Рассказать сказку малышу это воздействие

В данной статье рассматривается проблема развития современных детей, анализируется каким образом ребенок ориентируется, понимая, что такое добро и зло. Затрагивается тема необходимости чтения сказок детям и обосновывается причина, по которой именно сказка может пояснить и сформировать необходимые качества в ребенке. Автором предложены критерии выбора сказки в том числе и в соответствии возрасту дошкольника, также даны практические советы для родителей.

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Алексей Николаевич Толстой

Знакомя кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях. Во-первых, авторские истории – это совершенно другое. Литературная сказка – нравственный опыт одного человека, пусть даже очень талантливого. Хотя совсем отказываться от авторской сказки не стоит. Настоящие исконно народные сказки многослойны, их смысл глубок, они отшлифованы временем и народной мудростью, умножающейся веками. Упрощенное, взрослое осмысление сказок (посредством «литературной обработки») искажает и делает недоступным для ребенка их образный смысл. Поэтому пользуйтесь книжками без искажений. Во-вторых, шведские, немецкие, английские, словом, многие народные сказки учат трудолюбию, доброте и отзывчивости. Большинство русских народных сказок восхваляют лодырей, хвастунов и мелких воришек, как бы непатриотично это ни звучало. Так что, прежде чем читать своему ребенку об успехах Емели, подумайте, кого вы хотите вырастить. В-третьих, очень часто противники сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в сказках, – дело совсем иное. Редкая сказка обходится без таких подробностей, как съедание (проглатывание) героя, отрубание пальца, утопление и проч. Но, согласно психологическим исследованиям, детей подобные картины не пугают. Правда, речь идет только о «неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные подробности в сказках только на подсознательном уровне.

Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным персонажам. Например, жалеют волка из «Красной Шапочки». Здесь уж непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно быть уничтожено. И если вам известно, что волк символизирует абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть. Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте, поймет. И вообще, то, что добро всегда побеждает зло, – это очень важно! Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании, как известно, ничего не пропадает. Все мы – родом из детства.

И помните, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, хороший конец развеет все их страхи. Более того, знакомство со сказкой может стать одним из самых надежных защитных барьеров от этого безудержного информационного потока, с которым ваше сокровище рано или поздно все равно столкнется вплотную…

Не многие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Золушка», «Маша и медведи», «Кот в сапогах» и другие. А ведь в каждой сказке отображается определенная модель поведения, которая чему-то учит ребенка.

Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость.

С помощью сказки мы можем оградить малыша от различных внутренних страхов и недостатков в поведении, аккуратно приготовить ребенка к беседам о сексуальном воспитании. Если вы заметили, что ребенок из прочитанных ему мамой сказок выбирает одну-две любимые, значит, у него уже сформировалась модель жизни, которую он выбрал самостоятельно.

Чтобы узнать скрытые таланты вашего ребенка, черты его характера и восприятие реального мира проанализируйте любимую сказку малыша. То же касается и детских костюмов. Например, мальчик, который выбирает себе костюм пирата или разбойника, склонен к агрессии и дракам.

Девочка, выбирающая костюм лисички, будет, скорее всего, и во взрослой жизни вести себя соответственно образу лисички: использовать для достижения своих целей голливудскую улыбку, лукавство и изворотливый ум. Именно поэтому нужно осторожно выбирать сказки для детей.

Выбираем сказки соответственно возрасту ребенка.

Выбирать сказку нужно обязательно согласно его психическому развитию. В определенном возрасте полезна своя сказка.

Ребенок двух лет уже может удерживать в памяти какие-либо действия с предметами и несложные действия сказочных персонажей.

С двух до пяти лет.

В этом возрасте малыши очень любят сказки про животных: они с радостью повторяют за родителями движения животных, подражают звукам, издаваемым сказочными персонажами: петушком с золотым гребешком, мышкой-норушкой, лисичкой-сестричкой. Малыши в сказках любят, когда сюжеты повторяются. Так как, например, в сказках «Теремок», «Колобок» или «Репка». Чтение таких сказок помогает ребенку лучше запомнить сюжет и полностью «раствориться» в нем.

Психологи утверждают, чтобы ребенок лучше понимал сказки нужно их повествование сопровождать демонстрированием соответствующих картинок.

Замечательно, если иногда вы будете разыгрывать сказки, переодеваясь в костюмы. Можно использовать обычные куклы или купить детский кукольный театр.

С двух до пяти лет ребенок начинает бурно фантазировать, что говорит о его готовности воспринимать волшебные сказки. Но в то же время этот шаг в развитии может стать и причиной возникновения страхов из-за влияния негативных персонажей сказок на психику ребенка. Поэтому осторожно выбирайте сказки малышу. Сказка должна приносить малышу радость, теплоту, а не как не пугать его.

С пяти до семи лет.

В этом возрасте ребенку уже можно читать любые сказки, в зависимости от его предпочтений. Необходимо учесть, что произведения читаемые в этом возрасте должны всесторонне развивать дошкольника. То есть выбирайте те сказки, которые развивают воображение и мышление, учат добру и культуре поведения.

С пяти лет ребенок уже сам может пересказывать понравившиеся ему сказки. В случае если ребенок затрудняется пересказывать прочитанные ему неоднократно сказки, мгновенно забывает только что услышанный сюжет, долго не может подобрать необходимые слова для описания персонажей или сюжета, то это может говорить о задержке развития ребенка. Тогда нужно обратиться к врачу.

Не переставайте читать вашему чаду сказки даже если он сам уже научился читать. Ведь чтение сказок сближает взрослого и ребенка, что немаловажно для эмоционального развития непоседы.

Сказкотерапия.

Сказки не только радуют, успокаивают, развивают, но и лечат. Многим родителям известна сказкотерапия. Почему, например, дети так любят Гарри Поттера? Да просто главный герой – мальчик, который обладает большой силой. Поэтому дети, когда ассоциируют себя с ним, чувствуют себя уверенней и сильнее.

А ведь сказкотерапия не новшество, а испробованный столетиями метод. Например, если малыш заболел, почитайте ему сказку про Карлсона и его варенье и дайте малышу целебный чай. Или, например, если ребенок обжегся, почитайте ему про живую воду, а после смажьте ожог мазью. Результат от лечения будет во много раз сильнее обычного. Особенно полезна сказка, прочитанная на ночь. Правильно подобранная сказка должна расслаблять, снимать усталость, напряжение и возбуждение, накопленное за день.

Сказки помогают детей гармонично развиваться, учат многому полезному, что пригодится им во взрослой жизни и это факт.

Сказкотерапия считается специалистами одной из самых положительных по эмоциональному эффекту. Говорят, что уже первый сеанс способен улучшить эмоциональное состояние пациента и снять отрицательное психическое напряжение.

Через сказкотерапию человек не уводится в мир фантазии, а, наоборот, через неё строится более удобный и «многополосный» мост к реальности. Знания, навыки, полученные на сеансах сказкотерапии, позволяют попытаться воплотить их в жизнь. Часто в применении сказкотерапии могут использоваться приёмы арт-терапии, гештальт-терапии и психодрамы.

Сказки играют большую роль в плане гармонического развития личности. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.

Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное воздействие на ребенка.

Практические советы родителям

·   С помощью сказок можно решать возрастные задачи детей. В каждом возрасте есть своя психологическая задача.

·   Сказки оказывают воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Сказки играют большую роль и в воспитании детей, так как они развивают воображение и мышление ребенка, а также обогащают его эмоциями, учат понимать и слушать.

Если вы хотите рассказать малышу сказку или спеть песенку, старайтесь сделать это сами, не стоит «перепоручать» это компьютеру или магнитофону. Самое профессиональное чтение с записи заметно проигрывает вашему личному контакту с малышом, живому.

Зачем нужны сказки?

Педагог-психолог Иванова Н.С.

Аннотация

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир.

Наверное, как только появилась речь, так сразу сложились и первые истории – сказки. Сказка – это древняя традиция передачи знаний, она является самой короткой дорожкой, по которой взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка; это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных трудностях и проблемах на очень простых и понятных для детей примерах. Сказки, которые мы читаем детям, влияют на их психику, помогают воспитывать в них те или иные черты характера, помогают построить конкретную линию поведения в разных жизненных ситуациях. Эти простые истории учат наших детей отличать плохое от хорошего, добро от зла; они развивают детей ненавязчиво, но целенаправленно. Без сказок было бы тяжело объяснить детям некоторые вещи, а с их помощью они буднично входят в них, и помогают развиваться полноценными людьми. 

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни.

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения, позволяет переживать эмоции. Действия персонажей вызывают вполне реальные чувства. Она содержит в себе несомненные нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту.

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы — это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности, позволяет переживать эмоции. Действия персонажей вызывают вполне реальные чувства, а также она обладает силой внушения.

Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками еще до того, как ребенок научился ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Еще не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь.

Благодаря сказкам в дальнейшем ребенок сможет справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится.
Для родителей сказки – это своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком, еще один способ наладить прочную связь со своим маленьким проказником. Начиная с двухлетнего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они просто их слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или как помочь сбежать от злодеев.
В зависимости от того, что вы хотите донести ребенку в тот или иной момент и нужно подбирать сказки.

Благодаря этим довольно простым и коротким рассказам, дети учатся тому, как нужно вести себя в разных жизненных ситуациях, учатся не бояться трудностей и жизненных проблем.

Поэтому, очень важно выбирать «правильные» сказки, сказки, в которых добро побеждает, а зло проигрывает, или наказывается за свои плохие поступки. Таким образом, дети начинают понимать, что если они будут делать зло другим, то когда-нибудь, это зло вернется к ним. Они понимают, что, делая добрые дела, хорошо относясь к другим, они получают добро взамен, их будут любить и уважать, у них будет много друзей. Для того чтобы дети поняли смысл, заложенный в той или иной сказке, ее непременно нужно обсудить после прочтения. Пусть ребенок расскажет о своем понимании сказки, о том, чего эта сказка его научила, о том, как поступать можно, а как нельзя. Таким образом, ребенок учится думать, тренирует память и внимание, развивает воображение. Сказки помогают детям усваивать причинно-следственные связи, тренируя еще хрупкую детскую психику и развивая уверенную в себе личность.

Сказки создаются по определенным правилам — у них есть структура, и именно эта структура оказывает такое фундаментальное влияние на тех, кто ее читает или слушает. Сказка может быть народной и авторской. В старые времена сказка была преимущественно устной, а с развитием письменности истории начали записываться, собираться в сборники.

В связи с тем, что сказка это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», современные педагоги, психологи эффективно используют сказки в своей работе с детьми. Такой метод (сказкотерапия) помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в коррекции. Сказкотерапия – это метод, который помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. Но только не надо считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен четко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Почему можно использовать сказки для психологической помощи? Во-первых, сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. Во- вторых, сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии.

Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций:

Прогностическая и диагностическая. Сказки позволяют узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности, понять его жизненные ценности.

Развивающая направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально – адаптивных навыков, а так же обучение и воспитание чему-либо.

Коррекционное (терапевтическое) воздействие сказок влияет на поведение и мировоззрение ребенка, преодоление его психологических проблем.

При работе с ребенком в каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила или могла происходить в его жизни. Герои наделяются характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе детского сада, научиться дружить со сверстниками, постараться понять себя и других. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

При трудностях в общении

 в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

При возрастных кризисах

 ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

При внутренних переживаниях

 в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

При тревогах и страхах

 необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Используя сказки и истории, — мы можем сообщить ребенку или взрослому какую-то важную для него информацию, избежав при этом чтения нотаций и каких-либо жестких директивных указаний, которые, как правило, вызывают у ребенка агрессию и отторжение. Чтение сказок детям развивает эмоционально-в

олевую сферу

, повышает детскую самооценку, увеличивает словарный запас детей, разв

ивает их воображение и мышление,

помогает

побороть хвастовство, заносчивость, завистливость и жадность.

Сказки для детей сохраняют в своем тексте народную мудрость. В них затрагиваются очень жизненные,

порой даже философские вопросы и

в сказках они раскрываются понятным для детей языком. Сказки для детей выполняют такие функции, о которых многие

родители даже не задумывались.

Несмотря на то, что сказка – это вымышленная история, — она хранит в себе чудо, способное восхитить каждого ребенка. Ведь любая сказка, открывает для ребенка целый мир. Мир с волшебством, с невероятными приключениями, со страшными тайнами и добрыми героями, с победой добра над злом, и обязательно со счастливым концом.

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:

Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.

Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.

Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.

Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.

Развивают внимание, учат размышлять.

Учат преодолевать трудности.

Расширяют словарный запас.

Прививают любовь к книгам и чтению.

Помогают адаптироваться к реальной жизни.

Учат навыкам общения.

Читайте сказки детям! Потому что всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга.

Сказка объединяет детей и взрослых!

Литература:

Зинкевич

-Евстигнеева, Т.Д.

Основы

сказкотерапии

– СПб

.: «

Речь»

, 2006.

Капшук

О.Н.

Игротерапия

и

сказкотерапия

: развиваемся играя/

О.Н.Капшук

–И

зд.2-е. Ростов н

: Феникс, 2011. – (Школа развития).

Миляева

Н.В., Толстикова С.Н.,

Целикина

Н.П.

«

Сказкотерапия

в ДОУ и семье

»

М.:ТЦ Сфера, 2010.– (Библиотека Воспитателя) (6).

Набойкина

Е.Л.

Сказки и игры с «особым»

ребенком. – СПб

.:

Речь, 2006.

Соколов Д.

Сказки и

Сказкотерапия

. – М.:

Эксмо

-Пресс, 2001.

Фесюкова

Л.Б.

Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: “Просвещение”, 2003.

https://gnk-shop.ru/blog/statiy/6-aprelya-den-russkoy-narodnoy-skazki-pochemu-skazki-nuzhny-i-vazhny

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

сказки и ребенок

Когда наступает возраст сказок

Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.

Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм – то, что нужно для развития речи.

Потешки кликабельные:

Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.

Читаем также: “Сказка на ночь” или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?

Влияние сказок

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

сказки для маленьких

Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.

Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.

Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

персонализированные сказки для воспитания детей

Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>

Какие сказки читать детям

Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.

  • Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
  • Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

  1. Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
  2. Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
  3. Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.

Читаем далее: 

  • Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
  • Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • Влияние современных гаджетов на детей
  • Значение игры в жизни ребенка

Влияние западных мультиков на детей

Библиографическое описание:

Бурнос, Г. Б. Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы) / Г. Б. Бурнос. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4204/ (дата обращения: 11.01.2023).



Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического… она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды». И. А. Ильин.

В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения. Сказка была очень серьезным делом. А затем, через сказку передавался накопленный опыт. Сама сказка становится объектом исследования-ребенок исследует волшебный мир и научается истине через анализ действий сказочных персонажей. Сказка расширяет и оживляет процесс познания. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях. Дидактизм сказки заключается в усвоении знаний и умений, применяемых при решении той или иной проблемы, с которой может столкнуться ребенок. Сказки являются величайшим хранилищем мудрости и опыта, а также в них большой информационный потенциал. Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки могут стать источником проектной, исследовательской деятельности школьников) и используются с максимальной пользой. Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» [Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.с.72].

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, воспитывает чувство гордости за достижения своих земляков. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например- ложка или самодельная елочная игрушка из бабушкиной коробки с елочными игрушками. Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается инициативность и самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества, многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке, сказке. Играя с экспонатами, дети сами придумывают сказку о прошлом этого предмета, о том, как он попал в музей и стал экспонатом. Педагог, собирая сказки, рисунки и поделки детей может оформить целый сборник детского творчества Сказка может стать музейным экспонатом. Конечно ее герои, которые имеют свои секретики и семейные истории. Например, самодельные новогодние игрушки, которые приносят из своих семейных архивов родители и дети- они важны не только тем, что красивы и значимы в историческом смысле, но и тем, что это своего рода проводник в историю, такие предметы помогают погружать ребенка в прошлую эпоху. Так важно ребенку подержать этот предмет в руках, попробовать взаимодействовать с ним, увидеть действительность навсегда ушедшего прошлого. Любой утилитарный предмет может стать основой для сказки, а сама сказка способствует познавательному развитию детей, развитию художественных, изобразительных навыков. Так, сейчас во многих группах есть музейные уголки, где «живут» сказки и сказочные персонажи, собираются тематические картинки, открытки, и даже коллекции фантиков с загадками по сказкам, есть экспозиция «Сказки из бабушкиного сундука», которая очень помогает дошколятам познакомиться и историей вещей.

Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а также его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра — это «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т. д.

Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом, который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций. Мы очень рады, что в нашем детском саду музейная деятельность набирает силу. Она, как и театрализованная деятельность доступна и понятна детям, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.

Воспитательные возможности сказки огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития.

Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Известный зоолог, доктор биологических наук А. Г. Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Чтение сказки — это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям — это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенность многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные, культурные традиции и праздники.

В младшем возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. А это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. И приемы драматизации, театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. Знакомя детей с природными явлениями, мы предлагаем познакомиться с капелькой из авторской сказки о Капельке, впоследствии эта тема получит дальнейшее развитие мотивируя наблюдательность детей за теми или иными природными явлениями. Важным моментом в этом знакомстве со сказкой является живое общение. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно.

По словам В. Г. Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

— красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир, сказка помогает формировать личностную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, в зависимости от темы и содержания сказки заставляют задуматься, наводят на размышление, способствуют закреплению полученной информации в простой, и в то же время, яркой форме. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Работая со сказкой, формируя понятия посредством сказки, удается установить связь между видимым и слышимым, между образом и воплощением, выявить творческие возможности детей, обогатить фантазию, раскрыть внутренний мир ребенка и воздействовать на него. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.

Литература:

  1. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.с.72.
  2. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: — «Линка-пресс», 2002.-200с.
  3. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№ 3.-с.80–83.
  4. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.
  5. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г. А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.
  6. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2003.-72с.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, окружающий мир, чтение сказки, внутренний мир ребенка, воспитание детей, картин природы, младший возраст, сама сказка, ценностный взгляд.

Похожие статьи

Роль художественной литературы в познании окружающего мира

Стихотворения, песенки, рассказы и сказки помогают ребенку накопить представления и о

Через сказку и реалистический рассказ о них у малышей формируются представления о

Так взрослый развивает любознательность ребенка, пытливый взгляд на окружающий его мир.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: «Сказка — ложь, да в ней…

Традиционное использование русской народной сказки

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение.

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств…

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы начали

Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста. Сказка — великая сила, но ребенка

Нравственное воспитание дошкольников посредством… Сказка входит в жизнь ребенка с…

Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только…»

Поэтому участие детей в проекте «К природе прикоснуться можно только сердцем» позволит им

Ведь через экологическую сказку в детях могут быть заложены начальные формы

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений…

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога…

«Сказка — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря

Сказка для ребенка становится учебником жизни. В период дошкольного детства у детей

Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного…

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со

Познакомить детей с содержанием сказки, учить осмысливать и оценивать поступки героев, осуждать злость

Со временем эти дети сами втянутся в процесс обсуждения.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о

Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю

Экологическое воспитание — средство развития…

ребенок, сказка, экологическое воспитание, окружающий мир, эффективное средство

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая

Сказка — это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений
”. В. А. Сухомлинский

   Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в
развитии ребенка. В современном
обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются
многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем,
что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с
небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь
ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного
детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с
миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим
миром в целом.

    Роль сказок в воспитании
детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к
фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

    Рассказывая
малышу сказку,

мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем
раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и
творческий потенциал. 

   Лучше
всего читать сказку перед сном,
когда ребенок спокоен, находится в
хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально.
Старайтесь не отвлекаться во время чтения. Создайте ритуал чтения перед сном.
Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении.
Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев,
старается анализировать те или иные их поступки.

    Сказкой
можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь,
сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится
правильно, развивается связная логическая речь.

    Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя,
что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок
научится четко выговаривать звуки.

    С помощью
сказки вы сможете развить у ребенка
: умение слушать; умение познавать; умение
сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к
учебе; мышление; внимание ; память; воображение; мимику лица и жесты;
эстетические чувства; чувство юмора.

    В современном мире значение сказки в
воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по
телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть,
но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы
хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему
простор для фантазирования.

    Каким
образом сказка воспитывает?
В сказке важные для детей понятия даны
образно. Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может
оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач. Через сказку
ребенок познает свое место в этом мире. Сказка формирует характер, воспитывает
душу. Сказки развивают воображение и фантазию. Ощутить близость общения с
родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам.
Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком
близкие, доверительные отношения. Сказка – это занимательный урок
нравственности.

    Как правильно читать ребёнку сказку:

1.Старайтесь
сказку именно рассказывать, а не читать.

2.Рассказывайте
сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела.

3.Поучительные
беседы должны быть короткими.

4.Если малыш изо
дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте.

5.Будьте осторожны
с подробностями и иллюстрациями.

6.Очень
интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно
использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене.

Рекомендации
родителям по подбору сказок
. В возрасте с 2 до 3,5 лет — классические детские
сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Спустя
некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три
поросенка», «Красная Шапочка». В 3 года происходит осознание ребенком
собственного «Я». Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца
для подражания (желательно одного пола с ним). Отличный прием — сочинить сказку
вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он
будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы,
которую нужно решить.

Практические
рекомендации
:

1. Рассказывайте или читайте сказки вслух.

2. Лучше всего, чтобы главными героями
сказок для детей этого возраста  были
знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут
подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать.
Хочу такой сайт

3. Рисуйте любимых персонажей.

4.Любимых сказочных героев можно сделать
из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной
бумаги и других. 5.Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды.

6.Разыграйте диалог по ролям, имитируя
действия и голос героев. 7.Попробуйте разгадывать сказки.

8. Выберите из знакомой книги со сказками
картинку, попробуйте с ребёнком рассказать сказку по памяти.

9.
Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей
придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому
члену семьи, чтобы он продолжил рассказ.                Сегодня потребность в сказке
представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно
увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей
велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается
нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного,
необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о
том, почему все происходит так, а не иначе. Ваша главная задача в этот период –
заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам.
Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр
эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Ну и,
конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом
возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей.  Выбирайте яркие, красочные книжки с большим
количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их
разорвать.  Множество картинок легко
воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.                                                                                                                                                            «Через
сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к
сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть
эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.

У
ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:   

— Волю — сложное и многогранное качество
личности. 

— Веру в себя — умение противостоять неудачам.

— Смелость — самообладание, бесстрашие,
умение вести себя достойно в критических ситуациях.

— Трудолюбие — нежелание сидеть без дела,
стремление к полезному труду.

— Настойчивость — терпение и выдержку при
достижении цели.    

— Обязательность — умение держать слово.

— Оптимизм — веру в успех, увлеченность,
душевный подъем.

— Целеустремленность — умение определять
цель и настойчиво добиваться ее      достижения.

-Доброту
и честность.

Шмакова Т.Н., воспитатель

  • Рассказать сказку гуси лебеди
  • Рассказать про машу троекурову из рассказа дубровского пушкин
  • Рассказать по памяти как пишется
  • Рассказать о швабрине из рассказа капитанская дочка
  • Рассказать о тех кто снимает шапки с чужих голов сочинение