Рассказ зощенко история болезни юмористический или сатирический



5



0

Автор рассказа «История болезни» не просто смеется над тем, что происходит с его героем, но высмеивает больничные будни с их хамством и безразличием к человеку.

Пафос рассказа направлен против подобного отношения к человеку.

История показывает нам не просто смешные сцены, но прямо-таки абсурдные. Это не юмор, а сатира. Мы не только смеемся, мы негодуем и боремся против этой бесчеловечности.



2



0

Можно ли назвать рассказ «История болезни» Зощенко юмористическим? Конечно нет, потому что если мы и смеемся над описанными в рассказе событиями, то смех наш получается отнюдь не веселым. автор не стремится поднять нам настроение описанием каких-то смешных ситуаций. Напротив, он стремится заинтересовать нас творившимся в больнице беспределом.

Простой больной, едва попав в больницу обнаруживает полное равнодушие медицинского персонала, пренебрежение им своими обязанностями, наплевательское отношение к жалобам больных, антисанитарию. Писатель старается показать нам, что в медицине еще много нерешенных проблем.

Этот рассказ яркая сатира, тем более едкая, что единственным отделом больницы, который работал быстро, оказался отдел, рассылающий извещения о смерти.



2



0

В рассказе Чехова «История болезни» описывается не комическая, смешная ситуация, а абсурдность происходящего, ибо показано бездушие врачей к состоянию и процессу лечения своих пациентов. Разве это смешно, когда «лекарь» удивляется тому, что его подопечный ещё жив, несмотря на все врачебные «усилия»? В этой абсурдности и проявляется жёсткая сатира писателя, который стремится вызвать внимание к проблеме у общественности. Прошло уже более 100 лет с момента создания истории болезни Петра, а как мало изменений произошло в данной «сфере». Все те же неправильные диагнозы, хамство в больнице, ощущение себя «вещью», которую передвигают, перемещают по коридорам «лазаретов». Как главный герой рассказа напоминает порой нас самих, обратившихся за помощью, и получивших «услуги», вместо лечения…



1



0

Наверно нужно пояснить, что юмор это больше является шуткой, рассказом забавной и по большей части , вымышленной историей, тогда как сатира обличает реальные недостатки.

Рассказ Зощенко про «Историю болезни», является вполне правдивым и автор , в свойственной ему манере описывает ситуацию, произошедшую с пациентом в больнице.

Юмора в этом рассказе предостаточно в разных комических его эпизодах, но это только ярче освещает все недостатки, творящиеся не только в конкретном лечебном заведении, а в самом здравоохранении тех лет.

Поэтому этот рассказ является именно сатирой, где Зощенко бичует нравы лечащего персонала – грубость, бестактность, неуважение к людям, душевную черствость.



1



0

«История болезни» Михаила Зощенко повествует о человеке, который попал в госпиталь с высокой температурой и брюшным тифом. Глазами главного героя показывает, каково находиться в подобном «заведении»: у приемного пункта надпись на плакате гласит о времени «выдачи трупов», что неприятно больным людям. Никакого уважения к пациентам: на вежливые замечания отвечают грубостью и хамством. Вместо того, чтобы дать отдельную ванную со свежей водой, готовы «обмывать», как лошадей, в той, где уже занято. Все это произошло с главным героем только в первые часы прибытия. А потом у него создается впечатление, что это не госпиталь, а больница для сумасшедших: в палате по тридцать человек, все с разными диагнозами.

Персонаж приходит в себя, спустя несколько дней, проведенных в беспамятстве, готов выписываться, да не тут-то было: заразился коклюшем, который попал к нему с невымытой посудой из детского отделения.

В итоге, все же выписался, напоследок еще испытав сыпь на нервной почве , изрядно задержавшись с госпитализацией. Дома уже не ждут: по ошибке сообщили, что их родственник умер.

В общем-то, смешно, все это, можно было бы сказать, если бы не печально… Конечно, автор посмеивается, иронизирует над бытом, устройством, укладом больницы, где персонал должен быть чутким, все чистеньким, «стерильным», аккуратным, а вместо этого… не до смеха.

Так что, кроме юмористического, рассказ получается сатирическим: Зощенко высмеивает в своем произведении подобные заведения, их уклад и добавляет, что хворает теперь только у себя дома.

"История болезни" Михаила Зощенко юмористический рассказ

Недавно о нем говорили на лекции. Репин был художником и рисовал портреты, но приобрел странную репутацию. Никто не хотел позировать для его портретов, так как, после того, как Репин нарисует его, человек умирает.

Юмор это что то доброе, направленное на неопределенное лицо. «Приезжает муж из командировки…». А сатира, едкое замечание в адрес конкретных лиц. «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»(«Ревизор» Л.Н.Толстой).Предлагаю продолжить фразу так: «Друг юмора-сатиры сон!»

Всегда помнилась конечно песня в исполнении Вячеслава Невинного «Губит людей не пиво». Ну а вообще конечно, такие комедии запоминались очень быстро и самого начала и до конца. Много моментов, которые лично мне запомнились, и выделять можно много, но песни… Что Невинный, что Олег Даль с песенкой про купидона… А потом когда герой Даля у любовницы и тут грохочут сапоги и тут появляется… чёрный кот! ))) а у них такой выраженный испуг, что просто умора… А вот первая новелла мне что-то не совсем нравится и я её часто пропускаю.

Тяжела и неказиста жизнь слепого окулиста. Лучше нет специалиста, когда выпьет граммов триста.

Тяжела и неказиста жизнь беззубого дантиста: флюс лечил он у штангиста, зубы рвал у каратиста.

Тяжела и неказиста жизнь соседей пианиста: знают все этюды Листа в исполнении садиста.

Анекдоты ценны в нашей жизни бесспорно. С помощью их можно «пережить» многие негативные моменты. И как показывает жизненный опыт, то большое количество анекдотов, хранящееся в головах людей, «всплывает» именно в критичных ситуациях. При этом важно именно умение и эмоции при рассказе их. Вот это действительно ценность, ксожалению не у всех получается интересно «каламбурить».

Я знаю немало интересных анекдотов, но большинство из них относится к категории «18+».

Первый не из пахабных, что пришёл на ум:

Лежат в хирургии на соседних койках два мужчины, один из них весь переломанный, в бинтах с головы до ног, одни глаза и рот незакрыты. Второй у него спрашивает:

  • Где тебя так угораздило?
  • На охоте.
  • Что медведь напал?
  • Нет. Иду я значит по лесу, смотрю небольшая нора, ружьё на изготовку, и крикнул в нору: «Уууу!», оттуда заяц выскочил, застрелил его, посидел, выпил, закусил и иду дальше. Смотрю нора побольше, ружьё на изготовку и в нору: «Уууу!», оттуда лиса выскочила, застрелил её, посидел, выпил, закусил и иду дальше. Смотрю ещё больше нора, я в неё: «Уууу!», оттуда медведь, я бац-бац, лежит медведь, посидел, выпил, закусил. Иду дальше, смотрю огромнейшая нора, думаю вот здесь зверь и сидит, ружьё на изготовку и в нору: «Уууу!», тишина, я опять: «Уууу!», тишина, я опять: «Уууу!», а оттуда: «Тууууу…!» и электричка как даст мне!

Открытый урок по литературе в 8 классе по теме:
Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-исследование.

Цели урока:

Образовательные

1)   
Анализ и восприятие художественного
текста.

2)   
Мотивация к чтению
художественных произведений.

3)   
Выделение смысловых частей
литературного произведения.

Воспитательные

1)   
Воспитание нравственных
качеств и эстетического вкуса. Формирование  гуманистических ценностей.

Развивающие

1)   
Развитие навыков
самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного
мышления.

Образовательные

1) Воспринимать и анализировать художественный текс.

2)Развивать мотивацию к чтению художественных произведений.

3)Давать характеристику героев и выражать  отношение к прочитанному.

4)Выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.

Воспитательные

1)  Воспитывать навыки самопознания и адаптации.

 2)Формировать нравственную ориентацию

  3)Формировать эстетические потребности.

Развивающие

1)   Развивать образность мышления и воображения.

2)   
Развивать эмоциональную
отзывчивость и восприимчивость.

3)   
Развивать речь и культуру
чувств.

4)   
Развивать навыки и умения
квалифицированного читателя.

Структура урока.

       I.Организационный
момент

       II. Анализ
текста

         1.Проверка
домашнего задания.  Работа с таблицей по вопросам Блума.

    2. Фишбоун. (причинно-следственная связь и мотивы поступков
героев)

        III.
Сопоставление разновидностей комического

1.    
Кластер

2.    
Синквейны

3.    
Анекдотические миниатюры

4.    
Презентация

                3.
Выводы.

               4.
Домашнее задание.

        5.Оценки за работу на уроке.

Методы обучения.

1)   
По способу усвоения
в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности.

А) объяснительно иллюстративный.

Б) репродуктивный

В) проблемное изложение

Г) частично-поисковый

Д) исследовательский

       2)  По
комбинированию разных признаков.

            А) методы
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

             Б)
методы стимулирования и мотивации учащихся.

            В) методы
контроля и самоконтроля.

        3)  По
сочетанию способов деятельности учителя и учащихся.

            А) метод
преподавания-объяснения

            Б) метод
научения

            В) метод
поисков

Виды учебной деятельности.

Рецептивная: чтение наиболее значимых фрагментов текста.

Репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пересказ
фрагментов.

Продуктивная,
творческая:
устное словесное
рисование, творческая работа с кластерами, синквейны, составление фишбоуна,
постановка миниатюр из анекдотов.

Поисковая: комментирование художественного текста,
поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей.

Исследовательская: анализ рассказа, формулирование цели и задач
урока.

Внутрипредметные м
межпредметные связи:

литература, русский
язык (словарная работа), музыка

Требования к
уровню подготовки учащихся.

 Знать: содержание
рассказа, определение понятий «сатира», «ирония» , «юмор» «абсурд» и
«гипербола».

Понимать: идейно-тематическую направленность
произведения.

Уметь: анализировать произведение ; оценивать
действия героев; находить в тексте описание героев и мест их пребывания;
определять средства художественной выразительности в тексте; сопоставлять
произведения; работать с ИКТ

Виды контроля.

Заполнение опорной 
таблицы по вопросам Блума. Заполнение таблицы фишбоун. Работа в группах по
составлению кластеров и синквейнов по понятиям «Разновидности комического»,
«ирония», «юмор», «ирония». Лексическая работа с текстом по группам. Сопоставление
видов комического ( рассказ, презентация, миниатюры) Выразительное чтение
эпизодов по ролям.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Понимать,     что
справедливо,      чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо,- вот цель
разумной жизни.

                                           (Платон) 

Сформулируйте цель урока       

Слайд 2

  Тема урока:  Рассказ
М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?

Слайд 3

Цель урока

Работа над вопросом:
чего больше – грустного или смешного в рассказе (анализ текста) и определение
разновидности комического в рассказе М.Зощенко «История болезни»

Слайд 4

Задачи урока

      1. Проанализировать текст:

      А) ответы Блума (проверка домашней работы) 

      Б) фишбоун (причинно-следственная связь и
мотивы поступков героев)

      В) групповая работа (лексические особенности
рассказа)

      2.Сопоставить разновидности комического

      А) кластер

      Б) синквейны

Слайд 5

Проверка домашнего
задания

Ответы на вопросы
Блума

КТО

главный

герой

ЧТО с

ним про-

изошло

ГДЕ происхо-дит
действие

КОГДА

ПОЧЕМУ

автор об этом рассказал

Слайд 6

КТО

главный

герой

ЧТО с

ним про-

изошло

ГДЕ происхо-дит действие

КОГДА

ПОЧЕМУ

автор об этом рассказал

Петя (автор)

Заболел брюшным ти-фом

В больнице

В 1920-1930 гг

Чтобы показать все недостатки в больницах

Слайд 7

Причинно-следственные
связи и мотивы поступков героя

Фишбоун

Слайд 8

Готовый фишбоун

Слайд 9

Работа в группах

1 группа:  Выписать из текста все фразеологические обороты

        2 группа:
Выписать слова и выражения, которые следует пояснить

         3 группа:
Выписать смешные и необычные выражения.

 Слайд 10

Чего больше в
рассказе – грустного или смешного?

Слайд 11

Кластер

Разновидности
комического

Слайд 12

Синквейны

      1 группа: Со словом «ЮМОР»

Юмор

Добрый, незлобный

Смеяться, улыбаться,
хохотать

Юмор делает людей
добрее

Смех

      2 группа: Со словом «САТИРА»

Сатира

Гневная, едкая

Задуматься, поменять,
протестовать

Изобличение пороков,
противоречащих нравственным законам

Осмеяние

      3 группа: Со словом «ИРОНИЯ»

Ирония

Легкая, незлобная

Улыбнуться,
задуматься, понять

Употребление слов с
противоположном значении

Насмешка

Слайд 13

К какому виду
комического можно отнести рассказ Зощенко?

Слайд 14

      К какому виду комического можно отнести
миниатюры?

Слайд 15 – 29

Анекдоты современных
больниц

Слайд 30

К какому виду
комического можно отнести материалы презентации?

Слайд 31

Привести в
соответствие

Юмор                
Рассказ

Ирония              
Презентация

Сатира               
Миниатюры

Слайд 32

Вывод

Юмор предполагает
веселый доброжелательный смех. В рассказах Зощенко к смеху примешивается
досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, изображает героя в
карикатурном виде. Это признаки сатиры.

Слайд 33

Данные сатирика у вас
– налицо, чувство иронии очень остро. И лирика сопровождает его крайне
оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у
кого.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность обучающихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Проверьте свою готовность к уроку: на вашем рабочем месте должны лежать следующие принадлежности: дневник, тетрадь, учебник и пенал.

Открываем тетради, записываем число (…), КЛАССНАЯ РАБОТА и оставляем одну строчку для записи темы .

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования, мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Проверка домашнего задания

А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием.

Домашнее задание состояло в следующем: необходимо было ответить на вопросы:

1. Что такое юмор?

2. Назовите другую разновидность комического.

3. В чем отличие сатиры от юмора?

4. Только ли для поднятия настроения нужны юмор и сатира?

5. Назовите авторов юмористических и сатирических

произведений, изученных на уроках.

6. Составьте синквейн со словами юмор и сатира

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, проверяют домашнее задание.

  1. Насмешка, не обижающая чувств других.

  1. Сатира.

  1. Юмор – добрый смех, сатира же высмеивает недостатки или пороки человека.

4. Чтобы люди посмотрели на себя со стороны.

  1. Н.В. Гоголь,

А.П. Чехов,

М.Е. Салтыков-Щедрин

  1. Примерные варианты:

Юмор

безобидный, ироничный

развлекает, смешит, забавляет

«мягкая» шутка

смех

Сатира

острая, колкая

высмеивает, обличает, заставляет задуматься

выставляет напоказ пороки

обличение

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция; целеполагание, самоконтроль знаний;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания обучающихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Ребята, на прошлом уроке, слушая рассказ, вы смеялись. Но ничего на свете Зощенко так не удручало, как то, что люди весело смеялись, читая его рассказы. Он считал, что не смеяться надо, а плакать. «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал»,- говорил автор.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетрадь.

Рассказ называется «История болезни». Но ведь это медицинский термин. Что он означает? (важнейший медицинский документ, в котором содержатся сведения о больном, о развитии его болезни, исследования, методы лечения)

— Есть ли все это в рассказе?

— Только ли о болезни героя рассказывает автор? Или болен кто-то еще? Вот на эти вопросы мы попробуем сегодня и ответить.

Какова же цель нашего урока?

Анализируют, находят закономерность

Формулируют тему и цель урока.

(«Комическое в рассказе М.М. Зощенко «История болезни»)

Отвечают на вопросы.

Посредством анализа художественного текста выявить приемы сатирического повествования, с помощью которых писатель М.М. Зощенко привлекает внимание к больным проблемам общества.

Личностные: самоопределение, умение сотрудничать с учителем и учащимися;

Регулятивные: целеполагание, умение вносить дополнительную информацию;

Коммуникативные: постановка вопросов, умение управлять своим поведением;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

— С каким писателем вы познакомились на прошлом уроке?

Проверим, насколько хорошо вы запомнили факты из его биографии. Предлагаю вам игру «Правда или ложь», в ходе которой вам надо заполнить таблицу (приложение 1).

Я сообщаю какой-то факт, вы определяете: правда это или ложь (правда +, ложь -).

  1. Зощенко зовут Михаил Михайлович? (+)

  2. Зощенко родился в семье писателя? (-; художника)

  3. Закончи университет с красным дипломом (-; не закончил университет, так как ушел на фронт);

  4. Целью его творчества было разоблачение мещанства и духовной нищеты? (+)

  5. Михаил Михайлович писал романы? (-; писал рассказы, повести, пьесы)

Проверьте свои ответы по эталону. Обратите внимание на ошибки (при наличии), которые допустили вы. Прокомментируйте ошибочные утверждения.

— Какие ассоциации возникают у вас при слове «болезнь»?

— Было ли вам смешно при чтении рассказа?

— Что вызвало смех?

— Кто главный герой? Вспомним рассказ и подумаем, чего в нем больше: смешного или грустного.

Перед вами числовая ось, на которой мы будем отмечать основные моменты. Если будет смешно, мы делаем шаг по положительному лучу, если будет грустно – по отрицательному.

(приложение 2)

— Почему попал в больницу?

— Докажите, что больница особенная.

— Почему мог не выздороветь?

— Почему долго не выписывали?

— Почему теперь предпочитает хворать дома?

(проверка по эталону, приложение 3).

— Чего же больше в рассказе? (грустного)

Отвечают на вопросы, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

М.М. Зощенко

Заполняют таблицу.

1

2

3

4

5

+

+

Проверяют ответы, комментируют ошибочные утверждения.

Отвечают на вопросы, работают с числовой осью.

Проверяют по эталону.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция, выполнение учебного действия;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы, обоснование своего мнения;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование коммуникативного высказывания, умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.

Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания.

(Изучение нового материала)

Организует обучающихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

— Какую поговорку мы встречаем в начале рассказа?

— Какой смысл этой поговорки?

Больного с диагнозом “брюшной тиф” привозят в больницу. 

—  Что не понравилось рассказчику в больнице сразу же после приезда? Почему? 

— Что говорит герой фельдшеру, едва оправившись от шока?  

— Что же он слышит в ответ? 

— Почему рассказчику не понравилось на обмывочном пункте?

Казалось бы, медсестра должна извиниться и отложить на время процедуру «купанья». Но она привыкла видеть перед собой не людей, а пациентов. А с пациентами что церемониться? Она спокойно предлагает ему залезть в ванну и не обращать на старуху внимания: «У нее высокая температура, и она ни на что не реагирует. Так что вы раздевайтесь без смущения».

На этом испытания больного не заканчиваются.

— Что происходит дальше с пациентом? 

— Обратите внимание: по мнению медсестры, у рассказчика двужильный организм. Как вы это понимаете?

— Почему медсестра так считает?

— Как вы считаете, случайно ли больничное место рассказчика оказалось возле раскрытого окна?

— Затем, через несколько дней, уже начав выздоравливать, он заболевает коклюшем. Как медсестра объясняет это? Прочитайте ее слова.

Очень характерно: виноват не тот, кто отвечает за чистоту прибора, а тот, кто из нее «кушает».

— Когда же герой окончательно поправляется, ему никак не удается вырваться из больничных стен. Почему? И что он узнает дома?     

— Чем заканчивается рассказ? Прочитайте.

— Что же высмеивает писатель в своем рассказе? 

Против чего направлен рассказ М. Зощенко «История болезни»?

Составим же историю болезни. Чтобы понять, с какой болезнью мы имеем дело, надо определить основные симптомы. Для этого поработаем в группах:

  1. группа выписывает фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы;

  1. группа анализирует речь героев, выписывает просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы, гиперболы;

  2. группа анализирует речь героев, выписывает слова высокого стиля, канцеляризмы;

4 группа обращает внимание на описание мимики, жестов героев, выписывает слова, характеризующие их;

5 группа обращает внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке: какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные, есть ли вводные слова и словосочетания. 

Обсуждают, делают выводы, доказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы.

Дома и солома едома.

Огромный плакат на стене: «Выдача трупов от 3-х до 4-х». Такое объявление сразу наводит на мрачные мысли, ведь больному и так плохо, а тут — лишнее напоминание о смерти.

Больным не доставляет интереса это читать».

Если…  вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трех до четырех выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать

Во-первых, не понравилось само название: обмывочный пункт лучше называть ванной; во-вторых, в ванне уже сидела больная старуха, а его заставили раздеваться прямо при ней.

Выдается халат не по росту. Но одежда, которую выдали рассказчику, оказалась все-таки лучше, чем у остальных больных, потому что хоть она и была намного больше необходимого размера, но больничное клеймо стояло на рукаве, а не на спине или груди, что морально унижало человеческое достоинство.

Двужильный – сильный, крепкий.

Потому что, несмотря на то, что они случайно положили его у раскрытого окна, он всё равно выздоровел.

Возможно, больничное место рассказчика неслучайно оказалось возле больничного окна: герой неоднократно выражал свое недовольство по поводу больничного обслуживания, чем вызывал неудовольствие фельдшера и медсестры; возможно, так они решили проучить капризного больного и побыстрее от него избавиться

«Наверно, вы подхватили заразу из соседнего флигеля. Там у нас детское отделение. И вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребенок»

Потому что его то забывают выписать, то «кто-то не пришел, и нельзя было отметить», то весь персонал занят организацией движения жен больных. Наконец, уже после того как больной все же покидает больницу, дома его ждет последнее испытание: жена рассказывает, как неделю назад она получила из больницы извещение (позже выяснилось, посланное по ошибке) с требованием: «По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа».

«В общем, -сообщает бывший   пациент, — мне   почему-то стало неприятно от этого происшествия, и я хотел   побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошел. И теперь хвораю дома».

Низкий уровень медицинского обслуживания, бюрократическую манеру работы больничного персонала.

Рассказ М. Зощенко «История болезни» направлен против бездушного, административного отношения к людям.

Работа в группах с текстом. Составляют кластер.

В процессе работы группа вписывает необходимые ответы и приклеивает на заранее заготовленный кластер (приложение 4)

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование, коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия), выполнение учебного действия;

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение, обоснование своего мнения; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление

— Какие средства в рассказе помогают создать комическую ситуацию? Составляем кластер

«Средства комического в рассказе

М.М. Зощенко «История болезни»

— Чью историю болезни рассказал нам М.М. Зощенко? Как вы понимаете название рассказа.

Каким правильнее назвать рассказ М. Зощенко: юмористическим или сатирическим? Почему? Ответ запишите.

Сатира – острое, беспощадное обличение и высмеивание человеческих пороков, негативных явлений общественной жизни.

Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

«История   болезни» — один   из   тех   рассказов Зощенко, в котором изображение грубости, крайнего неуважения к человеку, душевной   черствости   доведено   до предела. Человек, выписываясь из больницы, радуется   уже   тому, что   остался жив, и, вспоминая больничные условия, предпочитает «хворать дома».

Отвечают на вопросы. Записывают вывод.

Рассказ М. Зощенко правильнее назвать сатирическим, потому что он высмеивает не какие-то незначительные мелочи жизни, а целое общественное явление – бюрократию и страдания людей, которые с ней связаны.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

Сейчас необходимо написать небольшое письмо, в котором вы обратитесь к автору рассказа, герою, учителю или однокласснику. В письме Вы можете выразить свое мнение о прочитанном, услышанном, усвоенном, задать вопрос, поделиться своими чувствами, ощущениями или эмоциями от работы на уроке.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке…

Выставление оценок за работу на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Работа происходит в группе.

Чтение писем.

По опорным предложениям ребята оценивают свою работу на уроке.

Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

— Создать иллюстрации к «Истории болезни»;

— подготовить чтение эпизода (по выбору) по ролям;

— Написать аннотацию к рассказу «История болезни»;

Анализируют и выявляют степень готовности

Регулятивные: оценка результатов работы;

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

  • Рассказ зощенко елка распечатать текст
  • Рассказ зощенко елка отзыв
  • Рассказ зощенко елка о чем рассказ
  • Рассказ зощенко великие путешественники читать бесплатно
  • Рассказ зощенко великие путешественники распечатать