Рассказы 18 века список

Интимная переписка со знатной девушкой, путешествие на летающий остров, критика правления Петра Великого и другие хиты, которыми зачитывалась Европа три столетия назад и которые и сегодня могут поразить читателя

На начало XVIII века пришлось становление массового книгопечатания, книжного рынка и возникновение самого феномена бестселлера — книги, выходящей большими тиражами и благодаря своему коммерческому успеху встающей (хотя бы на время) в один ряд с классическими текстами старых времен. Такие книги, перепечатывавшиеся в оригинале и быстро изготовленных переводах, приобретали общеевропейскую славу и формировали публику как инстанцию, способную обсуждать и критиковать политические, общественные и нравственные установления Старого порядка. Состав бестселлеров XVIII века отражал круг интересов этой публики: любовные, приключенческие и политические романы и их сатирические перепевы, политические и философские трактаты, популярные драмы и зарождающаяся журналистика.

Франсуа Фенелон. «Приключения Телемака» (1699)

Иллюстрированное издание «Приключений Телемака». 1717 год © Bibliothèque nationale de France

Аллегорический роман о древней и современной политике, написанный благочестивым наставником французского наследника, запрещенный во Франции к печати и получивший благодаря этому скандальную известность во всей Европе. Богиня мудрости Минерва под видом наставника Ментора сопровождает Телемака, сына Одиссея, в поисках отца и на разных примерах объясняет ему обязанности и опасности королевского правления. За греческими именами читатели могли угадывать критику современных обстоятельств. В русском переводе роман был издан по личному приказу императрицы Елизаветы, после того как переводчик (Андрей Хрущев) был казнен при Анне Иоанновне по ложному обвинению.

 «Чрез меру сильная власть всегда бывает пред великим падением, подобна луку крепко натянуту, который вскоре переломится, ежели не будет ослаблен, но кто смеет ослабити? Идоменей весь сею лестною властию упоен был, лишился бы престола своего, но исцелился. Боги послали нас избавити его от ослепленной и чрезмерной власти, которая человекам неприлична, и еще чудотворением очи его отворилися».

Журнал «Зритель» (1711–1712)

Журнал «Зритель». Обложка выпуска 1788 года © Wikimedia Commons

Одна из вех европейской журналистики — английский журнал Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля, десятилетиями читавшийся, переводившийся и переиздававшийся в Англии и других странах Европы. Если в романах рассуждения о современной политике и культуре были одним из элементов вымышленного сюжета, то в новом формате журнала с короткими выпусками читатель получал доступ к размышлениям на серьезные темы, необременительно кратким и написанным легким слогом светского разговора. Одним из первых журнал предлагал своим разрозненным читателям роль общества, уполномоченного судить о политике и обо всем остальном.

«Так я живу в мире, скорее как наблюдатель человечества, чем как его член; я сделался философским политиком, солдатом, купцом и ремесленником, никогда не мешаясь ни в одно практическое дело. Я очень хорошо знаком с теорией мужа или отца и могу различить заблуждения в хозяйстве, делах и развлечениях других лучше, чем они сами, — как наблюдатели видят слабые места в игре, ускользающие от игроков. Я никогда не брал сторону ни одной партии со страстью и намерен сохранять точный нейтралитет между вигами и тори, если только боевые действия с одной из сторон не заставят меня выбирать между ними. Короче, я всегда действовал в своей жизни как созерцатель и намерен выдержать эту роль в настоящем издании».

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» (1719)

Первое издание «Робинзона Крузо». 1719 год © Wikimedia Commons

Хрестоматийный роман представляет собой утопию капиталистической экспансии, освоения неевропейского мира европейцем-хозяином, строителем и дельцом. Выброшенный на необитаемый остров рабовладелец и работорговец отстраивает хозяйство — прообраз цивилизации из остатков корабельной утвари и местных материалов, а вслед за тем и естественное для него господство над «туземцами», обоснованное в колониальной риторике романа долгом благодарности. Популярность романа была связана не только с увлекательным сюжетом, но и с насущностью его тем, отзывавшихся главными вопросами общественного существования образованных классов в XVIII веке.

«Покидают отчизну в погоне за приключениями, сказал он, или те, кому нечего терять, или честолюбцы, жаждущие создать себе высшее положение; пускаясь в предприятия, выходящие из рамок обыденной жизни, они стремятся поправить дела и покрыть славой свое имя; но подобные вещи или мне не по силам, или унизительны для меня; мое место — середина, то есть то, что можно назвать высшею ступенью скромного существования, которое, как он убедился на многолетнем опыте, является для нас лучшим в мире, наиболее подходящим для человеческого счастья, избавленным как от нужды и лишений, физического труда и страданий, выпадающих на долю низших классов, так и от роскоши, честолюбия, чванства и зависти высших классов».

Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера» (1726)

Первое издание «Путешествий Гулливера». 1726 год © Wikimedia Commons

Еще один роман о заморских путешествиях — опровержение капиталистического оптимизма Дефо. Английского путешественника выбрасывает раз за разом не на пустынные острова, а в диковинные цивилизации: придворную монархию лилипутов, простое общество великанов, на летающий остров ученых чиновников и, наконец, в нравственную утопию говорящих коней. Своеобычные в своих достоинствах и недостатках, эти миры не позволяют сделать вывода о благотворности прогресса и колонизации, но ставят под сомнение достоинства европейского политико-экономического строя, цивилизации и даже человеческой природы как таковой. Образец путешествия, в котором путешественник (и его читатель) должен прежде всего вопрошать себя и свой собственный мир, точнее — европейский строй XVIII века с его контрастом между архаическим общественным устройством и духом интеллектуальной и нравственной критики.

«Мой краткий исторический очерк нашей страны за последнее столетие поверг короля в крайнее изумление. Он объявил, что, по его мнению, эта история есть не что иное, как куча заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия».

Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731)

«История кавалера де Грие и Манон Леско». Издание 1756 года © Bibliothèque nationale de France

Любовный роман — от «Принцессы Клевской» Мадам де Лафайет до «Опасных связей» Шодерло де Лакло — был едва ли не главным жанром, формировавшим культурный автопортрет предреволюционной Франции и востребованным ее читательской публикой. В романе Прево изображаются похождения двух молодых людей веселой эпохи Регентства, сделавших любовную страсть (а не устойчивые амплуа традиционного общества) стержнем своего существования. Читательская симпатия к аморальным героям заставляет поставить под вопрос саму идею нравственности как набора запретов.

«Размышляя о нравственных правилах, нельзя не дивиться, видя, как люди в одно и то же время и уважают их, и пренебрегают ими; задаешься вопросом, в чем причина того странного свойства человеческого сердца, что, увлекаясь идеями добра и совершенства, оно на деле удаляется от них».

Александр Поуп. «Опыт о человеке» (1734)

«Опыт о человеке». 1734 год © pinterest.com

Философская поэма, рискованный опыт сочетания поэтической выразительности с абстрактно-философской темой, оправданием Бога и мирового порядка. Сочетая отзвуки различных изводов философского оптимизма (Шефтсбери, Лейбниц), Поуп вписывает их в поэтическую форму, с тем чтобы обнаружить в философских истинах непосредственную апелляцию к читателю, его личному нравственному и эмоциональному опыту. «Опыт о человеке» остается поэтому поэзией, улавливающей и задающей эмоциональный тон эпохи, мимолетные, но живо ощущаемые оттенки вечного вопроса, как быть человеком. Поэма была популярна в Англии и континентальной Европе, ее русский перевод был выполнен и напечатан по инициативе Ломоносова.

О счастье, наших цель желаний и конец!
Покой, довольство ли, приятность ли сердец,
Какое бы тебе название ни было,
Для одного тебя житье нам наше мило,
Для одного мечи, тиранства, му́ки, глад
И смерти самыя нимало не страшат.
Не знаем твоего ни имени, ни свойства,
Что ты за вещь, что в нас рождаешь беспокойства.
Всегда ты близко нас, далеко завсегда,
Где нет, тут все тебя мы ищем без плода.

Жан-Жак Руссо. «Юлия, или Новая Элоиза» (1761)

«Юлия, или Новая Элоиза». 1761 год © Wikimedia Commons

Eдва ли не самая популярная книга XVIII века, роман в письмах из швейцарской жизни, рассказывающий о любви нанятого учителя Сен-Пре и его высокородной ученицы Юлии д’Этанж. Брак их по общественным условиям невозможен, так что переписка героев становится лабораторией новой интимности, существующей вне, точнее в тени, традиционной семьи и вдали от привычного великосветского адюльтера. Это был не только литературный эксперимент: роман оказался столь точен, что читатели требовали от Руссо настоящих имен его героев. 

«Целомудренная девица романов не читает, я же предварил сей роман достаточно ясным заглавием, дабы всякий, открывая книгу, знал, что перед ним такое. И если вопреки заглавию девушка осмелится прочесть хотя бы страницу — значит, она создание погибшее; пусть только не приписывает свою гибель этой книге: зло свершилось раньше. Но раз она начала чтение, пусть уж прочтет до конца: терять ей нечего».

Иоганн Вольфганг фон Гете. «Гец фон Берлихинген» (1773)

«Гец фон Берлихинген». 1773 год © www.friedel-schardt.de

Один из первых опытов драматической разработки национальной исторической памяти по шекспировскому образцу. Пьеса разрушала устоявшиеся правила классицистической драмы и выводила на сцену бунт рыцаря старого покроя против законов нового, постфеодального порядка. Пьеса Гете приобрела моментальный успех: зарождавшийся интерес к национальной истории сочетался в ней с вполне современными проблемами — как и в других жанрах и произведениях этого времени, монархическая государственность и обеспеченный ею гражданский мир служит точкой отсчета для осмысления дилемм личной воли, одновременно притягательной и разрушительной. 

«Мне сдаться? На гнев и милость? Ты с кем говоришь? Что я — разбойник? Скажи твоему начальнику, что к его императорскому величеству я, как всегда, чувствую должное уважение. А он, скажи ему, он может лизать меня в жопу».

Иоганн Вольфганг фон Гете. «Страдания юного Вертера» (1774)

«Страдания юного Вертера». 1774 год © Wikimedia Сommons

Снова эпистолярный роман, отклик на Руссо и исповедь героя, который, подобно Сен-Пре во второй части «Новой Элоизы», ищет себе места рядом с возлюбленной и ее мужем. Не умея смириться с отказом женщины и общественной неполноценностью плебея, герой кончает с собой. Литературное изобретение, или открытие, современного человека, неспособного найти себя в своей общественной роли и мировом порядке и строящего свою личность вокруг саморазрушительного средоточия уязвленной чувствительности. Роман сразу же приобрел огромную популярность, создал моду на меланхолию и положил начало литературным успехам жизнерадостного и благополучного Гете.

«„Что ты сделал, несчастный!“ — крикнул Вертер, бросаясь к арестованному. Тот посмотрел на него задумчиво, помолчал и наконец отчеканил невозмутимым тоном: „Не бывать ей ни с кем и с ней никому не бывать!“ Его ввели в харчевню, а Вертер поспешил прочь. Это страшное, жестокое впечатление произвело в нем полный переворот, на миг стряхнуло с него грусть, уныние, тупую покорность. Жалость властно захватила его, он решил во что бы то ни стало спасти того человека. Он так понимал всю глубину его страдания, так искренне оправдывал его даже в убийстве, так входил в его положение, что твердо рассчитывал внушить свои чувства и другим».

Вольтер. «Кандид, или Оптимизм» (1759)

Вольтер. Рукопись «Кандида» © Bibliothèque nationale de France

Шарж на приключенческий роман, иронический обзор пестрого и исполненного конфликтами политического мира XVIII века — раздробленная Германия, религиозная Испания, известный большинству читателей Вольтера только из литературы путешествий Новый Свет. «Кандид» мгновенно приобрел известность благодаря своей иронии, хорошему тону умного человека, а подтрунивающего над любой ортодоксией, твердой верой в политический и метафизический порядок. Знаменитый проповедник этой веры, философ Панглосс, пародирует философию Лейбница и Поупа и произносит в финале формулу необходимого, но веселого смирения.

«Все события неразрывно связаны в лучшем из возможных миров. Если бы вы не были изгнаны из прекрасного замка здоровым пинком в зад за любовь к Кунигунде, если бы не были взяты инквизицией, если бы не обошли пешком всю Америку, если бы не проткнули шпагой барона, если бы не потеряли всех ваших баранов из славной страны Эльдорадо — не есть бы вам сейчас ни лимонной корки в сахаре, ни фисташек».

Шарль Луи Монтескьё. «О духе законов» (1748)

«О духе законов». 1748 год © Wikimedia Commons

Еще один атлас политического мира, на этот раз исполненный в теоретическом ключе. Аналитически взвешенный разбор разных форм политического устройства и соответствующих им общественных пружин — честь в монархиях, страх в деспотиях, почти недостижимая «политическая добродетель» (патриотическая сознательность) в республиках. На этом атласе искала себя Россия: Монтескьё анализировал петровские реформы, и его формулировки заимствовала Екатерина II для своего «Наказа» Уложенной комиссии. Одновременно одобряя и осуждая петровские реформы, Монтескьё задал систему координат («Восток — Европа», «просвещенная монархия — деспотия»), в которых долго еще будет осмысляться русская государственность.

«Закон, обязывавший московитов брить бороду и укорачивать платье, и насилие Петра I, приказывавшего обрезать до колен длинные одежды каждого, кто входил в город, были порождением тирании. Есть средства бороться с преступлениями: это наказания; есть средства для изменения обычаев: это примеры. Легкость и быстрота, с которыми этот народ приобщился к цивилизации, неопровержимо доказали, что его государь был о нем слишком дурного мнения и что его народы вовсе не были скотами, как он отзывался о них. Насильственные средства, которые он употреблял, были бесполезны: он мог бы достигнуть своей цели и кротостью».

Жан-Жак Руссо. «Об общественном договоре» (1762)

«Об общественном договоре». 1762 год © Wikimedia Commons

Политический трактат, оказавшийся провозвестником Великой французской революции и современных теорий демократического государства. Вступая в спор с почти повсеместно принятым в Европе монархическим порядком и его обоснованиями, Руссо не просто признает народ источником власти (это было общепризнанной аксиомой), но вверяет ему постоянно действующий теоретический суверенитет, не исчезающий в однократном акте установления правительств. Абстракция «общей воли», а не исторические институты власти становится точкой отсчета политической мысли и требует среди прочего признания права народа на бунт. Книга Руссо была сразу по выходе запрещена и стала библией политического вольномыслия.

«Меня могут спросить: разве я государь или законодатель, что пишу о политике. Будь я государь или законодатель, я не стал бы терять время на разговоры о том, что нужно делать, — я либо делал бы это, либо молчал. Поскольку я рожден гражданином свободного Государства и членом суверена, то, как бы мало ни значил мой голос в общественных делах, права подавать его при обсуждении этих дел достаточно, чтобы обязать меня уяснить себе их сущность, и я счастлив, что всякий раз, рассуждая о формах Правления, нахожу в моих разысканиях все новые причины любить образ Правления моей страны».

Фридрих Шиллер. «Разбойники» (1781)

«Разбойники». 1781 год © Wikimedia Commons

Драма плаща и шпаги, один из самых известных (наряду с «Вертером» и «Гецем» Гете) текстов немецкой школы «бури и натиска» — недолговечной и скандальной литературной манеры, искавшей в преувеличенных вымыслах язык для общественных фрустраций образованной молодежи в обществе, управляемом геронтократическими иерархиями. Если ревнивый герой Гете готов оправдать совершенное другим убийство из ревности, добродетельный герой Шиллера Карл Моор сам становится разбойником после того, как брат лишает его отца, наследства и невесты. Исполненная гиперболических речей и невероятных поступков пьеса пользовалась огромной популярностью у зрителей, не стремившихся к карьере на большой дороге, но живо ощущавших разрушительность собственных желаний для традиционного порядка.

«Души тех, кого я придушил во время любовных ласк, кого я поразил во время мирного сна, души тех… Ха-ха-ха! Слышите этот взрыв пороховой башни над постелями рожениц? Видите, как пламя лижет колыбели младенцев? Вот он, твой венчальный факел! Вот она, твоя свадебная музыка! О, Господь ничего не забывает, он умеет все связать воедино. А потому прочь от меня, блаженство любви! А потому любовь для меня пытка! Вот оно, возмездие!»

Пьер Бомарше. «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1784)

«Безумный день, или Женитьба Фигаро». 1785 год © Bibliothèque nationale de France

Пользовавшаяся огромной популярностью комедия, в которой Дантон и Наполеон видели предвестие Великой французской революции. Изображает конфликт между высокородным дворянином, воплощающим нравственное разложение старой аристократии, и его слугой, завоевывающим по ходу пьесы право не уступать своему хозяину. Построенный на комических приемах переодевания и подслушивания сюжет о борьбе за благосклонность женщины выводит на сцену и ставит под вопрос основополагающие представления Старого порядка о любви как основании традиционной власти (высших сословий над низшими, мужа над женой): то, что дворянин считает любовью, зрителю видится недостойным принуждением.

В жизни есть закон могучий:
Кто пастух — кто господин!
Но рожденье — это случай,
Все решает ум один.
Повелитель сверхмогучий
Обращается во прах,
А Вольтер живет в веках.  

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Языки архитектуры XX века

Портрет художника эпохи СССР

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Языки архитектуры XX века

Портрет художника эпохи СССР

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Введение в гендерные исследования

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Материалы

Насколько вы идеологически верны Греческому проекту?

Тест на усвоение курса Андрея Зорина

Андрей Зорин: «Самое главное — зачем люди читают и как реагируют на прочитанное»

Бестселлеры XVIII века

Чем зачитывалась Европа три столетия назад

Несостоявшийся Славянск

Как Екатерина II собиралась породнить античный Херсонес с древним Новгородом

Любовный словарь Екатерины и Потемкина

Мамурка, Гришифушечка и другие нежные прозвища

Таганрог — это Спарта

Почему Потемкин хотел назвать азовский город в честь древнегреческого

Как русских готовили к завоеванию Константинополя

От Ивана IV до Екатерины II

Где в Крыму найти Древнюю Грецию

Карта: шесть античных поселений на полуострове

Политическая опера Екатерины Великой

Музыкальная пропаганда Греческого проекта

Екатерина II за независимость Крыма

Чего хотел канцлер Воронцов в докладе «О Малой Татарии»

Вольтер против турок

«Мадам, убивая турок, Ваше Императорское Величество продлевает мои дни»

Очередность подписи как фактор большой политики

Как Россия потребовала равенства с Австрией

План передела Европы в письме Екатерины

Изложение концепции Греческого проекта

Россия — владелица греческих островов

История политического эксперимента Орлова-Чесменского в Эгейском море

Потемкин — повар

Как светлейший князь чуть не отравил глав двух империй

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Греческое фиаско Александра I

Как внук Екатерины продолжил Греческий проект

Потемкин — соперник Петра Великого

Как фаворит Екатерины втянул Россию в цивилизационный спор

Как Россия дважды отказалась покорять Стамбул

Почему Николай I не стал повторять подвиг вещего Олега

Приключения англичанки в Крыму

Казачья кухня, ханский гарем, хрен толщиной с ногу и другие достопримечательности

Какие подарки делала Екатерина II

Левая перчатка, стальная кровать, деревня Завидовка и не только

1783 год в истории

Чем жили французы и японцы, исландцы и американцы, пока русские присоединяли Крым

Вашему вниманию 10 лучших произведений зарубежной литературы 18 века по версии редакции RusskiyPro.ru.

  • #1. Робинзон Крузо

  • #2. Опасные связи

  • #3. Безумный день, или женитьба Фигаро

  • #4. Новая Элоиза, или Письма двух любовников

  • #5. Монахиня

  • #6. Страдания юного Вертера

  • #7. Приключения барона Мюнхгаузена

  • #8. Школа злословия

  • #9. Путешествия Гулливера

  • #10. История Манон Леско и кавалера де Грие

#1. Робинзон Крузо

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Даниэль Дефо

Описание: Это произведение, ставшее культовым, рассказывает об удивительной жизни мужчины, который прожил 28 лет на необитаемом острове. Роман повествует о нравственном возрождении человека, который находится в полном одиночестве, соприкасаясь лишь с природой. Книга наполнена захватывающими приключениями, сюжет которой основан на реальной истории моряка Александра Селькирка.

СКАЧАТЬ ►

#2. Опасные связи

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Шодерло де Лакло

Описание: Роман французского генерала Шодерло де Лакло считается одним из лучших романов 18 века. Книга, основанная на реальных событиях, повествует о французской аристократии, которая ради своего блага с легкостью приносит в жертвы человеческие жизни. События разворачиваются  накануне Великой французской революции. 

СКАЧАТЬ ►

#3. Безумный день, или женитьба Фигаро

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Пьер Бомарше

Описание: Это легендарная пьеса Бомарше, которая вдохновила Моцарта на создание одноименной оперы. В классическом комедийном произведении рассказывается о слуге графа Альмафира Фигаро, который собирается жениться на горничной Сюзанне. Вся проблема в том, что самому графу тоже приглянулась Сюзанна и он всерьез намерен расстроить свадьбу…

СКАЧАТЬ ►

#4. Новая Элоиза, или Письма двух любовников

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Жан-Жак Руссо

Описание: «Новая Элоиза, или Письма двух любовников» — самое успешное произведение французской литературы 18 века. Молодой учитель незнатного происхождения Сен-Прё влюбляется в свою ученицу Юлию — дочь барона д’Этанжа. Между молодыми людьми вспыхивают чувства, а их тайные встречи становятся чаще. Но отношения между ними невозможны из-за разного статуса. Отец Юлии, узнав об их связи запрещает дочери видеться с Сен-Прё. В дальнейшем разворачиваются еще более трагичные события.

СКАЧАТЬ ►

#5. Монахиня

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Дени Дидро

Описание: В основе сюжет лежит жизнь незаконнорожденной Сюзанны, которую родители принудительно отправляют в монастырь. Автор книги Дидро был против изолирования людей в монастырских стенах и в годы написания книги тайная жизнь монастырей стала предметом общественного обсуждения. Писатель хотел разоблачить церковные истины, показать всю аморальность и деспотизм, которые были завуалированы рясой святости. 

Это было 5-е место в нашем рейтинге «лучших книг зарубежной литературы 18 века», а мы двигаемся дальше.

СКАЧАТЬ ►

#6. Страдания юного Вертера

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Иоганн Вольфганг Гёте

Описание: Сюжет сентиментального романа Гёте в некоторой степени имеет автобиографический характер. Это трагическая история о платонической любви, где чувства разбиваются о преграды. Это книга-исповедь о любви, которая пронизана страданиями, о любви, которая нашла и находит сострадание в сердцах читателей даже в наши дни.

СКАЧАТЬ ►

#7. Приключения барона Мюнхгаузена

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Рудольф Эрих Распе

Описание: Это история об изумительных путешествиях Мюнхаузена и его кампаниях в России. Это человек с неиссякаемым оптимизмом, который постоянно попадает в разные приключения, из которых он виртуозно выходит. И что самое интересное, он умеет находить выгоду даже в моменты угрожающей опасности. Читать его умопомрачительные рассказы — одно удовольствие, которое способно научить человека с легкостью принимать все удары судьбы и наполнить оптимизмом.

СКАЧАТЬ ►

#8. Школа злословия

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Ричард Шеридан

Описание: Это величайшая сатирическая комедия, которая интригует от начала и до самого конца. Данное произведение не стареет и даже спустя почти два века читатели продолжают восхищаться остроумием и манерой написания. В пьесе идет повествование о кознях председательницы «школы злословия» леди Снируэл, для которой ничего не стоит погубить доброе имя человека.

СКАЧАТЬ ►

#9. Путешествия Гулливера

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Джонатан Свифт

Описание: Это всемирно известная нравственно-политическая сатира, в которой акцентируется внимание и высмеиваются человеческие пороки. В книге рассказывается об опасных приключениях судового хирурга, а затем капитана корабля Лемюэля Гулливера. Главный герой отправляется в плавание, но терпит кораблекрушение и попадает в страну лилипутов и здесь начинаются его невероятные приключения.

СКАЧАТЬ ►

#10. История Манон Леско и кавалера де Грие

ТОП-10 лучших книг зарубежной литературы 18 века

Автор: Антуан Франсуа Прево

Описание: В романе французского писателя повествуется о драматической любви юноши из благородной семьи и простой девушки. Им придется пережить много испытаний и потерь, но ничего не способно убить их любовь. Антуан Франсуа Прево в своих произведениях делает акцент на природу человеческих отношений, проникнув в глубину чувств. Своих героев он рисует благородными, которые способны на настоящие сильные чувства, на самопожертвование ради объекта своей любви.

СКАЧАТЬ ►


Важно! Данный рейтинг лучших книг в жанре «Зарубежная литература 18 века» составлен редакцией RusskiyPro.ru, и ваше мнение может не совпадать с нашим!

  Название
Посчитать прочитанное 
Копировать список Год Средний балл Проголосовало Баллы 1 1719 1.33 6737 9009 2 1601 1.31 4051 5316 3 1591-92(?), 1595(?) 1.17 4440 5228 4 1726 1.67 2895 4839 5 1615 1.19 3703 4412 6 1605-1606 1.70 2584 4394 7 1796-1797, 1813 0.80 5183 4156 8 1782 1.66 2333 3896 9 1774 2.48 1170 2902 10 1592-1599 1.64 1389 2286 11 1677 2.67 815 2184 12 1782 2.38 869 2076 13 1786 2.14 869 1860 14 1697 1.30 1338 1751 15 1795-1796 2.21 755 1673 16 1781 1.99 781 1561 17 1792 2.87 442 1271 18 1604 2.76 435 1202 19 1697 1.69 619 1049 20 1758 1.03 1012 1048 21 1618 1.86 539 1004 22 1580 2.70 356 962 23 1533-1564 1.05 902 949 24 1594—1596 1.76 472 835 25 1667 1.18 630 749 26 1673 1.60 461 740 27 1600-1601 (?) 1.80 356 643 28 1617 1.05 596 627 29 1591 2.44 254 620 30 1599 2.43 252 614 31 1598 2.40 252 607 32 1600 2.69 213 573 33 1611 2.82 189 534 34 1679 2.35 223 526 35 1504-1516 2.34 220 516 Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг: 36  ?   3.60 885 3194 37  ? 1795 1.72 1434 2475 38  ? 1798 1.68 1300 2196 39  ?   4.59 204 938 40  ? XVIII 1.83 343 629 41  ? 1696-1697 1.09 558 610 42  ? 1780 1.55 378 589 43  ?   3.11 181 564 44  ? 1605 1.80 301 543 45  ? 1657-1658 2.33 232 542 46  ?   1.09 490 538 47  ? 1635 4.21 115 485 48  ? 1623 2.31 208 482 49  ? 1689 0.81 561 458 50  ? 1588 2.20 207 457 51  ? 1768 1.75 237 415 52  ? 1642-1658 0.72 563 409 53  ? 1632 1.65 244 404 54  ? 1620 1.85 209 388 55  ? 1731 1.24 279 348 56  ? 1794 2.06 162 335 57  ? 1748 3.35 92 309 58  ?   2.20 131 289 59  ? 1651 0.72 362 264 60  ? 1767 0.88 291 257 61  ? 1762 2.43 100 243 62  ? 1762 2.14 112 240 63  ? 1761 2.90 82 238 64  ? 1797-1799 4.91 48 236 65  ? 1765-1770 1.67 140 235 66  ? 1797-1815 1.34 126 170 67  ? 18 век 0.63 104 66 68  ? 1747—1748 0.67 94 63 69  ?   0.23 117 28 70  ? 1658 1.12 16 18 71  ? 1943-1947 4.00 2 8 72  ? 1939 3.00 1 3

Страницы: 1

Список кандидатов
Копировать список
Проголосовать  

 17 место. 

Хорас Уолпол — Замок Отранто

Роман английского писателя, опубликованный в 1764 году. Это первое произведение в жанре готического романа (во втором издании роман получил подзаголовок «Готическая история»). Действие романа происходит в замке с привидениями, где средневековье и ужас сочетаются в стиле, который популярен до сих пор. Эстетика книги сформировала современные готические книги, фильмы, искусство, музыку и готическую субкультуру.

В 1977 году был снят 17-минутный мультфильм «Замок Отранто» (режиссер — Ян Шванкмайер), этот мультфильм можно найти на Ютубе.

Скачать роман «Замок Отранто» (fb2)

 Иллюстрация из немецкого издания романа «Замок Отранто» 1794 года

16 место.

Дени Дидро — Жак-фаталист и его хозяин

Философский роман французского писателя, написанный в период 1765-1780 годов. Первое французское издание вышло посмертно в 1796 году, однако до этого роман был известен в Германии благодаря частичному переводу Гёте, который появился в 1785 году. Главный герой романа путешествует со своим хозяином на лошади. Во время поездки он ведет с ним остроумные и часто философские разговоры, в которых читатель может больше познакомиться с мироощущением писателя и его взглядами. Основой философии Жака является убеждение, что всё происходящее в мире, добро или зло, записано «наверху» в большом свитке, который со временем понемногу разворачивается. 

Один из эпизодов романа воплощен в фильме «Дамы Булонского леса» (1945). Этот же эпизод экранизирован в фильме «Мадемуазель де Жонкьер» (2018).

Скачать роман «Жак-фаталист и его хозяин» (fb2)

Постер фильма «Дамы Булонского леса» (1945)

15 место.

Жан-Жак Руссо — Юлия, или Новая Элоиза

Роман в письмах французского писателя, написанный в 1757-1760 годы и впервые изданный в 1761 году. Главная героиня романа — Юлия д’Этанж, она любит Сен-Прё, своего учителя, и становится его тайной любовницей. Вторая часть названия отсылает читателя к средневековой истории любви Элоизы и Абеляра, на которую похожа судьба главных героев романа. За первые 40 лет «Новая Элоиза» только официально переиздавалась 70 раз. Такого успеха не имело ни одно другое произведение французской литературы 18 века. Философ Артур Шопенгауэр назвал «Новую Элоизу» одним из четырех величайших когда-либо написанных романов. Первое издание на русском языке было напечатано в 1769 году. Указание на «Новую Элоизу» есть в романе «Евгений Онегин» Пушкина при упоминании книг, которые любила Татьяна Ларина:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Скачать роман «Юлия, или Новая Элоиза» (fb2)

Юлия читает письмо Сен-Прё. Иллюстрация из немецкого издания романа «Новая Элоиза» 1840 года

14 место.

Маркиз де Сад — Жюстина, или Несчастья добродетели

Эротический роман французского писателя, впервые изданный (анонимно) в 1791 году. Наполеон Бонапарт приказал арестовать автора «Жюстины», в результате чего де Сад провел в заключении последние 13 лет своей жизни. В 1815 году Королевский суд Парижа приказал уничтожить книгу. Сюжет романа — как юную девушку Жюстину, которая пытается следовать католической морали, сексуально используют встречающиеся ей люди. 

В 1969 году Хесус Франко снял фильм «Жюстина маркиза де Сада», главную роль сыграла будущая известная певица Ромина Пауэр. В 1977 году по мотивам романа был снят фильм «Жестокая страсть». Вольной экранизацией романа является фильм «Порок и добродетель» (1963) режиссера Роже Вадима, роль Жюстины сыграла Катрин Денёв.

Скачать роман «Жюстина, или Несчастья добродетели» (fb2)

Первое издание романа «Жюстина, или Несчастья добродетели» 1791 года


13 место.

Джейн Остин — Леди Сьюзан

Ранний роман в письмах знаменитой английской писательницы, написанный около 1794 года, однако впервые опубликованный лишь в 1871 году, спустя 54 года после смерти автора. Главная героиня романа — молодая вдова (ей около 35 лет, но она выглядит на 10 лет моложе), которая манипуляциями и интригами стремится выдать замуж свою дочь, а также выйти замуж сама.  

В 2016 году вышла экранизация романа — фильм «Любовь и дружба», в котором роль леди Сьюзан сыграла Кейт Бекинсэйл.

Скачать роман «Леди Сьюзан» (fb2)

Постер фильма «Любовь и дружба» (2016)

12 место.

Шарль Луи де Монтескьё — Персидские письма

Сатирический роман в письмах французского писателя был написан впервые опубликован (анонимно) в 1721 году. Роман повествует, как персидский вельможа Узбек покидает свой сераль в Исфахане и предпринимает в сопровождении друга длительную поездку во Францию. Во время пребывания в Париже в письмах на родину они комментируют различные аспекты западного общества, особенно французскую политику и нравы. Тем временем в серале Узбека, состоящем из пяти его жен на попечении евнухов, начинаются беспорядки…

Роман вызвал множество подражаний в 18 веке, появились такие книги, как «Турецкие письма», «Письма дикаря, заброшенного на чужбину», «Еврейские письма», «Китайские письма», «Письма перуанки», «Ирокезские письма».

Скачать роман «Персидские письма» (fb2)

Иллюстрация из немецкого издания романа «Персидские письма» 1759 года

11 место.

Джон Клеланд — Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех

Эротический роман английского писателя, написанный около 1740 года и впервые опубликованный в 1748 году. Повествование ведётся от лица молодой провинциалки, которая приезжает в Лондон в поисках работы. В столице её ждут разнообразные эротические приключения в борделе, куда она попала по наивности. Работа проститутки, тем не менее, не помешала юной героине найти и обрести настоящую любовь. Через год после публикации романа его автор и издатель был арестованы и обвинены в «развращении подданных короля». В США книга была издана в начале 19 века и сразу же запрещена, судья указал, что «изданная книга так непотребна, омерзительна и непристойна, что для суда оскорбительно даже её упоминание в документах».

Роман был многократно экранизирован: Фанни Хилл: мемуары женщины для утех (ФРГ / США, 1964), Фанни Хилл (Швеция, 1968), Паприка (Италия, 1991), Деревенская девушка Фанни Хилл (Великобритания, 1995).

Скачать роман «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех» (fb2)

Иллюстрация к роману «Фанни Хилл». Художник — Эдуар Анри Авриль

10 место.

Даниель Дефо — Радости и горести знаменитой Молль Флендерс

Плутовской роман английского писателя, впервые опубликованный в 1722 году. Основные вехи жизненного пути главной героини вынесены в заглавие книги: «Печали и радости Молль Флендерс, рожденной в Ньюгейтской тюрьме, разнообразная жизнь которой составила шестьдесят лет, не считая детства, которая двенадцать лет была шлюхой, пять раз женой (из них один раз — собственному брату), двенадцать лет — воровкой, восемь лет провела в ссылке в Виргинии, наконец разбогатела, жила честно и умерла в раскаянии». В предисловии сообщалось, что автор лишь произвёл литературную обработку «собственноручных заметок», датируемых 1689 годом, некой виргинской плантаторши, которая скрыла своё истинное имя под псевдонимом Молль Флендерс.

Роман был не раз экранизирован. Одна из самых близких к тексту книги экранизаций — британский фильм «Успехи и неудачи Молл Фландерс» (1996).

Скачать роман «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (fb2)

Постер фильма «Успехи и неудачи Молл Фландерс» (1996)

9 место.

Антуан Франсуа Прево — История кавалера де Гриё и Манон Леско

Роман французского писателя впервые опубликован в 1731 году. Один из первых в истории литературы психологических романов посвящен драматической истории любви юноши из благородной семьи и простой девушки, которую ее семья хочет отправить в монастырь. 

Существует несколько опер на этот сюжет, самые известные из которых: «Манон» (1884) Массне, «Манон Леско» (1893) Пуччини. Также существует балет «Манон» (1974) Макмиллана на музыку Массне.

Среди экранизаций можно отметить «Манон 70» (Франция, 1968) с Катрин Денёв в главной роли, «Манон» (Франция, 1949), «Манон Леско» (Франция, 2011).

Скачать роман «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (fb2)

 Погребение Манон Леско. Художник — Паскаль Даньян-Бувре

8 место.

Маркиз де Сад — 120 дней Содома, или Школа разврата

Эротический роман французского писателя, написанный им в заключении в Бастилии в 1785 году. Автор считал, что рукопись «самой грязной из когда-либо рассказанных историй» навсегда утеряна при взятии Бастилии в 1789 году. Однако рукопись сохранилась. Она не привлекла внимания нашедших и была продана маркизу де Вильнёв-Тран. Рукопись хранилась в семье её первого владельца на протяжении трёх поколений, в итоге была продана берлинскому сексологу Ивану Блоху, который впервые опубликовал её в 1904 году.

Сюжет описывает историю четырёх состоятельных развратников, которые решили испытать наивысшее сексуальное наслаждение, доступное в оргиях.

Итальянский режиссер Пазолини снял в 1975 году экранизацию романа — «Сало, или 120 дней Содома». В фильме действие перенесено в фашистскую Италию, а именно в республику Сало́ на севере страны. Ассоциация кинокритиков Чикаго включила этот фильм в рейтинг самых страшных фильмов в истории кино. Также по мотивам романа снят один из эпизодов фильма «Золотой век» (1930) Бунюэля.

Скачать роман «120 дней Содома, или Школа разврата» (fb2)

Кадр из фильма «Сало, или 120 дней Содома» (1975)

7 место. 

Лоренс Стерн — Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена

Юмористический роман английского писателя, впервые опубликованный в 1759 году. Повествование представляет собой историю жизни главного героя от предыстории его рождения (до которого дело доходит только в третьем томе) и до 5-летнего возраста в конце девятого тома, постоянно прерываемую многочисленными лирическими отступлениями, беседами с читателем, посторонними историями, рассказами о жизни родственников главного героя, которые превращают книгу в причудливую смесь иронических и драматических сцен, ярко очерченных характеров, сатирических выпадов и остроумных высказываний. Это, а также широкое использование типографских выразительных средств позволяет считать роман одним из первых произведений экспериментальной литературы, например, антироманом.

Немецкий философ Шопенгауэр считал «Тристрама Шенди» одним из четырех величайших когда-либо написанных романов (в этот список также вошли ранее представленные в нашем рейтинге «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Новая Элоиза», а еще один роман из списка Шопенангуэра (Дон-Кихот) не вошел в наш рейтинг, т.к. относится не к 18-му, а к 17-му веку).

В 2005 году был снят британский фильм «Тристрам Шенди: История бычка и петушка».

Скачать роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (fb2)

Иллюстрация к роману «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Сцена из младенчества Тристрама

6 место.

Пьер Шодерло де Лакло — Опасные связи

Роман в письмах французского писателя, впервые опубликованный в 1782 году. Автор уверял, что переписка подлинная, и он лишь подготовил письма к публикации. Главные герои романа — молодая вдова маркиза де Мертей и её бывший любовник, а ныне друг виконт де Вальмон, которые сговариваются опозорить графа де Жеркура (бывшего любовника маркизы де Мертей), опорочив его невесту Сесиль де Воланж. Её должен соблазнить де Вальмон, который намеревается приступить к этой миссии сразу же после соблазнения замужней богобоязненной красавицы — президентши де Турвель.

«Опасные связи» — один из первых в истории психологических романов. После выхода роман обрёл огромную популярность. Первый тираж в 2000 экземпляров был распродан за месяц, сразу же было выпущено переиздание, а тем временем появились десятки контрафактных изданий романа. В 1823 году «Опасные связи» во Франции приговором уголовного суда были осуждены на уничтожение «за оскорбление нравственности», а в 1825 году конфискованы у книготорговцев. В настоящее время «Опасные связи» — самый известный из французских романов 18 века.

В России роман впервые был издан на русском языке в 1804-1805 годах под названием «Вредные знакомства, или Письма, собранные одним обществом для предостережения других». В советское время роман неоднократно публиковался в СССР с целью дискредитации морального облика «эксплуататорских классов», так как рисует яркую картину разложения аристократического общества накануне Великой французской революции.

«Опасные связи» много раз экранизировались. Из фильмов, действие которых происходит в 18 веке (а не перенесено в современность), можно отметить американский фильм «Опасные связи» (1988), поставленный по пьесе Кристофера Хэмптона, написанной по мотивам романа Шодерло де Лакло, в котором роли исполнили Гленн Клоуз (де Мертей), Джон Малкович (де Вальмон) и Мишель Пфайффер (де Турвель). Также в 18 веке происходит действие фильма «Вальмон» (1989). Действие мини-сериала «Опасные связи» (2003) перенесено в Париж 1960-х годов, роли исполнили Катрин Денёв (де Мертей), Руперт Эверетт (де Вальмон) и Настасья Кински (де Турвель). Некоторые проекты перенесли сюжет в другие страны, например, бразильский 10-серийный сериал «Опасные связи» (2016), действие которого происходит в Бразилии 1928 года. Также есть китайский фильм «Опасные связи» (2012), где играет Чжан Цзыи, а действие происходит в Шанхае в 1931 году. Существуют две южнокорейские экранизации: фильм «Скрываемый скандал» (2003), где действие происходит в Корее 18 века, и сериал «Великий соблазнитель» (2018), где действие происходит в современной Корее.

Скачать роман «Опасные связи» (fb2)

Иллюстрация к роману «Опасные связи». Маркиза де Мертей утешает Сесиль де Воланж

5 место.

Вольтер — Кандид, или Оптимизм

Философская повесть французского писателя (и его самое популярное произведение), написанная в 1758 году и опубликованная в 1759. Герои повести — Кандид, его подруга Кунигунда и наставник Панглосс — колесят по миру, присутствуя при сражениях Семилетней войны, взятии русскими Азова, Лиссабонском землетрясении, и даже посещают сказочную страну Эльдорадо. Странствия героев служат автору поводом для того, чтобы высмеивать правительство, богословие, военное дело, литературу, искусство и метафизику, в особенности немецкого философа Лейбница с его учением о том, что «Бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных».

В 18 веке было написано не менее 10-ти подражаний «Кандиду». Например, спустя год после выхода повести «Вольтера» неизвестный автор продолжил его похождения, на этот раз они происходили  в Османской империи, Персии и Дании.

В 1956 году на Бродвее была представлена оперетта «Кандид» американского композитора Бернстайна. 

Экранизации повести Вольтера: американская эротическая комедия «Кэнди» (1968) и французская комедия «Кандид, или Оптимизм в XX веке» (1960). 

Скачать повесть «Кандид, или Оптимизм» (fb2)

Иллюстрация к повести «Кандид, или Оптимизм». Художник — Жан-Мишель Моро. Изображена сцена, где Кандид видит двух обезьян, нападающих на двух обнаженных женщин. Кандид убивает обезьян, а затем приходит к выводу, что обезьяны и женщины на самом деле были любовниками.

4 место.

Иоганн Вольфганг Гёте — Страдания юного Вертера

Сентиментальный роман в письмах немецкого писателя, написанный и опубликованный в 1774 год. Роман рассказывает, как Вертер безумно влюбляется в Шарлотту, женщину, помолвленную с другим мужчиной. Несмотря на страдания, которые причиняет ему безответная любовь, Вертер завязывает с ней близкую дружбу, однако удержаться только в дружеских рамках ему не удается и он принимает решение уйти из жизни, не подвергать опасности честь Шарлотты. Роман носит автобиографический характер, в нём в вольной интерпретации Гёте рассказал о своей платонической любви к Шарлотте Буфф, эта история рассказывается в немецком фильме «Гёте!» (2010). 

«Страдания юного Вертера» стали самым популярным немецким романом 18 века. Распространение романа вызвало в Европе волну подражающих самоубийств, что впоследствии было названо эффектом Вертера. Этот эффект был так силен, что в ряде государств власти запретили распространение книги. Поклонником романа был Наполеон, который носил с собой книгу в Египетском походе, о чем он при личной встрече сообщил Гёте. 

Французский композитор Массне в 1887 году написал оперу «Вертер» на основе романа Гёте. 

Скачать роман «Страдания юного Вертера» (fb2)

Шарлотта и Вертер. Иллюстрация к роману «Страдания юного Вертера»

3 место.

Джонатан Свифт — Путешествия Гулливера

Роман английского писателя, опубликованный в 1726 году. Сюжет содержит элементы фантастики, утопии, антиутопии и сатирической притчи, широко используются гротеск и аллегория. Полное название романа — Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей.

В первой части книги автор смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей части высмеивается, с разных сторон, самомнение человеческой гордыни. В четвёртой части появляются мерзкие еху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью.

После выхода книги Вольтер, находившийся тогда в лондонском изгнании, дал восторженный отзыв о книге и прислал несколько экземпляров во Францию. Первый перевод на французский язык, на многие годы ставший классическим, выполнил в 1727 году известный писатель, аббат Пьер Дефонтен. Последующие переводы на другие европейские языки почти полтора столетия выполнялись не с английского оригинала, а с французской версии (т.к. французский язык был международным в то время). В предисловии и письме Свифту Дефонтен признался, что множество мест переделал, чтобы книга соответствовала французским вкусам (но умолчал о масштабе переработки — он удалил почти половину текста, дописав свой, и значительно переписал остальное), что было обычной практикой французских классицистов. Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» вышел в 1772-1773 годах под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям». Перевод выполнил (с французского издания Дефонтена) Ерофей Каржавин. Стоит отметить, что Gulliver по-английски правильно произносится Галливер, однако в русском языке закрепился неправильный вариант Гулливер. Полный перевод романа с английского появился в России лишь в конце 19 века, а каноническим считается перевод Адриана Франковского 1935 года. В советское время издавались в основном детские пересказы «Путешествий Гулливера» на основе первых двух частей романа, из-за чего среди русскоязычных читателей закрепилось мнение о романе как о детском.

Роман был множество раз экранизирован, лучшие оценки на Кинопоиске имеют следующие экранизации: британо-американский мини-сериал «Путешествия Гулливера» (1996), американский мультфильм «Путешествие Гулливера» (1939) и советский фильм «Новый Гулливер» (1935). Аниме-фильм Хаяо Миядзаки «Небесный замок Лапута» (1986) использует образ летающего острова Лапута, о котором идет речь в третьей части романа.

Скачать роман «Путешествия Гулливера» в переводе Адриана Франковского в формате fb2

Иллюстрация к роману «Путешествия Гулливера». Летающий остров Лапута


2 место.

Даниель Дефо — Робинзон Крузо

Роман английского писателя, опубликованный в 1719 году. Это самый популярный роман 18 века не только в английской, но и в европейской литературе. Полное название романа — «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Материалом для романа Дефо послужило описание пребывания шотландского боцмана Селькирка на необитаемом острове в 1704-1709 годах. Дефо избрал для своего Робинзона условия и изоляцию, сходные с теми, что достались Селькирку; но если Селькирк одичал на острове, то Робинзон нравственно совершествовался. В августе 1719 года Дефо выпустил продолжение — «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а ещё год спустя — «Серьёзные размышления Робинзона Крузо», но в сокровищницу мировой литературы вошла лишь первая книга и именно с ней связано новое жанровое понятие — «Робинзонада». Роман «Робинзон Крузо» дал начало классическому английскому роману и породил моду на псевдодокументальную художественную прозу; его нередко называют первым «подлинным» романом на английском языке. Роман Дефо стал литературной сенсацией и породил множество подражаний. Только в Германии за сорок лет, последовавших за публикацией первой книги о Робинзоне, было издано не менее сорока «робинзонад». На русском языке роман впервые издан под названием «Жизнь и приключения Робинзона Круза, природного англичанина» (1762-1764).

Роман был множество раз экранизирован, лучшие оценки на Кинопоиске имеют следующие экранизации: советский фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972) с Леонидом Куравлёвым в главной роли, американский сериал «Робинзон Крузо» (2008), советский фильм «Робинзон Крузо» (1948), 2-серийный фильм «Робинзон Крузо» (2003) совместного производства Франции, Британии и Канады с Пьером Ришаром в главной роли.

Скачать роман «Робинзон Крузо» (fb2)

Первое издание романа «Робинзон Крузо» 1719 года

1 место.

Цао Сюэцинь — Сон в красном тереме

Наиболее популярный из четырёх классических романов на китайском языке. Первые 80 глав принадлежат перу Цао Сюэциня и вышли в свет под названием «Записки о камне» в 1763 году. А в 1791 году издатель Гао Э вместе со своим помощником опубликовал ещё сорок глав, завершив сюжетную линию романа и дав ему нынешнее название. 

В романе детально описываются две ветви богатого аристократического семейства Цзя в столице. Сестра главного героя становится наложницей императора, и в честь её визита разбивают роскошный сад. Роман описывает богатство Цзя в натуралистичной манере, а затем, в дальнейшем развитии судеб трёх десятков главных героев и четырёх сотен второстепенных — падение рода, впадение в немилость и конфискацию недвижимости. Основная сюжетная линия — путешествие разумного камня, яшмы, которую обронила богиня Нюйва. Камень взмолился даосскому монаху, чтобы тот взял его с собой посмотреть мир. Яшма, сопровождаемая божественным спутником, получила шанс узнать людей, воплотившись в человеческом обличье. 

«Сон в красном тереме» обрел большую популярность в Китае (в эпоху Цин появились многочисленные продолжения романа), которая не была утрачена даже после прихода к власти коммунистов. Мао Цзэдун утверждал, что читал роман пять раз. В Китае существует научная дисциплина «хунсюэ», состоявшая в изучении «Сна в красном тереме» (своего рода аналог пушкинистики в России). В китайском языке есть крылатое выражение «Грош цена всем толкам о поэзии и классике, если не касаешься Сна в красном тереме». 

В Китае было снято не менее 14 фильмов и не менее 10 телеадаптаций романа, однако на Рутрекере из этого многообразия можно найти лишь первую и восьмую серию 36-серийного сериала «Сон в красном тереме» (1987). Зато при желании познакомиться с текстом романа на русском языке проблем не будет, т.к. Владимир Панасюк в 1958 году перевел «Сон в красном тереме» на русский язык, который благодаря этому является одним из 20-ти языков, на который полностью переведен текст романа. Если взглянуть на количество статей в Википедии на разных языках, то статья «Сон в красном тереме» имеет 93 языковых версии, а «Робинзон Крузо» (самое известное европейское произведение 18 века) — лишь 81. Таким образом, по крайней мере в рамках Википедии, именно «Сон в красном тереме» следует признать самым известным романом 18 века. А учитывая огромное количество читателей «Сна в красном тереме» в Китае (а также в других странах Азии с традиционным влиянием китайской культуры), то и по количеству читателей этот роман, скорее всего, обойдет любое европейское произведение 18 века.

Скачать роман «Сон в красном тереме» (fb2)

Цзя Баоюй и Линь Дайюй  — главные герои романа «Сон в красном тереме»

  • Рассказщик или рассказчик как пишется правильно
  • Рассказчица как пишется слово
  • Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з огэ
  • Рассказчик пишется суффикс чик так как основа оканчивается на з замирать в корне пишется буква
  • Рассказчик пишется суффикс чик так как основа заканчивается на з