Рассказать о тех кто снимает шапки с чужих голов сочинение

Соч.-рец. На текст В. Астафьва «О пакости».

  (1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? …

(7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»…

Пакость чаще всего творится скрытно. Если бы её «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость , хотя часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается.

Пакость многообразна. Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.(11) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (12) И что же, пакостник унялся? (13) Притормозил? (14) Засовестился? (15) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь – цель жизни, пакостные дела – благо, пакостный спектакль – наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая, не помогут. (16) Но годится тут лишь одно средство, возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!» (17) И силу, добавляю я, всеобщую, народную!

Пакостники – кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлениями невежества и хамства, грубости и сквернословия? И почему мы свыклись с этим явлением? Такими вопросами задаётся автор текста В. Астафьев, поднимая проблему бескультурья в современном обществе.

        Астафьев пишет о пакости и пакостниках — о тех, кто «портит», «разрушает», «визжит» «во время сеанса в кинотеатре», и т.д. О причинах процветания «мерзости» автор говорит как бы вскользь, используя условные конструкции»: «если бы её засветили», «не рыхлилась бы для неё почва»,-  но в этих словах угадывается упрёк читателю: мы сами способствуем процветанию хамства – отворачиваемся, «опускаем руки» — мы примирились. По мнению писателя, именно поэтому кажется, что мы «опутаны» « пакостниками», хотя их « по сравнению с порядочными людьми» « не так много».  Автор с горечью пишет о том, что у пакости есть « почва», оттого и творится она то «скрытно», то « при зрителе» и «для него».

 Писатель резко осуждает наше равнодушие к пакостникам. Он категоричен в своей оценке происходящего и  убеждён, что пакость – это большое зло:  « Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет».

        Авторскую позицию никак нельзя назвать отстранённой. В словах писателя и гнев, и досада, и горькая ирония: «Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали… вывесок написали с приставками «не» — и всё бесполезно!»  «Все эти «не»: «не курить!». «не бросать!», — написанные, как говорит автор, «для проформы», создают ощущение неубедительности разумных доводов, усиливают чувство беспомощности перед пакостью. Тот же эффект достигается и неоднократным  употреблением однокоренных слов: «пакость», «пакостник», «пакостный». С помощью оценочной лексики («скверна», «мерзость») писатель выражает своё негодование в адрес любителей разрушать и портить.

        За  множеством авторских вопросов стоит главный: отчего терпим мы?! Астафьев приводит нас к убеждению, что есть лишь одно средство борьбы с пакостниками: «Власть употребить! И силу, …всеобщую, народную!» Риторические восклицания в финале текста дают прямой ответ на вопрос, что с этим делать.

        С точкой зрения автора нельзя не согласиться. Всё, о чём с негодованием  пишет Астафьев, знакомо каждому из нас. Каждый из нас сталкивался со «скверной», «гадостью», «злоумышлением», творимом «просто так».  На риторические вопросы, которыми автор предваряет свои размышления, тут же начинаешь отвечать: и это случалось, и это видели, а это, простите, и сами по глупости делали…

 Задаёшь себе вопрос: отчего это происходит? От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Оттого что забыли мудрую пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды  напиться…»?

«Всякую пакость к себе примени», — цитирует автор фразу русского писателя В.И. Даля, но те, кто пишет на стенах домов и лифтов, ломает скамейки и деревья, мусорит и плюёт на асфальт, её к себе явно «не применяют»! Как герой знаменитой булгаковской повести «Собачье сердце». Шариков груб, нагл, агрессивен — даже по отношению к профессору Преображенскому, в квартире которого живёт. Имя Шарикова стало нарицательным: оно является синонимом хамства и бескультурья. Булгаков показал страшное явление – шариковщину- и предупредил о его опасности.

Этой опасности надо противостоять. Нельзя  мириться с невежеством и хамством!  Может быть, когда-нибудь человек станет лучше, но пока только страх перед наказанием и «сила народная» — единственный выход из положения.

 В повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть замечательные слова: «Встал, привёл в порядок себя – приведи в порядок планету!»

Как хочется, чтобы они стали жизненным правилом для всех!

Сочинение ЕГЭ

Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и пакостники. Именно об этом явлении пишет В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с проявлением пакости: надписи на стенах, грязь на улицах, грубость, хамство, повсеместное бескультурье.

Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля, называющего её “скверной, гадостью, злоумышлением”, да ещё “дьявольским”. А советы составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»: “Всякую пакость к себе примени” — прибавляют вес этой нелестной характеристике. Почему же столь отвратительное явление может иметь и своих сторонников? Их не может быть много, и писатель это подтверждает, но всё-таки они есть и ждут подходящего момента, чтобы напакостить, да ещё и при зрителях. Почему же не засовестится злоумышленник от замечаний, если рассчитывает на зрителя? Потому что пакость для него — наслаждение, и наслаждение это столь велико, что остановить повсеместное наступление мерзости может только власть, “сила народная”, то есть мы с вами.

В.П. Астафьев, по мнению многих почитателей его таланта, самый совестливый писатель ХХ века, к сожалению, уже ушедший из жизни. Автор ярких романов, повестей «Печальный детектив», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», В.П. Астафьев часто обращался к публицистике, освещая злободневные вопросы современности. Не оставались за пределами его внимания и вечные вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о дружбе и предательстве, о долге и бесчестии. И это его размышление о нравственной проблеме отсутствия культуры в современном мире, несомненно, вызовет у всех читателей душевный отклик. И всё-таки я рассматриваю решение проблемы в ином ракурсе.

Мне кажется, что главная мысль этого текста не в том, чтобы применить силу народную, а в том, чтобы “не рыхлилась почва” под ногами пакостников. Для этого надо воспитывать людей с детства, и не “прописями”, как это делал отец Чичикова (“вечная пропись на столе: не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце”), а своими делами, поступками. Что из этих “наставлений” получилось, мы знаем: Чичиков — мошенник. Нужно с детства прививать “дух благородных желаний”, желаний совершать красивые поступки. Какие стремления в ребёнке воспитаешь, такого человека и получишь. Не зря русская пословица гласит: “Того Иван не разумеет, чего Ванюша не выучит”. Таким образом, решение поднятой писателем проблемы мне видится в семейном воспитании, в семейных традициях.

Исходный текст для сочинения по Астафьеву:

1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов?

2) Кто портит телефоны-автоматы?

3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил?

4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство?

5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?

6) Кто…

7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много.

8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими?

9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…”

11) Пакость чаще всего творится скрытно.

12) Если бы её “засветили”, если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается.

13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

14) Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами.

15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой не-: “не курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не шуметь”, “не распивать”.

17) И что же, пакостник унялся?

18) Притормозил?

19) Засовестился?

20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая.

21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: “Власть употребить!”

22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную.

(По В. Астафьеву).

Обновлено: 10.01.2023

(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4)Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6)Кто…

(14)Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15)Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

(21)И силу, добавлю я, всеобщую, народную (В. Астафьев)

Задания.

1) В каком(-их) предложении(-ях) выражена основная мысль текста?_____________________________________

2) Определите стиль текста.____________________________

3) Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

4) Среди предложений 8 – 13 найдите то, в котором используется фразеологизм. Номер предложения запишите.

5) Из третьего абзаца выпишите слова, относящиеся к книжной лексике.

6) В каком значении употребляется слово приставка в предложении 16?

7) Выпишите слово, в котором на месте ЧН произносится [ШН].__________________________________________

8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.

9) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

10) Из первого абзаца выпишите существительное, которое имеет форму только единственного числа.

11) Из предложений 20 — 21 выпишите переходный глагол.

12) Из предложений 13 – 20 выпишите причастия (выделите суффиксы).___________________________________________

13) Из предложений 11 – 16 выпишите наречие(-я) в одной из степеней сравнения.

14) Определите разряд местоимения ЕЕ в предложениях 12 и 14._________________________________________________

15) Из предложений 8 – 9 выпишите частицы.

16) Определите часть речи первого слова в предложении 16.

17) Из предложений 1 – 9 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.

18) Сколько грамматических основ в предложении 20?______

19) Из предложения 20 выпишите составной сочинительный союз.______________________________________________

20) Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях:

а) ДАЮЩИЙ ОТВЕТЫ б) ВЫРАЖАЯ ЧУВСТВО

21) Среди предложений 3 – 9 найдите простое односоставное безличное. Напишите его номер._________________

22) Среди предложений 7 – 12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.________

23) Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с придаточным определительным. Напишите его номер.____________

24) Укажите номер сложного предложения, в состав которого входят два простых односоставных (определите и запишите их вид)._________________

25) Среди предложений 9 – 12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите его номер.______________

26) Запишите номера предложений с приложением._______

27) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру терминов из списка.

1) сравнительный оборот

4) экспрессивный повтор

5) риторический вопрос

10) вопросно-ответная форма изложения

11) восклицательные предложения

28) Сформулируйте собственную точку зрения по проблеме, затронутой автором текста. Аргументируйте ее.

Текст № 5.

1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов?

2) Кто портит телефоны-автоматы? ?

3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? ?

4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство? ?

5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? ?

7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. ?

8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? ?

9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? ?

10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…”?

11) Пакость чаще всего творится скрытно. ?

12) Если бы её “засветили”, если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается. ?

13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями. ?

14) Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. ?

15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет. ?

16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой не-: “не курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не шуметь”, “не распивать”.?

17) И что же, пакостник унялся? ?

20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая. ?

21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: “Власть употребить!” ?

Прежде всего, нужно разобрать в том, что значить быть интеллигентным человеком. Я думаю, что интеллигентный человек — это тот, кто всегда соблюдает этикет и толерантность к тем, кто об этом не имеет ни малейшего понятия. Интеллигентный человек всегда вежлив даже с хамами и ведет себя культурно в любой ситуации. Интеллигентный человек, прежде всего, думает об окружающих, старается не мешать другим в той или иной ситуации. Он, конечно же, воспитанный, образованный, с высокими моральными ценностями.

Быть интеллигентным человеком не сложно, главное определить стальные рамки и не выходить из них.

Интеллигентности научиться нельзя, так как интеллигентность основывается на самовоспитании и мировоззрении. Чтобы быть интеллигентным не обязательно перечитывать бесконечное количество книг, не обязательно ходить в театр, заниматься искусством. Ты просто уважай себя, уважай окружающих, будь снисходительна к природе, не проявляй грубость и равнодушие, а помогай людям и всему тому, что необходимо обществу.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Интеллигентный человек никогда не скажет про себя, что он интеллигент, но это скажут другие, кто наблюдает за его поступками.

Интеллигентом быть — это просто обязанность каждого из нас, обязанность каждого гуманного человека.

Интеллигентность всегда ценилась и ценится по сей день. Надеюсь, в будущем она также будет играть немаловажную роль.


Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? … (В.П. Астафьев)

2) Кто портит телефоны-автоматы? ?

3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? ?

4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство? ?

5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? ?

7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. ?

8)

Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? ?

9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? ?

10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…”?

11) Пакость чаще всего творится скрытно. ?

12) Если бы её “засветили”, если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается. ?

13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями. ?

14) Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. ?

15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет. ?

16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой не-: “не курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не шуметь”, “не распивать”.?

17) И что же, пакостник унялся? ?

20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая. ?

21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: “Власть употребить!” ?

Как стать интеллигентом

Интеллигентность должна развиваться в человеке с детских лет

  1. Большое внимание необходимо уделять чтению книг. Тут речь идет ни о какой-то фантастике или о любовных романах, а о классической литературе.
  2. Важное место занимает образованность. Нужно понимать, что далеко не каждый человек с высшим образованием является интеллигентом, при этом все интеллигентные люди — высокообразованные.
  3. Самое большое значение имеет правильное воспитание. Если ребенка растить, прививаю уважение к другим людям, умение слушать других, способность здраво относиться к точке зрения каждого индивидуума, то у него начнут развиваться задатки интеллигентности.
  4. Просветительская деятельность и благотворительность также позволяет стать интеллигентом.
  5. Неотделимость поступков от слов. Человек, стремящийся стать интеллигентом, обязательно будет отвечать за свои слова и действия.

Теперь Вы знаете, в чем суть интеллигентности. Люди должны верить, что интеллигентность является культурой души. Это не показатель уровня образованности, это действия, которые соответствуют моральным принципам. Человечеству жизненно необходимы личности со светлой душой, которые будут указывать на надобность чистых отношений без меркантильности, на необходимость получения знаний с последующим развитием и духовным ростом.

Характеристика интеллигента

Интеллигентного человека может выдавать наличие определенных качеств, особенно если рассматривать интеллигента старой закалки.

  1. Чистый патриотизм, который проявляется реальными поступками.
  2. Чувство сострадательности к боли других людей и животных.
  3. Мягкий, вежливый, уступчивый характер.
  4. Отсутствие грубого отношения к любому человеку, даже если тот поведет себя грубо по отношению к интеллигенту.
  5. Тяга ко всему прекрасному.
  6. Способность прощать людей.
  7. Чистосердечная правдивость, порядочное отношение к другим, уважение.
  8. Тяга к образованию, постоянное саморазвитие.
  9. В речи такого индивида часто используются цитаты, афоризмы. крылатые выражения, отсутствуют грубые фразы.

СПАДИЛО.РУ

Текст из ЕГЭ

Вступление

Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.

Проблема

Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.

Комментарий

Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.

Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.

Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным. Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды.

Интеллигентность, по мнению автора, это не прерогатива какого-то сословия. Интеллигентом мог быть и граф Л.Н. Толстой, и мастеровой.

Авторская позиция

С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.

Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

Своя позиция

Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

Аргумент 1

Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.

Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

Аргумент 2

Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

Заключение

На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

Презентация на тему: » Текст 1 (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны- автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тос­ки.» — Транскрипт:

2 Работа с текстом 1. Какая мысль в тексте основная? Пакость многообразна в своем проявлении. Своим невмешательством мы сами потворст­вуем пакостникам. Порядочных людей по сравнению с пакостни­ками все-таки больше. Пакость нельзя терпеть, с нею надо бороться, и не словами, а делом. 2. Какова цель (коммуникативная задача) автора текста? Выберите правильный ответ. Для справки: Коммуникативная задача – намерение автора относительно слушателя или читателя. Она всегда носит характер действия (Что автор хочет проделать с сознанием, чувствами, мыслями читателя? На какую реакцию со стороны слушателя или читателя он рассчитывает? Какие чувства, мысли переживания хочет вызвать?) Показать читателю одну из негативных сторон жизни нашего общества. Объяснить читателю причины возникновения проблемы и назвать способы ее решения. Призвать читателя к активным действиям для решения наболевшего вопроса. 4)Напомнить читателю о том, что изменение сложившейся ситуации зависит во многом от него (или решение проблемы зависит во многом от него). 3. Найдите в тексте слова, выражающие отношение автора к описываемому явлению. 4. Прочитайте еще раз варианты формулировок цели автора (коммуникативной задачи) из задания 2. Обратите внимание на глаголы, с помощью которых формулируется цель автора. Подумайте, чем отличается цель (коммуникативная задача) от позиции. 5. Сформулируйте позицию автора данного текста.

3 Текст 10 (1) Ничто не предоставляет таких возможностей для раз­вития личности, как культура. (2) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способ­ностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной. Мы знаем, что способность созидать сочетается в че­ловеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой апокалипсис, гибель человека и самой природы. Тем более необходимо в наше время время высочайшего развития науки и техники разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют культуру или антикультуру? (6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементар­ную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Оши­биться в этой оценке нам никак нельзя. (9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не эле­ментарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова отличается. (11) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, мо­жет многократно их повторять и усугублять. (12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобаль­ную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены. (По С. Залыгину)

4 Работа с текстом 1. В каком значении автор использует слова АНТИ­КУЛЬТУРА и ПСЕВДОКУЛЬТУРА (проверьте себя по толковому словарю С.И. Ожегова)? Эти слова используются как синонимы и означают раз­ рушительную деятельность в разных сферах жизни. АНТИКУЛЬТУРА возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА новая, негативная, враждебная человеку культура. ПСЕВДОКУЛЬТУРА то, что направлено на разруше­ние культуры, а АНТИКУЛЬТУРА коммерческая под­делка под культуру. Эти слова используются как синонимы слова АПОКАЛИПСИС.

8 Работа с текстом 1. Какое утверждение не соответствует тексту? Обыватель преклоняется перед материальными ценностями. Ему свойственна духовная ограниченность и узость интересов. Для него характерно стремление выделиться из общего круга, быть не как все. Отсутствие естественности и искренности в ре­чи и поведении одна из основных черт обывателя. 2. Какова цель автора текста? Заставить читателя сравнить себя с обывате­лем и найти в себе его черты. Описать обывателя и показать, насколько этот тип своей заурядностью и бездуховностью опасен для общества. Доказать, что мещанство это закономерное явление общественной жизни. 4) Объяснить читателю, что такое пошлость и каковы ее проявления в жизни.

12 ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Анализ исходного текста 1.Анализ проблематики текста 2.Формулирование проблемы текста 3.Комментарий проблемы 4.Формулирование позиции автора, комментирование позиции Изложение собственного мнения 1.Выражение согласия-несогласия, частичного согласия 2.Формулирование собственной позиции (тезиса) 3. Доказательство справедливости собственной позиции. 4. Вывод из аргументации Схема композиции сочинения

Читайте также:

      

  • Памятник виктору савину сочинение
  •   

  • Кузь кельди сочинение на крымскотатарском языке
  •   

  • Если бы я был изобретателем сочинение
  •   

  • Сочинение образ народа в поэме кому на руси жить хорошо
  •   

  • Николай ростов война и мир сочинение


1


Текст 1 (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны- автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тос­ки и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетиче­ское чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигры­ватели, чтобы повеселить соседей? (6) Кто… (7) Но пакостников по сравнению с порядочны­ми людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называ­ет пакость скверной, мерзостью, гадостью, зло­умышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость вся­кого станет…» (11)Пакость чаще всего творится скрытно.(12) Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями. (14) Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15) Па­кость может быть незаметной, но безвредной нико­гда не была и не будет. (16) Ох, сколько мы слов извели, сколько него­дования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (17) И что же, пакостник унялся? (18) Притормо­зил? (19) Засовестился? (20) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особен­но охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покура­житься под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь цель жизни, пакостные де­ла благо, пакостный спектакль наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая. (21) Но годится тут лишь одно средство, возможно, оно, это верное средство, мудрым ба­тюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!» (22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную! (В. Астафьев)


2


Работа с текстом 1. Какая мысль в тексте основная? Пакость многообразна в своем проявлении. Своим невмешательством мы сами потворст­вуем пакостникам. Порядочных людей по сравнению с пакостни­ками все-таки больше. Пакость нельзя терпеть, с нею надо бороться, и не словами, а делом. 2. Какова цель (коммуникативная задача) автора текста? Выберите правильный ответ. Для справки: Коммуникативная задача – намерение автора относительно слушателя или читателя. Она всегда носит характер действия (Что автор хочет проделать с сознанием, чувствами, мыслями читателя? На какую реакцию со стороны слушателя или читателя он рассчитывает? Какие чувства, мысли переживания хочет вызвать?) Показать читателю одну из негативных сторон жизни нашего общества. Объяснить читателю причины возникновения проблемы и назвать способы ее решения. Призвать читателя к активным действиям для решения наболевшего вопроса. 4)Напомнить читателю о том, что изменение сложившейся ситуации зависит во многом от него (или решение проблемы зависит во многом от него). 3. Найдите в тексте слова, выражающие отношение автора к описываемому явлению. 4. Прочитайте еще раз варианты формулировок цели автора (коммуникативной задачи) из задания 2. Обратите внимание на глаголы, с помощью которых формулируется цель автора. Подумайте, чем отличается цель (коммуникативная задача) от позиции. 5. Сформулируйте позицию автора данного текста.


3


Текст 10 (1) Ничто не предоставляет таких возможностей для раз­вития личности, как культура. (2) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способ­ностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной. Мы знаем, что способность созидать сочетается в че­ловеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой апокалипсис, гибель человека и самой природы. Тем более необходимо в наше время время высочайшего развития науки и техники разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют культуру или антикультуру? (6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементар­ную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Оши­биться в этой оценке нам никак нельзя. (9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не эле­ментарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова отличается. (11) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, мо­жет многократно их повторять и усугублять. (12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобаль­ную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены. (По С. Залыгину)


4


Работа с текстом 1. В каком значении автор использует слова АНТИ­КУЛЬТУРА и ПСЕВДОКУЛЬТУРА (проверьте себя по толковому словарю С.И. Ожегова)? Эти слова используются как синонимы и означают раз­ рушительную деятельность в разных сферах жизни. АНТИКУЛЬТУРА возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА новая, негативная, враждебная человеку культура. ПСЕВДОКУЛЬТУРА то, что направлено на разруше­ние культуры, а АНТИКУЛЬТУРА коммерческая под­делка под культуру. Эти слова используются как синонимы слова АПОКАЛИПСИС.


5


Текст 11 ( 1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знамени­тые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6)Недавно кто-то — не помню кто — сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла выс­тоять Ленинграду! (9)Русская литература — это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. (13)Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя… (В. Непомнящий)


6


Работа с текстом 1. Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста? 1. Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе. 2. Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне. Основное назначение литературы — быть источником информации; «Евгений Онегин» в школе — это прежде всего «энциклопедия русской жизни». 3. Не читая Пушкина, Гончарова, Достоевского и других русских писателей, мы, наш народ в целом, были бы другими. 2. Выберите любое из высказываний, соответствующих точке зрения автора. Представьте, что вам нужно выступить на диспуте в защиту русской литературы как школьного предмета. Какие аргументы вы приведете? А если бы вы выступали за отмену изучения русской классической литературы в школе, что бы вы сказали своим оппонентам и В. Непомнящему в их числе? 3. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе? В том, чтобы развить творческие способности школьников. Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах. Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус. Сформировать у школьников систему нравственных ценностей — основу национального самосознания.


7


Текст 23 (1)Мещанин это взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды. (2) Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребенок или подросток с повадками мещанина всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной. (3) Обыватель и ме­щанин в какой-то степени синонимы: в обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность его представлений. (4) Обыватель явление всемирное. (5) Оно встречается во всех классах и нациях. (6) Англий­ский герцог может быть столь же вульгарным, как и американский пастор; рабочий или шахтер нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда. (7) Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изоби­лует тусклыми, невыразительными словами. (8) Ис­тинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей, кроме них у него ничего нет. (9) Но надо признать, что в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность, и все мы в повседневной жизни прибегаем к словам-штампам, превращая их в знаки и формулы. (10) Это не означает, однако, что все люди обыватели, но предостерегает от маши­нального обмена любезностями. (11)Обман верный союзник настоящего обы­вателя. (12) Великие слова Красота, Любовь, Природа звучат в его устах фальшиво и своекорыстно. (13) Таков, например, Чичиков из «Мертвых душ». (14)Обыватель с его низменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и страстным желанием принадлежать к избранному кругу. (15)Он не увлекается и не интересуется искусст­вом, в том числе и литературой вся его природа искусству враждебна, но с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов. (16)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (17)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного ме­щанства пошлость. (18) Пошлость это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, под­дельная красота, поддельный ум, поддельная при­влекательность. (19) Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (В. Набоков)


8


Работа с текстом 1. Какое утверждение не соответствует тексту? Обыватель преклоняется перед материальными ценностями. Ему свойственна духовная ограниченность и узость интересов. Для него характерно стремление выделиться из общего круга, быть не как все. Отсутствие естественности и искренности в ре­чи и поведении одна из основных черт обывателя. 2. Какова цель автора текста? Заставить читателя сравнить себя с обывате­лем и найти в себе его черты. Описать обывателя и показать, насколько этот тип своей заурядностью и бездуховностью опасен для общества. Доказать, что мещанство это закономерное явление общественной жизни. 4) Объяснить читателю, что такое пошлость и каковы ее проявления в жизни.


9


Подлинная наука всегда связана с жизнью, из неё, собственно, и рождается, а не из голых мозговых акций. Всякая отвлеченная, лишенная связей с природой, жизнью, мысль обескровливает себя, закупоривается, лишается жизненных соков, подлинно человеческого прозрения. Ведь творческая мысль – не одно только проявление всей полноты личности ученого (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий. Без «человеческих чувств» учёного, без его качеств гражданина и патриота обедняется и сама творческая мысль. (М.Лобанов) Формулировка проблемы Автор прочитанного мною текса рассуждает о том, что такое наука. Проблема, рассмотренная Лобановым, заключается в определении истинной науки, ее истории. Текст М.Лобанова посвящен теме науки. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в связи науки с жизнью, в нежизнеспособности той науки, которая зовется «отвлеченной». Формулировка позиции автора Автор считает, что наука связана с жизнью. Автор считает, что для истинной науки не представляет первостепенной важности интеллектуальное усилие. Гораздо важнее для исследователя быть гражданином и патриотом. Мнение автора предельно понятно: М.Лобанов считает, что научные открытия рождаются из самой жизни. Истинный ученый, по мнению автора, аккумулирует накопленный человеческий опыт, пропускает его через собственные убеждения и моральные основания и лишь на базе этого делает обобщения. В тексте однозначно негативно оценивается отрыв науки от моральных оснований.


10


В Индии, рассказывают, был случай, на дороге остановилось движение. Задние не знают, в чем дело, пошли смотреть. Оказывается, опрокинулся воз с сеном. В таком случае долго ли его убрать? Но индусы вышли из машины и сидят на обочине. Философия при этом была такова: зачем убирать, суетиться, действовать? Жизнь ведь продолжается. Мы дышим, видим небо и землю, говорим. Не всё ли равно, где дышать – в машине или на обочине? Не всё ли равно, как жить – сидя или двигаясь? Несколько европейцев тотчас освободили дорогу, и машины поехали. Итак, два начала: созерцательное и действующее, пассивное и активное или кажущееся активным. Проблема, о которой пишет Солоухин, волнует меня уже давно. Действительно, два начала, о которых идет речь, правят миром. Мы любим наслаждаться природой, лицезреть ее дивные пейзажи, от спокойных равнин до величественных горных цепей. Но в то же время мы используем щедрые ее дары, не думая об исчерпаемости ресурсов. Мы – «праздные соглядатаи природы», но мы – добытчики и охотники, мы – нерачительные хозяева и бездумные растратчики того, что дает природа, мы – строители из ее материала. Двойственная суть человеческого общества порождает разные стремления людей: одни любуются, другие созидают. Есть ли в этом справедливость, или это только результат приспособленности иждивенцев? Закономерно ли появление обломовых в обществе штольцев? Вот о чем заставил меня задуматься текст В.Солоухина. Мне понравилось рассуждение В.Солоухина. Автор говорит о разных людях. Одни привыкли трудиться и творить. Другие лишь созерцают. По-моему, жизнь не держится на созерцателях. Так бы мы все только любовались. Тогда некому будет работать. Автор говорит о пассивных и активных людях. Активные люди работают, творят. А пассивные только пользуются благами. Пассивные люди не напишут книгу, не построят дом. Мир держится на активных людях, а не на пассивных.


11


Часть 3 Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Сделайте вывод Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


12


ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Анализ исходного текста 1.Анализ проблематики текста 2.Формулирование проблемы текста 3.Комментарий проблемы 4.Формулирование позиции автора, комментирование позиции Изложение собственного мнения 1.Выражение согласия-несогласия, частичного согласия 2.Формулирование собственной позиции (тезиса) 3. Доказательство справедливости собственной позиции. 4. Вывод из аргументации Схема композиции сочинения

Методика

Нелли ПАЩУК


Готовь сани летом, а материалы
к экзамену — осенью. Памятуя об этой нехитрой
учительской пословице, мы начинаем печатать в
первом номере нового учебного года цикл из
десяти занятий по подготовке к ЕГЭ (а точнее, к
сочинению в части С), разработанный нашим давним
автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели
помнят её яркие и интересные материалы,
комплексные консультации к сочинениям, которые
выручали в предэкзаменационную пору многих
коллег. Предлагаемый Н.М. Пащук цикл занятий
придёт на помощь словеснику, желающему не просто
натаскивать на экзамен, но продолжать
формировать у ученика осмысленный навык
создания связного и доказательного письменного
текста.

И помните — до экзамена
осталось всего ничего!

Введение

В части С1 КИМов по русскому языку предлагается
написать сочинение по прочитанному тексту:
сформулировать и прокомментировать одну из
проблем, поставленных автором текста, выявить
позицию автора, согласиться или не согласиться с
его точкой зрения, а также привести не менее
двух-трёх аргументов. Задача, право, не из лёгких:
по сути, работа ученика должна состоять из двух
частей: первая — анализ текста; вторая —
собственное сочинение-рассуждение по проблемам
текста.

Приступая к выполнению работы, важно помнить,
что сочинение не монолог, а диалог ученика с
автором текста. Встреча автора и ученика будет
интересной только тогда, когда второй научится
понимать строение текста, его смысл,
прочувствует каждое слово, фразу, интонацию
автора.

Следует ли напоминать, что диалог должен
вестись в корректной форме? Думаю, да, в противном
случае не избежать “наказания” — вызвать
негативную оценку экзаменатора и потерять баллы.
К работе выпускника предъявляются серьёзные
требования — она должна показать:

— насколько глубоко и полно понят смысл
текста;

— способен ли старшеклассник зрело судить о
проблемах, затронутых в тексте;

— может ли он ясно и убедительно, вежливо и
корректно изложить свою позицию, даже если она
расходится с авторской;

— умеет ли грамотно излагать свои мысли, не
нарушая норм литературного языка;

— выразительна ли его речь: эмоциональна,
богата художественными средствами.

Предвижу и сомнения по поводу того, что
невозможно соответствовать всем этим
требованиям в рекомендованном объёме
сочинения — 150 слов. Но ведь это всего лишь
рекомендации: можно и увеличить объём до 200–250
слов, тогда работа будет более полновесной и
качественной. Вспомним русскую пословицу “Глаза
боятся, а руки делают”; в нашем случае — “руки
пишут”.

Занятие № 1

Анализ публицистического текста

Публицистический стиль. — Теоретические
основы анализа текста. — Практикум по анализу
текста.

Публицистика — литературный жанр,
посвящённый рассмотрению актуальных тем
общественно-политической жизни.

Публицистический стиль  стиль,
используемый в общественно-политической и
литературно-критической литературе, средствах
массовой информации, устных выступлениях на
собраниях, митингах.

Функциональная особенность:
информативная и воздействующая функции.

Цель публицистического текста:
информировать читателя о событиях в стране и
мире, формировать общественное мнение.

Стилевые черты

Лексические:

— чередование книжных слов с
экспрессивными;

— использование оценочной лексики;

— наличие клишированных выражений,
например: иметь значение, играть роль, главное
событие
и т.д.;

— фактографичность, документализм;

— использование неологизмов,
окказионализмов (собственно авторские
выражения);

— использование в экспрессивных целях
заголовков, вводных эпизодов, тропов, цитат,
элементов других стилей (разговорного,
художественного, научного).

Морфологические:

— употребление существительных с
суффиксами -ость, -ство, -ние, например: личность,
алчность, сотрудничество;

— слов с интернациональными суффиксами и
префиксами -изм, -ист, -ция, анти-, контр-, де-,
например: пацифизм, интеллигенция,
антиисторический
;

— слов, образованных сложением основ,
например: общественно-политический, социально-экономический
и др.;

— употребление форм страдательных
причастий прошедшего времени, например: ознаменован,
изготовлен.

Синтаксические:

— использование эллиптических конструкций;

— номинативных предложений;

— присоединительных и парцеллированных
кон­струкций;

— сегментированных конструкций.

Теоретические основы анализа текста

По первым трём критериям (К1–К3) оценки
выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть
С1) проверяются умения ученика анализировать
текст: 1) определять тему текста, формулировать
проблему; 2) комментировать её; 3) выявлять позицию
автора. Следующий критерий (К4) позволяет
проверить умение ученика создавать свой
собственный текст. Рассмотрим каждый элемент
подробно.

Тема

Тема  — 1) предмет повествования, круг
жизненных явлений, осмысляемых автором; 2) круг
событий, служащий для постановки философских,
социальных, этических, идеологических проблем.

Формулировка проблемы

Проблема сложный вопрос, задача,
требующая разрешения, исследования.

Перечислим несколько способов формулировки
проблемы:

1) в вопросно-ответной форме;

2) в виде предложения-тезиса, требующего
пояснения;

3) в виде номинации (названия) темы;

4) с использованием лексических и
синтаксических средств выразительности:
лексического повтора, ключевых повторяющихся
выражений (однотемной лексики), риторических
вопросов, градации и др.;

5) в виде предложения-цитаты, отражающего
основную мысль текста.

Комментарий проблемы

Комментировать — значит пояснять,
толковать, делать примечания. Комментировать
проблемы текста можно двумя способами.

1) “Я иду вслед за автором” (аналитический
пересказ текста).

2) “Свободный” комментарий, основанный на
откликах, ассоциациях читателя.

Порекомендуем ученикам:

  • не пересказывать весь текст;
  • не комментировать несформулированную проблему;
  • не увлекаться чрезмерным цитированием текста.

В этой части работы (комментарий проблемы)
можно использовать следующие выражения и
вводные конструкции: автор (писатель,
публицист) заявляет; Ф.И.О делится своим
пониманием проблемы; по убеждению автора
(публициста, писателя)…; совершенно очевидным, по
мнению автора (Ф.И.О, публициста, писателя),
является…

Автор. Позиция автора

Позиция автора  это его точка
зрения. Автор неизменно выражает
(умозаключениями в публицистических текстах,
образами — в художественных) своё отношение к
установкам, ценностным ориентирам героев или
поставленным проблемам; раскрывает читателю
свой духовный мир. Отношение автора к проблеме
может быть либо сугубо индивидуальным, либо
диалогичным (диалог с читателем); к героям —
отстранённым или родственным, но не нейтральным.
Говоря о взаимоотношениях читателя и автора,
Л.Н. Толстой писал: “Когда мы знакомимся с
творчеством писателя, перед нами встают вопросы:
«А ну-ка, что за человек? Что нового можешь
сказать мне о жизни?»” Вот так и мы, читая текст,
должны спросить автора: что ты за человек, каков
твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и
какова твоя позиция?

Аргументация своего мнения

Ученику необходимо выразить своё отношение к
проблеме(ам), поставленной(ым) автором текста,
согласившись или не согласившись с ним. Это самая
трудная часть работы, потому что надо не только
высказать своё мнение, но и привести два-три
аргумента. По типу речи эта часть сочинения не
что иное, как рассуждение. Следовательно, должен
присутствовать тезис (то, что нужно
доказать). Тезисом может послужить точка зрения
автора на проблему (позиция автора). Затем нужно
привести аргументы в пользу или против
выдвинутого тезиса и сделать вывод, то есть
обобщить свои умозаключения. Аргумент 
фактическое доказательство, логический довод,
служащий основанием для доказательства. К
аргументам можно отнести примеры из истории,
научных открытий, художественных произведений
или фильмов. Это наиболее выигрышные аргументы.
Не будем забывать о том, что в тексте может быть
несколько проблем. Посоветуем ученикам “не
растекаться мыслью по древу” и
прокомментировать одну заинтересовавшую его
проблему.

Несколько полезных советов ученикам
по этой части работы (аргументация собственного
мнения):

— соблюдайте фактологическую точность в
приводимых примерах;

— указывайте точные даты, правильные
названия произведений и их авторов, имена героев
произведений, исторических лиц;

— приводите верные факты биографии, не
искажайте исторические и культурные реалии;

— не допускайте этических ошибок:
высокомерного или циничного отношения к автору
текста;

— не проявляйте речевую агрессию, не
выказывайте свою недоброжелательность,
негативные эмоции: грубость, насмешку,
употребление сниженной лексики.

Если вы не согласны с мнением автора, можно,
например, использовать следующие речевые
обороты: пожалуй, наиболее спорной выглядит
мысль о том…; позволю себе не согласиться с
автором в той части, где он рассуждает о…; на этот
счёт у меня сложилось другое мнение…

Предложим учащимся отработать каждый элемент
анализа на примере публицистической статьи
В.П. Астафьева (текст взят из
учебно-методического пособия: Мамона Т.Н.
Русский язык // ЕГЭ. М.: Экзамен, 2005).

Практикум по анализу текста

Исходный текст (В.П. АСТАФЬЕВ)

1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих
голов?

2) Кто портит телефоны-автоматы?

3) Кто разрушает автобусные остановки просто
так, с тоски и от буйства сил?

4) Кто стонет и визжит во время сеанса в
кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство?

5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели,
чтобы повеселить соседей?

6) Кто…

7) Но пакостников по сравнению с порядочными
людьми всё же не так много.

8)  Откуда же такое чувство, что мы порой
опутаны ими?

9) Не оттого ли, что мы примирились с ними,
опустили руки?

10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и
во все времена дающий нам точные ответы, называет
пакость скверной, мерзостью, гадостью,
злоумышлением, да еще дьявольским, и советует:
“Всякую пакость к себе примени… На пакость
всякого станет…”

11) Пакость чаще всего творится скрытно.

12) Если бы её “засветили”, если бы видно
сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо
пакость, хотя и не всегда любит и часто не
приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе
происходит и для него делается.

13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась
бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться,
пришлось бы нам кончать с очень многими дурными
наклонностями.

14) Пакость многообразна, границы её бывают
размыты житейским морем или сомкнуты с некими
нагромождениями, разломами, выносами.

15) Пакость может быть незаметной, но
безвредной никогда не была и не будет.

16) Ох, сколько мы слов извели, сколько
негодования высказали, сердце изорвали, нервы
извели, вывесок больше всех грамотных народов
написали, и все с приставкой не-: “не
курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не
шуметь”, “не распивать”.

17) И что же, пакостник унялся?

18) Притормозил?

19) Засовестился?

20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём,
по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит
под запретными вывесками, потому что написаны
они для проформы и покуражиться под ними
пакостнику одно удовольствие; ему пакостная
жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо,
пакостный спектакль — наслаждение, и тут не
помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже
самая передовая.

21) Не годится, тут лишь одно средство
возможно, оно, это верное средство, мудрым
батюшкой Крыловым подсказано более ста лет
назад: “Власть употребить!”

22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную.

Ключевые выражения,
тезисы абзацев

Авторский
комментарий

1-й абзац

Кто… (снимает, портит,
разрушает, стонет и визжит, врубает…)

2-й абзац

1) Пакостников всё же не так много.

2) Пакость — “скверна, мерзость, гадость,
злоумышление” (В.И. Даль).

3-й абзац

Пакость творится скрытно, но всё же нуждается в
зрителе…

4-й абзац

Пакость многообразна…

5-й абзац

1) Несмотря на запреты, пакостник как
пакостил, так и пакостит.

2) Пакость — “цель жизни, пакостные
дела — благо, пакостный спектакль —
наслаждение”.

1-й абзац

Кто эти люди?

2-й абзац

1) Мы примирились с ними, опустили руки.

2) “Всякую пакость к себе примени… На
пакость всякого станет…” (В.И. Даль).

3-й абзац

Если бы не было почвы для неё, то и не
распространялась бы она.

4-й абзац

Безвредной не бывает.

5-й абзац

1) Никакая мораль, никакие уговоры не помогут.

2) “Власть употребить!” (И.А. Крылов).
“Силу всеобщую, народную!” (В.П. Астафьев).

Вопросы и задания

1. Определите тему текста.

2. Выпишите из каждого абзаца ключевые
выражения. Как автор их комментирует? Можно
воспользоваться опорным конспектом.

3. Выберите три-четыре тезиса, которые
помогут определить тему авторского высказывания
и сформулировать проблемы текста.

1) Пакость и пакостники…

2) Пакость — “скверна, мерзость, гадость,
злоумышление” (В.И. Даль).

3) Пакостников немного, но мы с ними
примирились.

4) Несмотря на запреты, пакостник как
пакостил, так и пакостит, ибо “пакость — цель
жизни, пакостные дела — благо, пакостный
спектакль — наслаждение”.

4. Какие проблемы рассматривает писатель?

1) Проявление грубости, хамства, бескультурья
в повседневной жизни.

2) Равнодушное отношение людей к проявлению
грубости и хамства.

5. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу.

6. Запишите в один абзац сформулированные
проблемы (можно использовать несколько
вариантов формулировки проблемы).

А) Пакостники — кто они? Почему в
повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с
проявлением невежества и хамства, грубости и
скверно­словия? И почему мы свыклись с этим
явлением? Может быть, потому, что перестали
уважать себя и других. Этими вопросами задаётся
автор текста В.П. Астафьев, поднимая проблему
бескультурья в современном нам обществе.

Б) В.П. Астафьев рассматривает проблему
бескультурья в повседневной жизни: он пишет о
“пакости и пакостниках”. Невежество,
сквернословие, хамство стало привычным явлением
в нашем обществе, а мы как будто живём в другом
мире, мире, где нас это всё не касается.
“Пакость — скверна, мерзость, гадость,
злоумышление”, — говорит В.И. Даль и
советует нам: “Всякую пакость к себе примени”.

7. Прокомментируйте обе проблемы, взяв за
основу вышеизложенные тезисы (см. опорный
кон­спект).

Покажем способы комментирования
сформулированных проблем.

А) “Пакостники — кто они? Почему в
повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с
проявлением невежества и хамства, грубости и
сквернословия? Этими вопросами задаётся автор
текста В.П. Астафьев, поднимая проблему
бескультурья. Писатель, размышляя о пакости и
пакостниках, цитирует В.И. Даля: “Пакость —
скверна, мерзость, гадость, злоумышление” (1-й
тезис). Однако, несмотря на это, пакость окружает
нас всюду, и мы смирились с ней. Хотя и действуют
пакостники скрытно, но всё же иногда нуждаются в
зрителе, пишет далее В.П. Астафьев (2-й тезис).
Никакие запреты, по его мнению, не могут
воздействовать на них, ибо “написаны они для
проформы” (3-й тезис). Для пакостника
“пакость — цель жизни, пакостные дела —
благо, пакостный спектакль — наслаждение” (3-й
тезис).

Таким образом, мы исследовали проблему, “шагая
вслед за автором”. Это первый способ
комментария. Второй, как мы уже отметили,
“свободный”, но и он будет основываться на тех
же самых авторских тезисах.

Способы формулировки
проблемы

Формулировка проблемы
1. В виде вопроса и ответа. Пакостники — кто они? Почему в
повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с
проявлением невежества и хам­ства, грубости и
сквернословия? Возможно, потому, что не научились
уважать себя.
2. В виде предложения-тезиса,
требующего пояснения.
А) В.П. Астафьев рассматривает
проблему бескультурья в повседневной жизни, а
именно: он пишет о пакости и пакостниках.

Б) Невежество,
бескультурье, сквернословие — проблемы, к
сожалению, актуальные в наше время.

3. В виде номинации (названия) темы. Пакость и пакостники…
4. С использованием лексических и
синтаксических средств выразительности:
лексиче­ского повтора, однотемной лексики,
градации, однородных членов предложения и др.
Невежество, сквернословие,
хамство — характерное явление современного
общества.
5. В виде предложения-цитаты,
отражающего основную мысль текста.
В.П. Астафьев, размышляя о пакости и
пакостниках, цитирует В.И. Даля, автора
«Толкового словаря живого великорусского
языка»: “Пакость — скверна, мерзость, гадость,
злоумышление”.

Б) Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость
и пакостники. Именно об этом явлении пишет
В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем
обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы
не столкнуться с проявлением пакости: надписи на
стенах, грязь на улицах, грубость, хамство,
повсеместное бескультурье.

Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля,
называющего её “скверной, гадостью,
злоумышлением”, да ещё “дьявольским”. А советы
составителя «Толкового словаря живого
великорусского языка»: “Всякую пакость к себе
примени”, — прибавляют вес этой нелестной
характеристике. Почему же столь отвратительное
явление может иметь и своих сторонников? Их не
должно быть много, и писатель это подтверждает,
но всё-таки они есть и ждут подходящего момента,
чтобы напакостить, да ещё и при свидетелях.
Почему же не засовестится злоумышленник от
замечаний, если рассчитывает на зрителя? Потому
что пакость для него — наслаждение, и
наслаждение это столь велико, что остановить
повсеместное наступление мерзости может только
власть, “сила народная”, то есть мы с вами.

8. Сформулируйте позицию автора.

Позиция автора — это ответ на поставленный
вопрос, путь решения проблемы. Но не всегда автор
предлагает решение проблемы, иногда он оставляет
это право за читателем. В этом тексте она явная и
заключена в двух последних предложениях: “Власть
употребить и силу, всеобщую, народную”.
Нам
остается лишь добавить высказывание
В.П. Астафьева к нашему фрагменту сочинения.

Пакостники — кто они? Почему в
повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с
проявлением невежества и хамства, грубости и
скверно­словия? Как бороться с ними? Этими
вопросами задаётся автор текста В.П. Астафьев,
поднимая проблему бескультурья. Писатель,
размышляя о пакости и пакостниках, цитирует
В.И. Даля: “Пакость — скверна, мерзость,
гадость, злоумышление”. Однако, несмотря на это,
пакость окружает нас всюду. Хотя и действуют
пакостники скрытно, но всё же иногда нуждаются в
зрителе, пишет далее В.П. Астафьев. Никакие
запреты, по его мнению, не могут воздействовать
на них, ибо “написаны они для проформы”. Для
пакостника “пакость — цель жизни, пакостные
дела — благо, пакостный спектакль —
наслаждение”. И всё же их можно остановить: и
“власть употребить” (И.А. Крылов), “и силу,
всеобщую, народную” (В.П. Астафьев). Это и есть
автор­ский ответ на поставленный вопрос: как
искоренить пакостников?

Вы выполнили лишь первую
часть сочинения — проанализировали текст.
Далее нам следует отразить собственную точку
зрения на проблему. Как это сделать? Ученики
могут, отталкиваясь от тех же аргументов,
предложить свой путь искоренения жизненного зла.
Возможен другой вариант: ответ на вопрос (позиция
автора) станет главным тезисом ученического
размышления. Можно начать вторую часть
сочинения, как, впрочем, и первую, с рассказа об
авторе, тем более что мы знакомы с ним, с его
произведениями. Приведём пример сочинения, где
сведения об авторе открывают вторую его часть.

Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и
пакостники. Именно об этом явлении пишет
В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем
обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы
не столкнуться с проявлением пакости: надписи на
стенах, грязь на улицах, грубость, хамство,
повсеместное бескультурье.

Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля,
называющего её “скверной, гадостью,
злоумышлением”, да ещё “дьявольским”. А советы
составителя «Толкового словаря живого
великорусского языка»: “Всякую пакость к себе
примени” — прибавляют вес этой нелестной
характеристике. Почему же столь отвратительное
явление может иметь и своих сторонников? Их не
может быть много, и писатель это подтверждает, но
всё-таки они есть и ждут подходящего момента,
чтобы напакостить, да ещё и при зрителях. Почему
же не засовестится злоумышленник от замечаний,
если рассчитывает на зрителя? Потому что пакость
для него — наслаждение, и наслаждение это
столь велико, что остановить повсеместное
наступление мерзости может только власть, “сила
народная”, то есть мы с вами.

В.П. Астафьев, по мнению многих почитателей
его таланта, самый совестливый писатель ХХ века,
к сожалению, уже ушедший из жизни. Автор ярких
романов, повестей «Печальный детектив»,
«Царь-рыба», «Прокляты и убиты», В.П. Астафьев
часто обращался к публицистике, освещая
злободневные вопросы современности. Не
оставались за пределами его внимания и вечные
вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о
дружбе и предательстве, о долге и бесчестии. И это
его размышление о нравственной проблеме
отсутствия культуры в современном мире,
несомненно, вызовет у всех читателей душевный
отклик. И всё-таки я рассматриваю решение
проблемы в ином ракурсе.

Мне кажется, что главная мысль этого текста не
в том, чтобы применить силу народную, а в том,
чтобы “не рыхлилась почва” под ногами
пакостников. Для этого надо воспитывать людей с
детства, и не “прописями”, как это делал отец
Чичикова (“вечная пропись на столе: не лги,
послушествуй старшим и носи добродетель в
сердце”), а своими делами, поступками. Что из этих
“наставлений” получилось, мы знаем:
Чичиков — мошенник. Нужно с детства прививать
“дух благородных желаний”, желаний совершать
красивые поступки. Какие стремления в ребёнке
воспитаешь, такого человека и получишь. Не зря
русская пословица гласит: “Того Иван не
разумеет, чего Ванюша не выучит”. Таким образом,
решение поднятой писателем проблемы мне видится
в семейном воспитании, в семейных традициях.

Продолжение следует

  • Рассказать о пугачеве из рассказа капитанская дочка
  • Рассказать о любимом герое из сказки
  • Рассказать о героев сказки о царе салтане а с пушкина
  • Рассказать невозможно как пишется
  • Рассказать вкратце как пишется