптимистическое

Освобождение

Освобождение от врагов

Освобождение от тирании

Освоение планет

От лица животного

От лица предмета или явления

Отчаянная попытка

Ошибка ученых

Пародия

Пацефизм

Переселение разума

По мотивам кино

Победа

Победа над болезнями

Победа над врагом

Победа над злом

Победа над обстоятельствами

Победа над собой

Победа над чудовищем

Подсознательный ужас

Поиск истины

Поиск себя

Поиск сокровищ

Поиск счастья

Пороки

Постмодернизм

Потеря близких

Потерянный и найденный

Похищение человека

Предсказания

Преследование

Пришельцы из других времен

Психоделическое

Психологическое

Психология чужих

Путешествие в будущее

Путешествие в прошлое

Путешествия в другие миры

Путешествия во времени

Путь воина

Путь прогресса

Развитие героя

Развлечения, увлечения

Раздвоение личности

Расстояния

Расширение сознания

Реализм

Революция

Роковая ошибка

Русская мифология

Сакральные объекты

Самопожертвование

Самопожертвование во имя близких

Самопожертвование во имя веры

Самопожертвование во имя долга

Самопожертвование во имя идеи

Самопожертвование во имя любви

Свержение

Сверхспособности

Сверхцивилизация

Семейные драмы

Скандинавская мифология

Содомия

Соперничество, противостояние

Социальное неравенство

Социум

Спасение

Спасение мира

Спецслужбы

Средневековая мифология

Стимпанк

Стихия

Судебная ошибка

Сюрреализм

Таймпанк

Тайна, загадка

Темное фэнтези

Техногенная катастрофа

Трусость

Туда и обратно

Угрызения совести

Утечка вирусов

Фатальная неострожность

Феминизм

Философское

Честолюбие и властолюбие

Школа

Экологическое

Экономическое

Экспедиции

Эпидемия

  • Рассказ зайкина избушка читать
  • Рассказ женя женечка и счастье часть 242
  • Рассказ задорнова про маяк и американский авианосец
  • Рассказ женя женечка и счастье часть 158
  • Рассказ задорнова про кирпичи и бочку