Рассказ жизнь ратными подвигами полна

logo

    • Предмет:

      Другие предметы

    • Автор:

      savannaandrade547

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • literatura
    Литература

    10 минут назад

    Роль эпиграфов в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Коротко.

  • himiya
    Химия

    14 минут назад

    Помогите решить задачу по химии(

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    15 минут назад

    Ребят помогите разделите их на группы количествиные и порядковые
    СКОЛЬКО?
    КАКОЙ?
    1)два пятый шестнадцать сорок третий девятый десять одиннадцать что пятьдесят двенадцатый сто первый

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    15 минут назад

    помогите пожалуйста срочно

  • matematika
    Математика

    20 минут назад

    в) в классе 12 мальчиков, что составляет части всех учеников класса. Сколько всего человек учится в классе?​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Каждый в своей жизни мечтал совершить что-нибудь героическое, сделать подвиг. Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами. Например, очень известен древнегреческий герой Геракл, который совершил двенадцать героических поступков, на которые не были способны обычные люди.  
Однако, на мой взгляд, подвиг может совершить каждый человек, но для этого потребуется огромная сила воли. В годы Отечественных войн, и Отечественной войны 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны, многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, рисковали своей жизнью, готовы были ею пожертвовать ради общего дела. Эти люди, русские солдаты, совершали подвиги, потому что их дело было делом чести и долга, потому что они становились на защиту людей и их жизней. 
 Я считаю, что подвиг связан с преодолением огромных трудностей, а также с проблемой выбора. Кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, мне кажется, мы сами решаем, совершать нам подвиги или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершение благого дела, достоин восхищения. Потому что очень мало людей задумывается о чем-то, кроме собственного благополучия.
В книге Бориса Васильева описывается подвиг Алексея Мересьева. Это был русский летчик в годы Великой Отечественной войны. Однажды его самолет сбили немцы, а самого Алексея выкинуло в зимний лес, который находился далеко от поселков и деревень. Алексей, у которого почти отняло ноги, в течение нескольких недель добирался пешком до людских поселений. А когда он, превозмогая самого себя, добрался до людей, его положили в госпиталь. А потом ему ампутировали ноги. Но Алексей, который не мог представить свою жизнь без полетов, без самолета, тренировался каждый день помногу часов, чтобы снова драться против немцев. Наконец, после долгих месяцев изнурительных тренировок, после преодоления внутренних трудностей и сомнений, Алексей смог воплотить свою мечту в реальность. Позже он получил звание Героя Советского Союза. 
Этот человек совершил настоящий подвиг. И таких людей в нашей истории, а также в истории всех других народов, очень много. Все они вдохновляют людей на совершение благих дел и на совершение подвигов. Подвиги необходимы, потому что они развивают в людях самые лучшие человеческие качества. 

  • Комментариев (0)

Жизнь ратными подвигами полна.

В процессе знакомства с историей и культурой своей страны человек растет духовно.

Без знаний о жизни предков, об их подвигах во имя Отчизны  нельзя воспитывать в себе чувство любви к Родине и гордости за своих соотечественников.

Вы уже знаете, что наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападению врагов. В эти трудные времена все народы Руси объединялись перед лицом общей беды.  Вставали на защиту своей Родины. Россия рождала многих героев, память о которых мы храним веками. Во все времена истории до нашего времени множество героических людей было и есть готовых мужественно защищать свою землю, свой народ.

На этом уроке мы перелистаем лишь некоторые героические страницы  истории народов России и докажем что всегда есть место подвигам. 

                                                     

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Башкирские кавалеристы в войне 1812 года

 Рабби Шнеур Залман — еврейский вклад в победу над Наполеоном 

В год наполеоновского вторжения рабби Шнеур Залман поддержал Россию и содействовал ее победе. Летом 1812/ года, когда армии Наполеона переправились через Неман и без боя вошли в Вильно, раби Шнеур-Залман решительно высказался за победу России. Раби Шнеур-Залман убеждал своих последователей помогать российской армии и жертвовать на нужды войны. Он сам рассылал разведчиков для сбора сведений. А когда французы подошли к Лядам, шестидесятилетний Алтер Ребе отправился со своей семьёй вслед за отступающей русской армией.

Алексей  Петрович Маресьев 

Алексей  Петрович Маресьев — пример воли, мужества, жизнелюбия. От своей мечты он не смог отказаться, даже когда потерял ноги, он к ней упрямо шел, так как любил небо. Никогда не кичился своими победами, да и не считал их подвигами. Алексей Петрович просто не умел и не хотел жить по-другому. 

Многонациональный героизм  в Великой Отечественной войне

Советский Союз был действительно многонациональной страной: в данных последней предвоенной переписи 1939 года фигурируют 95 национальностей, не считая граф «другие» (другие народности Севера, другие народности Дагестана). Естественно, среди Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы были представители почти всех советских народностей. Среди первых — 67 национальностей, среди вторых (по явно неполным данным) — 39 народностей.

Число героев, отмеченных высшими званиями, среди той или иной национальности в целом соответствует и отношению числа соплеменников к общей численности довоенного СССР.

Национальный состав Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги в годы Великой Отечественной войны:

русские — 7998 (в том числе 70 — дважды, 2 — трижды и 1 — четырежды)

Украинцы — 2019 (в том числе 28 — дважды),

Белорусы — 274 (в том числе 4 — дважды),

Татары — 161

Евреи — 128 (в том числе 1 — дважды)

Казахи — 98 (в том числе 1 — дважды)

Армяне — 91 (в том числе 2 — дважды)

Грузины — 90

Узбеки — 67

Мордва — 66

Чуваши — 47

Азербайджанцы — 41 (в том числе 1 — дважды)

Башкиры — 40 (в том числе 1 — дважды)

Осетины — 34 (в том числе 1 — дважды)

Марийцы — 18

Туркмены — 16

Литовцы — 15

Таджики — 15

Латыши — 12

Киргизы — 12

Карелы — 11 (в том числе 1 — дважды) и т.д.

Жизнь ратными подвигами полна

Автор: Леонова Ольга Юрьевна

Организация: МОУ «СОШ № 5»

Населенный пункт: Тверская область, г. Ржев

Тип урока: расширение имеющихся и «открытие» новых знаний.

Урок открытия новых знаний

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой», «подвиг».

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой»; углубить раскрытие темы – подвиг ратный;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
  • углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
  • Формировать уважение к своей малой родине, продолжить работу по увековечиванию памяти воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад.

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
  • Коммуникативные УУД:
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

  • уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;
  • расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.

Обеспечение:

  • Учебник: Виноградова Н.Ф., В.И. Власенко, А.В.Поляков «Основы духовно — нравственной культуры народов России: 5 класс».М.: «Вентана-Граф», 2015
  • Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер, экран.
  • Презентация «Жизнь ратными подвигами полна»

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая (деление учащихся на 4 группы)

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой к уроку.

2.Чтение стихотворения учителем на фоне приглушенного звона колоколов (слайд 2)

Древние,набатные,могучие,

Пробудив Россию ото сна,

Голосом красивым, благозвучным,
Пели на церквах колокола.

От беды спасали ежечасно
Песнею тревожною своей,
На победу звали громко, страстно,
Ради счастья будущих людей.

Источник:https://www.chitalnya.ru/work/548896/

Беседа с учащимися: (слайд3)

Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы звон колоколов.

— Ребята, а вы слышали колокольный звон?

-А где у нас можно услышать и увидеть колокола в действии?

-Когда они звучат?

Нельзя себе представить нашу страну Россию и наш город Ржев без храмов и колокольного звона. (слайд 4) Это ее символы. Ведь колокола звонили и в великие праздники – благовесты (с благой вестью), и в тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности, о горе. (слайд 5)Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.

А героями и их подвигами наша земля была богата всегда. Посмотрите на экран:(слайд 6)

— Кого вы видите на слайде?

(Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)

-Как вы думаете, что объединяет этих людей и чем они прославились?

3.Целеполагание и построение проекта урока

  • Прочитайте на слайде тему нашего урока. (слайд 7)

-Как вы понимаете «Жизнь ратными подвигами полна»?

Какова цель нашего урока?

(в ответах учащихся определяется цель урока)

Таким образом, мы с вами сегодня познакомимся с понятием «ратный подвиг», вспомним героев былых времен. Выясним, есть ли место подвигу и героя в наше время. Для начала узнаем, что же обозначают слова « подвиг», «ратный».

Для этого обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова. Найдите значение слов «подвиг», «ратный».

(обучающиеся работают со словарями, отвечают).

(слайд 8)Подвиг — героический поступок, совершённый в трудных условиях.

(слайд 9) Ратный – военный, боевой.

В разные исторические периоды наша Отчизна подвергалась нападению врагов. В эти трудные времена Россию защищали герои, память о которых мы храним веками. И в наше время есть мужественные люди, настоящие патриоты, которые готовы отдать жизнь за свою землю, свой народ.

-Кто такой герой в вашем понимании?

-Какими качествами должен обладать герой?

— Кого вы можете назвать из героев?

А есть ли место для ратного подвига в современной жизни? Приведите примеры.

4.Работа над новым материалом. Слово учителя.

Давайте вспомним историю России. Много героев взрастила наша святая русская земля. Сейчас более подробно познакомимся с ними и их ратными подвигами.

Святой князь Дмитрий Донской. (слайд 10) Когда русские воины шли воевать с врагом, их на Руси всегда благословляли священники. Обратимся к значению слова «благословляли».

-Как вы понимаете это слово? (ответы учащихся).

-А теперь найдите это слово в толковых словарях, зачитайте его значение.(слайд 11)

  1. 5.Работа с учебником

Откройте страницу 25, найдите текст «Благословение Сергия Радонежского». Прочитайте его самостоятельно и рассмотрите иллюстрации.

— У кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?(слайд 12)

-Найдите в тексте подтверждение следующей мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».(слайд 13)

-Каких героев можете назвать еще из текста? (слайд 14)

-Кого вы видите на иллюстрациях в учебнике?

6. Работа в группах. (знакомство с текстом и ответы на вопросы 10 мин.)

1группа (стр. 28-31)«Надежда Дурова», «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года», «Рабби Шнеур-Залман»

Вопросы:

— Кратко рассказать, о чем и о ком прочитали.

— В чем проявляется их ратный подвиг?

-Зачем представительнице «слабого пола» — женщине воевать?

(слайд 15)

  • Может быть, ее роль только в том, чтобы быть хозяйкой дома, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство?(слайд 16) Какими качествами обладали воины — башкиры?(слайд 17)

-Какой подвиг совершил Рабби Шнеур-Залман (слайд 18)

2 группа (стр. 31- 33) «Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине» ( об Алексее Маресьеве), «Александр Иванович Покрышкин ».

Вопросы:

— Кратко рассказать, о чем и о ком прочитали.

— В чем проявляется их ратный подвиг?

-Можно сказать, что Алексей Маресьев совершил подвиг?(слайд19)

Какие качества помогли А.И Покрышкину стать национальным героем и гордостью России?(слайд 20)

А кто знает, как А.И Покрышкин связан с нашим городом Ржевом Тверской области? (слайд 21)(ответы ребят)

3группа (стр.34-35) «Участие калмыков в Великой Отечественной войне», «Вклад мусульманских народов в Великую Победу»

Вопросы:

— Кратко рассказать, о чем и о ком прочитали.

— В чем проявляется их ратный подвиг?

— Какой вклад внесли многонациональные народы в Великую победу?(слайд 22)

4группа (по дополнительному тексту ) «Вклад воинов-казахстанцев 100 и 101 отдельных стрелковых бригад в освобождении нашего города Ржева»

Вопросы:

— Кратко рассказать, о чем и о ком прочитали.

— В чем проявляется ратный подвиг казахов?(слайд 23)

-Как вы думаете, почему нашей школе присвоили имя Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад?

— Как мы оправдываем это достойное звание? (слайд 24)

7.Проверка усвоения материала

Беседа с обучающимися по вопросам:

— О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?

— Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?

— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

Прочитаем вывод ко всему нашему уроку в учебнике на стр. 35

8.Подведение итогов. Рефлексия.

-Был ли полезен для вас урок?

-Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?

-Что бы вам хотелось узнать еще по этой теме?

9. Домашнее задание (по выбору):(слайд 25)

  • Параграф учебника стр.25-35
  • Подготовить сообщение о героях Родины,своей семьи, о месте подвига в наше время.
  • Подготовить проекты на темы: «Правнуки Победы о своих прадедах», «Герои Советского Союза – представители разных народов».

,

Приложения:

  1. file1.zip.. 9,0 МБ

  2. file0.doc.. 62,5 КБ

Опубликовано: 10.07.2021

МБОУ «Ново-Онохойская основная общеобразовательная школа»

Учитель истории: Архипова В А

Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна

Образовательная система:

ОДНКНР

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Педагогические цели:

сформировать понятие интернационализма подвига людей разного вероисповедания;

сформировать понятие патриотизма, служения Родине людей разного вероисповедания;

формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой»,  «подвиг»

Задачи:

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой»; углубить раскрытие темы – подвиг ратный;

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные  УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Предметные УУД:

уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;

расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества. 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная,  индивидуальная, групповая

Оборудование:

 мультимедийная презентация к уроку;

 аудиозапись «колокольный набат»;

 учебник Н.Ф.Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; видеофрагмент «Подвиг ратный, подвиг духовный».

Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите  рабочие места. (Парты  предварительно поставлены для работы в группах).

II.Актуализация  знаний.  Постановка темы и целей урока.

— Наш урок мы начнем с одного замечательного стихотворения Д.Кедрина «В тот колокол, что звал народ на вече» (Звучит аудиозапись стихотворения под  колокольный набат). Слайд №1

-Ребята, о чем  стихотворение, которое сейчас прозвучало?

Ответы учащихся.

— Слушая, вы, наверняка, обратили внимание, что стихотворение читалось под звуки. Что это за звуки? Как их можно охарактеризовать (грустные, тревожные)?

Ответы учащихся.

— Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это, как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники, и в тяжелую минуту испытаний звучал особенный  колокольный звон — набат, которые предупреждал  людей о нависшей опасности.

 — Ребята, а если мы обратились к стихотворению о войне под звуки набата, как вы думаете,  о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся.

— Хорошо, а теперь обратите  внимание на последнюю строку этого стихотворения.

Своих детей звала на смертный бой. 

— Что означает выражение «своих детей»?

Ответы учащихся.

 — Правильно. Значит, тогда  о ком мы еще будем говорить на уроке?

Ответы учащихся:Будем говорить о героях-воинах, защищавших родную землю от нападения врагов.

— Откройте учебник на с. 25 прочитайте тему нашего урока. Правильно ли мы думаем? Итак, тема урока «Жизнь ратными подвигами полна». Слайд №2

— Есть ли в теме урока  слова, которые вам понятны?

— — Есть ли в теме урока  слова, которые вам непонятны?

— Как вы понимаете эту тему? Давайте вместе разберемся.

Ответы учащихся.

-Что означает «подвиг»? Слайд №3

Ответы учащихся.

— А «ратный подвиг» — это какой подвиг? Предлагаю обратиться к Толковому словарю. Работа со словарем в группе.

— Ребята, а подвиг может совершить каждый человек? Как называют таких людей?

Ответы учащихся.

Объяснение  значения слов «подвиг», «ратный» и «ратный подвиг», «герой».

Тогда какие цели мы поставим перед собой при изучении этой темы?

Ответы учащихся: Тема урока «Жизнь ратными подвигами полна», о героях Отечества и сформулируем понятие об их ратном подвиге.

— Действительно, наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападениям врагов, которые хотели ее ослабить. Русь рождала множество героев, память о которых хранится  веками. Давайте сегодня мы вспомним, а может кто-то и узнает впервые об этих людях и о тех подвигах, которые они совершили. Но рассказывать вы будете сами, работая в группе  с текстом учебника.

III Работа по теме урока.

— Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомните правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе. Прежде чем читать текст, данный  на карточке, внимательно прочитайте те вопросы, ответы на которые нужно найти в тексте. Распределите обязанности и выберите тот вопрос, на который вы будете отвечать в группе. Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.

IV Физкультминутка «Будем мир мы защищать» 

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. 
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

V Продолжение работы по теме урока.

Итак, прежде чем каждая группа начнет выступать, я прошу вас, ребята, внимательно посмотреть один видеофрагмент

(Видео «1380» 00.00-03.00мин.)

 — Ребята, о каком Святом Сергии идет речь?

Ответы учащихся. Сообщение учителя об этом святом.

Будущий святой получил при рождении имя Варфоломей. Когда он подрос и ушел в монастырь, он взял имя Сергий. Он был таким же человеком, как и мы, но сама его жизнь была подвигом. Настолько была велика его  вера в Бога, что еще при жизни он совершал чудеса, к нему шли люди за утешением и благословением. Как говорили про Сергия Радонежского современники, он мог тихими и кроткими словами действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца.

Обладая такими высокими духовно-нравственными качествами, как любовь к ближнему, безграничная доброта и терпение, смирение. Все эти качества позволили ему не только стать Великим Святым земли Русской (сейчас вы видите перед собой икону этого святого), но и примирять враждующихмежду собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, князю Дмитрию, рассказывать о котором продолжит 1 группа.

Отчет групп

Слайд №4, 5, 6

1 группа Карточка №1 с.25-28 «Благословление Сергия Радонежского». Дмитрий Донской.

Прочитайте текст на стр.25-26 «Благословление Сергия Радонежского» и найди в тексте подтверждение мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».

Также ответь на вопросы:

  1. Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
  2. К какому народу он принадлежал?
  3. Как долго служили татары российским государям? Оставались ли  касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте
  4. Оцени работу своей группы.

Видео «1812» (00.00-01.01мин.)

Слайд 7

2 группа  Карточка №2 с. 29- 31 «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года»

Прочитайте текст на стр. 29-30 «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. К какому народу принадлежали герои текста?
  3. Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?
  4. Какими нравственными качествами обладали воины-башкиры? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  5. Оцени работу своей группы.

Слайд 8

3 группа Карточка №3 с.30-31 «Рабби Шнеур-Залман»

Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли евреи  одержать победу в  Отечественной войне 1812 года? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  4. Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман  о Наполеоне?
  5. Оцени работу своей группы.

Видео «ВОВ» (10 сек.)

Слайд 9

4 группа Карточка №3 с. 31-32 «Александр Иванович Покрышкин».

Прочитайте текст на стр. 32-33  «Александр Иванович Покрышкин».

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. Какой национальности ваш герой?
  3. Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?
  4. Какие качества помогли  А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
  5. Оцени работу своей группы.

  Слайд 10

5 группа Карточка №5 с.34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
  4. Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  5. Оцени работу своей группы.

Слайд  №11 с информацией о народах, участвовавших в ВОВ.

VI Подведение итогов  урока.

— Ребята, мы выслушали все группы. Давайте подведем итог. Каждая группа представляла героя или народ. Ответьте мне на такой вопрос, а зависело ли отношение к войне, к победе над врагом от того, к какой национальности принадлежал человек? Или это зависело от нравственных качеств, которыми обладали люди?

Ответы учащихся.

— Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?

— О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?

Ответы учащихся. Учитель обобщает ответы детей, и «нравственные черты» героя появляются на Слайде№12

— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

Учитель читает притчу «Веник» Слайд №13

 — Давайте сейчас переложим эту притчу на наш урок, на нашу жизнь.

Учитель раздает ученикам по веточке и просит сломать ее. Потом раздает по еще одной веточке и просит собрать в веник каждую группу. Далее учитель собирает веники  от каждой группы и создает один большой веник. Просит одного из мальчиков сломать его.

Вывод: В вашем классе, ребята, все разные и по отдельности каждого можно легко сломать. Но когда мы все вместе сломать нас врагу невозможно. Но в тоже время чтобы одержать победу над врагом, надо всем нам обладать теми качествами, которыми обладали герои нашего урока, совершившими великий  ратный подвиг во имя Отечества.

Я вам желаю, ребята, чтобы в вашей жизни тоже было место подвигу!

 — Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

VII Рефлексия.Слайд №14

Продолжи предложение.

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Список используемой  литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций  / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко,  А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2017 – 160с. : ил.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений  / С.И.Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: изд-во Эксмо, 2002. – 736с.
  4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 544 с., ил.

Приложение 1.

В тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил, 
Попал снаряд, летевший издалече, 
И колокол, сердясь, заговорил.
Услышав этот голос недовольный —
Бас, потрясавший гулкое нутро, 
В могиле вздрогнул мастер колокольный, 
Смешавший в тигле медь и серебро.
Он знал, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра, — 
У колокола в голосе звенели 
Малиновые ноты серебра.
Когда ж врывались в Новгород соседи
И был весь город пламенем объят,
Тогда глубокий звон червонной меди
Звучал, как ныне. Это был набат!
Леса, речушки, избы и покосцы 
Виднелись с башни каменной вдали. 
По большакам сновали крестоносцы, 
Скот угоняли и амбары жгли…
И рухнули перил столбы косые, 
И колокол гудел над головой 
Так, словно то сама душа России 
Своих детей звала на смертный бой. 

Д. Кедрин

Приложение 2

Подвиг — героический, самоотверженный поступок.

Ратный – военный, боевой.

Ратный подвиг – подвиг, совершенный на войне.

Герой — человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(Толковый словарь Ожегова С.И.)

Приложение 3

Карточка №1

   Прочитайте текст на стр.25-26 «Благословление Сергия Радонежского»    и найди в тексте подтверждение мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».

Также  ответь на вопросы:

1.Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?

2.К какому народу он принадлежал?

3.Как долго служили татары российским государям? Оставались ли  касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте.

4.Оцени работу своей группы.

Карточка №2

Прочитайте текст на стр. 29-30

«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. К какому народу принадлежали герои текста?
  3. Что воины — башкиры делали для победы в войне 1812 года?
  4. Какими нравственными качествами обладали воины-башкиры? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  5. Оцени работу своей группы.

Карточка №3

Прочитайте текст на стр. 30-31

«Рабби Шнеур-Залман» и ответьте на вопросы:

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли евреи  одержать победу в  Отечественной войне 1812 года? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  4. Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман  о Наполеоне?
  5. Оцени работу своей группы

Карточка №4

Прочитайте текст на стр. 32-33  

«Александр Иванович Покрышкин».

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. Какой национальности ваш герой?

   3. Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?

4.Какие качества помогли  А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?

5. Оцени работу своей группы.

Карточка №5

Прочитайте текст на стр. 34

                    «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
  4. Оцени работу своей группы.

Приложение 4

Притча «Веник»

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

План-конспект урока в 5 «А, Б, В, Г, Д» классах

Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна.

Программное содержание. Героические страницы из истории нашей страны.

Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма солдат. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

Цель урока: формировать представления учащихся о Героях Отечественной войны 1812 года.

Учебная: сформулировать понятие «Отечественная война», «Ратный подвиг».

закрепить нравственные понятия «Патриотизм», «Любовь к Отечеству».

Воспитательная: развивать нравственные личностные качества (любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своей страны);

Материально-техническое оснащение урока: учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс, план-конспект урока, презентация, проектор, компьютер.

Планируемые результаты:

Предметные — определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Личностные — анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Метапредметные — выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

План:

  1. Самоопределение к деятельности (огр. момент).

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Решение учебной задачи

  5. Первичное закрепление

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой

  7. Обобщение

  8. Рефлексия

  9. Итоги урока. Домашнее задание.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Самоопределение к деятельности

Здравствуйте ребята! Кого нет в классе? На прошлом уроке мы с вами обобщили раздел «Бережное отношение к природе». Сегодня у нас с вами необычный урок, посвященный Героическим страницам из истории нашей страны.

Отвечают

1 мин

2. Актуализация знаний

1 уровень: читать стр. 49-55; 2 уровень: Как мы можем участвовать в охране природы?; 3 уровень: подготовить рассказ «Заповедники Башкортостана».

— Кто из вас не слышал о славнейших былинных богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче? (Отвечают).

— Кто из вас не мечтал быть похожим на них? И точно – нет такого человека, который не видел бы картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Рассмотрите внимательно куртину В.М. Васнецова «Три богатыря» (слайд №1).

— Что вы о них знаете ребята? (прославились подвигами).

— А кто опишет нам портрет Д.Донского? (слайд №2) Ведь он тоже совершил подвиг.

— А что объединяет эти две картины?

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

5 мин

3. Постановка учебной задачи и темы урока

— Что такое ратный подвиг? (Высказывают мнения)

Подвиг – героический поступок, в трудных условиях. Это конкретное проявление внутренней красоты и духовного богатства и высокой нравственности человека (слайд №3).

Ратный подвиг – это проявление мужества, героизм, самоотвержности в военной области, в боевой обстановке. Ратный подвиг совершается в интересах Родины, Отечества, родной земли (слайд №4).

— Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

— Какова цель урока?

— Какие задачи будем выполнять в ходе нашего урока?

— Проблемный вопрос: Подготовим ответ на вопрос: «Если в наше время место ратного подвига? Если место подвигу в современном мире?»

Отвечают на вопросы формируют тему и цели.

Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна.

Цель: формировать представления о Героях войны.

-Познакомиться с ратными подвигами.

-Сформулируем понятие «Отечественная война».

-Узнать, какую лепту вносили в победу над врагом люди разных национальностей.

-Узнать что поддерживало людей в трудное для их страны время.

5 мин

4. Решение учебной задачи

Интеллектуальная разминка (за каждый ответ по баллу отмечают учащиеся на листах Самооценивание).

1.Объединение, союз народов называется….

2.В России проживают народы разных национальностей поэтому она является

….. страной.

3. Что такое нравственность, помогает разобраться наука …

4. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины называется….

5. Ратный подвиг означает …. (Слайд №6)

Обсудим вместе

Внимательно посмотрите на картины и подумайте, что их объединяет. (Показ репродукций картин слайд №7)
— Что же объединяет все эти художественные произведения? (Тема – война)
— С какими ассоциациями у вас связано это понятие – война? (Смерть, боль, слёзы, разруха, страдания..)
— Попробуйте перечислить качества человека, связанные с понятием – «защита Родины» (любовь к Родине, ненависть к врагу, героизм, самоотверженность).
— Все эти понятия можно объединить одним словом – Патриотизм.

— Вот какое толкование этого понятия дано в словаре С.И.Ожегова: (Читают ученики)

«Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». – С.И.Ожегов
«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его» – В.И.Даль.

-В разные исторические эпохи русский народ с великим мужеством и отвагой защищал своё Отечество. Сегодня мы коснемся темы «Отечественной войны 1812 года».

Отвечают

1. Федерация.

2. Многонациональной страной.

3. Этика.

4. Патриотизм.

5. Воинский подвиг.

Записывают определение

7 мин

5. Первичное закрепление

Индивидуальная работа. Ответьте на вопросы

1. Какие два сильнейших государства участвовали в войне 1812 года?
(Россия и Франция)
2. Кто возглавил армии?
(Кутузов и Наполеон)
3. Кто помогал русской армии в разгроме врага?
(Ополченцы и партизаны)
4. Что заставило людей, никогда не служивших в армии, взяться за оружие?
(Любовь к Родине, патриотизм)
5. Как названа война 1812 года?
(Отечественная)
6. Почему война получила такое название?
(Всё отечество поднялось на защиту Родины)

В ходе беседы появляется схема:

Отечественная война 1812 года

Франция — Наполеон — Армия — Поражение
Россия — Кутузов — Армия Партизаны Ополчение – Победа (Слайд №8, 9)

Отечественной называется война, в которой все население, весь народ поднимается на защиту своего Отечества. В Отечественной войне 1812 года в боевых действиях против французов участвовала не только регулярная русская армия, но и многочисленные партизанские войска, простые крестьяне и горожане.

Народное ополчение формировалось и в смутное время, когда Россия оказалась перед угрозой полного уничтожения.

Вывод: Следовательно, Отечественная война — это война за свою страну, в тот момент, когда само существование страны оказывается под угрозой. Война всего народа.

Задание: Используя текст с.28-29 рассказать о Надежде Дуровой. Обсудим вместе — работа в парах.

-Зачем представительнице «слабого пола» — женщине воевать? Может быть, её роль только в том, чтобы быть хозяйкой дома, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство? (Слайд №10)

Схема:

Отечественная война 1812 года

Франция — Наполеон — Армия — Поражение
Россия — Кутузов — Армия Партизаны Ополчение – Победа.

Отечественной называется война, в которой все население, весь народ поднимается на защиту своего Отечества.

Читают текст, отвечают на вопросы.

10 мин

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с текстом «Башкирские кавалеристы» с. 29-30. Работа в парах. (Слайд №11)

 Какими же качествами обладали воины – башкирцы?

Вывод. История России показывает, что победа над врагами складывалась из совместных усилий всех людей, независимо от их национальности.

Читают текст отвечают на вопрос.

6 минут

7. Обобщение

О чем говорит иудаизм с. 30-31. Читаем текст о Рабби Шнеур-Залман. Письменно отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

6 мин

8.Рефлекси

Оцените урок по степени актуальности. (шкала от 1 до 5)

Что было наиболее важным и значимым, возникали ли трудности?

1)Что такое ратный подвиг?

2)Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?

3)Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

4) Был ли полезен для вас урок?

5) Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?

5) Есть ли в нашем современном мире место ратным подвигам?

  • «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;

  • «На этом уроке меня порадовало…»;

  • «Я похвалил бы себя…»;

  • «Особенно мне понравилось…»;

Отвечают на вопросы

3 мин

9. Итоги урока. Домашнее задание.

Оценки подсчитайте все баллы на листочках Самооценивание.

1 уровень: читать стр. 25-35; 2 уровень: задание с.27 . Составить по картине совестный портрет Дмитрия Донского; 3 уровень для сильных учащихся: подготовить проекты: «Герои партизаны Великой Отечественной войны», «Правнуки Победы о своих прадедах», «Место подвига в наше время» задание стр. 35.

Всем спасибо за внимание. До сведение.

Записывают домашние задание

2 мин

Жизнь-ратными-подвигами-полна.pptx

Презентация по ОДНК 5 класс- Жизнь ратными подвигами полна

Презентация по ОДНК 5 класс-  Жизнь ратными подвигами полна

Тема урока: ЖИЗНЬ РАТНЫМИ ПОДВИГАМИ

Тема урока: ЖИЗНЬ РАТНЫМИ ПОДВИГАМИ

Тема урока:
ЖИЗНЬ РАТНЫМИ ПОДВИГАМИ ПОЛНА

РАТНЫЙ ПОДВИГ героический поступок, совершённый в трудных условиях – это деяние, совершаемое человеком во имя других военный, боевой

РАТНЫЙ ПОДВИГ героический поступок, совершённый в трудных условиях – это деяние, совершаемое человеком во имя других военный, боевой

РАТНЫЙ ПОДВИГ

героический поступок, совершённый в трудных условиях
– это деяние, совершаемое человеком во имя других

военный, боевой

Кто изображен на картинах?

Кто изображен на картинах?

Кто изображен на картинах?

КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ? КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ

КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ? КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ

КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ?
КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ?

Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность  к самопожертвованию

Икона «Сергий Радонежский и Дмитрий

Икона «Сергий Радонежский и Дмитрий

Икона «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской»

Надежда Дурова – первая в Русской армии женщина-офицер

Надежда Дурова – первая в Русской армии женщина-офицер

Надежда Дурова – первая в Русской армии женщина-офицер. Принимала участие в Отечественной войне 1812 года.

Презентация по ОДНК 5 класс- Жизнь ратными подвигами полна

Презентация по ОДНК 5 класс-  Жизнь ратными подвигами полна

Презентация по ОДНК 5 класс- Жизнь ратными подвигами полна

Презентация по ОДНК 5 класс-  Жизнь ратными подвигами полна

Презентация по ОДНК 5 класс- Жизнь ратными подвигами полна

Презентация по ОДНК 5 класс-  Жизнь ратными подвигами полна

Посвящён Кузьме Минину и князю

Посвящён Кузьме Минину и князю

Посвящён Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Иван Никитович Кожедуб -советский военный деятель, лётчик-ас времён

Иван Никитович Кожедуб -советский военный деятель, лётчик-ас времён

Иван Никитович Кожедуб -советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза.

Виктор Васильевич Талалихин — военный лётчик, одержавший шесть воздушных побед в воздушных боях, первый в

Виктор Васильевич Талалихин — военный лётчик, одержавший шесть воздушных побед в воздушных боях, первый в

Виктор Васильевич Талалихин— военный лётчик, одержавший шесть воздушных побед в воздушных боях, первый в СССР применивший ночной таран над Москвой, Герой Советского Союза.

Александр Матвеевич Матросов (1924-1943) 19 лет

Александр Матвеевич Матросов (1924-1943) 19 лет

Александр Матвеевич Матросов(1924-1943) 19 лет

Герой Советского Союза, рядовой пехоты. Совершил самоотверженный подвиг, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота.

ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ПОДВИГА В СОВРЕМЕННОЙ

ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ПОДВИГА В СОВРЕМЕННОЙ

ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ПОДВИГА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ?

Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к…

Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к…

Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.

Написать сочинение на тему:

«Героями не рождаются, героями становятся!»

«В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ!»

Сделать проект на тему –

«Место подвига в наше время»,

«Правнуки Победы о своих прадедах»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

  • Рассказ зимняя дорога читать
  • Рассказ жизнь на дне океана биология 5 класс кратко
  • Рассказ зимняя дорога пушкин
  • Рассказ жизнь маши мироновой капитанская дочка
  • Рассказ жизнь ивана семенова второклассника и второгодника читать