Рассказа предусматривает следующие части экспозиция завязка развитие действия кульминация островский

Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга, напечатана же была в 1860 году. Успех пьесы и спектаклей был так велик, что драматург был удостоен Уваровской премии (высшей награды за драматическое произведение).

В основу сюжета легли впечатления от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. с целью изучения быта и нравов поволжских поселений. Сюжет взят из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе (домострой, самодурство, грубость и унижения господствовали во многих городах России того времени).

Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. . Гроза становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. Разразившаяся гроза пугает всех страхом возмездия за грехи.

Гроза

… Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы.

В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, — это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт — Катерины и Бориса с окружающей их средой — объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем

:

а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;

д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Композиция пьесы

В пьесе 5 действий: I действие — завязка, II-III — развитие действия, IV — кульминация, V — развязка.

Экспозиция

— картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. I, явл. 1-4).

Завязка

— на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает:
«Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).
Далее идет развитие конфликта

между героями, в природе дважды собирается гроза (д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса — и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе
(первая кульминация)
, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация

— Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью:
«Друг мой! Радость моя! Прощай! (д. V, явл. 4).
Развязка

— самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене:
Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).
«А.Н.Островский пьесы» — Пьеса «Гроза»(1859г.). У русского драматического театра один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита. «Колумб Замоскворечья» Родился в семье дьякона в старом Замоскворечье. «Пьесы жизни». Пьеса «Бесприданница» (1878год). Драма жизни? Конфликт пьесы. Что такое гроза в драме? Пейзаж-действующее лицо?

«Пьеса Гроза» — Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. А.Н.Островский. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». Гроза. С.Шевырев. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу?

«Островский пьесы» — Примеры. Особенности стиля Островского. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек. Смысл названия. Своеобразие названий пьес. «Я тружусь всю жизнь». Группа 2. Смысл названия пьесы «Гроза». Итог урока: Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.

«Композиция» — Компьютерный дизайн. Называется прием «рыба». История шрифта. Word. На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Основной штрих. Основные принципы. Paint. Текст и изображение как элементы композиции 8.Многообразие форм графического дизайна.

«Виды композиции» — Основные виды композиции. Объемная композиция. Пространственная композиция. Влияние зрительных иллюзий на на кажущееся изменения размеров пространства Светокомпозиционный прием. Фронтальная композиция. Принципы выявления характера объемной формы. Фронтальная композиция Объемная композиция Глубинно-пространственная композиция.

«Пьесы А.Н.Островского» — «Земляничка-ягодка». «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». «Разуверение» Слова Е.Баратынского Музыка М.И.Глинка. Романс. Романсы в пьесах Островского. Виды романсов. «Снегурочка». Романс передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния. Роль музыки в пьесах А.Н.Островского. Что такое музыка?

Драма Островского «Гроза» самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Основная тема грозы – это столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей, господствовавшими в Росии – общественными и семейно-бытовыми порядками.

Если рассматривать “Грозу” как социально-бытовую драму, то и вытекающий из этого конфликт выглядит довольно просто: он как бы внешний, социальный; внимание зрителей поровну распределено между героями, все они, как шашки на доске, играют почти одинаковые роли, необходимые для создания сюжетной канвы, они запутывают и потом, мелькая и перестраиваясь, как в пятнашках, помогают разрешить запутанный сюжет. Если система персонажей раскладывается таким образом, что и конфликт возникает и разрешается как бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и имеем дело с драмой бытового характера, ее конфликт прост и легко угадывается.

В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д. Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в “Грозе”, — это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века. Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину. Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека. Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным — механиком-самоучкой. С другой — “кулига” — это болото.

Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл — это народная трагедия.

Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название — “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед.Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду.Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по “Домострою”, а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и развлекаться, а старшие закрывают на это глаза. Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.Авторская позиция выражена в композиции. Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, — возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания

– 1859 год.

История создания

– Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема

– В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция

— Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция — описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка — конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий — любовь Катерины к Борису, кульминация — внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка — протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр

– Пьеса, драма.

Направление

— Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история — молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох

— патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы — «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения

заключена в стойком отстаивании своих интересов — стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Особенности драмы А.Н Островского «Гроза». Смысл названия драмы.

1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века.

2. Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса. Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. Островского интересуют в большей степени результат, к которому приводит Катерину любовный конфликт, внутренний кризис и крах героини.

3. Использование Островским целого ряда приемов, помогающих поддерживать постоянное психологическое напряжение в драме. Мотив предсказания трагической развязки всего действия играет в пьесе особую роль. Он находит свое выражение и в предчувствиях самой Катерины (Тихону: «… быть беде, Тиша»; Борису: «Нет, мне не

Жить!») и в пророчествах сумасшедшей барыни, и в песне Кудряша, и в общем ожидании катастрофы перед грозой, в замечаниях людей о том, что «убьет кого-нибудь».

4. Описание красоты русской природы еще более подчеркивает контрастность между возможными ощущениями радости жизни и реальными событиями, происходящими на сцене.

5. Богатство символики в пьесе. Особую роль играет многозначный символ грозы. Для Кулигинагроза — «благодать»; для Катерины — возмездие за грехи (ей страшна не сама смерть, а то, что «застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами»); для Тихона — самодурство матери (уезжая из дома, он мечтает о том, что «недели две никакой грозы» над ним не будет). Устремленность Катерины к свободе символизируется вольным полетом птицы. Изображение «гиены огненной» на стене в галерее символически предрекает для Катерины неизбежность расплаты. Можно говорить и о том, что в пьесе фигурирует целый символический образ — образ сумасшедшей барыни. Никакой другой роли, кроме оглашения страшных пророчеств, этот образ не выполняет.

6. Использование в пьесе говорящих фамилий и особых «примет» героев. Необузданный произвол Дикого вполне соответствует его фамилии. В то же время мы знаем, что Дикого в городе зовут «воин». «Примета» Бориса в том, что он «достался «Дикому «на жертву». Особенность Кабанихи заключается в желании действовать «под видом благочестия»: Кулигин о ней прямо говорит, что она «ханжа».

А. Н. Островский вовремя заметил обреченность патриархального мира и решил показать это читателю в своей пьесе. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Она сметает все на своем пути. Гроза олицетворяет перемены в жизни и обществе, именно поэтому название произведения многозначно и символично. Слово “гроза” — ключевое для пьесы.

https://www.testsoch.com/xudozhestvennye-osobennosti-dramy-groza/

https://www.litra.ru/composition/get/coid/00056401184864032248

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции

произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка

, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий

пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация

представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка

пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Композиция сказки

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:»Жили-были» или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой

. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею

.

Композиция драмы «Гроза»

Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.

Первое действие — завязка конфликта

  • характеристика нравов города Калинина

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);

  • характеристика хозяев жизни:

(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),

Кабанихи

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);

  • безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине

(«А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);

  • безволие Тихона

(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);

  • противостояние Катерины и Кабанихи

(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);

  • Сведения о детстве и любви к Борису

(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);

  • тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины

(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).

Второе действие — развитие характеров и сюжета

А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту

(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),

согласие Катерины на свидание с Борисом

(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)

Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым

(«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)

В) сведения о характере Катерины

(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой»);

Г) сведения о характере Варвары

(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);

Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу

Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.

А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах

(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);

Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина

«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;

В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:

«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);

Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер

(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).

Четвертое действие — кульминация сюжета

Она свершается в признании Катерины:

А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона

(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),

гроза над городом, обращение дикой барыни

(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);

Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.

Гроза». Своеобразие конфликта и композиции. Внутренняя драма Катерины. Спор критиков о драме

Бедность не порок» и её скрытое обрядовое начало

Образец в этом отношении – славянофильская пьеса «Бедность не порок», в которой автор создал свою модель русского патриархального мира, вступающего в конфликт с миром современной цивилизации. Основа сюжета – воспроизведение ритуального святочного веселья в духе символичного народно-карнавального праздника. Пьеса насыщена фольклором, в ней звучат народные песни, как бы комментируя действие. Объясняя явление карнавализации, М.М. Бахтин указывает на то, что это мир, вывернутый наизнанку, в котором шут на время становится королём и наоборот. Автор, раздавая свои героям разные маски, опять использует приём говорящих имён и характеристик. Гордей Торцов – это гордец и тиран, втянутый в атмосферу святочного действа. Его брат Любим Торцов – пьяница, безобразник, позор семьи, но именно он становится скрытым хозяином положения, поскольку его кажущаяся глупость оборачивается мудростью, простота – проницательностью, болтливость – добрым балагурством. Островский защищает идею нравственного превосходства человека с независимыми взглядами над самодуром. Тема самодурства становится любимой темой Островского. В непомерной гордости богачей (Гордея Торцова и хищника Коршунова) и их презрении к бедным – залог их неизбежного поражения.

Комедийное и драматическое начала тесно переплетены в пьесе «Бедность не порок». Счастливый финал не противоречит тому, что уже здесь видны зачатки конфликта «Грозы».

Подобно Некрасову, Островский мечтал о том, чтобы создать драматургию о народе и для народа как залог развития национальной культуры. С этим связана относительная простота и прозрачность организации пьес славянофильского периода, ясное деление героев на добрых и злых, наказание порока в развязках. Народная культура проявляется в осмыслении обрядов ритуалов, фольклора и противопоставляется европейской моде. Тема народного просвещения противопоставляется Островским буржуазному и купеческому варварству. Островский вовсе не призывает механически возрождать старину; с исконными обычаями и представлениями он связывает исконную же народную нравственность. Своей целью Островский считает изображение быта. Перенос идей русской гуманистической демократической литературы в сферу драматургии.

В предреформенной ситуации 1856–1860 гг. взгляды Островского постепенно менялись. «Гроза» (1859) – в ней обнаружился не только полный отход от славянофильских идей, но полемика с той идеализацией устоев купеческого быта, которая также была характерна для славянофилов. В замкнутом царстве самодуров основной символ – город Калинов на старинной реке Волге (мифологема), закрытый во времени и пространстве мир, лишённый исторической памяти. В этом смысле символичен образ Феклуши, странницы, дорогой гостьи в доме Кабанихи, разносчицы мракобесия. ‑­

Враждебность города ко всему, мракобесие проявляются в сюжетной оппозиции: вокруг мир, где ходят люди с пёсьими головами, там по рельсам бежит огненный дракон. Но и эта мрачная жизнь в глубине таит светлые начала. В драме отсутствует понятие рока, возмездия, трагической вины, и ничего героического на самом деле в поведении Катерины Кабановой нет. Это естественный человек, поэтичная натура, которая в силу характера не может и не хочет жить во лжи. Трагедия незаурядной женщины в купеческом мире, а не революционный бунт – основная тема пьесы. Властная и умная Кабаниха, безвольный Тихон, самодур Дикой, лживая Варвара, бесправный Борис, поэтичная Катерина – таков ансамбль персонажей.

Образ Катерины стал объектом острой полемики в критике. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»: революционный протест, готовность Катерины к бунту, символ вольнолюбия русского народа. Писарев «Мотивы русской драмы»: малообразованная женщина в рамках узкосемейного конфликта, далеко не светлая личность. В пору спада общественного движения нужны герои типа «новых людей» Чернышевского. Эти две крайние позиции неудовлетворительны для понимания пьесы. Пафос в том, что горячее сердце Катерины не выдерживает мёртвой ритуальности и автоматизма жизни. Только любовь на время освобождает её от оков и ложных ограничений. Островскому интересна стихия любви, свободы, душевного здоровья и поэтичности. Психология Катерины раскрывается в процессе преодоления ею ощущения собственной вины, поэтому в сюжете есть ложная развязка – покаяние героини перед народом, которое может привести к торжеству самодуров. Но основная развязка – гибель Катерины – это и есть трагический жест отказа от той жизни, которой живут все. Самоубийство Катерины Кабановой символизирует поражение царства самодуров.

В ансамбле персонажей пьесы рядом с Катериной не случайно стоит Кулигин – просветитель, учёный, поклонник Ломоносова и Державина. Он, стремясь просветить самодуров, предлагает в городе соорудить громоотвод. Кулигин – исключение на фоне «тёмного царства», он утопист, но вместе с тем носитель идеи народного разума, которая ещё жива в косной среде. Его горькие слова сочувствия героине о судье милосердном – свидетельство того, что её протест замечен и оправдан.

История создания

В 1856 году драматург Александр Николаевич Островский принял участие в этнографической экспедиции, организованной Географическим обществом с участием литераторов, целью которой было изучение и описание быта жителей России, занимающихся судовождением. В апреле 1856 года Островский начал путешествие по Волге, которое продолжалось четыре месяца. Во время этого путешествия Александру Николаевичу довелось увидеть многие негативные явления: безграмотность, недоедание, самодурство, казнокрадство.

Драматург заносил в свой дневник наблюдения за бытом и характерами жителей приволжских городов. На основе этих наблюдений Островский создал несколько произведений, ярчайшее из них — пьеса «Гроза». Над ней драматург работал всё лето 1859 года. Закончил он её 9 октября, а 16 ноября уже состоялось первое представление этой пьесы в Москве.

Впервые опубликована драма «Гроза» в журнале «Библиотека для чтения», в январском номере 1860 года.

Направление, род и жанр

Пьеса «Гроза» относится к литературному направлению реализм. В ней автор отобразил быт и нравы провинциального городка, а созданные им характеры героев максимально приближены к реальным.

Это произведение относится к роду литературы, который называется «драма», литературный жанр её — тоже «драма». Автор считал «Грозу» социально-бытовой драмой, но некоторые исследователи определяют её жанр как бытую трагедию. Определённо можно сказать, что в этом произведении есть черты не только драмы, но и трагедии.

Сюжет, конфликт, композиция

Островский говорил, что сюжет «Грозы» навеял ему Торжок, красивый город в Тверской губернии «с волей для девушек и строгим затворничеством женщин». Действие пьесы происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. В основе сюжета — классический любовный треугольник. Жена Тихона Кабанова, сына богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) полюбила Бориса, племянника купца-самодура Савёла Прокофьевича Дикого. Она встречалась с Борисом в то время, когда муж был в поездке. После возвращения Тихона Катерина мучилась от боязни Божьего наказания за свой грех и во время грозы призналась Тихону и свекрови в измене. Не в силах терпеть постоянные упрёки Кабанихи, Катерина свела счёты с жизнью, бросившись в Волгу.

Действие в драме развивается благодаря двум конфликтам: внешнему и внутреннему. Внешний — это противоречие между властителями и подвластными, а внутренний, психологический конфликт — в душе главной героини.

Пьеса состоит из пяти действий. Композиция её построена на контрасте: жестокие нравы, царящие в городе Калинове, противопоставлены красоте волжского пейзажа, красоте природы. Эта антитеза представлена уже в начале пьесы.

Композиция пьесы «Гроза» состоит из следующих частей:

  • Экспозиция — описание волжского простора, красоты природы и описания жестоких калиновских нравов, а также характера некоторых действующих лиц и уклада их жизни (действие 1-е, явления 1–4-е).
  • Завязка — конфликт Катерины с Кабанихой (действие 1-е, явление 5-е).
  • Развитие действия — описание взаимоотношений Катерины с Тихоном и Варварой, её любовь к Борису (действие 1-е, явления 6–9-е; действия 2–3-е).
  • Кульминация внутренние терзания Катерины, её публичное признание в супружеской измене (действие 4-е).
  • Развязка — самоубийство Катерины, протест Варвары и Тихона против тирании Кабанихи (действие 5-е).

Тематика и проблематика

Основная тема в пьесе «Гроза» — это изображение быта и нравов русского купечества середины XIX века. Кроме того, автор затронул следующие темы:

  • Семья и домостроевские порядки.
  • Любовь и неверность.
  • Грех и покаяние.
  • Отношение к религии.
  • Самодурство и жадность богачей и слабость официальной городской власти.
  • Свобода личности и деспотизм.

Проблемы, обозначенные в пьесе «Гроза»:

  • Социальные проблемы: обличение самодурства и ущемления прав и свобод других людей богачами; кризис патриархального мира и неприятие нового его приверженцами; отношения разных поколений и тотальный контроль старших над младшими; отношения богачей и представителей официальной власти (пример: панибратское отношение Дикого к городничему).
  • Философские проблемы: вера, судьба, смысл жизни, самореализация (пример: Кулигин видит смысл своей жизни в том, чтобы быть полезным для жителей Калинова).
  • Нравственные проблемы: любовь, грех и покаяние (через образ Катерины); осуждение эгоизма, приспособленчества, нравственные слабости (через образы Варвары, Тихона и Бориса).

Идея и пафос

Главная мысль (идея) пьесы «Гроза» состоит в том, что даже в трагических жизненных обстоятельствах у человека сохраняется стремление к свободе и к счастью. Сильные личности противостоят деспотизму представителей «тёмного царства», а слабые проявляют покорность.

Пафос пьесы «Гроза», её ведущий эмоциональный тон, является трагическим.

Основные герои

У главной героини пьесы «Гроза» Катерины романтическая натура. Этой молодой женщине душно в атмосфере неискренности, которую создала в доме её властолюбивая и деспотичная свекровь. Катерина — свободолюбивая личность со сложным характером. С одной стороны, характер у неё сильный, но у героини проявилась и слабость, когда она, страстно влюбившись в Бориса, поддалась искушению и изменила с ним мужу, в общем-то неплохому человеку, доверявшему ей.

Система образов пьесы выявляет конфликт властных и деспотичных богачей с подвластными им людьми и простыми обывателями города Калинова.

Купчиха Кабаниха представлена в пьесе как ревностная защитница патриархальной старины. Она настолько властная, что взяла на себя мужскую функцию и вместо того, чтобы передать власть и дела своему взрослому сыну Тихону, сама распоряжается и торговыми, и домашними делами. Именно Кабаниха «сокрушила» душу Катерины.

Другой хозяин жизни, богатый купец Дикой, показан в пьесе как самодур, не признающий нравственных правил. Не признаёт Дикой и доводов разума. Механик-самоучка Кулигин не может убедить его в необходимости для города громоотводов, так как Дикой уверен, что гроза даётся Богом в наказание людям. Умный, образованный Кулигин не может противостоять отсталым взглядам на мироустройство, свойственным калиновцам.

Муж Катерины Тихон и её возлюбленный Борис — люди слабовольные, зависимые от старших (Тихон — от Кабанихи, Борис — от Дикого). Их можно отнести к жертвам «тёмного царства».

Дочь Кабанихи Варвара и конторщик Дикого Кудряш представляют в пьесе молодое поколение. Они не желают поддаваться диктату сильных мира сего.

Эпизодические персонажи (Феклуша, Глаша, полусумасшедшая барыня) тоже необходимы в образной системе пьесы, так как каждый из них выполняет свою роль: Феклуша способствует отсталому взгляду калиновцев на мир, Глаша же олицетворяет отсталость своих земляков, а полусумасшедшая старая барыня предрекает страшный финал пьесы.

Художественное своеобразие

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский портреты героев создаёт не только описанием их поступков, но и оценкой, которую дают героям другие персонажи, и первыми репликами, с какими они вступают в действие. Речь героев передаёт черты их характеров (например, речь Кабанихи и Дикого подчёркивает их деспотичность, а речь Катерины — её стремление к воле). Язык большинства персонажей пьесы простой, народный.

В начале пьесы представлен прекрасный волжский пейзаж, которым любуется Кулигин и который уже не восхищает большинство калиновцев, так как они к нему пригляделись.

На фоне чудесного пейзажа отчётливее выступает основная антитеза драмы «Гроза» — вольная, любящая душа Катерины и в противовес ей — деспотизм и самодурство калиновских богачей. В пьесе представлена и такая антитеза — Кулигин и Дикой (образованность Кулигина противопоставлена невежеству Дикого).

В пьесе широко используется символика. Само слово «гроза», вынесенное в заглавие, символично и метафорично. В пьесе образ грозы символизирует и стихийную силу природы, и грозу в душах людей, в состоянии общества.

В мечтах Катерины символический образ воли ассоциируется с Волгой и с полётом. «…Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке…» — говорит она Варваре. А ранее она говорит ей: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь». Образ птицы, воплотивший тоску Катерины по воле, появляется на страницах произведения несколько раз.

Есть в пьесе и другие символы, например, ключ от садовой калитки, который дала Катерине Варвара, является символом греховного искушения. Изображение «геены огненной» на стене старинной постройки, которое увидела Катерина во время грозы, символизирует душевные мучения этой героини.

Сам город Калинов является символом общества, живущего по домостроевским, мещанским законам.

А. Н. Островский использует в пьесе «Гроза» приём «говорящих фамилий», а также особых примет персонажей. Например, характер Дикого вполне соответствует его фамилии, горожане называют его «воином» — это примета данного героя.

Значение произведения

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» интересна не только своим сюжетом и характерами героев, но и тем, что в ней автор развил и обогатил искусство драматургии и приёмы создания характеров персонажей. Это касается, например, развёрнутой экспозиции, характера ремарок и много другого.

Автор вынес в пьесе «Гроза» на всеобщее поругание представителей «тёмного царства», показав, что они калечат души других людей. По утверждению Н. А. Добролюбова, «Гроза» является самым решительным произведением Островского. Трудно не согласиться с этим мнением, ведь автор пьесы прекрасно показал основной порок «тёмного царства» — его антигуманистическую сущность.

Чему учит пьеса «Гроза»

Пьеса заставляет задуматься о том, было ли самоубийство главной героини единственным для неё выходом из создавшегося положения. Также читатель задумывается и о том, что показывает трагический финал пьесы — силу или слабость характера Катерины.

Наверняка, героиня погубила себя в состоянии аффекта, поэтому брать пример с неё не следует. Пьеса «Гроза» учит тому, что в критических ситуациях человеку, для которого чувства имеют большое значение, нужно включать свой разум.

Боясь людского осуждения, тоскуя о Борисе, Катерина совершила непоправимое: утопилась в Волге. И здесь тоже можно задуматься: а была ли у героини истинная вера в Бога? Настоящая веру помогает переносить испытания и пресекать греховные мысли. А вроде бы религиозная, богобоязненная Катерина совершила два греха: прелюбодеяние и самоубийство. И даже если считать её поступки протестом против домостроевских порядков, это не свидетельствует о её истинной вере в Бога.

Сейчас многие считают, что в те дикие времена, когда люди были малообразованны, правила Домостроя были необходимы. Благодаря им семьи были крепче, а жена богатого человека, избавленная даже от домашней работы, но материально зависимая от мужа, уважала его и почитала как главу семьи.

Сейчас считается, что домостроевские порядки и правила неактуальны, так как женщины стали самостоятельными, они получают образование и работают, так как не всегда муж может их материально обеспечить. Но психология людей во многом не изменилась. Пьеса «Гроза» учит современных девушек и юношей с романтической, ранимой душой не слишком поддаваться эмоциям, а стараться побольше рассуждать о жизни и помнить, что все неприятности и даже горе можно преодолеть.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

«Гроза» анализ произведения Островского – жанр, план, тема, критика пьесы

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

«Гроза» анализ произведения Островского – жанр, план, тема, критика пьесы

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Предыдущая

Сочинения«Свои люди – сочтемся» анализ пьесы Островского – история создания, название, проблематика, конфликт произведения

Следующая

Сочинения«Повести Белкина» анализ произведения Пушкина – история создания, чему учит, тема, план рассказа

Анализ «Гроза» Островский

Анализ «Гроза» Островский

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 8212.

Обновлено 24 Сентября, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 8212.

Обновлено 24 Сентября, 2021

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:

  • Характеристика Катерины
  • Характеристика Бориса
  • Характеристика Кабанихи
  • Характеристика Тихона
  • Характеристика Варвары
  • Характеристика Кудряша
  • Характеристика Дикого
  • Характеристика Кулигина

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

  • Михаил Семенов

    13/19

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 8212.


А какую оценку поставите вы?

  • Рассказа полностью я не привожу чтобы не повторять одно и тоже зачастую
  • Рассказа по сюжетным картинкам художника х бидструпа
  • Рассказа платонова никита тема
  • Рассказа пенсне осоргин краткое содержание
  • Рассказа о городе на английском