Рассказа платонова никита тема

Литература

5 класс

Урок № 38

А. П. Платонов. «Никита»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Рассказ о биографии и творчестве А. П. Платонова;
  2. Умение разграничивать быль и фантастику в рассказе «Никита»;
  3. Рассмотрение душевного мира главного героя и его отношение с природой.

Тезаурус

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Фантастика – это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного.

Буду век вековать – жить всю жизнь.

Ощериться – значит проявлять раздражение, злость.

Просо – это хлебный злак, из которого получают пшено.

Трудодень – это единица учёта труда колхозников.

Сени – это нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).

Передник – это одежда, защищающая перед платья от загрязнения.

Горница – это чистая половина крестьянской избы.

Олицетворение – троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Эпитет – это художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Список литературы

Обязательная литература:

1. В. Я. Коровина. Литература. 5 класс. В 2-х частях. Ч.2// Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2016. – с. 292.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 2007.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

Электронные ресурсы:

1. Из писем Андрея Платонова: https://imwerden.de/pdf/platonov_iz_pisem.pdf (дата обращения: 24.06.2019)

2. Русские писатели. XX век: Андрей Платонович Платонов. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы: https://a4format.ru/pdf_files_bio/46405a84.pdf (дата обращения: 24.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Уже десять лет тому назад Ямская чуть отличалась от деревни. Деревню же я до слёз любил, не видя её до 12 лет…» — вспоминал в автобиографии писатель Андрей Платонов.

Вот и главный герой его рассказа мальчик Никита тоже живет в деревне, что не мешает ему мечтать, фантазировать и «оживлять» предметы.

Итак, произведение Андрея Платонова – это рассказ.

То есть это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

События в произведении происходят в период Великой Отечественной войны. Отец прошёл всю войну, воевал четыре года: когда он ушёл на фронт, Никита был ещё маленьким.

Главный герой рассказа – добрый, общительный и любознательный мальчик Никита.

Его мама уходит на работу, и он каждый день остается один.

«Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернётся, а его всё не было и нет.

В избе и на всём дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду…»

Повествование в рассказе ведётся от лица автора, но в то же время кажется, будто передаются мысли и переживания самого Никиты. Тем самым достигается непосредственность восприятия текста. Читатель словно сам становится маленьким, переживает вместе с героем.

Как Никита воспринимает окружающий его мир: старый пень, баню, чужого петуха, цветок, земляные горы, колья плетня, лопухи?

Герой желает понять окружающий мир. Именно реальность, быль, окружающая обстановка становятся отправной точкой его сказочных образов. Эта черта как раз и является особенной в мировосприятии ребёнка: дети в своём воображении создают особенный мир, в котором каждый предмет является живым существом.

Во фрагменте «Никита и бочка» автор с помощью глаголов описывает действия и поступки Никиты.

С помощью глаголов действия и глаголов мысли: хотел узнать, пошёл, пришёл, постучал, прислушался, подумал, отошёл, представил, попросил, сказал, прошептал.

Андрей Платонов подчёркивает в характере мальчика пытливость, любознательность, творческое начало, богатую для пятилетнего ребёнка внутреннюю жизнь.

Обыденные предметы в воображении мальчика становятся фантастическими, волшебными.

Фантастика – это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного.

Рассмотрим основы сказочных образов, которые создаёт воображение Никиты.

Какие предметы «оживляет» с помощью своего воображения Никита? Какие чувства вызывают у мальчика эти объекты действительности?

Отдельные объекты Никите казались чужими и враждебными, но были и те, которые показывали спокойствие и доброту.

К доброму миру относились: солнце и гвоздь; а к злому миру: лопух, бочка, колодец, пень, баня, колья из плетня.

И вот происходит важное событие – домой с фронта возвращается отец.

«Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землёй. Никита оробел и молчал».

Что изменилось, когда отец Никиты вернулся?

Мир перестал казаться Никите враждебным, мальчик обрёл покой, уверенность.

Обратите внимание, как Платонов характеризует образ отца.

Портрет отца отсутствует, потому что внешность здесь не имеет значения. Писатель выделяет лишь эпитет старый, который говорит не только о том, что ему пришлось пережить на войне. Отца характеризует запах, в котором Никита уловил главное: «от солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землёй». Образ хлеба повторяется, но значение его связывается прежде всего с трудом на земле.

Об отце мы судим и по его действиям. Вернувшись с войны, он взялся за мирный труд, за своё хозяйство: стал колоть дрова, стругать доски, приучать сына к труду, к мужской работе.

Как вы думаете, почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?

По словам отца, всех героев он выдумал, поэтому они непрочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

Никита, герой рассказа Андрея Платоновича Платонова, совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

Теоретический материал для углублённого изучения

Рассказ А. П. Платонова «Никита» был написан в 1945 году и опубликован в журнале «Мурзилка» (№ 4, № 7) и в журнале «Новый мир» № 7. Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом.

Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.

В рассказе поднимаются:

• проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война;

• проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью;

• проблема преображающего мир человеческого труда.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Укажите названия произведений А. П. Платонова.

«Ещё мама»

«Сухой хлеб»

«Хирургия»

«Толстый и тонкий»

«Никита»

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных фраз выбрать несколько, в данном случае три произведения, которые написал А. П. Платонов. Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Правильные ответы: «Ещё мама», «Сухой хлеб», «Никита».

Выделение цветом

В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова?

«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

«Давайте всё трудом работать, и все живые будут».

«Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но нынче он ни в одном не увидел тайного человека».

«Везде есть люди, только кажутся они не людьми».

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал на уроке и дать правильный ответ на вопрос. После прочтения списка, ученик вспоминает, что главная мысль раскрывается во втором пункте: «Давайте все трудом работать, и все живые будут». Правильный ответ нужно выделить цветом.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Платонов
  4. Анализ рассказа Никита

Анализ рассказа Никита Платонова

История написания

Автор во времена войны работал корреспондентом в газете «Красная звезда».

Больше всего его впечатляли судьбы детей на войне, поэтому он запоминал их тяжёлые жизненные истории и потом описывал в своих произведениях.

В 1945 году автор написал рассказ «Никита», который был опубликован в журналах «Новый мир» и «Мурзилка».

Жанр

Относится к малым эпическим формам — лирический рассказ-повествование.

Тема и сюжет

Описание одного из периодов взросления пятилетнего мальчика Никиты, который в своём воображении создал удивительный мир, населённый разными существами, — тема произведения.

В рассказе описывается два дня из жизни Никиты. Он живёт только с мамой, а отец ушёл на фронт, когда он был совсем маленьким. Мальчик его даже не помнит.

Мама часто уходит на работу в поле, так как вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить сына и себя. Малыш часто оставался дома один, он в свои пять лет выступает хозяином.

В очередной раз Никита остался один, а мама ушла, оставив на него множество поручений. Он должен следить за домом и огородом, поддерживать хозяйство. Мальчик боится всего, и его страх усиливается. Одиночество и беззащитность пробуждают фантазию и детское воображение. Никита наделяет неживые предметы человеческими качествами. В бочке из сарая, по представлениям Никиты, живёт маленький злой человечек. В солнце он увидел образ дедушки, баня — это покойная бабушка. Старый пень, кусты, камни, цветы — всё оживает и разговаривает с ним. В колодце живут водяные человечки, которые очень пугают мальчика. Когда ему стало совсем страшно, он обращается за помощью к солнцу-дедушке и бане-бабушке. Но они молчат и его не замечают. Напуганный и обессиленный, Никита убегает со двора в поисках мамы. По дороге он засыпает возле плетня. Проснувшись, он возвращается домой и видит, что за столом сидит солдат. Это отец Никиты вернулся домой с войны. Мальчик очень обрадовался и почувствовал защиту и тепло. Утром отец занимается по хозяйству, а малыш помогает ему, выпрямляет гвозди. Никита уже никого и ничего не боится, ведь рядом с ним папа, который всегда защитит. Даже в гвоздях он видит добрых человечков. И отец понимает, что сын его растёт добрым и трудолюбивым.

Главные герои

Пятилетний мальчик Никита — главный герой рассказа. Благодаря своей фантазии, он оживляет все предметы вокруг. По его мнению, мир населяют только злые сущности. Тот, кто в бочке, отобрал у мамы ножницы, маленькие человечки хотели выпить у Никиты глаза. Мальчик пытается задобрить или противостоять выдуманным существам, но боится их. Он придумал собственную веру в то, что души перерождаются. Умершие люди — это окружающие его предметы. Солнце для него доброе, там живёт покойный дедушка. Банька — это бабушка, у которой голова — это труба, а стол — человек с четырьма ногами. Больше всего мальчик боится пня, который похож на торчащую из земли голову человека. Ему кажется, что эти существа к нему недружелюбны. Но отец, вернувшийся с войны, видит в своём сыне доброе сердце и не ругает за детские шалости. Занявшись хозяйственными делами, он приобщает к труду и Никиту. Отец объясняет мальчику, что всё, что он выдумал, злое, а то, что создано своим трудом, — доброе. Он убеждается в том, что Никита, когда вырастет, станет добрым, сильным, волевым мужчиной.

Одним из главных героев рассказа является образ матери. Она вынуждена много работать и оставлять сына одного дома. Она даже не догадывается о фантазиях Никиты. Но если бы ей было известно, она вряд ли придала этому большое значение. Все мысли матери заполнены работой и тоской о муже, которого ждёт с войны.

Композиция

Композиция способствует раскрытию основной идеи произведения. Структура рассказа — традиционная. События описывают два дня из жизни мальчика.

Экспозиция — мама Никиты уходит на работу; завязка — мальчик остаётся один;

развитие событий — страх перед неизведанным, разговор с тайными жителями;

кульминация — мальчик срывает цветок, чтобы посмотреть, что у него внутри;

развязка — возвращение отца, Никита останется добрым.

Идея рассказа

Человек — творец всего, что его окружает. И только от него зависит, каким будет мир, — злым или добрым. А быть добрым — значит, быть нужным!

Вариант 2

Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

Главным героем рассказа является маленький мальчишка по имени Никита, представленный писателем в образе пятилетнего ребенка, отец которого находится на боевом фронте, а мальчик ждет его возвращения с матерью в русской глухой деревеньке.

Оставшись за главу семейства, мать Никиты все время проводит в работе в поле, а мальчик вынужден находится в огромном доме в полном одиночестве. Детская душа наполняется ужасающимися страхами в виде слышащихся повсюду жутких звуков, страшных видений, оживающих предметов, ощущающихся мальчиком в качестве вражеских сил, явившихся с целью причинить ему вред. Повсюду Никите мерещатся странные существа в виде пня, лопуха, старой развалившейся бани, колодца, сарая. В детском воображении представляются водяные человечки, жуткие великаны, а старый, гнилой пень выглядит как самое зверское создание, способное на немыслимую жестокость.

Единственной отрадой для малыша является появившееся на небе солнышко, которое мальчик принимает за доброго, любящего дедушку, умершего в давние времена. Но теплые лучи солнца оказываются в скором времени за затянувшимися облаками и Никита, не выдерживая душевного напряжения, бежит за материнской защитой на дальнее поле. Однако силы мальчика вскоре покидают его, и он засыпает под раскинувшимся тенистым дубом.

В этот непростой для Никиты день происходит и радостное событие в виде долгожданного возвращения домой отца после окончания войны. Детские страхи мальчика отступают в присутствии сильного и надежного отца, а счастливый малыш, окрыленный отцовской заботой и вниманием, оказывает посильную помощь мужчине в ведении заброшенного на время военных действий домашнего хозяйства.

С помощью сильных рук отца исчезает с лица земли главный враг Никитки в виде гнилого, развалившегося пня, которого отец отправляет на дрова. Затем, помогая отцу ремонтировать половое покрытие в доме, мальчик, разглядывая кривые железные гвозди представляет не страшных существ, а добрых, маленьких, веселых человечков, улыбающихся мальчику милой и нежной улыбкой.

Изображая всего лишь несколько дней из жизни обычного ребенка, писатель раскрывает проблему уязвимости внутреннего мира малыша в связи с разлукой с любимым родителями из-за начавшейся войны, оказавшей негативное влияние на детское подсознание и психическое состояние.   

Однако в качестве основного лейтмотива рассказа писатель представляет великую силу человеческого труда, преобразовывающего душевное состояние и взрослых людей, и детей, способного кардинально изменить жизнь любого человека, в том числе и маленького мальчишки, фантазера, глядящего в голубое небо, где сияет теплыми лучами дедушка, живущий на солнышке, разгоняющий все жизненные тучки в судьбе внука.

Анализ 3

В произведении Платонова «Никита» главным героем является молодой парень, который больше всего боится своих страхов. Порой его бурная и страшная фантазия играет с ним злую шутку, а вот справиться он с ней боится, да и не может. Он постоянно везде появляется один и с ним никто не хочет общаться и это наталкивает его на необъяснимые вещи. Но он верит в то, что высшие силы существуют и не оставят его в трудную минуту.

Рядом с домом находится пень от спиленного дерева и когда наступает ночь мальчику кажется, что оттуда совсем скоро вылезет призрак, который приходит лишь для того чтобы его напугать. Он старается днем его разбудить и выгнать оттуда, но ничего у него не получается и опять ночью он приходит сюда.

Его растила мать одна. Вот только воспитываться ему приходилось самостоятельно. Рано утром ей нужно было уходить в поле, которое находится очень далеко и работать до тех пор, пока она не выполнит всю свою работу. А работа эта никогда не заканчивается. Мальчика она с собой не хочет брать, а все, потому что там ему нечем будет заниматься, а дома он сможет не только поиграть, но и поспать когда захочется.

Конечно, существовали и другие дети, вот только родителей они никогда не видели и вряд ли теперь уже увидят. Ведь все они ушли на войну и только одному богу известно, вернуться ли они назад. Смерть приходила и заходила и не спрашивала, а ждут ли ее здесь, и забирала всегда самых близких и родных людей. Многие надеялись на то, что совсем скоро все это измениться и настанут другие времена, но и тут смерть вносила свои коррективы, которые никак не соприкасались с мыслями и намерениями других людей.

Но автор решил все-таки немного здесь все поменять. И не делать трагический финал.

Однажды с войны вернулся его отец, которого он даже уже и не помнит. И опять из этого дома зазвучал смех и радость. Теперь он никого и ничего бояться не будет, ведь отец будет постоянно с ним рядом, да и мама тоже. И они будут также сильно его любить, лелеять и хвалить. Именно этого ему и не хватало всегда.

При помощи отца он переборол все свои страхи и теперь старался расти храбрым и отчаянным человеком. И таким он хочет вырасти. Он хочет помогать людям решать их проблемы и чтобы у них этих проблем становилось только меньше и ни в коем случае не больше.

Кроме этого он уверен, что и дедушка, который уже давно живет на небе, постоянно на него смотрит и если у него случается беда, то всегда подает руку помощи и помогает парню справиться с той или иной проблемой. А теперь он просто горд за своего внука и хвалится всем.

Анализ рассказа Никита

Анализ рассказа Никита

Несколько интересных сочинений

  • История создания повести Гранатовый браслет Куприна (прототипы героев, история написания)

    Произведение, ключевой темой которого является извечный любовный вопрос, представляется собой повесть, написанную на основе реальных событий, пережитых матерью приятеля писателя Любимова.

  • Анализ рассказа Старый гений Лескова 8 класс

    Каждый из нас понимаем, что прямых и простых путей в жизни не бывает. Нам приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, из которых нужно выходить с минимальными потерями.

  • Сочинение Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника Чехова

    Проблема маленького человека всегда интересовала писателей. Во многих литературных произведениях встречаются незначительные личности, привыкшие безропотно страдать под гнетом несправедливого отношения

  • Сочинение по трагедии Ромео и Джульетта Шекспира рассуждение

    Романтическое произведение «Ромео и Джульетта», покорило сердца многих поколений. Тема любви, предательства играет во многих произведениях главную роль.

  • История жизни Ивана Денисовича Шухова в рассказе Один день Ивана Денисовича (биография и судьба героя)

    Русский крестьянин, фронтовик Шухов Иван Денисович, волею судьбы попавший в людскую мясорубку в страшные годы репрессий в барак ГУЛАГа. Теперь он даже не человек, а просто Щ-854



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 24 человека из 18 регионов

  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

  • Курс добавлен 16.11.2022
  • Сейчас обучается 79 человек из 33 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Из истории создания рассказа
Рассказ  А. Платонова «Никита» был написан в 194...

    2 слайд

    Из истории создания рассказа

    Рассказ А. Платонова «Никита» был написан в 1945 году и опубликован в журнале «Мурзилка» (№ 4, № 7), затем в журнале «Новый мир» № 7.
    Писатель видел жизнь и подвиги русских солдат на войне, больше всего его ранили судьбы детей этого страшного времени…

  • СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

  • СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

  • Что можно сказать о главном герое рассказа? Что мы о нём узнали?

    5 слайд

    Что можно сказать о главном герое рассказа? Что мы о нём узнали?

  • Андрей Платонович  Платонов(настоящая фамилия – Климентов),русский писате...

    7 слайд

    Андрей Платонович Платонов
    (настоящая фамилия – Климентов),
    русский писатель, драматург, философ

  • Андрей Платонович Платонов родился 20 августа 1899 года в многодетной семье н...

    8 слайд

    Андрей Платонович Платонов родился 20 августа 1899 года в многодетной семье на окраине города Воронежа.
    Платонов — это псевдоним, образованный от имени отца, а настоящая фамилия писателя — Климентов.
    …Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.
    (А. П. Платонов. Из писем (1922–1927).
    Тяжелое детство и нелегкая судьба — вот чем отличается от других писателей того периода Андрей Платонов. Жизнь его не была счастливой и вся пронизана горькими потерями и тяжёлыми испытаниями. Ему посчастливилось не попасть в сталинские лагеря, однако за это писатель заплатил жизнью собственного сына.

  • «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже, - писал Платонов в автобиогр...

    9 слайд

    «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже, — писал Платонов в автобиографии.
    В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на задонской большой дороге. Колокол «Чугунной» церкви был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я».
    На всю жизнь сохранил писатель любовь к людям труда, деревенскому укладу жизни.

  • Дом Платонова - это  семья железнодорожного слесаря и дочери часовщика. Мальч...

    10 слайд

    Дом Платонова — это семья железнодорожного слесаря и дочери часовщика. Мальчик был самым старшим ребенком, после него друг за другом появились еще 9 братьев и сестер, которых Платонов оберегал, как мог.
    Родители Андрея Платонова

  • «Потом наступило для меня время ученья», «… отдали меня в церковно-приходскую...

    11 слайд

    «Потом наступило для меня время ученья», «… отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница — Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого “всякому дыханию”, траве и зверю…»

  • 1918 год оказался особым для Платонова. Он поступает учиться в Воронежский по...

    12 слайд

    1918 год оказался особым для Платонова. Он поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника. Учится с большим удовольствием, так как с детства испытывал тягу к механизмам. Однако из-за революции учеба затягивается до 1921 года. Через год Платонов уходит добровольцем на гражданскую войну, сражается на стороне Красной Армии.
    Рядовой стрелок железнодорожного отряда, «журналист советской прессы и литератор», участник в Гражданской войны, получил боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро.
    Именно в этот период начинается становление его как настоящего писателя. Появляются первые очерки, статьи в местных газетах и стихотворения.

  • Несмотря на множество написанных стихотворений, Платонов  - создатель  мудро...

    13 слайд

    Несмотря на множество написанных стихотворений, Платонов — создатель мудрой и гениальной прозы ХХ века.
    Максим Горький, к примеру, отмечал большой талант Андрея Платоновича и сравнивал его манеру написания произведений с гоголевской.
    Однако после негативного отзыва Сталина о рассказе «Усомнившийся Макар» цензура отклоняет все произведения автора. Писатель и его семья живли впроголодь. Помогали им лишь несколько преданных друзей.

  • Одними из самых известных произведений, написанных этим автором, являются пов...

    14 слайд

    Одними из самых известных произведений, написанных этим автором, являются повести «Чевенгур» и «Котлован», которые были опубликованы уже после смерти писателя.

  • Великая Отечественная  Война застала Платонова в Москве. В 1942 году он  снов...

    15 слайд

    Великая Отечественная Война застала Платонова в Москве. В 1942 году он снова уходит на фронт. Это уже вторая война, в которой писателю приходилось участвовать.
    С этого года до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы. .

  • «Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях». 
А.П. Плато...

    16 слайд

    «Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях».
    А.П. Платонов Из записных книжек 1941–1950г.
    В 1946 году он демобилизуется и с головой погружается в писательскую деятельность. В этот период он издает три своих сборника и один из самых знаменитых своих рассказов — «Возвращение». Однако критика вновь обрушивается на писателя, и снова его произведения перестают печататься. . .
    Последние годы жизни Платонов проводит в состоянии крайней бедности, но остаётся верен своему призванию. Он обращается к изданию русских и башкирских народных сказок, создаёт замечательные рассказы для детей и юношества и верит:

  • Андрей Платонов умер в 1951 году в Москве.  Его жена и дочь сохранили наслед...

    17 слайд

    Андрей Платонов умер в 1951 году в Москве. Его жена и дочь сохранили наследие писателя. И сегодня произведения А. Платонова открыты читателям для умного и серьёзного разговора о Человеке, о его месте в мире яростном и тревожном, о значении детства, о роли семьи в становлении будущего взрослого человека… О много поведает добрый и грустный писатель Андрей Платонов, который точно знал , что
    «…народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово».

  • «— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь,...

    18 слайд

    «— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут всё добро наше — в избе и во дворе.

    — Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.

    — Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один…

    — Да, а солнце ведь далече, — отвечал Никита, — и его облако закроет».
    Прочитаем небольшой диалога матери с Никитой. Подумайте, о чём говорит мама сыну?
    Что означают её слова:

  • Очевидно, что мама утешает сына, стремится успокоить мальчика. Её фраза “побу...

    19 слайд

    Очевидно, что мама утешает сына, стремится успокоить мальчика. Её фраза “побудь один” означает “посиди один дома”, «не бойся», “подожди меня”, а выражение “живи смирно один” соотносятся с военным временем, то есть с необходимостью повзрослеть раньше срока…
    Мать как бы говорит сыну:
    “Ты уже вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что ты один…”

  • •	При помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня  Никиты?

    20 слайд

    •При помощи каких языковых средств А. Платонов описывает начало дня Никиты?

  • “рано утром мать уходила”,
	 “каждый день мать ожидала”, 
“оставался хозяино...

    21 слайд

    “рано утром мать уходила”,
    “каждый день мать ожидала”,
    “оставался хозяином один Никита”,
    “мать ему наказывала”,
    “говорила мать”,
    “отвечал Никита” .
    Первый фрагмент .
    Запишите эти предложения в тетрадь.

  • «Оставшись один, Никита обошёл всю тихую избу — горницу, затем другую комнату...

    22 слайд

    «Оставшись один, Никита обошёл всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришёл пеший через порог и искал себе зёрнышко в жилой земле избы. Всех их знал Никита: и воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошёл далее во двор и пришёл в сарай, где стояла в темноте пустая бочка». 
    Прочитаем второй фрагмент. Что вы заметили?

  • Итак, в тексте рассказа  много глаголов. 
В первом фрагменте А. Платонов испо...

    23 слайд

    Итак, в тексте рассказа много глаголов.
    В первом фрагменте А. Платонов использовал глаголы несовершенного вида. Так писатель подчеркнул повторяемость действий матери и сына – повторяемость расставания до позднего вечера!
    Возникает своеобразная грустная мелодия, звучащая как эхо в ответах мальчика маме ,- мелодия вынужденного одиночества ребенка.
    Во втором фрагменте используются уже глаголы совершенного вида. Никита проявляет активность. Ребенок обошёл дом и направился во двор (то есть в «большой» мир), так как “ хотел теперь узнать то, чего он не знал”. При этом Никита проявляет и смелость, и настойчивость.

  • Можно ли сказать, что Никита обычный маленький мальчик?
Что отличает Никиту о...

    24 слайд

    Можно ли сказать, что Никита обычный маленький мальчик?
    Что отличает Никиту от сегодняшних малышей?

  •  Готов ли Никита к встрече с  новым миром? 
Умеет ли он жить один?...

    25 слайд

    Готов ли Никита к встрече с новым миром?
    Умеет ли он жить один?…

  • Рассмотрите две работы художников.
Какой портрет, по Вашему мнению, более точ...

    26 слайд

    Рассмотрите две работы художников.
    Какой портрет, по Вашему мнению, более точно определяет характер Никиты и ситуацию его жизни? Почему?
    Устно опишите этих двух мальчиков, используя эпитеты или слова — настроения. Работа в парах.
    НАШ ВЫБОР

  • Никита живёт в  жестокое  время. Идёт Великая Отечественная  война. И хотя  в...

    27 слайд

    Никита живёт в жестокое время. Идёт Великая Отечественная война.
    И хотя война далеко, она отразилась на судьбе и характере мальчике.
    Составим кластер.
    Война для Никиты – это…

  • Беззащитность ребенка. Война – это…Разлука с отцом -солдатомТревога  за мать...

    28 слайд

    Беззащитность ребенка.
    Война – это…
    Разлука с отцом -солдатом
    Тревога за мать
    Первый детский страх (мысли о смерти матери).
    Раннее взросление. Появление в других рассказах А. Платонова образа «мальчика-старичка»
    Острое чувство одиночества
    Желание общения с родными людьми
    Война – это большая беда для семьи и детей

  • Скажите, как бы вы определили основные  темы рассказа? 
(Записать отдельных в...

    29 слайд

    Скажите, как бы вы определили основные темы рассказа?
    (Записать отдельных высказываний детей в тетрадь).

  • Домашнее задание:
Перечитайте страницы путешествия Никиты по двору избы.
Каки...

    30 слайд

    Домашнее задание:
    Перечитайте страницы путешествия Никиты по двору избы.
    Каким предстал мир перед мальчиком?
    Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?
    2. Заполните Таблицу 2.

    3. Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие опасные? Есть ли в этом вина мальчика?

    4. Подумайте, какова роль отца в истории Никиты?

    Почему отец считает, что Никита
    “останется добрым на весь свой долгий век»?

  • Беззащитность ребенка. Война – это…Разлука с отцом -солдатомТревога  за мать...

    34 слайд

    Беззащитность ребенка.
    Война – это…
    Разлука с отцом -солдатом
    Тревога за мать
    Первый детский страх (мысли о смерти матери).
    Раннее взросление. Появление в других рассказах А. Платонова образа «мальчика-старичка»
    Острое чувство одиночества
    Представления о враждебности и жестокости мира: везде «чужие»
    Размытость ощущения дома и семьи.
    Изба, как прохожая старая тётка из дальней деревни», шептала ему: «У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 546 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература. Базовый уровень. (в 2-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П.

  • 17.05.2021
  • 169
  • 0

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

  • 17.05.2021
  • 257
  • 2

«Литература», Курдюмова Т.Ф.

  • 17.05.2021
  • 209
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Платонова Никита

Анализ произведения Платонова Никита сочинение

Для многих из нас семья является неотъемлемой частью нашей жизни. Родные люди направляют нас, корректируют наше поведения, готовят нас к жизни, и просто дарят заботу и любовь, но, к сожалению, далеко не у каждого человека есть семья, или либо он не может с ней видеться, что, конечно же, весьма трагично. Об этом и произведения Платонова “Никита”.

Произведение рассказывает нам печальную историю мальчика Никиты, который по воле судьбы остался совсем без внимания своих родителей. Мальчик, несмотря на всё своё желание и стремление быть счастливым, быть любимым, и дарить эту любовь окружающим, остался забытым ребёнком, о котором даже никто не вспоминает, что очень грустно. На почве этой детской обиды и отчуждённости, мальчик начинает создавать себе окружение из бездушных предметов, начиная разговаривать с ними, веселиться, и даже срываться на них, говоря о своей обиде на весь мир. Однако произведение заканчивается возвращением с войны отца мальчика, и он снова начинает верить в людей и в родительскую любовь.

Образом и ситуацией мальчика Платонов как бы проецирует его состояние на современное общество. Казалось бы, что мы все должны быть дружны, ведь, как никак, человечество это одна большая семья, которая должна держаться вместе, но, несмотря на это многие люди, считают иначе, всё больше и больше отстраняясь от общества, и создавая фальшивый человеческий идеал, от которого становится тошно даже ему самому. Платонов хоть и презирает таких людей, но всё-таки понимает и принимает их, ведь они, как и мальчик, Никита из произведения, зачастую не виноваты в своём одиночестве и озлобленности, они просто оказались брошены, отвергнуты своей собственной семьёй, что и сыграло впоследствии на их становлении личностями. Потому автор и призывает людей держаться дружно, дабы не причинять боль себе и окружающим, ведь самое обидное, что может сделать члену своей семьи человек – это игнорирование.

Но автор также раскрывает, и светлую сторону. В конце произведения к мальчику приходит его отец солдат, и мальчик больше не чувствует себя одиноким. В данном контексте отец мальчика является неким образом спасательного круга, последнего шанса, который всегда предоставляется человеку в минуты его слабости. И вот что пытается этим сказать Платонов – неважно какие у тебя проблемы, всегда найдётся то, и не обязательно это будет какой-либо человек, что вытащит тебя из любой пропасти, насколько глубока она бы не была.

Вариант 2

Произведение посвящено восприятию мира и отношениям между людьми. Автор ставит проблему влияния на одиночества и деятельности по преобразованию мира

Героем рассказа является пятилетний мальчик Никита. Автор показывает его добрым и любознательным, а также самостоятельным. Подобный персонаж должен был сразу вызвать симпатию у читателей. Подчеркивание положительных качеств главного героя требуется писателю для того, чтобы показать, что все страхи, пережитые Никитой во время действия рассказа, — это не преломление его нечистой совести или больного разума, а вполне нормальные явления, хотя и выразившиеся в весьма причудливой форме.

Маленький Никита постоянно остается дома один. Автор намекает, что мальчику не хватает живого человеческого общения и деятельности, которые, тем более необходимы в его возрасте, для формирования личности.

Мать его постоянно находится на роботе, а отца он не помнит, поскольку тот на фронте. Не имея общения и не занятый какими-либо занятиями, развивающими ум и воображение, не занятый ничем полезным, Никита пускает свои интеллектуальные способности, пускаясь в фантазии. Он начинает олицетворять предметы. Причем, показательно, что он, от безделья населяет мир вокруг себя людьми, причем часть из которых – это родственники, хотя и воображаемые. Солнце у него связывается с дедом, а баня с бабушкой. Этим Платонов желал показать, насколько важно для каждого человека общение и губительно одиночество и бездействие. Герой рассказа в своем воображении пытается найти то, что ему недоступно, но необходимо.

Погружение в мир фантазий автор рассказа все же считает злом. От достаточно безобидных замен реальных контактов с людьми (однако же, не дающих ничего ни разуму, ни сердцу), Никита, погружаясь все глубже и глубже в конструируемый им мир, вывод на свет чудовищ. Они, хотя и тоже воображаемые, но не становятся от этого менее ужасными. Вообразив затем страшных незнакомых людей, живущих в его доме, главный герой пугается и бежит к матери, но по дороге засыпает.

Далее автор, вероятно, для контраста, с целью оттенить и сделать более отчетливой свою главную мысль, вводит в действие отца мальчика, вернувшегося с войны. Никита получает от старшего наставника, который необходим ему для  полноценного развития, уроки нормальной жизни. Отец включает его в нормальную жизнедеятельность – дает ему посильную работу, посадив выпрямлять гвозди.

В одном из обработанных им гвоздей Никита опять видит человечка. Он бросается к отцу с вопросом, опасаясь, что страхи вернулись. Однако получает ответ, что это не человечек в гвозде не несет для него зла, так как он не выдуман, а сделан своими руками.

Автор стремился показать, что бесплодные мечтания и фантазии, вызванные одиночеством, недостатком общения вредны, так как уводят человека с пути, предназначенному ему его собственной природой. Нормальное саморазвитие возможно только в обществе и не может происходить без приложения собственных усилий.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Платонова Никита

Анализ произведения Платонова Никита

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Моя квартира (описание квартиры) 6 класс

    Я с мамой и папой живу в трехкомнатной квартире на десятом этаже панельного доме в центре города. В доме, где мы живем, есть лифт и мусоропровод.

  • Сочинение Волейбол — мой любимый вид спорта

    Меня всегда привлекали спортивные игры с мячом. На физкультуре в школе обучают многим дисциплинам, подробно объясняя правила. Из всех уроков, больше всего мне нравились те, на которых обучали волейболу.

  • Лесков

    Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-го века. Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет

  • Сочинение Моя любимая сказка Андерсена Дюймовочка 5 класс

    Сказка о крошечной Дюймовочке никого не оставит равнодушным. Эта маленькая девочка научила меня быть терпеливой и доброй. Её появление на свет было для мамы долгожданным и в тоже время необычным.

  • Сочинение Налоги и государство

    Для любого учреждения или группы, даже самой маленькой и незначительной, требуются материальные ресурсы, оборудование, штат людей и другие элементы функционирования.

Урок литературы

        Тема.  Фантазия и быль в рассказе «Никита».

        Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с  иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа.

Оборудование: тексты рассказа, презентация, фонохрестоматия, толковые словари.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

Здравствуйте, мои красивые, творческие, умные! Я очень рада нашей встрече. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и наш урок литературы пройдёт прекрасно. А начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно. На первый взгляд – это скалы, которые отражаются в водоеме, но приглядевшись внимательнее и включив фантазию, мы увидим нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное.

II. Целеполагание

— Сегодня мы с вами будем говорить о выдающемся писателе 20 века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита». Дома вы должны были познакомиться с его биографией, прочитать рассказ «Никита», составить краткий план рассказа. И как вы думаете, с учетом начала урока, вашего домашнего задания, какова будет цель нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?

— вспомнить биографию Платонова

— проанализировать рассказ по эпизодам

Определить, что есть быль, а что есть фантазия в рассказе

Выразительно читать

Развивать речь и т.д.

Запись в тетрадях темы урока

III. Проверка домашнего задания (биография Платонова)

— Ребята, вспомнить биографию А.П. Платонова я вам предлагаю необычным способом. Мне хочется, чтобы вы представили себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам представили для правки статью о А. П. Платонове. А вы должны все неточности – фактические ошибки – исправить

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия — Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» — это роман.

II.   Анализ содержания рассказа.

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

— Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Словарная работа

Фантазия – слово многозначное.

Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту —  фантазёром?

— Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. (по плану)

5. Реализация домашнего задания. Проверка планов.

Возможный план.

1. Мама уходит на работу. 

2. Никита “живёт” один. 

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)  
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца. 

6. Беседа.

— Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

— Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

— Как воспринимает Никита окружающий мир?

Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

7. Исследовательская работа с текстом.  Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

Когда про старый пень – актерское чтение 5.45. с. До 6.27 с.

— Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

— Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Такие представления о мире были характерны для язычества. Давайте заслушаем сообщения  о Земле и Солнце в представлениях древних славян. (Тимербаева, Давлетова, Шведчиков).

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего  мира природы и  не  отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу: верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и  борется за них.

С  давних времен в нашем языке остались выражения  «дождь идёт», «солнце встает», «воет вьюга». Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным  источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю  приходят ночь и зима, а с ними —  смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему  у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца — Даждьбог — был одним из наиболее  почитаемых  богов у славян в древние времена. Слово «Даждьбог» состоит из слов «дай», «бог», «богатство». Кто даёт  тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог —  это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога — бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце  заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило — восток, — было стороной  радости, вечного тепла.

Символ  жизни  и весеннего равноденствия на Руси — это бог Ярило. Ярило покровительствовал расцвету природы, плодородию,любви, поэтому его всегда изображали в белой одежде  и с хлебными колосками в руках.

Земля у славян издавна  почиталась особо: ее называли «божья», «святая», «праведная». Земля — мать, которая рождает всё необходимое  для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому славяне при клятве  в доказательство наивысшей правды и верности ели  или целовали  землю.

В народном мифе славян Мать-Сыра-Земля лежала во мраке и холоде. Когда  юный бог Ярило обратил на неё свой  светлый взор, то проснулась  Земля и  жадно впитала в себя солнечные лучи, от солнечного тепла  появились на ней злаки, цветы,  тёмные леса  и синие моря, голубые реки и серебристые озера, птицы и звери, рыбы и насекомые.  Так древние славяне объясняли происхождение всего живого на земле. «И всё жило, и всё любило, и всё  пело  хвалебные песни Отцу-Яриле  и  Матери- Сырой Земле».

10. Работа с текстом.

— Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

— Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

III.  Подведение итогов урока.

— В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут»).

— Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

IV. Домашнее задание.  

1.Пересказ биографии С. Я. Маршака с. 90-91

2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из  драматической сказки «Двенадцать месяцев» (с. 91-106)

3. Инд.задания:

— подготовить сообщение «Вспомним стихи нашего детства» (Ежова К.)

Оценки за урок

Рефлексия

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия — Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» — это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия — Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» — это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия — Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» — это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия — Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» — это роман.

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение

Итого баллов________

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение

Итого баллов________

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение

Итого баллов________

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение

Итого баллов________

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение

Итого баллов________

Сиротства человек не терпит, и оно –
величайшее горе.
А. Платонов
(“Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова)

Во второй половине 1930-х гг. одной из важнейших в
творчестве А. Платонова становится тема семьи.
Содержание платоновских рассказов, в том числе и
детских, вступало в напряженный диалог с эпохой,
ограничивавшей семью функцией воспроизводства.
В концентрированном виде взгляды писателя на
проблему семьи выражены в статье “Детские годы
Багрова-внука” С.Т. Аксакова”, из которой взят
эпиграф к настоящей статье.

Внимательный читатель сразу обратит внимание
на двусмысленность, возникающую, когда
А. Платонов говорит о месте и роли семьи в
современном ему обществе: “… В социлиазме оно,
семейство, обрекается не на гибель, но на
прогресс и развитие” [1, с. 512; курсив в цитатах
здесь и далее наш. – Н.В.]. У писателя, очевидно,
нет уверенности в том, что эти прогресс и
развитие будут достигнуты. Точнее говоря, сама
возможность прогресса и развития ставится им под
сомнение. Однако А. Платонову важно высказать
собственное отношение к проблеме. Семья
“освобождает” в человеке человеческое, пишет
он, “питает, как источник, и другие, более широкие
и высшие сферы жизни человека” [1, с. 513]. Это
чувство родины и патриотизм. Именно любовь
ребенка к родителям, по мнению писателя, является
залогом его будущей любви к родине, доверия
людям, позитивного восприятия окружающего мира.

Мать учит Багрова-внука сопереживанию и
сочувствию, отец показывает мальчику большой
мир, в котором ребенку предстоит жить.
А. Платонов высказывает мысль, очень важную
для понимания рассказа “Никита”: “И ребенок
принимает этот мир с доверием и нежностью, потому
что он введен в него рукой отца
” [1, с. 514]. И,
напротив, ребенок, лишенный по тем или иным
причинам родительских любви и заботы,
находящийся в состоянии “сиротства”, будет
воспринимать мир чужим и враждебным.

Учитывая эти предварительные замечания,
обратимся к рассказу “Никита”.

Рассказ очень непрост для восприятия
пятиклассников. Чтобы работа с текстом была
успешной, учащимся рекомендуется предварительно
прочитать рассказ дома. Размышления о характере
главного героя и особенностях его
мировосприятия целесообразно подкреплять
элементами лингвистического анализа, так как
стиль А. Платонова в известной степени сложен,
и детские рассказы не являются исключением.

Приведем тезисно вопросы, определяющие логику
анализа платоновского рассказа, и ожидаемые
ответы учащихся.

1. Что вы узнали о семье Никиты?

Никите пять лет, у него нет братьев и сестер (“В
избе и на всем дворе оставался хозяином один
Никита, пяти лет отроду [2; с. 110].

Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера
(“Рано утром мать уходила в поле со двора на
работу” [2; с. 110]). Отец ушел на войну и “не
вернулся оттуда
” [2; с. 110] ? по всей видимости,
погиб. По крайней мере, А. Платонов
неоднократно подчеркивает тщетность ожидания
матери, что отец вернется: “его [отца. – Н.В.] все
не было и нет
” [2; с. 110].

Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка
любил внука, и мальчик представляет, что дедушка
теперь – это солнце (“Доброе солнце по-прежнему
светило на небе и глядело на него в ответ теплым
лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на
умершего дедушку, который всегда был ласков к
нему и улыбался, когда был живой и смотрел на
него” [2; с. 111]). Умершую бабушку мальчик
отождествляет со старой баней во дворе.

Когда мать уходит на работу, Никита остается за
хозяина. Мать поручает ему следить за домом и
двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету,
? говорила мать. – Ты умный теперь… ” [2;
с. 110]. Но Никите тяжело принять на себя роль
хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ
матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи
смирно один
” [2; с. 110]. Учащимся можно
предложить найти синоним глагола “жить” в этой
фразе и проанализировать разницу в значении.
Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один
дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один”
соотносятся как временное и неизменное
состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже
вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что
ты один”. В ходе анализа рассказа целесообразно
предложить учащимся вести “платоновский
словарик”, в который они запишут это и подобные
выражения с расшифровкой их значения.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита
остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну
поручения. Интересно понаблюдать за тем, при
помощи каких языковых средств А. Платонов
описывает начало дня в этой маленькой семье
(первые два абзаца рассказа): “рано утром мать уходила”,
“каждый день мать ожидала”, “оставался
хозяином один Никита”, “мать ему наказывала”,
говорила мать”, “отвечал Никита” [2;
с. 110]. Глаголы несовершенного вида,
употребленные автором, подчеркивают
повторяемость этих действий и очерчивают
своеобразный круг одиночества ребенка.

3. С помощью каких глаголов А. Платонов
описывает действия мальчика?

В третьем абзаце, открывающем повествование о
том, как Никита провел день, несовершенный вид
глагола сменяется совершенным. Пятиклассники
обратят внимание, что в тексте рассказа очень
много глаголов. Это связано с тем, что Никита
активно познает окружающий мир. После того, как
мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то
есть в большой мир), так как “он хотел теперь
узнать то, чего он не знал” [2; с. 110]. При этом
мальчик проявляет известные смелость и
настойчивость. Никита наделен живым
воображением: он не только сразу представляет,
как выглядят фантастические существа, но и
сочиняет о них целые истории (например, о
человеке, живущем в бочке, или о водяных людях).

4. Кто или что окружает Никиту? Фантастические
или реальные события происходят в рассказе?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что
его окружает. Все предметы в доме и во дворе
представляются мальчику “тайными людьми” [2;
с. 113]. Эти “тайные люди” умеют говорить,
слушать и живут своей потаенной, непостижимой
жизнью. Этот прием называется олицетворением.
Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен.
В мальчике есть активное исследовательское
начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

Однако “открытый” им мир трагичен: он
враждебен по отношению к мальчику. Все, что
окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

5. Как вы думаете, почему фантастические
существа в начале рассказа такие злые и опасные?

Никита очень одинок и не чувствует себя
защищенным. Именно одиночество мальчика в
большом мире наполняет мир вокруг него
трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества
у взрослого близкого человека: сначала у солнца,
которое представляется ему дедушкой, а потом у
“далёкой” матери. Однако солнце скрывается за
облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына.
Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от
таинственного и опасного мира, в котором он
оказался, к матери, в поисках защиты.

6. Когда Никита начинает иначе воспринимать
окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала
окружающие Никиту фантастические существа
перестают вести себя враждебно по отношению к
мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем
стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо,
никто не карябался оттуда наружу, на свет” [2;
с. 115]. Потом мир вокруг ребенка становится
обыкновенным: “Никита так же, как и вчера,
смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне
он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком
не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни”
(с. 116). Затем мальчик снова одухотворяет
предметы, окружающие его, но теперь этот мир
фантастических существ добр по отношению к
Никите: “Когда он выпрямил первый гвоздь, он
увидел в нем маленького доброго человечка,
улыбавшегося ему из-под своей железной шапки” [2;
с. 117].

7. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет
“сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце” [2;
с. 117].

8. Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и
сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако
Никита нуждается в защите и родительской любви,
чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в
нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется
добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их
вниманием и заботой, и его смелость,
находчивость, живое воображение служат во благо
мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай
все трудом работать, и все живые будут” [2;
с. 117].

Во время беседы учащихся важно подвести к мысли
о том, что природные качества Никиты могут
послужить как во зло, так и во благо мира.
Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может
быть как со знаком “плюс”, так и со знаком
“минус”. Все зависит от того, насколько мир
взрослых окажется способным защитить неокрепшую
душу ребенка, избавить маленького человека от
“сиротства”.

Завершающим этапом работы над платоновским
произведением может стать составление плана
рассказа о главном герое.

Литература

1. Платонов А.П. “Детские годы Багрова-внука”
С.Т. Аксакова // Фабрика литературы:
Литературная критика, публицистика / Сост.,
комментарии Н.В. Корниенко. – М.: Время, 2011. ? С.
512-514.

2. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина и
др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.

  • Рассказа пенсне осоргин краткое содержание
  • Рассказа о городе на английском
  • Рассказа кладовая солнца краткое содержание для читательского дневника
  • Рассказа кавказ бунина краткое содержание
  • Рассказа история болезни зощенко краткое содержание