Рассказ зима по методике в к воробьевой

Семинар — практикум «Особенности современных форм, методов работы в

Семинар - практикум «Особенности современных форм, методов работы в

Семинар — практикум«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»

МБДОУ №102

Подготовила и провела:
Саркисян Э.М.

Цель семинара — практикума: Активизация форм повышения квалификации педагогов

Цель семинара - практикума: Активизация форм повышения квалификации педагогов

Цель семинара — практикума:

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ;
Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития

Актуальность проблемы речевого развития

Актуальность проблемы речевого развития

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Условия успешного речевого развития

Условия успешного речевого развития

Условия успешного речевого развития.

1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность

Особенности развития связной речи в раннем возрасте

Особенности развития связной речи в раннем возрасте

Особенности развития связной речи в раннем возрасте

Особенности развития связной речи в младшем дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в младшем дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в младшем дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в среднем дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в среднем дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в среднем дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте

Затруднения в развитии диалогической речи

Затруднения в развитии диалогической речи

Затруднения в развитии диалогической речи

Застревание на второстепенных деталях и, как результат, малоинформированность диалога;
Отсутствие инициативы в диалоге, незаинтересованность в продолжении диалогического общения;
Различного рода недостатки отбора языковых средств;
Адресация собственных реплик «в никуда»;
Неадекватность истолкования невербальных средств диалога, применяемых собеседником;
Большее значение в диалоге отдается невербальным средствам коммуникации;
Бедная лексическая наполняемость диалога.

Затруднения в развитии монологической речи

Затруднения в развитии монологической речи

Затруднения в развитии монологической речи

Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления;
Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность;
Низкий уровень употребляемой фразовой речи (сложных синтаксических конструкций);
Трудности в формировании высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, логического мышления);
Различного рода недостатки отбора языковых средств;
Трудности в установлении причинно-следственных связей, взаимоотношений действующих лиц.

Сравнительная таблица форм связной речи

Сравнительная таблица форм связной речи

Сравнительная таблица форм связной речи

Характеристика

Диалогическая речь

Монологическая речь

Форма речи

Первичная

Развивается на основе диалога

Цель

Потребность непосредственного живого общения

Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности

Возраст формирования

3 – 5 лет

Начинает к 5 годам

Система языка

Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса

Условия коммуникации

Связность высказываний

Ситуация возникновения

Ситуативная

Запрограммированная (планируемая)

Виды предложений

Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений

Связное развернутое изложение

Невербальные средства (мимика, жесты, интонация)

Широко используется

Мало используется

Работа педагога

Развивать

Целенаправленно обучать

Развитие навыков диалогической речи

Развитие навыков диалогической речи

Развитие навыков диалогической речи

Развитие навыков монологической речи

Развитие навыков монологической речи

Развитие навыков монологической речи

Обучение творческому рассказу

Обучение творческому рассказу

Обучение творческому рассказу

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Мнемотехника

(греч.) – «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;
2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

МНЕМОТАБЛИЦЫ На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи

МНЕМОТАБЛИЦЫ На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи

МНЕМОТАБЛИЦЫ

На дворе

звенит

капель,

по полям

бежит

ручей,

на дорогах

лужи.

Скоро выйдут

муравьи

после

зимней стужи.

Пробирается

медведь

сквозь

лесной

валежник.

Стали птицы

песни

петь,

и зацвёл подснежник.

«Весна»

Новый Год» Встали девочки в кружок, встали и примолкли

Новый Год» Встали девочки в кружок, встали и примолкли

«Новый Год»

Встали

девочки

в кружок,

встали

и примолкли.

Дед Мороз

огни зажёг

на высокой ёлке.

Наверху —

звезда,

бусы в два ряда.

Пусть не гаснет

ёлка,

пусть горит

всегда!

Методика развития связной речи

Методика развития связной речи

Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема)

Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память.
Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа.
Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия.
Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное — наречие -,,,,,,,, прилагательное —

www.themegallery.com

Рассказ «Зима» (по методике В

Рассказ «Зима» (по методике В

Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой)

www.themegallery.com

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая,…

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая,…

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста
необходимо давать цветные таблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:

лиса- рыжая,
мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Собака ест. 1 этап. Субъект + предикат ест спит смотрит нюхает нашла

Собака ест. 1 этап. Субъект + предикат ест спит смотрит нюхает нашла

Собака ест.

1 этап. Субъект + предикат

ест

спит

смотрит

нюхает

нашла

Собака ест кость. 2 этап. Субъект + предикат + объект действия

Собака ест кость. 2 этап. Субъект + предикат + объект действия

Собака ест кость.

2 этап. Субъект + предикат + объект действия

Рыжая собака ест кость. 3 этап

Рыжая собака ест кость. 3 этап

Рыжая собака ест кость.

3 этап. Атрибутив + субъект + предикат
+ объект действия.

Умная собака. Рыжая Голодная

Умная собака. Рыжая Голодная

Умная собака.

Рыжая

Голодная

Злая

Дрессированная

Умная

Собака ест ароматную кость. 4 этап

Собака ест ароматную кость. 4 этап

Собака ест ароматную кость.

4 этап. Субъект + предикат + атрибутив
+ объект действия.

Умная собака ест ароматную кость

Умная собака ест ароматную кость

Умная собака ест ароматную кость.

5 этап. Атрибутив + субъект + предикат + атрибутив
+ объект действия.

Собака сидит на траве. 6 этап.

Собака сидит на траве. 6 этап.

Собака сидит на траве.

6 этап. Субъект + предикат + предлог + объект действия.

Интересная книга лежит на письменном столе

Интересная книга лежит на письменном столе

Интересная книга лежит на письменном столе.

7 этап.

Предлог + субъект + предикат + объект действия

.

На столе лежит книга.
8 этап.

Атрибутив + субъект + предикат + предлог + объект действия.


Новая книга лежит на столе.
9 этап.

Предлог + субъект + предикат + атрибутив + объект действия.



На столе лежит интересная книга.
10 этап.

Атрибутив + субъект + предикат + предлог + атрибутив + объект действия.

Предметно-схематические модели

Предметно-схематические модели

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко

www.themegallery.com

Схема описания и сравнения посуды

Методика коллаж Т.В. Большева www

Методика коллаж Т.В. Большева www

Методика коллаж Т.В. Большева

www.themegallery.com

Коллаж — это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры

Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры

www.themegallery.com

Коллаж — это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мыш­ление.

 .  

Мнемотехника www.themegallery.com

Мнемотехника www.themegallery.com

Мнемотехника

www.themegallery.com

Практическая часть www.themegallery

Практическая часть www.themegallery

Практическая часть

www.themegallery.com

Задание: игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Назовите формы речи.
Какие умения развиваются в диалоге.
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи.
Назовите структуру повествования.
Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
Рассказ сюжет, которого развертывается во времени.
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
Ведущий прием для активизации речи и мышления.

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)

Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

В тихом омуте черти водятся.

Молчаливый рот — золотой рот (Германия)

Слова — серебро, а молчание – золото.

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

Язык до Киева доведет.

Задание: объясни выражения Дело в шляпе

Задание: объясни выражения Дело в шляпе

Задание: объясни выражения

Дело в шляпе

Все в порядке

Плясать под чужую дудку

Действовать не по собственной воле

Как на иголках

Состояние крайнего волнения,
беспокойства

Чесать язык

Болтать попусту

Морочить голову

Отвлекать от основного дела
пустыми разговорами

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)

Семья – душа

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Доме – стены

В своем доме и стены помогают.

Опереньем – ученьем

Красна птица опереньем,
а человек ученьем.

Кормит – портит

Труд кормит, а лень портит.

Время – час

Делу время, потехе – час.

Тепло – добро

При солнышке тепло,
при матери добро.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пёс без шапки

Красные усы

Красивый цыплёнок

Серебряная курочка

Чёрная туфелька

Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

Синквейн

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Примеры синквейна На тему любви:

Примеры синквейна На тему любви:

Примеры синквейна

На тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
На тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

www.themegallery.com Синквейн-загадка

www.themegallery.com Синквейн-загадка

www.themegallery.com

Синквейн-загадка

Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

Синквейн

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Говорун Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки

Говорун Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки

Говорун

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.
На подготовку дается 3 минуты. (слаженность, быстрота, четкость).

Правила для смелых и упорных педагогов www

Правила для смелых и упорных педагогов www

Правила для смелых и упорных педагогов

www.themegallery.com

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

РЕФЛЕКСИЯ «СОЛНЦЕ И ТУЧА»

РЕФЛЕКСИЯ «СОЛНЦЕ И ТУЧА»

РЕФЛЕКСИЯ«СОЛНЦЕ И ТУЧА»

Дальнейшие планы www.themegallery

Дальнейшие планы www.themegallery

Дальнейшие планы

www.themegallery.com

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи;
Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников;
Реализация образовательных проектов в области речевого развития.
2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу о развитию связной речи детей.
3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.
4. Провести для родителей консультации, беседы по теме «Развитие речи дошкольника».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Гимназия №1619 имени М.И.Цветаевой»

Мастер класс

« Искусство составления рассказа »

Подготовили:

Бикина Н.Н.

Шейкина И.А.

    09.11.2016 г.

                                                 г. Москва

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

( Слайд 2 )

Актуальность темы:

 Проблема обучения искусства составления рассказов у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако составление рассказов у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

 ( слайд 3 )

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

И мы хотели бы вас научить некоторым нетрадиционным способам развития речи детей, такие как:

( слайд 4 )

Мнемотехника-  ( др. греч. Искусство запоминания )- совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

( слайд 5 )

Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация.

Она состоит из картинок (изображений), соответствующие словам или словосочетаниям текста.

Таким образом, все рассказы, стихотворения, сказки зарисовывается схематически. После это ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Давайте рассмотрим пример:

(слайд 6 )

(Слайд 7).

Мы хотели бы вас научить еще одной методике составления рассказов. Методика В.К. Воробьевой.

Методика обучения навыкам связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ:

— динамичен, в нем происходит быстрая смена действий;

— Смысловая программа повествовательного рассказа достаточно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события.

 ( слайд 8).

А теперь давайте по данной схеме рассмотрим, принцип работы данной методики.

Он заключается в следующем:

В.К. Воробьевой разработан такой способ, который существенно отличается от широко распространенного метода словесного выяснения с опорой на вопросы. Этот способ показа смысловой структуры рассказа и способа связи предложений в нем, некоторые наглядно продемонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – цепной рассказ.

А теперь мы предлагаем вам научиться составлять рассказ по данной методике. ( РАЗДАЕМ КАРТИНКИ )

( слайд 9).

А теперь вы, наверно устали. Давайте играем в игру «Черное-Белое»! Она тоже относится к нетрадиционному искусству составления рассказов (тип: рассуждение).

Принцип этой игры в следующем: Игра «Черное-белое”

Взрослый поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница”, «Волк”, «Цветок”, «Стульчик”, «Таблетка”, «Конфетка”, «Мама”, «Птичка”, «Укол”, «Драка”, «Наказание” и т.д.

Молодцы мы с вами отдохнули, а теперь продолжим…..

И следующая  одна из новых технологий это СИНКВЕЙН

( слайд 10 )

( слайд 11 )

Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1 строка —  тема — называется одним словом,
2 строка —  это описание темы — в двух словах,
3 строка – это действия — в трёх словах,
4 строка – это  предложение из четырёх слов,
5 строка  — это одно слово, которое  выражает настроение.

( Слайд 12, 13, 14) – Примеры

 ( слайд 15 ) — Итог

( 16 слайд КОНЕЦ )

Слайд 1 Современные технологии развития речи дошкольников
Куликова Анна Константиновна,
учитель – логопед МБДОУ

Детскийсад «Алиса» г. Димитровграда Ульяновской обл.

Современные технологии развития речи дошкольниковКуликова Анна Константиновна,учитель – логопед МБДОУ Детскийсад «Алиса» г. Димитровграда Ульяновской обл.


Слайд 2Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению

в школе во многом определяется уровнем речевого развития

Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем


Слайд 3 Актуальность проблемы речевого развития

К концу дошкольного возраста

речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.
Однако процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Актуальность проблемы речевого развития К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка


Слайд 4Условия успешного речевого развития.

1. Развитие речи детей происходит только в общении

со взрослыми и сверстниками.

2. Речь педагога должна быть грамотна и литературна.

3. Развивать у детей понимание речи, упражняя их в выполнении словесной инструкции.

4.Обеспечить развитие звуковой культуры речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

5. Постоянно совершенствовать у детей грамматический строй речи, обогащать и активизировать их словарь и развивать связную речи.

6. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

7. Поощрять детское словотворчество.

Условия успешного речевого развития. 1. Развитие речи детей происходит только в общении со взрослыми и сверстниками.2. Речь


Слайд 5 Введение в действие ФГОС ДО потребовало не только изменения структуры

образовательной программы, но и поиска новых подходов к организации работы с детьми, особенно к работе по развитию речи. Необходим поиск эффективных технологий развития речи дошкольников в разных видах детской деятельности.

Введение в действие ФГОС ДО потребовало не только изменения структуры образовательной программы, но и поиска новых


Слайд 6
Современное дошкольное образование должно быть политехнологичным.
Педагогические технологии для

развития речи детей должны быть адекватны возрастным возможностям детей и гарантировать результат.
Конечным результатом речевого развития детей дошкольного возраста является развитие у них качественной устной связной речи, существующей в форме диалога и монолога.

Современное дошкольное образование должно быть политехнологичным.Педагогические технологии для развития речи детей должны быть адекватны


Слайд 7 Современные инновационные образовательные технологии формирования связной речи детей

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Современные инновационные образовательные технологии формирования связной речи детей Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки


Слайд 8

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками

моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными


Слайд 9
Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника —

(греч.) – «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;
2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Метод наглядного моделирования К методам наглядного моделирования относится мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это


Слайд 10

Мнемотехника в детском саду:
Особенность мнемотехники — применение не изображений предметов,

а символов, которые максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных и птиц используют символ дома, а для диких (лесных) — елка.
Структура мнемотехники
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, переходить на мнемодорожки и позже к мнемотаблицами.
Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.
Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация.

Мнемотехника в детском саду:Особенность мнемотехники — применение не изображений предметов, а символов, которые максимально приближены к


Слайд 12

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна

Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,Глухов В. П. –


Слайд 13

Рассказ «Зима»
(по методике В.К. Воробьевой)

Рассказ «Зима»  (по методике В.К. Воробьевой)


Слайд 14

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко
Схема описания и сравнения посуды

Предметно-схематические модели Т.А.ТкаченкоСхема описания и сравнения посуды


Слайд 16Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить

результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного


Слайд 17Структура синквейна
Синквейн состоит из 5 строк
Его форма напоминает ёлочку
1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

1 слово

1 строка – Название предмета (существительное или местоимение).
2 строка – Слова-признаки (прилагательные)
3 строка – Слова-действия (глаголы)
4 строка – Предложение из четырех слов
(фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора)
5 строка – Обобщающее слово
(ассоциация — существительное)

Структура синквейнаСинквейн состоит из 5 строкЕго форма напоминает ёлочку1 слово2 слова3 слова4 слова1 слово1 строка – Название


Слайд 18«Карты Проппа»

Сказки — это первые произведения детей, через которые

они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление. Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача педагогов попытаться заинтересовать ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и конечно же запомнить это. Помогут нам в этом карты Проппа. 
Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных функций. У Проппа этих функций — тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций.

«Карты Проппа»  Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их


Слайд 19Игровое пособие из 31 карточки которые состоят из символов и иллюстраций,

по которым дети узнают события и эпизоды сказки.

Читайте с ребенком сказку и сопровождайте чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После этого, покажите своему ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.
Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.

Игровое пособие из 31 карточки которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и


Слайд 20Сказка «Волк и семеро козлят» (фрагменты сказки)

Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят.

Вот созвала она всех семерых деток и говорит:
-Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите волка берегитесь.

И пошла коза в лес, корму принести.

Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: — Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла.

Сказка «Волк и семеро козлят» (фрагменты сказки)


Слайд 21 На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя

карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумывайте героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

-Не откроемся, — закричали они, — ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк.

…отворили ему дверь. А тот , кто вошел, был волк.

Мораль:
— Слушайся маму- Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома – вообще не подходи к двери.
Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом.
— Не верь обещаниям посторонних . Добро всегда сильнее зла.

На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе


  • Рассказ жуковского кубок читать
  • Рассказ зеленые волны навигатор
  • Рассказ жмурки по м булатову
  • Рассказ зеленая лампа грин краткое содержание
  • Рассказ жить прожить не поле перейти