В начале восьмидесятых годов массовый советский автопром начал «пересаживаться» на передний привод: знаковая для ВАЗа «восьмёрка», престижный, но неудачный «сорок первый» Москвич, крошечная Ока… Не стал исключением и Запорожский завод, конструкторы которого решили радикально изменить старой платформе, создав принципиально новый автомобиль не только с передним расположением двигателя с воздушным охлаждением, но и с передними ведущими колёсами. Машина, получившая название «Таврия», вышла симпатичной, но судьба её была весьма непростой, а история – куда более интересной и запутанной, чем можно представить. Сегодня мы будем вспоминать популярные советские мифы, связанные с историей разработки и развития ЗАЗ-1102, и развенчивать их, опираясь на объективные факты.
МИФ 1: Дизайн Таврии был срисован с вазовской «восьмерки»
МИФ
Первые прототипы будущего переднеприводного «Запорожца» были созданы еще в начале семидесятых годов. Причем уже после получения заводом технического задания и присвоения индекса «1102» так называемая «Перспектива» получила двухдверный трехобъемный кузов, хотя ранние ходовые макеты отличались тремя дверями.
Сначала будущий ЗАЗ-1102 выглядел так
1 / 3
Сначала будущий ЗАЗ-1102 выглядел так
2 / 3
Сначала будущий ЗАЗ-1102 выглядел так
3 / 3
Двухдверка же имела вполне привычный силуэт и всячески пыталась походить на «старшего брата из Тольятти», копируя ультрамодные в 1973 году Жигули и общим обликом, и отдельными элементами экстерьера.
Маленькие двухдверные Жигули? Нет, опытный образец ЗАЗ-1102!
Однако руководство Минавтопрома в лице бывшего директора ВАЗа В. Н. Полякова признало эту ветвь развития проекта тупиковой, а к созданию новой малолитражки было решено подключить вазовских специалистов, используя наработки по проекту «1101», который по классу и назначению повторял техзадание Запорожского автозавода.
Интересно, что сначала работами по «ноль второй» одновременно и параллельно занимались как в УССР, так и в Тольятти! На ВАЗе «таврическую тему» курировал закончивший Харьковский художественно-промышленный институт Игорь Борисович Гальчинский, который работал вместе с парой прикомандированных из Запорожья дизайнеров (скульпторов-модельщиков, как их тогда называли). И cделанный этой группой ходовой макет носил как индекс 1102, так и «внутривазовское» обозначение ВАЗ-4Э1101 с собственным именем «Ладога».
Дизайн Таврии нельзя считать копией «восьмого» по простой причине: они создавались в одно время и даже в одном месте! Именно поэтому, несмотря на совершенно разную проработку отдельных деталей, кузов ЗАЗ-1102 и воспринимается этакой уменьшенной копией «восьмерки».
В это время Гальчинский получил от руководства АвтоЗАЗа интересное предложение – стать главным дизайнером Запорожского завода «Коммунар», чем он и воспользовался. После переезда в Запорожье он не бросил свои наработки, а начал активно развивать их. Правда, в это время заводчанам спустили сверху указание сделать будущую Таврию похожей на Ford Fiesta MKI, которая в 1977 году заняла третье место в престижном конкурсе «Европейский автомобиль года». Именно поэтому на некоторых стадиях опытные образцы ЗАЗ-1102 стали здорово напоминать ту самую «Фиесту».
«Следы праздника» (Fiesta) здесь видны, что называется, невооруженным глазом
Однако уже к началу восьмидесятых годов благодаря новому руководителю дизайн-центра ЗАЗа будущая Таврия обрела свой привычный и узнаваемый облик. Надо признать, что дизайн автомобиля получился довольно удачным благодаря большой площади остекления и сбалансированным пропорциям.
Предсерийный ЗАЗ-1102 отличался деталями, но в целом облик остался неизменным
Несмотря на минимум декоративных элементов, экстерьер не производил впечатление убогости, не сильно уступая современным одноклассникам по дизайну и стилю.
Правда, из-за сильного наклона стёкол и с учётом куда меньших габаритов, чем у ВАЗ-2108, машинка получилась довольно тесной внутри – особенно если говорить о пространстве на заднем сидении. Однако не будем забывать о том, что Opel Corsa A, Volkswagen Polo, Peugeot 205, Ford Fiesta, Renault 5 и многие другие зарубежные аналоги тех лет были ничуть не просторнее или комфортабельнее советской малолитражки.
МИФ 2: Новую модель ЗАЗ должны были выпустить раньше, чем ВАЗ-2108
ПРАВДА
Техническое задание на «ноль вторую» было сформировано Минавтопромом еще в 1973 году, к разработке конструкции четырехцилиндрового двигателя с водяным охлаждением на Мелитопольском моторном заводе приступили в 1975-м. Более-менее окончательный облик Таврия получила в 1978 году, а уже в следующем опытный образец 1,1-литрового мотора МеМЗ-245 прошел испытания и был готов к запуску в серийное производство. Первоначально в Запорожье планировали поставить новую модель на конвейер уже в 1981 году, но… делать это было просто негде!
Ведь производство Таврии должно было начаться в новых специально построенных для этого цехах, но финансирование со стороны государства позволило к тому времени только выкопать котлован. Вдобавок Минавтопром в то время переключил всё своё внимание (и государственные деньги) на запуск первого вазовского переднеприводника. Ставшая приоритетной «восьмёрка» больно ударила не только по новому «Запорожцу», но и по переднеприводному Москвичу и новой модели Ижевского автозавода. Вдобавок была еще одна проблема: запорожских конструкторов в начале восьмидесятых годов заставляли заниматься сизифовым трудом – «бежать позади паровоза».
В 1981 году конструкция модели 1102 практически сложилась. Тогда как раз на рынки Европы Форд выбросил свою «Фиесту». Министерство поставило задачу перед конструкторами: сделать машину, не уступающую «Фиесте». А дальше стали происходить странные вещи. В восемьдесят втором англичане на международном конкурсе выставили новую модель. И следующая задача была догнать «Мини-метро». В восемьдесят третьем уже итальянцы показали свою новинку, и министерство поставило перед запорожцами очередную задачу. В восемьдесят четвертом отличились французы… Это была какая-то непонятная гонка за прототипами, которые ежегодно появлялись в салонах и предлагались покупателям.
Отрывок из статьи «Гонка за прототипами» Евгения Темчина, опубликованной в газете
«Социалистическая индустрия» 12 февраля 1987 года
Второй «датой надежды» стал 1984 год, но как раз в декабре в Тольятти запускали серийное производство ВАЗ-2108… В общем, решение о начале производства Таврии было принято лишь на очередном заседании Политбюро ЦК КПСС, состоявшемся в мае 1985 года, когда на ВАЗе уже вовсю сходили с конвейера «восьмерки».
Увы, «зелёный свет» со стороны руководства Советского Союза оказался уже запоздалым, ведь Генсек ЦК Партии М. С. Горбачёв, ставший первым и последним президентом СССР, провозгласил курс на хозрасчет, гласность и перестройку. Фактически это ставило крест на множестве перспективных проектов или заметно усложняло их воплощение в жизнь. Увы, речь шла и о Таврии.
В 1986 году в Запорожье по обходным технологиям собрали лишь шесть (!) предсерийных Таврий, в следующем – 19 автомобилей при плане в 5000, а серийное производство стартовало только в 1988-м, когда было выпущено 2 774 экземпляра ЗАЗ-1102, которые вынужденно делили старые «нитки» конвейера с обычными Запорожцами.
Таврию начали выпускать только в 1988-м. А могли – на несколько лет раньше!
Для сравнения: в том же 1988 году было изготовлено 137 257 экземпляров ЗАЗ-968М всех модификаций. В общем, Таврия еще лишь набирала обороты, а на ВАЗе к тому времени уже освоили выпуск пятидверной «девятки».
МИФ 3: Конструкция машины получилась не слишком удачной
МИФ
В силу того, что качество изготовления и сборки первых Таврий было далеко от идеала, «гаражные корифеи» тут же начали утверждать, что конструкция машины неудачна и является не более чем пародией на «восьмерочную». Тем более, что по технике Таврия не имела вообще ничего общего со старыми Запорожцами, что тут же настроило против этой машины не только «врагов» из станов Жигулей и Волг, но и владельцев обычных заднемоторных и заднеприводных «жужиков»! Особенно, когда новоиспеченные владельцы столкнулись с отсутствием информации и (главное!) запасных частей. В общем, чинить сломавшуюся новинку было практически нечем и негде…
А ведь злые языки были неправы! Даже несмотря на изрядную «задержку в пути», ЗАЗ-1102 оказался современным автомобилем не только внешне, но и с точки зрения конструкции. Привод на передние колёса, поперечно расположенный в моторном отсеке силовой агрегат с жидкостным охлаждением двигателя и пятиступенчатой трансмиссией, передняя подвеска типа МакФерсон и задняя полузависимая балка, реечное рулевое управление и дисковые передние тормоза…
В целом этот набор не утратил актуальности для бюджетной малолитражки даже в наше время! А ведь на советском дворе стояли восьмидесятые годы, и Таврия по уровню прогрессивности компоновки и отдельных технических решений не особо уступала как зарубежным одноклассникам, так и более «взрослой» и дорогой вазовской машине. А вскоре выяснилось, что Таврия достаточно динамична, вполне просторна для водителя и переднего пассажира, располагает багажником, объем которого составляет четверть кубометра, и отличается хорошей топливной экономичностью.
Вдобавок даже после перехода на передний привод «новый Запорожец» сохранил важное преимущество старых моделей ЗАЗ – отличную проходимость, которая объяснялась продуманной геометрией, удачной развесовкой и большим клиренсом. И разрыв между ЗАЗ-968М и Таврией оказался куда более весомым и заметным, чем между Жигулями и Спутником, ведь «ноль вторая» была не только современнее прежней «эмки», но и намного комфортабельнее любого прежнего автомобиля, выпущенного в Запорожье.
«Люксовая» панель приборов (второе фото) появилась в начале девяностых годов
А вот Самара при этом уступала «классике» вроде «шестёрки» по мягкости подвески, объему багажника и простору на заднем сиденье.
МИФ 4: У ранних экземпляров ЗАЗ-1102 были детские болезни
ПРАВДА
Машины первых месяцев производства нередко преследуют так называемые «детские болезни», связанные с недостаточной отработанностью конструкции или надёжностью новых агрегатов. Таврия в этом отношении не стала исключением, хотя каких-то фатальных недостатков у конструкции реальная эксплуатация ранних ЗАЗ-1102 не выявила.
Ранние Таврии можно отличить по прямоугольным фарам, утопленным в специальные «очки», и чёрной пластиковой решетке радиатора
Самым неприятным моментом оказалось возникновение усталостных трещин на стойках кузова и чашках передней подвески, с чем владельцы боролись при помощи сварочного аппарата и самодельных косынок-усилителей. Отказывали различные электронные компоненты вроде блока ЭПХХ, хотя до печально известного своей ненадежностью коммутатора ВАЗ-2108 запорожской электронике оказалось далеко.
Однако бывали случаи, когда из-за пропавшего контакта в проводке термовыключателя вентилятора в системе охлаждения он не срабатывал. В результате двигатель перегревался, из-за чего страдали дефицитные маслосъемные колпачки и, как следствие, резко увеличивался расход моторного масла на угар.
К 5000 километров в Таврии потекло все, что обладает текучестью.
«Глазами владельца», За Рулём №9, 1991
Серьезно ударило по имиджу новой модели низкое качество сборки и плохая работа ОТК. Судите сами: в каждом автомобиле из одной партии «что-то было не так».
Вот пример производственных дефектов: заклинившее в салазках сиденье пассажира, нерабочие стоп-сигналы или габаритные огни, неисправный датчик уровня топлива, неотрегулированные дверные замки, дефектный стартер, подклинивающий в закрытом положении «подсос» и т. д. Заметим, что речь идёт о совершенно новых машинах, только-только покинувших автозавод!
МИФ 5: Выпуск Таврии прекратили в середине девяностых годов
МИФ
Родившаяся в муках машина встала-таки на конвейер в 1988 году. География присутствия ЗАЗ-1102 не ограничивалась советской Украиной, а охватывала все республики еще не успевшего развалиться СССР. Однако после распада единого государства в августе 1991-го поставки Таврий в Россию и другие молодые государства стали резко сокращаться. Ведь старые экономические связи практически одномоментно разрушились, а постройке новых мешали разнокалиберность и неконвертируемость национальных валют стран СНГ, а также «экономическая лихорадка», которая в девяностые годы сотрясала и РФ, и молодую украинскую державу.
На ЗАЗе в это время не сдавались и даже планировали построить в районе посёлка Леваневского новую производственную площадку, где бы смогли наладить производство не только обычной трёхдверки, но и пятидверной Даны ЗАЗ-1105.
Восемь окон, пять дверей: ЗАЗ-1105 должен был дополнить трёхдверную версию точно так же, как это сделала вазовская «девятка» в случае со Спутником
Увы, заводу в это время оказалось, как в той поговорке – «не до жиру – быть бы живу». Если сразу после распада СССР ЗАЗу еще удавалось выпускать 130-140 тысяч Запорожцев и Таврий, то в 1995-м было изготовлено только 60 000 ЗАЗ-1102 (классический Запорожец сняли с производства годом раньше). В 1996 году в Запорожье сделали всего 7000 автомобилей, а в 1997-м – чуть более тысячи (!). Фактически это означало клиническую смерть огромного предприятия.
Неудивительно, что в середине девяностых новые Таврии практически исчезли с российского и соседних рынков, что породило слухи о прекращении производства ЗАЗ-1102. В действительности же и этот автомобиль, и сам завод от неизбежной гибели спасли иностранные инвесторы – корейская компания Daewoo, которая зашла на ЗАЗ с целью налаживания выпуска собственных автомобилей. Одним из условий украинской стороны было сохранение производства Таврии и её модернизация.
Результатом «улучшайзинга» стала модификация под названием «Nova», которая со временем обзавелась не только 1,2-литровым карбюраторным мотором МеМЗ-2457, но и системой распределённого впрыска топлива, а также 1300-кубовой версией двигателя (МеМЗ-301/3011).
…особенно, если мотор был с распределённым впрыском топлива!
Интересно, что моторы с увеличенным до 1,3-1,4 литра рабочим объемом были задуманы и разработаны еще до 1994 года, однако дела на заводе в то время были так плохи, что испытания опытных образцов нередко срывались из-за… отсутствия топлива (!), а сборка обычных моторов вставала из-за отсутствия таких банальных деталей, как поршневые кольца производства мичуринского завода.
Пережив трудный для себя период, совпавший вдобавок с печально знаменитым дефолтом 1998 года, АвтоЗАЗ всё же смог выстоять, пусть и за счёт корейцев. А пережившая «косметику» Таврия с приставкой «Nova» пользовалась стабильным спросом у небогатых украинцев. Ведь она была, пожалуй, единственным шансом стать владельцем нового автомобиля за 2500-2800 долларов США!
Улучшение экономической ситуации и существование более практичной пятидверной «Славуты» ЗАЗ-1103 сподвигло руководство завода принять решение о прекращении производства трёхдверки. Впервые об этом представители АвтоЗАЗа заявили в 2006 году, однако официально массовый выпуск ЗАЗ-1102 прекратили в следующем, 2007-м. Известно, что еще несколько партий автомобилей (скорее всего, «инвалидных» модификаций) были собраны в 2008 и 2009 годах, однако в свободную продажу они уже не поступали.
МИФ 6: Многие советские автомобилисты были не прочь поменять свои подержанные Жигули на новую Таврию
ПРАВДА
До появления Таврии ЗАЗ-968М был самым доступным советским автомобилем: после известного подорожания машин в СССР в августе 1979-го «две фары и четыре колеса» из Запорожья стоили в 1983 году 5600 рублей (самые доступные Жигули ВАЗ-21013 – 7300 рублей). Интересно, что с выходом Таврии цена на «эмку» упала до 3900 «деревянных», а сам ЗАЗ-1102 в 1988 году оценивался в 5100 рублей. То есть разрыв с наиболее дешевыми на тот момент Жигулями пятой модели составлял 3000 рублей, да и Спутник стоил около 8300. Таким образом, у многих автомобилистов после выхода переднеприводного ЗАЗа возникал соблазн не копить до Жигулей, а приобрести Таврию, что называется, «здесь и сейчас». Тем более, что за вазовской продукцией приходилось выстаивать в многолетних очередях, в то время как менее престижные запорожские машины иногда попадались в свободной продаже даже в условиях тотального дефицита! Да и многие владельцы состарившихся Жигулей первых моделей на полном серьезе рассматривали новинку из Запорожья в качестве доступной альтернативы. Ведь у некоторых автомобилистов к тому времени дети уже выросли и стали жить отдельно, поэтому машина перестала играть роль «семейной» и использовалась для перевозки 1-2 пассажиров либо доставки саженцев на дачу и урожая – обратно. А и с тем, и с другим заданиями Таврия справлялась вполне достойно.
К тому же ЗАЗ-1102 привлекал прогрессивной конструкцией и экономичным двигателем, хотя главным аргументом в пользу покупки была, конечно же, цена. Тем более, что свою подержанную «классику» реально было продать даже дороже, чем в автомагазине стоила новая Таврия! Именно полное отсутствие какого-либо сходства с прежними моделями ЗАЗ и позволило Таврии стать реальным претендентом на сердце и трудовой рубль советского гражданина, до того ездившего на Жигулях или Москвиче. Ну а после мотоцикла или старого Запорожца «ноль вторая» и вовсе была отличным вариантом.
МИФ 7: Существовала версия Таврии с полуторалитровым двигателем от «восьмерки»
И МИФ, И ПРАВДА
Когда в начале девяностых Запорожский завод стал испытывать проблемы с качеством и ритмичностью поставок двигателей из Мелитополя, встал вопрос об альтернативном варианте «сердца» для Таврии.
1,1-литровый мотор был вполне неплох. Но в начале девяностых регулярных поставки исправных агрегатов с МеМЗа стали проблемой
Не мудрствуя лукаво, на ЗАЗе решили «скомбинировать», разместив под капотом ЗАЗ-1102 четырехцилиндровый двигатель от… всё той же «восьмерки»! Конечно, с 1,3-литровым 64-сильным агрегатом (а не «полторашкой», как утверждали некоторые!) «таврюша» становилась куда более резвой, однако получившая собственный индекс 1122 машина была больше артефактом, чем товарным изделием. А вот пятидверная «Дана» с таким двигателем встречалась куда чаще, хотя и первый, и второй варианты «свапа» носили, скорее, экспериментальный характер ввиду крайне небольшого количества агрегатов, которые вместе с четырехступенчатыми КП поставлялись из Тольятти в Запорожье. Именно поэтому в 9 случаях из 10 «чужой» мотор под капотом Таврии является результатом самостоятельного тюнинга, а не заводской модификацией.
Двигатель ВАЗ-2108 под капотом Таврии увидеть можно было, но… в исключительных случаях
И если «восьмерочный след» в истории ЗАЗ-1102 еще хоть как-то освещался в СМИ того времени, то нижневальный 45-сильный мотор FIAT-903 объемом 0,9 литра оказался «за кадром», поскольку для того, чтобы выпустить ЗАЗ-1140 с указанным двигателем, ЗАЗу нужно было сначала приобрести его за валюту…
Опрос
Ваше отношение к ЗАЗ-1102:
История создания автомобиля — ЗАЗ-1102 тесно связана с Главным конструктором ЗАЗа В.П.Стешенко. Владимир Петрович пришел в Отдел главного конструктора ЗАЗа рядовым инженером, а до этого успел поработать на МАЗе. Одновременно с работой инженером в ОГК ЗАЗ Стешенко поступил в аспирантуру Московского автомеханического института. Диссертация была посвящена переднему приводу в автомобиле и результаты исследований, полученных при работе над ней, в итоге были положены в основу разработки новой переднеприводной модели ЗАЗа.
Что интересно, с самого начала проектировалось целое семейство автомобилей, которое включало в себя, помимо базового варианта, также :полноприводные модификации, пикап, фургон, грузовик и прочие.
На первом опытном автомобиле 1970 года силовой агрегат включал в себя непосредственно :двигатель, дисковое диафрагменное сцепление и пятиступенчатую коробку передач с единой масляной ванной. Для полноприводных модификаций предусматривалась установка колесных редукторов на передние колеса для сохранения динамики автомобиля при использовании стандартной трансмиссии. Для передачи крутящего момента на задний мост, предстматривалась установка редуктора непосредственно в приводе заднего моста. Для инвалидных модификаций будущей машины проектировалось автоматическое сцепление. Рабочий объем двигателей для разных шасси составлял 0.9 и 1.0 литра при мощности 40 и 44 л.с. соответственно. Переднеприводный автомобиль с двухдверным кузовом седан-фестбек, имел габариты — 3750х1580х1380мм, базу 2300мм, массу 800кг и максимальную скорость 140 км/ч. Этот автомобиль, получивший название «Перспектива» (марка «Таврия» появилась много позже) испытывался на протяжении 1972-1973 годов
Полный размер
Прототипы 1970-1973гг. обладали довольно свежим на то время дизайном
Тем не менее одна из самых серьезных претензий к этой машине, у создателей относилась к ее экстерьеру, по их мнению — задняя часть кузова фастбэк оказалась зрительно перетяжеленной, из-за чего машина выглядела грузной и неповоротливой. Несмотря на мнения инженеров, с дизайнерской точки зрения — новый автомобиль получился довольно современным как на тот период. Кузова типа фестбек тогда еще были популярны в автомобильной Европе, особенно в этом классе. Но, полагая, что это является врожденным недостатком подобного типа кузова, а не следствием использованных дизайнерских решений, Стеценко принял решение в дальнейшем разрабатывать автомобиль с кузовом типа седан.
Следующим вариантом будущего переднеприводного ЗАЗовского автомобили, стали прототипы выполненные в стилистике уменьшенного ВАЗ-2101. При этом была сохранена практически вся фурнитура интерьера и экстерьера ВАЗовских машин :дефростеры обдува, комбинация приборов, рулевое колесо, наружные дверные ручки, оптика и прочие детали. Автомобили этого года имели массу 700 кг, габариты 3700х1540х1370мм, двигатель с рабочим объемом 1,0 литр. Примечательно, что почти при том же объеме салона, что и у ВАЗ-2101, собственная масса автомобиля была меньше на 100 кг. В 1974 году эти прототипы были несколько перелицованы по части экстерьера
Полный размер
Прототипы второй серии в классических кузовах типа — седан, 1973-1975гг.
В конце 1975 года ЗАЗ посетил Министр автомобильной промышленности СССР В.Н.Поляков (ранее – Генеральный директор ВАЗа). Осмотрев представленные разработки по проекту — «1102», он распорядился подключить к работе тольяттинских специалистов. Во исполнение распоряжение министра был выпущен соответствующий приказ по министерству № 106 от 15 апреля 1976 года. На основании этого приказа в 1976 году был заключен хоздоговор между ВАЗом и ЗАЗом о совместной разработке переднеприводного автомобиля малого класса.
Ведущим дизайнером проекта от ВАЗа был назначен И.Гальчинский, являвшийся автором экстерьера второй серии опытного ВАЗ-1101 (о которых я расскажу отдельно!). Для изготовления полноразмерного макета в помощь ему из Запорожья были откомандированы скульпторы-модельщики Л.Левит и В.Расторгуев, которые проработали в Тольятти около полугода. Гальчинкому тогда таки удалось отстоять стилистику только набиравшего массовую популярность кузова — хэтчбек. На ВАЗе под его руководством был выполнен не только макет, но и изготовлен ходовой образец — «Ладога», получивший внутривазовское обозначение ВАЗ-3Э1101, вполне успешно прошедший испытания, которые проводились по сокращённой программе
Полный размер
Что интересно, в прототипе «Ладога» 1976 года, уже тогда просматривались черты будущего ВАЗ-2108
К этому времени И.Гальчинский, получил предложение из Запорожья возглавить ЗАЗовское Бюро архитектурного оформления автомобилей, которое принял. Проведённая им на ВАЗе дизайнерская проработка автомобиля, показала перспективность выбранного вектора развития — по большому счету, «Ладога» и стала прототипом будущей «Таврии». На самом же ВАЗе работы по проекту «1101» на этом были свернуты. А в Запорожье приступили к созданию очередной серии прототипов, которые теперь имели трехдверные кузова типа хетчбек, увидевших свет в 1977-1978 годах
В конце 1970-х годов для сравнительных испытаний, традиционно было закуплено несколько иномарок разных похожих размерных классов В-С. В числе которых были :Renault 5, Ford Fiesta, Honda Civic и прочие. После изучения иностранных аналогов, последовала очередная серия прототипов. Один из которых выглядел довольно оригинально и имел круглые головные фары. Но вот за основу все же был взят Ford Fiesta образца 1976 года. Так к 1977 году появилась очередная вариация ЗАЗ-1102. Пожалуй, это уже были прототипы именно той самой «Таврии», которую мы знаем, хотя и сильно все же от нее отличались. На этом образце продолжался поиск стилистических решений будущего автомобиля — экспериментировали с передней облицовкой радиатора из пластика, разработали несколько вариантов приборной панели и деталей интерьера. По большей части машина своим обликом напоминала смесь Ford Fiesta и Renault 5
Тогда же приступили к масштабным испытаниям ЗАЗ-1102, по дорогам всех категорий и даже бездорожья Именно на этих прототипах так же, впервые появились хорошо знакомые по будущей «Таврии» — необычные ступицы с колёсными дисками, где передние тормоза по классике были дисковыми, но с плавающей скобой, сзади стояли барабанные.
Полный размер
Позже рудименты в виде глухих форточек в дверях — исчезли
А вот мотор немного отличался от того что, пошел в серию многим позже, он во многом копировал мотор Ford CVH.
Впоследствии на автомобиле появились формованная обивка потолка, дверей, багажного отделения. Всего в автомобиле было применено 55 кг пластиковых деталей. Во время подготовки автомобиля было получено и внедрено в жизнь 26 авторских свидетельств. В целом, автомобиль был практически готов в 1978-1979 годах, хотя и предстояла еще неизбежная доводка узлов, в 1979 году даже был напечатан красочный рекламный буклет по новому автомобилю — ЗАЗ-1102 (фото которого всплыли в сети лишь в августе прошлого 2018 года)
Примечательно и то, что в то время у модели так и не появилось имени собственного, только индекс — 1102
Прошлое и будущее ЗАЗа
В буклете кстати фигурировали оба варианта будущей «Таврии», не только «фиестовского», но и более оригинального исполнения. В котором машина разительно отличалась кормой. ей кстати придали оригинальный вид, путем установки фонарей, которые станут в следующем году стандартными для обновленного «Запорожца» 1980 года, получившего индекс — 968М!
Внимание на себя обращал и оригинальный шильдик с латинской буквой Z
Передняя панель 1102 разительно отличалась, от той что позже пойдет в серию почти десятилетием позже
Подкапотное пространство, так же выглядело почти законченным
Но в серию машину пускать тогда никто и не собирался. На это во многом повлияло традиционное давление Минавтопрома, который как всегда видел вприоритет только в ВАЗе+начавшаяся война в Афганистане, сделали свое черное дело. Ведь «благодаря» плановой экономике мы потеряли в свое время очень много интересных и жизнеспособных машин. Ну а ЗАЗ-1102 так и остался в истории одним из готовых к серии прототипов, так ее и не увидевших. А запуск в серию нового семейства машин, тогда отложили до 1985 года.
Инженеры не теряли энтузиазма и продолжили совершенствование конструкции будущего автомобиля В-класса, призванного сменить давно и безнадежно устаревшего «Запорожца».
Уже в начале 1980-х годов, начали появляться перелицованные прототипы, принявшие уже непосредственно известный и сегодня дизайн. Но все же они имели существенные отличия, в виде — передней оптики установленной в пластиковую «маску», в следствии чего перекликались с дизайном ВАЗ-2108
Команда испытателей ЗАЗа, 1982 год. Летний цикл испытаний. Возвращение из Средней Азии. Под капотом этого прототипа стоял мотор 1,1 литра с ленинградским карбюратором, который планировали для ВАЗ-21081. Именно на этом моторе и одной из коробок тогда достигли плановых показателей по расходу топлива. Фотография сделана на фоне монумента «Тачанка-Ростовчанка» на южном въезде в город Ростов-на-Дону.
Полный размер
Прототипы ЗАЗ-1102 образца 1982 года
В итоге окончательный вариант машины по имени — «Таврия», увидел серию лишь в 1987 году. Впоследствии некоторые прототипы ЗАЗ-1102 участвовали в одном из парадов в Запорожье, наряду с уже серийными тогда «Тавриями»
P.S. Похожие стати по тематике «Таврии», ЗАЗа и ЛуАза —
Микровэны по запорожски — ЗАЗ-970 1962 года и его вариации
От «кабриолетов» и четырехдверного хетча до вместительного трехдверного полурамного универсала и электромобиля, или история появления малоизвестных моделей на базе ЗАЗ «Таврия»
ЛуАЗ-1301 (1984-2003гг.) и его вариации
ЗАЗ-1102 «Таврия» — переднеприводный автомобиль II группы особо малого класса с кузовом типахэтчбек. Серийно выпускался на советском, позднее — украинском Запорожском автомобильном заводе с 1987 по 2007 год, а модели на её платформе производились до начала 2011 года.
Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» стал основой для целой линейки автомобилей, представляющих собой как непосредственно модификации базовой модели (более 40 различных вариантов), так и самостоятельные модели на её платформе, как то: «пятидверный лифтбек» ЗАЗ-1103 «Славута», «пятидверный универсал» ЗАЗ-1105 «Дана» и коммерческий пикап ЗАЗ-11055 «Pick-Up». В 2007 году производство ЗАЗ-1102 «Таврия» было прекращено, производство ЗАЗ-1103 «Славута» и ЗАЗ-11055 «Pick-Up» продолжалось. Кузов последнего серийного автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» был сварен 14 января 2011 года, а 15 января на ЗАЗе начался демонтаж оборудования и производственных линий в связи с планируемым переносом модели проекта T250 с FSO в Запорожье.
История
В конце шестидесятых КБ завода «Коммунар» (ЗАЗ) в инициативном порядке начало разработку переднеприводного автомобиля малого класса под девизом «Перспектива» для замены «Запорожца»ЗАЗ-966, используя экспериментальные наработки НАМИ (НАМИ-0132) и, позднее, ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101).
В семидесятые годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.
После изготовления опытной партии и начала процесса доводки, Минавтопром — вполне в стиле его тогдашнего руководителя В. Н. Полякова — кардинально поменял задание, заставив заводское КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель Ford Fiesta образца 1976 года, — несмотря на сугубо отрицательную оценку данной модели коллективом завода. Заводской испытатель Иван Павлович Кошкин впоследствии вспоминал про Ford Fiesta:
В Европе этот автомобиль с 1976 года громко рекламировали как предел совершенства. Но когда я получил его для сравнительных испытаний и проверил на дорогах, оказалось, что ничего общего с рекламой нет. У задних пассажиров потроха вышибает на небольшой выбоине. Водитель на неровной дороге все время кланяется, — это у него голова так шатается из-за рассогласованности подвесок. Руль, чтобы сэкономить один шарнир, установили не по-людски, а под углом к продольной оси автомобиля. Представляете себе это «косое» руление? Нас приучили к мысли, что у западных конструкторов звезда во лбу. А они такие же смертные инженеры, не застрахованные от ошибок.
При этом одновременно перед конструкторами ставилась цель превзойти «Фиесту» по характеристикам. Примерно то же самое произошло в те же годы и с АЗЛК, который под давлением ведомства Полякова был вынужден с нуля проектировать принципиально новую переднеприводную платформу — будущий «Москвич-2141», несмотря на наличие вполне современного и находящегося уже на предсерийной стадии заднеприводного прототипа С-3.
Задание на разработку и далее продолжало меняться — Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Фиат-Уно», «Остин-Метро», и так далее. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины восьмидесятых шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода, привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство.
Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года, стоимость автомашины составляла 5100 рублей. Одновременно со стандартным вариантом, был начат выпуск ЗАЗ-1102 в комплектации «норма».
В то время «Таврия» позиционировалась как исключительно экономичный автомобиль. В 1989 году Минавтопромом СССР был выпущен рекламный ролик для западного рынка, в котором водитель заправляет «Таврию» из своей зажигалки. Этот ролик завоевал в Каннах «Бронзового льва» в номинации «торговая реклама».
Руководство завода несколько раз (в 2006 и 2007 годах) заявляло о скором снятии модели с производства. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» с кузовом хэтчбек была завершён в 2007 году, хотя отдельные экземпляры дособирали ещё до осени 2009 года.
В конце января 2011 года с конвейера сошёл последний автомобиль модели ЗАЗ-1103 «Славута», который был продан с интернет-аукциона 11 февраля 2011 года за 47 020 грн.
Прямым наследником «Славуты» на конвейере стал ZAZ Forza.
Технические характеристики
Параметр | 1102 «Таврия» | 1103 «Славута» | 1105 «Дана» | |
---|---|---|---|---|
Тип кузова | хэтчбек 3 дв. | лифтбек 5 дв. | универсал 5 дв. | |
Количество мест, чел | 5 | 5 | 5 | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 745 | 790 | 790 | |
Полная масса автомобиля, кг | 1145 | 1190 | 1190 | |
Габаритные размеры, мм | длина | 3708 | 3980 | 3825 |
ширина | 1554 | 1578 | 1554 | |
высота | 1410 | 1425 | 1453 | |
Минимальный дорожный просвет, мм | 162 | 160 | 160 |
Параметр | 1102 «Таврия» | 1103 «Славута» | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Объём двигателя, л. | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.1 | 1.2 | 1.3 |
Мощность двигателя, л.с. | 53 | 58 | 63 | 53 | 58 | 63 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 158 | 165 | 145 | 147 | 157 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 16.2 | 15.9 | 15.5 | 17.5 | 17.4 | 16 |
Расход топлива по трассе при скорости 90 км/ч, л/100 км | 4.6 | 5.3 | 5.4 | 4.6 | 5.6 | 5.6 |
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 6.9 | 7.3 | 7.5 | 7.9 | 8.6 | 8.0 |
На автомобили ЗАЗ-110х в разное время устанавливались разнообразные двигатели МеМЗ со схожими параметрами, поэтому данные, которые занесены в таблицы, следует считать ориентировочными.
На практике «летний» расход топлива 6-6,5/7-8, за городом и в городе соответственно. Зимний расход немного увеличивается за счёт необходимости более длительного прогрева. При этом для карбюраторных моделей он может доходить до 10 л, что не является каким-то отклонением от нормы, а может быть всего лишь следствием специально повышенных, для этого времени года, оборотов.
Конструкция автомобиля и её особенности
- Двери:
имеют замки с вильчатым ротором и штырьевым фиксатором на кузове. Дверь задка снабжена замком для запирания снаружи, откидывается вверх на внутренних петлях и удерживается в открытом положении двумя газонаполненными телескопическими упорами.
- Система смазки:
комбинированная — под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, оси коромысел; разбрызгиванием масла — цилиндры и механизм газораспределения. Шестерёнчатый масляный насос с шестернями внутреннего зацепления, маслоприёмником и редукционным клапаном расположен на переднем торце блока цилиндров, приводится от коленчатого вала.
- Система питания:
Карбюратор эмульсионного типа, двухкамерный с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой, автономной системой холостого хода, сетчатым фильтром на входе топлива. Воздухоочиститель со сменным фильтрующим элементом. Топливный насос диафрагменный, с сетчатым фильтром и рычагом ручной подкачки топлива.
- Система вентиляции картера:
замкнута через воздухоочиститель и карбюратор.
- Система охлаждения:
жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным расширительным бачком, заполнена специальной незамерзающей жидкостью ТОСОЛ-А40М или ТОСОЛ-А65М. Термостат с твёрдым наполнителем ТС103-06. Начало открытия клапана при 87±2 °C; полное открытие при 102 °C[5].
Насос центробежный, приводится плоскозубчатым ремнём от коленчатого вала.
Электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя закреплён в кожухе радиатора, включается автоматически термовыключателем, находящимся в правом бачке радиатора.
- Система зажигания:
батарейная, номинальное напряжение 12 вольт, бесконтактная; имеет датчик-распределитель типа 5308.3706 или 5301.3706 с датчиком Холла, центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания с приводом от распределительного вала, коммутатор типа 3620.3734 и катушку зажигания типа 27.3705
Свечи зажигания А17ДВ-10 или А17ДВР с резьбой М14×1,25-6Е длиной ввёртной части 18 мм. Начальная установка угла опережения зажигания (5° до ВМТхода сжатия) устанавливается по меткам на шкиве коленчатого вала и защитной крышке привода механизма газораспределения.
- Система выпуска газов:
настроенная, с резонатором и глушителем. Выхлопной патрубок расположен сзади, слева.
- Сцепление:
однодисковое, сухое, диафрагментной нажимной пружиной. Привод включения сцепления механический, тросовый.
- Коробка передач:
механическая, двухвальная, трёхходовая с пятью передачами вперёд и одной назад, все шестерни (кроме шестерён заднего хода) косозубые с синхронизаторами. Переключение передач — дистанционное, рычагом и механизмом, установленным в туннеле пола кузова.
Передаточные числа:
Передача | Значение |
Первая | 3,454 |
Вторая | 2,056 |
Третья | 1,333 |
Четвёртая | 0,969 |
Пятая | 0,828 |
Задний ход | 3,358 |
- Главная передача:
цилиндрическая, косозубая. Передаточное число — 3,875
- Дифференциал:
конический, с двумя сателлитами.
- Привод колёс:
валы с шарнирами равных угловых скоростей. Левый вал короче, чем правый.
- Передняя подвеска:
независимая, типа «качающаяся свеча» с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двухстороннего действия.
- Задняя подвеска:
полунезависимая с поперечной балкой, цилиндрическими пружинами с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия.
- Рулевое управление:
реечное, с противоугонным устройством. Рулевой механизм соединяется с поворотными стойками боковыми тягами. Рулевой вал разрезной, части вала соединяются муфтой с резиновыми втулками.
- Колёса:
дисковые, штампованные, крепятся тремя гайками; размер обода 4J×13. Запасное колесо размещается в моторном отсеке.
- Шины:
радиальные, сверхнизкопрофильные, бескамерные с камерами размером 155/70 R13 модели БЛ-85.
- Тормозная система:
гидравлическая двухконтурная, состоящая из двух независимых систем для торможения передних и задних колёс по диагонали (левое переднее — правое заднее, правое переднее — левое заднее).
Передние тормоза — дисковые, имеют плавающую скобу и автоматическую компенсацию износа накладок тормозных колодок.
Задние тормоза — барабанные, колодки плавающие с автоматической компенсацией износа накладок тормозных колодок.
Стояночный тормоз — ручной, с тросовым приводом на колодки задних колёс от рычага, расположенного на туннеле пола между передними сидениями.
- Аккумуляторная батарея
типа 6СТ-44А, необслуживаемая.
- Наружное освещение и световая сигнализация
- фары с галогенными лампами, встроенными габаритными огнями, регуляторами наклона в зависимости от загрузки автомобиля, передние указатели поворотов с оранжевыми рассеивателями
- задние фонари, включающие в себя габаритные огни и противотуманные фонари с красными рассеивателями, указатели поворота с оранжевыми рассеивателями, фонари заднего хода и освещения номерного знака с белыми рассеивателями, боковые указатели поворотов с жёлтыми рассеивателями.
- Салон освещается плафоном, установленном над проёмом двери водителя.
- Оборудование кузова
- панель приборов: спидометр со счётчиком пройденного пути, измерительные приборы и контрольные лампы,
- пепельница на панели приборов и на обивках боковин,
- ящик для мелких вещей,
- противосолнечные козырьки,
- отопитель,
- очистители и омыватели переднего и задних стёкол
- наружное и внутренние зеркала,
- поручни с крючками,
- ремни безопасности двух типов — передние с инерционными катушками — передних и задних сидений,
- полка для мелких вещей за спинкой заднего сидения закрывающая одновременно багажное отделение,
- передний и задний пластмассовый бамперы,
- передние и задние проушины для буксировки автомобиля,
- фартуки задних колёс,
- грязезащитные брызговики двигателя.
Автомобиль может быть использован для работы с прицепом, имеющим тягово-сцепное устройство шарового типа по ОСТ 37.001.096-77, для установки которого в конструкции задних лонжеронов автомобиля предусмотрены по два отверстия диаметром 11 мм с каждой стороны.
Полная масса буксируемого прицепа:
- не оборудованного тормозами — 250 кг,
- оборудованного тормозами — 500 кг.
Тягово-сцепное устройство и переходные устройства для подключения электрооборудования прицепа в комплект автомобиля не входят.
Модельный ряд
- ЗАЗ-110216 — отличается от ЗАЗ-110206 изменённой панелью приборов, рулевым колесом с четырьмя спицами, двухрычажным переключателем под рулевым колесом и дополнительным оборудованием, повышающим комфортабельность и безопасность автомобиля.
- ЗАЗ-11022 — увеличено передаточное число главной передачи, изменена конструкция горловины топливного бака.
- ЗАЗ-11024 — грузопассажирский вариант легкового автомобиля с остеклённым кузовом типа «универсал».
- ЗАЗ-11026 — коммерческий вариант легкового автомобиля с неостеклённым кузовом типа «фургон» на базе «универсала».
- ЗАЗ-1122 модификацией автомобиля ЗАЗ-11206 или ЗАЗ-11216 отличающейся от базовой модели установкой двигателя объёмом 1,3л от ВАЗ-2108 — вместо МеМЗ-245.
- ЗАЗ-1140 является модификацией базовой модели ЗАЗ-110206 с установленным двигателем Фиат-903.
Соответствие коммерческих названий заводским индексам моделей:
Название в торговой сети | Заводской (конструкторский) индекс модели |
---|---|
«База» | 110206 0000010 32 |
«Стандарт» (для Украины) | 110206 0000010 33 |
«Стандарт» | 110206 0000010 35 |
«Стандарт» двиг. 1,1 л (срвт) | 110206 0000010 40 |
«Стандарт» двиг 1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110206 0000010 43 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л | 110207 0000010 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л (для России) | 110207 0000010 01 |
«Стандарт» 1,2 л с ГБО | 110207 0000010 70 |
«Люкс» | 110216 0000010 35 |
«Люкс» система «Сименс» требования Евро | 110216 0000010 40 |
«Люкс» двиг.1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110216 0000010 41 |
«Люкс» двиг. 1,2 л | 110217 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110217 0000010 36 |
«Люкс» двиг. 1,2 л с ГБО | 110217 0000010 75 |
«Люкс» двиг. 1,3 л | 110218 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) | 110218 0000010 40 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 41 |
«Тюнинг Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 48 |
Фургон грузопассажирский | 11024 00000010 |
Фургон грузопассаж. двиг. 1,2 л | 110247 0000010 |
Фургон грузопассаж. двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110247 0000010 36 |
Фургон грузовой | 110260 0000010 |
Фургон грузовой (для Сирии) | 110260 0000010 30 |
Фургон грузовой, двиг. 1,2 л. | 1102670 000010 |
Фургон грузовой, двиг.1,2 л. правосторонний руль | 110267 0000010 36 |
Для инвалидов | 110270 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 01 |
Для инвалидов | 110290 0000010 |
ЗАЗ-110240 «Таврия» — грузопассажирская модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. Её мелкосерийное производство было начато в 1991 году под именем ЗАЗ-11024 и продолжалось до 1997 года на базе ЗАЗ-110206. Для увеличения полезного объёма багажника было найдено интересное решение — вместо задних дверей установили крышку конфигурация, что увеличивает объём багажника. Снаряжённая масса автомобиля возросла на 33 кг по сравнению с базовым хэтчбеком. Пассажирский складной задний диван был сохранен.
Второй раз данная модель была поставлена на конвейер в 1999 году и изготавливалась на базе «Таврии-Нова». Эти модели комплектовались двигателем МеМЗ-245 с рабочим объёмом 1,1 л, а с 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110247, оснащённая двигателем МеМЗ-2457 рабочим объёмом 1,2 л.
Кроме того, выпускалась экспортная модификация ЗАЗ-110246 с расположенными справа органами рулевого управления (для стран с левосторонним движением). Также следует отметить создание примерно в 1993 году санитарной модификации, которая, однако, в серию не пошла.
ЗАЗ-110260 «Таврия» — грузовая модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. В отличие от аналогичного по назначению грузопассажирского ЗАЗ-110240, данная модель имела заглушены боковые окна за первым рядом сидений, сиденья располагались только спереди (соответственно, пассажировместимость составляла 2 человека), а кабина была отделена от грузового отсека решёткой. Грузоподъёмность ЗАЗ-110260 составляла 290 кг. Эта модель выпускалась, как и ЗАЗ-110240, сначала в 1992—1997 годах на базе ЗАЗ-110206, а затем, с 1999 года — на базе «Таврии-Нова». С 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110267, оснащённая двигателем МеМЗ-2457 с рабочим объёмом 1,2 л.
Существовала модификация ЗАЗ-110260-30. Её отличия от комплектации ЗАЗ-110260 заключались в кузове с отверстием в крыше под антенну. Устанавливался электродвигатель вентилятора радиатора повышенной мощности 90 Вт с датчиком включения вентилятора при низкой температуре. Кроме этого, передний и задний бамперы комплектовались заглушками; устанавливались декоративные колёсные колпаки от люксовой модификации «Таврии». Также от люксовой модификации сюда перекочевали панель приборов «Люкс», обивка двери задка, пластмассовая облицовка радиатора. Под капотом устанавливалась подкапотная лампа, а в салоне — дверные выключатели плафона освещения салона.
Автомобили «таврического» ряда
С 1994 года началось производство ЗАЗ-1105 «Дана» — модификации с кузовом «универсал». Тогда же была представлена и модель ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом «лифтбек», однако её серийное производство началось только в 1999 году. Примерно тогда же «Таврию» на конвейере начала сменять «Таврия Нова» — модификация созданная совместно с Daewoo, направленная на устранение выявленных недостатков и улучшения технико-эксплуатационных показателей (всего в количестве свыше 700). На «Таврия Нова» была произведена косметическая модернизация решетки радиатора, фар головного света и задних фонарей, а также начали применяться новые декоративыне колпаки на колёсных дисках размерности 4,5J с бескамерными шинами, на задней двери был установлен третий стоп-сигнал. Для повышения надежности автомобиля и повышения уровня пассивной безопасности были усилены несущие и технологические элементы кузова, что позволило снизить уровень шума в салоне. В тот же период был снят с производства универсал ЗАЗ-1105 «Дана».
ЗАЗ-1103 «Славута» (кузов «пятидверный лифтбек»)
ЗАЗ-1105 «Дана» (кузов «пятидверный универсал»)
ЗАЗ-11055 «Pick-Up»
Для справки, указаны цены в автосалонах Украины по состоянию на август 2007 года (переведённые в доллары США):
Модификация | Кузов | Двигатель | Комплектация | Цена |
110207-40 | хэтчбек | 1,2i | стандарт | 4870 |
110217-40 | хэтчбек | 1,2i | люкс | 5110 |
110218-40 | хэтчбек | 1,3i | люкс | 5660 |
110247-40 | универсал | 1,2i | стандарт | 4840 |
110307-42 | лифтбек | 1,2i | стандарт | 5260 |
110307-40 | лифтбек | 1,2i | люкс | 5572 |
110308-40 | лифтбек | 1,3i | люкс | 6340 |
110557-42 | фургон | 1,2i | стандарт | 5860 |
110557-71 | фургон | 1,2i | стандарт, ГБО | 6430 |
1989 ЗАЗ 1102 «Таврия»
1.0 л / 54 л.с.
1 хозяин
Предлагаем отличный вариант для коллекционеров и музеев,а так же ценителей данного авто!
Машина в прямом смымле слова с завода
Оригинальный пробег 169 км
Автомобиль полностью обслужен и заводится.
Цена: 255 000
auto.ru
Из истории «Таврии» ЗАЗ-1102
Во второй половине 60-х прошлого века по собственной инициативе разработчиками запорожского автозавода «Коммунар» было решено создать переднеприводную малолитражку. Проект такого автомобиля был практически разработан, однако «высоким начальством» эта идея поддержана не была. Объяснение было банальным: мол, для огромной советской страны автозавод не успевает выпускать и обычные «Запорожцы», потому выдумывать ничего не следует. «Коммунар» так и продолжал выпускать «горбатых», «ушастых» и «мыльницы», а чертежи новых разработок были заброшены пылиться на полку.
Такой подход продолжался до 1978 года, тогда «сверху» пришел приказ разработать принципиально новое авто с передним приводом. Начальство было удивлено когдо буквально через несколько месяцев первый опытный образец был вполне успешно собран. Однако тут же последовал приказ взять за основу для нового советского переднеприводного автомобиля появившийся недавно на западе «Ford Fiesta». Но разработчики из Запорожья этот прототип не стали копировать, а лишь дорабатывали свой автомобиль. В результате чего на «АвтоЗАЗ»-е появился хороший автомобиль, превосходящий по многим техническим характеристикам западные аналоги. «Таврию» в Министерстве АвтоПрома одобрили, однако за рубежом в это время стали появляться другие новые автомобили «Fiat», «Peugeot», «Renault» и другие. На автозавод «сверху» вновь стали поступать распоряжения об улучшении характеристик и вида нового автомобиля, однако дополнительный бюджет для этого не добавлялся. По этой причине в серию ЗАЗ-1102 «Таврия» пошла только с ноября 1987 года.
Заз-1102 «Таврия». О технических характеристиках
Сравнение с предыдущими моделями «Запорожца»< /h2>
«Таврию» принято сравнивать с предшествующей моделью «Запорожца» — ЗАЗ-968М. В дизайне, технологиях и конструкции произошло много изменений. Среди главных отличий нужно отметить то, что из задней части двигатель «Таврии» переместился в переднюю, а передние колеса стали приводные, охлаждение воздушного поменилось на жидкостное, изменилась также система отопления: салон стал равномерно прогреваться без лишнего шума. В ЗАЗ-1102 появились реечное рулевое управление, 5-ти ступенчатая коробка передач, пружинная независимая подвеска и радиальные шины.
Кузов и салон
У «Таврии» удалось улучшить обтекаемость, а кузов облегчить почти на 100 кг. Внутри салона стало комфортно и гораздо просторнее, а пассажирские сидения стало складывать гораздо проще.
Безопасность «Таврии»
Огромная работа была проведена для безлопастной эксплуатации автомобиля, который благодаря переднему приводу стал более устойчивым на дороге. Среди новшества следует отметить:
- травмобезопасную рулевую колонку;
- двухконтурный тормозной привод;
- энергоемкие бамперы;
- мягкую обивку стоек.
Экономичность и скорость ЗАЗ-1102
Для базовой комплектации «Таврии» предусмотрена максимальная скорость 145 км/ч, а для варианта «люкс» – 155 км/ч.
Особое внимание в ЗАЗ-1102 уделили экономичности. Согласно рекомендациям, самой экономной считается скорость движения примерно 90 км/час. При этом расход бензина автомобилем будет менее пяти литров на 100 километров. В свое время в связи с такой экономностью в качестве рекламы был снят ролик, который даже был удостоен приза на кинофестивале в Каннах. Сюжет рекламы заключался в том, что при необходимости «Таврию» можно заправить от зажигалки.
Отзывы владельцев «Таврии»
По словам владельцев, практически для всех владельцев «Таврии» ЗАЗ-1102, она была чем-то особым, сравнимым с супер автомобилем, типа «Mersedes AMG», «Bugatti Veyron» и т.п., способным влюблять в себя. Для обычных людей эта удобная «рабочая лошадка» – очень нужная вещь.
Все владельцы ЗАЗ-1102, отмечают ее хорошую вместимость и проходимость, малый расход топлива, относительную несложность в ремонте и при поиске запчастей, продуманность салона. В те времена для среднестатистического советского человека автомобиль ЗАЗ-1102 подходил идеально!
Заз-110247
«Таврия Нова» – новый этап в развитии ЗАЗ-1102
С развалом страны Советов судьба многого, в том числе и будущее ЗАЗ-1102 «Таврии» была неопределенной. Возникло множество, казалось бы, неразрешимых вопросов: где брать деньги, куда двигаться и прочих. Однако помощь пришла откуда ее вовсе не ожидали. Заводом «Коммунар» в Запорожье заинтересовалась автомобильная компания «Daewoo» из Южной Кореи. Вложенные ею в «АвтоЗАЗ» средства позволили усовершенствовать ЗАЗ-1102 и начать совместный выпуск обновленного автомобиля под брендом «Таврия-Нова». Модель оказалась весьма удачной и свое место в нише авторынка по достоинству заняла благодаря экономичности, неприхотливости, маневренности и низкой цене. «Таврия Нова» ЗАЗ-1102 выпускалась на автозаводе «Коммунар» немногим более 11 лет.
Последняя «Таврия» сошла с конвейера завода в январе 2011 года. Ее место заняла модель ЗАЗ-1103 «Славута», разработанная еще в 1999 году. Время «Таврии» закончилось, однако это не означает, что ее забудут. Многие владельцы ЗАЗ-1102 всегда будут считать ее любимой «рабочей лошадкой»!
Модефикации ЗАЗ-1102 «Таврия»
Базовой моделью «Таврии» считается ЗАЗ-110206 и именно с ней сравниваются модификации:
- ЗАЗ-110216 имеет отличия от ЗАЗ-110206 в безопасности и комфортабельности, усовершенствованной приборной панели; рулевое колесо сделано с четырьмя спицами, под ним установлен двухрычажный переключатель и дополнительное оборудование.
- ЗАЗ-11024 имеет остеклённый кузов типа «универсал», удобная машина для коммерческих целей.
- ЗАЗ-11026 – небольшой коммерческий «фургон», созданный на базе «универсала» имеющий неостекленный кузовов.
- ЗАЗ-1122 – отличие в установленном на автомобили ЗАЗ-11216 или ЗАЗ-11206 «жигулевского» двигателя от ВАЗ-2108.
- ЗАЗ-1140 это модификация ЗАЗ-110206, только с установленным двигателем FIAT-903.
ЗАЗ-1102 «Таврия», основные технические характеристики:
- Максимальная скорость по ровной дороге 165 км/час.
- разгоняется до скорости 100 км/час с места за 16.2 сек.
- Количество мест в салоне — 5.
- Масса автомобиля (укомплектованного) — 745 кг.