Рассказы алексея константиновича толстого

Алексей Константинович Толстой — классик русской литературы, один из крупнейших наших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова; наконец, Толстой — классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Произведения А. К. Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам. А надо сказать, что жизнь Алексей Константинович прожил очень интересную. Вскоре после его рождения (24 августа [5 сентября по нов. стилю] 1817 г. в Петербурге) в семье Толстых произошёл разрыв — мама Анна Алексеевна (урождённая Перовская, внебрачная дочь всесильного графа Разумовского) забрала шестинедельного Алёшу и уехала в своё имение. И больше к графу Константину Петровичу Толстому не возвращалась. Воспитателем Алёши, по сути заменившим ему отца, стал брат матери писатель Алексей Алексеевич Перовский, более известный под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский. Знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Погорельский написал специально для Алёши Толстого. Сама судьба, казалось, благоволила Толстому — благодаря причастности к двум влиятельнейшим дворянским родам — Толстых и Разумовских — и родству с популярным писателем Погорельским он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию — с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым, который позднее напишет портрет юного Толстого. Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. Известен случай, когда вместе с Алёшей и Александром в солдатиков играл и сам император Николай I.
В 1834 г. Толстой зачислен на государственную службу — «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 сдаёт в Московском Университете экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, пишет стихи с шести лет, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных. В 1836 г. Толстой берёт четырёхмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжело больного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Всё своё состояние он оставляет Алёше. В конце 1836 г. Толстой переведён в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Впрочем, служба была по сути простой формальностью и хотя во Франкфурт Толстой съездил (где впервые увиделся с Гоголем), большую часть своего времени он, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях. В 1838 — 1839 гг. Толстой живёт за границей — в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет», которые будут опубликованы только после смерти автора. Видимо сказалось влияние Перовского, одного из основоположников русской фантастической литературы и первые рассказы Толстого — яркие образцы мистики (кстати, интерес к потустороннему сохранится у писателя и в зрелом возрасте: известно, что он читал книги по спиритизму, посещал сеансы гастролировавшего в России английского спирита Юма). Вернувшись в Россию Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог в Черниговской губернии, перешедшем ему по наследству от Алексея Перовского. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой — закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.
В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого — под псевдонимом Краснорогский опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 40-х годах Толстой начинает роман «Князь Серебряный», создаёт немало стихотворений и баллад, но пишет в основном «в стол». В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внёс в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нём не нашёл. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена: публика совершенно не поняла новаторства пьесы, пародийности абсурдных диалогов и монологов, присутствовавший на премьере император Николай I покинул зал, не дожидаясь окончания представления. В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни — поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова — писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств Толстой произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит Толстого и в 1861 году он добивается своей отставки. После отставки Толстой жил по преимуществу в своих имениях Пустынька (близ Петербурга) и Красный Рог. Приходит литературная слава — его стихи пользуются успехом. Поэта увлекает русская история — «смутное время» и эпоха Ивана Грозного — и он создаёт исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.
В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября (10 октября по нов. стилю) 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия.
Фантастическое в творчестве автора:
Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения — поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.
© Вертер де Гёте
Примечание к биографии:
Портрет юного Толстого (1836) кисти знаменитого русского художника Карла Брюллова

Алексей Константинович Толстой
A.K.Tolstoy by Repin.jpg
Козьма Прутков (совместно с братьями Жемчужниковыми)
р. 24 августа (5 сентября) 1817, Санкт-Петербург
ум. 28 сентября (10 октября) 1875 (58 лет), Красный Рог
Русский писатель, поэт
член-корреспондент Петербургской Академии Наук

Проза[править]

  • Князь Серебряный (1862)
  • Упырь (1841)
  • Семья вурдалака (1839) (оригинально на французском — La Famille du Vourdalak)
  • Встреча через триста лет (1839) (оригинально на французском — Le Rendez-vous dans trois cents ans)
  • Волчий приёмыш (1843)
  • Амена (Отрывок из романа «Стебловский») (1846)
  • Артемий Семёнович Бервенковский (1845)

Поэзия[править]

Крупные формы[править]

  • Алхимик (1867)
  • Грешница
  • Дракон
  • Иоанн Дамаскин
  • Песня о походе Владимира на Корсунь
  • Портрет

Малые формы[править]

Лирические стихотворения[править]

Стихотворения 1840-х годов[править]
  • «Как филин поймал летучую мышь…» (1841)
  • «Бор сосновый в стране одинокой стоит…» (1843)
  • Поэт (1850)
  • «Колокольчики мои…»
  • «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…»
  • Цыганские песни
  • «Ты помнишь ли, Мария…»
  • Благовест
  • «Шумит на дворе непогода…»
  • «Дождя отшумевшего капли…»
  • «Ой стоги, стоги…»
  • «По гребле неровной и тряской…»
  • «Милый друг, тебе не спится…»
  • Пустой дом (1849?)
Стихотворения 1851—1855 гг.[править]
  • «Пусто в покое моём. Один я сижу у камина…» (1851)
  • «Средь шумного бала, случайно…» (1851)
  • «С ружьём за плечами, один, при луне…» (1851)
  • «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!..» (1851)
  • «Ты не спрашивай, не распытывай…» (1851)
  • «Мне в душу, полную ничтожной суеты…» (1851/1852)
  • «Не ветер, вея с высоты…» (1851/1852)
  • «Меня, во мраке и в пыли…» (1851/1852)
  • «Коль любить, так без рассудку…» (1854)
  • Колодники
  • Стрелковые песни (1855)
Стихотворения 1856 г.[править]
  • «Уж ты мать-тоска, горе-гореваньице!..»
  • «Вот уж снег последний в поле тает…»
  • «Уж ты нива моя, нивушка…»
  • «Край ты мой, родимый край…»
  • «Грядой клубится белою…»
  • «Колышется море; волна за волной…»
  • «О, не пытайся дух унять тревожный…»
  • «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…»
  • Крымские очерки (1856—1858)
    1. «Над неприступной крутизною…»
    2. «Клонит к лени полдень жгучий…»
    3. «Всесильной волею аллаха…»
    4. «Ты помнишь ли вечер, как море шумело…»
    5. «Вы всё любуетесь на скалы…»
    6. «Туман встаёт на дне стремнин…»
    7. «Как чудесно хороши вы…»
    8. «Обычной полная печали…»
    9. «Приветствую тебя, опустошённый дом…»
    10. «Тяжёл наш путь, твой бедный мул…»
    11. «Где светлый ключ, спускаясь вниз…»
    12. «Солнце жжёт; перед грозою…»
    13. «Смотри, всё ближе с двух сторон…»
    14. «Привал. Дымяся, огонёк…»
  • «Как здесь хорошо и приятно…»
  • «Растянулся на просторе…»
  • «Войдем сюда; здесь меж руин…»
  • «Если б я был богом океана…»
  • «Что за грустная обитель…»
  • «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…»
  • «Острою секирой ранена берёза…»
  • «Усни, печальный друг, уже с грядущей тьмой…»
  • «Да, братцы, это так, я не под пару вам…»
  • «Когда кругом безмолвен лес дремучий…»
  • «Сердце, сильней разгораясь от году до году…»
  • «В стране лучей, незримой нашим взорам…»
  • «Лишь только один я останусь с собою…»
  • «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..»
  • «Что ты голову склонила?..»
  • Б. М. Маркевичу («Ты прав; мой своенравный гений…»)
  • «И у меня был край родной когда-то…»
Стихотворения 1857 г.[править]
  • «Господь, меня готовя к бою…»
  • «Порой, среди забот и жизненного шума…»
  • «Не Божиим громом горе ударило…»
  • «Ой, честь ли то молодцу лён прясти?..»
  • «Ты неведомое, незнамое…»
  • «Он водил по струнам; упадали…»
  • «Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали…»
  • «Деревцо моё миндальное…» (1857/1858)
  • «Мой строгий друг, имей терпенье…» (1857/1858)
Стихотворения 1858 г.[править]
  • «Двух станов не боец, но только гость случайный…»
  • «Как селянин, когда грозят…»
  • «Запад гаснет в дали бледно-розовой…»
  • «Ты почто, злая кручинушка…»
  • «Рассевается, расступается…»
  • «Что ни день, как поломя со влагой…»
  • «Звонче жаворонка пенье…»
  • «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
  • «Источник за вишневым садом…»
  • «О друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая…»
  • «В совести искал я долго обвиненья…»
  • «Минула страсть, и пыл её тревожный…»
  • «Когда природа вся трепещет и сияет…»
  • «Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом…»
  • «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»
  • «Змея, что по скалам влечешь свои извивы…»
  • «Ты жертва жизненных тревог…»
  • «Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…»
  • «С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…»
  • «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»
  • «Я вас узнал, святые убежденья…»
  • «О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище…»
  • Мадонна Рафаэля («Склоняся к юному Христу…»)
  • «Дробится, и плещет, и брызжет волна…»
  • «Не пенится море, не плещет волна…»
  • «Не брани меня, мой друг…»
  • «Я задремал, главу понуря…»
  • «Горними тихо летела душа небесами…»
  • «Ты клонишь лик, о нём упоминая…»
  • «Вырастает дума, словно дерево…»
  • «Тебя так любят все! Один твой тихий вид…»
  • «Хорошо, братцы, тому на свете жить…»
  • «Кабы знала я, кабы ведала…»
  • «К твоим, царица, я ногам…»
Стихотворения 1859 г.[править]
  • «Нет, уж не ведать мне, братцы, ни сна, ни покою!..»
  • «Сижу да гляжу я все, братцы, вон в эту сторонку…»
  • «Есть много звуков в сердца глубине…»
  • «К страданиям чужим ты горести полна…»
  • «О, если б ты могла хоть на единый миг…»
  • «Нас не преследовала злоба…»
  • «Исполать тебе, жизнь — баба старая…»
  • И. С. Аксакову (Судя меня довольно строго…)
  • «Пусть тот, чья честь не без укора…»
Стихотворения 1860-х гг.[править]
  • «На нивы жёлтые нисходит тишина…» (1862)
  • «Вздымаются волны как горы…» (1866)
  • Против течения (1867)
  • «Одарив весьма обильно…» (1869)
Стихотворения 1870-х гг.[править]
  • И. А. Гончарову («Не прислушивайся к шуму…») (1870)
  • «Темнота и туман застилают мне путь…» (1870)
  • «В монастыре пустынном близ Кордовы…» (1870)
  • «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…» (1870)
  • «Про подвиг слышал я Кротонского бойца…» (1871)
  • На тяге (1871)
  • «То было раннею весной…» (1871)
  • «Прозрачных облаков спокойное движенье…» (1874)
  • «Земля цвела. В лугу, весной одетом…» (1875)
Стихотворения неизвестных лет[править]
  • «Во дни минувшие бывало…»
  • «Как часто ночью в тишине глубокой…»
  • Гаральд Свенгольм
  • В альбом («Стрелок, на той поляне…»)

Баллады, былины, притчи[править]

  • Волки
  • «Где гнутся над омутом лозы…»
  • Курган
  • Князь Ростислав
  • Василий Шибанов
  • Князь Михайло Репнин
  • Ночь перед приступом
  • Богатырь
  • «В колокол, мирно дремавший, с налёта тяжёлая бомба…»
  • «Ходит Спесь, надуваючись…»
  • «Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала!…»
  • «У приказных ворот собирался народ…»
  • Правда
  • Старицкий воевода
  • «Государь ты наш батюшка…»
  • Чужое горе
  • Пантелей-целитель
  • Змей Тугарин
  • Песня о Гаральде и Ярославне
  • Три побоища
  • Гакон Слепой
  • Роман Галицкий
  • Боривой
  • Ругевит
  • Ушкуйник
  • Поток-богатырь
  • Илья Муромец
  • «Порой весёлой мая…»
  • Сватовство
  • Алёша Попович
  • Садко
  • Канут
  • Слепой

Сатирические и юмористические стихотворения[править]

  • Благоразумие
  • А. М. Жемчужникову («Вхожу в твой кабинет…»)
  • «Исполнен вечным идеалом…»
  • Весенние чувства необузданного древнего
  • К. К. Павловой (Прошу простить великодушно…)
  • Бунт в Ватикане
  • Б. М. Маркевичу («Ты, что, в красе своей румяной…»)
  • Графу Д. А. Толстому (Бисмарк, сидючи в Берлине…)
  • Ф. К. Мейендорфу (Барон, тебе, делившему дни римские с певцом…)
  • История государства Российского от Гостомысла до Тимашева
  • «Стасюлевич и Маркевич…»
  • «Как-то Карп Семенович…»
  • «Рука Алкида тяжела…»
  • Медицинские стихотворения
  • «Угораздило кофейник…»
  • Послания к Ф. М. Толстому
  • «Сидит под балдахином…»
  • Песня о Каткове, о Черкасском, о Самарине, о Маркевиче и о арапах
  • Мудрость жизни
  • Ода на поимку Таирова
  • А. Н. Мальцевой (Пью ль мадеру, пью ли квас я…)
  • «Все забыл я, все простил…»
  • «Я готов румянцем девичьим…»
  • М. Н. Лонгинову («Слава Богу, я здоров…»)
  • Отрывок (Речь идет о бароне Вельо)
  • Б. М. Маркевичу («В награду дружеских усилий…»)
  • Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинисме
  • «Боюсь людей передовых…»
  • Сон Попова
  • М. П. Арнольди (Ропща на прихоти судеб…)
  • А. М. Жемчужникову («Мы тебя субботним днём…»)
  • Рондо (Ax, зачем у нас граф Пален…)
  • Великодушие смягчает сердца
  • Надписи на стихотворениях Пушкина
  • «В борьбе суровой с жизнью душной…»

Детские и юношеские стихотворения[править]

  • Сказка про короля и про монаха
  • Вихорь-конь
  • Телескоп (баллада)
  • Прости
  • Молитва стрелков
  • «Я верю в чистую любовь…»

Стихотворные записки. Экспромты. Надписи. Буриме[править]

  • Б. М. Маркевичу («Где нет толку никакого…»)
  • М. Н. Лонгинову («Очень, Лонгинов, мне жаль…»)
  • «Аминь, глаголю вам, — в восторге рёк Маркeвич…»
  • «Под шум балтийских волн…»
  • Элегия («Где Майков, Мей, и Мин, и Марков, и Миняев…») 1870
  • М. М. Стасюлевичу («Скорее на небе луну…»)
  • В. А. Арцимовичу («Ты властитель всех сердец…»)
  • А. М. и Н. М. Жемчужниковым
  • Неожиданное наказание
  • Н. М. Жемчужникову («Горька нам, Николай…»)
  • Прогулка под качелями
  • Переход через Балканские горы
  • «Об этом я терзаюся и плачу…»
  • Басня про Ромула и Рема («Реин батюшка проспал…») ?
  • Прогулка с подругой жизни («Покройся, юная девица…») ?
  • «Молчите! — Мне не нужен розмарин!..»
  • «Не приставай ко мне, Борис Перовский…»
  • Бегство Наполеона из России
  • Почему Александр I отказался от названия великого
  • «Часто от паштета корка…»
  • Баллада («Аскольд плывет, свой сняв шелом…»)
  • «Аскольд, зовёт тебя Мальвина…»
Коллективное[править]
  • А. П. Бобринскому

Незаконченное. Наброски. Отрывки[править]

  • «Бегут разорванные тучи…»
  • Слова для мазурки
  • «Ты меня поняла не вполне…»
  • «Что за время, что за нравы!..
  • «Как вчера хорош у моря…»
  • «О, не страшись несбыточной измены…»
  • «Закревский так сказал пожарным…»
  • «Причину моего смятенья и испуга…»
  • «И на крыльце по вечерам…»
  • «Друзья, вы совершенно правы…»
  • «Святой отец, постой…»
  • «В дни златые вашего царенья…»
  • «Желтобрюхого Гаврила…»
  • «О, будь же мене голосист…»
  • «Ища в мужчине идеала…»
  • «То древний лес. Дуб мощный своенравно…»
  • «Теперь в глуши полей, поклонник мирных граций…»
  • «Честь вашего я круга…»
  • «Но были для девы другие отрады…»
  • «Улыбка кроткая, в движенье каждом тихость…»

Драматургия[править]

  • Дон Жуан (1862)
  • Драматическая трилогия
    • Смерть Иоанна Грозного (1866)
    • Царь Фёдор Иоаннович (1868)
    • Царь Борис (1870)
  • Посадник (1871)

Переводы[править]

Из Джорджа Гордона Байрона[править]

  • «Ассирияне шли как на стадо волки…»
  • «Неспящих солнце! Грустная звезда!..»

Из Андре-Мари Шенье[править]

  • «Крылатый бог любви, склоняся над сохой…» пер. 1856
  • «Вот он, низийский бог, смиритель диких стран…»
  • «Ко мне, младой Хромид, смотри, как я прекрасна!..»
  • «Супруг блудливых коз, нечистый и кичливый…»
  • «Багровый гаснет день; толпится за оградой…»
  • «Я вместо матери уже считаю стадо…»

Из Иоганна Вольфганга Гёте[править]

  • Бог и баядера
  • Коринфская невеста в старой орфографии Коринфская невеста
  • «Радость и горе, волнение дум…»
  • «Трещат барабаны, и трубы гремят…»

Из Генриха Гейне[править]

  • «Безоблачно небо, нет ветру с утра…»
  • «У моря сижу на утёсе крутом…»
  • «Из вод подымая головку…»
  • Ричард Львиное Сердце
  • «Обнявшися дружно, сидели…»
  • «Довольно! Пора мне забыть этот вздор…»

Из шотландской народной поэзии[править]

  • Эдвард

Другие переводы[править]

  • Виктор Гюго, Клод Ге
  • Георг Гервег, «Хотел бы я угаснуть, как заря…», 1857

Публицистика[править]

  • Проект постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного»
  • Проект постановки на сцену трагедии «Царь Фёдор Иоаннович»

Сочинения Козьмы Пруткова[править]

См. Козьма Прутков

См. также[править]

  • Письмо к редактору по поводу смерти гр. А. К. Толстого
  • Упырь. Сочинение Краснорогского

Библиография[править]

Отдельные издания:

  • Стихотворения графа А. К. Толстого. — СПб.: Типография морского министерства, 1867. — 397 с. (Google; Google; каталог РГБ)
  • А. К. Толстой. Князь серебряный. — М.: В. Г. Готье, 1892. (РГБ)
  • Толстой А. К. Собрание сочинений в четырёх томах / Под редакцией И. Ямпольского — М.: Правда, 1969. (каталог РГБ)
  • А. К. Толстой. Сочинения : в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения. (каталог РГБ)
  • А. К. Толстой. Сочинения : в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 2. (каталог РГБ)

Публикации в периодических изданиях:

  • «Русский вестник», 1857, т. 7, январь, кн. 1, с. 203
  • «Русский вестник», 1857, т. 8, апрель, кн. 1, с. 427—430
  • «Русский вестник», 1858, т. 15, май, кн. 2, с. 353—358
  • «Русский вестник», 1858, т. 15, июнь, кн. 1, с. 450—458
  • «Русский вестник», 1862, т. 40, № 8, с. 427—579
  • «Русский вестник», 1862, т. 41, № 9, с. 103—196
  • «Русский вестник», 1862, т. 41, № 10, с. 439—521
  • «Вестник Европы», 1875, № 1, с. 157—158

Не разобранные произведения[править]

Эти произведения были импортированы со стороннего сайта. Вы можете помочь проекту, оформив их в соответствующих разделах выше, и проверив качество этих страниц. После чего стоит удалить с этих страниц категорию Категория:Импорт/az.lib.ru/Алексей Константинович Толстой, чтобы ссылки на них не дублировались на этой странице.

Ссылки[править]

  • Произведения А. К. Толстого в разделе «Классика» библиотеки Максима Мошкова
PD-icon.svg Работы этого автора находятся в общественном достоянии во всём мире, поскольку он умер более 100 лет назад.

Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ.

Толстой Алексей Константинович (1817 – 1875) — русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской АН.

Граф Алексей Толстой родился в Санкт-Петербурге 5 сентября 1817 года. Его отец Константин Толстой служил советником в Государственном ассигнационном банке. Он происходил из старинного дворянского рода: его родным братом был художник Федор Толстой, а дальним родственником — писатель Лев Толстой.

Мать будущего писателя, Анна Перовская, была внебрачной дочерью государственного деятеля Алексея Разумовского. Брак Толстых распался, когда их сыну исполнилось полтора месяца.

Все детство Толстого прошло в Малороссии. После развода отец не виделся с сыном, и воспитывал его дядя, который всячески поощрял любовь племянника к искусству и словесности. Он написал для него повесть «Черная курица, или Подземные жители», в которой главный герой, мальчик Алеша, попадает в волшебное подземное царство. Погорельский заботился об образовании племянника, оплачивал для него учителей. Уже в шесть лет Толстой писал и говорил на немецком, английском и французском языках. В детстве он увлекся поэзией.

В конце 1830-х годов Алексей Толстой поступил на службу: его причислили к Русской миссии в немецком городе Франкфурте-на-Майне. Назначение было формальным, он часто бывал в России или путешествовал по Европе. В 1840 году Толстой вернулся на родину, где поступил в чиновники и быстро продвигался по службе. В 1842 году его возвели в титулярные советники, а к 1846 году — в надворные советники. Толстой, однако, не слишком дорожил карьерой и хотел вовсе ее оставить: его больше увлекала литература. Он часто сочинял по ночам, писал стихи, но не считал нужным их публиковать.

Алексей Толстой начал писать прозу в конце 1830-х годов. Первые его рассказы были фантастическими и полными мистики, интерес к которой он унаследовал от дяди Антония Погорельского.

В начале 1850-х годов в литературных журналах появились басни, стихи и афоризмы Козьмы Пруткова. Мало кто из читателей знал, что за этим вымышленным именем скрываются четыре автора: братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы и Толстой, который приходился им родственником. Они были дружны и часто собирались в квартире братьев в Петербурге, писали шуточные стихи и рассказы. Вымышленному писателю Пруткову придумали биографию, политические взгляды, семью и чиновничью службу. Жемчужниковы и Толстой писали пьесы, басни, эпиграммы, стихи и пародии от его имени.

Также Толстой переводил шотландские баллады, стихи Гете, Байрона.

В 1862 году Толстой опубликовал роман «Князь Серебряный», который писал почти двадцать лет. В нем он изобразил государство времен Грозного: интриги боярства, казни и жестокость опричников.

Во второй половине 1860-х Алексей Толстой вернулся к поэзии, стал писать баллады и притчи по фольклорным мотивам.

С возрастом здоровье Алексея Толстого ухудшалось, он страдал от головных болей и вынужден был часто ездить на лечение в Европу. В 1875 году писатель скончался в своем имении в Черниговской губернии.

  • Что почитать?
    • Что почитать в отпуске?
    • Что почитать чтобы не оторваться?
    • Что почитать интересного для души?
  • Авторы
  • Рейтинги
    • ТОП 100 лучших книг
    • 200 лучших книг по версии BBC
    • Лучшие книги в жанре «Фантастика»
    • Лучшие книги «Фэнтези»
    • Лучшие книги в жанре «Детектив»
    • Лучшие книги: ужасы
    • Лучшие книги о путешествиях
    • Лучшие книги про попаданцев
    • Лучшие детские книги
    • Лучшие книги по психологии
    • Лучшие книги, основанные на реальных событиях
    • Лучшие книги c отрицательными главными героями
  • Списки
    • Книги, поднимающие настроение
    • Книги, которые читаются на одном дыхании
    • Книги, которые заставляют задуматься
    • Книги, которые меняют жизнь
    • Книги, которые меняют мировоззрение
    • Книги для развития интеллекта и словарного запаса
    • Книги, которые стоит прочитать
    • Книги, которые должен прочитать каждый
    • Книги, в которых главные герои — дети
    • Книги, которые научат мыслить шире
    • Список запрещенных книг
  • Рецензии
  • Цитаты из книг
  • Новости
  • Буктрейлеры

Алексей Константинович Толстой

Алексей Константинович Толстой — список книг по порядку, биография

5 сентября 1817 — 10 октября 1875

Жанры автора

Мистика (31.25%)

Русская классическая проза (12.5%)

Повесть (12.5%)

Хоррор/Ужасы (12.5%)

Проза (12.5%)

Рассказ (6.25%)

Историческая повесть (6.25%)

Реализм (6.25%)

Цитаты из книг автора

Как ни бесстрашен бывает человек, он никогда не равнодушен к мысли, что его ожидает близкая смерть, не славная смерть среди стука мечей или грома орудий, но темная и постыдная, от рук презренного палача.

Из книги «Князь Серебряный» — Все цитаты

Прокрутить вверх

Об авторе:

Редактировал(а): RIP 17 ноября 2012, 21:20Редактировать

Толстой (граф Алексей Константинович) — известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Федора Толстого ). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. В автобиографии Толстого (письмо его к Анджело Де-Губернатису при I т. «Сочинений» Толстого) мы читаем: «Еще шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении». Восьми лет Толстой, с матерью и Перовским , переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского — Жуковского — мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II , и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна , также ценила и личность, и талант Толстого

. В 1826 г. Толстой с матерью и дядей отправился в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. «Мы начали», пишет он в автобиографии, «с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, — и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую «тоску по родине», в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай». Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в середине 30-х годов поступил в число так называемых «архивных юношей», состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Как «студент архива», он в 1836 г. выдержал в Московском университете экзамен «по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета», и причислился к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне. В том же году умер Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, вел светскую жизнь

 В 1855 г., во время крымской войны, Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого «стрелкового полка Императорской фамилии». Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка. Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С.А. Миллер (урожденная Бахметьева), на которой он позднее женился. Письма его к жене, относящиеся к последним годам его жизни, дышат такой же нежностью, как и в первые годы этого очень счастливого брака. Во время коронации в 1856 г., Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании, не неся никакой службы, он оставался до самой смерти; только короткое время было он членом комитета о раскольниках. С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье — он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок — пошатнулось. Жил он поэтому большей частью за границей, летом в разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях — Пустыньке (возле станции Саблино, под Петербургом) и Красном Роге (Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа), где он и умер 28 сентября 1875 г. В личной жизни своей Толстой представляет собой редкий пример человека, который не только всячески уклонялся от шедших ему навстречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне тягостную для него борьбу с людьми, от души желавшими ему добра и предоставлявшими ему возможность выдвинуться и достигнуть видного положения. Толстой хотел быть «только» художником. Когда в первом крупном произведении своем — поэме, посвященной душевной жизни царедворца — поэта Иоанна Дамаскина — Толстой говорил о своем герое: «Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка» — это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: «простым рожден я был певцом, глаголом вольным Бога славить… О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле». Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы в переписке Толстого. Необыкновенно мягкий и нежный, он должен был собрать весь запас своей энергии, чтобы отказаться от близости к Государю, которому, когда он заболел под Одессой, по несколько раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья. Одно время Толстой поколебался было: ему показалось привлекательным быть при Государе, как он выразился в письме к нему, «Бесстрашным сказателем правды» — но просто придворным Толстой не хотел быть ни в каком случае. В его переписке ясно отразилась удивительно-благородная и чистая душа поэта; но из нее же видно, что изящная его личность была лишена силы и тревоги, мир сильных ощущений и мук сомнения был ему чужд. Это наложило печать на все его творчество.

Толстой начал писать и печатать очень рано. Уже в 1841 г., под псевдонимом Краснорогский, вышла его книжка «Упырь» (Санкт-Петербург). Толстой впоследствии не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев . Это — фантастический рассказ в стиле Гофмана и Погорельского-Перовского. Белинский встретил его очень приветливо. Длинный промежуток времени отделяет первое, мимолетное появление Толстого в печати от действительного начала его литературной карьеры. В 1854 г. он выступил в «Современнике» с рядом стихотворений («Колокольчики мои», «Ой стоги» и др.), сразу обративших на него внимание. Литературные связи его относятся еще к сороковым годам. Он был хорошо знаком с Гоголем , Аксаковым , Анненковым , Некрасовым , Панаевым и особенно с Тургеневым , который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого. Примкнув ненадолго к кружку «Современника», Толстой принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в «Современнике» в 1854 — 55 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова (см.). Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем. Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например «Спесь», «У приказных ворот»). Юмористически-сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов («Порой веселой мая», «Потом богатырь» и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики. Видное место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок былинных сюжетов. Никогда не стесняясь в своих юмористических выходках посторонними соображениями, этот, по мнению многих из своих литературных противников, «консервативный» поэт написал несколько юмористических поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не считая заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидесятых годах. В ряду этих поэм особенной известностью пользуются две: «Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» («Русская Старина», 1878, т. 40) и «Сон Попова» (ib., 1882, № 12). Первая из них представляет собой юмористическое обозрение почти всех главных событий истории России, с постоянным припевом: «Порядка только нет». Поэма написана в намеренно-вульгарном тоне, что не мешает некоторым характеристикам быть очень меткими (например об Екатерине II : «Madame, при вас на диво порядок процветает, — писали ей учтиво Вольтер и Дидерот, — лишь надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать». Она им возразила: «Messieurs, vous me comblez», и тотчас прикрепила украинцев к земле»). «Сон статского советника Попова» еще более комичен. — Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, «Русской Беседе», появились две поэмы Толстого: «Грешница» (1858) и «Иоанн Дамаскин» (1859). С прекращением «Русской Беседы» Толстой становится деятельным сотрудником Катковского «Русского Вестника», где были напечатаны драматическая поэма «Дон-Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В «Отечественных Записках» 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого — «Смерть Иоанна Грозного», которая в 1867 г. была поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и имела большой успех, несмотря на то, что соперничество актеров лишало драму хорошего исполнителя заглавной роли. В следующем году эта трагедия, в прекрасном переводе Каролины Павловой (см.), тоже с большим успехом, была поставлена на придворном театре лично дружившего с Толстым великого герцога Веймарского. С преобразованием в 1868 г. «Вестника Европы» в общелитературный журнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии — «Царь Федор Иоаннович» (1868, 5) и «Царь Борис» (1870, 3), стихотворная автобиографическая повесть «Портрет» (1874, 9) и написанный в Дантовском стиле рассказ в стихах «Дракон». После смерти Толстого были напечатаны неоконченная историческая драма «Посадник» и разные мелкие стихотворения. Меньше всего выдается художественными достоинствами чрезвычайно-популярный роман Толстого «Князь Серебряный», хотя он, несомненно, пригоден как чтение для юношества и для народа. Он послужил также сюжетом для множества пьес народного репертуара и лубочных рассказов. Причина такой популярности — доступность эффектов и внешняя занимательность; но роман мало удовлетворяет требованиям серьезной психологической разработки. Лица поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом появлении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в отделенном 20 годами эпилоге. Интрига ведена очень искусственно, в почти сказочном стиле; все совершается по щучьему велению. Главный герой, по признанию самого Толстого — лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за исключением Грозного , сработаны по тому условно-историческому трафарету, который установился со времен «Юрия Милославского» для изображения древнерусской жизни. Толстой хотя и изучал старину, но большей частью не по первоисточникам, а по пособиям. Сильнее всего отразилось на его романе влияние народных песен, былин и лермонтовской «Песни о купце Калашникове». Лучше всего удалась автору фигура Грозного. То безграничное негодование, которое овладевает Толстым каждый раз, когда он говорит о неистовствах Грозного, дало ему силу порвать с условным умилением перед древнерусской жизнью. По сравнению с романами Лажечникова и Загоскина , еще меньше заботившихся о реальном воспроизведении старины, «Князь Серебряный», представляет собой, однако, шаг вперед. Несравненно интереснее Толстой как поэт и драматург. Внешняя форма стихотворений Толстого не всегда стоит на одинаковой высоте. Помимо архаизмов, к которым даже такой ценитель его таланта, как Тургенев, относился очень сдержанно, но которые можно оправдать ради их оригинальности, у Толстого попадаются неверные ударения, недостаточные рифмы, неловкие выражения. Ближайшие его друзья ему на это указывали, и в переписке своей он не раз возражает на эти вполне благожелательные упреки. В области чистой лирики лучше всего, соответственно личному душевному складу Толстого, ему удавалась легкая, грациозная грусть, ничем определенным не вызванная. В своих поэмах Толстой является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией действующих лиц. Так, «Грешница» обрывается как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. В «Драконе», по словам Тургенева (в некрологе Толстому), Толстой «достигает почти Дантовской образности и силы»; и действительно, в описаниях строго выдержан Дантовский стиль. Интерес психологический из поэм Толстого представляет только «Иоанн Дамаскин». Вдохновенному певцу, удалившемуся в монастырь от блеска двора, чтобы отдаться внутренней духовной жизни, суровый игумен, в видах полного смирения внутренней гордыни, запрещает предаваться поэтическому творчеству. Положение высоко-трагическое, но заканчивается оно компромиссом: игумену является видение, после которого он разрешает Дамаскину продолжать слагать песнопения. Всего ярче поэтическая индивидуальность Толстого сказалась в исторических балладах и обработках былинных сюжетов. Из баллад и сказаний Толстого особенной известностью пользуется «Василий Шибанов»; по изобразительности, концентрированности эффектов и сильному языку — это одно из лучших произведений Толстого. О писанных в старорусском стиле стихотворениях Толстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании Ивану Аксакову: «Судя меня довольно строго, в моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало простоты». Герои русских былин в изображении Толстого напоминают французских рыцарей. Довольно трудно распознать подлинного вороватого Алешу Поповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том трубадуре, который, полонив царевну, катается с ней на лодочке и держит ей такую речь: «…сдайся, сдайся, девица душа! я люблю тебя царевна, я хочу тебя добыть, вольной волей иль неволей, ты должна меня любить. Он весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий огласился очерет…» Несмотря, однако, на несколько условный стиль толстовских былинных переработок, в их нарядном архаизме нельзя отрицать большой эффектности и своеобразной красоты. Как бы предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Толстой осенью 1875 г. написал стихотворение «Прозрачных облаков спокойное движенье», где, между прочим, говорит о себе:
Всему настал конец, прийми ж его и ты
Певец, державший стяг во имя красоты.
Это самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о Толстом многие «либеральные» критики, называвшие его поэзию типичной представительницей «искусства для искусства». И, тем не менее, зачисление Толстого исключительно в разряд представителей «чистого искусства» можно принять только с значительными оговорками. В тех самых стихотворениях на древнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическая индивидуальность, водружен далеко не один «стяг красоты»: тут же выражены и политические идеалы Толстого, тут же он борется с идеалами, ему не симпатичными. В политическом отношении он является в них славянофилом в лучшем смысле слова. Сам он, правда (в переписке), называет себя решительнейшим западником, но общение с московскими славянофилами все же наложило на него яркую печать. В Аксаковском «Дне» было напечатано нашумевшее в свое время стихотворение «Государь ты наш батюшка», где в излюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформу как «кашицу», которую «государь Петр Алексеевич» варит из добытой «за морем» крупы (своя якобы «сорная»), а мешает «палкой»; кашица «крутенька» и «солона», расхлебывать ее будут «детушки». В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пяти-векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он «удивляется притче» такой: «если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!» Он «пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?» В «Змее Тугарине» сам Владимир провозглашает такой тост: «за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет». С такими идеалами, нимало не отзывающимися «консерватизмом», Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив «стяг красоты», он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать «детей» Базаровского типа. Не нравились они ему главным образом потому, что «они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити». На борьбу с этим «ученьем грязноватым» Толстой призывал «Пантелея-Целителя»: «и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые». И вот, он сам выступает в роли Пантелея-Целителя и начинает помахивать палкой суковатой. Нельзя сказать, чтобы он помахивал ею осторожно. Это не одна добродушная ирония над «материалистами», «у коих трубочисты суть выше Рафаила», которые цветы в садах хотят заменить репой и полагают, что соловьев «скорее истребити за бесполезность надо», а рощи обратить в места «где б жирные говяда кормились на жаркое» и т. д. Весьма широко раздвигая понятие о «российской коммуне» Толстой полагает, что ее приверженцы «все хотят загадить для общего блаженства», что «чужим они немногое считают, когда чего им надо, то тащут и хватают»; «толпы их все грызутся, лишь свой откроют форум, и порознь все клянутся in verba вожакорум. В одном согласны все лишь: коль у других именье отымешь да разделишь, начнется вожделенье». Справиться с ними, в сущности, не трудно: «чтоб русская держава спаслась от их затеи, повесить Станислава всем вожакам на шею». Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Общий характер его литературной деятельности и после посыпавшихся на него нападок остался прежний, но отпор «крику оглушительному: сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли вымыслы ваши в наш век положительный!» он стал давать в форме менее резкой, просто взывая к своим единомышленникам: «дружно гребите, во имя прекрасного, против течения». Как ни характерна сама по себе борьба, в которую вступил поэт, считавший себя исключительно певцом «красоты», не следует, однако, преувеличивать ее значение. «Поэтом-бойцом», как его называют некоторые критики, Толстой не был; гораздо ближе к истине то, что он сам сказал о себе: «двух станов не боец, но только гость случайный, за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими — досель мой жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь». — В области русской исторической драмы Толстому принадлежит одно из первых мест; здесь он уступает только одному Пушкину . Исторически-бытовая драма «Посадник», к сожалению, осталась неоконченной. Драматическая поэма «Дон-Жуан» задумана Толстым не только как драма, для создания которой автор не должен перевоплощать свою собственную психологию в характеры действующих лиц, но также как произведение лирически-философское; между тем спокойный, добродетельный и почти «однолюб» Толстой не мог проникнуться психологией вечно ищущего смены впечатлений, безумно-страстного Дон-Жуана. Отсутствие страсти в личном и литературном темпераменте автора привело к тому, что сущность дон-жуанского типа совершенно побледнела в изображении Толстого: именно страсти в его «Дон-Жуане» и нет. На первый план между драматическими произведениями Толстого выступает, таким образом, его трилогия. Наибольшей известностью долго пользовалась первая часть ее — «Смерть Иоанна Грозного». Это объясняется прежде всего тем, что до недавнего времени только она одна и ставилась на сцену — а сценическая постановка трагедий Толстого, о которой он и сам так заботился, написав специальное наставление для нее, имеет большое значение для установления репутации его пьес. Сцена, например, где к умирающему Иоанну, в исполнение только что отданного им приказа, с гиком и свистом врывается толпа скоморохов, при чтении не производит и десятой доли того впечатления, как на сцене. Другая причина недавней большей популярности «Смерти Иоанна Грозного» заключается в том, что в свое время это была первая попытка вывести на сцену русского царя не в обычных до того рамках легендарного величия, а в реальных очертаниях живой человеческой личности. По мере того как этот интерес новизны пропадал, уменьшался и интерес к «Смерти Иоанна Грозного», которая теперь ставится редко и вообще уступила первенство «Федору Иоанновичу». Непреходящим достоинством трагедии, помимо очень колоритных подробностей и сильного языка, является чрезвычайная стройность в развитии действия: нет ни одного лишнего слова, все направлено к одной цели, выраженной уже в заглавии пьесы. Смерть Иоанна носится над пьесой с первого же момента; всякая мелочь ее подготовляет, настраивая мысль читателя и зрителя в одном направлении. Вместе с тем каждая сцена обрисовывает перед нами Иоанна с какой-нибудь новой стороны; мы узнаем его и как государственного человека, и как мужа, и как отца, со всех сторон его характера, основу которого составляет крайняя нервность, быстрая смена впечатлений, переход от подъема к упадку духа. Нельзя не заметить, однако, что в своем усиленном стремлении к концентрированию действия Толстой смешал две точки зрения: фантастически-суеверную и реалистическую. Если автор желал сделать узлом драмы исполнение предсказания волхвов, что царь непременно умрет в Кириллин день, то незачем было придавать первостепенное значение стараниям Бориса вызвать в Иоанне гибельное для него волнение, которое, как Борис знал от врача, будет для царя смертельно помимо всяких предсказаний волхвов. В третьей части трилогии — «Царе Борисе» — автор как бы совсем забыл о том Борисе, которого вывел в первых двух частях трилогии, о Борисе косвенном убийце Иоанна и почти прямом — царевича Димитрия , хитром, коварном, жестоком правителе Руси в царствование Феодора , ставившем выше всего свои личные интересы. Теперь, кроме немногих моментов, Борис — идеал царя и семьянина. Толстой не в состоянии был отделаться от обаяния образа, созданного Пушкиным, и впал в психологическое противоречие с самим собой, причем еще значительно усилил пушкинскую реабилитацию Годунова. Толстовский Борис прямо сентиментален. Чрезмерно сентиментальны и дети Бориса: жених Ксении, датский королевич, скорее напоминает юношу эпохи Вертера, чем авантюриста, приехавшего в Россию для выгодной женитьбы. Венцом трилогии является срединная ее пьеса — «Федор Иоаннович». Ее мало заметили при появлении, мало читали, мало комментировали. Но вот, в конце 1890-х годов, было снято запрещение ставить пьесу на сцене. Ее поставили сначала в придворно-аристократических кружках, затем на сцене Петербургского Малого театра; позже пьеса обошла всю провинцию. Успех был небывалый в летописях русского театра. Многие приписывали его удивительной игре актера Орленева, создавшего роль Федора Иоанновича — но и в провинции всюду нашлись «свои Орленевы». Дело, значит, не в актере, а в том замечательно благодарном материале, который дается трагедией. Поскольку исполнению «Дон-Жуана» помешала противоположность между психологией автора и страстным темпераментом героя, постольку родственность душевных настроений внесла чрезвычайную теплоту в изображение Федора Иоанновича. Желание отказаться от блеска, уйти в себя так знакомо было Толстому, бесконечно-нежное чувство Федора к Ирине так близко напоминает любовь Толстого к жене. С полной творческой самобытностью Толстой понял по-своему совсем иначе освещенного историей Федора — понял, что это отнюдь не слабоумный, лишенный духовной жизни человек, что в нем были задатки благородной инициативы, могущей дать ослепительные вспышки. Не только в русской литературе, но и во всемирной мало сцен, равных, по потрясающему впечатлению, тому месту трагедии, когда Федор спрашивает Бориса: «царь я или не царь?» Помимо оригинальности, силы и яркости, эта сцена до такой степени свободна от условий места и времени, до такой степени взята из тайников человеческой души, что может стать достоянием всякой литературы. Толстовский Федор Иоаннович — один из мировых типов, созданный из непреходящих элементов человеческой психологии.

  • Написанные книги (62)
  • Переведенные книги (3)
  • Комментарии книг (12)
  • Последние оценки (118)
  • Архив книг
Название книги Оценка Cтатус Дата добавления Жанр Стр./Год/Язык Серия

Амена
Амена

5.5 (2) 09.12.2010,
06:48
1291877299 Русская классическая проза 1/-/RU

Артемий Семенович Бервенковский
Артемий Семенович Бервенковский

0 (0) 21.10.2015,
21:46
1445460376 Русская классическая проза 3/2012/RU

Библейские мотивы в русской поэзии (Сборник)
Библейские мотивы в русской поэзии (Сборник)

8.67 (3) 15.05.2015,
13:31
1431693107 Русская классическая проза, Поэзия 3/2008/RU

Благословляю я свободу (Поэмы)
Благословляю я свободу (Поэмы)

0 (0) 27.10.2010,
17:07
1288195663 Русская классическая проза, Поэзия 7/2007/RU

Большая книга о природе
Большая книга о природе

9 (1) 17.07.2017,
17:25
1500308725 Детская проза, Сказки, … 22/2006/RU

Бремя власти: Перекрестки истории
Бремя власти: Перекрестки истории

0 (0) 01.11.2014,
21:42
1414878121 Историческая литература 29/2008/RU

Волчий приемыш
Волчий приемыш

9 (2) 09.12.2010,
06:49
1291877381 Русская классическая проза 1/-/RU

Встреча через триста лет
Встреча через триста лет

9.67 (3) 09.12.2010,
06:49
1291877399 Русская классическая проза 1/-/RU

Два дня в киргизской степи
Два дня в киргизской степи

0 (0) 16.09.2016,
00:31
1473982278 Русская классическая проза, Природа и животные, … 4/1964/RU

Дон Жуан
Дон Жуан

0 (0) 21.09.2016,
13:12
1474459923 Прочая старинная литература, Русская классическая проза, … 32/-/RU

Драматическая трилогия (сборник)
Драматическая трилогия (сборник)

0 (0) 25.05.2017,
16:32
1495726351 Классическая литература, Пьесы, драматургия 17/-/RU

Древний путь
Древний путь

0 (0) 09.12.2010,
06:51
1291877462 Классическая литература 1/-/RU

Душистые ветки акации белой
Душистые ветки акации белой

10 (1) 27.10.2010,
17:07
1288195658 Русская классическая проза, Поэзия 13/2007/RU

Зачинается песня от древних затей. (Баллады, былины, притчи)
Зачинается песня от древних затей. (Баллады, былины, притчи)

10 (1) 27.10.2010,
17:06
1288195616 Русская классическая проза, Поэзия 11/2007/RU

Земля наша богата, порядка в ней лишь нет… (Юмористические и сатирические стихотворения)
Земля наша богата, порядка в ней лишь нет… (Юмористические и сатирические стихотворения)

0 (0) 27.10.2010,
17:06
1288195599 Русская классическая проза, Поэзия 1/2007/RU

Иван да Марья
Иван да Марья

10 (1) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Русская классическая проза 1/-/RU

Иван-царевич и Алая-Алица
Иван-царевич и Алая-Алица

10 (1) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Русская классическая проза 1/-/RU

Из Козьмы Пруткова
Из Козьмы Пруткова

0 (0) 27.10.2010,
17:07
1288195638 Русская классическая проза, Поэзия 4/2007/RU

И зовут друг друга журавли
И зовут друг друга журавли

10 (1) 27.10.2010,
17:07
1288195645 Русская классическая проза, Поэзия 2/2007/RU

И ничего в природе нет, что бы любовью не дышало
И ничего в природе нет, что бы любовью не дышало

10 (1) 27.10.2010,
17:07
1288195654 Классическая литература 1/2007/RU

История государства Российского от Гостомысла до Тимашева
История государства Российского от Гостомысла до Тимашева

0 (0) 29.08.2016,
15:45
1472481922 Прочая старинная литература, Русская классическая проза, … 3/-/RU

Кикимора
Кикимора

10 (3) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Русская классическая проза 1/-/RU

Князь Серебряный
Князь Серебряный

9.06 (32) 04.02.2009,
00:00
1233705600 Историческая проза 46/1981/RU

Князь Серебряный (Сборник)
Князь Серебряный (Сборник)

10 (2) 27.10.2010,
17:06
1288195588 Русская классическая проза 155/2007/RU

Князь Серебряный, Упырь, Семья вурдалака
Князь Серебряный, Упырь, Семья вурдалака

10 (1) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Русская классическая проза 46/2001/RU

Лирические стихотворения (1840-1855)
Лирические стихотворения (1840-1855)

0 (0) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Русская классическая проза 1/-/RU

Лисичка-сестричка и волк
Лисичка-сестричка и волк

0 (0) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Прочая детская литература 1/-/RU

Литературная исповедь
Литературная исповедь

0 (0) 27.10.2010,
17:07
1288195631 Русская классическая проза 2/2007/RU

Мальчик с пальчик
Мальчик с пальчик

7 (3) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Прочая детская литература 1/-/RU

Мудрость жизни и шедевры живописи
Мудрость жизни и шедевры живописи

8.5 (2) 14.02.2014,
07:59
1392364790 Изобразительное искусство, фотография, Поэзия 0/2010/RU О жизни, дружбе и любви

Ночи безумные. Русская любовная лирика XIX века
Ночи безумные. Русская любовная лирика XIX века

9.6 (5) 08.03.2014,
18:41
1394304064 Поэзия, Лирика 15/2011/RU

Они появляются в полночь
Они появляются в полночь

10 (1) 21.09.2013,
22:12
1379797969 Ужасы и мистика, Социально-философская фантастика, …, … 93/1993/RU Антология #1993

Под водой
Под водой

0 (0) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Русская классическая проза 7/-/RU

Полосатый Эргени (сборник)
Полосатый Эргени (сборник)

10 (1) 18.10.2015,
08:26
1445153213 Детская проза, Природа и животные 92/1991/RU

Посадник
Посадник

0 (0) 09.12.2010,
06:54
1291877663 История 13/-/RU

По щучьему велению
По щучьему велению

9.75 (4) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Прочая детская литература 2/-/RU

Призраки<br/>(Русская фантастическая проза второй половины XIX века)
Призраки
(Русская фантастическая проза второй половины XIX века)

0 (0) 18.03.2020,
22:50
1584571814 Русская классическая проза, Ужасы и мистика, … 126/1997/RU

Проект постановки на сцену трагедии 'Смерть Иоанна Грозного'
Проект постановки на сцену трагедии ‘Смерть Иоанна Грозного’

0 (0) 09.12.2010,
06:55
1291877705 История 13/-/RU

Проект постановки на сцену трагедии 'Царь Федор Иоаннович'
Проект постановки на сцену трагедии ‘Царь Федор Иоаннович’

0 (0) 09.12.2010,
06:55
1291877710 История 11/-/RU

Против течения
Против течения

0 (0) 27.10.2010,
17:07
1288195628 Русская классическая проза, Поэзия 5/2007/RU

Рассказы Ивана Сударева
Рассказы Ивана Сударева

4 (1) 15.12.2013,
07:30
1387092652 Военная проза, Русская классическая проза 11/-/RU

Родина
Родина

10 (1) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Русская классическая проза 3/-/RU

Русская и советская фантастика (повести и рассказы)
Русская и советская фантастика (повести и рассказы)

7.5 (2) 14.09.2016,
21:30
1473885008 Фэнтези, Фэнтези 143/1989/RU

Русский романс
Русский романс

0 (0) 20.03.2015,
15:35
1426865702 Лирика, Песенная поэзия 137/1987/RU

Семья вурдалака
Семья вурдалака

9.03 (30) 04.02.2009,
00:00
1233705600 Ужасы и мистика, Русская классическая проза 2/2001/RU

Смерть Иоанна Грозного
Смерть Иоанна Грозного

10 (1) 09.12.2010,
06:56
1291877776 История 17/-/RU

Средь шумного бала. (Письма. Стихи)
Средь шумного бала. (Письма. Стихи)

0 (0) 27.10.2010,
17:07
1288195621 Русская классическая проза, Поэзия 3/2007/RU

Стихи
Стихи

0 (0) 30.10.2010,
21:47
1288471633 Русская классическая проза 1/-/RU

Стихотворения
Стихотворения

10 (1) 08.03.2009,
00:00
1236470400 Поэзия 1/1981/RU

Стихотворения (сборник)
Стихотворения (сборник)

0 (0) 08.03.2009,
00:00
1236470400 История 1/-/RU

  • Рассказы аудио рассказы паустовского
  • Рассказы алексеева о суворове распечатать
  • Рассказы астафьева о природе
  • Рассказы алексеева о великой московской битве
  • Рассказы астафьева для детей 4 класс читать короткие