Смысл рассказа Ивана Шмелева «Как мы открывали Пушкина»
На чтение 3 мин Опубликовано 28.03.2021
Обновлено 28.03.2021
Рассказ Ивана Шмелева «Как мы открывали Пушкина» повествует о великом поэте, который в своих работах открывал прекрасные черты в обыкновенных вещах. Став прародителем реализма в русской литературе, Пушкин подарил человечеству множество великих произведений, которые до сих пор пользуется популярностью. Человек знакомится с творчеством этого автора со школьной скамьи: сначала изучает стихи, потом переходит к более сложным глубоким произведениям. Иван Шмелев делится своими воспоминаниями о первом знакомстве с Пушкиным.
С первых страниц читатель видит маленького мальчика, который только выучил алфавит. Изучая знаменитое стихотворение про гуляющий на море кораблик, мальчик впервые знакомится с автором — А. С. Пушкиным. Он знал одного человека с такой фамилией, это был владелец мясной лавки. Особое внимание Шмелев уделяет заглавной букве П, которая выглядит, как ворота при входе в мясную лавку. Эта аллегория приводит мальчика к выводу о родстве Пушкина-поэта с Пушкиным-мясником. Маленький Ваня сразу проникается симпатией к этому незнакомому автору.
К отцу Ивана приходил рабочий со стройки. Они обсуждали план строительства памятника Пушкину. Отец лишь отдавал указания, потому что сам уже был не в состоянии присутствовать при строительстве из-за поразившей его болезни. Василь-Василич был любителем выпить, поэтому папа Вани беспокоился о точном выполнении всех указаний. Сам мальчик тогда лишь наблюдал со стороны, не смея вмешиваться во взрослый разговор, но уже знал, что Пушкин — поэт, который пишет стихи. С некоторыми работами автора был знаком.
Отцу становилось все хуже, он стал плохо видеть и уже не мог работать. К нему приходил архитектор, вручал картинку с памятником Пушкину. Там был изображен высокий стройный человек, с бакенбардами. Человек этот стоял на ящике, задумавшись о чем-то. Папе Вани очень польстил такой подарок, ведь установка этого памятника была его заслугой. Из своих средств тот пожертвовал деньги для увековечивания имени великого поэта. Всей семье Шмелевых были выданы билеты на открытие памятника, но никто присутствовать не смог.
В 11 лет Иван отправился на завод, где при жизни работал его отец. Там он встретил мастера, который создавал памятник Пушкину. Тот запротестовал, уточнив, что он отлил только правую ногу, но и это дело было честью для старого работника. Иван Шмелев смотрел на него с благоговением, ведь перед ним был человек, приложивший руку к созданию великолепного памятника.
Спустя 50 лет, после смерти Пушкина, в дом к Шмелевым пришел участковый паспортист, который предложил им просвещения. За низкую цену уговорил купить книги Александра Сергеевича, ведь спустя столько лет было разрешено тиражировать его бессмертные произведения. Целый тюк книг был передан семье на постоянное пользование. Иван Шмелев изучил все произведения, читал и перечитывал, все больше открывая для себя Пушкина.
Таково знакомство с Пушкиным Ивана Шмелева. Его семья оказалась причастна к возникновению в столице памятника этому великому человеку. Признание его величия подвигло старшего Шмелева заняться установкой памятника. Была даже угроза взрыва во время строительства, поэтому за работами следили уполномоченные органы. Все прошло благополучно: большое количество людей пришли на открытие памятника, дабы отдать дань уважения этому человеку. Он будет еще долго жить в сердцах людей, благодаря своим бессмертным произведениям, захватывающим умы многих читателей по всему миру. В книгах Пушкина читатель видит обычный мир, без прикрас, таким, какой он есть. Видит обычных людей, которых можно встретить на улице. Именно эта схожесть с простыми реалиями притягивает читателя, делает его ближе к Пушкину. Автор объединяет поколения.
Помогите ответить на вопросы по тексту. Срочно
Про солнце можно писать свободно, воспевать блистающие его восходы и закаты, — как оно озаряет вершины гор, зажигает огнями океаны. И тихое, и простое писать можно: как оно пригревает поля родные, заглядывает и в глушь, в оконце лесной избушки, играет на бедной люльке, в глазах несмышлёного ребёнка. Солнце — всегда солнце. Пушкин-всегда Пушкин.
И о Пушкине можно говорить свободно. Он — «явление чрезвычайное». Он — стихия, и для него нет мерок. Итак, попробую рассказать простое и маленькое: как мы открывали Пушкина.
Мы… Это все маленькие люди, детской и обыденной жизни, обитавшие на одном дворе. До события, о котором я поведу рассказ, все мы знали одного Пушкина — с нашего рынка мясника. Я и теперь ещё вспоминаю странное ощущение, когда в книжечке Ступина увидал я красивый кораблик с парусами и прочитал по складам стишки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Под ними я прочитал: «Пушкин».
Это «П», похожее на наши ворота, было точно такое же, как и толстое золотое «П» на мясной лавке, и все буковки были те же: я только что выучился читать по вывескам.
Потом «Пушкин» связался во мне с зимой, со снегом на нашем дворе, с сарайчиком, где стояли мои лубяные салазки, с собачкой «Цыганкой».
Зима… Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Всё — знакомо: дровни-простянки, по первому снегу неслышно выплывающие рысцой из наших ворот, с ездоком Кузьмой, — ломовиком, по-нынешнему, — «бразды пушистые», взрываемые полозьями по снеговой целине, через весь двор к воротам, мёрзнущие в сырых рукавичках пальцы, и грозящее мне лицо в окошке: домой!..
«Пушкин» незаметно делался своим. Лица его я не чувствовал, и не помышлял даже, есть ли у него лицо, и кто он. Так, без лица, невидимый, кто-то, «в книжке», — «Пушкин». Были для меня без лица — солнечные дни, праздники, именины, зайчики на стене. Но понемногу он стал определяться. Мне было тогда лет семь.
2) Найдите в тексте крылатые слова и выражения. Докажите, что они есть в каждом абзаце, за исключением первого. Расскажите, чем они выражены.
3) Расскажите, какой смысл приобретает в тексте главное крылатое слово рассказа.
4) Какое синонимичное крылатое выражение можно подобрать к крылатому слову «Пушкин», использованному в рассказе? В каком абзаце текста есть прямые указания на это крылатое выражение?
5) Подумайте, как соотносится содержание текста с известным высказыванием о Пушкине К. Д. Бальмонта: «Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников».
Дата публикации: 07.10.2019
Прочитайте отрывок из рассказа И.С.Шмелева «Как мы открывали Пушкина». Выполните устно задания после текста.
Про солнце можно писать свободно, воспевать блистающие его восходы и закаты, – как оно озаряет вершины гор, зажигает огнями океаны. И тихое, и простое писать можно: как оно пригревает поля родные, заглядывает и в глушь, в оконце лесной избушки, играет на бедной люльке, в глазах несмышленого ребенка. Солнце – всегда солнце.
И о Пушкине можно говорить свободно. Он – «явление чрезвычайное». Он – стихия, и для него нет мерок. И на высотах, и в низинках жизни Пушкин – всегда Пушкин.
Итак, попробую рассказать простое и маленькое: как мы открывали Пушкина.
Мы… Это все маленькие люди, детской и обыденной жизни, обитавшие на одном дворе. До события, о котором я поведу рассказ, все мы знали одного Пушкина – с нашего рынка мясника. Я и теперь еще вспоминаю странное ощущение, когда в книжечке Ступина увидал я красивый кораблик с парусами и прочитал по складам стишки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Под ними я прочитал: «Пу-шкин».
Это «П», похожее на наши ворота, было точно такое же, как и толстое золотое «П» на мясной лавке, и все буковки были те же: я только что выучился читать по вывескам. Итут «Пушкин»! Я не раздумывал, тот же ли это самый, но осталось внутри меня, связало что-то во мне этих обоих «Пушкиных», – в книжечке, и на вывеске мясной лавки. Родные буквы?
Потом «Пушкин» связался во мне с зимой, со снегом на нашем дворе, с сарайчиком, где стояли мои лубяные салазки, с собачкой «Цыганкой».
Зима… Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Все – знакомо: дровни-простянки, по первому снегу неслышно выплывающие рысцой из наших ворот, с ездоком Кузьмой, – ломовиком, по-нынешнему, – «бразды пушистые», взрываемые полозьями по снеговой целине, через весь двор к воротам, мерзнущие в сырых рукавичках пальцы, и грозящее мне лицо в окошке: домой!..
«Пушкин» незаметно делался своим. Лица его я не чувствовал, и не помышлял даже, есть ли у него лицо, и кто он. Так, без лица, невидимый, кто-то, «в книжке», – «Пушкин». Были для меня без лица – солнечные дни, праздники, именины, зайчики на стене. Но понемногу он стал определяться. Мне было тогда лет семь.
1. Объясните, как вы поняли основной смысл рассказа.
2. Найдите в тексте крылатые слова и выражения. Докажите, что они есть в каждом абзаце, за исключением первого. Расскажите, чем они выражены.
3. Расскажите, какой смысл приобретает в тексте главное крылатое слово рассказа.
4. Какое синонимичное крылатое выражение можно подобрать к крылатому слову «Пушкин», использованному в рассказе? В каком абзаце текста есть прямые указания на это крылатое выражение?
Вариант 2
Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.
Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.
Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.
Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.
В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.
Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.
Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.
Сочинение на тему «Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Роман «Капитанская дочка» — это одно из заключительных крупных произведений А. С. Пушкина, к написанию которого он долго готовился и подбирал материал. Несмотря на его название, читатель не сразу признаёт в Маше Мироновой главную героиню.
Впервые о Маше читатель, как и Пётр Андреевич, узнаёт из уст Швабрина. Он рассказывает о том, что дочь капитана Миронова «совершенная дурочка». И, действительно, в первую встречу Маша не приглянулась Гринёву, она была скромной и робкой. Но уже в первую встречу Гринёв испытывает чувство жалости к ней и, стараясь отвлечь от неё внимание, переводит разговор на другую тему. Портрет Маши не вызывает у читателя ярких чувств, перед нами обычная девушка, круглолицая, румяная, с прибранными светло-русыми волосами.
Как и главный герой Гринёв, так и Маша на протяжении романа становится настоящей личностью, с положительными качествами характера. Маша как истинная дочь любит и уважает своих родителей, также она не может перечить воле родителей Петра, которые отказываются дать согласие на брак их сына, мирно соглашается с ними. В дальнейшем родители Петра принимают Машу с искренним радушием, они видят в ней благородную девушку, несчастную сироту.
В отношениях со Швабриным Маша проявляет силу своего характера, непокорность, показывает своё достоинство и честь. Она согласна на смерть, но не на брак с человеком, предавшим и её семью, и Гринёва. «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
В своей любви к Петру Маша раскрывается как верная спутница. Она искренне любит Гринёва, она готова отказаться от брака с ним, лишь бы Пётр не перечил воле своих родителей, лишь бы он был счастлив, пусть даже не с ней.
Силу и смелость своего характера Маша раскрывает в эпизоде её поездки в Петербург к Екатерине II. Перед читателем предстаёт новая Маша, решительная, готовая спасти своего возлюбленного, оправдать его в глазах самой императрицы. Настоящие чувства, неподдельная любовь, искренние эмоции убеждают императрицу в невиновности Петра. Тем самым скромная Маша спасает Гринёва.
Эпиграфом к роману выбрана пословица «Береги честь смолоду», она напрямую связана с Машей Мироновой. В этих строчках отражена натура Маши, её образ жизни, её характер. Перед читателями героиня, которая ни разу не запятнала свою репутацию на страницах романа, не дала нам усомниться в её чистой и светлой душе.
Маша Миронова – идеальная героиня А. С. Пушкина, которой он восхищается, в честь которой был назван его роман.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» читают:
Сочинение на тему «Капитанская дочка», 8 класс
Сочинение на тему: Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» (8 класс)
Сочинение на тему «Становление личности Петра Гринёва»
Смысл названия произведения Капитанская дочка
В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.
Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.
Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.
Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.
С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.
Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.
Смысл романа «Капитанская дочка» прост и понятен. Дочь, выращенная и воспитанная своим отцом, капитаном. Дочь, достойная своего отца. Он привил ей понятия о долге и чести. Жизнь – Родине, честь – никому. Он так и поступил. Остался верен присяге, хотя знал, чем это для него кончится.
Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.
Не каждая девушка решится отправиться к царице. К ней попасть не так просто. Нужно проявить волю и характер. Да и заранее неизвестно, чем может закончиться визит. Вдруг царица рассердится и прикажет казнить обоих. Но Маша не думает о себе. Она думает о том, как спасти любимого человека.
С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.
Почему произведение называется так?
Капитанская дочка — смысл названия
В романе А. С. Пушкина » Капитанская дочка» описывается восстание крестьян и казаков под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка силой свергнуть существующую власть не удалась, но показала ей, что положение крестьян надо менять, так как оно было незавидным, если не сказать плачевным.
Свободно жить, будучи не обремененными налогами, эти люди не могли. Причиной тому было распределение земель между вотчинниками, помещиками, государством, при котором не учитывалась потребность крестьян в собственных землях для ведения подсобного хозяйства. Пошло разделение крестьян на владельческих и черносошных.
Первые проживали на так называемых » белых » землях, поэтому освобождались от налогов, но были подневольными, выплачивали оброк, барщину. Они были феодальной собственностью и не имели право уходить от своих хозяев.
Вторые проживали на землях, принадлежавших государству. Будучи формально свободными, они все равно были обязаны работать на государство. Выполняли такую повинность, как тягло, несли службу в войсках. В случае Пугачева, когда он хотел уйти в отставку, ему не дали этого сделать, что послужило толчком к внутреннему бунту, который впоследствии вылился в казаче — крестьянское восстание. Оно было подавлено властями и теми, кто даже в чем — то сочувствовал восставшим и понимал их, но были верны своей присяге: это и комендант Белогорской крепости — отец Маши и Петр Гринев, ее возлюбленный. Они быстро почувствовали симпатию друг к другу, так как были людьми одного и того же воспитания в духе чести, преданности и долга. У обоих был жизненный стержень.
Петр и Маша были влюблены по — настоящему, не на словах, а на деле. Доказательством тому служит тот факт, что кроткая девушка, обладая стойким характером и силой воли, ради своего любимого решается на рискованный шаг – просить помилование для своего любимого. Царица могла рассердится и приказать казнить обоих, но Маша не думает о себе, все ее мысли заняты спасением любимого человека, обвиненного в сговоре с мятежником Пугачёвым. Екатерина вторая не стала лишать девушку родной души, ведь у нее, кроме Петра, никого нет. Ее отец погиб, защищая крепость.
Таким образом, смысл названия романа » Капитанская дочка » связан с понятием о долге, преданности и чести, которое капитан крепости — отец Маши — привил ей с детства. » Жизнь – Родине, честь – никому » — эти слова были для нее не пустым звуком. Она доказала своей жизнью и поступками, что достойна быть дочерью капитана.
Другие сочинения: ← Критика о произведении Дубровский↑ ПушкинИван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка →
Смысл названия романа «Капитанская дочка»
Роман «Капитанская дочка» Пушкина можно без преувеличения назвать историческим, поскольку в нем отражен фрагмент исторических событий, связанных с народной войной под предводительством Емельяна Пугачева.
Так почему же это произведение получило название «Капитанская дочка»? Какое место в нем отводится Маше Мироновой?
Это произведение написано от имени молодого человека, оказавшегося по долгу службы в одной из оренбургских крепостей, где он познакомился с семьей начальника крепости — капитана Миронова и его дочерью. И так случилось, что, не имея вокруг иных объектов для обожания (откуда же взяться девушкам в военной крепости), Петр Андреевич Гринев подружился с Машей, дочерью капитана Миронова.
Влюбился в нее он не сразу. И этому способствовали наговоры Швабрина, офицера, сосланного сюда за неблаговидные поступки. Постепенно Петр Андреевич обратил внимание на то, что девушка отличается умом, и скромностью, что она никакая не «дурочка» а вполне «благоразумная и чувствительная девушка». Петр Андреевич стал общаться с нею, и постепенно почувствовал влечение к ней.
С момента появления Гринева в крепости и до последней страницы практически все события в той или иной мере связаны с Машей, вращаются вокруг нее.
Сначала к Гриневу приходит Швабрин, и как бы между делом говорит о капитанской дочке всякие гадости. Далее следует увлечение Гринева литературой, его стихотворение, в котором он упоминает Машу. Дуэль, состоявшаяся между Гриневым и Швабриным из-за этого стихотворения, и из-за того что Гринев вступился за честь любимой девушки.
Затем Маша ухаживает за раненным Петром Андреевичем. Письма, отправленные отцу Гринева, и ответ от него, тоже в той или иной степени касаются этой девушки. Разозленный безумным поведением сына, отец отказал ему в разрешении на брак. А Маша категорически отказалась выходить замуж без родительского благословения Гриневых. Этот факт свидетельствует в пользу Маши, говорит о нравственной чистоте нашей героини.
Затем происходит захват крепости. Все события в крепости, смерть родителей настолько расстроили Марию Ивановну, что она слегла с горячкой. Добрая жена священника, рискуя жизнью, взяла на себя заботу о ней. Да шустрая крепостная девка Палашка не покидала свою хозяйку, была с ней рядом.
Больная Маша оставалась в крепости, в которой начальником был назначен Швабрин. Когда Маша стала немного поправляться, Швабрин пытался угрозами, запугиванием склонить Марью Ивановну на брак. Но скромная и робкая девушка тут проявила удивительное мужество и стойкость. Она была готова умереть, но лишь бы не выходить за Швабрина замуж. Палашка нашла человека, чтобы передать Петру Андреевичу письмо от Маши. Гринев обратился за помощью к Пугачеву. Таким образом, эпизод встречи Гринева с предводителем разбойников тоже состоялся ради капитанской дочки.
Гринев отправил Машу вместе с Савельичем к своим родителям. А когда его арестовали по навету Швабрина, Маша не побоялась отправиться в Петербург, чтобы встретиться с императрицей.
Эта встреча оказалась спасительной для молодого Гринева. Он был освобожден из заточения, вышел в отставку, вернулся в имение отца и женился на Марии Ивановне.
Таким образом, все события, описанные в этом произведении, в той или иной степени связаны с Марией Ивановной. Наряду с главным героем и рассказчиком этого произведения, Маша Миронова является героиней первого плана. Поэтому Пушкин и дал этому произведению такое название.
Сочинение: Смысл названия в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)
(389 слов) Название художественного произведения всегда было одним из важнейших смысловых и эстетических элементов текста. Выбор может быть обусловлен различными обстоятельствами, как автобиографическими, так и концептуальными. Иногда эта авторская задумка не вполне понятна читателям. Так случилось и с названием последнего крупного произведения А.С. Пушкина — «Капитанская дочка». Критика 19 века часто называла главным героем романа Петра Гринёва, а центральным событием произведения считала Пугачёвское восстание. Так почему Пушкин назвал свою повесть «Капитанская дочка»?
Известно, что изначально роман должен был называться «История Пугачёвского бунта». Но, не желая иметь проблем с «чугунной» николаевской цензурой, Пушкин отказался от данной идеи. В связи с этим изменился и сам замысел произведения. Масштабные исторические события стали лишь фоном событий частной жизни героев. Среди галереи этих персонажей центральным стал образ Маши Мироновой, капитанской дочки. Этой героине уделено существенно меньше времени в романе, чем, к примеру, Гринёву или Пугачёву, однако этот образ интересовал Пушкина больше всего. Размышляя над её ролью в произведении, литературовед Н.Н. Петрунина писала:
«Дочь капитана Миронова стала у Пушкина носительницей тех форм героизма, которые органичны для коренной русской натуры».
Её простой, стойкий характер привлекает к ней автора и читателей. Воспитанная в патриархальных ценностях провинциального дворянства, эта героиня воплощает лучшие качества русских женщин. Маша первая интуитивно угадывает подлую сущность Швабрина и отказывается выйти за него замуж как добровольно, так и под страхом смерти. Она не ропщет на судьбу и не перечет воле родителей Гринёва, когда те запрещают ему жениться на героине. Чтобы восстановить справедливость и помочь своему возлюбленному, верная Маша едет в Петербург и добивается встречи с императрицей. Её покорность судьбе, стойкость, мужество и преданность позволяют считать героиню «милым идеалом», как и Татьяну Ларину.
Значимость образа Маши Мироновой объясняется и сюжетом художественного текста. О.Я. Поволоцкая писала:
«Все остальные герои романа совершают свой нравственный выбор, действуют, – и от их выбора зависит судьба и жизнь капитанской дочки».
Любовный треугольник, центром которого является Маша Миронова, становится двигателем сюжета и помогает Пушкину раскрыть характеры Гринёва и Швабрина.
Стоит отметить, что автор не называет роман именем героини. В нём автор подчёркивает семейный статус Маши Мироновой и должность её отца. Тем самым, Пушкин «обезличивает» образ героини, показывая её как образ собирательный, типизированный. В то же время название подчёркивает благородное поведение Маши, как достойной дочки своего отца, капитана крепости, который предпочитает умереть, но не присягнуть самозванцу Пугачёву.
Таким образом, названия романа «Капитанская дочка» полностью отражает замысел Пушкина. Мария Миронова является центральным образом произведения и композиционно, и идейно.
Автор: Ксения Яблокова
Сочинение капитанская дочка на тему смысл названия романа
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы – проблемы долга и чести, смысла человеческой жизни, любви. Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, подлинной героиней произведения является Маша Миронова. На это, по моему мнению, указывает и название повести. Именно дочь капитана Миронова воплощает идеал автора – человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви. Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» – она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась». Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути. Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители. Во время захвата Белогорской крепости пугачевцами Маша также ведет себя очень достойно. Несмотря на ужас, который она испытывает, девушка не показывает своего состояния, готова быть с защитниками крепости до конца. В этом вихре кровавых событий Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью, остается верна себе. Ведь, оправившись после болезни, она оказывается в крепости одна, в окружении врагов, и за нее некому заступиться. Больше того, подлый Швабрин, воспользовавшись беззащитностью девушки, держит ее в плену, принуждая выйти за него замуж. Но и это не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они – судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда. После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха». Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту. Мы видим, что именно Маша Миронова, несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю, ни разу не изменила долгу и чести, ни разу не осквернила память родителей, ничем не запятнала свою девичью и человеческую честь. Именно поэтому повесть названа «Капитанская дочка» – образ Маши отражает идеал самого Пушкина, верившего, что только честь может помочь человеку быть и оставаться Человеком. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (2 вариант) «Капитанская дочка» – одна из самых известных исторических повестей А.С. Пушкина. Она рассказывает о сложном периоде в жизни России, связанном с крестьянским бунтом под предводительством Е. Пугачева. Основные события в произведении связаны с Петром Гриневым – молодым дворянином. Он попал на службу в Белогорскую крепость, которую впоследствии захватили бунтовщики. «Капитанской дочке» предшествует эпиграф, взятый из русского фольклора: «Береги честь смолоду». Эти слова Гриневу говорит отец, благословляя его на службу. Герой в самых трудных жизненных ситуациях, на грани жизни и смерти, следует этим истинам. В итоге он остается победителем. Но, если повесть о Петре Гриневе, почему она называется «Капитанская дочка»? Может, главной героиней произведения является именно «капитанская дочка» – Маша Миронова, на долю которой тоже выпали суровые испытания? Думаю, что именно Маша полностью выполняет завет «Береги честь смолоду». Возможно, ей никто не говорил этих слов, но девушка просто не может жить по-другому – такова ее натура и воспитание. Пережив смерть родителей, которых убили на ее глазах, постоянно находясь под страхом гибели, Маша до конца сохраняет собственную честь и достоинство. Миронова отказывается стать женой предателя Гринева, хотя тот угрожает ей голодной смертью. Героиня говорит: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Маша остается верна своему возлюбленному, верит ему и в него. Эта кроткая и тихая девушка обладает огромной внутренней силой, чистотой, умением любить. Думаю, она гораздо смелее и сильнее своего Петруши, за которым водились «грешки». Но Маша в повести практически безупречна. Именно она решает судьбу Гринева, когда осмеливается пойти на прием к самой императрице. Чувство достоинства, внутренняя чистота, преданная любовь девушки покоряют саму Екатерину. Она, проникнувшись симпатией к Маше, милует Петра. Таким образом, Маша Миронова является для самого Пушкина идеалом, к которому следует стремиться. Именно она полностью соответствует завету «Береги честь смолоду». Поэтому, я думаю, писатель назвал свою повесть «Капитанская дочка». Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (3 вариант) В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается один из наиболее сложных периодов в российской истории. Речь идет о бунте крестьян, который возглавлял Емельян Пугачев. Главное действующее лицо романа – Петр Гринев, молодой дворянин. Он служит в Белогорской крепости, которую захватывают крестьяне во время бунта. Книга начинается со знаменитого эпиграфа «Береги честь смолоду». Этими словами был благословлен Гринев своим отцом перед службой. Это напутствие герой вспоминал каждый раз, когда оказывался в сложных жизненных ситуациях. Он всегда выходил победителем. Главная героиня произведения – Маша Миронова – «капитанская дочка». Ее судьба достаточно сложная. Эта девушка живет по данному завету, который проходит лейтмотивом по всему произведению. Маша была так воспитана, что не могла поступать по-другому. На ее глазах были убиты родители, сама она жила всю жизнь в страхе за свою жизнь. Но, несмотря ни на что, она сохранила свое достоинство и честное имя семьи. Маша отказалась выходить замуж за Гринева, хотя он ей открыто угрожал голодной смертью. Девушка остается верна своему возлюбленному. Образ Маши Мироновой – очень яркий. Удивляет ее чистота, моральная сила, способность искренне любить. Можно сказать, что она безупречна. В ней автор видит свой идеал, поскольку она и ее поступки полностью соответствуют эпиграфу романа.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Проверьте себя
Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чье высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?
Я прочитал все отзывы, но больше всех меня впечатлил Гоголь. Именно его высказывание ближе мне и выражает мое отношение к поэту. Жизнь Пушкина показалась мне интересной тем, что его воспитанием в большей мере занималась няня. А также его лицейские годы. Это такая дружба, которую лицеисты смогли пронести сквозь года и различные испытания судьбы.
Творческое задание
Вы прочитали строки стихотворения, в котором Пушкин рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чём своеобразие творческой работы А. С. Пушкина?
Я обратил внимание на то, с какой теплотой написано это стихотворение. Как поэт хотел поделиться с читателем процессом появления своих произведений. Также я заметил, что многие строки начинаются с союза И, что говорит о том, что это стихотворение — единое связное повествование.
Своеобразие творческой работы А.С. Пушкина заключается в том, что его стихотворения — не результат воображения, они идут от души. Строки появляются, льются, как плоды мечты. Затем появляются рифмы, которые переносятся на бумагу.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите репродукции портретов поэта, фотографии памятников ему. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Портреты поэта», «Памятники Пушкину», «Каким я представляю себе Пушкина» (на выбор).
Сообщение-рассуждение на тему: “Каким я представляю себе Пушкина”.
Я рассмотрел несколько портретов А.С. Пушкина и сделал некоторые выводы, касательно не только внешности, но и личности поэта и писателя.
Александр Сергеевич предстает пред нами почти на всех полотнах в одном образе. У него кудрявые темные волосы, бакенбарды и задумчивый взгляд куда-то в сторону. Его образ мне симпатичен. Мне кажется, что Пушкин находится в некотором подвешенном состоянии или снова ловит рифмы у себя в голове.
Его портрет явно располагает. Также есть изображение Александра Сергеевича, где он нарисован в белой рубашке с расстегнутым воротником, а шея его укутана длинным темно-зеленым шарфом. Пушкин кажется мне романтичным, похожим на героя своих произведений.
Пусть он такой разный, но таким видели его современники, художники и ценители искусства. Пушкин своеобразный, загадочный, но такой любимый русский поэт.
Обогащаем свою речь
-
Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?
Меня поразила динамика развития событий, которая получилась благодаря использованию глаголов. Я не представлял себе это сражение так масштабно и грандиозно. Но А.С. Пушкину удалось погрузить меня в эту атмосферу. Я испытывал переживания вместе с лирическим героем.
2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?
«Горит восток зарею новой» — начало нового дня без смертей и потерь,
«Дым багровый кругами всходит к небесам» — дым от стрельбы, наполненный кровью,
«В кустах рассыпались стрелки» — спрятались,
«Поле роковое» — место, на котором все решится,
«Как пахарь, битва отдыхает» — с удовольствием, ценит время отдыха,
«И за учителей своих заздравный кубок подымает» — за тех, кто дал знания, которые помогли победить.
При чтении произведения передо мной возникали картины страшного, смертельного и кровопролитного боя.
При описании Полтавского боя Пушкин использует следующие литературные приемы:
- аллитерации («…браздами, саблями звуча, / Сшибаясь, рубятся с плеча»);
- метафоры («Горит восток зарею новой»);
- олицетворение («битва отдыхает»);
- сравнение («могущ и радостен, как бой»);
- многосоюзие и ряды однородных членов («И Шереметьев благородный, / И Брюс, и Боур, и Репнин»);
- эпитеты («верный конь»);
- антонимы («…лик его ужасен… он прекрасен»).
Использование этих приемов позволяет поэту наиболее точно передать картину боя, читатель видит её в своем воображении, опираясь на прочитанный текст.
3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?
Для русских сражение под Полтавой было особенно важным, потому что иначе войска шведского короля, Карла Двенадцатого, очень сильного противника, шли на Москву. Почти три месяца до начала сражения крепость оборонялась мужественными защитниками, а 27 июня 1709 г. под предводительством самого Петра I состоялось сражение, которое завершилось разгромом шведов.
Упоминание реальных исторических лиц, например, Карл, Петр I, а также видов оружия и остальных деталей, дают читателю полное понимание того, о каком историческом сражении идет речь.
4. Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.
Я считаю, что по этим описаниям понятна позиция автора. Пушкин говорит о Карле, как о герое, но при этом называет его недуги: болезненность, пассивность и т.д.
Но к Петру I совершенно другое отношение. Об этом герое я и хочу рассказать. Автор показал его отличным полководцем, энергичным. Об этом говорят его движения и действия. В поэме он показан в самом бою и уже на праздновании победы. На пиру он щедр, угощает всех.
Автор явно выделяет Петра и выражает ему восхищение.
Литература и изобразительное искусство
-
Рассмотрите репродукцию картины М. В. Ломоносова «Полтавская баталия». Известно, что, создавая мозаичную картину, её автор провёл со своими учениками три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла. Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»?
На меня картина произвела неизгладимое впечатление. Совпадений немало. Это и большое количество людей, дым, Петр I.
2. Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пушкинскому тексту?
По моему мнению, это К.И. Рудаков, А.И. Лебедев, Вл. А. Серов.
3. В поэме «Медный всадник» воспевается град Петров. Познакомьтесь с этим текстом.
Размышляем о прочитанном
1. Понравился ли вам отрывок? Какие литературные приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?
Мне отрывок понравился. Пушкин использует в нем эпитеты («бедный челн», «печальный пасынок», «ветхий невод», «громады стройные», «задумчивые ночи». «державное течение»).
2. Как вы понимаете строки:
«Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…»?
Эти строки посвящены открытию нового города, в который будут стремиться попасть многие.
3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?
Я считаю, что автор гордится правлением Петра, его целеустремленностью, достижениями. Мне эти чувства передались.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
1. Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец. Найдите свидетельства о том, как читал свои произведения сам Пушкин (во второй части учебника, в разделе «Поработайте самостоятельно»).
После прослушивания произведения я пришел к выводу, что автор разбивает его на две части. Первая о том, как Петр укрепляет владения на берегах Балтийского моря. Вторая о любви Евгения к Параше.
Пушкин в своем чтении выявлял прежде всего мысль, являющуюся основой произведения. <…> Он первый начал просто, понятно читать, и потому его чтение неизменно производило глубокое впечатление на слушателей.
2. Как бы вы озаглавили эти части?
Первая — могущественный Петр I.
Вторая — история любви, который не суждено сбыться.
3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?
Первая часть прочитана с чувством гордости за такого великого правителя, а вторая с пониманием и состраданием к Евгению.
4. Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет…» актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха?
Потому что через сто лет все действительно изменится.
5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?
Выразительно, мощно, проникновенно.
6. Подготовьте выразительное чтение отрывка наизусть.
Литература и изобразительное искусство
1. Рассмотрите иллюстрации различных художников к пушкинским произведениям. Кто из них ближе, по вашему мнению, к пониманию характеров героев?
Мне кажется, это Васнецов. Картина написана контрастно, живо, проникновенно. Когда на это полотно смотришь, сразу понимаешь, каким человеком и государем был Петр I.
2. Какие памятники Петру I вам известны? Какой из них произвёл на вас сильное впечатление? Почему?
Самый известный и самый впечатляющий памятник создан Фальконе. На нем Петр I изображен покорителем, которому подвластно все.
Paзмышляем о прочитанном
1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?
Кудесник рассказал про князя, что он хороший воин, смелый, он известен не только на Руси и что у него есть ангел-хранитель. Тексты баллады и летописи отличаются своим оформлением. Но это не главное отличие. Летопись — документ, содержащий в себе исторические факты. В балладе они тоже есть. Пушкин сделал образ князя художественным, а также выразил свое отношение к нему.
2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.
Из прочитанного диалога я понял, что князь не поверил предсказаниям старца, хотя тот выразил к нему уважение. Олег рассердился на кудесника. Он полностью уверен не только в своей силе, но и власти.
Мудрец относится к князю уважительно, он не боится говорить свои предсказания. Мне, как и автору, предсказатель понравился больше. Он не струсил перед Олегом и сказал правду.
З. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей… Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Я согласна с этим суждением. Так как слова волхва имеют такую мысль: важен не правитель, а слово. Именно этим словом мог владеть Пушкин. Поэт считал, что его способность слагать стихотворения — это что-то божественное. Возможно, он и выразил свою жизненную позицию через речь кудесника.
Творческое задание
Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву А. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег» не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?
Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры.
“Песнь о вещем Олеге” мне понравилась потому, что она кардинально отличается от других баллад разных авторов. Мне она интересна тем, что Пушкин наделил героев чувствами. А благодаря использованию эпитетов, произведение приобрело возвышенный слог.
Прощание с конем для меня драматическая сцена:
“… Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:….”
Так автор показал смерть коня, который был другом для князя.
Обогащаем свою речь
-
Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.
Я думаю, что использование в балладе устаревших слов позволяет передать атмосферу того времени, придать произведение реалистичность быта. А пушкинские добавления облегчают восприятие баллады.
2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
Вещий — тот, кто вещает. Я считаю, что больше этот эпитет подходит к кудеснику. Ведь именно он вещал князю о будущем.
3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
Даже одно слово может изменить образ героя. Такая замена добавила балладе магический облик.
4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?
Эта замена выражает отношение к коню. Верный — значит, преданный, тот, кто в любой трудной ситуации не испугается и будет рядом. Так и получилось. Слово верный добавила теплоты в отношение к коню от строго князя.
Литература и другие виды искусства
1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие виды изобразительного искусства предпочтительнее для иллюстрации каждого из текстов (графика, скульптура, живопись)?
Конечно же, летопись лучше пересказать, а балладу прочитать по ролям. Мне кажется, что графика и скульптура подойдут для летописного текста. Так как это тоже своего рода исторический “памятник”, а вот живопись поможет оживить балладу.
2. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?
Я представлял себе Олега по-другому. На иллюстрации он выглядит надменно, слушает слова волхва неохотно, с недоверием.
Я бы поставил памятник кудесник. Из мрамора или гранита. Размером с человека, примерно 170 см. А поставить его можно было в исторических музеях.
3. Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге».
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня…»? Что он хочет сказать этим об Олеге?
Такая интонация подчеркивает щедрость князя, то, что за правду о своем будущем он готов многое отдать.
Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?
Нет, интонация дает понять, что чтец сомневается.
2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?
Актер своим чтением показал мудрость и смелость волхва. Благодаря чтению я смог представить образ кудесника. Дополнить мое представление помог тембр голоса, ритмика, паузы в чтении.
3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой…» — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой Фразе?
То, что не всегда человек показывает свои настоящие эмоции. А проявляет их тогда, когда поймет, о чем идет речь.
4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?
Интонация, тембр, логические ударения, паузы.
5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик…»? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?
Актер выделил эту фразу, потому что князь был не готов услышать такую правду и не поверил в нее. Он досадует не только на волхва, но и на самого себя. Олег понимает, что никто не в силах изменить будущее.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
– Хотите, на реку завтра… приходите!.. – неожиданно оборачивается Нина. – Непременно пойду смотреть!
– В котором?..
– Ну… в десять?!
– Непременно!
– До завтра?
– До завтра… Нина!
Сколько счастья, что он едва переводит дух. Он идет и целует вербу, которую Нина дала ему, щекочет лицо вер-бешками. Целует и розовую обезьянку, и необыкновенную голубую розу. Какое небо, какие звезды, воздух! Какая чудесная, неземная Нина… Какие у ней косы, глаза, ресницы, губки, пальчики, какой неземной голос!.. Идет и глядит на звезды через черные теперь прутики…
Федя сейчас заснет…
Сидят на стенке розовая обезьянка и сказочная голубая роза. Воздушно покачивает-ходит пунцовая голубая гроздь, маленькая, совсем в ладошку… – живой, небывалый виноград! Разноцветные виноградинки смешно отрываются от нее, плывут куда-то… Плывет белая река… Звезды сияют в прутиках – глаза Нины… И вот, в забытьи, в солнечном озарении, на луче, покачиваясь, сплывает к нему в сверканьях, сквозная, в кольчиках, клеточка с воздушною золотистою канарейкой… – первая радость детства.
<1927>
Как мы открывали Пушкина
Про солнце можно писать свободно, воспевать блистающие его восходы и закаты, – как оно озаряет вершины гор, зажигает огнями океаны. И тихое, и простое писать можно: как оно пригревает поля родные, заглядывает и в глушь, в оконце лесной избушки, играет на бедной люльке, в глазах несмышленого ребенка. Солнце – всегда солнце.
И о Пушкине можно говорить свободно. Он – «явление чрезвычайное». Он – стихия, и для него нет мерок. И на высотах, и в низинках жизни Пушкин – всегда Пушкин.
Итак, попробую рассказать простое и маленькое: как мы открывали Пушкина.
мы… Это все маленькие люди, детской и обыденной жизни, обитавшие на одном дворе. До события, о котором я поведу рассказ, все мы знали одного Пушкина – с нашего рынка мясника. Я и теперь еще вспоминаю странное ощущение, когда в книжечке Ступина увидал я красивый кораблик с парусами и прочитал по складам стишки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Под ними я прочитал: «Пу-шкин».
Это «П», похожее на наши ворота, было точно такое же, как и толстое золотое «П» на мясной лавке, и все буковки были те же: я только что выучился читать по вывескам. Итут «Пушкин»! Я не раздумывал, тот же ли это самый, но осталось внутри меня, связало что-то во мне этих обоих «Пушкиных», – в книжечке, и на вывеске мясной лавки. Родные буквы?
Потом «Пушкин» связался во мне с зимой, со снегом на нашем дворе, с сарайчиком, где стояли мои лубяные салазки, с собачкой «Цыганкой».
Зима… Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Все – знакомо: дровни-простянки, по первому снегу неслышно выплывающие рысцой из наших ворот, с ездоком Кузьмой, – ломовиком, по-нынешнему, – «бразды пушистые», взрываемые полозьями по снеговой целине, через весь двор к воротам, мерзнущие в сырых рукавичках пальцы, и грозящее мне лицо в окошке: домой!..
«Пушкин» незаметно делался своим. Лица его я не чувствовал, и не помышлял даже, есть ли у него лицо, и кто он. Так, без лица, невидимый, кто-то, «в книжке», – «Пушкин». Были для меня без лица – солнечные дни, праздники, именины, зайчики на стене. Но понемногу он стал определяться. Мне было тогда лет семь.
* * *
Помню отца, в чесучовом пиджаке, облокотившегося на стол в кабинетике. На дворе поздняя весна, кричит мороженщик. Окно открыто, свежий ветерок тянет. В кабинетике холодок, мягкий голубоватый свет, от синих стеклянных ширмочек на окошке. Я сижу на прохладном клеенчатом диване и все сползаю, – такой он скользкий. Мне как-то не по себе, печально, – от синих ширмочек? Я заглядываю за диван, в угол, на пузатое, пузырями, «казацкое» седло, вспоминаю, что отец болен, – недавно он упал с лошади, и у него кружится голова, – и мне становится жаль его. И сейчас у него болит голова, вон как он морщится и все потирает лоб. У притолоки стоит высокий, толстый приказчик Ва-силь-Василич-Косой, руки за спину, и, почтительно наклоняясь, будто заглядывает под стол, докладывает о делах – подрядах, пищит сапогами и стреляет глазом по потолку. На меня будто смотрит, а разговаривает с отцом. Идет разговор о… «Пушкине»!
– Для чести… – говорит отец строго и все покачивается на локте. – Помни, для чести я взял подряд, не из барыша… Из уважения… Меня чтобы не оскандалить, по-мни!..
– Будь-покойны-с, понимай-ссс…
– Стояки и связи свежие чтобы, а не из расхожих там… Помни, что вся Россия будет открывать. По-нял?!
– Будь-койны-с, пымассс…
– Великому человеку памятник, Пушкину! Все знаменитые люди будут. Главные места и все ложи пройдешь фуганком… не было чтобы серости. Провесы выверить. Народ – дура, скопшится в проходах… упаси Бог, стояк подастся… скандал! на всю Россию осрамишь! Болен, сам не могу… Дураков приходится посылать. Смотри ты у меня…! Накануне сам загляну… – грозится отец и все покачивается на локте. – Ни в одном у меня глазу чтобы! После, успеешь еще надрызгаться…
– Никак нет, будь-покойны-с… доглядим-с. Для такого торжества-с, будь-покойны-с…
Василь-Василич красен, говорит осторожно, в руку, но по запаху в комнате слышно, что он «успел». Теперь ему полная свобода, катает на шарабане и на дрожках, по всем подрядам.
– Ну как, двигается?
– Очень строго полиция придирается. Приказали все наглухо зашить под местами. Вчерась сам пальцимейстер приезжал! Лишних тысяча горбылю пошло, а под ложами в доску чтобы зашить велели, где начальство… Четыре сотни досок пойдет-с. Все опасаются…
– Не понимаю… чего опасаются?..
– Подложить могут-с… бомбов опасаются! Которых вот в Охотном надысь били, мигилистов… – шепчет Василь-Василич, стреляя в меня глазом. – Строго за памятником-Пушкиным следят-с. Парусиной даже закрыть велели! Доски уж с него приняли, кожух расшили… через два дни молебен с открытием, так опасаются. Двое городовых день и ночь дежурют, чтобы парусину не содрали. Слухи такие, что могут подложить-с!..
– Ври больше. Тем более! Убытку возьму, но чтоб все на совесть! Главное, стояки… прогоны не продлинять, связи крепить вплотную, а не… Пошлешь ко мне архитектора. Помни, для чести я… в ведомостях пропечатают. Ступай.
Я понимаю, но очень смутно. «Пушкину» открывают памятник. Будет торжество. Он есть, где-то. У нас никто про него не знает, но он – «великий человек». Отца я боюсь спрашивать: скажет, как всегда, – «да ступай-играй, братец… не твое это дело». Сестры не объясняют, отмахиваются: «ну, который стихи писал, поэт-Пушкин… ну, памятник ему ставят!» Дворник Гришка ничего не знает.
– Мало ли их… помер какой-нибудь, богатый! Всякому покойнику памятники становят, кто богатый. Вот наш Пушкин помрет, – в балдахине будут хоронить.
Я знаю, что он сочинял стихи, много стихов. Я уже знаю и «Птичку Божию» и «Румяной зарею». Недавно прочитал всего «Вещего Олега» и что-то понял, поплакал даже. Я рад, что отец строит «места» для Пушкина. Это – чтобы смотреть. Он строил балаганы под Девичьим, «Ердань» на Москве-реке – святить воду, – ледяные горы в Зоологическом Саду. У него триста плотников. Теперь строит «места». Через это Пушкин становится мне близким, нашим. Я рад, но ясно не понимаю – чему я рад.
* * *
Помню толстого архитектора. Он курит толстую сигару, пускает синие клубы дыма, как из трубы. Отец отмахивается от дыма и морщится. Ему хуже, и теперь за его спиной подушка. Я сижу с ногами на диване, скриплю клеенкой, смотрю и слушаю. Отцу не до меня, и видеть он стал хуже: вчера наскочил на дверь; ходит, протянув руки.
Архитектор показывает картинку – «Памятник-Пушкина». Я даже с дивана вижу высокого, кудрявого человека, в бородке на щеках, в длинном пальто, с рукою на груди. Он стоит на высоком ящике и как будто прислушивается, чуть нагнув голову, или о чем-то думает. Должно быть, сочиняет свои стихи. Это, конечно, он, особенный, непохожий ни на кого, Пушкин.
Другие вопросы по Русскому языку
Русский язык, 27.02.2019 05:10, mamkin0poc
Сочинение на тему что такое счастье?
Ответов: 3
.(Надо составить предложение с каждым из этих фразиологизмов: сдержать себя, набивать себе цену, быть себе на уме, предоставитьсамому себе, превозмогать себя, выходить из себя переламывать себя).
Ответов: 2
Русский язык, 28.02.2019 20:30, lerahmru
.(Составте предложения с однородными членами. жнёт, молотит и веет; на огородах и в садах;).
Ответов: 2
Найдите в данных предложениях подлежащие и сказуемое. определите, чем они выражены. поставьте, где необходимо, тире. жизнь человека чудо из чудес. мои друзья загадка для меня. жизнь моя железная дорога вечное стремление
вперед. писательство призвание. ненависть сердца последний холод. мир это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков. краса лица глаза, краса уст слова, краса слов пословица. человек есть украшение мира. пушкин есть
явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление языка. уверенность самая могучая творческая сила. сонливый да ленивый два родных брата.
Ответов: 3
Русский язык, 01.03.2019 09:30, михас3
5. укажите ссп, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены). а. я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. б. направо белела песчаная коса и темнела
груда дальних гор. в. в зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака. г. здесь краски не ярки и звуки не резки. д. в полях реки текут голубые и цветы возле них разные. е. солнышко село и зорька погасла. 9. разбор слово по
составу брось основа, корень, суфикс, окончание. 11. укажите предложения с грамматическими ошибками. а. в обоих квартирах было темно. б. у нас совсем нет времяни. в. мы были в восторге от декораций в «вишнёвом саде». г. это
произведение более худшее. д. она ложит продукты в холодильник. е. я удивляюсь его силе.
Ответов: 4
Надо решить по ) списывая, делите текст на слова ,предложения абзацы. используйте прописную букву ,расставьте знаки препинания. леснойкотёнок .
Ответов: 2
Знаешь правильный ответ?
1) Прочитайте фрагмент рассказа И. С. Шмелёва «Как мы открывали Пушкина». Объясните, как вы поняли о…
Вопросы по предметам
История, 02.05.2020 19:50
Биология, 02.05.2020 19:50
География, 02.05.2020 19:50
Українська мова, 02.05.2020 19:50
Математика, 02.05.2020 19:50
Информатика, 02.05.2020 19:50
Обществознание, 02.05.2020 19:50
1) Прочитайте фрагмент рассказа И. С. Шмелёва «Как мы открывали Пушкина». Объясните, как вы поняли основной смысл рассказа.
Про солнце можно писать свободно, воспевать блистающие его
восходы и закаты, — как оно озаряет вершины гор, зажигает огнями
океаны. И тихое, и простое писать можно: как оно пригревает поля
родные, заглядывает и в глушь, в оконце лесной избушки, играет на
бедной люльке, в глазах несмышлёного ребёнка. Солнце — всегда
солнце.
И о Пушкине можно говорить свободно. Он — «явление чрезвычайное». Он — стихия, и для него нет мерок. И на высотах, и в низинках жизни Пушкин — всегда Пушкин.
24
Итак, попробую рассказать простое и маленькое: как мы открывали Пушкина.
Мы… Это все маленькие люди, детской и обыденной жизни,
обитавшие на одном дворе. До события, о котором я поведу рассказ,
все мы знали одного Пушкина — с нашего рынка мясника. Я и теперь ещё вспоминаю странное ощущение, когда в книжечке Ступина
увидал я красивый кораблик с парусами и прочитал по складам
стишки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Под ними я прочитал: «Пу-шкин».
Это «П», похожее на наши ворота, было точно такое же, как и
толстое золотое «П» на мясной лавке, и все буковки были те же: я
только что выучился читать по вывескам.
Потом «Пушкин» связался во мне с зимой, со снегом на нашем
дворе, с сарайчиком, где стояли мои лубяные салазки, с собачкой
«Цыганкой».
Зима… Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Всё — знакомо: дровни-простянки, по первому снегу неслышно выплывающие рысцой из наших ворот, с ездоком Кузьмой, —
ломовиком, по-нынешнему, — «бразды пушистые», взрываемые
полозьями по снеговой целине, через весь двор к воротам, мёрзнущие в сырых рукавичках пальцы, и грозящее мне лицо в окошке:
домой!..
«Пушкин» незаметно делался своим. Лица его я не чувствовал,
и не помышлял даже, есть ли у него лицо, и кто он. Так, без лица,
невидимый, кто-то, «в книжке», — «Пушкин». Были для меня без
лица — солнечные дни, праздники, именины, зайчики на стене. Но
понемногу он стал определяться. Мне было тогда лет семь.
2) Найдите в тексте крылатые слова и выражения. Докажите, что они есть в
каждом абзаце, за исключением первого. Расскажите, чем они выражены.
3) Расскажите, какой смысл приобретает в тексте главное крылатое слово
рассказа.
4) Какое синонимичное крылатое выражение можно подобрать к крылатому
слову «Пушкин», использованному в рассказе? В каком абзаце текста есть прямые
указания на это крылатое выражение?
5) Подумайте, как соотносится содержание текста с известным высказыванием о Пушкине К. Д. Бальмонта: «Пушкин был поистине солнцем русской поэзии,
распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников».